Научная статья на тему 'Проблемы государства и нации в статье Лян Цичао "Обновление народа"'

Проблемы государства и нации в статье Лян Цичао "Обновление народа" Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
317
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ЛЯН ЦИЧАО / НАЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / CHINA / LIANG QICHAO / NATION / GOVERNMENT / POLITICAL DISCOURSE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лобова Алиса Андреевна

В статье рассматривается центральный концепт дискурса Лян Цичао нация и ее взаимосвязь с государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of state and nation in Liang Qichao article "On the new citizen"

The article undertakes the analysis of the central concept of a discourse Liang Qichao the nation and its interrelation with the state.

Текст научной работы на тему «Проблемы государства и нации в статье Лян Цичао "Обновление народа"»

А.А. ЛОБОВА аспирантка кафедры истории социально-

политических учений факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова*

Проблемы государства и нации в статье Лян Цичао «Обновление народа»

Лян Цичао (1873-1929) является заметной фигурой в истории Китая конца XIX - начала XX в. Его научная и публицистическая деятельность сыграла большую роль в интеллектуальной трансформации китайского общества.

В связи с этим особый научный интерес представляет анализ дискурса, создаваемого Лян Цичао в его трудах. Одна из популярных работ Лян Цичао, которая наиболее адекватно выражает его позицию - «Обновление народа», была опубликована в 1902 г. Эта работа наиболее полно раскрывает социально-политические воззрения мыслителя на проблему взаимосвязи государства и нации.

Обращение Лян Цичао к данной проблеме было обусловлено тем, что концепт нации в то время был относительно новым для Китая, да и в настоящее время его значение четко не определено в политическом дискурсе: различные акторы политической сферы Китая дают разное определение этого термина, пытаясь укоренить конкретные способы концептуализации данного понятия в публичной сфере. В целом же концептуализация взаимосвязи понятий государства и нации была и является актуальной для формирования политики Китая.

Следует отметить, что исторический период, в который была написана статья «Обновление народа», был полон поворотных событий для Китая. Среди них две Опиумные войны 1840-1842 гг. и 1856-1860 гг. - военные столкновения Китайской империи с западными державами (Англия, Германия, Франция, Россия, Япония)1. В этих войнах и столк-

* Лобова Алиса Андреевна, e-mail: alice.l.maps@gmail.com

1 Бутаков А.М. Обзор войн европейцев против Китая в 1840-1842, 18561858, 1859, 1860 годах. М., 2002.

новениях Китай терпел поражение. Поражения продемонстрировали необходимость глубоких реформ1.

При этом возникла проблема осмысления причин этого поражения. В качестве таких причин выдвигалось превосходство Запада над азиатскими странами. Это превосходство было популярной темой для рассуждений китайских мыслителей того периода. Проблема превосходства Запада нашла отражение и в данной статье и стала отправной точкой анализа Лян Цичао взаимосвязи государства и нации. Он обращается к факторам успеха одних государств и слабости других и задается вопросом, почему «некоторые страны достигают господства, а другие падают, а некоторые становятся сильными, в то время как другие ослабевают»2.

Отвечая на свой вопрос, Лян Цичао, в соответствии с традиционной логикой направленного в прошлое конфуцианства, обращается к историческому наследию стран Запада. Сравнивая Америку, Римскую империю и Македонию, он основной причиной их превосходства называет человеческий капитал государства: «Государство, - отмечает он, -формируется сообществом людей»3.

Из этого следует, что поскольку государство формируется сообществом людей, то именно от народа зависят его успехи, при этом именно нация выступает главным достоянием государства и основой его процветания. Однако, по мнению ученого, Китай долгое время не идентифицировал себя как единую нацию. Находясь в изоляции от других крупных государств, китайцы считали, что их страна возвышается над всем миром. В своей работе Лян Цичао подчеркивает, что они не знают, как быть гражданами государства: «В древние времена, - отмечает он, - китайцы были не гражданами своего государства, но лишь членами семьи, рода, жителями своих деревень»4. Именно это, считает Лян Цичао, послужило поводом для потери независимости страны.

Китайское государство сравнивалось с семьей, где действовали законы строгой иерархии и повиновения старшим - старшему брату, отцу, уездному чиновнику, императору. Подобная культура, считает ученый, отрицает воз-

1 Чудодеев Ю.В. Крах монархии в Китае. М., 2013.

2 Liang, Qichao. On the New Citizen. // On the new citizen. Taibei. 1978, p. 36.

3 Ibid.

4 Ibid., p. 40.

можность развития национального самосознания и активной гражданской позиции.

Продолжая эту идею, Лян Цичао пишет, что для «здоровья» нации и ее процветания важны прежде всего моральные качества членов общества. Успех национального государства не является производным от существующей правительственной элиты, но основывается на деятельности обычных граждан. Для того чтобы общество людей стало нацией, Лян Цичао предлагает делать акцент на нравственном совершенствовании, на самоуправлении и самодисциплине народа. Он отмечает, что «никогда не случалось, что люди могли быть глупыми, робкими, дезорганизованными, но нация продолжала существовать... Если мы хотим, чтобы нация была богатой и почитаемой, мы должны обсудить путь к «обновлению народа»1.

Поясняя значение термина «обновление народа», Лян Цичао указывает, что каждая нация обладает определенным набором характеристик и элементов. Последние составляются из морали, культурных обычаев, литературы, искусства: «Народная добродетель, народная мудрость и жизнеспособность людей - это великая основа политики»2.

Он также обращается к проблеме определения термина «нация». Лян выдвигает моральные характеристики в качестве социальных норм и ценностных ориентаций. Он утверждает, что именно общие ценности и культура формируют из группы людей нацию: «Люди одной и той же расы, говорящие на одном языке, исповедующие одну религию и следующие общим социальным обычаям как соотечественники, будут стремиться к независимости и самоуправлению, преследуя коллективные интересы и защищая нацию от других» .

В состав социальных представлений, разделяемых обществом Китая того времени, долгое время входил и собирательный образ идеального конфуцианского правителя. Следует отметить, что, продолжая традицию представления новых идей через идеальные образы, Лян Цичао возвращает социально-политический дискурс соотношения государства и нации к основам конфуцианства. Это знаме-

1 Ibid., p. 36.

2 Ibid., p. 40.

3 Ibid.

нует поворот в интеллектуальной мысли Китая конца XIX -начала XX в. Обращение к традиционной риторике демонстрировало стремление Лян Цичао облечь новый концепт в понятную китайской элите форму.

Для создания знакомой обществу формы автор также использует языковые элементы классической китайской литературы. В данном аспекте стоит обратить внимание на понятийный аппарат автора. Рассматривая проблемы государства и нации, Лян Цичао использует ряд новых терминов или нестандартных лексических оборотов, которые употребляются и в современной политической коммуникации Китая.

Прежде всего, говоря о группе людей как о едином народе, Лян использует нестандартный в данной позиции иероглиф чун - собирать вместе, организовывать в одно целое. Это может быть истолковано как стремление дополнительно подчеркнуть необходимость единения китайского народа.

Еще один термин, введенный в словарь современного политического дискурса Китая Лян Цичао, - нация (гуо мин), что является комбинацией гуо - государство и мин - человек/индивид. Ставя в этом сочетании иероглифов государство прежде индивида, Лян Цичао подчеркивал приоритет национальных интересов над личностными, этическую ответственность перед коллективом.

Использование Лян Цичао терминов для обозначения современных явлений в китайском социуме свидетельствует о том, что он задал направление для развития нового для Китая политического дискурса.

Итак, узловым понятием, организующим дискурс Лян Ци-чао в статье «Обновление народа», стало понятие нации. Это понятие активно используется в современной социально-политической мысли Китая.

Знакомя с концептом нации, автор демонстрирует его влияние на государство через идеальный набор морально-этических характеристик, соответствующих конфуцианству. Он подает новый концепт, опираясь на универсальные для Китая суждения, что будет идентифицировано обществом заранее известным способом. Здесь важную роль играют ожидания публики, которая будет знакомиться со статьёй. Создавая стандартный образ представителя нации, автор наделяет его типичными чертами в соответствии с традициями и ценностями, распространенными в китайском обществе в конце XIX - начале XX в.

Лобова А.А. Проблемы государства и нации в статье Лян Цичао «Обновление народа». В статье рассматривается центральный концепт дискурса Лян Цичао - нация и ее взаимосвязь с государством.

Ключевые слова: Китай, Лян Цичао, нация, государство, политический дискурс.

Lobova A.A. The problems of state and nation in Liang Qichao article "On the new citizen". The article undertakes the analysis of the central concept of a discourse Liang Qichao - the nation and its interrelation with the state.

Keywords: China, Liang Qichao, nation, government, political discourse.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.