Научная статья на тему 'Особенности методики преподавания бухгалтерского учета Г. А. Бахчисарайцева - представителя московской учетной школы'

Особенности методики преподавания бухгалтерского учета Г. А. Бахчисарайцева - представителя московской учетной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / БУХГАЛТЕРСКИЕ КУРСЫ / МОСКОВСКАЯ БУХГАЛТЕРСКАЯ ШКОЛА / БАЛАНСОВАЯ ТЕОРИЯ / COMMERCIAL EDUCATION / TEACHING METHODS / ACCOUNTING COURSES / MOSCOW ACCOUNTING SCHOOL / BALANCE THEORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Галина Васильевна, Потехина Екатерина Валентиновна

Поступательное развитие бухгалтерского учета и в теоретическом, и в практическом плане носит исключительно сложный историко-эволюционный характер. При этом для отечественного учета всегда были характерны периоды как усиления самобытных национальных начал, так и их ослабление. Поэтому очень важно добиться гармонизации этих отдельных сторон осмысления бухгалтерской науки, позволяющей одновременно учитывать не только национальные экономические интересы, но и использовать передовой мировой опыт. Представленная статья как раз и рассматривает эти особенности на примере научно-преподавательского творчества одного из выдающихся представителей московской учетной школы Г. А. Бахчисарайцева. Здесь необходимо принимать во внимание различное понимание бухгалтерской методологии, существующей на тот период в России. Представленные в статье обобщения и выводы позволяют обеспечить целостное восприятие подготовки бухгалтерских кадров, доказать правильность последовательного изучения тематических материалов, позволяющих рассматривать бухгалтерский учет как информационное отражение единого воспроизводственного цикла с выходом на систему важнейших финансово-результативных и фондовых показателей. Этот подход широко используется и в современных методиках преподавания бухгалтерского учета. Кроме этого, необходимо отметить остроту проблемы подготовки высокопрофессиональных бухгалтеров, и в этом отношении, ссылаясь на опыт Г. А. Бахчисарайцева, следует помнить о необходимости высокой меры ответственности за обучение учетных кадров. Подчеркивается исключительная важность непрерывности обучения бухгалтерскому делу, в том числе посредством самообразования, что позволяет расширять спектр профессиональных знаний, а значит, повысить авторитет и значимость учетной профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Peculiarities of the Methodology of Teaching Accounting by G. A . B akhchisaraytsev — the Representative of the Moscow Accounting School

The progressive development of accounting in both theoretical and practical terms has an extremely complex historical and evolutionary character. At the same time, domestic periods have always been characterized by periods of both the strengthening of original national principles and their weakening. Therefore, it is very important to achieve harmonization of these separate aspects of comprehension of accounting science, allowing simultaneously to take into account not only national economic interests, but also to use the best world experience. The presented article is just considering these features on the example of the scientific and teaching creativity of one of the outstanding representatives of the Moscow accounting school, G. A. Bakhchisaraytsev. Here it is necessary to take into account a different understanding of the accounting methodology that existed at that time in Russia. The generalizations and conclusions presented in the article make it possible to ensure a holistic perception of the preparation of accounting personnel, to prove the correctness of the consistent study of thematic materials that allow accounting to be considered as an informational reflection of a single reproduction cycle with the access to the system of the most important financial and result and exchange indicators. This approach is widely used in modern methods of teaching accounting. In addition, it is necessary to note the severity of the problem of training highly professional accountants, and in this respect, referring to the experience of G. A. Bakhchisaraytsev, we should remember the need for a high degree of responsibility for training accounting personnel. It emphasizes the exceptional importance of the continuity of training in accounting, including through self-education, which allows you to expand the range of professional knowledge, and thus increase the credibility and importance of the accounting profession.

Текст научной работы на тему «Особенности методики преподавания бухгалтерского учета Г. А. Бахчисарайцева - представителя московской учетной школы»

методики и технологии

(CC) ]

DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-5-43-53 УДК 657(045) JEL М49

особенности методики преподавания бухгалтерского учета Г. А. Бахчисарайцева - представителя московской учетной школы

Г. В. Михайлова3, Е. В. Потехина"

Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия

3 https://orcid.org/0000-0002-6734-1518 b https://orcid.org/0000-0001-8498-8121

АННоТАЦиЯ

Поступательное развитие бухгалтерского учета и в теоретическом, и в практическом плане носит исключительно сложный историко-эволюционный характер. При этом для отечественного учета всегда были характерны периоды как усиления самобытных национальных начал, так и их ослабление. Поэтому очень важно добиться гармонизации этих отдельных сторон осмысления бухгалтерской науки, позволяющей одновременно учитывать не только национальные экономические интересы, но и использовать передовой мировой опыт. Представленная статья как раз и рассматривает эти особенности на примере научно-преподавательского творчества одного из выдающихся представителей московской учетной школы Г.А. Бахчисарайцева. Здесь необходимо принимать во внимание различное понимание бухгалтерской методологии, существующей на тот период в России.

Представленные в статье обобщения и выводы позволяют обеспечить целостное восприятие подготовки бухгалтерских кадров, доказать правильность последовательного изучения тематических материалов, позволяющих рассматривать бухгалтерский учет как информационное отражение единого воспроизводственного цикла с выходом на систему важнейших финансово-результативных и фондовых показателей. Этот подход широко используется и в современных методиках преподавания бухгалтерского учета.

Кроме этого, необходимо отметить остроту проблемы подготовки высокопрофессиональных бухгалтеров, и в этом отношении, ссылаясь на опыт Г.А. Бахчисарайцева, следует помнить о необходимости высокой меры ответственности за обучение учетных кадров. Подчеркивается исключительная важность непрерывности обучения бухгалтерскому делу, в том числе посредством самообразования, что позволяет расширять спектр профессиональных знаний, а значит, повысить авторитет и значимость учетной профессии.

Ключевые слова: коммерческое образование; методика преподавания; бухгалтерские курсы; московская бухгалтерская школа; балансовая теория

Для цитирования: Михайлова Г. В., Потехина Е. В. Особенности методики преподавания бухгалтерского учета Г.А. Бахчисарайцева - представителя московской учетной школы. Учет.Анализ.Аудит. 2018;5(5):43-53. DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-5-43-53

The Peculiarities of the Methodology of Teaching Accounting by G. A. Bakhchisaraytsev -the Representative of the Moscow Accounting School

G.V. Mikhailova3, E.V. Potekhina",

North-Caucasus Federal University, Stavropol, Russia a https://orcid.org/0000-0002-6734-1518 b https://orcid.org/0000-0001-8498-8121

ABSTRACT

The progressive development of accounting in both theoretical and practical terms has an extremely complex historical and evolutionary character. At the same time, domestic periods have always been characterized by periods of both the strengthening of original national principles and their weakening. Therefore, it is very important to achieve harmonization of these separate aspects of comprehension of accounting science, allowing simultaneously to take into account not only national economic interests, but also to use the best world experience. The presented article

is just considering these features on the example of the scientific and teaching creativity of one of the outstanding representatives of the Moscow accounting school, G. A. Bakhchisaraytsev. Here it is necessary to take into account a different understanding of the accounting methodology that existed at that time in Russia.

The generalizations and conclusions presented in the article make it possible to ensure a holistic perception of the preparation of accounting personnel, to prove the correctness of the consistent study of thematic materials that allow accounting to be considered as an informational reflection of a single reproduction cycle with the access to the system of the most important financial and result and exchange indicators. This approach is widely used in modern methods of teaching accounting.

In addition, it is necessary to note the severity of the problem of training highly professional accountants, and in this respect, referring to the experience of G. A. Bakhchisaraytsev, we should remember the need for a high degree of responsibility for training accounting personnel. It emphasizes the exceptional importance of the continuity of training in accounting, including through self-education, which allows you to expand the range of professional knowledge, and thus increase the credibility and importance of the accounting profession.

Keywords: commercial education; teaching methods; accounting courses; Moscow accounting school; balance theory

For citation: Mikhailova G.V., Potekhina E.V. The peculiarities of the methodology of teaching accounting by G.A. Bakhchisaraytsev - the representative of the Moscow Accounting School. Uchet.Analiz.Audit = Accounting.Analysis.Auditing. 2018;5(5):43-53. (In Russ.). DOI: 10.26794/2408-93032018-5-5-43-53

ВВЕДЕНИЕ

В настоящие время бухгалтерский учет, понимаемый в широком смысле слова и как научная дисциплина, и как прикладная деятельность, и как предмет для изучения на различных уровнях, испытывает большие сложности, связанные с реформированием и переходом в систему цифровых технологий. Однако любое реформирование не может не учитывать предшествующий опыт ведения бухгалтерского учета, поскольку без прошлого нет будущего. Сохранение приоритета московской научно-педагогической учетной школы в современной России делает актуальным исследования, относящиеся к более ранним периодам ее создания, что позволяет обеспечить преемственность теоретических и учебно-педагогических аспектов подготовки современных бухгалтерских кадров.

К числу основных целей работы можно отнести изучение важнейших структурных составляющих методики преподавания бухгалтерского учета, характерных для московской учетной школы XX в., и возможности использования ее отдельных элементов в современной практике подготовки учетных кадров.

В качестве задач исследования следует отметить: во-первых, историко-аналитическое обобщение особенностей формирования отечественного учебно-методического опыта преподавания бухгалтерского дела; во-вторых, конкретизацию и уточнения личностного вклада Г. А. Бахчисарайцева в совершенствовании учебного процесса; в-третьих, объективную связь между качеством преподавания и соответствующими оценками этого качества деловым сообществом.

МЕТОДЫ

Рассматривая автобиографические, научные и методико-педагогические аспекты деятельности Г. А. Бахчисарайцева, базирующиеся на его «новой» (на тот момент) балансовой теории, показана важность выработанной совокупности учебно-методологических приемов, позволяющих соединить в единое целое практические навыки ведения бухгалтерского учета в тесной взаимосвязи с действующими на тот момент теоретическими изысканиями отечественных и зарубежных авторов.

Посредством критического анализа используемых Бахчисарайцевым учебно-методических материалов показана важность сохранения и приумножения процедуры самостоятельного изучения бухгалтерского учета, а также возможностей, связанных с формированием дистанционных схем по изучению учетных предметов.

Интерес к истории бухгалтерского учета, бухгалтерской профессии не ослабевает и сегодня. Этому подтверждение — труды известных российских исследователей: Я. В. Соколова, В. Я. Соколова, М. И. Кутера, М. Ю. Медведева, Д. В. Назарова, К. Ю. Цыганкова, М. М. Гурской, Е. В. Лупиковой и их зарубежных коллег М. Сарджиакомо, А. Сангстера, Ж. Ришара, М. Андерсона, С. Кармоны, Р. Паркера и ряда других.

Однако среди зарубежных публикаций, посвященных истории бухгалтерской профессии, преобладают те, которые связаны с англо-американским взглядом. По этому поводу М. Андерсон [1] и Р. Паркер [2] пришли к выводу, что существующие международно-значимые журналы по истории

бухгалтерского учета фактически являются базой современных исследований, из которых формируются до 50% всех цитат.

В свою очередь, это влияет на то, что в публикациях по истории бухгалтерского учета преобладают англоязычные (связано с местом издания журналов), а сами исследования затрагивают историю бухгалтерского учета в англоязычных странах в Х1Х-ХХ вв.1

Постоянному исследованию подвергаются работы, связанные с историй бухгалтерского учета, опубликованные как в специализированных, так и в общих бухгалтерских журналах. Это еще раз подтверждает, по мнению С. Кармоны, тот факт, что авторы публикаций, связанных с историей бухгалтерского учета, избирательно подходят к выбору первичных источников и литературы, особенно англо-американские авторы неохотно исследуют соответствующее работы на других иностранных языках [3].

Подобные тенденции наблюдают и в сфере бухгалтерского образования, и его истории. Идут дискуссии о том, что нужно включать в бухгалтерское образование, должно ли оно давать студентам разносторонние знания или чисто практическую направленность, как с этими вопросами соотносить этическое начало. Можно выделить три подхода к тому, кем должен стать выпускник: «традиционным ученым» — фундаментальные знания, «экономическим утилитаристом» — практиком или «модернистским либералом», т.е. обладать теоретическими и практическими навыками с осознанием значимости своей профессии в социальном контексте2.

Д. Кроутер и К. Картер отмечают, что повышение фундаментальности профессии может сделать ее неактуальной для бизнеса, интересы которого должны представлять будущие выпускники [4, с. 268].

Современная глобальная экономика диктует свои требования к профессии, а взгляд на англо-американское бухгалтерское образование можно выразить следующими словами: «Выпу-

1 Carmona S. "Influential Authors, Works and Journals in Accounting History Research" Paper Presented at the ABFH Conference, Cardiff, 10-11 September 2004.

2 McCombie, KM, Accounting Education in the Institution

known as the University: Alibis of Social Relevance, Accounting & Finance Working Paper 07/13, School of Accounting & Finance, University of Wollongong, 2007. URL: https://ro.uow. edu.au/cgi/viewcontent.cgi?referer=https://www.google.ru/& httpsredir=1&article=1012&context=accfinwp (дата обращения: 22.09.2018).

скать выпускников, необходимых в современном бизнесе»3.

М. Уэллс утверждает, что концентрация на умении вместо мышления приводит к тому, что выпускается все больше и больше технически компетентных бухгалтеров, которые в любом другом неграмотны и неспособны понять, почему учет является тем, чем он является [5, с. 4].

Профессиональные навыки можно рассматривать как товар. На этом базируется «модернистский либеральный вариант», предложенный Р. Симоном [6].

Кажется, что «реальный мир» — это тот, где мало рабочих мест, и студенты будут рассматриваться как товар и, возможно, никогда не будут работать в области бухгалтерского учета [7, с. 28]. Поэтому важно, чтобы выпускники имели достаточный объем знаний и профессиональных компетенций, позволяющих ориентироваться в социальной, политический жизни, поскольку в конечном итоге более разносторонне образованный человек внесет больший вклад в профессию и в общество, чем хорошо образованный технократ [5, с. 8].

Однако чрезмерное увлечение англо-американскими взглядами на бухгалтерское образование объективно не соответствует российской исторической действительности, которая ближе к нормативным концептуальным установкам, нежели к позитивизму.

В свою очередь, постановка коммерческого образования в России главным образом сохраняла верность европейским бухгалтерским традициям.

С этой точки зрения современные российские исследователи, опираясь на первоисточники по обобщению опыта бухгалтерского образования, имеют уникальную возможность, критически осмыслить самые разнообразные тенденции и особенности методик преподавания бухгалтерского учета, одну из которых мы рассматриваем ниже.

В конце XIX в. Георгий Аксентьевич Бахчиса-райцев учредил в Москве Счетоводные курсы для преподавания бухгалтерского учета в разных отраслях. За все время существования своих курсов он постоянно работал над совершенствованием учебного и учебно-методического процесса.

К этому времени Бахчисарайцевым был накоплен определенный опыт педагогической деятельности. В свое время он являлся преподавателем торговой школы М. А. Швайдерова (1901-1906), где читал курс бухгалтерского учета, коммерческой

3 Australian Universities Teaching Committee (AUTC, 2002, р. 7).

корреспонденции и коммерческой географии. Был отмечен окружными инспекторами Министерства финансов с лучшей стороны и в числе преподавателей этой школы командирован в Германию и Австрию для ознакомления с процессом коммерческого образования этих стран. Имя Г. А. Бахчисарайцева теснейшим образом связано с Московской бухгалтерской школой, базирующейся на балансовой теории. Наиболее яркие представители этой школы — Н. С. Лунский (1867-1956), Г. А. Бахчисарайцев (1875-1926), Ф. И. Бельмер (1873-1945), А. К. Роща-ховский (1862-?).

Как отмечают Е. М. Евстафьева и И. Н. Богатая, «...для России второй половины XIX в. были характерны разные взгляды на роль баланса и счетов, используемых в бухгалтерском учете для его формирования. В результате этого были выделены такие направления, как счетоводство и счетоведение, характеризующие практическую и теоретическую основу бухгалтерского учета и балансоведения, отражающие теорию и практику формирования бухгалтерской отчетности» [8, с. 4].

Основоположники московской школы шли от общего к частному. Поэтому они считали, что учетная наука должна строиться на системе счетов, идущей от баланса, т.е. учить следует начинать с баланса, а потом переходить к счетам. При этом счета делились на две группы — пассивные и активные, а баланс рассматривался как упрощенная форма инвентаря. Двойная запись исследовалась не через мену (как в петербургской учетной школе), а через группировку счетов в балансе [9, с. 77].

Непосредственно Г. А. Бахчисарайцев, развивая идеи балансовой теории учета, сформулировал ее основные положения в тридцати одном тезисе, которые до сих пор лежат в основе отечественной теории бухгалтерского учета.

В 1907-1908 гг. в Москве были почти одновременно организованы два конкурирующих между собой профессиональных бухгалтерских объединения: Общество для разработки и распространения счетоводных знаний и Московское общество бухгалтеров (МОБ). Бахчисарайцев участвовал в деятельности каждого из них, но наиболее активно в последнем, где он занимал вторую по значимости должность — товарища председателя Совета (председателем Совета был Ф.А Бельмер, владелец Торговой школы на Сретенке) [10]. В МОБ он проводил систематические лекции по коммерческим знаниям для конторщиков и бухгалтеров. С 1908 г. состоял преподавателем коммерческих наук (бухгалтерии

и коммерческой арифметики) на Коммерческом отделении в I Московском казенном реальном училище. В том же 1908 г. Московское общество бухгалтеров рекомендовало Георгия Аксентьевича на должность преподавателя бухгалтерии и коммерческой арифметики во II Высшее женское пятиклассное городское училище.

Непосредственно публицистическая деятельность его началась еще в 1897 г. В журнале «Счетоводство» были размещены статьи «Основные принципы коммерческой географии в связи с коммерческим образованием», «Иосиф Оденталь и его Образцовая Контора в Праге», «К открытию в Москве торговых классов Московского Общества распространения коммерческого образования».

В журнале «Вестник коммерческого образования» помещена статья «Современная коммерческая библиотека» с критикой 24 немецких сочинений по коммерческим знаниям, в журнале «Коммерческий мир» — статьи «Этюды по счетоводству», «История высшего коммерческого образования», «Банковская бухгалтерия» и достаточное количество критических очерков-рецензий, в журнале «Коммерсантъ», который издавал Г. А. Бахчисарайцев, — целый ряд статей по бухгалтерскому учету и другим коммерческим знаниям. Позже выходил специализированный журнал «Вестник Бухгалтерии».

«Новая» балансовая теория Г. А. Бахчисарайцева «Баланс — основной закон счетоводства» была им предложена в 1908 г. и позже вошла в ряд учебников по бухгалтерии, одобренных Министерством народного просвещения и Министерством торговли и промышленности. К числу таких учебных пособий можно отнести: Н. С. Лунский «Счетоводство общее и коммерческое»4, Р. Я. Вейцман «Курс счетоводства»5, Д. Г. Иванов «Записки по счетоводству»6, Г. Бычков «Учебник общего счетоводства»7, Н. А. Кипарисов «Торговое счетоводство»8, А. М. Галаган

4 Лунский Н. С. Счетоводство общее и коммерческое: ч. 1. Одесса: Тип. торг. д. Г. М. Левинсон; 1905. 224 с.

5 Вейцман Р. Я. Курс счетоводства. Двойная бухгалтерия в ее применении к различ. видам хоз-в.: для коммерч. учеб. заведений, реал. и техн. уч-щ и для самообучения. Одесса: Образование; 1911. 342 с.

6 Иванов Д. Г. Записки по счетоводству: Теория и практика книговедения. Харьков: Тип. «Мирн. Труд»; 1913. 370 с.

7 Бычков Г. Учебник общего счетоводства для коммерческ. училищ. М.: Т-во В. В. Думнов — насл. бр. Салаевых; 1915. 188 с.

8 Кипарисов Н. А. Торговое счетоводство и делопроизводство. Ч. 1. М.: Скл. Изд у авт., 1916. 172 с.

«Общее счетоводство»9, Н. У. Попов «Общая система счетоводства» [11].

В 1926 г., незадолго перед смертью, Бахчисарай-цев издал брошюру «Первые уроки бухгалтерии на началах моей балансовой теории» [12]. Большая часть ее посвящена изложению своих взглядов на баланс как на исходную точку бухгалтерии и на трактовку отдельных его статей, а также здесь впервые были классифицированы хозяйственные операции по их воздействию не на валюту баланса, а на капитал, т.е. все операции, которые могут иметь место в хозяйстве, можно разделить на две группы:

1. Операции, не касающиеся капитала, т.е. операции, не увеличивающие и не уменьшающие его величину.

2. Операции, влияющие на капитал хозяйства, или увеличивая размер его (Прибыль), или уменьшая его размер (Убыток).

Первый вид операций был назван пермутациями, второй — модификациями [10].

В ноябре 1908 г. Г.А Бахчисарайчев как учредитель Счетоводных курсов выпускает брошюру «Как нужно изучать бухгалтерию» [13]. Здесь он излагает свои взгляды на основы счетоводства. На специальном заседании Ученого комитета Московского общества бухгалтеров содержание этой брошюры было досконально рассмотрено и принята резолюция — «признать брошюру... в высшей степени важным вкладом в счетоводную литературу и желательным ее распространение на том основании, что оно проливает свет в изысканиях основ счетоводства.»10.

«Баланс есть единственный счетный фундамент предприятия, — учил Георгий Авксентьевич.— Балансом начинается жизнь всякого предприятия. Баланс существовал еще тогда, когда человечество, занимаясь хозяйственной, меновой деятельностью, еще не имело никакого представления о бухгалтерии» [13].

Начиная изложение своей методики изучения бухгалтерского учета, Георгий Аксентьевич сразу отмечает, что изучение бухгалтерии строится на знании небольшого количества бухгалтерских законов (теории бухгалтерского учета) и весьма обширной практической работе и может быть ос-

9 Галаган А. М. Общее счетоведения. М.: Высшая школа; 1916. 382 с.

10 Бахчисарайцев Г. А. Новый усовершенствованный метод

самостоятельного обучения бухгалтерии (без помощи учителя). Лекции-корреспонденции. М.: тип. Б. Смирновой;

1913. С. 51.

воено самостоятельно. Под практической работой, в данном случае, понимается приобретение навыков по ведению конторских книг в строгом соответствии с принятой системой двойной записи.

Лекционный курс был направлен на объяснение практической и теоретической бухгалтерии. Многолетний опыт преподавания бухгалтерского учета позволил выработать особый подход к построению курса. Сам Г. А. Бахчисарайцев отмечал, что:

1. Лекции дают возможность каждому легко, скоро, основательно и самостоятельно изучить Бухгалтерию.

2. Они вполне заменяют личные Курсы бухгалтерии.

3. Изучая лекции, учащиеся чувствуют себя так, как бы находились в бухгалтерском классе.

4. Учащиеся непрерывно производит те же и в том же объеме практические работы по бухгалтерии, какие производятся в классе на Курсах бухгалтерии при личном обучении.

5. Учащийся может несколько раз прочитать ту или другую лекцию, впредь до полного усвоения.

6. Самостоятельные и практические работы постоянно проверяются как Канцелярией курсов, так и дальнейшими лекциями.

7. Любой вопрос, как вытекающий из содержания самих лекций, а также и вообще относящийся к области бухгалтерии, разрешается по просьбе учащегося Канцелярией бухгалтерских курсов. Для чего необходимо прислать запрос.

8. Изучая лекции и выполняя практические работы по бухгалтерии в специально разработанных комплектах конторских книг, учащийся постепенно учится работать самостоятельно11.

Подчеркивая именно практические навыки ведения бухгалтерского учета, Г. А. Бахчисарай-цев предлагал программу курсов, состоящую из 11 разделов: Теория бухгалтерии; Бухгалтерия торговая (основная); Бухгалтерия товариществ (торговых домов); Бухгалтерия акционерных компаний; Бухгалтерия банковская и американская; Основы бухгалтерии фабрично-заводской; Отчеты; Задачи для получения аттестата; Вопросы и ответы на них и примерные темы; Ошибки в книгах и их исправления; Законы о торговых книгах.

11 Бахчисарайцев Г. А. Новый усовершенствованный метод самостоятельного обучения бухгалтерии (без помощи учителя). Лекции-корреспонденции. М.: тип. Б. Смирновой; 1913. С. 19.

Существовали и требования к кандидатам — это знание арифметики, а возраст, образование и принадлежность к определенному полу не имели значения. Знания по арифметике также могли быть получены на Курсах при изучении вводного раздела, состоящего из коммерческой арифметики и коммерческой корреспонденции.

Методика преподавания бухгалтерского учета, разработанная Бахчисарайцевым, относится к 1912 г. Проводя сравнительный анализ существующей учебной литературы по бухгалтерскому учету того времени, сам автор отмечает, что всю ее можно разделить на две группы:

• мировая и отечественная литература, дающая полное и фундаментальное изложение бухгалтерского предмета (труды Е. Леотэ, А. Гильбо, Э. Штерна, И. Ф. Шера, Е.Е Сиверса, С. М. Бараца, Р. Я. Вейцмана);

• учебная литература, использующаяся при изучении бухгалтерского предмета в учебных заведениях (А. В. Прокофьев, М. Т. Теорин, А. М. Гав-рилов, Р.Я Вейцман, Е. Е. Сиверс).

Однако, по мнению Георгия Аксентьевича, существовала нехватка таких учебных пособий, по которым возможно изучить бухгалтерский учет самостоятельно (так называемых самоучителей). Дальше он подвергает критике «заочные лекции-корреспонденции», которые, по его словам, либо плохая копия обычных учебников по бухгалтерскому учету, в которых теоретический материал лишь разбит на лекции, либо бухгалтерский шаблон, предлагающий одну лишь технику без объяснения основных принципов учетной науки. Названа и причина этому — авторы такой методической литературы чаще всего не являются преподавателями12.

Затем делается следующий вывод: могут ли лекции того или иного автора заменить учителя, когда сам автор их учителем не был и права преподавания бухгалтерии от надлежащего ведомства не имеет.

Здесь нами должно быть прояснено место преподавателя бухгалтерского учета в системе коммерческого образования.

В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (1890-1907) в статье «Коммерческое образование» читаем: «Коммерческое образование в России получило значительное развитие благодаря изданному 15 апреля 1896 г. нормальному положению

о Коммерческих учебных заведениях, дополненному

10 июня 1900 г. Это положение предоставило широкий простор общественной и частной инициативе в деле учреждения Коммерческих учебных заведений. При общественных Коммерческих учебных заведениях образованы попечительные советы, состоящие из представителей тех обществ, на средства коих эти заведения содержатся; советам, помимо заведования хозяйственной стороной училища, дано некоторое участие и в учебно-воспитательной стороне дела (выбор директора или заведующего учебным заведением) и предоставлено давать заключения по многим вопросам педагогического характера. Вместо прежних двух типов Коммерческих учебных заведений (училища и курса) установлено 4: торговые классы, торговые школы, Коммерческие училища и курсы Коммерческих знаний»13.

В число изучаемых дисциплин в Торговых классах входили: закон Божий, русский язык, арифметика с коммерческими вычислениями, Бухгалтерия с торговой корреспонденцией и др. В коммерческих училищах перечень изучаемых дисциплин был дополнен и общеобразовательными предметами, такими как, иностранный язык, история, география, математика, физика, политическая экономия, законоведение, химия, товароведение с технологией, коммерческая география, каллиграфия. Выбор предметов на коммерческих курсах зависел от учредителей курсов, но основной перечень дисциплин утверждался Министерством финансов. Со временем появились и высшие бухгалтерские курсы.

16 августа 1902 г. Министерство финансов утвердило минимальные требования к преподавателям специальных предметов в коммерческих учебных заведениях. После успешного прохождения испытаний выдавалось специальное свидетельство на право преподавания специальных предметов в коммерческих учебных заведениях ведомства Министерства финансов. Программа испытаний включала III основных раздела счетоводства. Так в рамках I раздела Общее счетоводство необходимо было подтвердить знания по таким предметам, как Предмет счетоводства; Общая теория счета; Общая теория книг; Формы хозяйств и их влияние на счетоводство. В рамках

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 раздела экзаменовалось Торговое счетоводство, III раздел связан со Сношениями с банками [14].

12 Бахчисарайцев Г. А. Новый усовершенствованный метод самостоятельного обучения бухгалтерии (без помощи учителя). Лекции-корреспонденции. М.: тип. Б. Смирновой; 1913. С. 22.

13 URL: http://accountology.ucoz.ru/load/prepodavanie_ ucheta/kommercheskoe_obrazovanie_ehnciklopedicheskij_ slovar_brokgauza_i_efrona_1890_1907/32-1-0-998 (дата обращения: 22.09.2018).

В 1905 г. коммерческие училища были переданы из ведения Министерства финансов в ведение созданного Министерства торговли и промышленности, таким образом, они не были подконтрольны Министерству народного просвещения, которое, по словам С.П Кострикова было чрезвычайно консервативно, даже временами реакционно [15].

Востребованность заочной формы обучения объясняется очень просто — существует определенное количество желающих получить знания по бухгалтерскому учету, однако лишь ограниченное число лиц лично может посещать специализированные курсы. Одна из причин дороговизна. Стоимость обучения в период (1912 г.) в Москве без проживания варьируется от 100 до 200 руб., а с расходами по проживанию доходит до 500 руб. Занятия на своих курсах Бахчисарайцев оценивает в 35 руб. (основной — разделы 1-3; 8-11 и специальный курс — разделы 4-7).

Характеризуя свою методику заочного преподавания бухгалтерского учета, Георгий Аксентьевич отмечает:

• во-первых, в ней обобщен двадцатилетний опыт преподавания бухгалтерского учета в различных учебных заведениях;

• во-вторых, изучается теория бухгалтерского учета (общепринятая двойная итальянская), без знания которой теряется смысл практической части. Курс не перегружен изучением простой, тройной, четверной и т.п. учетными системами;

• в-третьих, лекции снабжены разбором общепринятых хозяйственных оборотов;

• в-четвертых, к практической части (заполнение специализированных бухгалтерских книг) следует приступать только после основательного освоения теории14.

Схема обучения:

• Получение лекций и тетрадей для выполнения практической части работы, руководства для сверки результатов практической части работы.

• При всех затруднениях следовало обращаться в Канцелярию курсов для разъяснений. Все запросы обрабатывались и помогали скорректировать индивидуальный учебный процесс с учетом способностей учащегося. Для таких запросов лист бумаги делился на две равные части, на одной уча-

14 Бахчисарайцев Г. А. Новый усовершенствованный метод самостоятельного обучения бухгалтерии (без помощи учителя). Лекции-корреспонденции. М.: тип. Б. Смирновой; 1913. С. 37-38.

щийся писал вопросы, а на другой давались ответы, и лист возвращался обратно. Для дачи письменных пояснений при счетоводных курсах находились 9 преподавателей, работающих под руководством Г. А. Бахчисарайцева.

• Ответы на контрольные вопросы были ориентированы на подготовку учащегося, его возраст, образование. Это не были простые вопросы (да / нет), как в тестовой форме контроля знаний. Скорее всего, это некое эссе, т.е., учащиеся должны были дать обдуманные обстоятельные ответы на заданные вопросы, после проверки и соответствующих комментариев ответы возвращались учащимся.

• После освоения всего теоретического и практического курса учащиеся приступали к решению экзаменационных задач. Успешное решение последних подтверждалось Аттестатом, удостоверяющим окончание Курсов бухгалтерии по всем вышеуказанным специальностям. По желанию заочный экзамен мог быть заменен очным.

• Срок обучения не ограничен временным периодом. При ежедневном 1-2-часовом графике срок обучения занимал около трех месяцев.

Перечень конторских книг, с которыми работали учащиеся:

• инвентарь;

• журнал;

• главная;

• касса;

• товарная;

• ресконтро дебиторов;

• зесконтро кредиторов;

• книга разных счетов (сконтро);

• балансовая и оборотная ведомости;

• мемориал;

• вексельная;

• калькуляционная;

• срочная;

• ресконтро служащих;

• вычисление прибылей и убытков;

• фондовая (Книга ценных бумаг);

• памятная (дневная прима-нота).

Приводя результаты обучения на счетоводных

курсах, так называемую результативность процесса обучения, Г. А. Бахчисарайцев размещает интересную таблицу с указанием должностей, которые занимали его выпускники после окончания курсов (см. таблицу).

Заслуживает внимание та мера ответственности, которую берет на себя Г. А. Бахчисарайцев, называя

Таблица / Table

Сведения о востребованности выпускников курсов / Information about the demand for graduates of the courses

Ученики / Students Места их службы / Places of their service Ученики / Students Места их службы / Places of their service

Григорий Никитович Шапошников, депутат 1-й Государственной Думы Управляющий отделом Русско-Азиатского Банка в г. Коканде (до курсов бухгалтерии не знал) П. Тюрин Главный бухгалтер Правления имениями наследников графини Н.А. Стенбок-Фермор в Петрограде

Сергей Иванович Бондырев, депутат 1-й Государственной Думы Преподаватель математики и физики в казанской гимназии В.В. Наумов Учредитель Курсов Бухгалтерии и Каллиграфии в г. Рыбинске, Ярославской губ.

Федор Афанасьевич Сефер Преподаватель (с. Еникиой, Измаил. уезд, Бесс. губ.) Г.Ф. Соколов Главный Бухгалтер Торгового Дома Михеев с С-ми (кожевен. фабрика и торговля обувью) в Сарапуле, Вятск. губ.; он же Бухгалтер-эксперт при местном окружном суде и содержит в г. Саропуле хорошо организованные Курсы Бухгалтерии

А.И. Литовкин Старший директор Екатеринодарского Общества Взаимного Кредита А.Н. Прутский Главный Бухгалтер и Управляющий спичечной фабрики Камендровского в Н. Ломове, Пензенской губ.

Иван Степанович Дементьев Чиновник особых поручений при Московской Казенной Палате (по облож. акц. предпр.) Н.Н. Фалеев Бухгалтер Симферопольского Общества Взаимного кредита

Михаил Семенович Косачев Главный бухгалтер Правления товарищества насл. В. С. Баташева (самоварн. произв.) в Туле. Он же по окончанию у нас курса, состоя в течении 10 лет преподавателем на наших счетоводных курсах (до курсов бухгалтерии не знал). В 1911 году М. С. Косачевым открыты в Туле, с разрешения Учебного Отдела Министерства торговли и Промышленности, Счетоводные Курсы (Устав курсов утвержден г. Министром Торг. и Промышл.) К.С. Смирнов Бухгалтер Мазуринской Биржевой Артели в Москве

А.К. Коханов Бухгалтер 1-й синматогр. Конторы Аргасцева, Москва В.А. Юров Бухгалтер Торгового Дома Бр. Абрамовы в г. Ельце. Преподаватель бухгалтерии

Н. Шлыков Бухгалтер 1-го Общества Потребителей в с. Павлов, Нежегородск. губ., Преподаватель бухгалтерии Н.И. Камоликов Бухгалтер К-ры инж. Герховер в Москве

Н.П. Соловьев Бухгалтер ф-ки С.С Мошкова, Москва Г.А. Куров Бухгалтер фабрики «Герасим Мойкин с С-ми» в Павловском посаде, Московской губ.

М.М.Зверев Бухгалтер Правление Общества Взаим. приказч. в г. Борисоглебске и 2 Помощн. Бухгалтера Борисоглебск. Земской Управы. Преподаватель бухгалтерии Н.Я. Ягодин Бухгалтер в Пензенск. Отд. Государсвенного Банка

С.И. Поникаров-ский Бухгалтер К-ры С. И. Васильева в г. Тюмень А.И. Нелюбов Бухгалтер и Заведующий сельскохозяйствен. складом Балашовского Земства, Саратовской губ.

Окончание табл. / End of Table

Ученики / Students Места их службы / Places of their service Ученики / Students Места их службы / Places of their service

В.И. Лебедев Бухгалтер К-ры В. П. Тихомирова, г. Ивано-Вознесенк, Вл. губ. З.А. Гуткин Бухгалтер паров. лесоп. завода и мельницы Бр. Г. И Х. Ганзбург с Мошкино, Либ.-Ром.ж.д. Черниговской губ.

В.А. Сивков Бухгалтер Рыбинской Биржи И.Д. Мурачев Бухгалтер имения «Драбово», Полтавская губ.

В.И. Муслаков Бухгалтер пивоварен. зав. Шнейдера в г. Вятке Ф.С. Кузнецов Главный Бухгалтер Грушевских антрацитовых рудников (до курсов бухгалтерии не знал)

А.А. Моишев Бухгалтер Можайской Земской Управы А.А. Форгель Главный Бухгалтер К-ры Л. В. Готье в Москве (торгов. желез. и балками); Бухгалтер ф-ки сукон Досужева Бухгалтер администр. ф-ки Сувинировых, Москва

В.П. Салехов Бухгалтер паровой ватной фабрики Е. Г. Лапиева в Спас-Клепиках, г. Рязанск (до курсов бухгалтерии не знал) Н.П. Шостенко Преподаватель Бухгалтерии и Коммерческой арифметики в Тульском 7-ми классном (обществ.) Коммерческом училище введен. Минист. Торговли и Промышленности. Он же выдержал испытания на право преподавания Бухгалтерии и Коммерческой Арифметики при Учебном Отделе Минист. Торговли И Промышлен.

А. В. Захваткин Бухгалтер в Торговом доме А. Г. Морозов с С-ми, в г. Барнауле, Томской губ. АП. Рыченков Преподаватель бухгалтерии на Пречистенский воскр. курсах, Москва

В.Ф. Федотов Бухгалтер имений княгини Гагариной (с. Уметь, Тамбовской губ.) Н.К. Лебедев По окончании наших курсов выдержал при Моск. Коммерч. Институте экзамен и право преподавания Бухгалтерии и Коммерч. Арифметики. По рекомендации учредителя курсов ездил в Париж, где сдал испытания при коммерч. курсах г. Пижье

С.К. Иванов Бухгалтер Т-ва Резиновой Мануфактуры в Москве А.А. Агафонов Бухгалтер багетной фабрики Биге, Москва (место занял непосредственно после окончания курсов)

В.Э. Соколов Бухгалтер завода Афремова, Москва Н.А. Москалев Бухгалтер Елецкой Земской Управы (до курсов счетоводства не знал. Место занял непосредственно после окончания курсов)

И.М. Зимин Бухгалтер Отдела Претензий Моск. Казанской.ж.д. К. Гуняев Бухгалтер Вятского Общества Взаимного Кредита

Н.И. Бирин Бухгалтер фабрики Бр. Уткиных в Костерев, Влад. губ. (до курсов служил кондуктором товарных поездов. Организовал на фабрике счетоводство и поставил контору) Н.И. Второв Бухгалтер и учредитель курсов Бухгалтерии в Ив.-Вознесенске, Влад. губ.

П.Н. Заметчин-ский Бухгалтер типографии и торговли Бердоносова в Моршанске

Источник/Source: Бахчисарайцев Г.А. Новый усовершенствованный метод самостоятельного обучения бухгалтерии (без помощи учителя). Лекции-корреспонденции. М.: тип. Б. Смирновой; 1913:41-44 / Bahchisaraytsev G. A. New improved method of independent accounting education (without the help of a teacher): Lectures-correspondence). Moscow: Pub. of B. Smirnova; 1913:41-44. (In Russ.).

ее гарантией: «Если при вступлении на конторскую должность будет обнаружено, что аттестованное нами лицо не в состоянии на практике выполнить работу из области наших лекций, то мы обязуемся указанному лицу возвратить внесенную им плату за обучение с удержанием 10 рублей (за лекции, каковые возвращаются курсам)»15.

Связь с выпускниками поддерживалась, некоторые успешно сдавали экзамены для подтверждения права преподавания бухгалтерии и сами становились учредителями бухгалтерских курсов в своих городах. За время существования курсов Г. А. Бахчисарайцева выпускниками стали более 8500 человек.

15 Бахчисарайцев Г. А. Новый усовершенствованный метод самостоятельного обучения бухгалтерии (без помощи учителя). Лекции-корреспонденции. М.: тип. Б. Смирновой; 1913. С. 40.

выводы

Рассмотренная методика преподавания своего рода является одной из первых форм дистанционного обучения. В эпоху отсутствия !Т-техноло-гий проблема поддержания обратной связи между учеником и учителем успешно решалась на основе существующих в то время систем. Но основные элементы рассмотренной методики вполне могут найти свое место в современном образовательном процессе, а той степени «гарантии качества знаний», которую давал учредитель, могут позавидовать многие современные бухгалтерские образовательные программы. Используемая последовательность накопления бухгалтерских знаний в процессе обучения давала возможность существенно повысить кумулятивный эффект и одновременно выстраивала стройную систему взаимоконтроля важнейших учетных процедур, что важно учитывать и в современных условиях.

список источников

1. Anderson M. An analysis of the first ten volumes of research in Accounting, business and financial history. Accounting, business & financial history. 2002;12(1):1-24.

2. Parker R. H. The scope of accounting history: A note. Abacus. 1993;29(1):106-110.

3. Carmona S. Accounting history research and its diffusion in an international context. Accounting History. 2004;9(3):7-23.

4. Crowther D. and Carter C. Legitimating irrelevance: management education in higher education institutions. The international journal of educational management. 2002;16(6):268-278.

5. Wells M. What is wrong with accounting education? Working paper. Accounting research centre, university of Sydney. 1987;(22):4.

6. Simon R. The University: A place to think? The Corporate university: culture and pedagogy in the new millennium. Edited by Giroux H. and Myrsiades K. Lanham. Md.: Rowman & Littlefield Publishers, 2001:45-56.

7. James K. A critical theory and postmodernist approach to the teaching of accounting theory. Critical perspectives on accounting. 2008;19(5):643-676.

8. Евстафьева Е. М., Богатая И. Н. Исследование современных отечественных тенденций развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Международный бухгалтерский учет. 2013(25):2-17.

9. Муравьева Л. А. Состояние российской финансовой мысли во второй половине XIX—начале XX века. Финансы и кредит. 2013;2(530):71-80.

10. Цыганков К. Ю. Балансовая теория в России. Антология учетной мысли из истории бухгалтерии. М.: Экономистъ; 2006. 196 c.

11. Попов Н. У. Счетоводство городских и земских управ и других учреждений, обязанных вести подробный учет исполнения сметных назначений. СПб.: Кн. скл. Коммерч. лит.; 1908. 256 с.

12. Бахчисарайцев Г. А. Первые уроки бухгалтерии на началах моей балансовой теории. М.: изд. автором; 1926. 32 с.

13. Бахчисарайцев Н. А. (под псевдонимом Арсеньев Г.) Как нужно изучать бухгалтерию? Мысли о законе двойной записи и о балансе. М.: Тип. Сапрыкина П. Т.; 1908. 19 с.

14. Медведев М. Ю., Назаров Д. В. История русской бухгалтерии. М.: Бухгалтерский учет, 2007. 436 с.

15. Костриков С. П. Русская буржуазия и коммерческое образование. Развитие идеи, цели и задачи. Монография. М.: Издательский дом ГУУ; 2015. 136 с.

REFERENCES

1. Anderson M. An analysis of the first ten volumes of research in accounting, business and financial History. Accounting, business & financial history. 2002;12(1):1-24.

2. Parker RH. The scope of accounting history: A note. Abacus. 1993;29(1):106-110.

3. Carmona S. Accounting history research and its diffusion in an international context. Accounting History. 2004;9(3):7-23.

4. Crowther D. and Carter C. Legitimating irrelevance: management education in higher education institutions. The international journal of educational management. 2002;16(6):268-278.

5. Wells M. What is wrong with accounting education? Working paper. Accounting research centre, university of Sydney. 1987;(22):4.

6. Simon R. The University: A place to think? The corporate university: culture and pedagogy in the new millennium. Edited by Giroux H. and Myrsiades K. Lanham Md.: Rowman & Littlefield Publishers, 2001:45-56.

7. James K. A critical theory and postmodernist approach to the teaching of accounting theory. Critical perspectives on accounting. 2008;19(5):643-676.

8. Evstaf'eva E.M., Bogataya I. N. The study of modern Russian tendencies of development of accounting and reporting in the Russian Federation. Mezhdunarodnyj buhgalterskij uchet = International Accounting. 2013;(25):2-17. (In Russ.).

9. Murav'eva L. A. The State of Russian financial thought in the second half of XIX—early XX century. Finansy i kredit = Finance and credit. 2013;2(530):71-80. (In Russ.).

10. Cygankov K. Yu. Balance theory in Russia. Anthology of Accounting Thought from the History of Accounting. Moscow: Economist; 2006. 196 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Popov N. U. Accounting of city and county governments and other institutions obliged to keep a detailed account of the execution of estimated appointments. St. Petersburg: kN. SKL. Commercial. lit., 1908. 256 p. (In Russ.).

12. Bahchisarajcev G. A. First lessons in accounting on basis of my balance theory. Moscow: Published by the author, 1926. 32 p. (In Russ.).

13. Bahchisarajcev G. A. (under the pseudonym Arsen'ev G.) How to study accounting? Thoughts about the law of double entry and the balance. Moscow: Type. Saprykina P. T.; 1908. 19 p. (In Russ.).

14. Medvedev M. Yu., Nazarov D. V. History of Russian accounting. Moscow: Accounting; 2007. 436 p. (In Russ.).

15. Kostrikov S. P. Russian bourgeoisie and commercial education. The development of ideas, the goals and objectives of the Department. Moscow: Publishing house of GUU; 2015. 136 p. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Галина Васильевна Михайлова — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия [email protected]

Екатерина Валентиновна Потехина — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математики и информатики, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь, Россия

[email protected]

ABOUT THE AUTHORS

Galina V. Mikhailova — Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Professor of Department "Accounting, analysis

and auditing", North-Caucasus Federal University, Stavropol, Russia

[email protected]

Ekaterina V. Potekhina — Cand. Sci. (Ped.), Associate Professor, Department of Mathematics and Informatics,

Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol, Russia

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.