8. Коупленд Том и др. Стоимость компаний: оценка и управление. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002.
9. Оценка бизнеса. / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. - М.: Финансы и статистика, 2001.
10. Рид С.Ф., Лажу А.Р. Искусство слияний и поглощений. - М.: Альпина Паблишерз, 2011.
11. Эванс Фрэнк Ч., Бишоп Дэвид М.. Оценка компаний при слияниях и поглощениях: создание стоимости в частных компаниях. - М.: Альпина Паблишерз, 2009.
12. Рынок слияний и поглощений в России в 2014 году. // Отчет КПМГ. Март 2015.
13. «Покупай, или купят тебя». // Ведомости. № 3861 от 29.06.2015.
Микалут С.М., к.э.н.
доцент кафедра маркетинга Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
Россия, г. Белгород ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ Процесс взаимодействия субъектов экономического пространства основан на организации, планировании и управлении как конкретными функциональными субъектными областями отдельного экономического пространства, так и процессами движения материальных, информационных. финансовых потоков между основными и косвенными участниками взаимоотношений. В научной литературе процесс взаимодействия субъектов экономического пространства понимается как комплекс партнерских отношений, под которыми можно понимать процесс создания и поддержания связей между основными и второстепенными участниками экономической среды для создания устойчивости в бизнесе и коллективного конкурентного преимущества. Отметим, что партнерские отношения - это нематериальный управленческий актив, имеющий динамичную материально-вещественную и организационно-правовую форму, формирующийся в результате прошлой деятельности и способный приносить экономическую выгоду в будущем. Таким образом, партнерские отношения являются сложным управленческим инструментом, определяемым совокупностью субъектных отношений в цепи создания ценности и проявляющимся в практике хозяйственной деятельности как симбиоз трансакций между участниками экономического пространства. Научно-производственные взаимодействия ведут к росту деловой активности организаций [4]. Рыночная среда является динамичной областью, заставляющей организации создавать гибкие формы кооперации
для ведения и поддержания эффективной коммерческой деятельности. Сотрудничество становится основой в процессе создания и развития инноваций, поддержания и повышения конкурентоспособности компании. В инновационно-ориентированной экономике особую значимость приобретают взаимодействия промышленных предприятий и научно-исследовательских и образовательных организаций. Система отношений с вузами может рассматриваться корпорацией как альтернатива созданию внутри собственной структуры научно-исследовательских лабораторий и тренинговых центров. Развитие долгосрочных отношений между партнерами обусловливает взаимозависимость, а, следовательно, более высокую согласованность рыночного поведения, определенность среды функционирования и меньшие риски деятельности. В основе процесса формирования системы устойчивых и эффективных отношений вуза и промышленной организации лежит баланс между: 1) независимостью, взаимозависимостью и зависимостью; 2) сотрудничеством и конфликтом; 3) доверием и оппортунизмом; 4) взаимной ориентацией интересов и общим доминированием; 5) доступом и недоступностью конкретных ресурсов; 6) гибкостью и принципиальностью в процессе отношений.
В литературе выделяется ряд преимуществ, возникающих вследствие научно-производственного взаимодействия, в частности:
- повышение уровня доверия, которое позволяет снизить трансакционные издержки и общую неопределенность, повышает предсказуемость целевых ожиданий;
- опыт взаимодействия и знание потребностей партнеров, что увеличивает инновационный потенциал субъектов рынка и возможности осуществления ими стратегии взаимной адаптации;
- интенсивный информационный поток, циркулирующий на всех участках сети и в межсетевом пространстве;
- добровольное согласованное сотрудничество в долгосрочном периоде, что обеспечивает компаниям гибкость, повышает инновационную восприимчивость;
- доступ к ограниченным ресурсам и оптимизация затрат операционной деятельности;
- стратегическая межфирменная кооперация может быть альтернативной заменой процессам слияния или поглощения, являющимся более затратными и рискованными моделями развития.
Принципами научно-производственного взаимодействия, согласно исследованиям ряда авторов [1, 2, 5, 6, 7], выступают:
- согласованность целей, скоординированность бизнес-процессов;
- сочетание процессов управления и самоуправления, а также организации и самоорганизации, оперативного и тактического планирования;
- выделение и обособление процессов адаптивного управления взаимоотношениями, оговоренными участниками изменениями и процессами регулирования области взаимодействия;
- ориентация на эффективность взаимоотношений по критерию группового использования ресурсов, роста инновационности развития и адаптивности компаний;
- развитие ключевых компетенций взаимодействующих компаний с учетом жизненного цикла организаций;
- взаимная ориентированность на потребности развития партнеров;
- информационно-коммуникационная обеспеченность процесса взаимодействия, в том числе за счет создания баз данных.
На особенности формирования и развития отношений, возникающих между субъектами, влияют следующие институциональные факторы:
1) диспропорциональность в рыночной структуре между крупным, средним и малым бизнесом;
2) низкий уровень инновационно-инвестиционной активности;
3) коррумпированность значимых областей и сфер жизни общества;
4) несовершенство и противоречивость законодательной базы;
5) непредсказуемость действий органов власти;
6) низкий уровень культуры предпринимательства;
7) высокая персонализация деловых отношений;
8) зависимость от личных связей и др.
Процесс организационного объединения основан на формировании и определении взаимной заинтересованности и выгодности отношений. Критериями выбора уровня интеграции и координации при организационном взаимодействии выступают уровень согласованности интересов участников, степень однородности и совместимости компаний, уровень зависимости партнеров. В качестве основной цели своего создания и развития научно-производственная кооперация может рассматривать такие показатели, как повышение прибыли, снижение себестоимости продукции, капитализация компании, повышение эффективности использования активов, улучшение потребительских свойств продукта (услуги), расширение рынка, снижение рисков от ведения коммерческой деятельности и пр. Эффекты интеграции могут быть оценена на основе затратного, доходного, эволюционного когнитивного, сравнительного, системного подходов [3]. Немаловажным в случае научно-производственного взаимодействия, на наш взгляд, становится социальный эффект, выражающийся в улучшении показателей регионального и национального развития по векторам «население», «бизнес», «научно-образовательные организации».
Статья содержит результаты НИР «Совершенствование механизма
взаимодействия вуза и предприятий реального сектора экономики региона на основе маркетинга отношений» по гранту для научно-педагогических работников БГТУ им. В.Г. Шухова в рамках реализации мероприятий Программы стратегического развития БГТУ им. В.Г. Шухова на 2012-2016 годы.
Использованные источники:
1. Микалут С.М., Старикова М.С., Андрианова А.В., Меркелова Е.В. Методический подход к управлению системой деловых партнерских отношений на основе индексирования информационной среды // Современная экономика: проблемы и решения. 2013. № 12. С. 219-229.
2. Попова Ю.Ф. Сетевая концепция управления межфирменными отношениями на промышленных рынках: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05; С.-Петербург. гос. ун-т экономики и финансов. СПб. 2010.
3. Старикова М.С. Направления оценки эффектов интеграции в промышленной среде // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015. № 3. С. 163-167.
4. Старикова М.С. Укрепление партнерских отношений как фактор роста деловой активности предприятия // Экономика. Управление. Право. 2013. № 10 (46). С. 26-29.
5. Старикова М.С., Микалут С.М., Резниченко А.А. Подходы к обеспечению эффективного инновационного развития корпораций // Инновационный Вестник Регион. 2012. № 3. С. 81-86.
6. Щетинина Е.Д., Растопчина Ю.Л., Старикова М.С. Стратегическое управление промышленным предприятием на основе теории жизненного цикла: монография. Белгород: БГТУ, 2006. 138 с.
7. Щетинина Е.Д., Роздольская И.В., Старикова М.С., Микалут С.М., Пономарева Т.Н., Дадалова М.В., Дубино Н.В., Щетинина Е.А. Адаптивное управление корпорацией. Белгород: БГТУ, 2010. 182 с.
8. Щетинина Е.Д., Старикова М.С., Гришутина С.Н. Управление развитием промышленной корпорации на основе клиентоориентированого подхода. Белгород: БГТУ, 2011. 177 с.
Миклашова Е.В. бакалавр
Омский Государственный Университет Путей Сообщения
Россия, г. Омск ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА МЕДИЦИНСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Аннотация: Данная статья посвящена государственному регулированию рынка медицинского оборудования и изделий медицинского назначения в России.
Ключевые слова: рынок медицинского оборудования и изделий