Научная статья на тему 'Проблемы функционирования предприятий сферы жкх в период реформы'

Проблемы функционирования предприятий сферы жкх в период реформы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1264
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ТАРИФЫ / УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДОГОВОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиев Джамалудин Адарович

В статье дается авторская оценка ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Особое внимание уделяется анализу отраслевых особенностей функционирования предприятий ЖКХ. Автор статьи обращает внимание на то, что, несмотря на продолжительное время с момента начала реформы в сфере ЖКХ многие проблемы далеки от их разрешения. Необходимо развитие конкуренции среди управляющих компаний. Только реально действующие частные компании, конкурируя между собой, смогут найти оптимальный баланс между интересами бизнеса в получении прибыли и потребностями населения в обеспеченности качественными коммунальными услугами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алиев Джамалудин Адарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems in the functioning of enterprises in the sphere of housing and communal services reform period

The article presents the author's assessment of the situation in the sphere of housing and communal services. Special attention is paid to the analysis of the functioning of industrial utility companies. The author draws attention to the fact that, despite the long time since the start of reforms in the housing sector, many problems are far from resolving them. Need to promote competition among asset managers. Only the real actions of private companies competing with each other, will be able to find the optimal balance between the interests of business to make a profit and the needs of the population in the provision of high quality public services.

Текст научной работы на тему «Проблемы функционирования предприятий сферы жкх в период реформы»

11.2. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ ЖКХ В ПЕРИОД РЕФОРМЫ

Алиев Джамалудин Адарович, аспирант. Государственный Университет Министерства

финансов Российской Федерации

aliev13@gmail. com

Аннотация: в статье дается авторская оценка ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Особое внимание уделяется анализу отраслевых особенностей функционирования предприятий ЖКХ. Автор статьи обращает внимание на то, что, несмотря на продолжительное время с момента начала реформы в сфере ЖКХ многие проблемы далеки от их разрешения. Необходимо развитие конкуренции среди управляющих компаний. Только реально действующие частные компании, конкурируя между собой, смогут найти оптимальный баланс между интересами бизнеса в получении прибыли и потребностями населения в обеспеченности качественными коммунальными услугами.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, тарифы, управляющая организация, договор

PROBLEMS IN THE FUNCTIONING OF ENTERPRISES IN THE SPHERE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES REFORM PERIOD

Aliyev Dzhamaludin Adarovich, graduate. State University of the Ministry of Finance of the Russian Federation

aliev13@gmail. com

Annotation: the article presents the author's assessment of the situation in the sphere of housing and communal services. Special attention is paid to the analysis of the functioning of industrial utility companies. The author draws attention to the fact that, despite the long time since the start of reforms in the housing sector, many problems are far from resolving them. Need to promote competition among asset managers. Only the real actions of private companies competing with each other, will be able to find the optimal balance between the interests of business to make a profit and the needs of the population in the provision of high quality public services.

Keywords: housing and communal services, tariffs, the management company, the contract

В последние годы проблемы, связанные с функционированием ЖКХ, стали объектом всестороннего пристального внимания, однако серьезных позитивных изменений в этой сфере к настоящему времени не произошло. Более того, наблюдается ухудшение как технического, так и финансового положения этого многоотраслевого комплекса. ЖКХ по-прежнему характеризуется отсутствием эффективных экономических отношений и низким качеством предоставляемых услуг. Высокая степень износа основных фондов, тяжелая финансовая ситуация на предприятиях ЖКХ, не до конца прозрачные правила бизнеса делают отрасль непривлекательной для инвесторов [1].

Наше общество постоянно преобразуется и развивается. С течением времени мы прощаемся с постсоветским прошлым и все больше переходим на рыночные рельсы экономического развития. Предоставление многочисленных льгот разным категориям граждан, низкие цены на коммунальные и сопутствующие услуги - все это остается в прошлом. И как результат - постоянно изменяющиеся обязанности и, что

самое главное для потребителей, то есть простых граждан, изменяющиеся права. Это касается и такой важной отрасли экономики, а главное - для каждого из нас, как жилищно-коммунальное хозяйство, сокращенно ЖКХ. В Российской Федерации пользуются коммунальными услугами все. Разумеется, качество жилья и предоставляемых коммунальных услуг различны не только от региона к региону России, но и в соседних городах и районах. И если, например, жители ряда регионов уже, к сожалению, привыкли к недостаткам в отопительной системе в суровые зимние периоды, то для жителей Москвы даже такие единичные случаи могли бы оказаться неприятным сюрпризом.

Причины кризиса отрасли ЖКХ понятны: низкие

инвестиции в коммунальное хозяйство, устаревшие инженерные сети, энергосистемы, требующие капитального ремонта или даже полной замены, устаревший жилой фонд, недостаток государственного бюджетного финансирования, убыточность отрасли. Единственным способом преодоления кризиса, как считают официальные власти, является изменение системы финансирования, то есть переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищнокоммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания. Среди основных способов выхода из кризиса отрасли ЖКХ можно назвать совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве и переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием и выполняющих проектностроительные работы [5].

В настоящее время, жилищно-коммунальное хозяйство

- это многофункциональный комплекс, который включает в себя взаимозависимые, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сфер. Производственная структура ЖКХ в настоящее время интегрирует более 30 видов деятельности, ведущие из которых жилищное хозяйство, теплоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод. Жилищнокоммунальное хозяйство - одна из крупнейших отраслей экономики, которая в настоящее время находится в сложной ситуации из-за недоверительных отношений сторон.

По современному российскому законодательству, участниками ЖКХ считаются собственник или наниматель жилого помещения. В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования. Он несет бремя содержания жилого помещения, обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма осуществляет права

Алиев Д. А.

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ ЖКХ В ПЕРИОД РЕФОРМЫ

пользования и распоряжения жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования. Он, как и собственник жилого помещения, обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, соблюдать правила пользования жилыми помещениями. Собственники и наниматели жилых помещений имеют право на качественные коммунальные услуги и ресурсы, но, со своей стороны, обязаны своевременно их оплачивать [4].

Управляющая компания - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, которые

осуществляют управление многоквартирным домом на основании результатов конкурса. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Управляющие компании имеют право на финансовое вознаграждение за свою работу [5].

Поставщики ресурсов отвечают за поставку ресурса в соответствии с договором ресурсоснабжения, заключенным с управляющими компаниями на вводе в жилое здание. Они обязаны соблюдать условия договора энергоснабжения и имеют право на соответствующее финансовое вознаграждение со стороны управляющих компаний.

Органы государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органы местного самоуправления, одним словом -органы власти. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом, органы власти совместно отвечают за соблюдение субъектами ЖКХ установленных российским законодательством норм. Они создают условия, которые стимулируют существование эффективного ЖКХ [4].

При наличии ряда общих родовых признаков с другими отраслями социально-экономического характера, жилищно-коммунальные услуги имеют видовое

своеобразие, т.к. непосредственно связаны с воспроизводством жилищного фонда, который в значительной мере определяет ход экономических, социальных, демографических и политических процессов. ЖКХ, являясь одной из важнейших отраслей

обслуживания, представляет собой наиболее крупную часть народного хозяйства, основой его развития является рост населенных пунктов и потребности населения в услугах жилищно-коммунального хозяйства. В настоящее время в системе ЖКХ действует более 50 тыс. предприятий, в том числе 10 тыс. муниципальных и государственных, в отрасли занято около 4 млн. чел. Однако, несмотря на рост объемов услуг, работ и продукции, произведенных в отрасли, многие предприятия явля ются убыточными.

Согласно проведенным исследованиям, жилищно-

коммунальное хозяйство имеет ряд особенностей, которые отличают его от других отраслей. Так, специфическими чертами отрасли являются следующие:

[5]

- местный характер деятельности жилищнокоммунальных предприятий, потребителями продукции (услуг) которых являются, прежде всего, население, а

также расположенные на нем предприятия промышленности, транспорта и др.;

- процессы производства и потребления продукции (услуг) в жилищно-коммунальном хозяйстве неразрывно связаны с другими отраслями, эта продукция не может накапливаться для последующей реализации;

- предприятия жилищно-коммунального хозяйства должны быть готовы отпустить столько продукции и реализовать столько услуг, сколько их требуется в каждый конкретный момент времени;

- нецелесообразность предоставления коммунальной

продукции сверх оптимального предела, определяемого численностью населения, размерами территории и

особенностями ее планировки, своеобразием климатических условий, степенью развития градообразующей и градообслуживающих сфер;

- наличие резерва мощностей коммунальных

предприятий, связанных с их ориентацией на

максимальный уровень потребления услуг;

- независимость численности основного

эксплуатационного персонала непосредственно от объема производимой коммунальной продукции, что связано с выполнением работ по обслуживанию машин и

оборудования, а также количеством дежурного персонала;

- отличная от других отраслей структура основных фондов, при которой удельный вес пассивной части в 2 раза выше, чем на промышленных предприятиях;

- особенная структура затрат на производство коммунальных услуг, при которой основными затратами являются расходы на энергоносители;

- многоотраслевой (более 30 отраслей) характер;

- высокая доля муниципальной собственности на земельные участки, водные и лесные ресурсы, жилой и нежилой фонды;

- конечным потребителем услуг являются домохозяйства, коммерческие и некоммерческие организации, органы власти [7].

Основная цель муниципальной политики в сфере ЖКХ состоит в том, чтобы установить разумный баланс между интересами всех сторон, связанных с производством, потреблением и регулированием коммунального комплекса. Заинтересованными сторонами являются потребители коммунальных услуг (население, бюджетные и коммерческие организации), поставщики коммунальных услуг - субъекты конкурентных и монопольных рынков, а также управляющие организации и возможные сособственники коммунального предприятия, т.е. представители бизнеса, работники коммунальных предприятий, органы регулирования федерального, регионального и муниципального уровня, муниципалитеты как номинальные собственники имущества предприятия, федеральные и местные выборные органы власти. Каждая из этих групп имеет свои краткосрочные и долгосрочные цели, отражающие векторы их интересов, различные как по направленности, так и по степени воздействия на деятельность коммунального предприятия.

Интересы бизнеса в коммунальном секторе связаны с входом на наиболее перспективные рынки коммунальных услуг. В коммунальном комплексе интересы бизнеса могут быть связаны только с выгодами долгосрочного периода. И предпосылки для таких надежд действительно существуют. Ряд предпосылок имеют общий характер, связаны с имманентными особенностями самой отрасли:

[6]

1. Главная привлекательность отрасли - естественная монополия на рынках коммунальных услуг, например услуг водоснабжения. Отсутствие конкуренции, а также новых технологий, которые могли бы привести к автономному производству водоканализационных услуг, гарантирует самые благоприятные условия для получения устойчивого дохода.

2. Преимуществом рынков коммунальных услуг является стабильность во времени: отрасль будет существовать вечно, объем спроса вполне предсказуем, услуги независимы от моды и не имеют заменителей.

3. Спрос на услуги низкоэластичен. Если повышение тарифов и приводит к сокращению объема потребления, то, как правило, не за счет реального уменьшения потребления услуг, а за счет более рационального отношения к услугам - ликвидации внутридомовых и внутриквартирных потерь.

4. Тарифное регулирование отрасли в той или иной форме может приводить к созданию сверхприбыли для фирм, возникающей в случае установления завышенной регулируемой цены на коммунальные услуги.

Такая ситуация вполне соответствуют интересам среднего и малого бизнеса, активное становление которых сегодня наблюдается в российском ЖКХ. Для выражения и отстаивания своих интересов среднему и малому бизнесу в ЖКХ необходима переговорная площадка, создание которой и предусматривается этими вариантами формирования муниципальной политики. При этом, для реализации комплекса мер по оздоровлению ситуации в сфере ЖКК недостаточно только муниципальных органов власти - главное место должно занимать понимание со стороны граждан, что только их воля, желание и участие позволят сдвинуть ситуацию с критической точки [3].

Таким образом, реформа жилищно-коммунального хозяйства, заложившая основу для развития конкуренции в сфере управления жилищным фондом в 1990-х годах, продолжается и в настоящее время. От того, насколько эффективной окажется ее реализация, зависят прежде всего интересы граждан, потребителей жилищнокоммунальных услуг.

Список литературы:

1. Гришина Е.Ю. Административно-правовое регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Проблемы и пути их решения "Административное право", 2009, N 1

2. Донцова Ю. Ох, уж это ЖКХ... "ЭЖ-Юрист", 2011, N 32

3. Лобода О. В., Баталова Е. В. Перспективы развития жилищного самоуправления в Приморском крае // Дискуссия. 2012. № 3 (21). С. 75-81.

4. Пономарева Н.Г. "Вы и ЖКХ: как защитить свои интересы?" "Омега-Л", 2008

5. Сапрыкин С.Ю. "Права потребителей в ЖКХ" "ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2008

6. Симанович Л.Н. Совершенствование законодательства в сфере взаимодействия субъектов жилищно-коммунального хозяйства "Семейное и жилищное право", 2009, N 6

7. Сугаипов М.Ю. Организационно-экономический механизм функционирования жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования на принципах предпринимательства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Великий Новгород, 2008.

Reference list:

1. Grishina E.Y. Administrative and legal régulation in the sphere of

housing and communal services. Problems and solutions

"Administrative Law", 2009, N 1

2. Dontsova Y. Oh, this utility ... "EJ-Lawyer", 2011, N 32

3. Loboda O.V., Batalov E.V. Outlook housing authorities in the

Primorsky Territory // Discussion. 2012. № 3 (21). Pp. 75-81.

4. Ponomareva N. 'You and utilities: how to protect their interests?" "Omega-L", 2008

5. Saprykin S.Y. "Consumer rights in housing," "GrossMedia", "ROSBUH", 2008

6. Simonovic L.N. Improvement of legislation in the field of interaction among housing and communal services "Family and Housing Law/', 2009, N 6

7. Sugaipov M. Organizational-economic mechanism of the housing and communal services municipality on the principles of entrepreneurship: Author. dis. ... Candidate. jurid. Science. Veliky Novgorod, 2008.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Алиева Д. А. «Проблемы функционирования предприятий сферы ЖКХ в период реформы»

Совершенствование сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) на основе законодательного регулирования - важнейший фактор развития экономических отношений. В связи с этим основная задача государства - отрегулировать процесс взаимодействия всех участников рынка услуг в сфере управления недвижимостью, установив при этом баланс интересов потребителей и исполнителей жилищно-коммунальных услуг, защитив жильцов от сомнительных управляющих компаний, а также интересы тех компаний, которые выполняют свои обязательства, от недобросовестных, демпингующих организаций, проникших на рынок ЖКХ. В тоже время, как справедливо указывается в статье, нерешенными остается ряд проблем, связанных со спецификой такого многоотраслевого комплекса, как ЖКХ

Автор статьи четко формулирует специфические особенности отрасли ЖКХ, обусловленные ее особенным положением в сфере социально-экономических услуг. Несмотря на широчайший спектр жилищно-коммунальных услуг, хозяйствующие субъекты не без доли опасения стремятся занять данный сегмент бизнес. Данное обстоятельство, по мнению автора, обусловлено такими причинами, как низкие инвестиции в коммунальное хозяйство, устаревшие инженерные сети, энергосистемы, требующие капитального ремонта или даже полной замены, устаревший жилой фонд, недостаток государственного бюджетного финансирования, убыточность отрасли. В таких условиях, не ограничиваясь, несомненно, назревшими изменениями системы финансирования ЖКХ, автор указывает на необходимость принятия и других мер, направленных на совершенствования системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Важной составляющей в развитии предприятий сферы ЖКХ наличие соответствующей институциональной базы. В связи с этим автор обращает внимание на сформированные в современном российской законодательстве понятия субъектов ЖКХ, к числу которых относятся собственник или наниматель жилого помещения, управляющая компания, поставщики ресурсов, а также органы власти. При этом особо подчеркивается, что несмотря на наличие ряда общих родовых признаков с другими отраслями социально-экономического характера, жилищно-коммунальные услуги имеют видовое своеобразие. Данное обстоятельство обусловлено их непосредственной связью с воспроизводством жилищного фонда, который в значительной мере определяет ход экономических, социальных, демографических и политических процессов. Данное обстоятельство, объективно обуславливает инвестиционную привлекательность жилищнокоммунального комплекса. Однако, как справедливо отмечает автор, в коммунальном комплексе интересы бизнеса связаны только с выгодами долгосрочного периода. Основываясь на специфических чертах рассматриваемой отрасли, автор четко выстраивает иерархию ее объективных преимуществ, относя к их числу такие составляющие, как естественная монополия на рынках коммунальных услуг (например, услуг водоснабжения), стабильность во времени, низкая эластичность спроса на коммунальные услуги, тарифное регулирование. При этом особое внимание обращается на привлекательность данного сектора экономики в силу перечисленных факторов для малого и среднего бизнеса

Давая общую оценку статье Алиева ДА, следует отметить, что ее содержание изложено логично и методологически выверено, подтверждается соответствующими ссылками на использованные законодательные акты и другие источники.

Статья в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам, и может быть рекомендована к публикации в научных журналах, в том числе в журналах из перечня ВАК.

К.э.н., зав.кафедрой «Менеджмент»

НОУ ВПО Тульский институт управления

и бизнеса им. Н.Д. Демидова

В. В. Яровова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.