Научная статья на тему 'Проблемы гуманизации отношений в системе «Руководитель - подчиненный»'

Проблемы гуманизации отношений в системе «Руководитель - подчиненный» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
399
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ПЕРСОНАЛ / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СИСТЕМА "РУКОВОДИТЕЛЬ ПОДЧИНЕННЫЙ" / ПАРТИСИПАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ORGANIZATION / STAFF / SOCIAL MANAGEMENT / HUMANIZATION / HUMAN RESOURCE MANAGEMENT / CORPORATE INTERACTION / "MANAGER SUBORDINATE" SYSTEM / PARTICIPATIVE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафонов Кирилл Борисович

В статье показаны особенности социального управления современной организацией. Большое внимание уделяется регулированию процессов организационного взаимодействия. В качестве примера рассматривается система отношений руководителя и подчиненного. Сделан вывод, что одной из актуальных тенденций деятельности организации является гуманизация социального управления и процессов взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of humanization of relations in the “manger - subordinate” system

The article deals with the peculiarities of social management in a modern organization. Special attention is paid to the management of the processes of corporate interaction. The author considers "manger subordinate" relations as an example. It is concluded that one of the current trends of running a business is humanization of social management and interaction processes.

Текст научной работы на тему «Проблемы гуманизации отношений в системе «Руководитель - подчиненный»»

УДК 316.354:316.662.22

Сафонов Кирилл Борисович

кандидат философских наук, доцент кафедры «Менеджмент» Новомосковского института (филиала) Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева

ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ «РУКОВОДИТЕЛЬ - ПОДЧИНЕННЫЙ»

Safonov Kirill Borisovich

PhD in Philosophy, Assistant Professor, Management Department, Novomoskovsk Institute (branch) of Russian University of Chemistry and Technology

THE PROBLEMS OF HUMANIZATION OF RELATIONS IN THE "MANGER -SUBORDINATE" SYSTEM

Аннотация:

В статье показаны особенности социального управления современной организацией. Большое внимание уделяется регулированию процессов организационного взаимодействия. В качестве примера рассматривается система отношений руководителя и подчиненного. Сделан вывод, что одной из актуальных тенденций деятельности организации является гуманизация социального управления и процессов взаимодействия.

Ключевые слова:

организация, персонал, социальное управление, гуманизация, управление человеческими ресурсами, организационное взаимодействие, система «руководитель - подчиненный», партисипативное управление.

Summary:

The article deals with the peculiarities of social management in a modern organization. Special attention is paid to the management of the processes of corporate interaction. The author considers "manger - subordinate" relations as an example. It is concluded that one of the current trends of running a business is humani-zation of social management and interaction processes.

Keywords:

organization, staff, social management, humanization, human resource management, corporate interaction, "manager - subordinate" system, participative management.

Руководство современной организацией представляет собой сложный и многоаспектный процесс. Ориентированный на успех менеджер должен одновременно решать задачи повышения рентабельности производства и увеличения прибыльности осуществляемой деятельности, проводить переговоры с клиентами и контрагентами и продвигать продукцию на новые рынки. Кроме того, эффективность управления напрямую зависит от возможности построения устойчивой системы взаимодействия с сотрудниками. Только в случае, если в организации создана система управления человеческими ресурсами, способная отвечать на вызовы времени, организация может считаться устойчивой. В настоящий момент особое внимание уделяют социальной составляющей менеджмента. Необходимо совершенствовать систему организационных отношений, повышая эффективность осуществляемого взаимодействия.

Рассматривая особенности деятельности современной организации, можно отметить, что в структуре управленческих отношений выделяют два элемента: собственно управление, под которым понимают целенаправленное воздействие на определенный объект, и подчинение, то есть восприимчивость и подверженность данного объекта целенаправленному воздействию [1, с. 84]. Иными словами, непременным условием существования управленческих отношений является готовность управляемой подсистемы воспринимать и воплощать на практике принятые руководством решения. При этом важным условием эффективного менеджмента является учет особенностей сотрудников. Руководитель не должен быть сосредоточен лишь на количественных показателях, характеризующих осуществляемую деятельность, так как в этом случае без внимания останется социальный аспект развития организации. Важно не просто отдавать распоряжения подчиненным, но и стараться найти подходы к каждому из них, в рамках которых будут учтены личностные характеристики и индивидуальные особенности сотрудников. В конечном итоге результативность данной деятельности перейдет из социальной в экономическую плоскость, поскольку произойдет рост производительности труда, а следовательно, и рентабельности и эффективности организации в целом.

В процессе взаимодействия с сотрудниками происходит формирование системы «руководитель - подчиненный». Ее основу составляет социальная специфика управленческих отношений. При этом возможны различные модели взаимодействия в рамках данной системы. Так, в том случае, если руководитель сосредоточивает в своих руках все рычаги управления и прини-

мает решения единолично, это будет препятствовать реализации креативного потенциала сотрудников вследствие чрезмерной регламентации их деятельности. В то же время нельзя сказать, что в подобной ситуации интересы работников никак не учитываются. Грамотный руководитель понимает, что для привлечения и удержания специалистов высокого класса необходимо создавать определенные условия. Поэтому он может компенсировать недостаток творчества в работе сотрудников, применяя средства материального стимулирования. В качестве примеров здесь можно привести увеличение премиального фонда, развитие корпоративного медицинского обслуживания и пенсионного страхования. Подобные факторы повышают конкурентоспособность рабочих мест, так как ставят сотрудников организации в более выгодное положение по сравнению с представителями прочих работодателей. Однако данный подход, основанный на патернализме, не может в полной мере соответствовать современным представлениям о взаимодействии с персоналом.

С течением времени общество становится все более открытым. В настоящий момент его представители воспринимают друг друга не просто как членов одной большой системы, но как равноправных партнеров. Подобные тенденции можно проследить и в развитии управленческих отношений. На наш взгляд, современному руководителю следует осуществлять свою деятельность в атмосфере открытости, готовности к диалогу с клиентами, контрагентами и подчиненными. В этом случае можно рассчитывать на полную реализацию заложенного в каждом сотруднике богатого креативного потенциала. При этом важно помнить, что «партнерские отношения предполагают совместную деятельность руководителей и подчиненных, базируются на выполнении заранее оговоренных обязательств, самостоятельности рабочих в их выполнении, конкурентоспособности взаимных предложений, невмешательстве руководства в выполнение профессиональных обязанностей и жизнь работников» [2, с. 28]. Реализация такого подхода предполагает предоставление сотрудникам определенной автономии в процессе осуществления трудовой деятельности. Кроме того, возможно расширение предоставляемых работникам полномочий. Они могут привлекаться к осуществлению отдельных аспектов управленческой деятельности, например к обсуждению альтернатив при принятии решений. Это позволит сотрудникам в полной мере реализовать собственный креативный потенциал, что можно рассматривать как значимый фактор гуманизации социального управления.

Реализация принципов партнерства предполагает переосмысление всех процессов взаимодействия руководителя и подчиненных. Так, «служащие могут проявлять инициативу и деловые качества лишь в том случае, если им в полном объеме доступна информация об организации и ее целях и если они могут обсуждать с коллегами свои представления» [3, с. 80]. Следовательно, в организации должны быть созданы определенные условия. Это подразумевает и право на получение полной информации обо всех аспектах осуществляемой деятельности, и наличие отлаженной системы обратной связи, и предоставление возможностей для дискуссии по широкому перечню актуальных проблем. В результате выполнения подобных требований происходит развитие системы партисипативного управления. Работники, помимо прочего, могут принимать участие в управлении организацией, а у руководителя появляется возможность ознакомиться с новаторскими идеями, которые предлагают члены коллектива. В итоге в выигрыше оказываются все заинтересованные стороны, в том числе и общество, которое получает эффективно работающую организацию, не просто выпускающую товары или оказывающую услуги, но предоставляющую своим сотрудникам новые возможности для постоянного творческого и профессионального роста и развития.

Расширение полномочий представителей коллектива не означает снижение значимости деятельности руководителя. В данном случае можно говорить о перераспределении полномочий. Кроме того, у руководителя остаются возможности для корректировки процессов принятия и реализации решений. Это особенно важно, если существует необходимость оперативных изменений, а обсуждение в коллективе может занять определенное время. Таким образом, гуманизация отношений в системе «руководитель - подчиненный» предполагает наличие широких полномочий у обоих ее элементов. Конечно, на практике данный подход может быть реализован по-разному. Главным требованием при этом остается наличие заинтересованности в успехе организации и общества в целом, которое в обязательном порядке должно присутствовать и у руководителя, и у всех представителей коллектива. Они должны быть открыты к восприятию нового, готовы к диалогу, обсуждению альтернатив с целью выбора оптимального варианта.

Конкретные подходы к гуманизации отношений в системе «руководитель - подчиненный» зависят от управленческого опыта, накопленного в рамках конкретной организации. Некоторые из них изначально реализуют на практике принципы партнерства во взаимодействии в коллективе, к другим осознание необходимости применения данной модели отношений приходит со

временем. При этом партисипативное управление нельзя рассматривать как единственный фактор гуманизации. Важно не просто привлекать сотрудников к принятию управленческих решений, но и ориентироваться на потребности человека, учитывать его уникальность. Сотрудников нельзя рассматривать как исполнителей, стоящих на более низких ступенях организационной иерархии. Каждый работник обладает уникальным набором характеристик, которые могут быть задействованы в практике деятельности организации с целью существенного повышения ее эффективности. Вместе с тем следует определить, что именно является значимым и для конкретного, отдельно взятого сотрудника, и для всего коллектива. Это и будет основным проявлением гуманизации социального управления, которое можно рассматривать с позиции ориентации на успех всех сторон - сотрудников, организации и общества в целом.

В процессе решения проблем гуманизации отношений в системе «руководитель - подчиненный» происходит переосмысление и обновление существующей парадигмы менеджмента организации. Внедрение инноваций в процессы взаимодействия позволяет повысить эффективность управления, сделав организацию более устойчивой, способной в полной мере адаптироваться к постоянно меняющимся условиям современного рынка.

Ссылки:

1. Синева О.В. К вопросу диагностики психологических особенностей руководителей организации и кандидатов на должность // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». 2015. Т. 11. С. 84-90.

2. Темницкий А.Л. Ориентации рабочих на патерналистские и партнерские отношения с руководством // Социологические исследования. 2004. № 6. С. 26-37.

3. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация : пер. с англ. М., 2002. 396 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.