Список литературы
1. Буданов В.Г. Методологические принципы синергетики // Новое в синергетике. Новая реальность, новые проблемы, новое поколение / Под ред. Г.Г. Малинецкого. - М.: Наука, 2007. - С. 311-331.
2. Давша Т., Епштейн М. Дж., Шелтон Р. Працююча шноващя: Як управляти нею, вимiрювати И та здобувати з нею вигоду / Пер. з англ.; за ред. Т.Ф. Козицько!. - Дншропетровськ: Баланс Бiзнес Букс, 2007. -320 с.
3. Довгаль О. А., Довгаль Г. В. Глобальний iнновацiйний простiр: передумови, специфiка й iнструменти формування // Проблеми економши. 2017. №1. С. 15-20.
4. Довгаль О. А., Довгаль Г. В. 1нновацшна економша. - Харшв, ХНУ iменi В. Н. Каразша, 2015. - 148 с.
5. Инновационная культура как фактор развития международного бизнеса / Е. А. Довгаль, Ю. Н. Панкова. - Наукоемкие технологии и инновации (XXII научные чтения) : междунар. научно-практ. конф., 67 окт. 2016 г. - Белгород : БГТУ им. В.Г. Шухова, 2016. - Ч.. 12. Социальные и гуманитарные исследования в техническом вузе. - С. 340-344.
6. Перес Ш. Полтгачш та економiчнi виклики в епоху глобалiзацil. Лекщя Президента держави 1зра1ль Шимона Переса. - К.: Фонд «Ефективне управшння», 25 листопада 2010 р. - 63 с.
7. Шумпетер Й. Капитализм, Социализм и Демократия: [Пер. с англ.] / Предисл. и общ. ред. В.С. Автономова. - М.: Экономика, 1995. - 540 с.
8. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века [Международный ин-т П. Сорокина - Н. Кондратьева]. - М.: ЗАО «Издательство "Экономика"», 2004. - 444 с.
9. Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotetechnology? Informatuiom Technology and Cognitive Science / Ed. By M. Roco, W. Bainbridge. Arlington, 2004. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/621/47/.
Кузьменко Н.И., Лунева Н.А.
ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ РФ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: страна, регион, приграничный регион, сотрудничество, стратегия, дотации.
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы функционирования приграничных регионов в России, выявляются
проблемные места данных субъектов, а также возможные перспективы развития.
Keywords: country, region, border region, cooperation, strategy, subsidies.
Abstract: The article examines the problems of the functioning of border regions in Russia, identifies the problem areas of these subjects, as well as possible development prospects.
Как известно, Россия самая большая в мире страна, следовательно, границы у этой страны огромны - более 60 тыс.км. Российская Федерация граничит с 16 странами, таким образом, она занимает первое место по количеству стран-соседей. После распада СССР большинство регионов РФ стали приграничными. Такие территории находятся достаточно далеко от центра страны, они вынуждены обеспечивать и развивать себя самостоятельно, конечно, все равно не без поддержки остальных регионов. Но именно эти субъекты Российской Федерации сталкиваются с такими проблемами, которые не характерны для других регионов. Например, национальная безопасность России, конкурентоспособность экономики приграничных регионов и так далее.
Для начала необходимо ввести понятие «приграничный регион». Наиболее полное понятие дает Л.Б. Вардомский, который считает, что «приграничные регионы - это территории, примыкающие к сухопутной границе, либо к пограничным или территориальным водам, по которым проходит линия разграничения территории государства; содержащие участок приграничной зоны». В это же время А.Г. Гранберг отмечает, что в приграничный регион входит территория, которая испытывает существенное влияние государственной границы. Также он делает акцент на то, что совершенно нет нужды разрабатывать определенный план для развития всего приграничного региона из-за того, что большая часть субъекта не испытывает влияния сопредельных стран, а «... проблемы регулирования развития приграничья в основном должны решаться на более низких уровнях таксономии.». Известно, что в решении Совета глав правительств при Межгосударственном совете стран СНГ приграничный регион представлен как «.регион в пределах административных или иных государственных территориальных образований, административно-территориальные границы которого совпадают с линией государственной границы государств -участников настоящего Соглашения» [4].
В основном негативное влияние на развитие приграничных регионов оказывают: политическая обстановка, разница в развитии экономики и отдаленность культур. Для решения всех этих проблем необходимо приграничным регионам сотрудничать с другими субъектами РФ [3]. Безусловно, следует разобрать все проблемы более подробно. Так, например, плохая политическая обстановка несет за собой дисбаланс в системе национальной безопасности всей страны. Малоэффективные экономические реформы, политическая нестабильность, резкое снижение уровня жизни населения, все это и многое другое продолжает ухудшать национальную безопасность страны. Особенно ярко это заметно в приграничных регионах, так как видимость жизни в других странах существенно обостряет ситуацию.
С одной стороны, сотрудничество с развитыми странами дает приграничным регионам преимущество [1], но, с другой стороны, из-за этого возникает немало проблем, связанные с конкурентоспособностью региональной экономики, предотвращением контрабанды и так далее [2]. Но основная проблема заключается в перевозке необходимых товаров, так как таможенный кодекс многое ограничивает. Из-за удаленности приграничных регионов от центральной части России большинство таких субъектов РФ являются дотационными районами. Известно, что всего лишь чуть меньше четверти приграничных регионов являются регионами-донорами. Это говорит о разном уровне развития экономики на различных территориях страны. Отдаленность культур влечет за собой политические разногласия в стране. Россия - многонациональное государство. Следовательно, необходимо учитывать каждую этническую принадлежность, чтобы не было никаких непредвиденных последствий. Для решения всех этих проблем приграничным регионам было бы логичнее и экономичнее сотрудничать по большей степени со странами - соседями, чем с другими дальними регионами своей страны [5-6].
Проблемы приграничных регионов рассмотрим на примере Амурской области. Этот регион граничит с Китаем. Данный субъект сотрудничает с этой страной. По данным Благовещенской таможни внешнеторговый оборот региона за девять месяцев 2016 года составил 289,4 млн. долл. США, в том числе экспорт - 162,7 млн. долл. США (снижение на 16% относительно аналогичного периода 2015 года) и импорт - 126,8 млн. долл. США (увеличение на 20,7 %). Экспортные поставки товаров осуществлялись в 16 стран, при этом основной объем пришелся на Китай (83,4 % экспорта) и Ирландию (15,4%). Импортные торговые операции проводились с 39 государствами, из которых
наиболее существенный вклад в общий объем внесли КНР (73,1 %) и США (19,3 %). Основное сотрудничество с Китаем заключается в привлечении инвесторов, которое способствует совершенствованию трансграничной транспортной инфраструктуры, оптимизации работы международных пунктов пропуска.
Амурская область все еще является одним из проблемных регионов Дальнего Востока. О сохранении негативных тенденций свидетельствует большинство социально-экономических показателей региона. В частности, промышленность Амурской области пережила заметный спад - на 8,3%. Немногим лучше было положение дел в сельском хозяйстве, имеющем большое значение для региона и немалой части его населения: здесь спад составил 2,2%. Отрицательная динамика отмечалась в строительном секторе, где снижение объемов строительных работ достигло 4,1%. Тем самым кризисные процессы не обошли Амурскую область стороной, и ее экономика оказалась уязвимой. Лишь небольшой рост инвестиций (на 1,8%, за январь-сентябрь 2016 г.) позволяет говорить о том, что в области все-таки намечаются перспективы развития, и об этом же свидетельствует постепенный запуск масштабных проектов, способных в будущем изменить экономический профиль региона. Именно это и является основной проблемой функционирования приграничных регионов.
Для того, чтобы стабилизировать ситуацию в Амурской области, необходимо постоянно поддерживать связь с Китаем, привлекать все больше инвестиций. Так, например, в городе Свободный в Амурской области собираются строить газохимический и газоперерабатывающий комплекс. Эта идея привлечет огромное количество инвестиций и большие налоговые поступления, что поднимет экономику этой области.
В Амурской области планируют строить мост, который будет соединять Россию и Китай. Эта идея очень важна для приграничного сотрудничества и развития туризма. Это будет очень большим прорывом для развития транспортных связей между Россией и Китаем.
Амурская область не получает достаточной финансовой помощи из центра. За счет роста собственных доходов и жесткой экономии ей немного удалось выправить финансово-бюджетную ситуацию, однако ни экономического роста, ни улучшения социальной ситуации в регионе так и не наблюдается. Постепенно идет реализация крупных инвестиционных проектов, и намечаются новые (некоторые из которых имеют, впрочем, сомнительный характер). Пока же регион
вынужден справляться с текущими проблемами, но и в политико-управленческой сфере ситуация остается противоречивой.
Таким образом, такая ситуация наблюдается не только в Амурской области, но и в остальных приграничных регионах. Это все обусловлено отдаленностью от центра. Необходимо искать помощь своих соседей, что позволит выйти на новый уровень развития.
Список литературы
1. Зубков С.А., Панов А.И.Сотрудничество России со странами СНГ в области транспортной политики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2014. № 2. С. 135-141.
2. Ергунова О.Т. Механизм влияния маркетинга на региональную экономику // Регионология. 2010. № 4. С. 107-110.
3. Кузьменко Н.И., Саликов Ю.А. К вопросу о факторах экономической безопасности в стратегиях развития регионов / Н.И. Кузьменко, Ю.А. Саликов В сборнике: Материалы XIX отчетной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава под редакцией С.Л. Иголкина. 2016. С. 39-43.
4. Зубков С.А., Панов А.И.Сотрудничество России со странами СНГ в области транспортной политики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2014. № 2. С. 135-141.
5. Березняк И.С., Бешенкова В.И. Сравнительный анализ демографического потенциала, как одного из факторов социально -экономического развития, Смоленской области и сопредельных с ней областей // Товарный менеджмент: экономический, логистический и маркетинговый аспекты 2016. С. 35-39.
6. Плахин А.Е., Коковихин А.Ю., Огородникова Е.С., Суслов С.А. Оценка влияния инфраструктурных проектов на развитие территории // Вестник НГИЭИ. 2017. № 11 (78). С. 139-147.
Нуждин Р.В., Лопатина П.А.
ОЦЕНКА ФАКТОРОВ И УСЛОВИЙ МЕНЕДЖМЕНТА РАЗВИТИЯ СВЕКЛОСАХАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Воронежский государственный университет инженерных технологий
Ключевые слова: оценка; факторы; условия; свеклосахарное производство; классификация; развитие; экономическая деятельность; импортозамещение.