УДК 316.3
Социологические науки
Обухов Кирилл Викторович,
магистрант факультета педагогики, психологии и социальных наук ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ТЕНДЕРНОГО АНАЛИЗА В ПРАКТИЧЕСКОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы научного обоснования проблем исследования гендерных особенностей практической социальной работы; характеристик гендерных исследований в практической социальной работе; методы гендерного анализа в профессиональной социальной работе (гендерная экспертиза социальных проектов, метод жизненных историй, неструктурированное интервью и др.)
Ключевые слова: практическая социальная работа, гендер, гендерные исследования, гендерный анализ, гендерные особенности.
Abstract: The article deals with issues of scientific substantiation of the research problems of gender peculiar properties of practical social work; the methods of gender analysis in professional social work (gender expertise of projects, the method of life stories, unstructured interviews, etc.)
Keywords: practical social work, gender, gender studies, gender analysis, gender characteristics.
Потребность в научном обосновании исследования проблем гендерных особенностей практической социальной работы в современном обществе находит своё объяснение в методологическом подходе, получившем название «устойчиво-безопасное развитие» общества. Данный подход основан на
понимании того, что будущие социальные изменения общества «несут в себе «прорывные» инновации и системы».
Если учитывать, то обстоятельство, что период 2020-2035 годов, который аналитики называют «напряжённым» или периодом «стратегических шоков», будет характеризоваться «существенной социальной нестабильностью», то в этом случае, как считает М.В. Фомин, внедрение новых разработок и «улучшающих технологий» может оказаться если не единственным, то реальным решением целого ряда сложных социальных проблем [6, с. 139].
Одной из таких проблем становится проблема гендера и гендерных отношений в современном обществе и связанный с ней вопрос о перспективах развития практики гендерной социальной работы. Исследование этого вопроса предполагает широкое использование результатов применения методов гендерного анализа в практической социальной работе [2]. Прежде всего, одним из методов гендерного анализа является гендерная экспертиза различных социальных проектов.
Так, отечественные исследователи разработали методику проведения гендерной экспертизы законодательных актов как одну из процедур установления обратной связи в системе «общество-власть». Этапы проведения гендерной экспертизы являются универсальными, используются при анализе любых социальных проектов и не меняются в зависимости от предмета и объекта исследования [1, с. 210-211]. Такая методика даёт возможность социальному работнику выбрать операциональные индикаторы практической социальной работы, которые позволят ему выявить гендерные формы социального неравенства.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что специфика гендерных исследований и гендерный анализ социальных проектов привели к разработке новой системы показателей практической социальной работы - «гендерно чувствительных индикаторов». Речь идёт об использовании в практической социальной работе количественных и качественных показателей для суммирования «гендерно-значимых изменений», происходящих с клиентами
социальных служб в течение определенного периода времени. Гендерные индикаторы в этом случае содержат прямые свидетельства положения женщин и мужчин относительно определённого нормативного стандарта, принятого в обществе.
Существует количественный и качественный типы гендерных индикаторов. Вопрос об их содержании и теоретико-методологическом обосновании продолжает оставаться предметом научного обсуждения. Количественные гендерные индикаторы основываются на информации, получаемой в результате проведения переписей, социологических опросов, подсчётов, административного учёта, и являются основанием для определения уровня и качества жизни человека в обществе. Качественные гендерные индикаторы основаны на информации об уровне удовлетворённости или неудовлетворённости человека социально-экономическими и социально-бытовыми условиями жизни [3, с. 79-80].
Качественный гендерный анализ включает рассмотрение содержания и динамики процессов практической социальной работы с использованием ряда аналитических приёмов и методов. Эффективность гендерных индикаторов обусловлена их способностью указывать на перемены в социальном статусе и социальной роли женщин и мужчин в определённый временной период и, таким образом, определять - достигается ли в каждом конкретном случае цель гендерного равенства и «гендерной справедливости» [7, с. 22].
К основным методам гендерного анализа в практической социальной работе следует отнести качественные методы социологического исследования, которые имеют особенности применения: метод интервью (нарративные, глубинные, групповые интервью); анализ документов (в том числе феминистский анализ текстов); включённое наблюдение (в том числе феминистская этнография).
Особое место в гендерных исследованиях занимают количественные методы, которые в гендерном анализе в практической социальной работе представлены, в частности, методом гендерной статистики.
Профессиональный социальный работник должен обладать знаниями об особенностях гендерного анализа в практической социальной работе с применением метода интервью.
Сбор эмпирических данных методом интервью может осуществляться как в учреждении социальной защиты, так и при надомном обслуживании клиентов/респондентов. Изучение условий и обстоятельств жизни, жизненного опыта конкретных людей происходит в нарративном анализе при помощи истолкования смысла, которым эти люди наделяют пережитые или переживаемые события их жизни. Метод жизненных историй или историй о жизни человека относят к исследовательскому приёму нарративов, или повествований.
Следует обратить внимание на то, что в современной социологии широко используется понятие «нарратив»: к нему относят устные рассказы, художественные произведения и др. Метод жизненных историй при гендерном анализе в практической социальной работе используется по-разному. В одном случае социальный работник, выполняющий функцию исследователя, фокусируется, прежде всего, на фактах жизни клиента/респондента с точки зрения проекции психологических диспозиций и внутренних психологических сил рассказчика.
В другом случае, социальный работник фокусируется на рассказываемой респондентом жизненной истории, делает акцент на самом нарративе, его структуре и форме. И, наконец, в третьем случае социальным работником осуществляется анализ жизненной истории клиента/респондента как процесса. Для этого случая, который синтезирует два других, важны и текст, и рассказчик.
В целом нарративное интервью при гендерном анализе в практической социальной работе включает в своё содержание обмен вопросами и ответами с элементами повествования, при этом вопросы могут носить директивный или недирективный характер. Формы повествования предполагают содержательные
рассказы биографического характера, описание особых случаев или событий в жизни клиента/респондента.
Неструктурированное (нестандартизированное или неформальное) интервью в гендерном анализе в практической социальной работе используется, прежде всего, для разведывательного исследования, поскольку предоставляет социальному работнику необходимую информацию по всему спектру и содержанию конкретной гендерной проблемы клиента социальной службы.
Гендерный анализ в практической социальной работе предполагает использование глубинного интервью, которое полезно социальному работнику-исследователю для получения информации с целью интерпретации жизненных установок, ценностей и убеждений клиента/респондента. Такое интервью чаще всего проводится с несколькими хорошо информированными по гендерной проблематике клиентами/респондентами.
Для гендерного анализа в практической социальной работе из числа клиентов социальных служб может быть сформирована специальная группа «ключевых информантов» с целью применения метода группового интервью. Основное преимущество группового интервью состоит в том, что с помощью этого метода формируется достаточный объём информации по гендерной проблематике за небольшой промежуток времени. К недостаткам применения этого метода в гендерном анализе следует отнести то, что клиенты/респонденты могут не до конца раскрывать свои взгляды, не желая высказывать их публично в ходе группового интервью.
К неопросным методам, используемым в гендерных исследованиях, относятся феминистский анализ текстов и включённое наблюдение. Эти методы имеют большой потенциал в гендерной экспертизе социальных проектов, программ социального обслуживания, мероприятий социальной политики и широко используются в гендерном анализе в практической социальной работе [5, с. 34-44].
Вышеназванные характеристики гендерных исследований, особенности их проведения в практической социальной работе, рассмотренные методы гендерного анализа в профессиональной социальной работе становятся основой
предположения о том, что в гендерной социальной работе следует различать две структурные линии.
Во-первых, линию самой профессиональной деятельности социального работника, тех его навыков и умений, которые проявляются в гендерном анализе различных направлений практической социальной работы; во-вторых, линию, связанную с пониманием тех целей, которые ставит себе социальный работник в этой профессиональной деятельности в целом и при проведении гендерного анализа в практической социальной работе в частности.
Когда социальный работник в своей профессиональной деятельности имеет дело с тендерными процессами и отношениями в современном обществе, ему приходится делать различие между самим «актом» гендерной социальной работы и её содержанием.
Поэтому социальный работник оказывается способным различать в результатах гендерного анализа в практической социальной работе две стороны: формальную, относящуюся к самим «актам» его профессиональной деятельности, и идейную, относящуюся к содержанию и смыслу этой деятельности [4, с. 259-261].
Библиографический список:
1. Абубикирова, Н.И. О гендерной экспертизе законодательства / Н.И. Абубикирова, Е.В. Кочкина // Женщина в мире: мифы и реалии. - М.: Информация XXI век, 2000. - С. 209-237.
2. Романов, П.В. Методы прикладных социальных исследований / П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова. - М.: ЦСПГИ, 2008.- 215 с.
3. Тугаров, А.Б. Философские основания социальных исследований / А.Б. Тугаров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки - 2007 - № 2 - С.77-85.
4. Тугаров, А.Б. Философия феминизма как общая методология исследования гендерных отношений / А.Б. Тугаров, А.В. Очкина, У.О. Петряшкина // Современные исследования социальных проблем - 2015 - № 4 (48) - С. 253-266.
5. Тугаров, А.Б. Гендерный аспект практической социальной работы: теоретико-методологический анализ / А.Б. Тугаров, У.О. Петряшкина. - Пенза: ГУМНИЦ ПГУ, 2016. - 85с.
6. Фомин, М.В. Технологии качества жизни и постиндустриальная эпоха / М.В. Фомин // Вопросы философии - 2016 - № 3 - С. 139-146.
7. Шведова, Н.А. Гендерный подход / Н.А. Шведова // Словарь гендерных терминов / под ред. А.А. Денисовой. - М.: Информация - XXI век, 2002. - С. 2123.