Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РФ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА '

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РФ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджетные организации / управление / финансирование / субсидии / budget organizations / management / financing / subsidies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И.О. Залашков, В.Г. Акулич

Рассматривается вопрос о реализации мер государственной поддержки бюджетных организаций для создания системы управления, ориентированной на конечный результат с учетом международного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FUNCTIONING OF BUDGET ORGANIZATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION AND WAYS TO SOLVE THEM BASED ON INTERNATIONAL EXPERIENCE

The article deals with the implementation of state support measures for budget organizations to create a management system focused on the final result, taking into account international experience.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РФ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА »

УДК 351.72

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РФ

И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА

И. О. Залашков Научный руководитель - В. Г. Акулич*

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: akulichviktoriia@mail.ru

Рассматривается вопрос о реализации мер государственной поддержки бюджетных организаций для создания системы управления, ориентированной на конечный результат с учетом международного опыта.

Ключевые слова: бюджетные организации, управление, финансирование, субсидии.

PROBLEMS OF FUNCTIONING OF BUDGET ORGANIZATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION AND WAYS TO SOLVE THEM BASED ON INTERNATIONAL

EXPERIENCE

I. O. Zalashkov Scientific supervisor - V. G. Akulich

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology

31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

*

E-mail: akulichviktoriia@mail.ru

The article deals with the implementation of state support measures for budget organizations to create a management system focused on the final result, taking into account international experience.

Keywords: budget organizations, management, financing, subsidies.

Реализация реформы бюджетного процесса в области управления финансами вызывает необходимость научно обоснованных управленческих решений. Непосредственно управление, в данной ситуации, требуется рассматривать как процесс целенаправленного воздействия на специфические финансовые отношения, которые складываются на уровне государственных муниципальных учреждений, и соответствующие им объемы финансовых ресурсов с применением финансового инструментария и современных технологий, обеспечивающих финансовую устойчивость и финансовую независимость учреждений, оказывающих социальные услуги, в достижении их целей и задач функциональной и финансово-хозяйственной деятельности. [1].

Проблемы функционирования государственных (муниципальных) организаций на протяжении последних лет остаются не решенными. Рассмотрим наиболее типичные из них.

Во всех организациях, особенно государственного сектора сложилась система, при которой учреждение в своей деятельности работает с большим количеством документации. Это имеет парадоксальный характер: с одной стороны это необходимость для ведения финансово-экономического контроля, а с другой бюрократизирует и усложняет процессы в бюджетном учреждении. В том числе усложняется процесс обеспечения учреждения и

Секция «Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»

предоставление государственных и муниципальных услуг, составляющие государственное задание учреждения.

Сотрудники в большинстве случаев, вместо предоставления государственных услуг для граждан заняты разработкой большого количества документации.

Данная проблема может быть решена путем подключения всех учреждений государственного сектора к системе электронного документооборота, что может способствовать упрощению делопроизводства в бюджетных организациях.

Недостаток финансирования бюджетных учреждений обусловлен низким уровнем финансирования бюджетов разных уровней от федерального до местного. По этой причине происходит снижение уровня материально- технического обеспечения, низкий уровень оплаты кадрового состава и уменьшение числа квалифицированных специалистов, работающих в бюджетной сфере.

Вышеуказанная проблема появляется на фоне того, что финансирование происходит по вертикали бюджетов, при котором вышестоящие финансовые органы, являющиеся главными распорядителями доводят до своих подведомственных учреждений лимиты финансирования, не всегда учитывая их потребности, чаще исходя из затрат прошлых лет. В этом случае может возникнуть ситуация недостаточности лимитов. Денежные средства по итогу могут расходоваться неэффективно, и наносить ущерб государственному бюджету, тем самым ухудшая положение бюджетного учреждения [2].

В этой связи бюджетные учреждения начинают осуществлять рыночную деятельность, тем самым покрывая необходимые для учреждения расходы, средствами, получаемыми за счет оказание государственных и муниципальных услуг на платной основе. Основной проблемой финансирования бюджетных учреждений становится неэффективный механизм предоставления финансирования, а также недостаточность и не эффективность финансовых отчислений.

Решение такой проблемы может заключаться в следующем - внедрение и разработка источников финансового обеспечения помимо средств из краевого бюджета. Финансовое обеспечение деятельности краевых учреждений социального обслуживания осуществляется за счет средств краевого бюджета, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

Международный финансовый мир уже давно предпринимал попытки решить проблему повышения эффективности бюджетных расходов путем реформы системы управления бюджетным процессом. Предлагалось ввести разработки результативности деятельности государственных структур, учреждений, организаций и сместить акценты управления с затрат на результат. [2].

Метод бюджетирования, ориентированный на результат, в настоящее время большим успехом пользуется в таких странах как Австрия, Канада, Нидерланды, Швеция, а также в странах с переходной экономикой. Основа данного метода заключается в ориентации на управление затратами и их результатами, а не планирования затрат и контроля за целевым использованием. Данный метод позволить ослабить надзор контролирующих органов и расширить свободу действий учреждений, оказывающих социальные услуги, при выполнении государственных функций в установленной сфере деятельности. Для общества ценность данного подхода, состоит в понимании, задач и целей бюджетных учреждений, а также насколько они отвечают потребностям граждан, и как учреждениям это удается.

Вышеуказанный метод имеет ряд преимуществ: возможность самостоятельного распоряжения средствами и внебюджетными финансовыми ресурсами (самостоятельность в оперативном управлении, изменение структуры затрат в определенных объёмах лимитов); повышение результативности расходов государственных учреждений путем улучшения управления финансами (механизм управления финансовыми рисками, финансовая мотивация, мониторинг, управленческий учет и внутренний финансовый контроль, ориентированный на результат). [1].

В Российской Федерации главным побудительным мотивом внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, явилась возможность более эффективно распределить (перераспределить) бюджетные ассигнования между федеральными органами исполнительной власти на основе полной информации о результатах их функциональной деятельности. В дальнейшем этот процесс получает развитие в ходе реализации бюджетной реформы и реформы бюджетного процесса.

В Российской Федерации сохраняется тенденция сокращения государственных и муниципальных учреждений, относящихся к социальной сфере. Как следствие, такой процесс неминуемо сопровождается уменьшением объёмов государственного финансирования бюджетных учреждений. Такое сокращение государственных и муниципальных учреждений, а так же численности государственных служащих, занятых в них, влечет за собой определенную корректировку в политике экономии бюджетных расходов за счет оптимизации бюджетной сети.

Решением данной проблемы может стать оптимизация государственных и муниципальных учреждений. Данные меры позволят выявить территориальные пробелы и необходимость в бюджетных учреждениях, где они отсутствуют или существуют в недостаточном количестве. К мерам данного направления относятся: реорганизация учреждений на основе данных мониторинга территориального размещения образовательных и медицинских учреждений и замещение многопрофильными учреждениями, мобильными центрами, комплексами, использующими стационарозамещающие технологии; инвентаризация и анализ имущественных комплексов, а также передачу публично-правовым образованиям неиспользуемых зданий и сооружений; (при закрытии или реорганизации учреждения его имущество будет использована другими учреждениями); сокращение в составе государственных и муниципальных учреждений организаций, оказывающих услуги преимущественно на платной основе (ритуальные услуги, услуги дополнительного профессионального образования, вневедомственной охраны и др.) [3].

Проблемы, присутствующие в деятельности государственных (муниципальных) учреждений на всех уровнях должны быть решены путем применения мер, по повышению эффективности государственной политики в сфере поддержки бюджетных учреждений. Применение мер по решению существующих проблем, позволит устранить пробелы, существующие в бюджетных учреждениях, а также повысит эффективность деятельности учреждений

Библиографические ссылки

1. Отришко, М. О. Реализация концепции бюджетирования, ориентированного на результат, в государственных (муниципальных) учреждениях социальной сферы М. О. Отришко, С. Н. Меликсетян // Экономические науки. - 2015. - № 126. - С. 97-102.

2. Сидорова, К. С. Современные проблемы финансирования бюджетных учреждений в Российской Федерации [Электронный ресурс] / К. С. Сидорова, Е. Г. Москалева // Контентус. - 2016. - № 4 (45). - С. 21-26. Режим доступа: URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=34255805

3. Суворов, А. В. Анализ динамики общественных и частных расходов на здравоохранение и образование в современной России / А. В. Суворов, Е. Е. Балашова, С. В. Трещина // Проблемы прогнозирования. - 2014. - N 6. - С. 32-38.

© Залашков П. О., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.