Научная статья на тему 'Проблемы гармонизации правового поля международных экономических отношений'

Проблемы гармонизации правового поля международных экономических отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
183
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешняя торговля / внешнеэкономическая деятельность / законодательное регулирование / международные экономические отношения / foreign trade / foreign economic activity / legislative regulation / international economic relations.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В. Р. Маркарян, О. С. Смирнов

В статье ставится задача проведения анализа и обобщение нормативно-правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность Российской Федерации. В частности, авторами проведен анализ законов, регламентирующих структуру государственных органов, определяющих нормы и критерии регулирования внешнеэкономической деятельности. Дана характеристика и выражен авторский взгляд в отношении национальных и основных международных нормативно-правовых актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения. Совершенно очевидно, что в современных условиях никакая либо страна не будет даже пытаться придерживаться режима «автаркии»закрытой экономики, т.к. преимущество глобализации и углубления международного разделения труда исторически доказаны. Однако есть при этом и нюансы, которые еще недостаточно отрегулированы в правовом поле. Взаимодействие между странами при международной торговле товарами и услугами осложнено тем, что не возможно применение нормативно-правовых актов только одной из сторон, поскольку у каждого субъекта международных экономических отношений имеется собственная система национального законодательства. Эта проблема актуальна и для нашей страны, т.к. в нашей правовой доктрине принято главенство международного права, которое закреплено в части 4 статьи 15 Конституции РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF HARMONIZATION OF THE LEGAL FIELD OF INTERNATIONAL ECONOMIC RELATIONS

The article aims to analyze and summarize the legal acts regulating the foreign economic activity of the Russian Federation. In particular, the authors analyzed the laws regulating the structure of state bodies, defining the norms and criteria for regulating foreign economic activity. The author characterizes and expresses the author's view of the national and main international legal acts regulating the legal relations under consideration. It is obvious that in modern conditions, no country will even try to adhere to the regime of "autarky" a closed economy, because the advantage of globalization and the deepening of the international division of labor has been historically proven. However, there are also nuances that are not yet sufficiently regulated in the legal field. Interaction between countries in international trade in goods and services is complicated by the fact that it is not possible to apply legal acts of only one of the parties, since each subject of international economic relations has its own system of national legislation. This problem is also relevant for our country, because our legal doctrine recognizes the primacy of international law, which is enshrined in part 4 of article 15 of the Constitution of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Проблемы гармонизации правового поля международных экономических отношений»

17. Yin S., Kaynak O. (2015) Big Data for Modern Industry: Challenges and Trends //Proceedings of the IEEE. Vol. 103. № 2. P. 143-146.

18. Zaitsev D.A. (2012) Universal Petri Net //Cybernetics and Systems Analysis. Vol. 48. Issue 4.P. 498511. References:

1. Vasilenko V. (2013) Technological structures in the context of the desire of economic systems for ideality. Ternopil. T. 8. No. 1. S. 65-72.

2. Voronin A.V. (2013) Modeling of technical systems. Tomsk: Tomsk Polytechnic University.

3. Glazyev S. (2017) The battle for leadership in the XXI century. Russia-USA-China. Seven options for the foreseeable future. M .: Book world.

4. Eurasian Economic Commission (2017) Analysis of world experience in industrial development and approaches to the digital transformation of industry of the member states of the Eurasian Economic Union: information and analytical report. M .: Eurasian Economic Commission.

5. Kaplan A.V., Kaplan V.E., Mashchenko M.V., Ovechkina E.V. (2007) Solution of optimization problems in the economy. M .: Phoenix.

6. Kupriyanovsky V.P., Namiot D.E., Sinyagov S.A. (2016) Cyber-physical systems as the basis of the digital economy // InternationalJournalofOpenInformationTechnologies. Vol. 4. No. 2. P. 18-25.

7. Kupriyanovsky V.P., Sinyagov S.A., Namiot D.E., Utkin N.A., Nikolaev D.E., Dobrynin A.P. (2017) Industrial Transformation in the Digital Economy - Design and Production // InternationalJournalofOpenInformationTechnologies. Vol. 5. No. 1. P. 50-70.

8. Madykh A.A., Okhten A.A. (2018) Modeling the transformation of the impact of production factors on the economy in the process of becoming a smart industry. Economics of industry. No. 4 (84). S. 26-41. doi: http://doi.org/10.15407/econindustry 2018.04.026

9. International Bank for Reconstruction and Development / World Bank (2016) World Development Report Digital Dividends. Washington: International Bank for Reconstruction and Development / World Bank.

10. Paklin N.B., Oreshkov V.I. (2009) Business analytics: from data to knowledge. SPb .: Peter.

11. Trofimova E. (2016) Cyber vulnerability of smart industries // ControlEngineering Russia. No. 1 (61). S. 34-36.

12. Ansari Mustafa Goals and objectives of organizational change management in the implementation of SMART systems in industrial enterprises / Mustafa Ansari // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018 .- No. 3 (26). - S. 12-18.

13. Pudeyan L.O. The configuration of public administration tools by creating a single information and innovation space in the regions of southern Russia / L.O. Pudeyan // Humanities Studies. - 2019 .- No. 26 (4). - S. 168-174.

14. Chernysheva A.M. Analysis of the global experience of digitalization of the economy and its use in the Russian Federation /

A.M. Chernysheva, V.V. Kalygina // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019 . - No. 3 (32). - S. 276-280.

15. Atzori L., Lera A., Morabito G. (2010) The internet of things: a survey // Computer Networks. No. 54. P. 2787-2805. DOI: 10.1016 / j.comnet.2010.05.01.010.

16. Reimann M., Ruckriegel C. (2017) Road2CPS Priorities and Recommendations for Research and Innovation in Cyber-Phys-ical Systems. Stuttgart: Steinbeis-Editions.

17. Yin S., Kaynak O. (2015) Big Data for Modern Industry: Challenges and Trends // Proceedings of the IEEE. Vol. 103. No. 2. P. 143-146.

18. Zaitsev D.A. (2012) Universal Petri Net // Cybernetics and Systems Analysis. Vol. 48. Issue 4.P. 498511.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10259

B.Р. Маркарян - доцент, к.э.н., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Краснодарский филиал, markarianvr@gmail.com,

V.R. Markarian - Doctor of Science (Economics), Docent of Financial University under the Government of the Russian Federation, Krasnodar branch;

О.С. Смирнов - студент 2 курса, заочная форма обучения, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Краснодарский филиал, high_consulting@mail.ru,

O.S. Smirnov - student, 2 courses, distance learning, Financial University under the Government of the Russian Federation, Krasnodar branch.

ПРОБЛЕМЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ПРАВОВОГО ПОЛЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ PROBLEMS OF HARMONIZATION OF THE LEGAL FIELD OF INTERNATIONAL ECONOMIC RELATIONS

Аннотация. В статье ставится задача проведения анализа и обобщение нормативно-правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность Российской Федерации. В частности, авторами проведен анализ законов, регламентирующих структуру государственных органов, определяющих нормы и критерии регулирования внешнеэкономической деятельности.

Дана характеристика и выражен авторский взгляд в отношении национальных и основных международных нормативно-правовых актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения.

Совершенно очевидно, что в современных условиях никакая либо страна не будет даже пытаться придерживаться режима «автаркии»- закрытой экономики, т.к. преимущество глобализации и углубления международного разделения труда исторически доказаны.

Однако есть при этом и нюансы, которые еще недостаточно отрегулированы в правовом поле. Взаимодействие между странами при международной торговле товарами и услугами осложнено тем, что не возможно

применение нормативно-правовых актов только одной из сторон, поскольку у каждого субъекта международных экономических отношений имеется собственная система национального законодательства.

Эта проблема актуальна и для нашей страны, т.к. в нашей правовой доктрине принято главенство международного права, которое закреплено в части 4 статьи 15 Конституции РФ.

Abstract. The article aims to analyze and summarize the legal acts regulating the foreign economic activity of the Russian Federation. In particular, the authors analyzed the laws regulating the structure of state bodies, defining the norms and criteria for regulating foreign economic activity.

The author characterizes and expresses the author's view of the national and main international legal acts regulating the legal relations under consideration.

It is obvious that in modern conditions, no country will even try to adhere to the regime of "autarky" - a closed economy, because the advantage of globalization and the deepening of the international division of labor has been historically proven.

However, there are also nuances that are not yet sufficiently regulated in the legal field. Interaction between countries in international trade in goods and services is complicated by the fact that it is not possible to apply legal acts of only one of the parties, since each subject of international economic relations has its own system of national legislation.

This problem is also relevant for our country, because our legal doctrine recognizes the primacy of international law, which is enshrined in part 4 of article 15 of the Constitution of the Russian Federation.

Ключевые слова: внешняя торговля, внешнеэкономическая деятельность, законодательное регулирование, международные экономические отношения.

Keywords: foreign trade, foreign economic activity, legislative regulation, international economic relations.

Большинство современных стран мира придерживаются нормативистской теории права, разработанной австрийско-немецким юристом и философом, теоретиком права Гансом Кельзеном. Согласно этой теории строение правовой системы государства имеет пирамидальную структуру в которой каждая норма подчиняется вышестоящей, а на вершине этой пирамиды (главная норма) - находится конституция.

В Конституции РФ, как нормативно-правовом акте, имеющем наивысшую юридическую силу на территории нашей страны содержатся, в том числе, и нормы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, к таким нормам в настоящее время относятся:

• Верховенство международного права;

• Совместное ведение РФ и субъектов РФ по вопросам внешнеэкономических связей РФ;

• Определение внутренней и внешней политики Президентом РФ;

• Принятие Государственной думой и ратификация Советом Федерации;

• Осуществление внешней политики Правительством РФ.

Анализ верховенства международного права над национальным законодательством РФ в настоящее время актуально, как никогда, в виду вносимых изменений, согласно которым вполне возможно в скором будущем наша страна сможет обрести большую независимость и суверенитет в т.ч. и в вопросах внешнеэкономической деятельности, что, на наш взгляд, позволит занять РФ более устойчивую и жёсткую позицию в переговорах с зарубежными партнёрами.

Согласно ФКЗ «О правительстве РФ» Правительство РФ разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества. Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти РФ. До недавнего времени структура федеральных органов исполнительной власти была определена Указом Президента РФ от 15.05.2018 №215.

Данный Указ утратил свою силу с принятием новой структуры, которая была закреплена Указом Президента РФ от 21.01.2020 №21.

Сейчас в нынешней структуре федеральных органов исполнительной власти регулированием внешнеэкономической деятельности РФ с разным уровнем компетенции занимаются следующие министерства и службы, находящиеся в подчинении у Правительства РФ напрямую или через компетентные министерства:

1) Министерство промышленности и торговли РФ;

• Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;

2) Министерство финансов РФ;

• Федеральная налоговая служба;

• Федеральная пробирная палата;

• Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка;

• Федеральная таможенная служба;

3) Министерство экономического развития РФ;

• Федеральная служба по аккредитации;

4) Федеральная антимонопольная служба;

5) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Отечественные нормативно-правовые акты по форме построения можно разделить на два вида: кодифицированные (например, ГК РФ, УК РФ) и некодифицированные (ФКЗ, ФЗ, Законы РФ), которые равны по своей

юридической силе de facto, но, при этом в каждом кодексе указано, что принимаемые федеральные законы, регулирующие сходные общественные отношения с ним, не могут противоречить данному кодексу, таким образом, мы можем сделать вывод, что в российской правовой системе, кодифицированные нормативно-правовые акты de jure имеют большую юридическую силу.

К кодифицированным нормативно-правовым актам, регулирующим внешнеэкономическую деятельность РФ можно отнести:

1) Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза;

Является аннотацией к ТкЕЭС, состоит из 6 статей, определяющих вступление его в силу, порядок изменений и разрешения споров, а также перечень международных договоров, прекращающих своё действие в связи с вступлением в силу данного НПА.

2) Таможенный кодекс Евразийского экономического союза;

Например, определяет таможенные платежи, специальные антидемпинговые, компенсационные выплаты, таможенные операции и лиц, уполномоченных их совершать, виды таможенных процедур, проведение таможенного контроля и др.

3) Гражданский кодекс РФ (часть 3);

Например, определяет гражданские правоотношения с участием иностранных лиц или гражданско-правовые отношения, осложненные иным иностранным элементом и др.

4) Налоговый кодекс РФ (часть первая);

Например, определяет налоговых резидентов РФ, критерии признания контролируемых зарубежных компаний, и выполнение субъектами экономической деятельности международных договоров РФ. Устраняет двойное налогообложение по отношению к гражданам и юридическим лицам, ставки применяемых налогов и сборов, налогообложение зарубежных организаций, определяет для российских организаций порядок возмещения НДС за экспорт.

5) Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ;

Например, определяет подсудность споров с участием иностранных физических и юридических лиц,

признания и исполнения решений иностранных судов, и производства по делам с участием иностранных государств, и др.

6) Кодекс торгового мореплавания РФ;

Например, определяет регулирование отношений, возникающих из торгового мореплавания, порядка идентификации, классификации и регистрации судов, принадлежности затонувшего имущества, правил перевозок по морским линиям и требований к договорам морских перевозок грузов и пассажиров, и др.

7) Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Например, определяет административную ответственность физических и юридических лиц за правонарушения в области валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования, и за нарушения таможенных правил.

Анализируя кодифицированные нормативно-правовые акты, рассмотренные нами выше, мы считаем верным отметить, что нормы регулирующие внешнеэкономическую деятельность РФ, закреплённые в них, применимы в очень частных случаях и не способны применяться ко всему объёму внешнеэкономических отношений, но, не смотря на узкое регулирование, их нельзя упускать из виду, поскольку в таком случае правовое регулирование будет неполным.

Нормативно-правовые акты регулирующие отдельные отношения, относящиеся к внешнеэкономической деятельности РФ характеризуются широким многообразием, основным из них нам кажется верным назвать ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ который пришёл на смену своему предшественнику ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.1995 № 157-ФЗ.

Уже судя из разницы в названий указанных федеральных законов, мы можем увидеть явное различие в общественных отношениях, регулируемых данными НПА. Так, судя по первым статьям рассматриваемых ФЗ, определяющих их цели, мы считаем, что ФЗ №157-ФЗ был более консервативен, нежели его преемник, так, например, он приоритетной целью ставил защиту экономического суверенитета РФ и обеспечение экономической безопасности РФ, в то время, как ФЗ №164-ФЗ в основе своей имеет определение основ регулирования государством внешнеэкономической деятельности. Нам думается, что такая разница подхода обусловлена разницей духа времени, в который они были приняты. Так в 1995 году РФ только-только вступила на путь экономических реформ и в стране ещё не понимали до конца как управлять рыночной экономикой, поскольку до этого страна находилась более 65 лет в условиях командной экономики.

ФЗ №164-ФЗ в статье 4 определил 13 основных принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, из которых в настоящее время действуют 12, что, учитывая количество изменений, которое претерпевают федеральные законы за 17 лет, несомненно свидетельствует о твёрдой позиции РФ в внешнеторговой деятельности.

Кроме принципов данный ФЗ определил перечень полномочий органов исполнительной власти в области внешнеторговой деятельности, при этом чётко ограничив соответствующие перечни полномочий, сделав этот перечень закрытым. Определил круг субъектов внешнеэкономической деятельности и основные положения, и виды государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Так же рассматриваемый ФЗ устанавливает регулирование в области торговли услугами, интеллектуальной собственностью, бартерных сделок, содействие и контроль внешнеторговой деятельности.

Следующими крупными нормативно-правовыми актами, регулирующими общественные отношения в области внешнеэкономической деятельности являются сразу два федеральных закона о таможенном регулировании:

1) ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № 311 -ФЗ;

2) ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ.

Большинство норм, закреплённых в структуре ФЗ №311-ФЗ утратили силу с принятием ФЗ №289-ФЗ, ФЗ №311-ФЗ оскудел настолько, что из 325 изначальных статей, присутствующих в нём, действующими осталось лишь 13(!).

Анализ этих норм позволяет сделать вывод, что они представляют собой гипотетический характер, в своей совокупности составляя негласную общую часть таможенного регулирования.

Что же касается ФЗ №289-ФЗ, то помимо основных положений, составляющих общую часть, он включает в себя так же: основные положения об экспорте и импорте, классификацию товаров, определение происхождения товаров, определение таможенной стоимости товаров, виды таможенных платежей и компенсационных пошлин, виды таможенных операций и их субъектов, виды таможенных процедур, особенности перемещения товаров через границу со странами ЕврАзЭС, порядок проведения таможенного контроля, систему таможенных органов и виды деятельностей в сфере таможенного дела.

Продолжая анализировать нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения в области таможенного дела считаем необходимым отметить ныне действующий один из старейших законов Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 №2 5003-1, определяющий порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, случаи освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза, а также особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот.

Следующие нормативно-правовые акты, интересные нам в рамках рассматриваемого вопроса представляют собой регуляторы сходных экономических отношений - экспорта и импорта:

1) ФЗ «Об экспортном контроле» от 18.07.1999 № 183-ФЗ;

Устанавливающий принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти РФ в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности.

2) ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 08.12.2003 № 165-ФЗ.

Устанавливающий защиту экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию РФ и порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров.

В российском законодательстве присутствует целая группа федеральных законов, которые регулируют общественные отношения в области привлечения иностранных инвестиций в РФ, к таковым, например, относятся:

1) ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 № 225-ФЗ ;

2) ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ;

4) ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» от 29.04.2008 № 57-ФЗ.

Указанные выше нормативно-правовые акты регулируют большую группу общественных отношений, которые возникают при инвестировании, при этом, учитывая большой объём и разнообразие этих отношений, каждый из указанных федеральных законов регулируют свою узкоспециализированную область. Учитывая это, кажется целесообразным создание в российском законодательстве единого кодифицированного нормативно-правового акта Инвестиционного кодекса.

Выше было отмечено, что вопросы внешнеэкономических связей РФ находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В связи с этой конституционной нормой, для её раскрытия в РФ действует ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 04.01.1999 № 4-ФЗ . Данный федеральный закон содержит правовые гарантии обеспечения прав и законных интересов субъектов РФ при установлении и развитии международных и внешнеэкономических связей.

Необходимо отметить ещё один из законов, который достался РФ от РСФСР, а именно Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 07.07.1993 № 5338-1, который устанавливает положения об арбитраже, содержащиеся в международных договорах РФ, а также в типовом законе, принятом в 1985 году Комиссией ООН по праву международной торговли, одобренном Генеральной Ассамблеей ООН для возможного использования государствами в своем законодательстве.

Подводя итог анализу отечественных нормативно-правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность РФ, мы считаем нужным отметить, что действующее законодательство весьма объемно и представлено большим количеством федеральных законов, Указов Президента и Постановлений Правительства. Такое обилие нормативно-правовых актов не может не отразиться негативно на правоприменительной практике. На наш взгляд законодателю необходимо унифицировать регулирование изучаемых нами общественных отношений.

В международном законодательстве нет единой структуры нормативно-правовых актов, поскольку каждый документ узко регламентирует общественные отношения для определённого круга субъектов. Чтобы стать стороной международного договора страна, желающая этого, должна ратифицировать его на национальном уровне. Таким образом страны, являющиеся сторонами одного договора совсем не обязательно будут сторонами договора по другим общественным отношениям.

В международном праве есть несколько вариантов классификации договоров:

• По кругу субъектов;

• По возможности присоединения других субъектов;

• По объекту;

• По форме;

• По времени действия;

• По пространству действия.

Таким образом, на наш взгляд думается правильным классифицировать международные договоры по внешнеэкономической деятельности по следующему образу:

1) Многосторонние международные договоры;

2) Двухсторонние международные договоры;

3) Обычаи.

Так к первой категории можно отнести многочисленные конвенции ООН, возглавив ими список многосторонних международных актов, поскольку на данный момент ООН является самой многочисленной и самой старой международной организацией:

• Хартия экономических прав и обязанностей государств;

• Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров;

• Конвенция ООН о признании и исполнении иностранных арбитражных решений;

• Конвенцию ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях;

При этом мы в этой работе выделили далеко не все конвенции ООН, регулирующие международную

экономическую деятельность. На наш взгляд это четыре основные в которых РФ принимает участие, при этом в мире действуют иные конвенции ООН, которые РФ не ратифицировала.

Второе по значимости международное объединение, на наш взгляд, для РФ, учитывая историческое развитие её экономических отношений на различных этапах, - это Союз Независимых Государств.

К значимым международным договорам заключённых в рамках СНГ, регулирующих международную экономическую деятельность, на наш взгляд, можно отнести:

• Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятель-

ности;

ловным делам; ности;

Соглашение о порядке транзита; Конвенция о защите прав инвесторов; О создании Экономического союза;

Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уго-Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятель-

К важным источникам правовой системы, регулирующим внешнеэкономические отношения, относятся двусторонние договоры, которые заключаются между двумя государствами. Такие договоры устанавливают режим, который применяется при торговле между РФ и иностранным партнёром, например:

• Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь «О свободной торговле»;

• Соглашение между Правительством РФ и Правительством США о содействии капиталовложениям;

Подобные соглашения были заключены с Польшей, Венгрией, Румынией и др.

По итогам анализа правового поля в сфере можно сделать вывод, что рассмотренные нормативно-правовые акты, присутствуют на всех уровнях иерархической структуры (международные акты, Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, законы субъектов РФ). Подобное разнообразие и разрозненность законов, замедляет скорость работы законодательной ветви власти и не может не сказаться на качестве работы исполнительных органов и правоприменения.

Сложность в восприятии рассматриваемых нормативно-правовых актов усугубляется ещё и тем обстоятельством, что рассматриваемые отношения являются межотраслевыми, и сочетают в себе положения как норм, так и доктрин из различных отраслей права.

Учитывая важность успешной внешнеторговой деятельности РФ, для повышения её качества, законодателю необходимо структурировать обозначенный массив,

ВУЗах на экономических направлениях дисциплину «Правовое регулирование экономической деятельности» преподавать не на первом курсе, а на втором, параллельно с дисциплиной «Мировая экономика и международные экономические отношения», причем включить в Программу дисциплины раздел «Законодательство в сфере международных экономических отношений» Это позволит дать студентам углублённые знания в области законов, регулирующих внешнюю торговлю и внешнеэкономическую деятельность РФ в целом.

Источники:

1. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeun-ion.org/, 12.04.2017.

3. Конвенция о защите прав инвестора (заключена в г. Москве 28.03.1997) // Вестник ВАС РФ. № 8. 1997.

4. Хартия экономических прав и обязанностей государств (Принята 12.12.1974 Резолюцией 3281 (XXIX) на 2315-ом пленарном заседании 29-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 135 - 145.

5. Конвенция Организации Объединенных Наций о международных переводных векселях и международных простых векселях (Заключена в г. Нью-Йорке 09.12.1988) // Международное частное право в документах. Сборник нормативных актов. Т. I.- М.: Юристъ, 1996. С. 66 - 101.

6. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в г. Минске 22.01.1993) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1472.

7. Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Заключена в г. Вене 11.04.1980) // Вестник ВАС РФ. № 1. 1994.

References:

1. Agreement on the Customs code of the Eurasian economic Union / / Official website of the Eurasian economic Union http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.

2. Customs code of the Eurasian economic Union (Appendix No. 1 to the Agreement on the Customs code of the Eurasian economic Union) / / Official website of the Eurasian economic Union http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.

3. Convention on protection of investor's rights (concluded in Moscow on 28.03.1997) // The Bulletin YOU the Russian Federation. No. 8. 1997.

4. The Charter of economic rights and obligations of States (Adopted 12.12.1974 by Resolution 3281 (XXIX) at the 2315th plenary session of the 29th session of the UN General Assembly) / / Current international law. Vol. 3.-Moscow: Moscow independent Institute of international law, 1997.P. 135-145.

5. United Nations Convention on international bills of exchange and international promissory notes (Concluded in new York on 09.12.1988) / / private International law in documents. Collection of normative acts. T. I.-M.: Yurist, 1996. Pp. 66-101.

6. Convention on legal assistance and legal relations in civil, family and criminal cases (Concluded in Minsk on 22.01.1993) / / Collection of legislation of the Russian Federation. 1995. no. 17. St.1472.

7. United Nations Convention on contracts for the international sale of goods (Concluded in Vienna on 11.04.1980) // The Bulletin YOU the Russian Federation. No. 1. 1994.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10260

Р.А. Марков - аспирант кафедры менеджмента и государственного управления, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, myuvor01@mail.ru,

R.A. Markov - Postgraduate Student, Department of Management and Public Administration, Central Russian Institute of Management - Branch of RANEPA.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИИ CURRENT STATE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN RUSSIA

Аннотация. В современных условиях неотъемлемой частью повседневной жизни общества стали коммуникации и поиск информации с помощью сети «Интернет». Информационные технологии расширяют возможности для повышения эффективности бизнеса, качества государственного управления и условий жизни граждан. Спектр применения ИКТ весьма широк, данная сфера обладает высоким потенциалом для интенсивного развития. ИКТ выступают платформой инновационного роста, трансформации общества и основой формирования нового типа экономики. В статье анализируется современное состояние сферы информационно-коммуникационных технологий в России, проводится сопоставление с другими государствами. Акцентируется внимание на значимости ИКТ для бизнеса, расширении мер государственной поддержки данной сферы. Эффективным инструментом развития ИТ - отрасли, успешно зарекомендовавшим себя на практике, является формирование кластер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.