Научная статья на тему 'Проблемы и анализ инновационного развития республики Казахстан'

Проблемы и анализ инновационного развития республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1729
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / НОВОВВЕДЕНИЯ / INNOVATION / НОВАТОРСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / PROFITABILITY / INNOVATIVE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оралова С.Ш.

Актуальность темы статьи не вызывает сомнения, поскольку для Казахстана отход от сырьевой специализации и диверсификация на индустриально-инновационной основе является приоритетом развития. В статье представлен теоретический обзор мнений о категории «инновационное развитие», «инноватика» и т.д. Автор приводит основные параметры, характеризующие уровень инновационного развития стран с целью сопоставления. Анализируются проблемы, характерные для перехода экономики Казахстана на инновационный путь развития. При этом особое внимание уделено факторному подходу, применяемому на предприятиях инновационного типа. Ключевым аспектом статьи является ее опора на Стратегию «Казахстан-2050», органическую взаимосвязь триады «образование-наука-инновации». Отмечены некоторые успехи, проблемы и факторы, сдерживающие инновационного развития Казахстана. Обозначены некоторые направления в решении конкретных задач инновационного прогресса, которые будут способствовать вхождению РК в число 30-ти наиболее развитых стран мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND THE ANALYSIS INNOVATIVE PROGRESSES OF REPUBLIC KAZAHSTAN

Relevance of topic the article is unquestionable, because Kazakhstan away from commodity specialization and diversification on the basis of industrial and innovation development is a priority. The paper presents a theoretical overview of the category "innovative development", "innovation", etc. the author gives the main parameters characterizing the level of innovative development of the country with a view to mapping. Examines issues that are specific to the transition of the economy Kazakhstan in the innovation way of development. With special emphasis on factoring approach applied at the enterprises of innovation type. A key aspect of the article is its reliance on a strategy of «Kazakhstan-2050», the organic relationship of the triad "Education-Science-Innovation". There have been some successes, problems and obstacles to innovative development of Kazakhstan. Outlines some of the specific tasks of the innovation progress that will contribute to the occurrence of the 30 most developed countries in the world.

Текст научной работы на тему «Проблемы и анализ инновационного развития республики Казахстан»

УДК-06.01.17

С.Ш. Оралова

преподаватель, кафедра экономики, Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова, г. Талдыкорган, Казахстан

ПРОБЛЕМЫ И АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Аннотация. Актуальность темы статьи не вызывает сомнения, поскольку для Казахстана отход от сырьевой специализации и диверсификация на индустриально-инновационной основе является приоритетом развития. В статье представлен теоретический обзор мнений о категории «инновационное развитие», «инноватика» и т.д. Автор приводит основные параметры, характеризующие уровень инновационного развития стран с целью сопоставления. Анализируются проблемы, характерные для перехода экономики Казахстана на инновационный путь развития. При этом особое внимание уделено факторному подходу, применяемому на предприятиях инновационного типа. Ключевым аспектом статьи является ее опора на Стратегию «Казахстан-2050», органическую взаимосвязь триады «образование-наука-инновации». Отмечены некоторые успехи, проблемы и факторы, сдерживающие инновационного развития Казахстана. Обозначены некоторые направления в решении конкретных задач инновационного прогресса, которые будут способствовать вхождению РК в число 30-ти наиболее развитых стран мира.

Ключевые слова: инновации, нововведения, новаторство, эффективность, рентабельность.

S.Sh. Oralova, Zhetisu University after name I.Zhansugurov, Taldykorgan, Kazakhstan

PROBLEMS AND THE ANALYSIS INNOVATIVE PROGRESSES OF REPUBLIC KAZAHSTAN

Abstract. Relevance of topic the article is unquestionable, because Kazakhstan away from commodity specialization and diversification on the basis of industrial and innovation development is a priority. The paper presents a theoretical overview of the category "innovative development", "innovation", etc. the author gives the main parameters characterizing the level of innovative development of the country with a view to mapping. Examines issues that are specific to the transition of the economy Kazakhstan in the innovation way of development. With special emphasis on factoring approach applied at the enterprises of innovation type. A key aspect of the article is its reliance on a strategy of «Ka-zakhstan-2050», the organic relationship of the triad "Education-Science-Innovation". There have been some successes, problems and obstacles to innovative development of Kazakhstan. Outlines some of the specific tasks of the innovation progress that will contribute to the occurrence of the 30 most developed countries in the world.

Keywords: innovations, innovative, innovation, efficiency, profitability.

В экономической литературе и хозяйственной практике, особенно постсоциалистических стран, продолжаются дискуссии о сущности, содержании, проблемах и возможностях инновационного развития в различных сферах человеческой деятельности, включая технику, технологию, экономику, политические, социальные процессы и другие аспекты бытия и общественного сознания. При этом зачастую подобные дискуссии «зацикливаются» на теоретических, методологических, концептуальных, терминологических определениях инновационного развития без опоры на объективную необходимость, потребность и конкретику в этом важном деле. Так, исследование этого вопроса за последние годы свидетельствует о наличии в кругу научной экономической общественности около сотни мнений по поводу определения «инновация», «нововведение», «инноватика», «новшество», «новаторство», «рационализация», «инновационная экономика» и т.д., что вносит некую сумятицу и уводит в дебри подлинные устремления в реализации практических шагов по внедрению, осуществлению научно-технического, технологического, социального прогресса на его глобальном, национальном и локальном уровнях.

Между тем еще «первооткрыватель» термина «инновация», выдающийся австрийский экономист, математик и юрист, профессор Гарвадского университета Йозеф Шумпетер (18831950) в своем феноменальном труде «Теория экономического развития» доказал, что инновация означает «процесс производства новых благ и услуг, применение новых способов производства, освоение новых рынков сбыта, открытие новых видов и источников сырья, усовершенствование в научных достижениях, в образовании и других областях человеческой деятельности» [1]. Анализируя анатомию глобального инновационного развития, Шумпетер обозначил

следующую историографию данного революционного процесса: первая ее волна связана с использованием воды и ветра в качестве освобождения и облегчения ручного труда, с изобретением парового двигателя и использованием ткацкого станка (1780-1840 гг.). Вторая волна, технологический прорыв в НТП, связана с появлением железных дорог и прогрессом в металлургической промышленности, а также в электроэнергетике (середина и конец Х1Х века). Далее следует инновационная волна в химии и химпроизводстве, электронике, изобретении первого компьютера на лампах накаливания (1948 год, научные центры Менделеева, Виннера и др.). Пятая волна условно начинается с 1989 года и связана с массовым открытием и распространением информатизации, Интернета, развитием программного обеспечения, мультимедиа, цифрового и спутникового телевидения, телефонии, а также с достижениями в сфере биотехнологии, генной инженерии и других направлений инновационного развития.

Всеми этими нововведениями, инновациями, по словам Шумпетера, занимаются, прежде всего, ученые, специалисты, предприниматели, обладающие адекватным интеллектом, силой воли, особой мотивацией, развитой интуицией и в значительной мере альтруизмом (Билл Гейтс, СтивПол Джобс, Ли Яккока, Марк Цукерберг, Фредерик Тейлор, Анри Файоль, Генри Форд, Гарри Эмирсон, Генрих Штауб, Цуки Самсунг, Дан Никей, Лаки Сони, Отто Сименс, Рональд Крайслер, Сантос Дюман, Сик Хитачи, Роберт Манделл, Джорж Сорос, Братья Рай и другие). То же самое по этому поводу писал, показывал и доказывал другой видный ученый-экономист - лауреат Нобелевской премии Теодор Шульц (1902-1998), подчёркивавший приоритетную роль инноваций, инвестиций в человеческий капитал, по сравнению с капвложениями в машины, оборудование и другие средства производства. Именно Теодору Шульцу принадлежит крылатое выражение, о том, что «образовательный уровень населения предопределяет его способность использовать информатизацию, программирование, математические методы анализа экономических процессов, операций и явлений». В частности, в его книге «Вложения в человеческий капитал» утверждается положение о том, что «инновации в человеческий капитал повышают не только уровень производительности труда, но и экономическую, социальную ценность, эффективность его времени» [2].

Резюмируя вышеизложенное и опираясь на накопленный креативный опыт в области открытий, изобретений и НТП, следует отметить, что инновации во всех сферах жизнедеятельности общества, государства, всего мирового сообщества представляют собой объективный процесс постоянного обновления, совершенствования производительных сил и производственных отношений на их макро- и микроэкономическом уровнях.

Важное место и роль в этом позитивном, объективном процессе принадлежит субъективному фактору, в том числе конкретному строю, способу производства, политической надстройке общества, государства. Отсюда инновационный процесс по своему внутреннему содержанию и результативности зависит от этих обстоятельств, хотя, по определению, должен охватывать динамичное внедрение научных знаний, открытий, изобретений в реальную практику, осязаемую новую продукцию, товары и услуги в целях удовлетворения постоянно возвышающихся потребностей общества, но при ограниченных ресурсах, возможностях (материальных, трудовых, инвестиционных, денежно-кредитных). Именно последнее обстоятельство в ХХ веке заметно сковывало инновационный процесс в бывших социалистических странах, включая Казахстан (РК), который сегодня не без ощутимых трудностей и сверх напряжения постепенно преодолевает недуги недавнего наследия «развитого социализма» с его административно-командной системой управления и менеджмента в центре и на местах [3].

Впрочем, посмотрим (при помощи языка соответствующих показателей и цифр) на некоторый накопленный опыт, проблемы и перспективы инновационного социально-экономического развития нашей республики в современных условиях места и времени. Попутно отметим, что данный инновационно-инвестиционный процесс на постсоветском пространстве в РК протекает,

в целом, удовлетворительно, но далеко неоднозначно по сравнению с развитыми странами мира. За два десятка лет независимости и форсированного развития рыночных отношений Республика Казахстан состоялась как политэкономическая, суверенная страна, которая обеспечила стабильный, последовательный курс социально-экономического развития. В основном выполнена его стратегия индустриально-инновационного развития до 2030 года. Президент Казахстана в своем послании народу РК выдвинул новую стратегию РК до 2050 года, в которой определена цель - войти по уровню социально-экономического развития в число 30-ти передовых стран мира по всем критериям и показателям, включая индекс человеческого развития и качество жизни наших граждан.

В эпицентре научного обоснования такого развития стоят задачи новаторского, инновационного обеспечения в социально-экономическом развитии государства, включая архисложную задачу повсеместной, наступательной активности всех граждан, высокой, слаженной борьбы за эффективность в работе научных учреждений (в том числе университетов), государственных структур и бизнеса.

При этом важно отслеживать и текущую ситуацию с научно-техническими, технологическими достижениями ведущих стран мира, которые не стоят на месте. К примеру, весьма важен опыт функционирования инновационного развития США, где до 50% инновационной экономики сосредоточено в двух регионах: в Силиконовой долине (штат Калифорния) и в Бостоне (штат Массачусетс). В этой стране успешно функционируют инновационная программы SBIR (Small Business Innovation Reslarch) и STTR (Small Business Transfer), которые управляются Агентством по малому и среднему бизнесу страны и объединяют средства 11-ти федеральных ведомств, финансирующих НИОКР инновационных компаний в русле соответствующих грантов. При этом до 44% таких средств направляется по статье высокотехнологичных отраслей производства; далее следуют торговля и финансы (около 20%). Во Франции три инновационных центра (в том числе Лазурный берег) обеспечивают до 40% бюджетных доходов страны. В Германии на долю инновационной экономики во всех 16-ти федеральных землях приходится в среднем 64% ВВП страны (инновационные центры в верхней Саксонии с центром «Роботрон» в Дрездене, «Альгемайне» в Баварии и «Форверст» в Вольсфбурге близ Ганновера). В Израиле создана госинновационная компания YOZMA, под управлением которой находятся 10 венчурных фондов с капитализацией более 20-ти млн долларов каждый и которая напрямую финансирует региональные инновационные компании и проекты, участвуя в их основном капитале.

Таблица 1- Показатели уровня инновационного развития ряда стран в 2013 году

Страны Затраты на НИР в % к ВВП страны Качество и подготовка специалистов, К Взаимосвязь университетов с производством, К Инновации как фактор конкурентоспособности, К

1 Швейцария 3,0 5,8 5,8 5,8

2 Швеция 3,43 5,8 5,5 5,8

3 Япония 3,36 6,0 5,1 5,7

4 Финляндия 3,87 5,7 5,6 5,5

5 Германия 2,82 5,6 5,2 5,6

6 США 2,90 5,7 5,7 5,6

7 Дания 3,10 5,6 5,2 5,4

8 Норвегия 1,83 5,7 5,3 5,2

9 Великобритания 1,77 5,5 5,8 5,4

10 Канада 1,80 5,6 5,2 5,0

11 Китай 2,74 4,3 4,2 4,0

12 Россия 1,16 3,8 3,7 3,3

13 Казахстан 120 3,5 3,3 2,8

Источник: OECD. Main Science and Technology Indicators. Paris, 2013.

Как показывают данные таблицы, совокупные затраты на НИР в большинстве стран колеблются в пределах 2-35% к их ВВП. То же самое следует сказать и о расходах на фундаментальные исследования и массовое внедрение инноваций, что намного выше российских и казахстанских измерений. При этом, если сопоставлять качество подготовки специалистов, связь и взаимодействие университетов с производством, инновационную конкурентоспособность по 6-ти балльной шкале, то эти цифры и показатели также впечатляют в пользу развитых стран. Об этом же свидетельствуют индикаторы практического использования (а не только изобретения на бумаге) патентов на 1 миллион жителей: в Японии этот показатель равен 352 в год, в США - 340, в Швейцарии - 216, в Финляндии - 211, в Швеции - 154, в Китае -90, в России и Казахстане - по 60-65 патентов на миллион жителей. Об этом же свидетельствуют скромные цифры и показатели об удельном весе инновационной продукции и услуг в общем объеме ВВП РФ и РК (6-7%) против 60-70% в наиболее развитых странах, в отряд которых наша страна может и должна войти к 2050 году.

Отсюда возникает емкий вопрос: как, за счет чего и каким образом можно решить такую трудоемкую сверхзадачу? Ответ на этот вопрос содержится в обобщенном виде в стратегии «Казахстан-2050», которую необходимо научно конкретизировать, расшифровать, детализировать соответствующим компетентным властным структурам, специалистам-экспертам, включая университетские исследования. Сегодня ведущие вузы РК в этом отношении набирают необходимый задел прочности. Среди них - Назарбаев Университет, Евразийский национальный университете (ЕНУ) имени Льва Гумилева, Казахский национальный технический университет (КазНТУ), Казахский национальный университет (КазНУ), Казахстанско-Британский технический университет (КБТУ), Казахский национальный аграрный университет (КазНАУ) и др. По данным Всемирного экономического форума в Давосе (ВЭФД), инновационный рейтинг Казахстана за последние годы значительно и сравнительно возрос. Об этом свидетельствуют соответствующие данные этого Форума по семи критериям и показателям, приведенным в таблице 2.

Таблица 2 - Позиция Республики Казахстан в рейтинге ВЭФД по инновационному развитию за 2009-2013 гг. (в % от 100)

№ пп Показатели инновации 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год

1 Предпосылки для инновационного развития 50 52 74 100 93

2 Качество научно-исследовательских институтов 57 81 110 120 109

3 Затраты бизнеса на исследования 63 62 86 107 96

4 Сотрудничество между вузами и национальной экономикой в научных исследованиях 65 78 110 118 91

5 Приобретение Правительством ноу-хау, патентов 60 63 82 94 72

6 Доступность ученых и инженеров, менеджеров 84 75 90 104 103

7 Кол-во выданных, зафиксированных патентов на 1 млн человек 71 84 80 82 66

Составлено по материалам ВЭФ в Давосе (Швейцария)

Как показывает анализ, позиция РК по уровню инновационного развития за последние пять лет продвинулась с 102-го на 51-е место в мире. То же самое следует сказать и о рейтинге по Индексу глобальной конкуренции. В этом плане большая роль в РК принадлежит холдингу «Парасат» с ориентацией его работы на применение принципа коммерциализации научных исследований, в том числе применительно к НИР, НИОКР в г. Алматы. Именно здесь в 2010 году

создан Инновационный конвент и соответствующий Совет по инновациям с участием ведущих ученых, бизнеса и городского акимата [4].

По убеждению некоторых экспертов, поиск путей столь судьбоносного стратегического решения задач форсированного инновационного социально-экономического развития в русле стратегии «Казахстан-2050» состоит, в частности, в следующих конкретных шагах, действиях и основных направлениях.

1. В области совершенствования стратегического планирования и управления. Целесообразно упорядочить процедуру планирования и реализации бюджетных инновационно-инвестиционных проектов и разграничить полномочия центра и регионов РК (их 16), уделив внимание прозрачности соответствующих индикаторов, отбору, критериям и оценке такого управления, планирования и регулирования. В этой связи следует пересмотреть цели и задачи институтов развития РК, особенно по критериям оценки их деятельности - не нынешней погоне за прибылью и рентабельностью (как этим руководствуются банки второго уровня), а мерой их участия, к примеру, в реальной диверсификации экономики, создании добавленной стоимости и в экспорте товаров и слуг.

2. В области фискально-бюджетной налоговой политики. Следует иметь в виду необходимость снижения налоговой нагрузки на бизнес, чтобы стимулировать наращивание деловой активности и снижение теневой экономики. Для модернизации механизма госуправления межрегиональными бюджетными пропорциями и их выравнивания необходима политика их оптимизации, повышения бюджетного самофинансирования, а не перераспределение совокупных госдоходов РК в виде дотаций, субвенций и санаций в пользу убыточных областей и городов республиканского значения. При этом в перспективе целесообразно снизить прямые налоги, обязательные платежи и отчисления в бюджет. Подобная модернизация должна сопровождаться также уменьшением налогооблагаемой базы пропорционально объемам инноваций и инвестиций в технологическое переоснащение НИОКР, повышение квалификации персонала, налоговые льготы и преференции (каникулы) на период запуска новых производств, как это принято в развитых странах.

3. Образование и кадры. Актуальной задачей по реализации стратегии «Казахстан-2050» следует считать разработку и принятие Закона «О государственном стандарте образования», который должен содержать не только требования государства к уровню знаний, умений и навыков учащихся и студентов к организации учебного процесса и выбору методов обучения, но и к процедуре, методу оценки знаний на основе принципа подушевого финансирования из различных источников. При этом образование в центре и на местах РК должно опираться на разработку наукоемких, ресурсосберегающих, экологических проблем, инновационные кластеры, технопарки, международный опыт в этом деле. Важным аспектом в этой сфере следует считать решение задачи прогнозирования потребности в кадрах в отраслевом разрезе, что на сегодня упущено и запущено, как никогда.

4. Инновации и трансферт новых технологий. Анализ темпов роста экономики при ее интенсивном развитии в начале ХХ1 века показывает, что для ее инновационной активности в научной и бизнес-среде необходимо создать необходимый уровень технической, технологической базы, включая высокоэффективный правопорядок в сфере интеллектуальной собственности. Для этого, в частности, необходимо создать благоприятные условия, чтобы в РК приходили ТНК несырьевых секторов экономики, высокотехнологичные корпорации, работающие под эгидой наших интересов «казахстанского содержания», для чего целесообразно создать Национальное агентство передачи (трансферта) технологий. В этой связи в стратегии «Казахстан-2050» подчеркивается необходимость «разрешать инвесторам добывать и пользоваться нашим сырьем только в обмен на новейшие технологии, применяемые ими у нас». К сожалению, в трансферте технологий в РК пока преобладают поставка машин и оборудования, тогда как при-

обретение ноу-хау и лицензий находится на низком уровне (около 2%). В этом смысле нельзя сказать, что данная форма международного партнерства в области трансферта технологий в РК находится на вербальном уровне. Отнюдь. Известно позитивное сотрудничество в этой сфере с Казахстанско-французским центром технологий в области газа и нефти, а также в горнодобывающей промышленности нашей страны.

5. Государственно-частное партнерство. Такое партнерство в инновационной области можно определить как сотрудничество властных структур с частными предпринимателями, фирмами, корпорациями на равноправных условиях. Например, государство поддерживает образование и науку, которые являются источниками инноваций, стимулирует инновационное предпринимательство, что отвечает интересам общества и отдельного человека. Государство заботится о дееспособной системе функционирования правовых, институциональных условий во всех областях жизнедеятельности своих граждан, включая вопросы владения, распоряжения и использования результатов научно-технической деятельности, прав интеллектуальной собственности и т.д. Особое внимание при этом должно уделяться и поощряться социальным обязательствам частного бизнеса на территориях их хозяйственной, коммерческой деятельности. В интересах интеграции РК с членами единого Таможенного союза и ЕЭП полезно учредить межгосударственные инновационно-технологические кластеры, повышающие их конкурентоспособность и эффективность. В этой связи на первый план выступает актуальная необходимость первоочередного создания транспортно-логистического кластера «Казахстан-Белоруссия-Россия-Кыргыстан», что позволит наладить на рынке транзитных перевозок интегрированную услугу по доставке товаров со «сквозными» тарифными и технологическими параметрами и условиями [5].

Таким образом, в стратегии «Казахстан-2050» определена концепция инновационного развития национальной экономики, обозначены тактические шаги и параметры ее движения вперед к высоким социальным показателям, обозначен главный тренд развития всего общества с акцентом на повсеместную активизацию человеческого капитала. Отсюда модернизацию отечественной экономики и ее инфраструктуру на основе повсеместной инновации необходимо осуществлять в русле симбиоза государства и частного бизнеса, частно-государственного партнерства с опорой на НИР, НИОКР. Это обеспечит достойное продвижение нашей республики вверх к высоким социально-экономическим и духовным критериям и показателям, включая Индекс глобальной конкурентоспособности и вхождение на этой основе в число 30-ти наиболее развитых стран мира.

Список литературы:

1. Стратегия «Казахстан - 2050». - Астана: ЛЕМ, 2013.

2. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: ЭКСМО, 2007.

3. Шульц Т. Инвестиции в человеческий капитал. - М.: Прогресс, 2009.

4. Нурланова Н.К. Казахстан в системе экономической динамики цивилизаций. - Алма-ты: ИЭ МОН РК, 2012.

5. Фурсова Т.В. Анализ и оценка эффективности инновационных проектов. - М.: МАИ,

2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.