С.М. МИКАЛУТ кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга
М.С. СТАРИКОВА кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга'
А.А. РЕЗНИЧЕНКО аспирант кафедры маркетинга Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
Анализ структуры внешней деловой среды инновационных предприятий
Повышение эффективности деятельности инновационных предприятий является сложной и актуальной задачей, определяемой динамикой эволюции общественных приоритетов. Эффективная управленческая деятельность создает условия для успешной коммерциализации инновационных разработок и их дальнейшего рыночного распространения.
Менеджмент инновационных предприятий - это процесс, требующий детальной проработки и комплексной оценки поведения на всех этапах жизненного цикла продукции, начиная с формулирования и распространения инновационной идеи, заканчивая выходом продукции с рынка1. Анализ практики функционирования различных бизнес-моделей предприятий показал, что одним из ключевых ресурсов менеджмента являются деловые партнерские отношения. Деловые партнерские отношения выступают катализатором рыночной активности предприятия и первоочередным движителем реализации инновационных процессов, создающие устойчивые конкурентные преимущества и развивающие ключевые компетенции.
Одним из возможных подходов к построению модели управления деловыми партнерскими является «поэлементное планирование и прогнозирование взаимодействия звеньев системы партнерских отношений» с учетом существующей инфраструктуры инновационной
' Старикова Мария Сергеевна, е-таП: s-ms@bk.ru
** Статья опубликована при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках Программы стратегического развития БГТУ им. В.Г. Шухова на 2012-2016 годы (№ 2011-ПР-146)
1 См.: Глаголев С.Н. Адаптация, экономическая устойчивость и конкурентоспособность промышленного предприятия // Вестник БУКЭП, 2009, №1, с. 68-79.
Г}
среды предприятия2. Данный подход позволяет учитывать комбинационный характер инновационной деятельности, совокупный ресурсный потенциал пары «Предприятие - Партнер», а также существующие межотраслевые особенности.
В современной экономической практике деловое партнерство понимается как «форма межфирменного сотрудничества, не закрепленная в учредительных документах, а поддерживаемая фактически, посредством договоров (протоколов) о корпоративном партнерстве в целях совместной исследовательской, производственной, сбытовой и коммуникационной деятельности».
Деятельность инновационных предприятий показывает, что деловые партнерские отношения носят системный характер. Понимание системности отношений исходит из условия наличия конечного множества взаимосвязанных элементов (контактных групп), а также абстрактных элементов (различных связей), обособленных от внешней среды, но имеющих четкую позицию в ней
о
с существующим комплексом отношений3. Иными словами, современный бизнес это не дуальные отношения типа «Поставщик -Производитель» или «Производитель - Потребитель», а одновременное широкое межфирменное взаимодействие. Организационно-экономической основой данного взаимодействия является эффективное перераспределение ресурсов между его основными участниками. Таким образом, понятие система деловых партнерских отношений можно определить как «совокупность материальных, технологических, финансовых, коммуникационных и других отношений возникающих между участниками рынка, формируемых посредством бизнес-коммуникаций компании и ориентированной на эффективное перераспределение ресурсов».
На наш взгляд, ключевыми факторами влияния являются фактический и перспективный набор контактных групп, выступающих бизнес-партнерами, а также сложившиеся принципы ведения бизнеса и факторы социально-административного характера4. Рассмотрим более подробно структуру инновационного сектора, с выделением возможных контактных групп современного инновационного предприятия.
Анализ практики рыночных отношений предприятий инновационного сектора позволил выделить 16 основных элементов внешней среды, по разному проявляющихся в деятельности предприятий инновационного сектора (табл. 1):
2
Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития: монография / В.Г. Матвейкин, С.И. Дворецкий, Л.В. Минько, В.П. Таров, Л.Н. Чайникова, О.И. Летунова. М.: «Издательство Машиностроение-1», 2007, 284 с.
См.: Абрамешин А.Е., Аксенов С.Н., Воронина Т.П., Корнюхин С.В., Молчанова О.П., Тихонов А.Н., Ушаков М.А. Менеджмент инновационной организации: Учебное пособие / Под ред. проф. Тихонова А.Н. М.: Европейский центр по качеству, 2003.
4 См.: Великая Е.Г., Дорошенко Ю.А. Исследование функционирования и устойчивости интегрированной промышленной корпорации // Российское предпринимательство, 2003, №7, с. 47-52.
Таблица 1
Структура внешней среды инновационных _предприятий_
Партнер Краткая характеристика партнера
Поставщики Объединение партнеров в цикле «Поставщик - Покупатель» полностью зависит от специфики и масштабов деятельности покупателя. Оно полностью ориентировано на сотрудничество, основанное на взаимном доверии, заинтересованности и полном выполнении взятых на себя обязательств. Взаимодействие фирмы производителя с поставщиками должно осуществляться на основе таких стратегических задач, как: 1) создание сети поставщиков; 2) переход на единые отраслевые стандарты компонентов и оборудования; 3) максимальное использование компетенции поставщиков в инновационной отрасли и обеспечение быстрого своевременного доступа к продуктовым инновациям поставщика; 4) построение вертикальных систем интеграции с поставщиками и др.
Подрядчики и соисполнители. Подрядчики в производственном или исследовательском цикле выполняют различные виды работ, а также могут выступать координатором или главным исполнителем. Особенностью отношений с подрядчиками является временный характер отношений, заканчивающийся реализацией (выполнением) проекта. Подрядчики могут привлекаться как на постоянной основе для выполнения определенных конкретных задач, так и занимать генеральное положение в проекте относительно заказчика работ.
Коммерческие посредники Взаимодействие предприятия с посредниками данного типа осуществляется в существующих каналах распределения предприятия. Основными типами коммерческих посредников являются: дилеры, дистрибьюторы, маклеры, комиссионеры, консигнаторы, поверенные, брокеры, агенты, торговые представители, торговые и сервисные сети. Отношения строятся исходя из двух основных условий - это отношение к объекту распределения с точки зрения права собственности и имени.
Конкуренты Исходя из условия, что конкуренция присутствует на всех этапах разработки и создания новинки, инновационным организациям следует выбирать различные стратегии поведения по отношению к конкурентам. В зависимости от возможностей предприятия, ее общей инновационной стратегии, типа товара или услуги и этапа жизненного цикла новинки компания может придерживаться различных инновационных конкурентных стратегий (блокирования, опережения, кооперации, или их комбинационное сочетание).
Потребители (покупатели) Покупатели - актив компании, способный приносить постоянную прибыль в долгосрочном периоде, поэтому основной приоритет современных стратегий - создание устойчивых партнерских отношений с покупателями, через проектно-аналитическое и опытно-экспериментальное взаимодействие, тестирование, программы лояльности и т.п., в зависимости от типа рынка (B2B, B2C и др.). Потребители, выступая конечным пользователем продукта, одновременно являются источником инновационных идей для предприятия.7
Консалтинговые Консалтинговые организации выступают как элемент системы
5
Дорошенко Ю.А., Антипов Е.А. Оценка управления стратегическим развитием промышленного холдинга // Российское предпринимательство, 2011, №8-2, С. 43-48.
6 Микалут С.М, Старикова М.С. Методы принятия решений в корпоративном управлении // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова, 2010, №2, С. 159-163.
7 См.: Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006, 384 с.
организации, технологические брокеры, коучинг-центры. менеджмента предприятия, реализуемого на различных стадиях его деятельности с целью создания, преобразования и развития функциональных элементов или бизнес-процессов посредством привлечения внешних специалистов (экспертов) строящих свою работу на основании полученных ранее знаний и опыта. Консалтинговые организации в большинстве своем являются независимыми организациями и предоставляют широкий спектр консалтинговых услуг. На сегодняшний момент в России сложилась двухсекторная модель консалтинговых услуг, во-первых, это независимые частные консультационные и другие профессиональные и полупрофессиональные компании, а во-вторых, это сохранившиеся и функционирующие научные и исследовательские структуры, финансируемые госбюджетно (являющиеся частью системы отраслевых и функциональных министерств и т.д.).
Институты и агентства, вовлеченные в процесс трансферта технологий. Взаимодействие инновационных предприятий посредством импорта технологий (покупки или прямого инвестирования иностранными компаниями) основывается на процессе полного или частичного переноса технологии от разработчика к пользователю. В данном случае импортером технологии может выступать как разработчик, так и ее правообладатель, готовый к продаже (аренде) разработки. В практике бизнеса в роли разработчика обычно выступают научно-исследовательские объединения, а в роли пользователей крупные промышленные компании.
Исследовательские группы (университеты, исследовательские, проектные и конструкторские объединения, лаборатории). Организации, выступающие источником научных и технических знаний, местом подготовки узких специалистов по различным направлениям, а также местом определения эксплуатационно-технических, потребительских и др. свойств инновационной продукции (технологии). Партнерами данного типа могут выступать внешние независимые исследовательские группы, такие как крупные государственные научные центры и НИИ, малые и крупные экспертные группы, индивидуальные изобретатели и исследователи, независимые лаборатории и др. 8
Инвестиционные, финансовые и страховые компании, неформальные инвесторы К данной группе следует отнести - банки, акционеры, лизинговые компании, страховые компании, венчурные фонды, франчайзинговые компании, частный рисковый капитал, государственные фонды, поддерживающие инновационные проекты, бизнес-ангелы, друзья, родственники и др. Представители данной группы, являются специализированными финансовыми посредниками и содержательными элементами федеральной и региональной инновационной политики или индивидуальной коммерческой инициативы, предоставляющими наукоемким и инновационным предприятиям широкий спектр финансовых инструментов для привлечения необходимого объема инвестиций.
Образовательные учреждения и учреждения, предлагающие программы обучения. Образовательные учреждения являются исходной организацией, по подготовке квалифицированных специалистов для различных сфер и направлений деятельности. Именно образовательные учреждения формируют научно-техническую базу подготовки будущих специалистов, а также являются местом концентрации передовых научных знаний.
Коммуникационные агенты и информационные провайдеры (СМИ, рекламные и PR-организации, Информационные агенты и сети в инфраструктуре инновационного бизнеса занимают промежуточное место между инновационным предприятием и основными контактными группами, выступая транслятором необходимой информации. Предприятия и организации данной группы участвуют в распространении и популяризации инновационной
8 См.: Старикова М.С., Резниченко А.А. Условия инновационного развития корпораций в Белгородской области // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова, 2011, № 1, с. 137-141.
Интернет, выставочные центры и др.). идеи или продукта, формируют условия устойчивого рыночного позиционирования, создают имидж инновационному продукту (компании) и др. Отношения с коммуникационными агентами и сетями формируются в рамках принятой коммуникационной политики предприятия и обеспечивают своевременную передачу необходимой информации целевой аудитории.
Государственные институты Государственные учреждения обладают прерогативой принятия решений, обязательных для исполнения научно-техническими организациями (общие постановления и распоряжения, ведомственные нормативно-правовые и директивные акты и т.п.). Инновационным организациям следует иметь точную информацию о принятых актах, а также по возможности «добывать» сведения о готовящихся постановлениях и решениях, затрагивающих ее деятельность. Кроме того, следует всеми возможными способом лоббировать интересы предприятия и добиваться принятия благожелательных для организации законов и распоряжений.
Некоммерческие ассоциации, профессиональные и полупрофессиональн ые сообщества и объединения, саморегулируемые организации, гильдии. Отношения в формате объединений лиц, учреждений и организаций одного рода деятельности представляю собой еще одну группу субъектов партнерских отношений. Объединения, организованные как ассоциации или сообщества, ориентированны на консолидацию предпринимательской деятельности, содействие эффективного контроля со стороны государства в своей отрасли, повышение инвестиционной привлекательности, защите прав и интересов ее участников. В рамках ассоциаций (сообществ) совместно вырабатываются и реализовываются законные и приемлемые пути дальнейшего развития отраслей, посредством объединения усилий производственных, торговых и других предприятий, могут формироваться и реализовываться целевые программы развития рынков, организованное взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, представление и защита общих интересов членов ассоциации в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в отношениях с некоммерческими и коммерческими 9 организациями.
Коллекторские агентства и различные бюро (ведомства), аккумулирующие персональную информацию о физических и юридических лицах. Коллекторские агентства в полной мере могут выступать бизнес партнерами инновационных предприятий, в области поддержания и обеспечения экономической безопасности текущей коммерческой деятельности. В частности, данные группы, могут выступать как источником оперативной информации, так и инструментом управления различными форс-мажорными обстоятельствами в финансово-экономическом направлении. Наличие партеров в данной сфере деятельности позволит предприятиям, более внимательно относится к своим правам и обязанностям, закрепленным в договорах.
Общественные организации, движения, политические партии. Современные организации и движения являются неотъемлемым элементом гражданского общества. Общественные организации основываются на членстве, создаваемое на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Таким образом, мы видим, что внешняя деловая среда предприятий инновационного сектора достаточно широка и разнообразна, что предопределяет общую сложность в формировании системы партнерских отношений в рамках отдельного предприятия.
9 См.: Ребязина В.А. Формирование портфеля взаимоотношений компании с партнерами на промышленных рынках. Научный доклад. СПб.: ВШМ СПбГУ, 2011, № 6
Микалут С.М., Старикова М.С., Резниченко А.А. Анализ структуры внешней деловой среды инновационных предприятий. Развитие инновационных предприятий во многом предопределяется содержанием их управленческой деятельности. Анализ поведения предприятий на рынке инновационных товаров и услуг показывает, что одним из ключевых элементов управленческой деятельности является система деловых партнерских отношений. Организованная система деловых партнерских отношений является одним из видов управленческого ресурса предприятия, лежащего в основе эффективной коммерческой деятельности. Разработка структуры и политики деловых партнерских отношений - это неотъемлемый элемент управленческой деятельности инновационных предприятий, создающий устойчивые конкурентные преимущества в условиях рынка.
Ключевые слова: инновационный менеджмент, деловые партнерские отношения, выбор делового партнера.
Mikalut S.M., Starikova M.S., Reznichenko A.A. Analysis of external business environment of innovative enterprises. Innovative organization development is predetermined by the content of their management activities. Analysis of the enterprises behavior in the innovative products and services market shows that one of the key elements of management is a system of business partnerships. Organized system of business partnership is a type of enterprise management resource that underlies the basis of good business. Development of business partnership structure and policy - is an essential element of management of innovative enterprises, creating sustainable competitive advantage in the marketplace.
Key words: innovation management, business partnerships, choosing a business partner.