ИНСТ ИТУТЧЕПОВКА
ВОРОНИН Борис Александрович
Заведующий кафедрой права, доктор юридических наук, профессор
Уральская Государственная Сельскохозяйственная Академия
620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42 Контактный телефон: (343) 371-57-92 е-таИ: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ государственного КОНТРОЛЯ (надзора) ЗА КАЧЕСТВОМ И БЕЗОПАСНОСТЬЮ
пищевых ПРОДУКТОВ
Аннотация
В статье рассматриваются источники загрязнения продуктов питания и продовольственного сырья, правовые аспекты регулирования продовольственной безопасности Российской Федерации и проблемы государственного контроля и надзора за качеством и безопасностью сельскохозяйственной продукции.
Жизнь человека зависит от трех основных факторов: чистого атмосферного воздуха, чистой питьевой воды и качественных продуктов питания. Все эти три фактора напрямую связаны с экологическим состоянием природной среды и зависят от хозяйственной деятельности самого человека. Поэтому
ключ к выживанию человека - в соблюдении баланса между потребностями экономики и возможностями природы.
Это закон экологии. Но обеспечение населения продовольствием задача не только экологическая, а в большей степени социально-экономическая и даже политическая.
По этой причине государство проявляет особую заботу об обеспечении населения страны продуктами питания.
В подтверждение этого можно привести утвержденную Указом Президента РФ №120 от 30.01.2010 г. Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации. Доктрина является концептуальным документом, в комплексе рассматривающим основные направления деятельности органов власти всех уровней, а также сельскохозяйственных товаропроизводителей и других субъектов агропродовольственно-го рынка по производству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Доктрина продовольственной безопасности прежде всего нацелена на развитие отечественного сельского хозяйства, которое должно произвести продовольствие в объемах не ниже пороговых медицинских показателей (см. таблицу).
В совокупности, согласно Доктрине, отечественный аграр-
ный сектор экономики должен производить на территории РФ, %: зерна - 90; сахара - 80; растительного масла - 80; мяса и мясопродуктов - 85; молока и молокопродуктов - 90; рыбы и рыбопродуктов - 80.
При условии выполнения обозначенных в Доктрине индикаторов производства продовольственной продукции Россия снижает объемы импорта и тем самым обеспечивает продовольственную независимость Российского государства.
Доктрина предусматривает обеспечение экономической и физической доступности продуктов питания, т.е. наличие на прилавках магазинов и рынков необходимого набора пищевых продуктов и, самое главное, возможность приобрести эти продукты.
Наряду с вышеперечисленными направлениями обеспечения продовольственной безопасности особое значение Доктрина придает качеству и безопасности продуктов питания.
К сожалению, на сегодняшний день именно качество, биологическая полноценность и экологическая безопасность продоволь-
ствия, производимого в нашей стране, не всегда отвечают требованиям и существующим нормативам. Причем это касается продовольственных товаров, как производимых отечественными сельскохозяйственными товаропроизводителями, так и поступающих по импорту. Особый размах за последние годы получила фальсификации продуктов питания и откровенный обман покупателей.
Практически во всех средствах массовой информации ежедневно приходится читать и слышать о том, что в тех или иных субъектах РФ в продуктах питания обнаруживаются чужеродные вещества. По оценке специалистов в области питания, эти чужеродные вещества имеют биологическую и химическую природу (см. рисунок).
Основные пути загрязнения продуктов питания и продовольственного сырья:
• использование неразрешенных красителей, консервантов,
Набор основных пищевых продуктов («продовольственная корзина») для обеспечения здорового питания населения России, в среднем, кг/год на душу населения (рекомендуемый Институтом питания РАМН)
Пищевые продукты Рекомендуемые рациональные размеры потребления Допустимые (региональные) колебания
Хлебопродукты 110 105-120
Картофель 117 100-120
Овощи и бахчевые 139 75-140
Фрукты и ягоды 71 50-80
Сахар 39 25-35
Мясопродукты 78 45-80
Рыбопродукты 23 10-30
Молочные продукты 390 300-400
Яйца, шт. 291 250-300
Масло растительное 13 9-13
'
Биологическая и химическая природа чужеродных веществ в продуктах питания
я
_L
Химической природы
1
Биологической природы
у*
Ф
ч>
• Токсичные элементы: свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, цинк, медь, железо, олово, хром, никель
• Пестициды: хлорорганические, триа-зины, фосфороганические, пиретроиды, тиокарбаматы
• Соединения азота: нитраты, нитриты, нитрозоамины
Гистамин
Бенз(а)пирен
Полихлорированные бифенилы Гормональные препараты Радионуклиды
>!
Микотоксины: альфатоксины,, B 'тваленол (вомитоксин), Т-2 ток патулин, охратоксин А, стеригматЬцестин Антибиотики
Микроорганизмы: бактерии группыы кишечных \ t
галочек (когифсрмы)
E.COLI
S.AUREUS, BAC.CEREUS бактерии рода PROTEUS сульфитредуцирующие клостридии
патогенные микроорганизмы (в том числе сальмонеллы)
Дрожжи, плесени Вирусы
Гельминты и простейшие Насекомые-вредители f
Биологическая и химическая природа чужеродных веществ в продуктах питания
Key words:
60 ИНСТИТУТ'4ЕПО№К*
Управленец №5-6 (9-10) 2010
антиокислителей или их применение в повышенных дозах;
• применение новых нетрадиционных технологий производства продуктов питания или отдельных пищевых веществ, в том числе полученных путем химического и микробиологического синтеза;
• загрязнение сельскохозяйственных культур и продуктов животноводства пестицидами, используемыми для борьбы с вредителями растений и в ветеринарной практике для профилактики заболеваний животных;
• нарушение гигиенических правил использования удобрений (в растениеводстве), оросительных вод, твердых и жидких отходов промышленности и животноводства, коммунальных и других сточных вод, осадков очистных сооружений и др.;
• использование в животноводстве и птицеводстве неразрешенных кормовых добавок, консервантов, стимуляторов роста, профилактических и лечебных медикаментов или применение разрешенных добавок в повышенных дозах;
• миграция в продукты питания токсических веществ из пи-
щевого оборудования, посуды, инвентаря, тары, упаковок вследствие использования неразрешенных полимерных, резиновых и металлических материалов;
• образование в пищевых продуктах эндогенных токсических соединений в процессе теплового воздействия (например, кипячения, жарения, облучения), других способов технологической обработки;
• несоблюдение санитарных требований в технологии производства и хранения пищевых продуктов, что приводит к образованию бактериальных токсинов (микотоксины, ботулотокси-ны и т.д.);
• поступление в продукты питания токсических веществ, в том числе радионуклидов, из окружающей среды - атмосферного воздуха, почвы, водоемов.
Рассматривая пищу в качестве источника и носителя потенциально опасных веществ, следует также выделить вопросы фальсификации продуктов питания и их производства из генетически модифицированных источников.
Наряду с вышеперечисленными факторами, отрицательно влияющими на качество, биологическую полноценность и
экологическую безопасность сельскохозяйственного сырья и продовольствия, необходимо отметить откровенную фальсификацию продуктов со стороны производителей, особенно на предприятиях перерабатывающего сектора.
Сегодня уже никого не удивит информация о производстве продуктов питания из просроченного мяса, рыбы и другого сырья. Колбасы отдельных производителей содержат размол свиных шкур, сою и различного рода добавки, т.е. мясо в них отсутствует. То же относится к пельменям, сосискам, сарделькам и другим видам мясопродукции.
Хорошо известны (особенно в последнее время) проблемы со сбытом молока у хозяйств области. Но прилавки магазинов забиты молочной продукцией, произведенной из сухого молока и сои (зачастую с примесью ГМО). Практически сложно найти в продаже настоящее сливочное масло, так как в основном все оно сделано из пальмового масла или подобного растительного сырья. Такая же ситуация с мороженым и другими продуктами молочной группы. Имеются сведения и о низком качестве рыбной продукции. И подобных фактов на агро-продовольственном рынке более чем достаточно.
Но что вызывает недоумение, так это отсутствие наказаний за фальсификацию и реализацию некачественных продуктов питания. В связи с этим правомерно задать вопрос: разве в стране в настоящее время упразднен государственный контроль и надзор в это сфере? Оказывается, нет. На шее государства и, естественно, налогоплательщиков сидит целая когорта контрольно-надзорных и инспекционных органов. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) осуществляет контрольно-надзорную деятельность по предотвращению заболе-
ваемости сельскохозяйственных животных, птиц, аквакультуры и следит за фитосанитарным состоянием в растениеводстве, овощеводстве и садоводстве.
Задача Россельхознадзора -следить за качеством и безопасностью сельскохозяйственного сырья животного и растительного происхождения. За качеством же готовой продукции, поступающей в магазины, на продовольственные рынки и в другие торговые точки, следит Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). В положении о Роспотребнадзоре, утвержденном Правительством РФ 30.06.2004 г. (постановление № 322) в редакции от 22.09.2008 г. определен конкретный перечень полномочий этой службы.
В современной России создана достаточная правовая база для осуществления государственного контроля и надзора на агропро-довольственном рынке.
Предусмотрена и юридическая ответственность за нарушение норм законодательства о качестве и безопасности пищевых продуктов.
Кодекс РФ об административных правонарушениях в главе XIV «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» предусматривает санкции административноправового характера за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектации или упаковке, и другие правонарушения, связанные с обеспечением качества и безопасности пищевых продуктов, производимых в России, получаемых по импорту и реализуемых населению страны.
Предусматривается также уголовная ответственность за пре-
ступления в этой сфере. Статья 238 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за производство, хранение или перевозку в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно за неправомерную выдачу или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности.
?Так в чем же проблема? Почему мы ■ не наблюдаем активной и ответственной работы контрольно-надзорных органов Российского государства в сложившейся ситуации с реализацией некачественного и фальсифицированного продовольствия. Что это -пресловутое отсутствие политической воли государства? Но вышеперечисленные законодательные акты свидетельствуют, что государство заинтересовано в решении этой проблемы. Тогда, может быть, дело в некомпетентности, непрофессионализме или коррупции?
Ведь стоит Роспотребнадзору применить к тому или иному
нарушителю законодательства санкции, предусмотренные КОАП РФ - приостановление деятельности до 90 суток, - и все, юридический механизм заработал.
Применение этой нормы будет означать почти крах для фирмы, а на это никто из предпринимателей не пойдет. Но давайте вспомним, кто из откровенных нарушителей в течение 2009 г. и трех месяцев 2010 г. пострадал по причине применения к нему административных санкций?! Таких фактов автор статьи не наблюдал. Не говоря уже об уголовной ответственности.
С 2008 г. в нашей стране приняты технические регламенты в области продовольственных товаров:
• Технический регламент на молоко и молочную продукцию (утв. Федеральным законом № 88-ФЗ от 12.06.2008 г.);
• Технический регламент на масложировую продукцию (утв. Федеральным законом № 90-ФЗ от 24.06.2008 г.);
• Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей (утв. Федеральным законом № 178-ФЗ от
27.10.2008 г.);
• Технический регламент на табачную продукцию (утв. Федеральным законом № 268-ФЗ от
22.12.2008 г.).
Key words:
¿2 институт человека
С15 февраля текущего года отменена обязательная сертификация продуктов питания. Без обязательного сертифицирования в розничную продажу теперь будут поступать мясо и рыба, мука и хлеб, вода и вино, сахар и джем, консервированные и замороженные овощи.
Правительство планирует ужесточить ответственность предпринимателей за всякого рода нарушения, приводящие к поставке в торговлю некачественных пищевых продуктов. Но если органы государственного контроля (надзора) будут так же неэффективно исполнять свои государственные обязанности, то думается, что все нововведения еще больше усугубят ситуацию в области качества, биологической полноценности и безопасности продуктов питания.
Есть еще одна правовая проблема, связанная с реализацией Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Управленец №5-6 (9-10) 2010
№ 294-ФЗ от
26.12.2008 г. В соответствии с этим Федеральным законом и Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Роспотребнадзор имеет право проводить плановые проверки юридических и физических лиц по контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов не чаще чем один раз в два года, а в отношении субъекта малого предпринимательства проводить проверки можно не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.
Автор статьи считает, что эта
норма принята поспешно и без достаточного осмысления.
Снижение административного воздействия на малый и средний
бизнес - очевидная необходимость для полноценного развития предпринимательства в нашей стране. Но
надо разделить административное вмешательство в организацию деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, особенно при регистрации и других организационных процедурах, и фактическую деятельность по производству и реализации некачественных продуктов питания. Нарушителям законодательства в этой сфере не должно быть никаких поблажек.
Охрана здоровья граждан -наиважнейшая функция государства. И государственные органы контроля и надзора обязаны безукоризненно исполнять свои должностные обязанности по контролю за качеством и безопасностью продуктов питания.