УДК 316.3
Социологические науки
Тугаров Александр Борисович, доктор философских наук, профессор, декан факультета педагогики, психологии и социальных наук, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
Королёва Вероника Олеговна, магистрант факультета педагогики,
психологии и социальных наук, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» Марочкина Елена Юрьевна, магистрант факультета педагогики, психологии
и социальных наук, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
Сидорова Арина Вячеславовна, магистрант факультета педагогики,
психологии и социальных наук ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
e-mail: [email protected]
ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РАЗНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы научного обоснования проблем исследования гендерных особенностей практической социальной работы с разными группами населения; характеристик гендерных исследований в практической социальной работе; функционального содержания гендерного анализа в профессиональной социальной работе.
Ключевые слова: практическая социальная работа, клиент социальных служб, гендерные исследования, гендерные особенности.
Abstract: The article deals with issues of scientific substantiation of the research problems of gender peculiar properties of practical social work with
different groups of the population; characteristics of gender studies in practical social work; functional content of gender analysis in professional social work.
Keywords: practical social work, social services client, gender studies, gender characteristics.
Современная теория социальной работы исходит из того, что существуют общие подходы и принципы организации гендерных по своей направленности исследований проблем клиентов социальных служб во всех сферах жизнедеятельности и направлениях практической социальной работы с разными группами населения.
В практике социальной работы с разными группами населения эти подходы и принципы раскрываются через специфику содержания гендерных исследований, которые являются обязательной частью профессиональной деятельности социального работника и проводятся в целях сбора данных, необходимых специалисту по социальной работе для принятия решений по применению социальной терапии клиенту с учётом его гендерной принадлежности.
Очевидно то, что специфика так называемых гендерных исследований обусловлена, с одной стороны, объектом, предметом, целью и задачами практико-ориентированного исследования, а с другой стороны, методологией и методикой изучения гендерных процессов и явлений в практической социальной работе с разными группами населения.
В зарубежной теории социальной работы сложился концептуальный подход, основой которого является утверждение о том, что изучение гендерных аспектов практической социальной работы с разными группами населения, прежде всего, предполагает исследование самых различных проявлений дискриминации по признаку пола [1, с. 157].
Если следовать этой точке зрения на проблему исследования гендерных аспектов практической социальной работы с разными группами населения, то получится, что цели и задачи такого исследования, в большей или меньшей
степени, будут определять изучение того, как в социальных практиках, имеющих отношение к социальной помощи разным группам населения, явно и/или латентно проявляются дискриминации по признаку половой принадлежности клиентов социальных служб.
Мы считаем, что методологическое обоснование приоритетного исследования вопросов гендерной дискриминации не является исчерпывающим. Более того, российские исследователи гендерных проблем современного общества обращают внимание на когнитивные возможности критического анализа [3].
Так, одним из видов возможного критического анализа социальным работником условий жизни и проблем клиента является гендерный анализ, который представляет собой техники оценки специалистом по социальной работе различий в воздействии, оказываемом на клиентов-женщин и клиентов-мужчин, реализуемыми или предлагаемыми социальными программами, а также действующими в данный момент нормами социального законодательства [4, с. 214-217; 5, с. 149-151].
Мы разделяем точку зрения, что исследования, в которых социальному работнику предоставляется возможность получить необходимые для дальнейшей социальной терапии эмпирические данные о клиенте и его жизненной ситуации с помощью методов наблюдения, интервью/опроса или анализа первичных документов, являются, прежде всего, полевыми исследованиями в практической социальной работе [2; 6, с. 84].
Эта точка зрения связана с пониманием того, что современные тенденции развития социальной помощи предполагают исследование проблем и подходов к практической социальной работе с различными группами населения с целью определения важности учёта гендерных особенностей в содержании и организации такой работы.
Гендерные исследования в социальной работе необходимы, прежде всего, потому, что клиенты-мужчины и клиенты-женщины сталкиваются в своей жизни с разными испытаниями, исполняют разные личностные,
межличностные и социальные роли, могут различаться по многим основаниям, в том числе и по различию в приобретённых социальных статусах.
Как результат, биологические, психологические и социальные факторы в жизни человека, накладываясь друг на друга, определяют то, что статистически значимыми и заметными становятся различиям между мужчиной и женщиной в продолжительности и качестве жизни, структуре и видах профессиональной занятости, семейных статусах и др.
Вместе с тем, в исследованиях гендерных аспектов практической социальной работы с разными группами населения необходимо учитывать, что появление и действие этих различий усиливается под влиянием не только гендерного фактора, но и взаимодействующих между собой социально-демографических, социально-экономических и социокультурных факторов (профессиональная подготовка, размер доходов, уровень образования, расовая, этническая и конфессиональная принадлежность, возраста и др.)
Исследователю следует принять к сведению то, что в практической социальной работе требуется учитывать гендерные особенности, то есть в каждом конкретном случае иметь в виду, что специфика переживания человеком трудной жизненной ситуации зависит от его пола, однако эта зависимость в большинстве случаев определяется не только и не столько биологическими факторами, сколько сопровождается мощным влиянием гендерных стереотипов, сложившихся в обществе или конкретном сообществе под влиянием социально-психологических, социальных и социокультурных факторов.
Каждый из этих социально-детерминированных в своей основе гендерных стереотипов может стать для профессионального социального работника предметом самостоятельного полевого исследования с последующей научно-теоретической интерпретацией полученных результатов. Потребность в таких исследованиях возникает тогда, когда социальные работники-практики понимают необходимость учитывать гендерные особенности клиентов в своей профессиональной деятельности.
Исходя из сложившейся практики социальной работы, одной из задач прикладного полевого исследования в социальной работе является выявление и критический анализ гендерных аспектов практической социальной работы с разными группами населения.
Такие исследования являются не только поставщиком оперативной информации для социального работника при принятии решений в процессе профессионального взаимодействия с клиентом, но и основой проведения оценки эффективности действующих и экспертизы планируемых социальных проектов и программ с позиций отсутствия в них признаков гендерной дискриминации клиентов социальных служб.
Результаты прикладных полевых исследования в социальной работе дают возможность специалистам по социальной работе критически оценивать свою профессиональную деятельность, а также менять профессионально-этические установки, которые обусловлены гендерной субкультурой конкретного учреждения социальной защиты или вызваны стереотипами, распространёнными в конкретном локальном сообществе относительно женщин и мужчин разных возрастных групп, нуждающихся в социальной защите и социальной помощи [8, с. 63-65].
Таким образом, в теории социальной работы, с точки зрения учёта в исследованиях гендерных аспектов практической социальной работы и возможностей критического анализа практики оказания социальной помощи разным группам населения, сложилось мнение, что полевые исследования в практической социальной работе по гендерной проблематике способствуют определению явных и / или скрытых жизненных установок клиентов, степени их удовлетворённости социальным обслуживанием, а также становятся основанием для оценки эффективности деятельности социальных работников и выработки практических рекомендаций по повышению качества предоставляемых социальных услуг клиентам-мужчинам и клиентам-женщинам [7, с. 21-23].
Библиографический список:
1. Готтлиб, Н. Социальная дискриминация женщин / Н. Готтлиб // Энциклопедия социальной работы: В 3 т. Т.3. / пер. с англ. - М.: Изд-во ЦОЦ, 1993. - С.154-160.
2. Романов, П.В. Методы прикладных социальных исследований: учебное пособие / П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова. - М.: ЦСПГИ, 2008.- 215 с.
3. Силласте, Г.Г. Гендерная социология: состояние, противоречия, перспективы / Г.Г. Силласте // Социологические исследования - 2004 - № 9 - С. 77-84.
4. Темкина, А. Создание гендерной идентичности: методика анализа интервью / А. Темкина, Е. Здравомыслова // Гендерные исследования - 2000 - № 5 - С. 211-225.
5. Темкина, А. Социальное конструирование гендера как методология феминистского исследования / А. Темкина, Е. Здравомыслова // Социальное конструирование гендера: феминистская теория // Введение в гендерные исследования. Ч.1: учебное пособие / под ред. И. Жеребкиной. - Харьков: Изд-во ХЦГИ; СПб: «Алетейя», 2001. - С. 147-173.
6. Тугаров, А.Б. Философские основания социальных исследований / А.Б. Тугаров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки - 2007 - № 2 - С.77-85.
7. Тугаров, А.Б. Гендерный аспект практической социальной работы: теоретико-методологический анализ / А.Б. Тугаров, У.О. Петряшкина. - Пенза: ГУМНИЦ ПГУ, 2016. - 85с.
8. Ярская-Смирнова, Е.Р. Методология исследований и критического анализа в сфере социальной политики и социальной работы / Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов // Социология: методология, методы и математическое моделирование. Социология: 4М - 2005 - № 21 - С. 51-77.