Научная статья на тему 'Проблемы формирования здоровья подрастающего поколения'

Проблемы формирования здоровья подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1250
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЗДОРОВЬЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / PHYSICALCULTURE / PHYSICALDEVELOPMENT / HEALTH / SELF-TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сыроваткина Ирина Анатольевна, Наумов Сергей Борисович, Хвалебо Галина Васильевна

В данной статье затрагиваются некоторые аспекты проблемы снижения уровня здоровья и физических возможностей подрастающего поколения, определяются их причины и пути решения данных проблем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сыроваткина Ирина Анатольевна, Наумов Сергей Борисович, Хвалебо Галина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF HEALTH OF THE YOUNGER GENERATION

This article addresses some aspects of the problem of reducing the level of health and physical abilities of the younger generation, their causes and ways of solving these problems are determined.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования здоровья подрастающего поколения»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Глушков, С. П., Осипов В. М. Развитие силовых способностей в тренировочном процессе легкоатлетов._Актуальные вопросы физической культуры и спорта: материалы XV Всероссийской научно-практической конферен. Томск: Изд-во ТГПУ, - 2012. - С. 187-188.

2. Жилкин, А.И. Легкая атлетика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.Сидорчук. - 5-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 464 с.

3. Лебединская, И. Г. Подготовка студентов к соревновательной деятельности по легкой атлетике в педагогическом ву-зе.Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма. Научные труды XIII-той Международной практической конференции /по ред. Ю. И. Евсеева, И. А. Потапова, А. А. Князева, С. Н. Пожидаева. Том 2. -Ростов-на-Дону, - 2010. - С. 237-241.

4. Полунин, А. И. Соревновательная деятельность бегунов на длинные дистанции. - М.: Советский спорт, - 1990. - 62 с.

И. А. Сыроваткина, С. Б. Наумов, Г. В. Хвалебо ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация. В данной статье затрагиваются некоторые аспекты проблемы снижения уровня здоровья и физических возможностей подрастающего поколения, определяются их причины и пути решения данных проблем.

Ключевые слова: физическая культура, физическое развитие, здоровье, самостоятельные занятия.

I.A. Syrovatkina, S.B. Naumov, G.V. Khvalebo PROBLEMS OF FORMATION OF HEALTH OF THE YOUNGER GENERATION

Abstract. This article addresses some aspects of the problem of reducing the level of health and physical abilities of the younger generation, their causes and ways of solving these problems are determined.

Key words: physicalculture, physicaldevelopment, health, self-training.

В настоящее время воспитание нравственного, инициативного ответственного и компетентного гражданина России является одной из приоритетных задач общества и государства. В системе общечеловеческих ценностей, которыми должно владеть подрастающее поколение, первостепенное место занимает здоровье и здоровый образ жизни. О пристальном внимании государства и общества к проблемам здоровья подрастающего поколения свидетельствуют документы, принятые правительством или находящиеся в стадии разработки. В частности, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» выделен специальный раздел, акцентирующий внимание на создании условий, ориентирующих россиян на здоровый образ жизни, в том числе на занятиях физической культурой и спортом. Проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» выделяет здоровье подростков в отдельное направление. В этом документе говорится о том, как важно и необходимо развивать в детях и подростках желание и потребность заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, соотносящихся с их собственными интересами и склонностями.

Вместе с тем в многочисленных литературных источниках последних лет прямо говорится о проблеме снижения уровня здоровья и физических возможностей подрастающего поколения Рос-сии.На протяжении последних 20 лет сохраняется тенденция к росту заболеваемости детей на 24% в год, увеличивается распространенность хронической патологии, снижается количество здоровых детей во всех возрастно-половых группах, что подтверждается как данными официальной статистики, так и результатами научных исследований [3; 10]. За последние 20 лет уровень заболеваемости детского населения увеличился на 68,4 %, подростков - на 98,4 % [8].

Снижение функциональных показателей физического развития детей подросткового возраста, характерное в целом для России и для ряда стран Западной Европы, сопряжено с сужением границ дисперсионного разброса данного показателя, в частности, мышечной силы - на 18 %, жизненной емкости легких - на 15 %, и только в некоторых регионах России доля детей с нормальным физическим развитием достигает 70 % [4].

Существенным фактором, влияющим на здоровье детей, является учебная нагрузка, наряду с биологическими и поведенческими факторами. Определенную роль в ухудшении здоровья детского населения сыграло проводимое в последние годы реформирование системы образования, не

учитывающее функциональные возможности обучающихся, а также низкий уровень санитарно-гигиенического благополучия образовательных учреждений, снижение двигательной активности детей и подростков, нарушение режима дня.

Появление новых типов образовательных учреждений - лицеи, гимназии - охарактеризовалось высоким, зачастую превышающим психофизиологические возможности школьников напряжением, уплотнением учебной программы с увеличением в итоге рабочего дня школьников до 1516 часов в старших классах. Преобладающее количество детей обучающихся по данным образовательным программам, посещают дополнительные, факультативные занятия (иностранный язык, углубленное изучение основных школьных предметов), что формирует достаточно тяжелые последствия для восполнения биологических потребностей во сне, двигательной активности, пребывании на свежем воздухе.

Как отмечал главный государственный санитарный врач России Г.Г.Онищенко, в последние годы в связи с интенсификацией учебного процесса произошли изменения в качестве обучения школьников в сторону, более раннего начала систематического обучения, повышения суммарной учебной нагрузки, снижения физической активности и ухудшения структуры режима дня обучающихся. Это в свою очередь приводит к увеличению количества детей, неспособных без особого напряжения адаптироваться к учебным нагрузкам. Поэтому синдром хронического нейровеге-тативного, сенсорно-психогенного и моторного напряжения школьников наиболее характерен для инновационных систем обучения [7].

Стоит отметить, что среди факторов, оказывающих влияние на здоровье учащихся (физическое развитие, самочувствие, уровень резистентности, тревожности, адаптации), первостепенное значение имеет именно образ жизни, организация режима дня и питания - двигательная активность, режим сна и прогулок. Это подтверждают результаты исследования, проведенного И.И.Новиковой, доказывающие наличие прямой зависимости между образом жизни учащегося, особенностью организации учебно-воспитательного процесса и его умственной работоспособностью, адаптационными возможностями и успеваемостью. Также отмечено, что с переходом учащегося в средние и особенно старшие классы его общая двигательная активность снижается во много раз, что приводит к деформации физиологических реакций, снижению жизненного тонуса, быстрому наступлению утомления, и к моменту поступления в вузы эти показатели еще больше снижаются [9]. При этом обозначенные проблемы развиваются в условиях интенсификации учебного процесса и снижения уровня двигательной активности.

В итоге возникающие нарушения деятельности физиологических систем, обусловленные влиянием продолжительных учебных нагрузок, не соответствующих функциональным возможностям детского и подросткового организма, приводят к неблагоприятным сдвигам в состоянии здоровья.

Несмотря на то, что современные учебные программы в общеобразовательных учреждениях нацелены на разностороннее развитие личности учащегося с учетом его индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей, отсутствие единого подхода к рациональной организации учебного процесса приводит к перегруженности обучающихся, что создает реальные предпосылки дальнейшего ухудшения здоровья.

По мнению многих ученых, проблема адаптации детей и подростков к новым условиям среды является наиболее приоритетной, так как на протяжении всего периода развития растущий организм неоднократно встречается с новыми непривычными воздействиями, требующими приспособления [4].

Особое место в решении данных проблем занимает физическая культура и спорт. Отмечено, что систематические занятия физическими упражнениями и спортом повышают физиологический статус организма и его устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды. В этой связи основной функцией физической культуры как в общеобразовательных заведениях, так и в вузах является оптимизация физического состояния учащихся, повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам интенсивной интеллектуальной деятельности, формирование профессионально значимых качеств будущих специалистов.

Таким образом, успешная реализация основных функций системы физического воспитания образовательных учреждений различного уровня в данный момент напрямую связана с решением таких актуальных задач, как повышение уровня соматического здоровья и двигательной активности детей и обучающейся молодежи, формирование у них потребности в регулярной физкультурной деятельности (включая самостоятельную), формирование и развитие у них навыков здорового образа жизни.

Понятие «здоровье» включает в себя способность человеческого организма, позволяющую: сохранить и приумножить жизненный потенциал для последующего саморазвития и самосовершенствования личности, достижения индивидуального благополучия в среде обитания, а также

обеспечения удовлетворения духовных, социальных и физиологических потребностей на благо общества.

Под термином «укрепление здоровья» следует понимать:

- воспитание физических качеств и развитие производных от них двигательных способностей, преимущественно тех, развитие которых способствует повышению общего уровня адаптационных и функциональных возможностей организма;

- рациональное формирование необходимых в жизни двигательных умений и навыков;

- совершенствование телосложения на базе всестороннего развития физических качеств и двигательных действий.

Следует отметить, что программная система физического воспитания подрастающего поколения, используемая в дошкольных учреждениях, в школе, в вузе и физкультурно-спортивных организациях, не обеспечивает должного физического развития. К сожалению, третий урок в неделю не стал решением вопроса гиподинамии. Проблема отсутствия условий, как для проведения полноценных уроков физкультуры, так и для удовлетворения биологической потребности в движении, актуальна и для сельских районов, и для городов. Как показали исследования, в настоящее время во многих образовательных учреждениях существующий двигательный режим не позволяет восполнить естественную потребность в движении. Урок физической культуры в школе, являясь основной формой физического воспитания, не обеспечивает достаточного физического развития и физической подготовленности учащихся и покрывает в среднем только 11-15 % необходимого суточного объема движения. Школьники во время уроков физической культуры не приобретают необходимых знаний, умений и навыков, что сказывается на их здоровье. В последнее время утрачена образовательная и воспитательная направленность занятий физической культурой в школе, большинство учителей физической культуры имеют недостаточную профессиональную квалификацию [2; 6].

Зачастую учителя физической культуры основной целью урока ставят повышение физической подготовленности учащихся и забывают о том, что необходимо воспитывать у учащихся заботливое отношение к своему здоровью, к своему физическому совершенствованию. Подчинение уроков физкультуры только тренировочным целям чаще всего приводит к тому, что после окончания школы выпускники оказываются беспомощными в организации и проведении самостоятельных занятий и скоро прекращают их.

К другой причине недостаточной физической активности можно отнести снижение воспитательного потенциала семьи, ее роли в социализации детей. Взрослея, ребенок копирует стереотипы общества, поведение и отношение к окружающему миру внутри семьи, создавая свой микромир. Неблагополучие, бедность, высокий уровень занятости родителей, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на воспитание детей, их нравственное и физическое развитие. Неприятие физической культуры взрослыми проектирует отношение к ней и детей, так как родители, особенно для детей младшего школьного возраста, являются предметом для подражания. Формирование потребностей к занятиям физической культурой внеурочного типа (утренняя гимнастика, спортивные развлечения, прогулки, походы и т. д.) - основная цель семейного физического воспитания и формирования здорового образа жизни, которая в настоящее время потеряла свою значимость.

По мнению В.М.Баршая, реализация потребности в культурном досуге в настоящее время ограничена всеобщей коммерциализацией этой сферы общественной жизни [1]. Переориентация деятельности бесплатных спортивных кружков и секций в досуговые учреждения на платной основе резко уменьшила их доступность для большинства детей. Некоторые особенно увлекательные виды спорта требуют специальной экипировки и использования дорогостоящего спортивного инвентаря (фигурное катание, биатлон, конный, парусный, водно-моторный спорт и др.).

Сегодня во многих школах не проводится секционная спортивная работа в необходимом объеме. Спортивные школы, основной целью которых является достижение высшего спортивного результата, не могут взять на себя решения задачи массового оздоровления детей. В результате только 10-12 % учащихся тренируются в детско-юношеских спортивных школах и других учреждениях дополнительного образования. В начальной школе дефицит двигательной активности составляет около 30%. С момента перехода младших школьников в среднее звено школы двигательная активность снижается в 2-2,5 раза, а к моменту поступления в вузы в 5-6 раз. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, доля учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, составляет 52,7% от численности данной категории населения [5].

Отсюда становится очевидным, что состояние здоровья выпускников школ, поступивших в вузы, оставляет желать лучшего.

Современный уровень интеллектуального развития общества, повышение знаний о роли физических упражнений в развитии органов и систем организма человека, а также появившиеся материально-технические условия и возможности должны способствовать привлечению большего количество людей к проведению самостоятельных индивидуальных тренировочных занятий по укреплению здоровья и формированию телосложения. При этом необходимо учитывать сенситивные периоды развития физических качеств (гибкости, ловкости, быстроты, силы, выносливости), задачи по оптимизации индивидуального физического развития должны решаться на всем протяжении многолетнего процесса физического воспитания: от внутриутробного до старческого возраста.

При планировании индивидуальной тренировки необходимо учитывать не только возрастные особенности и сенситивные периоды, но и признаки наследственно-генетического состояния организма. К генетическим факторам, относятся:

- пропорциональность строения тела и его размеры;

- развитие наследственных физических качеств;

- уровень функциональной деятельности различных систем организма (сердечнососудистой, дыхательной, нервной, пищеварительной, выделительной, опорно-двигательной и др.);

- наличие хронических заболеваний.

Тренировка - это многоплановый процесс, включающий в себя общую и специальную физическую подготовку, овладение двигательными умениями и навыками, приобретение теоретических знаний. Все это в дальнейшем, позволит целесообразно использовать физические упражнения при проведении самостоятельных занятий, основываясь на знаниях биологии функциональной деятельности органов и систем организма в соответствии с решением поставленных целей и задач.

Многочисленные наблюдения за студентами вуза, позволяют отметить, что для проведения индивидуальной физической подготовки решающим принципом является принцип сознательности. Сознательное отношение к индивидуальной физической подготовке возможно только при условии понимания динамики физиологического состояния организма при спортивной деятельности; знания физиологических основ развития физических (двигательных) качеств; определения конкретных целей и задач тренировочного процесса; основ многолетнего, годичного, этапного и текущего планирования тренировочного процесса; проведение комплексного контроля как инструмента управления, позволяющего осуществлять обратную связь при анализе результатов оценки своей физической подготовленности.

Самостоятельные занятия со студентами вуза необходимо проводить под контролем преподавателя по физическому воспитанию. Для этого со студентами, желающими заниматься физическими упражнениями дополнительно и во внеучебное время, проводится собеседование, позволяющее выяснить: цели и задачи самостоятельных занятий; состояние здоровья студента по данным врачебного контроля; уровень физического развития по данным педагогических тестов и данным измерений с помощью электронной аппаратуры; наследственную предрасположенность к «тренируемости».

После проведения собеседования и тестовых измерений студенты совместно с ведущим преподавателем составляют план тренировочных занятий, где конкретизируются задачи, подбираются оптимальные средства тренировки и комплексы упражнений; определяются сроки замены этих комплексов с учетом адаптации организма к этому комплексу и сроки проведения контрольных испытаний с целью получения данных для коррекции тренировочных планов.

Таким образом, чтобы обеспечить индивидуальный тренировочный процесс со студентами более рационально необходимо: преподавателям физической культуры разработать методические материалы по проведению индивидуальных тренировочных занятий, провести беседу со студентами по основам проведения индивидуальных тренировочных занятий, определить преподавателей физической культуры для проведения консультаций, контроля и учета занимающихся студентов, по возможности, создать условия для проведения самостоятельных занятий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Баршай В. М. Мониторинг отношения молодежи к здоровью и наркотикам в Южном федеральном округе // Теория и

практика физической культуры. - 2014. - № 10. - С. 34-39.

2. ЗанинаТ. Н., СыроваткинаИ. А., ХвалебоГ. В. Основы профессионального мастерства учителя физической культуры //

Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова. - 2013. - № 1. - С. 21-26.

3. Кучма В. Р. Основные направления взаимодействия образовательных учреждений с центрами для здоровья детей по

формированию здорового образа жизни // Вопросы школьной университетской медицины и здоровья. - 2012. - № 1. -

С. 5-12.

4. Кучма В.Р., Рапопорт В.Р. Научно-методические основы охраны и укрепления здоровья подростков России // Гигиена и

санитария. -2011. - № 4. - С. 53-59.

5. Молчанова Ю. С. Формирование потребностей к занятиям физической культуры у школьников 14-15 лет: автореф. дис.

... канд. пед. наук. Белгород, 2007.

6. Наумов С. Б., Сыроваткина И. А., Хвалебо Г. В. Особенности физиологической и психологической адаптации студентов

на первых курсах в условиях первых недель учебного года по дисциплине физическая культура» // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2016.- № 2. - С 53-57.

7. Онищенко Г.Г. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детского населения Российской Федерации // Педиатриче-

ская фармакология. - 2013. - Т. 10.- № 2. - С. 10-18.

8. Полунина Н. В. Состояние здоровья детей в современной России и пути его улучшения // Вестник Росздравнадзора. -

2013. - № 5. - С. 17-24.

9. Семенкова Т.Н. Факторы «риска», влияющие на здоровье обучающихся в процессе обучения // Вестник КемГУ. - 2011. -

№ 2.- С. 38-46.

10. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России (гармонизация Европейских и Российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков)». М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2010. - 123 с.

П.В. Хало, Л.И. Каранда, С.Б. Наумов

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ФЕХТОВАНИЕМ В ОБУЧАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В статье проводится анализ возможностей использования различных видов фехтования в обучающем процессе в рамках системы современного педагогического образования. Рассматриваются возможность повышения уровня здоровьесбережения и воспитания гармонично развитой личности средствами фехтования. Проводится сравнительный анализ травмоопасности и методов ее снижения в данном виде спорта.

Ключевые слова: фехтование, образование, травмоопасность, общество риска, личность безопасного типа, мотивированность.

P.V. Halo, L.I. Karanda, S.B. Naumov

PROSPECTS FOR THE USE OF PRACTICAL EXERCISES FENCING IN THE TRAINING PROCESS

Abstract. The article analyzes the possibilities of using various kinds of fencing in the training process within the system of modern teacher education. Discusses the possibility of increasing the level of health-Robespierre and upbringing a harmoniously developed personality by means of fencing. A comparative analysis of injury and methods of its reduction in this sport.

Key words: fencing, education, injury risk, risk society, the identity of safe type, motivation.

Высочайшие темпы развития общества XXI века, предъявляют все более высокие требования к будущему выпускнику, его здоровью и функциональным возможностям. Современному выпускнику необходимы знания и навыки, которые еще 50 лет назад были уделом лишь небольшого числа узких специалистов. Также возрастают требования к таким параметрам организма, как объем кратковременной и долговременной памяти, способности к концентрации внимания, скорости сенсомоторной реакции и пр., что требует освоения широкого спектра функциональных состояний и высокого уровня здоровья. Развитие современной цивилизации постоянно диктует необходимость увеличения длительности и качества обучения. Данная тенденция, порождает другую - постепенный сдвиг среднестатистического возраста заключения браков (сейчас в большинстве стран он уже составляет 29-32 лет), что в конечном итоге может привести человечество к границе возможности воспроизводства. Кроме того, подобный вектор развития современного общества способствует повышению величины возраста обучающихся. Анализ проблемы здоровьесбережения в обществе в свою очередь показывает рост числа психосоматических заболеваний, причины которых, связывают не только с падением интереса к физкультурно-спортивной деятельности, пренебрежением рациональной организацией труда и отдыха, отсутствием культуры питания, наличием вредных привычек, но и с круглосуточным действием многих стрессогенных факторов антропогенного характера и демографическим старением населения. Все вышеуказанные проблемы, в трактовке последних исследований (У. Бек, Н. Луман, О.Н. Яницкий, Э. Гидденс, С. Лэш и др.), позволяют называть современное общество - обществом риска, в котором отражаются все имманентные процессы мирового производства опасностей различного характера: экономических, политических, социальных, техногенных и пр. В концепции «общества всеобщего риска» О.Н. Яницкого, «всеобщность» определяется как экстерриториальность производства опасностей, т.е., охват ими постиндустриального и индустриального общества, естественных экосистем и повседневной жизнедеятельности человека. В условиях российских реалий, характеризующихся низкой сформированностью социальных институтов, особенностями менталитета, риск становится нормой повседневной жизни. Для преодоления этой тенденции, необходимо формирование общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.