Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ БУХГАЛТЕРОВ'

ИЗ ИСТОРИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ БУХГАЛТЕРОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
47
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ПРИВИЛЕГИРОВАННЫХ СЧЕТОВОДОВ АНГЛИИ / ИСТОРИЯ ПОДГОТОВКИ БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ / THE INSTITUTE OF PREFERRED ACCOUNTANTS OF ENGLAND / THE HISTORY OF THE PREPARATION OF ACCOUNTANTS AND AUDITORS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Миславская Н.А.

Статья посвящена исследованию исторического опыта создания общественных организаций бухгалтеров. Предполагается, что английский опыт целеполагания, в деле объединения профессиональных экономистов, должен быть переоценен современными коллегами и направлен в русло повышения предпочтений национальных интересов нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF THE ESTABLISHMENT OF PUBLIC ORGANIZATIONS OF ACCOUNTANTS

The article is devoted to the historical experience of creating public organizations of accountants. It is assumed that the English experience of goal-setting, in the matter of combining professional economists, should be overrated by modern colleagues and directed to the channel of increasing preferences of the national interests of our country.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ БУХГАЛТЕРОВ»

4. Некрасова С. М. Эссе как вид творческой деятельности учащихся. -Режим доступа: pandia.ru

УДК 657.1

Миславская Н.А., доктор экономических наук

доцент, профессор Департамент учета, анализа и аудита федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, г. Москва

ИЗ ИСТОРИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

БУХГАЛТЕРОВ

Аннотация: Статья посвящена исследованию исторического опыта создания общественных организаций бухгалтеров. Предполагается, что английский опыт целеполагания, в деле объединения профессиональных экономистов, должен быть переоценен современными коллегами и направлен в русло повышения предпочтений национальных интересов нашей страны.

Ключевые слова: институт привилегированных счетоводов Англии, история подготовки бухгалтеров и аудиторов.

Mislavskaya NA, Doctor of Economics Associate Professor, Professor of Accounting, Analysis and Audit

Department Federal state educational Budgetary institution of higher education "Financial University under the Government of the Russian Federation"

Russia, Moscow

FROM THE HISTORY OF THE ESTABLISHMENT OF PUBLIC ORGANIZATIONS OF ACCOUNTANTS

Annotation: The article is devoted to the historical experience of creating public organizations of accountants. It is assumed that the English experience of goal-setting, in the matter of combining professional economists, should be overrated by modern colleagues and directed to the channel of increasing preferences of the national interests of our country.

Keywords: the Institute of Preferred Accountants of England, the history of the preparation of accountants and auditors.

Истоки распространенной сегодня профессии бухгалтера лежат в проведении коммерческих расчетов и оформлении счетоводческих книг. Подобные занятия иллюстрируют, в том или ином виде, всю историю человечества, однако, оформление отдельного профессионального статуса

может быть связно с появлением первых бухгалтерских объединений и придания им официального статуса. История вопроса настолько важна для нас сегодня, что сформировавшиеся несколько веков назад правила, принципы, устои развития бухгалтерской науки и практики действуют и поныне. Исследования в области зарождения ключевых профессиональных традиций являются бесценным материалом в деле решения современных проблем развития отечественного бухгалтерского знания, актуализации национальных особенностей и приоритетов этой области и повышения соответствующей роли российских профессиональных бухгалтерских обществ.

Сегодня в нашей стране самым крупным профессиональным объединением в области бухгалтерского учета является Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России). Его учреждение произошло не самопроизвольно, а под эгидой Министерства финансов Российской Федерации. Главной целевой установкой создания организации является реализация программы Правительства РФ по реформированию учетной системы страны и всеобъемлющее объединение членов бухгалтерской профессии. Однако, заметим, что вышеупомянутое реформирование осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности», основным ориентиром которой является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Так, главными задачами программы является осуществление следующих действий: « сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета» [1].

По нашему глубокому убеждению, глобализационные процессы в экономике имеют как положительные, так и отрицательные последствия. К числу последних относится неизбежная утрата национальных особенностей в области принципов бухгалтерского учета и игнорирование первоочередных информационных интересов государства при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности. Несмотря на тот факт, что основным поставщиком капитала для организаций различных форм собственности в рыночной экономике должны стать частные и корпоративные инвесторы, именно российское государство является гарантом целостности страны и, следовательно, с целью грамотного и обоснованного управления народным хозяйством столь обширных территорий, идея унификации бухгалтерской системы является единственно

верной. Внедрение МСФО направлено на удовлетворение информационных запросов, прежде всего, иностранных инвесторов, планы которых непостоянны, неоднозначны и, как показывает история, часто коварны.

Итак, по нашему мнению, в целевую установку нашей главной профессиональной организации бухгалтеров и аудиторов следует внести соответствующие корректировки, позволяющие учитывать национальные интересы в ходе ведения, организации бухгалтерского учета и формирования данных бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Мы понимаем, что найдется значительное количество оппонентов нашей точке зрения. Потому и предлагаем рассмотреть процесс образования профессиональных бухгалтерских обществ в Англии и проанализировать, на что, в первую очередь, были ориентированы организации, опыт которых мы сегодня, спустя более чем сто лет, положили в основу своей деятельности. История эта может показаться как интересной, так и поучительной.

Прецедент создания первого подобного объединения относит нас к Обществу бухгалтеров Эдинбурга (Society of Accountants in Edinburgh -SAE), образовавшемуся 23 октября 1854 года (дата подписания Королевской грамоты, наделявшей бухгалтеров определенными привилегиями). В 1855 году подобным образом был учрежден Институт бухгалтеров и актуариев Глазго (Institute of Accountants and Actuaries in Glasgow - IAAG), а 1867 год ознаменовался учреждением Общества Бухгалтеров в Абердине (Society of Accountants in Aberdeen - SAA). Эти три общественные профессиональные организации впоследствии сформировали современный Институт присяжных бухгалтеров Шотландии. Особенностью создания всех профессиональных сообществ запада являлся спонтанный характер, обусловленный специфической экономической ситуацией и необходимостью обсуждения и решения насущных профессиональных вопросов. Например, Общество бухгалтеров Эдинбурга берет свое начало с разосланного жителем этого города, Александром Уэйром Робертсоном письма, адресованного четырнадцати бухгалтерам и имеющим следующее содержание:

«15 Дундас-стрит, 17 января 1853 г.

Несколько джентльменов, связанных с нашей профессией, решили принять определенное соглашение для объединения профессиональных бухгалтеров Эдинбурга, и если вы поддерживаете это начинание, я должен просить вас прийти в мою контору в следующий вторник, 20-го текущего месяца в 2 часа» [5, с. 244].

Бурный процесс образования профессиональных организаций и повышенный спрос на бухгалтерские услуги был вызван непосредственно экономической ситуацией. По окончании войны с Наполеоном Бонапартом, в экономике Англии наступила дефляция, вызвавшая рост акционерного учредительства и бурное развитие финансового рынка ценных бумаг. Еще одним видом деятельности, где были востребованы бухгалтеры до выделения профессии актуария, явилось страхование.

Английские общества бухгалтеров были созданы лишь во второй

половине девятнадцатого столетия. Шотландцы явились пионерами лишь потому, что имели более развитое законодательство о банкротстве, значительно повысившее статус и спрос на бухгалтерскую профессию, имевшую, к тому же, тесные связи с юриспруденцией. Первым шагом на пути создания английских профессиональных сообществ стало принятие в 1862 году Закона о компаниях, вводившего официальную должность ликвидатора акционерных предприятий [4, с. 15]. В подобном качестве более выигрышно, по сравнению с юристами, могли выступать лишь бухгалтеры, имевшие опыт проверки, контроля счетов и оценки имущества. В 1869 году бухгалтерам были делегированы права по управлению имуществом несостоятельных должников, а в конце 1870-х Англия ввела обязательную процедуру аудита для отдельных категорий акционерных компаний, а именно - для предприятий железнодорожного, водного транспорта, строительных обществ и банковских учреждений. Все эти обстоятельства и послужили резкому спросу на услуги профессиональных бухгалтеров.

В конце восемнадцатого столетия количество общественных предприятий было немногочисленным, и все они относились к аграрному сектору экономики. После широкомасштабного развития торговли и промышленности, которое не могло не вызвать накопления крупного капитала у отдельных лиц, коренным образом изменились экономические условия жизни общества. Именно эти события вызвали появление новых предприятий и профессий, направленных на удовлетворение разросшихся потребностей социума.

В числе этих профессий не последнее место занял класс «публичных счетоводов» или, как их называли в 1890 году, привилегированных и присяжных счетоводов (Chartered Accountants). В задачи этого класса специалистов входила рациональная организация, проверка, упорядочение и всевозможные исследования в области бухгалтерского учета производственных, торговых, банковских, строительных, благотворительных организаций, а также городских общественных управлений.

Профессия публичных счетоводов актуализировалась по той причине, что злоупотребления в ведении хозяйственной деятельности перманентны и неистребимы, они приводят к гибельным для экономического субъекта последствиям.

В отношении Англии, точно определить время появления профессии публичных счетоводов не представляется возможным, так как первоначально подобным образом называли, например, должности главного кассира, бухгалтера в банке и в публичных учреждениях, деятельность которых была направлена на составление и ведение контрольных счетов. Однако, начиная уже с первой половины девятнадцатого столетия, профессия публичного счетовода приобрела несколько иное, более определенное значение и произошло это по следующим причинам. Значимость профессии счетовода была осознана обществом благодаря законодательству о банкротстве (Bankruptey Legislation). Следующим

толчком развития профессии стало акционерное законодательство, которое требовало проверки деятельности управляющих предприятиями со стороны независимых счетоводов, то есть специалистов, которые сделанные в ходе соответствующей работы выводы, предлагали бы для обсуждения на общих собраниях акционеров. То есть контролирующий счетовод должен был выполнять работу, которая возлагалась на заинтересованных в ходе предприятия акционеров, не имеющих возможности осуществлять свои контролирующие функции, или по причине собственной многочисленности, или вследствие незнания счетоводства.

Практика применения вышеназванных документов того времени была бы неэффективной без наличия общественной организации, гарантировавшей соответствующий профессионализм, осуществившей упорядочение профессии и подчинившей ее корпоративному устройству. Подобные условия подвигли высокообразованных и обладающих достаточным практическим опытом счетоводов Англии объединяться в ассоциации. Таким образом возникли общества в Лондоне (1870 г.), Ливерпуле (1870 г.), Манчестере (1871 г.). В 1873 году открылось общество английских счетоводов (Society of Accountants in England) c центральным учреждением в Лондоне. Счетоводы из разных областей страны стремились повысить интерес к их общему делу и усовершенствовать профессиональные знания. Однако профессиональная общественность понимала, что необходимо создание единого координационного центра, который бы нивелировал возникающие разногласия и имел правительственную санкцию на осуществление деятельности. Довольно продолжительные дискуссии на эту тему увенчались тем, что в 1879 году на имя королевы была подана соответствующая петиция. В последней счетоводы просили разрешения на официальное утверждение, которое послужило бы повышению нравственного и образовательного ценза членов общества, для чего предлагалось:

- введение особых испытаний для всех членов общества (кроме его учредителей), направленных на проверку общего образования и профессиональных познаний;

- введение запрета на занятия какой-либо не заслуживающей общественного уважения деятельностью для членов общества;

- разрешение на право проставления отличительного знака сословия, к которому принадлежал счетовод, рядом со своей подписью.

Цель создания общества была признана королевой достойной и заслуживающей поощрения. Ходатайство было удовлетворено повелением: «образовать, учредить и соединить в одно сословие под именем «института привилегированных счетоводов Англии и Валлиса» (The Institute of Chartered Accountants in England and Wales) [2, c. 232 ]. Данное событие ознаменовало собой рождение новой эпохи в истории счетоведения и имело место 11 мая 1880 года, на 43 году царствования королевы Виктории. С этого момента весь коммерческий мир получил твердые гарантии в том, что в лице счетных

работников, именующих себя привилегированными, он имеет дело с компетентными в своих профессиональных обязанностях людьми, отличающимися добропорядочностью и честностью. После того, как разрозненные общественные организации объединились в единую корпорацию с высочайшим образовательным цензом, профессия счетовода вошла в ранг самых уважаемых, почетных и высокооплачиваемых.

Структура управления делами института была возложена на совет, состоящий из 45 членов и включавший в свой состав, как представителей столицы, так и провинций. Все члены института подразделялись на две категории - Члены и Кандидаты («Fellows» и «Associated»). Первые наделялись привилегированными и исключительными правами. Вторые, после процедуры прохождения назначенных испытаний, должны были осуществлять профессиональную деятельность в течение пяти лет, с целью вступить в ряды полноправных членов института. Члены общества привилегированных счетоводов наделялись правом прибавлять к своему имени первоначальные буквы своего звания «F.C.A.» (Fellow of the Chartered Accountants), а кандидаты имели право прибавлять к своей подписи буквы «A.C.A.» (Associate of the Chartered Accountants). Мы до сих пор следуем этой традиции, когда подписываем свои научные и практические работы, например, к.э.н. - кандидат экономических наук, д.э.н. - доктор экономических наук.

Созданное общество успешно развивалось, о чем свидетельствуют следующие факты: в первые пять лет существования корпорации счетоводов Англии общее число привилегированных членов возросло с 500 человек до 1352, а в 1890 году составляло уже более 2000.

По прошествии почти 130 лет со дня организации корпорации привилегированных счетоводов для нас особый интерес представляет собой непосредственная картина происходивших тогда событий, то есть, как в действительности можно было попасть в ряды членов общества. Актуальность вопроса обосновывается тем, что имевшее тогда место своеобразие соответствующих процедур, может быть переосмыслено сегодня с целью усовершенствования механизма подготовки высокопрофессиональных бухгалтеров и аудиторов.

А происходило это следующим образом. Для поступления в члены института привилегированных счетоводов требовалось соблюдение следующих условий:

- всякий желающий поступись в члены института счетоводов (за исключением лиц, окончивших какое-либо высшее учебное заведение) должен, прежде всего, сдать предварительный экзамен (Preliminary Examination);

- сдавший предварительный экзамен, обязан подать заявление в совет общества о приеме его в помощники (Article) к одному из полноправных членов общества, и пребывать в этом ранге в течение пяти лет. Причем, лица моложе шестнадцати лет в помощники не принимались;

- по истечении половины срока пребывания в должности помощника, необходимо было сдать промежуточный экзамен (Intermediate Examination);

- не позднее двух с половиной лет после сдачи промежуточного экзамена, будущий член общества обязан был сдать окончательный экзамен (Final Examination);

- успешно выдержавшие окончательный экзамен лица, приобретали право поступить кандидатом (associate) в корпорацию института, возраст подобных персон не должен был быть менее двадцати одного года;

- кандидат, занимавшийся профессиональной практической деятельностью в течение пяти лет, приобретал право быть избранным в члены института (Fellow).

Теперь рассмотрим соблюдение вышеуказанных правил более подробно. Главной особенностью, новшеством для того времени был тот факт, что для поступления в ряды членов общества необходимо было выдержать не один, а три экзамена. Предварительный служил для удостоверения знаний по общеобразовательным предметам, промежуточный и окончательный экзамены были направлены на проверку владение мастерством счетоводства, а также знание законов.

Предварительный экзамен, первая формальная ступень на пути вступления в ряды членов общества, был сопряжен со следующими процедурами. Желающий посвятить себя профессии счетовода, должен был предварительно вступить в соглашение с какой-либо организацией счетоводов на предмет поступления на работу на должность помощника, и в течение нескольких месяцев до момента прохождения предварительного экзамена исправно посещать контору своего будущего патрона, который, в обязательном порядке являлся действительным членом института привилегированных счетоводов. То есть, как мы видим, место непосредственной работы по специальности будущий член общества привилегированных счетоводов обязан был найти заранее. Подобное требование объяснялось тем, что будущий счетовод, в период подготовки к прохождению предварительного экзамена и повторения курсов по соответствующим предметам, должен был составить собственное мнение о той профессии, которой собирался заниматься. При поступлении в помощники вносилась сумма, размер которой не был фиксированным и зависел от известности счетоводной фирмы члена общества, к которому помощник прикреплялся. Система помощничества получила свое развитие с утверждением привилегий (Charter), данных институту счетоводов. Общие правила института помощничества не существовали по той причине, что многие фирмы вообще держали за правило не принимать в штат помощников. Малоизвестные и обладающие небольшой практикой организации готовы были принять помощника за плату в 50-80 гиней, а в большинстве известных фирм вступительная плата достигала сумм от 100 до 200 гиней. Однако, главным вопросом, как и сегодня, был не размер оплаты, а размер и содержание тех знаний, которые за нее приобретались. В большой

фирме у помощника больше возможностей познакомиться с разнообразием осуществления своей деятельности, но в малой фирме он находится под более пристальным надзором своего принципала (руководителя) и скорее может освоить все стадии работы. Не исключено, что помощник мог получать небольшое вознаграждение за свой труд, хотя это и не являлось правилом. Скорее наоборот, помощнику не полагалось никакого вознаграждения, так как он получал знания и опыт.

На случай выхода патрона из состава членов общества привилегированных счетоводов, по той или ной причине, предусматривалась возможность перехода помощника к другому члену. Также устанавливалось ограничение на количество помощников: ни один член института не имел права руководить работой более двух помощников. Последние, в свою очередь, не могли за все время их практики заниматься каким-либо иным видом деятельности, например, торговлей, без специального на то разрешения со стороны совета института.

Следующей формализованной ступенью, которую должен был преодолеть помощник, являлся промежуточный экзамен. С целью понимания сущности данного экзамена, следует уяснить обязанности, которые выпадали на долю счетоводства. Интересно, что одной из проблем того времени (как, впрочем, и сегодня) являлось полное непонимание и ошибочный взгляд на этот вопрос со стороны хозяев производственных и коммерческих предприятий. Краткий, но далеко неполный перечень главных обязанностей счетовода того времени выглядит следующим образом:

- проверка всевозможных счетов;

- функция куратора по делам о несостоятельности;

- ликвидация товарищеских предприятий;

- ведение счетов по делам душеприказчиков и опекунов, по разделу имущества и прочее;

- функции третейских судей по делам о расчётах;

- исследование счетов при окончательных расчетах и по делам о мошенничестве.

В соответствии с вышеозначенными обязанностями, устанавливается очередность ступеней практической работы помощника. Так, в первые двенадцать, иногда восемнадцать месяцев, он занимался самыми простыми конторскими работами: копирование счетов, составление выписок из конторских книг, вычисление процентов и т.д. По мере накопления достаточного опыта, наработки навыка аккуратности, строжайшей внимательности и понимания серьезности последствий, в случае допущения ошибок, как для клиентов, так и для патрона, - помощнику поручались более сложные и серьезные дела. Например, проверка итогов в дневниках (записях в документах за конкретный день), кассовых и иных счетных книгах, присутствие при проверке переносов и сличения одних книг с другими.

После подобных занятий в течение нескольких месяцев, помощник имел возможность усвоить цель и приемы проверки. Если патрон являлся не

только опытным счетоводом, но и старающимся научить своего подопечного, последний имел возможность приучиться к выполнению таких работ, как способ вывода из пробного баланса счета прибылей и убытков, а также составление окончательного баланса. Впоследствии, помощника учили обращать внимание на те пункты, которые присяжный счетовод, при выводе окончательного результата, старался выяснять особенно тщательно: списаны ли сомнительные долги; сходятся ли данные имущественных книг с наличностью; произведена ли оценка на верном основании; правильно ли сделано погашение и не значится ли как актив то, что следовало бы списать в пассив. Все подобные вопросы требовали, чтобы счетовод был сведущ в коммерческих и финансовых делах, не говоря об умении свободно производить вычисления. Но главной задачей, которая стояла перед счетоводами того времени, было знание двойной бухгалтерии.

В то время бухгалтерия преподавалась почти во всех училищах и школах Англии, но результаты заставляли задуматься современников о качестве подобного обучения. Счетоводство, как и архитектура, рассматривалось как наука и как искусство. Наука счетоводства имела дело с принципами, а искусство - с применением этих принципов на практике. Принципы коммерческой бухгалтерии немногочисленны, и для передачи их ученику не требуется значительного времени. Однако искусство бухгалтерии можно усвоить только в одной школе - в школе практического опыта. Интересен тот факт, что профессионалы того времени, критикуя систему обучения счетоводству, отмечали шаблонность приемов, предлагаемых учителями, совершенно не компетентными в счетоводстве. Также они отмечали рутинность в приемах обучения, что приводило к тому, что познания, приобретенные в школе, становились не только бесполезными, но, порой, даже вредными, уничтожающими всякий интерес к профессии. Однако счетоводы отмечали, что изымать из программы школьного обучения счетоводство ни в коем случае не следует, необходимо только учесть следующее. Для поступающего в контору помощника в высшей степени важным является знакомство с основными принципами бухгалтерии еще до поступления в должность, так как у большинства счетоводов-практиков времени на подобные занятия просто нет. Для общей пользы дела, преподавать счетоводство рекомендовалось только высокообразованным в практическом и теоретическом плане учителям, людям, посвятившим этой профессии всю жизнь.

Вступительные экзамены проходили два раза в год, и не только в Лондоне, но и одновременно в других городах, где имеются общества счетоводов. За шесть недель до проведения экзамена, испытуемый получал бланк для заполнения о своей персоне определенных рубрик и для заявления о желании подвергнуться испытаниям. Оплата за проведение экзамена составляла одну гинею.

В надлежащее время экзаменующийся получал билет с указанием его текущего номера, места и часа проведения экзамена. Указанный в билете

номер должен был быть отражен на всех работах испытуемого. Экзамены проходили исключительно в письменной форме по следующим предметам и в следующей последовательности:

- диктовка (то есть диктант);

- сочинение на английском языке;

- арифметика;

- алгебра (уровень знаний - до квадратных уравнений включительно);

- первые четыре книги Эвклида (геометрия);

- география;

- английская история;

- элементарные знания латинского языка.

Далее, из нижеследующих двух групп предметов, экзаменующийся должен был выбрать два, но обязательно так, чтобы одним из них непременно был язык. Первая группа предметов: латинский язык; греческий язык (древний); французский язык; немецкий язык. Вторая группа: физика; химия; физиология; электричество, магнетизм, свет и теплота; геология; высшая математика.

Для удобства подготовки к экзаменам, совет института публиковал реестр руководств и учебников по соответствующим предметам испытаний. Результаты экзамена обычно оглашались на собрании совета, а фамилии успешно его выдержавших, публиковались для всеобщего ознакомления. Привилегией избавления от прохождения экзамена, как уже говорилось, пользовались лица, окончившие курс университета в соединенном королевстве или выдержавшие испытания в одном из иных высших учебных заведений королевства.

Независимо от основательного знакомства с правилами ведения бухгалтерских книг, счетовод должен был обладать обширными знаниями в области коммерческого дела, так как вряд ли какая-либо еще профессия требовала проявления столь разнообразных деловых качеств. Чем более счетовод знаком с техническими особенностями промышленного или торгового дела, тем более он в состоянии понять правильность составления балансов и отчетов. То же мнение было распространено и в отношении чисто финансовых предприятий: знание банковского дела позволяло более полно и уверенно выполнять свои должностные обязанности. Например, ведение счетов городских и общественных управлений, требует знакомства с составлением планов займов и их погашением.

До издания в Англии закона о несостоятельности в 1883 году, на счетоводов были возложены обязанности по управлению имуществом банкрота, но вышеназванный закон делегировал эту обязанность специальным правительственным агентам. Однако, в ходе соответствующих разбирательств, принято было на должность куратора выбирать кандидатуру из числа знакомых со счетоведением, так как именно подобные лица обладали тем опытом и знаниями, которые позволяют успешно вести конкурсные дела. Еще одним положительным для развития счетоводства

пунктом закона о несостоятельности являлся следующий: в случае отсутствия у несостоятельного предпринимателя бухгалтерских книг за последние три года, он лишался тех привилегий, которые полагались по решению суда, в отношении погашения кредиторской задолженности.

Еще одной важной составляющей бухгалтерской практики являлась ликвидация дел товарищеских предприятий, которая проводилась при участии и под руководством коммерческих судов. Обычно в качестве ликвидатора назначались счетоводы, обязанности которых заключались в следующем:

- продолжать ведение дел предприятия столько времени, сколько понадобится для успешного завершения ликвидации;

- охранять в законном порядке права собственности на имущество;

- продавать имущество собственника;

- взыскивать долги, причитающиеся обществу;

- выдавать и акцептовать обязательства и ставить на них печати от имени и в интересах ликвидируемого общества.

Таким образом, деловая общественность Англии того времени понимала, что для разрешения судебных разбирательств, связанных с коммерческой деятельностью, необходимо привлекать преимущественно счетно-технических работников. Они, как никто иной, обладают опытом в понимании содержания договоров и проходящих по делу счетов.

Раскрытие злоупотреблений также составляло немаловажную задачу счетоводов. Самыми распространенными нарушениями являлись: поделка подписей ответственных лиц, присвоение денежных средств общества, искажение (или пропуск) имен и фамилий и т.д. Деловая общественность Англии полагала, что предотвращение подобных нарушений должно стать перманентной обязанностью счетовода и предметом серьезного, но непубличного обсуждения. Последнее обстоятельство, по-видимому, было связано с тем, чтобы наиболее изощренные способы нарушений не получали распространения.

Еще одним видом деятельности, где работа профессионального счетовода являлась необходимой, была грамотная оценка. Самым распространенным примером здесь может являться ситуация, возникающая во время прокладки железных дорог. В данном случае имущество частных лиц отчуждалось в общественных или государственных интересах, а соответствующее вознаграждение, предлагаемое железнодорожным обществом или правительством, часто не совпадало с требованиями собственников. Часто, прийти к удовлетворяющему стороны решению можно было, поручив счетоводу рассмотрение торговых книг. После проведения этой процедуры, определялся действительный доход, приносимый конкретным предприятием или имуществом, а мнение счетовода не подлежало какому-либо сомнению. То же касалось и налоговых споров, например, в отношении взимания подоходного налога, вывод доходности, полученный профессиональным бухгалтером, всегда

принимался за достоверное доказательство. И чем более широк был диапазон практической деятельности счетовода, тем более интересной становилась данная профессия, и тем более уважаема она была в обществе.

Но вернемся к институту помощничества. Как уже отмечалось, первые два или три года своей службы помощник был в состоянии приобрести только самые элементарные, начальные знания по счетоводству и другим отраслям знания, соприкасающимся с его профессиональной деятельностью. В течение этого времени ему приходилось употреблять часть своего времени на изучение различных руководств, что помогало выдержать установленный промежуточный экзамен. Последний включал в себя следующие предметы: бухгалтерию; экспертизу счетов и контроль; законодательство, касающееся ликвидаторов, опекунов и кураторов. Сам промежуточный экзамен проходил только в Лондоне, два раза в год, часть его носила письменный характер, а часть - устный. Плата с каждого экзаменующегося взималась в размере двух гиней (16 рублей по курсу 1890 года).

Окончательный экзамен проводился по истечении не менее двух лет после промежуточного. В этот промежуток времени лица, стремящиеся вступить в корпорацию счетоводов, имели возможность ознакомиться со всеми особенностями своей профессии и обогатиться значительным опытом. Окончательный экзамен служил последней и решающей оценкой пригодности счетовода к самостоятельному ведению дел. Интересно, что еще в те времена профессиональное сообщество осознавало, что сама процедура экзамена не может служить инструментом истинного и верного мерила способностей и познаний человека, однако результатам окончательного экзамена придавалось большое значение. Всем испытуемым, удовлетворительно сдавшим экзамен, выдавались соответствующие дипломы, а отличившимся в ходе процедуры выдавались памятные подарки в виде книг. Более того, окончившие обучение с награждением немедленно получали приглашения на места работы в должности счетоводов.

Окончательный экзамен проходил в течение трех дней и включал в себя проверку знаний по следующим предметам:

- бухгалтерия и счетоводство;

- экспертиза счетов;

- отчетность в товариществах и у душеприказчиков;

- правила относительно ликвидаторов, опекунов и кураторов;

- основы акционерного законодательства;

- основы торгового права;

- правила о третейских судах и третейских решениях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В помощь обучающимся и готовящимся к сдаче экзаменов профессиональным сообществом того времени было инициировано создание «Общества для изучающих счетоводов» (Accountant Student Societies), которое имело свои представительства не только в Лондоне, но и в других городах Англии. В основном членами этих обществ были помощники, а главной целью создания являлось учреждение специализированных

книжных магазинов и библиотек, в обсуждении вопросов счетоводства и счетоведения, в устройстве диспутов, чтении курсов по счетоводству и торговому праву. Руководство обществом обычно поручалось выдающимся счетоводам, присутствующим на собраниях, во время прений членов общества. Задача руководителей заключалась в содействии успехам молодых профессионалов и решении непосредственных задач общества.

Выдержавшие окончательный экзамен, получали право вступить в корпорацию. Для этого они должны были подать прошение, которое оформлялось на печатном бланке установленного образца. К нему должно было прилагаться удостоверение того счетовода, у которого помощник занимался в том, что проситель действительно достоин быть принятым в члены корпорации. Поступающий принимался лишь в кандидаты и уплачивал взнос в размере десяти с половиной фунтов. Ежегодный взнос практикующего кандидата составлял два фунта стерлинга и два шиллинга; кандидат, не занимавшийся практикой платил один фунт стерлинг и один шиллинг.

Кандидат, пробывший в корпорации узаконенный срок и все время занимавшийся практической деятельностью, допускался к принятию в члены общества (Fellow). Первоначальный взнос для членов составлял десять с половиной фунтов. Ежегодный взнос для занимающихся практикой был установлен в размере пяти фунтов стерлингов и пяти шиллингов; для не практикующих членов - три фунта и три шиллинга.

Мы видим, что процедура достижения звания члена корпорации довольно сложна и сопряжена с материальными тратами. У наших коллег и предшественников в России возникал вопрос относительно целесообразности подобного расходования денежных средств, времени и труда, на который они же давали следующий ответ. Материальное положение счетовода, имевшего соответствующие удостоверяющие его профессионализм документы, было несравненно выше, чем у коллег, не являвшихся членом корпорации. Также отмечалось, что в профессии счетовода, еще в большей степени чем в профессии юриста, требуется наличие и соблюдение строгой нравственности, обостренное чувство торжества закона, высочайшая честность и умение хранить тайну. То есть здесь идет речь об этической составляющей профессии бухгалтера и ее первостепенной роли. Это понятно, по роду деятельности счетоводу приходится близко знакомиться с положением дел посторонних лиц, с их денежными и деловыми тайнами. Следовательно, не только сам счетовод, но и его помощники должны внушать полное доверие, а учредителям акционерных и других обществ необходимо понимать, что смена счетовода в организации допустима лишь в самых крайних случаях.

Занятно, что в позапрошлом веке, наших коллег волновали проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Так, было распространено мнение об относительной легкости обучения счетоводству, будто бы для данного дела не надо было затрачивать значительного времени, труда и не требовалось

обладать какими-либо способностями. Но при столкновении с практикой выяснялось - чтобы подготовить грамотного счетовода необходимо приложить значительно больше усилий, чем для многих иных профессий. Отмечалось, что некоторые руководители крупных учреждений имеют более, чем пятидесятилетний опыт соответствующей работы, однако, чем более они приобретают познаний, тем острее ощущают потребность расширить их пределы. Этот парадокс характерен и для нашего времени. Но не следует отождествлять счетоводческую деятельность с умением руководить коммерческим предприятием. В последнем случае, как бы не были значительны по размеру предприятия, руководство ими не требует особого умения. Более того, если дело было достойным образом заведено и налажено предшественниками, плодами их трудов и сложившейся репутацией фирмы можно еще долго пользоваться, не прилагая особых усилий и не уделяя значительного времени работе. Совсем другое дело -счетоведение. Здесь совершенно необходимо, чтобы сам глава счетной конторы был способен руководить всеми участками работы. Репутация фирмы в счетной конторе может поддерживаться только ответственной, непрерывной, последовательной работой способных и уважаемых представителей данной профессии. В счетном деле важнее всего талант руководителя, а от умений, опыта и честности последнего зависит судьба служащих у него помощников.

Из изложенного становится возможным составить четкое представление о жизни и деятельности института присяжных счетоводов в Англии. В 1890 году это заведение привлекало к себе значительное внимание лучших представителей российской экономической науки и, прежде всего потому, что английские счетоводы приложили значительные усилия для завоевания себе выдающегося положения и их общественного и государственного признания. Звание члена института присяжных бухгалтеров давало нанимателям гарантию в добросовестности, в обширных знаниях своего дела счетоводом. Институт весьма ревностно оберегал репутацию своих членов, а благодаря высоко развитому чувству законности в Англии, случаи злоупотреблений со стороны присяжных членов этого общества практически не известны истории. Примечательно, что после получения звания присяжного счетовода, его обучение не заканчивалось, оно перманентно продолжалось в течение всей его дальнейшей профессиональной деятельности. Счетоводы, как наиболее развитые люди своего времени, всегда понимали, что остановиться на одном уровне -значит сделать шаг назад. Развитие экономики привносит новые задачи и проблемы в учетную науку, и они требуют разработки новых способов практического отражения ситуаций в системе счетов. В подобной ситуации совершенно необходимо иметь возможность обмениваться мнениями, знакомиться, проводить профессиональные беседы и лекции. И эта потребность четко осознавалась нашими предшественниками, которые отмечали, что, создавая правила подобного института на российской

профессиональной почве, необходимо учитывать наше национальное своеобразие. Первоначально, необходимо обременить получение звания присяжного счетовода определенными гарантиями. Сегодня для нас, живущих в двадцать первом столетии, удивительными по актуальности и своевременности являются те рекомендации, которые были предложены в этом отношении коллегами из девятнадцатого века. Тогда было всеобще известно, что звание счетовода можно было получить с необыкновенной легкостью, и только ленивый не приобретал его себе, в случае необходимости. Проблемы преподавания счетоводства были связаны с тем, что «развелась целая орда учителей, преподающих устно и письменно предмет, в котором они ничего не понимают» [3, с. 400]. Выдача дипломов стала предметом лавочной торговли, а сам диплом удостоверял не знание предмета (нередко обладатель диплома был несостоятелен в грамоте), а лишь факт состоявшейся купли-продажи. В этой ситуации было необходимо, чтобы звание присяжного счетовода представляло из себя ручательство о знании, опытности и добросовестности его обладателя. «Не кумовство и протекция, а лишь знание должно быть фундаментом, на котором должно воздвигнуться у нас это учреждение...» [3, с. 400]. В этом отношении печальный опыт российского общества для распространения коммерческих знаний призывал коллег из прошлого к особой осторожности и мнительности. В период организации и начала его деятельности, ожидания были многозначительны. Однако, не успев проработать и года, общество находилось на грани распада. И происходило это по следующим причинам. Благородные начинания сменились раздорами на почве мелкого самолюбия и превалирования личных интересов. На всех ступенях развития данной организации сказывались: неподготовленность к общественной жизни, недостаток нравственности и дисциплины, «умственная неразвитость многих членов, желающих, однако, играть в обществе роль не по разуму» [3, с. 400]. Сплошь возникали препирательства из-за незначительных вопросов, ничего общего не имеющих с коммерческими знаниями. К стыду большинства петербургских бухгалтеров, того времени, от них и не ожидалось значительного прогресса в области развития счетоведения как науки. Представители этого большинства «или сиволапые вахлаки, не тронутые никакой культурою, или мелкотравчатые хлыщи и гамены, для которых весь идеал цивилизации заключается в куцой жакетке и шансонетных куплетах» [3, с. 400]. Здесь, по-видимому, имелась ввиду преобладающая практическая направленность деятельности счетоводов, ставящая заслон на пути развития национальной бухгалтерской науки.

И все же, идея создания института присяжных счетоводов крепла в общественном сознании с каждым днем, и самым большим желанием счетоводов 1890 года было воплощение ее в действительность, на что и были направлены старания энтузиастов бухгалтерской профессии девятнадцатого века.

Мечты наших предшественников и учителей о создании

профессиональных организаций сбылись уже в двадцатом столетии, но проблематика вопроса осталась и, отчасти, приобрела еще более острый характер. Поэтому мы должны избегать слепого копирования западноевропейского опыта и, в ходе подготовки молодых специалистов в области бухгалтерского учета, направить усилия на формирование у них патриотического профессионального сознания. И исторический опыт здесь бесценен.

Использованные источники:

1. Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности». [Электронный ресурс]. Доступ с официального сайта «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 18125/

2. Институт присяжных счетоводов в Англии. //Журнал коммерческих и финансовых знаний «Счетоводство». том III. № 20. 1890. С.-Петербург.

3. Институт присяжных счетоводов в Англии. //Журнал коммерческих и финансовых знаний «Счетоводство». том III. № 37. 1890. С.-Петербург.

4. Львова Д.А. Профессиональные объединения бухгалтеров: история создания и деятельности. - М. Институт профессиональных бухгалтеров России: Информационное агентство «ИПБР - БИНФА», 2005. - 160 с.

5. Brown R. A History of Accounting and Accountants. Edinburg, 1905.

УДК 378

Попова Н.В., к.пед.н.

доцент

кафедра «Теоретических основ физического воспитания» Алтайский государственный педагогический университет

Россия, г. Барнаул ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Представленный в статье материал - это теоретический анализ и практический опыт применения активных методов обучения. В статье рассматривается проблема формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к учебной дисциплине «Физическая культура». В работе отмечено, что целесообразно в теоретический курс «Физическая культура» вузов, включать методы активного и проблемного обучения для формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к данной дисциплине.

Ключевые слова: активные методы обучения, дидактическая игра, деловая игра, мотивация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.