Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА)'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенческий возраст / качество жизни / здоровый образ жизни / факторы здорового образа жизни / мотивация здорового образа жизни / профилактика здорового образа жизни / student age / quality of life / healthy lifestyle / healthy lifestyle factors / healthy lifestyle motivation / healthy lifestyle prevention

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Калашникова Ольга Владиславовна

Данное исследование посвящено изучению проблемы формирования здорового образа жизни у современной молодежи, обучающейся в педагогическом вузе в современных социально-экономических и социально-политических условиях. В работе актуализируется современное состояние формирования мотивационного отношения студентов к здоровому образу жизни. Анализируются изменения, происходящие в развитии данного состояния студентов. Осуществлена попытка анализа влияния здорового образа жизни на продуктивность учебно-профессиональной деятельности. Предлагается определение здоровому образу жизни, выделяются его основные составляющие. Выделены факторы, влияющие на его формирование. Подчеркивается роль образовательной среды вуза для формирования и развития здорового образа жизни современных студентов педагогического вуза. Отмечается комплексный характер рассматриваемой проблематики. Представлены результаты исследовательской деятельности направленной на оценку физического состояния студентов и определения отношения к принципам здорового образа жизни на базе филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Нижний Тагил. Сформулированные в ходе исследования выводы позволяют утверждать, что управления профилактикой здорового образа жизни в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Калашникова Ольга Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This study is devoted to the study of the problem of forming a healthy lifestyle among modern youth studying at a pedagogical university in modern socio-economic and socio-political conditions. The paper actualizes the current state of formation of students' motivational attitude to a healthy lifestyle. The changes occurring in the development of this condition of students are analyzed. An attempt has been made to analyze the influence of a healthy lifestyle on the productivity of educational and professional activities. The definition of a healthy lifestyle is proposed, its main components are highlighted. The factors influencing its formation are highlighted. The role of the educational environment of the university for the formation and development of a healthy lifestyle of modern students of a pedagogical university is emphasized. The complex nature of the issues under consideration is noted. The results of research activities aimed at assessing the physical condition of students and determining attitudes to the principles of a healthy lifestyle on the basis of a branch of the Russian State Vocational Pedagogical University in Nizhny Tagil are presented. The conclusions formulated in the course of the study allow us to assert that the management of the prevention of a healthy lifestyle at the university.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА)»

Психология

УДК:159.9.072

кандидат психологических наук, доцент Калашникова Ольга Владиславовна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА)

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы формирования здорового образа жизни у современной молодежи, обучающейся в педагогическом вузе в современных социально-экономических и социально-политических условиях. В работе актуализируется современное состояние формирования мотивационного отношения студентов к здоровому образу жизни. Анализируются изменения, происходящие в развитии данного состояния студентов. Осуществлена попытка анализа влияния здорового образа жизни на продуктивность учебно-профессиональной деятельности. Предлагается определение здоровому образу жизни, выделяются его основные составляющие. Выделены факторы, влияющие на его формирование. Подчеркивается роль образовательной среды вуза для формирования и развития здорового образа жизни современных студентов педагогического вуза. Отмечается комплексный характер рассматриваемой проблематики. Представлены результаты исследовательской деятельности направленной на оценку физического состояния студентов и определения отношения к принципам здорового образа жизни на базе филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Нижний Тагил. Сформулированные в ходе исследования выводы позволяют утверждать, что управления профилактикой здорового образа жизни в вузе.

Ключевые слова: студенческий возраст, качество жизни, здоровый образ жизни, факторы здорового образа жизни, мотивация здорового образа жизни, профилактика здорового образа жизни.

Annotation. This study is devoted to the study of the problem of forming a healthy lifestyle among modern youth studying at a pedagogical university in modern socio-economic and socio-political conditions. The paper actualizes the current state of formation of students' motivational attitude to a healthy lifestyle. The changes occurring in the development of this condition of students are analyzed. An attempt has been made to analyze the influence of a healthy lifestyle on the productivity of educational and professional activities. The definition of a healthy lifestyle is proposed, its main components are highlighted. The factors influencing its formation are highlighted. The role of the educational environment of the university for the formation and development of a healthy lifestyle of modern students of a pedagogical university is emphasized. The complex nature of the issues under consideration is noted. The results of research activities aimed at assessing the physical condition of students and determining attitudes to the principles of a healthy lifestyle on the basis of a branch of the Russian State Vocational Pedagogical University in Nizhny Tagil are presented. The conclusions formulated in the course of the study allow us to assert that the management ofthe prevention of a healthy lifestyle at the university.

Key words: student age, quality of life, healthy lifestyle, healthy lifestyle factors, healthy lifestyle motivation, healthy lifestyle prevention.

Введение. В современных реалиях жизнедеятельности проблема здорового образа жизни приобретает все большее значение и актуальность. Современный мир изменил характер нагрузок на организм человека. Количество рисков разнообразного характера, в том числе экологического, техногенного, социально-политического, экономического, психологического, влечет за собой понижение качества жизни и влияет на общее здоровье человека [5].

Необходимо отметить, что важность решения данной проблемы в студенческом возрасте принципиально, так как данный период необходимо рассматривать в качестве основы не только конкурентного специалиста, но и как продолжателей человеческого рода. В случае отсутствия целенаправленной активной деятельности самого молодого человека для сохранения своего здоровья негативное влияние факторов внешней среды могут иметь негативные последствия [7].

К сожалению, как показывает статистика, с каждым годом процент здоровых студентов снижается, молодежь подвергается различным видам заболеваний, все это связано с отсутствием мотивации на ведение здорового образа жизни, студенты прибегают к вредным привычкам, не соблюдают режим дня, не придерживаются правильного питания, занимаются самолечением и др.

Изложение основного материала статьи. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровый образ жизни необходимо рассматривать, как оптимальное качество жизни, определяемое мотивированным поведением человека, направленным на сохранение и укрепление здоровья, в условиях воздействия на него природных и социальных факторов окружающей среды [4].

Факторы, которые отрицательно действуют на состояние студентов, условно можно разделить на две группы:

1. объективные, это такие факторы, которые связанны с организацией условий жизни: загруженность студента, обусловленная расписанием, продолжительность учебного дня; режим сна; рациональное питание; двигательная активность и т.д.;

2. субъективные, личностные характеристики: наличие мотивации на здоровый образ жизни; соблюдение оптимального режима дня; дисциплинированность; наличие пагубных привычек и т.д. [6].

В исследованиях С.Ю. Иванова, Н.С. Панчук, Г.Ю. Козина, Кравченко Т.М и др. отмечается, что показатели здоровья современных молодых людей становятся ниже, наблюдается рост хронических заболеваний, злоупотребление вредными привычками, низкая мотивация на саморазвитие в плане здоровья [9]. Студенты принимают само оправдывающую позицию и списывают все на увеличение учебной нагрузки и отсутствие свободного времени на занятия собой и самовосстановление. Ценность своего здоровья в иерархии их общечеловеческих ценностей достаточно не значима и они не берут на себя ответственность в данном направлении деятельности.

Существенной проблемой становится и тот факт, что теоретических знаний о здоровом образе жизни у студентов достаточно, но использование их на практике ограничено. Понятие самопрофилактика не сформировано и не реализуется в реальной жизни. Часто студенты прибегают к коррекции своих болезней с помощью медицинских препаратов, или же к приему табака, алкоголя, наркотиков для снятия стресса, чем к физической нагрузке и оптимальной психологической саморегуляции. В результате, такая оторванность теоретических знаний от практических умений, не позволяет создать осмысленную позиция студентов в отношении здорового образа жизни Г11.

Условиями формирования здорового образа жизни у студентов должны стать: продуктивная деятельность, сбалансированный режим труда и отдыха, избавление от вредных привычек, двигательная активность, рациональное

питание и т.п. [31.

Образовательная среда вуза должна создавать условия для мотивирования студентов к формированию и развитию здорового образа жизни. Возможная реализация данного направления может осуществляться с помощью реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в образовательном и учебно-воспитательном процессе вуза, создание условий для занятия спортом и медицинского оздоровления, информирования по профилактике вредных привычек и демонстрации опыта в поддержании здорового образа жизни и т.п. [8].

Проведение исследовательских процедур с целью выявления отношения к проблеме формирования здорового образа жизни у современной молодежи было проведено на базе филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Нижнем Тагиле. В исследовании приняло участие пятьсот человек. Ведущими методами сбора информации стали анкетирование и тестирование.

Оценивая уровень физического развития студентов с помощью теста Н.К. Федорова «Методы оценки физического развития», были получены данные о том, что лишь 40% респондентов имеют гармоничное физическое развитие по шкале регрессии. Дисгармоничное физическое развитие имеют 45%участников исследования. Лишь меньше половины респондентов имеют хорошие физические данные. У 15% прослеживается резко дисгармоничная оценка физического состояния.

Анализируя результаты исследовательской методики, можно сделать вывод о том, что физическое развитие студентов рассматриваемого вуза имеет низкий показатель. Мужчинам не хватает физических упражнений и активностей в жизни из-за этого у них прослеживается предрасположенность к полноте. Это ведёт к падению физической силы, выносливости и жизненной энергии. Женщины в погоне за идеальной фигурой ограничивают свой рацион питания тем самым имеют дефицит массы тела, что несомненно плохо, ведь организм не получает полезных веществ.

С данной группой респондентов был проведен метод анкетирования с целью определения их отношения к проблеме собственного физического состояния и необходимости поддержания принципов здорового образа жизни.

Анализируя ответы студентов на вопросы анкеты можно выделить следующие наиболее характерные ответы:

1. 83% респондентов считают, что в понятие здоровый образ жизни входят: отказ от вредных привычек (курения, алкоголя, наркотиков); 80% под здоровым образом жизни понимают - занятия спортом, поддержание оптимальной физической формы; 66% - утверждают, что важно правильно питаться; 60% выбрали такие варианты ответа как: соблюдение режима сна и жизнедеятельности. Одним из вариантов ответа был - умеренное употребление алкоголя -данный вариант выбрали 23%.

Из полученных ответов можно сделать вывод о том, что, по мнению большинства опрошенных, у человека, который ведет здоровый образ жизни, должны отсутствовать вредные привычки в виде употребления алкоголя, курения сигарет и т.д., а также он должен быть активным, заниматься спортом.

2. 70% респондентов считают, что важно придерживаться принципа здорового образа жизни, но это для них не самое главное; 17% - утверждают, что придерживаться принципов здорового образа жизни необходимо; 13% - считает, что это их не волнует. Исходя из результатов, становится понятно, что современная молодежь осознает важность соблюдения здорового образа жизни, но данный принцип не является приоритетным.

3. Главными причинами, мешающими вести здоровый образ жизни у студентов, по их мнению, являются отсутствие мотивации - 60% респондентов; лень и слабая сила воли - 52%; отсутствие времени и достаточного количества материальных средств - 48% респондентов. Данные результаты позволяют утверждать, что у молодежи отсутствует мотивация, не хватает стимула и поддержки, чтобы быть заинтересованными в здоровом образе жизни, а значит, в стенах высшего учебного заведения необходимо усилить меры профилактической направленности и пропаганды здорового образа жизни.

4. Студенты понимают, что здоровый образ жизни важная составляющая их жизнедеятельности, но на практике оказывается, что немногие соблюдают правила здоровой жизни. Студенты не соблюдают режим питания, здоровую пищу употребляют лишь по мере возможности, а не как основную пищу, так ответили 63% респондента, 26% совсем не следят за своим питанием, лишь 10% студентов ответили, что контролируют свой рацион и употребляют здоровую пищу.

5. Двигательная активность занимает немаловажное место в понятии здорового образа жизни. Большой процент опрошенных студентов ответили, что спорт в их жизни встречается редко, так ответили 63%; 20% совсем не связывают свою жизнь со спортом, лишь у 16% спорт регулярен (2-3 раза в неделю). Свободное время студенты привыкли проводить в компании друзей (50%), или же проводить время дома, сидя за компьютером или телевизором (30%). Стоит заметить, что современные студенты уделяют спорту слишком мало времени, что отрицательно отражается на здоровье. Студенты отличаются сидячим образом жизни, ведь учеба занимает большую часть их времени, поэтому так важно находить время в течение дня и уделять его физической активности, чтобы организм правильно функционировал, и не было проблем со здоровьем.

6. Важным аспектом здорового образа жизни можно считать поддержку адекватного психического состояния. Ряд студентов считают, что необходимо выбирать правильное окружение, которое способно поддерживать в трудной ситуации, а не провоцировать стресс. Респонденты отметили, что залог психологического здоровья зависит от того, как человек видит себя в обществе, очень важно принимать себя и не искать в себе недостатков, не зацикливаться на проблемах и мыслить в положительном ключе. Так же студенты считают, что важно отдыхать, проводить время наедине с собой, чтобы восстановить силы.

7. Стрессовые состояния, как одно из проявлений, ограничивающих здоровый образ жизни, большинство респондентов считают нормой и утверждают, что научились к нему адаптироваться - 48% респондентов. 44% считают, что стресс является нормой только в том случае, когда он носит не длительный, разовый характер, тогда человек становится более «закаленным» к трудным жизненным ситуациям. Таким образом, студенты осознают, что стресс не наносит существенного вреда их здоровью и они привыкли находиться в стрессовом состоянии, что является для них нормой жизни, чего быть не должно.

8. Студенты считают, что в вузе должны быть созданы условия, позволяющие поддерживать здоровый образ жизни, причем не только его физической составляющей, но и психологической - 94% респондентов.

Подводя итог исследованию студентов можно сформулировать следующие выводы. Все студенты знают о понятие «здоровый образ жизни» и имеют теоретические знания о данном стиле жизни. Однако далеко не все молодые люди, зная о полезности и важности поддержания своего здоровья, применяют все компоненты здорового образа жизни в практике собственной жизнедеятельности. Многим мешает отсутствие времени, другим нехватка волевых качеств, а также большому числу студентов не хватает финансовых средств. Это одна из особенной данной социальной группы. Поэтому множество опрашиваемых выбрали решением для развития здорового образа жизни именно доступность спортивных секций и оздоровительных мероприятий, что говорит о немалой заинтересованности студентов. Можно выделить и источники информации для молодых людей. Они пользуется интернетом и общаются между собой, а также с близкими им людьми.

Это говорит о том, что необходимо применять креативными методы работы с молодежью, использовать их интересы и внедрять туда полезную информацию. Также важно учитывать социальное окружение молодого человека. Человек может не видеть ведение здорового образа жизни как часть своей социальной группы или культуры что и приводить к недостатку мотивации. Главным фактором является недостаток самодисциплины. Ведение здорового образа жизни требует усилий и волевых качеств, и некоторые молодые люди могут не иметь этих качеств. Поэтому нужен креативный подход и окружающий пример для развития волевых качеств.

Подводя итоги исследования, можно сделать вывод, что собственной мотивации на совершенствование своего здоровья и реализации принципов здорового образа жизни у студентов недостаточно. Им необходимо внешнее стимулирование данных процессов, включающее в себя не только участие в учебных занятиях, но и внеучебную деятельность.

Реализация управления развитием здорового образа жизни студентов должна осуществлять следующие задачи:

- мотивационно-целевые, включающие в себя формирование у студентов позитивного настроя на здоровый образ жизни, установка целей самовоспитания и саморазвития;

- оценка реального состояния образа жизни студентов, в случае необходимости его коррекция; осуществление индивидуальной и групповой работы, направленной на развитие навыков ведения здорового образа жизни.

Управление процессом формирования здорового образа жизни в вузе может осуществляться на основе плана воспитательной работы. Реализация данной деятельности может включать в себя:

1. проведение социологических опросов студентов с целью определения актуального состояния здоровья;

2. изучение факторов, влияющих на здоровый образ жизни студентов;

3. выявление ведущих принципов жизни и социальных ценностей студентов;

4. организация индивидуальной работы со студентами в профилактике здорового образа жизни;

5. проведение консультаций и тренингов с кураторами;

6. проведение групповых форм работы с целью стимулирования комфортности, взаимопомощи, сотрудничества и здорового образа жизни в учебной группе [2].

Выводы. Проблема формирования здорового образа жизни студентов не решается традиционными методами и средствами, она требует получения индивидуальных данных о студентах и организации здоровьесберегающих форм деятельности в важном и значимом направлении развития современной молодежи.

Профилактика здорового образа жизни среди студентов высшей школы включает в себя разноплановую деятельность и включает в себя диагностику, беседы, консультирование, информирование, системное наблюдение, позволяющие четко определить ориентиры формирования.

Управление профилактикой здорового образа жизни современных студентов должно опираться на знание индивидуально-психофизиологических и психологических особенностей студентов и иметь системный характер.

Литература:

1. Виноградов, H.A. Физическая культура и здоровый образ жизни [Текст] / H.A. Виноградов. - М.: Мысль, 2020.-286 с.

2. Жукова, И.В. Вариативное управление процессом формирования здорового образа жизни студентов вуза [Текст]: автореф. дис. кандидата пед. наук/И.В. Жукова-Казань: Казан, фед. ун-т.,2014. -211 с.

3. Иванова, С.Ю. Формирование потребности студентов вуза в здоровом образе жизни [Текст]: автореф. дис. кандидата пед. наук / С.Ю. Иванова. - Кемерово: Кемер. гос. ун-т, 2008. - 266 с.

4. Козина, Г.Ю. Социологический анализ поведения студенческой молодежи в отношении здоровья и факторов ЗОЖ / Г.Ю. Козина // Вестник Тамбовского университета. -2017.-№ 7 (51).- С. 282-286

5. Кравченко, Т.М. Формирование здорового образа жизни студентов в вузе на примере Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева [Текст]: автореф. дис. кандидата пед. наук / Т.М. Кравченко - Москва: Московская сель-хоз. академия им. К.А. Тимирязева, 2014. - 139 с.

6. Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни [Текст]: учебное пособие / Ю.П. Кобяков. -Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 352 с.

7. Литвинов, В.А. Социально-гигиенический и педагогический анализ формирования здоровья и физического развития студентов [Текст] / В.А. Литвинов, А.Ф. Фролов // Дон. гос. тех. ун-т: сборник. - Ростов н/Д.: Инженерный вестник Дона, 2012.-№4-2 (23)- 198 с.

8. Павлов, В.И. Проблемы формирования здорового образа жизни студентов [Текст| / В.И. Павлов, М.А. Кузнецов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2011. - № 1-8. - С. 1927-1929

9. Щепкина, О.И. Здоровый образ жизни, как возможность полноценной жизни человека / О.И. Щепкина [и др.] под общ. ред. К.А. Китаева, O.A. Болучевская. // Система ценностей современного общества. -2011. -№17-2 - С. 196-197

Психология

УДК 370

доктор педагогических наук, профессор Калимуллина Ольга Анатольевна

Казанский филиал Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований (г. Казань); магистр Егоров Данила Витальевич

Казанский филиал Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований (г. Казань); магистр Иванов Глеб Андреевич

Казанский филиал Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований (г. Казань)

МОНИТОРИНГ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ВКОНТАКТЕ НА ПРЕДМЕТ

ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация. Данная статья исследует мониторинг активности молодежи в социальной сети ВКонтакте с целью выявления деструктивного поведения. Проанализированы различные аспекты активности пользователей, такие как публикации, комментарии, лайки и репосты, связанные с агрессией, насилием, нарушением законов и другими формами деструктивного поведения. Исследование основано на большом объеме данных, собранных из различных групп и сообществ ВКонтакте. Результаты исследования могут быть полезными для разработки мер по предотвращению и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.