взаимодействия вуза и предприятий реального сектора экономики региона на основе маркетинга отношений» по гранту для научно-педагогических работников БГТУ им. В.Г. Шухова в рамках реализации мероприятий Программы стратегического развития БГТУ им. В.Г. Шухова на 2012-2016 годы.
Использованные источники:
1. Микалут С.М., Старикова М.С., Андрианова А.В., Меркелова Е.В. Методический подход к управлению системой деловых партнерских отношений на основе индексирования информационной среды // Современная экономика: проблемы и решения. 2013. № 12. С. 219-229.
2. Попова Ю.Ф. Сетевая концепция управления межфирменными отношениями на промышленных рынках: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05; С.-Петербург. гос. ун-т экономики и финансов. СПб. 2010.
3. Старикова М.С. Направления оценки эффектов интеграции в промышленной среде // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015. № 3. С. 163-167.
4. Старикова М.С. Укрепление партнерских отношений как фактор роста деловой активности предприятия // Экономика. Управление. Право. 2013. № 10 (46). С. 26-29.
5. Старикова М.С., Микалут С.М., Резниченко А.А. Подходы к обеспечению эффективного инновационного развития корпораций // Инновационный Вестник Регион. 2012. № 3. С. 81-86.
6. Щетинина Е.Д., Растопчина Ю.Л., Старикова М.С. Стратегическое управление промышленным предприятием на основе теории жизненного цикла: монография. Белгород: БГТУ, 2006. 138 с.
7. Щетинина Е.Д., Роздольская И.В., Старикова М.С., Микалут С.М., Пономарева Т.Н., Дадалова М.В., Дубино Н.В., Щетинина Е.А. Адаптивное управление корпорацией. Белгород: БГТУ, 2010. 182 с.
8. Щетинина Е.Д., Старикова М.С., Гришутина С.Н. Управление развитием промышленной корпорации на основе клиентоориентированого подхода. Белгород: БГТУ, 2011. 177 с.
Миклашова Е.В. бакалавр
Омский Государственный Университет Путей Сообщения
Россия, г. Омск ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА МЕДИЦИНСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Аннотация: Данная статья посвящена государственному регулированию рынка медицинского оборудования и изделий медицинского назначения в России.
Ключевые слова: рынок медицинского оборудования и изделий
медицинского назначения, государственное регулирование.
Abstract: This article deals with the state regulation of medical equipment and health care products in Russia.
Key words: market of medical equipment and medical products , government regulation
Российская медицинская промышленность существенно отстает от развитых стран, отрасль имеет целый ряд нерешенных проблем, таких как: использование устаревших технологий, отсутствие инвестиций в разработки и производство, высокая доля импорта, закрытость отрасли. Наличие указанных проблем медицинской промышленности не позволяет выйти на устойчивую траекторию роста отечественной индустрии. Фактически по многим сегментам рынка необходимо говорить не столько о развитии уже существующего промышленного потенциала, сколько о создании промышленности на современном уровне. Только системное решение этих проблем позволит обеспечить создание новых рабочих мест (в том числе и в смежных областях), достигнуть современного уровня медицинского обслуживания граждан, обеспечить доступ к долгосрочным инвестиционным ресурсам, новым рынкам сбыта и облегчит доступ к новым технологиям. Все выше перечисленное невозможно без правильного регулирования и поддержки государства в данной отрасли, что и обуславливает актуальность выбранной темы.
В области нормативного правового регулирования рынка медицинской техники и изделий медицинского назначения отсутствует система регулярного обновления классификатора медицинских изделий. В существующем виде рынок медицинского оборудования, специфика продукции которого чрезвычайно значима для общества, регулируется по правилам общего, но не специального законодательства. В российском праве нет однозначных правил употребления терминов "медицинское оборудование", "медицинская техника", "медицинская аппаратура".
Не существует федерального закона прямого действия, определяющего статус и регламентирующего порядок обращения медицинских изделий на российском рынке, в частности, такие важные элементы, как требования к производству медицинских изделий, государственный контроль и лицензирование, сертификация, техническое обслуживание и ремонт медицинской техники, оптовая и розничная торговля, порядок импорта и экспорта, а также реклама медицинской продукции. Разработка и принятие ФЗ "Об изделиях медицинского назначения" - одно из необходимых условий развития отрасли и первоочередная задача [5, с. 5]. Оборот медицинских изделий в настоящее время регулируется постановлениями Правительства Российской Федерации и другими подзаконными актами органов исполнительной власти, причем большая часть из них устарела, поэтому
требует коррекции и, в перспективе, замены законом о медицинских изделиях. В настоящее время существует лишь проект ФЗ [1, с. 9].
Основу нормативного правового регулирования в сфере обращения медицинского оборудования составляют следующие законодательные и правовые акты: Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утверждённые Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 г. № 5487-1; Федеральный закон №3-ФЗ от 09.01.1996 г. "О радиационной безопасности населения"; Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; Федеральный закон № 102-ФЗ от 26.06.2008 г. "Об обеспечении единства измерений"; постановление Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 33 "Об утверждении Положения о лицензировании производства медицинской техники"; постановление Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 32 "Об утверждении Положения о лицензировании технического обслуживания медицинской техники".
Лицензирование технического обслуживания медицинской техники осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Лицензия выдается сроком на 5 лет. В соответствии с постановлением правительства № 1416 в 2013 году вступили в силу новые правила государственной регистрации, вызвавшие огромное количество проблем. Необходимо было перерегистрировать все имеющиеся на российском рынке медицинские изделия и зарегистрировать вновь поступающие.
Согласно постановлению правительства №102 от 5 февраля 2015 года, в соответствии с которым иностранное медицинское оборудование и препараты нельзя будет закупать для государственных и муниципальных нужд при наличии отечественных аналогов. Предполагается до 31 декабря 2020 года ограничить допуск к торгам компаний, выпускающих продукцию за пределами Таможенного союза. Под ограничения может попасть и продукция, производители которой в России не заключили с Минпромторгом соглашения о локализации комплектующих. Доля импортных компонентов в стоимости конечного изделия не должна превышать 50%. Декларируемая цель — «защитить российский рынок от излишней импортной зависимости и создать условия для долгосрочного развития и формирования конкурентных преимуществ российских компаний на внутреннем рынке». Отечественное высокотехнологичное медоборудование собирается из иностранных компонентов, в стране не производится сама основа таких изделий — элементная база, значительная часть электроники. Поэтому для успешного развития отечественного медпрома должны быть созданы соответствующие условия. Как минимум должны появиться производители качественных комплектующих [3, с.8].
Наряду с законодательными и правовыми актами существуют
государственные программы, призванные поддержать данную отрасль. Государственное программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования. Использование программно-целевого метода в здравоохранении, осуществление проектов, программ в области поддержки и развития рынка медицинских услуг и медицинского оборудования, негосударственное предпринимательское бизнес-планирование закупок необходимых лекарственных препаратов и медицинского оборудования за рубежом, ввод в строй новых объектов здравоохранения не только формируют цели развития, но и определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей. Примером целевых программ служат программы «Здоровье», «Охрана материнства и детства», «Год здоровья», «Диабет», «Онкология» и другие. Программы модернизации здравоохранения субъектов РФ на 2011-2012 гг., основной целью которой являлось улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению РФ. В 2012 году программа была успешно завершена. С 2009 г. рынок развивался быстрыми темпами благодаря национальному проекту «Здоровье» и программе модернизации здравоохранения - с 2008 г. его объем вырос в 2,2 раза, а среднегодовой прирост составлял 12-27%. Основные сегменты в системе государственных закупок: «Оборудование и изделия для хирургии» (24,0%), «Оборудование и изделия для реанимации» (14,55%) и «Оборудование и изделия для нейро- и кардиоваскулярной хирургии» (11,37%). Основным потребителем медицинских изделий в России остаются государственные структуры. Они закупают более 82% всей имеющейся на рынке продукции. Остальное, 18%, приходится на частную медицину и коммерческий сегмент (т. е. покупка медизделий в рознице).
Такая структура потребления сложилась исторически: в СССР существовала только государственная медицина, и на данный момент население России по-прежнему предпочитает обращаться за врачебной помощью в государственные больницы. Частная медицина начала свое формирование в постсоветский период, и уже к 2010 г. в России насчитывалось около 35 тыс. частных медицинских учреждений [4].
Несмотря на то, что в последние годы благодаря национальному проекту «Здоровье» и еще ряду ключевых федеральных программ оснащенность учреждений медицинским оборудованием возросла, российские медицинские учреждения по этому показателю отстают от учреждений здравоохранения западных стран. Однако за последние годы это отставание существенно уменьшилось благодаря инвестициям в данную отрасль.
Вместе с тем по такому показателю, как количество основных видов высокотехнологичного оборудования — томографов, ультразвуковых аппаратов — на душу населения, мы отстаем от развитых стран в 3-5 раз. А
по некоторым видам оборудования, например позитронно-эмиссионным томографам, необходимым для самого передового метода онкологической диагностики, который позволяет выявлять микроскопические метастазы, отставание составляет 15 раз.
Стоит отметить, что механизмы регулирования должны быть достаточно гибкими и применяться с учетом множества различий (технического, географического и демографического характера). Такие различия, не выходящие за рамки ограничений, определенных национальными законами, весьма характерны для демократического общества. Особенно важно подчеркнуть, что эффективное регулирование должно быть направленно на мониторинг и оценку конечных результатов, а не на определение объема вкладываемых ресурсов. Аналогичным образом для достижения желаемой цели должны быть тщательно разработаны меры, основанные на принципах конкуренции [2].
Использованные источники:
1. Kolesnikov SI Legislative base of innovative development of the domestic market of medical equipment / SI Kolesnikov // Analytical Bulletin of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation. 2010. № 4 (390). S.9-16.
2. Kucheryavenko DM State regulation of health services / DM Kucheryavenko // [Electronic resource]. Access: http: //sciencebsea.bgita.ru/2010/ekonom_2010_2/kucherj avenko_gos.htm
3. Muskunov D. D. Normative - legal regulation of handling medical equipment / D. D. Muskunov // Herald of public health and the health of the Far East of Russia. 2011. №1. S.6-14
4. Sibel'din LA import and export of Russian medical. / Sibel'din LA // Medicine of the Russian Federation [Electronic resource] / Access: http://www.medicinarf.ru/j ournals/714/8650/
5. Yakovleva T. Legislative support children's health in the Russian Federation / TV Yakovleva // Russian Journal of Pediatrics. 2010. № 2. pp 4-7
Миколюк С.И. магистрант 2-го курса факультет социологии ФГБОУ ВПО «Санкт-петербургский государственный университет» Россия, г. Санкт-Петербург ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ
ПРОГРАММ
Аннотация: В статье затронуты аспекты деятельности некоммерческих организаций по реализации государственных социальных