Научная статья на тему 'Проблемы генезиса ведущих педагогических понятий в условиях становления и развития научно-педагогической теории в России XIX-XX вв'

Проблемы генезиса ведущих педагогических понятий в условиях становления и развития научно-педагогической теории в России XIX-XX вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
476
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ / PEDAGOGICAL TERMS AND CONCEPTS / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / SCIENTIFIC PEDAGOGICAL THEORY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / TERMINOLOGICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыжов А.Н.

В статье представлены результаты исследования проблем содержания и развития ведущих педагогических понятий в России на протяжении XIX-XX вв. Проведен анализ различных групп источников, раскрывающих содержание ведущих педагогических терминов и понятий в рассматриваемый период. Предложены общие принципы построения терминологической системы педагогики в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF GENESIS OF MAJOR PEDAGOGICAL CONCEPTS IN THE CONDITIONS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE PEDAGOGICAL THEORY IN RUSSIA IN THE 19TH-20TH CENTURIES

The article presents the results of researching different problems of contents and development of main pedagogical concepts in Russia throughout 19th-20th centuries. The author analyzes various types of sources to explain the major pedagogical terms and concepts in the period under consideration. The author also suggests general principles of building up a terminological system of pedagogy in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Проблемы генезиса ведущих педагогических понятий в условиях становления и развития научно-педагогической теории в России XIX-XX вв»

#

дня рождения Виктора Гюго. Сб. статей. - М.: Экон-Информ, 2004.

6. Кюстин А. де. Россия в 1839 году: В 2 т. / Пер. с фр. под ред. В. Мильчиной; коммент. В. Миль-чиной и А. Осповата. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996 (Записи Прошлого).

7. Mongault H. Introduction // Mérimée P. Oeuvres completes / Sous la direction de P. Trahard et E. Champion. Etudes de literature russe. - T. I. -P., 1931.

8. Дюма А. Путевые впечатления. В России. В 3 т. Пер. с фр. / Ист. справки С. Искюля. - М.: Ладо-мир, 1993. - 640 с.

9. Бычков А. Ф. О баснях Крылова в переводах на иностранные языки // Сб. ОРЯС. - Т. VI. - С. 81-108.

10. Дюма А. Кавказ / Пер с фр., вступит. статья, по-слесл., примеч., коммент. и подбор иллюстра-

ций М. И. Буянова / Под ред. Т. П. Буачидзе. -Тбилиси: Мерани, 1988.

11. Dumas A. Les grands hommes en robe de chamber. - P., 1855.

12. Трыков В. П. Французский Пушкин // Знание. Понимание. Умение. Научный журнал Московского гуманитарного ун-та. - 2008. - № 1 . - С. 183-190.

13. Мериме П. Статьи о русской литературе. - М.: ИМЛИ РАН, 2003.

14. Schnitzler J.-H. Essai d'une statistique generate de l'empire Russe, accompagnée d'apercus historiques. - Strasbourg, 1829. - Р. 106-109.

15. Небуа-Момбе Ж. Русское гостеприимство во французском популярном романе конца XIX века // Традиционные и современные модели гостеприимства: сборник / Сост. А. Монтандон, С. Н. Зенкин. - М.: РГГУ, 2004. - C. 243-259.

ПРОБЛЕМЫ ГЕНЕЗИСА ВЕДУЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В РОССИИ XIX-XX вв.

PROBLEMS OF GENESIS OF MAJOR PEDAGOGICAL CONCEPTS IN THE CONDITIONS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE PEDAGOGICAL THEORY IN RUSSIA IN THE 19TH-20TH CENTURIES

А. Н. Рыжов

В статье представлены результаты исследования проблем содержания и развития ведущих педагогических понятий в России на протяжении Х1Х-ХХ вв. Проведен анализ различных групп источников, раскрывающих содержание ведущих педагогических терминов и понятий в рассматриваемый период. Предложены общие принципы построения терминологической системы педагогики в современных условиях.

A. N. Ryzhov

The article presents the results of researching different problems of contents and development of main pedagogical concepts in Russia throughout 19th-20th centuries. The author analyzes various types of sources to explain the major pedagogical terms and concepts in the period under consideration. The author also suggests general principles of building up a terminological system of pedagogy in modern conditions.

Ключевые слова: педагогические термины и понятия, научно-педагогическая теория, образование, терминологическая система.

Keywords: pedagogical terms and concepts, scientific pedagogical theory, education, terminological system.

Первые десятилетия XIX в. ознаменовались формированием основ научно-педагогической теории в России. Одной из таких основ стала договоренность государственной власти и научного сообщества в отношении содержания основных положений педагогической теории и ведущих педагогических терминов и понятий. Подобная договоренность уже в 1830-е гг. была закреплена в терминологических словарях, учебных пособиях и учебных программах по педагогике. Отражением договоренности стали и словари русского языка, которые призваны были объяснять народу значение слов

его родного языка (что стало трактоваться как «просвещение»), и закреплять новое содержательное наполнение дававшихся в них терминов. В итоге государственными учреждениями и представителями научного сообщества были произведены следующие изменения:

1. Под влиянием идей «Просвещения» произошел отказ от прежнего содержания педагогических терминов, имевших прямое отношение к христианству - «образование» и «просвещение», и их содержание было сведено к овладению научным знанием и социально полезной информацией.

Ф

2. Термин «образование», являющийся системообразующим, был заменен на «воспитание». Содержание термина «воспитание» предлагалось рассматривать в нескольких «смыслах», что давало повод и всю систему педагогических понятий рассматривать подобным образом.

3. В результате подобных изменений стало возможным создание новых словообразований: «формальное образование», «материальное образование», «политическое просвещение» и др., что призвано было вести к изменению представлений об изначальной сущности терминов «образование» и «просвещение».

Несмотря на то, что унификация педагогической терминологии в России была проведена и было достигнуто определенное соглашение в отношении ее содержания, терминологическая система как таковая не действовала, поскольку в ходе этих изменений не был учтен важный аспект. Если в системе понятий заменить основополагающий термин на другой, то последует наполнение ведущих терминов иным содержанием и это будет уже новое терминологическое построение. Однако такое построение не сможет работать, если для него предварительно не будут определены общие принципы функционирования. Обоснование подобных принципов так и не было осуществлено. Отдельными представителями научного сообщества на протяжении исследуемого периода неоднократно высказывалась тревога в отношении неработающей терминологической системы и выдвигались предложения по изменению результатов соглашения (18101820-е, 1880-е, 1950-е гг.). Однако они не реализовыва-лись, чему есть несколько важных причин:

- заимствованный из Европы характер данной договоренности не подвергался пересмотру и при этом отсутствовала опора на свои образовательные традиции;

- не были учтены нормы русского языка при изменении содержания понятий;

- введение в терминологическую систему педагогики новых терминов происходило без доказательств новизны понятия или явления, соответствовавшего этому термину;

- новые термины приобретали по несколько понятий, каждое новое понятие имело по несколько терминов, что объяснялось фактическим наложением друг на друга двух терминологических систем.

В целом на протяжении всего исследуемого периода в российской педагогике существовала парадоксальная ситуация: в русском языке и педагогической практике сохранялась традиционная для России многовековая система педагогических терминов, а в научно-педагогической теории насаждалась вновь сформированная и при этом неработающая система.

К числу основных задач статьи относится раскрытие содержания ведущих понятий терминологической системы педагогики; выяснение того, насколько успешно и единообразно реализовывалась договоренность научного сообщества и государства в области содержания педагогической терминологии, а также насколько эта договоренность соответствовала образовательным традициям России.

Для решения названных выше задач было привлечено несколько различных групп источников, раскрывающих содержание педагогической терминологии на протяжении всего XIX века и до 80-х гг. XX в. Источники могут быть сгруппированы следующим образом:

- учебные руководства и пособия по педагогике;

- учебные программы по педагогике;

- монографические исследования педагогов-ученых -авторов учебных пособий и программ;

- словари (педагогические, иностранных слов, русского языка);

- сочинения и статьи педагогического характера выдающихся русских писателей (как знатоков русского языка и как лиц, активно влиявших на формирование мировоззрения всего народа);

- периодические научно-педагогические издания (журналы).

Полученные в ходе анализа указанных групп источников сведения, могут быть сведены в ряд таблиц, которые более наглядно, чем текст, отражают характер полученных результатов. Поскольку объем статьи не позволяет в полной мере представить полученные результаты, то они будут представлены лишь фрагментарно. В предлагаемых таблицах будет показано содержание лишь ведущих педагогических терминов и понятий, направлявших содержание всех остальных понятий. К числу ведущих понятий отнесены: «педагогика», «дидактика», «образование», «просвещение», «воспитание», «обучение».

Содержание приведенных в таблице сведений позволяет сделать некоторые выводы:

- Содержание важнейших педагогических понятий с течением времени «обрастает» большим числом лишних, уводящих от сути термина, слов.

- Во всех (!) просмотренных (более 110) учебных пособиях по педагогике за 150-летний период отсутствует раскрытие содержания важнейшего термина «просвещение». И это при условии того, что на протяжении 18031990 гг. высшие органы управления образованием в России именовались «Министерством народного просвещения», «Народным комиссариатом просвещения», «Министерством просвещения РСФСР».

- В содержании всех учебных пособий ведущим термином системы провозглашалось «воспитание», однако при раскрытии его содержания четкого единообразия не наблюдалось.

Формирование научно-педагогической теории, наметившееся еще в конце XVIII века, происходило в начале XIX века под сильным влиянием двух единовременных процессов: формирования новой системы управления образованием в России и восприятия ряда западноевропейских философских и социальных идей. Пропаганда именно этих идей в течение первых трех десятилетий XIX века заменяла собой курс педагогики и обусловила отсутствие кафедр педагогики в Главном педагогическом институте (1804) в Санкт-Петербурге и Педагогических институтах Императорских университетов. Этому в значительной степени содействовала не только поддержка го-

Таблица 1

Педагогические понятия учебных руководств и пособий по педагогике для средних

и высших учебных заведений

Автор, название учебного руководства или пособия, место и время издания Содержание педагогических терминов

1 Ободовский А. Г. Руководство к педагогике, или науке воспитания. -СПб.: Тип. К. Вингебера, 1835. - 234 с. Руководство к дидактике, или науке преподавания. - СПб.: Тип. К. Вингебера, 1837. - 166 с. Ведущий термин в системе - «воспитание». Наиболее часто употреблявшийся термин - «воспитание». Термин «педагогика» трактовался как теория воспитания, а «педагогическое искусство» - как практика воспитания. Термин «дидактика» трактовался как наука или теория преподавания (2, с.5). Термин «просвещение» в «Руководствах» отсутствует. Термин «образование» трактовался как развитие всех способностей человека, заложенных природой в направлении их совершенствования. Осуществляется в ходе воспитания через обучение (1, с. 16-17; 2, с. 1, 9, 11, 64-65). Термин «воспитание» трактовался в «пространном смысле» как процесс развития человека и в «тесном смысле» как целенаправленное развитие различных сторон человека в детском, отроческом и юношеском возрасте (1, с. 2-3). Термин «обучение» трактовался как составная часть воспитания, процесс развития способностей человека через сообщение ему необходимых знаний (1, с. 4)

2 Юркевич П. Д. (1826-1874) Курс общей педагогики. -М.: Тип. Грачева, 1869. -404 с. Ведущий термин в системе - « воспитание». Наиболее часто употреблявшийся термин - « воспитание». Термин «педагогика» трактовался как наука, изучающая теории воспитания и обучения (с. 44). Термин «дидактика» трактовался как общая теория обучения (с. 214). Термин «просвещение» в учебном пособии отсутствует. Термин «образование» трактовался как процесс совершенствования познавательных возможностей человека (с. 214-216). Термин «воспитание» трактовался как развитие нравственных качеств человека (с.44). Термин «обучение» трактовался как процесс сообщения общественно полезных и необходимых воспитаннику сведений (с. 44-45)

3 Олесницкий М. Полный курс педагогики. Руководство для женских институтов и гимназий с двухгодовым курсом педагогики. Ч.1-2. - Киев: Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1886-1887. Ч. I. 148 с. Ч. II. 149 с. Ведущий термин в системе - « воспитание». Наиболее часто употреблявшийся термин - « воспитание». Термин «педагогика» трактовался как наука о воспитании (I, с. 8), или всестороннее развитие подрастающего поколения (I, с. 3). Термин «дидактика» трактовался как наука об обучении (II, с. 1). Термин «просвещение» в «Руководстве» отсутствует. Термин «образование» трактовался как синоним обучения (II, с. 2-4). Термин «воспитание» трактовался как намеренное и планомерное влияние взрослого человека на юного с целью самостоятельного достижения им назначения человека (I, с. 13). Термин «обучение» трактовался как умственное образование (II, с.2)., совместная деятельность учителя и учащихся (II, с. 6)

Ведущий термин в системе - « воспитание». Наиболее часто употреблявшийся термин - «воспитание», «коммунистическое воспитание». Термин «педагогика» трактовался как наука о воспитании и образовании (с. 10). Термин «дидактика» трактовался как теория обучения (с. 11). Термин «просвещение» в учебнике отсутствует. Термин «образование» трактовался как планомерное и длительное воздействие одного человека на другого с целью создания законченного и определенного мировоззрения и вооружения знаниями, умениями и навыками, которые будут для него необходимы в избираемой профессии (с. 9). Термин « воспитание» трактовался как планомерное и длительное воздействие одного человека на другого с целью развития природных, биологических или социально полезных свойств последнего (с. 8). Термин « обучение» трактовался как группа методов и приемов воспитания и образования (с. 10)

4 Пинкевич А. П. Педагогика. Т. 1. Теория воспитания. - М.: Работник просвещения, 1924. -276 с.

сударственных органов, но и устоявшееся общественное мнение в среде научного сообщества. Поэтому к рассмотрению было важно привлечь труды монографического характера, поскольку на них в меньшей степени, чем на

учебники, оказывало влияние государство и общественное мнение. Были привлечены монографии известных педагогов-ученых - авторов учебных пособий по педагогике: Н. А. Лавровского, С. И. Миропольского, Д. И. Тихо-

5 Груздев П. Н., ред. Педагогика. Учебник для высших пед. учеб. зав. -М.: Учпедгиз, 1940. - 623 с. Ведущий термин в системе - «воспитание». Наиболее часто употреблявшийся термин - «воспитание», «коммунистическое воспитание». Термин «педагогика» трактовался как наука о воспитании подрастающих поколений (с. 5). Термин « дидактика» в учебнике отсутствует. Термин «просвещение» в учебнике отсутствует. Термин «образование» трактовался как сторона воспитания, которая состоит в усвоении той или иной суммы знаний и умений, обобщающих опыт человечества и приобщающих человека к современной ему культуре (с. 15). Термин «воспитание» трактовался как целесообразная общественная деятельность, содержанием которой является уход за развитием подрастающих поколений, передача им и усвоение ими в определенной системе и форме накопленного опыта, необходимого для дальнейшего развития и выработки общественного поведения (с. 12). Термин «обучение» трактовался как процесс образования, осуществляемый в определенной организации под руководством учителя (с. 16)

6 Болдырев Н. И., Гончаров Н. К., Есипов Б. П., Королев Ф. Ф. Педагогика. Учеб. пос. для студ. пед. инст. - М.: Просвещение, 1968. - 526 с. Ведущий термин в системе - « воспитание». Наиболее часто употреблявшийся термин - «воспитание», «коммунистическое воспитание». Термин «педагогика» трактовался как наука о воспитании человека (с. 7). Термин «дидактика» трактовался как теория образования и обучения (с. 102). Термин «просвещение» в учебнике отсутствует. Термин « образование» трактовался как процесс усвоения человеком определенной системы знаний, умений и навыков, результат этого усвоения (с. 25). Термин «воспитание» трактовался в «широком» и «узком» смыслах. В «широком» - целенаправленное формирование физических и духовных сил человека, включающее в себя образование и обучение (с. 24). В «узком» - воспитательная работа. Выработка научных основ мировоззрения, нравственных идеалов, эстетического отношения к действительности, физического развития (с. 25). Термин « обучение» трактовался как совместная деятельность учащих и учащихся, направленная на усвоение знаний, умений, навыков (с. 26)

7 Бабанский Ю. К., ред. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. Пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1983. - 608 с. Ведущий термин в системе - «воспитание» (с. 7). Наиболее часто употреблявшийся термин - «воспитание», «коммунистическое воспитание». Термин «педагогика» трактовался как наука о воспитании (с. 7). Термин « дидактика» трактовался как область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения (с. 91). Термин «просвещение» в учебнике отсутствует. Термин « образование» трактовался как процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей (с. 8). Термин « воспитание» трактовался как процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества (с.7). Термин « обучение» трактовался как целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека (с. 8)

мирова, П. Н. Груздева и ряда др. Например, взгляд академика П. Н. Груздева на содержание понятий представлен в таблице 2.

Сравнение содержания учебных пособий и монографий одних и тех же авторов позволило сделать два важных и интересных вывода.

1. Указанные лица являлись известными учеными и занимали высокие посты в государственных педагогических учреждениях, выступали авторами учебных программ и учебных пособий по педагогике. Однако при раскрытии содержания важнейших педагогических понятий шли вразрез с официальной их трактовкой. В этой связи можно говорить о том, что по крайней мере часть научного сообщества на всем протяжении иссле-

дуемого периода не принимала норм существовавшей договоренности.

2. При издании монографического труда, условия договоренности отходят на второй план, а на первый план выступает научная принципиальность и хорошее знание русского языка. В итоге - содержание педагогических понятий излагалось в соответствии с традицией Х1-ХУШ вв.

Условия договоренности в отношении содержания понятий проявлялись не только в учебных пособиях, но и в учебных программах по педагогике. Анализ и сопоставление 76 учебных программ за период около 150 лет (1830-1980-е гг.) говорит о практически единообразном взгляде их составителей на содержание педагогических понятий. При этом на их содержание не оказывали влия-

Таблица 2

Содержание ведущих педагогических терминов в научных трудах монографического характера

Автор, сфера деятельности Название научного труда Содержание терминов

Груздев П. Н. (18891953) д.п.н., профессор, Действительный член АПН РСФСР (1945), директор НИИ педагогики АПН РСФСР Вопросы воспитания и обучения (1949) «Педагогика» - учение о воспитании и образовании (с. 104); «дидактика» - теория процесса обучения (с. 104); « образование» - процесс усвоения современных знаний, формирование, создание, становление всей личности, развитие сознания психики, выработка культуры поведения. Образование включает в себя понятие образа человека с определенными чертами и свойствами личности (с. 22). В других европейских языках (немецком, французском, английском) не существует идентичного понятия, какое вложено в русское слово «образование»; « воспитание» - функция общественной жизни, в которой осуществляется уход за подрастающими поколениями, передача и усвоение исторически накопленного опыта, необходимого для включения этих поколений в общественно трудовую жизнь (с. 11); « обучение» - процесс совместной деятельности учителя (преподавание) и деятельности ученика (учение) с целью приобщения молодого поколения к опыту человечества, обобщенному в научных знаниях (с. 104)

ние ни смена государственного строя, ни ведомственная принадлежность программных материалов.

Для решения задач исследования важную группу источников составляют словарные и энциклопедические издания. К рассмотрению и анализу было привлечено более 120 изданий педагогических словарей, иностранных слов и толковых словарей русского языка.

В целом, анализ таблицы 3 позволяет отметить, что термин «педагогика», в отличие от содержания учебных пособий и программ, в словарных изданиях раскрывался не только как теория воспитания, но включал в себя и

обучение. Почти во всех словарях (до 1960 г.) давалось раскрытие термина «просвещение». Так же следует отметить отсутствие единообразия при раскрытии терминов «воспитание» и «образование».

Важной особенностью договоренности научного сообщества при формировании содержания понятий было отсутствие опоры на традиции русского языка. Поэтому, если результаты договоренности расходятся с содержанием исторически сложившихся и закрепленных в языке понятий, то эти результаты будут работать только в среде договорившихся. Выход из сложившейся ситуации одни ви-

Таблица 3

Педагогическая терминология словарей (педагогических, русского языка)

Автор, название словаря педагогического характера Содержание педагогических терминов и понятий

1 Словарь Академии Российской по азбучному порядку расположенный. Ч. 1-4. - СПб., 1806-1822 « Педагогика» - нет; « дидактика» - нет; «образование» - приводить в совершенство, просвещать. Учение образует ум, воспитание - нравы (ч. IV, стб. 105); « просвещение» - наставление, очищение разума от ложных, предосудительных понятий, противуполагается невежеству. Науки руководствуют и служат к просвещению разума (ч. V, стб. 624); « воспитание» - старание приемлемое кем либо в наставлении, научении детей нужным знаниям, добронравию и проч. (ч. I, стб. 686); «обучение» - процесс учения и наставления языкам, наукам, художествам (ч. IV, стб. 139-140)

2 Енгалычев П. Н. (1769-1829) Словарь физического и нравственного воспитания. Ч. 1. - СПб., 1827. - 432 с. Ч. 2. - СПб., 1827. - 662 с. « Педагогика» - в словаре отсутствует; « дидактика» - в словаре отсутствует; « образование» - в словаре отсутствует; «ученость новейших времен... силится истребить и превозмочь учение Христово, если не идет вместе с образованием» (ч. 2, с. 548); «просвещение» - здоровье, нравственность и учение (ч. 2, с. 239); «За просвещением разума следует добронравие, посему учиться надобно, дабы украсить себя честностию нравов и ежели не предположить сей цели, то не нужны, суетны были бы все науки» (ч. 2, с. 550); «воспитание» (ч. 2, с. 101) - «человек благоразумный не перестает до самых преклонных лет трудиться над свои воспитанием» (ч. 2, с. 547); « учение» - «обращение ума к наукам, словесности и художествам. Оно просвещает нас в отправлении наших должностей (ч. 2, с. 547), «учение» - средство воспитания (ч. 2, с. 101), средство просвещения (ч. 2, с. 240-241)

3 Даль В. И. Толковый словарь живаго вело-корусскаго языка. - Т. 1-3. -СПб.; М., 18801882 «Педагогика» - наука о воспитании и обучении детей, молодежи (III, с. 24); «дидактика» - искусство учить, наставлять (I, с. 447); «образование» - совершенствовать, улучшать духовно, просвещать (II, с. 633); « просвещение» - развитие умственных и нравственных сил человека, научное образование. Давать свет умственный, научный, нравственный. Поучать истине и добру. Образовать ум и сердце (III, с. 527-528); « воспитание» - заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего. Научать, наставлять всему, что для жизни нужно (I, с. 254); «обучение» - передача знания, искусства. Усваивать науку (II, с. 649)

4 Педагогическая энциклопедия / Под ред. А. Г. Калашникова. В 3 т. - М.: Работник просвещения, 1929. - Т. 1 «Педагогика» - наука об организованном педагогическом процессе (стб. 14-15); термин « дидактика» не использовался, был заменен на «техника педагогического процесса» (стб. 572); « образование» (общее) - минимум навыков, который необходим для профессионального приспособления или путем дальнейшего школьного образования или в процессе практической работы (стб. 22-27); обоснование термина «просвещение» отсутствует. Использовался в контексте овладения обычной и политической грамотой; « воспитание» - процесс социального приспособления (стб. 9); термин «обучение» не использовался

5 Словарь современного русского литературного языка. Т. 2-11. -М.; Л.: АН СССР, 1951-1961 « Педагогика» - наука о воспитании и обучении (9, стб. 347); «дидактика» - искусство научать, наставлять. Часть педагогики, излагающая общие методы обучения или теорию образования (3, стб. 781); « образование» - процесс усвоения знаний, обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных в процессе, в результате обучения (8, стб. 362); «просвещение» - распространение знаний, образования, культуры; совокупность образовательно-воспитательных мероприятий (11, стб. 1343); « воспитание» - растить, выращивать кого-либо, оказывая воздействие на его умственное и физическое развитие, на моральный облик, прививая нужные привычки поведения (2, стб. 706); «обучение» - передача кому-либо и усвоенные знания, навыки (8, стб. 487-488)

6 Педагогическая энциклопедия: В 4 т. / По ред. И. А. Каирова. -М.: Сов. энцикл., 1964-1968 « Педагогика» - совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение (т. 3, стб. 281); « дидактика» - отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения (т. 1, стб. 725); «воспитание» - процесс целенаправленного формирования личности (т.1, стб. 384); « образование» - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков. (т. 3, стб. 141); « просвещение» - понятие в энциклопедии отсутствует; « обучение» - процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека (т. 3, стб. 153)

7 Словарь терминов педагогики // Термины, используемые в курсе педагогики. Метод. Рекомендации / Сост. В. В. Макаев, В. В. Петров, А. И. Тубян-ский. - Пятигорск, 1978. - 55 с. « Педагогика» советская - наука о коммунистическом воспитании, образовании и обучении посредством целенаправленной, специально организованной системы воздействий (с. 37); «дидактика» - теория образования, обучения, и умственного воспитания (с. 22); « просвещение» - в словаре нет; « воспитание» в «узком смысле» - одна из сторон процесса целенаправленного формирования личности, включающая выработку у школьника мировоззрения, нравственного облика, эстетических идеалов, физическое развитие и подготовку к общественно полезному труду (с. 20); « воспитание» в «широком» смысле - процесс формирования личности и подготовку ее к активному участию в производственной, культурной, общественной жизни. Включает в себя всю сумму воздействий на личность: образование, обучение, жизненные явления, материальную и духовную среду (с. 20); « образование» - совокупность систематизированных научных знаний, умений, навыков (с. 34); « обучение» - одна из сторон процесса целенаправленного формирования личности школьника, заключающаяся в вооружении его системой знаний, умений, навыков в совместной деятельности учителя и учащихся под руководством учителя (с. 34)

дели в возвращении содержания педагогических понятий к нормам русского языка, другие - в отказе от европейской образовательной и языковой экспансии. К числу лиц, объединявших в своих взглядах обе названные тенденции, относились выдающиеся русские писатели и поэты.

Упомянутые выдающиеся писатели прекрасно владели русским языком и поэтому в своем творчестве руко-

водствовались исторически сложившимся значением слов в русском языке, в том числе и относящихся к педагогической терминологии. Все слова и понятия, которые есть в языке народа, отражаются в деятельности народа. Именно из наблюдения за этой деятельностью, из умения видеть и переживать трудности народа исходит писательский талант. В этой связи все крупные писатели выступа-

Таблица 4

Педагогическая терминология в сочинениях педагогического характера русских писателей (на примере авторов XIX - начала XX вв.)

Писатель, даты жизни Название сочинения, время, написания. Сведения об издании Педагогические термины, понятия

Пушкин А. С. (1799-1837) «О народном воспитании» (1826) // Соч. А. С. Пушкина. Изд. 3-е, испр. и доп. / Под ред. П. А. Ефремова. - Т. 5. - Спб.: Изд. Я. А. Исакова, 1881. - С. 47-54. Исторический вестник. - 1884. -Т. 15, январь. - С. 78-87 Термин « просвещение» использовался в значении: нравственное развитие человека, направляющее его к познанию наук и к дальнейшему... (саморазвитию) (с. 48, 49). Термин «воспитание» использовался в значении: развитие нравственных качеств человека, направленных на служение обществу и государству (с. 49, 50, 51). Термин «обучение» использовался в значении: овладение науками, необходимыми для дальнейшей общественной и государственной службы (с. 52)

Даль В. И. (1801-1872) 1. «Письмо издателю А. И. Ко-шелеву» (1856) // Русская беседа. - 1856. - Кн. 3. 2. «Мысли по поводу статьи: О воспитании» (1856) 3. «Заметка о грамотности» (1857): Ведомости. - СПб., 1857. - № 245, 26 ноября Термин « образование» использовался в значении развитие человеком и совершенствование своих нравственных качеств и овладение на этой основе науками (1, с. 5, 8). Термин « воспитание» использовался в значении формирование лучших нравственных качеств человека, подданного, гражданина, способного полюбить Бога и человека и жить не столько для себя, сколько для других (2, с. 9-10, 19-20). Термин « просвещение» использовался в значении овладения знанием, основанным на твердых нравственных принципах (1, с. 3, 4)

Гоголь Н. В. (1809-1852) «Просвещение» (1846) Термин « просвещение» использовался в значении нравственного совершенствования в соответствии с нормами христианства и на его основе умственного развития человека (с. 70-71)

Достоевский Ф. М. (1821-1881) «Дневник писателя» (1880). «Четыре лекции на разные темы по поводу одной лекции, прочитанной мне г-ном А. Градовским» // Достоевский Ф. М. Дневник писателя. Ежемесячное издание. -1880. Август. - СПб., 1880. - С. 20-42 Термин « просвещение» использовался в значении нравственного на основе норм христианства развития (совершенствования) человека, направляющего его умственное развитие и повседневную деятельность (с. 21, 22)

Толстой Л. Н. (1828-1910) «О народном образовании» (1862) // Ясная Поляна. Школа. Журнал педагогический. - М.: Тип. Каткова, 1862, январь. -С.7-30. «Воспитание и образование» (1862). // Ясная Поляна. - Июль 1862. - С. 5-44. «Прогресс и определение образования» (1862) // Ясная Поляна. - Декабрь 1862. - С. 5-38 Термин «педагогика» использовался в значении наука об образовании (I, с. 29-30, II. с. 9). Термин «образование» использовался в значении процесс, включающий в себя воспитание, и направленный на формирование в человеке высших нравственных ценностей (I, с. 29-30; II, с. 9; III, с. 32-33). Термин «воспитание» использовался в значении свободного воздействие одного человека на другого с целью усвоения нравственных норм (семейных, религиозных, государственных) по определенному образцу (II, с. 9, 11, 15). Термин « обучение» использовался в значении: средство образования, процесс усвоения определенных умений и навыков (II, с. 10)

ют, образно говоря, учителями народа в значительно большей степени, чем педагоги-ученые.

Основные причины неустойчивости системы педагогических понятий писатели видели в отсутствии учета при ее построении норм русского языка и в бездумном копировании из Европы философских и педагогических идей. Л. Н. Толстой в статье «Воспитание и образование» (1862) отмечал: «Беседуя со знаменитым Дистервегом, я навел его на вопрос об образовании, воспитании и преподавании. Дистервег с злою ирониею отозвался о людях, подразделяющих то и другое, - в его понятии то и другое сливается... Ошибка и смешение понятий, по нашему [Л. Н. Толстого. - А. Р.] убеждению, происходят от того, что

педагогика принимает своим предметом воспитание, а не образование... Я соглашаюсь, что учение, преподавание есть часть воспитания, но образование включает в себя то и другое» [1, с. 8-9].

В. И. Даль считал «виною всей путаницы этой [содержания понятий. - А. Р.] западный научный взгляд на язык наш. <...> Язык наш, постепенно утратив самостоятельность свою и с неудержимым наплывом чужих выражений, оборотов и самых мыслей, подчинится законам языков Западных» [2, с. 20]. Ф. М. Достоевский предостерегал: «Науки это так, а "просвещения" нечего нам черпать из западноевропейских источников. А то, пожалуй, зачерпнем такие общественные формулы, как,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5

Педагогическая терминология педагогических журналов в Российской Империи и Советской России (1803-1990 гг.)

Название журнала, место и время издания Важнейшие педагогические термины, понятия

1 Педагогический журнал. - Ч. 1-2. - СПб., 1833; Ч. 3-4. -СПб., 1834 Термин «педагогия» трактовался как наука воспитания (ч. IV, 1834, с. 62). Термин « воспитание» трактовался как развитие различных сторон личности ребенка в направлении его нравственного совершенствования (с. 1-2, 28; ч. 1, 1833). Термин «образование» трактовался как развитие разума, полезность обществу, овладение науками, нравственные качества, стремление к совершенству (с. 105). Термин « обучение» трактовался как овладение знаниями и навыками с целью общественной пользы (с. 112)

2 Учитель. Журнал для наставников, родителей и всех желающих заниматься воспитанием детей. - СПб., 1861-1870 Характер подзаголовка отражает не строго научный, а скорее прикладной характер журнала. Поэтому на его страницах и не раскрывается содержание термина « педагогика». Термин «дидактика» трактовался как теория общих правил преподавания (с. 16). Термин «воспитание» трактовался как правильное и всестороннее развитие всех способностей человека (с. 15). Термин « образование» трактовался как постепенное правильное развитие всех духовных и телесных способностей и сил человека (с. 15). Термин « обучение» трактовался как предоставление учащимся необходимых для дальнейшей жизни знаний и умений (с. 17)

3 Вестник воспитания. - М., 1890-1917 Термин «педагогика» трактовался как наука о воспитании (с. 2). Термин «воспитание» трактовался как гармоничное и возможно широкое развитие ребенка по усовершенствованию его индивидуальных способностей (с. 1-2, № 1, 1890). Термин «образование» трактовался как умственное воспитание (с. 57), передача готовых знаний для последующего самостоятельного приобретения новых. Термин « обучение» трактовался как получение знания, его развитие, обобщение и приобретение новых, развитие способностей (№ 2, с. 63)

4 Народное образование. - СПб.; Пг., 1896-1917 Термин «обучение» трактовался как средство образования (с. 21, № 1, 1896). Термин « образование» трактовался как развитие человека в соответствии с Образом Бога (с. 24-25). Термин « просвещение» трактовался как деятельность по распространению образования (с. 41; № 4, с. 1, 165-166). Раскрытие терминов «педагогика», «дидактика», «воспитание» отсутствует

5 Свободное воспитание и свободная школа. -М., 1907-1918. 1907/1908 г. Термины « педагогика» и « дидактика» отсутствовали в силу отрицания редакцией журнала каких-либо устоявшихся научно-теоретических положений в области воспитания и обучения. Термин «воспитание» трактовался как естественное развитие сил и способностей ребенка через удовлетворение его потребностей (1, стб. 25, 28). Термин « воспитание» трактовался как воздействие взрослых на подрастающее поколение с целью передачи своего опыта (2, стб. 25). Термин «просвещение» трактовался как передача одними людьми другим смысла и цели жизни (2, стб. 25). Термин « образование» трактовался как свободная творческая производительная деятельность детей и учителя (4, стб. 10). Термин « обучение» - свободное усвоение ребенком знаний и закрепление их своей практической деятельности (1, стб. 28). На протяжении всех лет издания журнала приведенные трактовки понятий сохранялись

6 Народное образование. - М, 1946-1989. Ранее: Народное просвещение. -М., 1918-1930 Поскольку журнал являлся официальным изданием Министерства Просвещения РСФСР, в нем, главным образом, содержались официальные материалы и отражалась практическая деятельность работников образования. В этой связи отсутствует раскрытие терминов «педагогика» и «дидактика», а термины «воспитание» и «обучение» употреблялись достаточно часто. « Воспитание» - формирование у учащихся на основе полученных ими знаний коммунистического мировоззрения, социальной активности, в духе принципов морального кодекса строителя коммунизма (1981, № 7, с. 105). « Воспитание» - определенное, целеустремленное и систематическое воздействие на психологию воспитуемого, чтобы привить ему качества, желательные воспитателю (1952, № 11, с. 61). «Обучение» - вооружение школьников глубокими, прочными и действительными знаниями основ наук о природе, обществе, мышлении (1981, № 7, с. 105). « Обучение» - освоение учащимися основ наук в связи с применением их на практике в условиях социалистического общества (1952, № 11, с. 29)

$

например: "Chacun pour soi et Dieu pour tous" [Каждый сам за себя, а Бог - за всех. - А. Р.]. Зачем же нам такое просвещение? Поищем у себя иного» [3, с. 24]. За полвека до Ф. М. Достоевского схожие опасения высказывал А. С. Пушкин [4, с. 48-49]. Н. В. Гоголь в работе «Просвещение» отмечал: «Слова этого [«просвещения». - А. Р.] нет ни на каком языке, оно только у нас» [5, с. 70]. В том же духе об отсутствии аналогов термину «образование» высказывался Л. Н. Толстой [1, с. 5-6]. Таким образом, русские писатели отчетливо видели происходившую подмену содержания ведущих понятий «образование» и «просвещение». При этом большая часть населения читала русскую литературу, в которой она встречала иное, как было показано, содержание педагогических понятий. Кроме того, в повседневной жизни население держалось исторически сложившегося содержания понятий, поскольку оно было связано с христианской верой, с богослужебной и духовно-нравственной литературой, в которой никаких изменений в употреблении понятий «образование», «просвещение», «воспитание», «обучение» за века не происходило. У большинства народа действовал не словарный, а разговорный или, как его назвал В. И. Даль, «живой» язык.

Таким образом, приведенные выше суждения великих русских писателей позволяют выделить, по крайней мере, три важных аспекта:

- содержание педагогических терминов и понятий должно соответствовать исторически выработанным нормам русского языка;

- заимствованные из Европы образовательные идеи и традиции должны соотноситься с традициями и запросами российского образования;

- центральными понятиями терминологической системы педагогики должны являться «образование» и «просвещение» - так, как это было на всем протяжении предшествовавших восьми столетий и продолжало сохраняться в языке.

Рассмотрение и анализ содержания системы педагогических понятий могут быть дополнены материалами научно-педагогических периодических изданий. На протяжении 1830-1980-х гг. в России издавалось около 400 журналов педагогического характера. Из более чем 300 просмотренных наименований журналов было отобрано 20 на основе следующих критериев: строго научно-теоретический характер педагогических изданий; продолжительность издания журнала не менее 5 лет; место издания журнала - Москва и Санкт-Петербург, что определяло значительный тираж и широту читающей аудитории. В предлагаемой ниже таблице представлено 6 из них.

Анализ содержания важнейших педагогических понятий, использовавшихся в научно-педагогических изданиях, позволяет сделать ряд выводов:

- позиция издателей и редакторов изданий в отношении содержания и характера употребления педагогических понятий, высказанная при начале издания журнала,

в одних случаях строго поддерживалась, в других практически не соблюдалась;

- в отличие от учебников и программ по педагогике, в педагогических журналах достаточно активно использовались термины «образование» и «просвещение», что объяснялось, прежде всего, отсутствием специально-педагогической подготовки у многих авторов статей.

Таким образом, анализ различных групп источников по проблеме становления и развития ведущих понятий терминологической системы педагогики позволяет сделать следующие выводы:

1. В первой трети XIX века в основу научно-педагогической теории была положена новая система педагогических терминов, которая стала результатом соглашения государственной власти и научного сообщества и во многом определила развитие педагогической теории на всем протяжении последующих полутора столетий.

2. В результате европейского влияния на развитие образования в России из терминологической системы педагогики устраняются в прежнем своем значении термины «образование» и «просвещение», а их содержание включается в термин «воспитание».

3. В результате произведенных изменений на всем протяжении Х1Х-ХХ вв. одновременно действовали две системы педагогических терминов, что привело к одновременному использованию различных понятий, относящихся к одному термину.

4. В русском языке и, как следствие, в ряде словарных изданий и сочинениях русских писателей и поэтов Х1Х-ХХ вв. сохранялась система педагогических понятий, действовавшая в России на протяжении Х1-ХУШ вв.

5. В целом можно отметить, что язык научно-педагогического сообщества, то есть весь комплекс педагогической терминологии, должен быть приведен в соответствие с исторически сложившимися нормами русского языка. Если подобное условие не будет реализовано, научное сообщество станет замкнутой корпорацией внутри собственного народа.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Толстой Л. Н. Воспитание и образование // Ясная Поляна, июль 1862. - С. 5-10.

2. Даль В. И. Письмо издателю А. И. Кошелеву // Русская беседа. - 1856. - Кн. 3. - С. 1-36.

3. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. Ежемесячное издание. - 1880. Август. - СПб., 1880.

4. Пушкин А. С. О народном воспитании (1826) // Сочинения А. С. Пушкина. 3-е изд, испр. и доп. / Под ред. П. А. Ефремова. - Т. 5. - СПб.: Я. А. Исаков, 1881. - С. 48-51.

5. Гоголь Н. В. Просвещение // Гоголь Н. В. Собр. соч. Т. 6. - М., 1990. - С. 68-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.