Научная статья на тему 'Здоровье как ценность и составляющая социального благополучия студентов педагогических вузов и колледжей'

Здоровье как ценность и составляющая социального благополучия студентов педагогических вузов и колледжей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровье / терминальные ценности / инструментальные ценности / здоровый образ жизни / здоровьесбережение / социальное благополучие / студенты / студенческая молодежь / health / terminal values / instrumental values / healthy lifestyle / health care / social well-being / stu-dents / students’ youth

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Екатерина Евгеньевна Луцькая, Ольга Ивановна Белоусова, Юрий Сергеевич Коноплин, Ирина Борисовна Пржиленская

Статья посвящена восприятию ценности здоровья и здорового образа жизни студен-тами педагогических вузов и колледжей. В основу положены результаты авторского социологического ис-следования (интернет-опрос студентов педагогических вузов и колледжей в возрасте от 14 до 35 лет, n = 1800), проведенного в целях выяснения ценностного отношения будущих педагогов к здоровью и выяв-ления факторов, влияющих на здоровый образ жизни. Данные исследования показывают, что для студен-ческой молодежи из педагогических учебных заведений здоровье является в большей степени инструмен-тальной, чем терминальной (М. Рокич) ценностью. Основными факторами, способствующими поддержке здорового образа жизни, стали возраст респондентов, минимизация помех здоровому образу жизни, отсут-ствие вредных привычек у социального окружения респондентов. В меньшей степени на здоровый образ жизни студентов влияют материальные условия (наличие оборудованной инфраструктуры для занятий фи-зической культурой и спортом).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Екатерина Евгеньевна Луцькая, Ольга Ивановна Белоусова, Юрий Сергеевич Коноплин, Ирина Борисовна Пржиленская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health as a Value and Component of the Social Well-Being of Students of Pedagogical Universities and Colleges

The article is devoted to the perception of the value of health and a healthy lifestyle by students of pedagogical universities and colleges. It is based on the results of the author’s sociological research (Internet survey of students of pedagogical universities and colleges at the age of 14 to 35 years, n = 1800), conducted in order to find out the value attitude of future teachers to health and to identify the factors influencing a healthy lifestyle. The research data show that for student youth from pedagogical educational institutions health is more of an instrumental than a terminal (M. Rokic) value. The major factors contributing to the support of healthy lifestyle were the age of respondents, minimization of interference with healthy lifestyle, absence of bad habits in the social environment of respondents. To a lesser extent, the healthy lifestyle of students is influenced by material conditions (availability of equipped infrastructure for physical culture and sports).

Текст научной работы на тему «Здоровье как ценность и составляющая социального благополучия студентов педагогических вузов и колледжей»

Научная статья

УДК 316.752-057.87

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.10.3

Здоровье как ценность и составляющая социального благополучия студентов педагогических вузов и колледжей

Екатерина Евгеньевна Луцькая1, Ольга Ивановна Белоусова2, Юрий Сергеевич Коноплин3, Ирина Борисовна Пржиленская4

Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия 1ee.luckaya@mpgu.su, https://orcid.org/0009-0002-3019-5868 2oi.belousova@mpgu.su, https://orcid.org/0009-0008-8728-5331 3yus.konoplin@mpgu.su, https://orcid.org/0009-0008-0190-2926 4ib.przhilenskaya@mpgu.su, https://orcid.org/0009-0005-9636-4988

Аннотация. Статья посвящена восприятию ценности здоровья и здорового образа жизни студентами педагогических вузов и колледжей. В основу положены результаты авторского социологического исследования (интернет-опрос студентов педагогических вузов и колледжей в возрасте от 14 до 35 лет, n = 1800), проведенного в целях выяснения ценностного отношения будущих педагогов к здоровью и выявления факторов, влияющих на здоровый образ жизни. Данные исследования показывают, что для студенческой молодежи из педагогических учебных заведений здоровье является в большей степени инструментальной, чем терминальной (М. Рокич) ценностью. Основными факторами, способствующими поддержке здорового образа жизни, стали возраст респондентов, минимизация помех здоровому образу жизни, отсутствие вредных привычек у социального окружения респондентов. В меньшей степени на здоровый образ жизни студентов влияют материальные условия (наличие оборудованной инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом).

Ключевые слова: здоровье, терминальные ценности, инструментальные ценности, здоровый образ жизни, здоровьесбережение, социальное благополучие, студенты, студенческая молодежь

Финансирование: исследование «Ценностный профиль российской молодежи. Блок «Здоровьесбережение»» выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации на 2022 год Всероссийскому научно-методическому центру «Философия образования» (Приказ Минпросве-щения России от 08 апреля 2022 г. № 221 «О включении в государственные задания на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов подведомственным Министерству Просвещения Российской Федерации учреждениям работ по проведению прикладных и фундаментальных научных исследований и информационно-технологическому обеспечению управления системой образования и установлении объема их финансового обеспечения на 2022 год»).

Благодарности: авторы выражают благодарность Ассоциации развития педагогического образования (АРПО) за содействие в организации полевого этапа исследования в вузах и колледжах Минпросвеще-ния России.

Для цитирования: Луцькая Е.Е., Белоусова О.И., Коноплин Ю.С., Пржиленская И.Б. Здоровье как ценность и составляющая социального благополучия студентов педагогических вузов и колледжей // Теория и практика общественного развития. 2023. № 10. С. 37-47. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.10.3.

Original article

Health as a Value and Component of the Social Well-Being of Students of Pedagogical Universities and Colleges

Ekaterina E. Lutskaya1, Olga I. Belousova2, Yuri S. Konoplin3, Irina B. Przhilenskaya4

Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia 1ee.luckaya@mpgu.su, https://orcid.org/0009-0002-3019-5868 2oi.belousova@mpgu.su, https://orcid.org/0009-0008-8728-5331 3yus.konoplin@mpgu.su, https://orcid.org/0009-0008-0190-2926 4ib.przhilenskaya@mpgu.su, https://orcid.org/0009-0005-9636-4988

Abstract. The article is devoted to the perception of the value of health and a healthy lifestyle by students of pedagogical universities and colleges. It is based on the results of the author's sociological research (Internet survey of students of pedagogical universities and colleges at the age of 14 to 35 years, n = 1800), conducted in order to find out the value attitude of future teachers to health and to identify the factors influencing a healthy lifestyle. The research data show that for student youth from pedagogical educational institutions health is more of

© Луцькая Е.Е., Белоусова О.И., Коноплин Ю.С., Пржиленская И.Б., 2023

an instrumental than a terminal (M. Rokic) value. The major factors contributing to the support of healthy lifestyle were the age of respondents, minimization of interference with healthy lifestyle, absence of bad habits in the social environment of respondents. To a lesser extent, the healthy lifestyle of students is influenced by material conditions (availability of equipped infrastructure for physical culture and sports).

Keywords: health, terminal values, instrumental values, healthy lifestyle, health care, social well-being, students, students' youth

Funding: The reported study was funded by the Russian Ministry of Education of the Russian Federation (Order of the Ministry of Education of the Russian Federation for 2022). Block "Health Protection" was carried out as part of the state assignment of the Ministry of Education of the Russian Federation for 2022 to the All-Russian Scientific and Methodological Center "Philosophy of Education" (Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of April 08, 2022 № 221 "On the inclusion in the state assignments for 2022 and the planning period of 2023 and 2024 years to the institutions subordinate to the Ministry of Education of the Russian Federation to conduct applied and fundamental scientific research and information-technological support for the management of the education system").

Acknowledgements: The authors express their gratitude to the Association for the Development of Teacher Education (ADTE) for assistance in organizing the field stage of the research in universities and colleges of the Ministry of Education of Russia.

For citation: Lutskaya, E.E., Belousova, O.I., Konoplin, Y.S. & Przhilenskaya, I.B. (2023) Health as a Value and Component of Social Well-Being of Students of Pedagogical Universities and Colleges. Theory and Practice of Social Development. (10), 37-47. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.10.3 (In Russian).

Введение. Проблема социального благополучия индивида в обществе поставлена учеными еще в конце ХХ века и с тех пор постоянно входит в дискурс социальных наук, что связано в том числе и с неоднозначностью понимания и оценки данного феномена. Одной из самых важных ценностей развитого общества является благополучие человека, под которым можно понимать благополучие экономическое, психологическое, эмоциональное, субъективное и иное. Без достижения достаточного уровня благополучия в обществе будет невозможно обеспечить его развитие, сделать жизнь индивидов содержательной, позволяя раскрыть их возможности и удовлетворить потребности высшего уровня. В социологии при анализе качества жизни используется категория «социальное благополучие», понимаемая как интегральная характеристика оптимального состояния всех структурных составляющих общества: отдельных индивидов, социальных общностей, социальных подсистем (Медведева, Шимановская, 2018).

Здоровье, являющее собой, согласно американскому социальному психологу М. Рокичу, терминальную ценность, представляет собой необходимое условие любого благополучия, поскольку отсутствие здоровья не дает индивиду ощутить удовлетворенность жизнью, успешно коммуници-ровать и развиваться. Здоровье человека часто связано с его социальными характеристиками, что обусловливает двойственную природу этого феномена, в котором соединены естественная составляющая, данная человеку природой, и искусственная, которая формируется согласно социальным законам (Петров, 2020). Данные социологических исследований социального благополучия студенческой молодежи, проведенных видным российским социологом Г.Е. Зборовским, говорят о том, что здоровье, наряду с достатком и семьёй, занимает у студенческой молодежи первые места среди характеристик благополучной жизни и является неотъемлемой составляющей удовлетворенности жизнью в целом (Засыпкин, Зборовский, 2022: 17; Зборовский, 2023: 14). В условиях экологического кризиса и увеличившегося темпа жизни проблемы со здоровьем становятся актуальны для всех групп населения, но молодежь здесь находится в особом положении. Здоровье молодежи, без которого немыслимо социальное благополучие общества в целом, имеет первостепенное значение для демографической и экономической ситуации, поэтому так важно сориентировать молодое поколение в нужном направлении, которое подразумевает принятие здорового образа жизни (ЗОЖ) как совокупности социально одобряемых поведенческих установок (Фаустова, Яковлева, 2014). Педагог выступает для подрастающего поколения как транслятор ценностей, поэтому так важно для него ещё в студенческие годы осознать ценность здоровья и приверженность здоровому образу жизни. Всё это обусловливает необходимость исследовать предпочтения будущих педагогов относительно здоровья и здорового образа жизни.

Методы. В целях выяснения ценностного отношения будущих педагогов к здоровью и выявления факторов, влияющих на здоровый образ жизни, нами в ноябре 2022 г. был проведен интернет-опрос студентов педагогических вузов и колледжей в возрасте от 14 до 35 лет. Выборка (многоступенчатая) составила 1 800 человек. В качестве единиц отбора первой ступени выступали все федеральные округа России. За основу выборки на второй ступени были взяты учебные заведения разных уровней образования с применением квотирования по полу и возрасту. Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Большая часть респондентов проживает в городах (87 %), 6 % - в сельских поселениях, остальные 7 % опрошенных живут в поселках городского типа.

Доля женского пола среди опрошенных - 68 %, мужского пола - 32 %. По одной трети опрошенных (33 %) составили респонденты младших возрастных групп - 14-17 и 18-23 лет, студенты двух старших возрастных групп (24-29 лет и 30-35 лет) вместе составили треть опрошенных. Две трети опрошенных (69 %) учатся в вузе, треть (31 %) - учатся в колледже.

Результаты. Важной задачей, с нашей точки зрения, было - выявить отношение студентов к своему здоровью - преобладает ли прагматичное отношение к нему или понимание здоровья как особой ценности. Как можно видеть из таблицы 1, среди опрошенных преобладают прагматичные установки в отношении собственного здоровья: треть опрошенных (29 %) считают здоровье необходимой предпосылкой хорошего настроения и самочувствия, 27 % связывают здоровье с соблюдением здорового образа жизни, 12 % понимают здоровье через его явную противоположность -как отсутствие хронических заболеваний. Только для четверти (23 %) студентов здоровье является главной ценностью.

При этом отношение студентов к здоровью явно различается по возрастным группам (табл. 1): отношение к здоровью, как к главной ценности жизни, наиболее характерно для самой старшей возрастной группы, где этот вариант выбрали 30 %, для сравнения, в группе 24-29 лет таких только 17 %. В возрастной группе 24-29 лет доминирует отношение к здоровью как к необходимой предпосылке хорошего настроения и самочувствия - этот вариант выбрали 35 % опрошенных. Здоровье как отсутствие заболеваний воспринимает небольшой процент во всех возрастных группах - разброс от 9 до 15 %. Обращает на себя внимание то, что в обеих младших возрастных группах много затруднившихся с выбором (10-11 %).

Таблица 1 - Отношение к здоровью, %

Table 1 - Attitudes Towards Health, %

Что значит здоровье для респондента 14-17 лет 18-23 лет 24-29 лет 30-35 лет По выборке в целом

Это необходимая предпосылка хорошего настроения и самочувствия 27 29 35 26 29

Это соблюдение здорового образа жизни 27 26 28 27 27

Это главное богатство и ценность жизни 22 25 17 30 23

Это отсутствие хронических заболеваний 12 9 15 13 12

Другое 1 1 1 3 1

Затрудняюсь ответить 11 10 4 1 8

Отношение к здоровью, как к соблюдению здорового образа жизни, присуще четверти (2627 %) студентов обоего пола. Значимое различие между юношами и девушками состоит в том, что девушки чаще считают здоровье главной ценностью жизни - 26 % против 17 % у респондентов-мужчин. Отношение к здоровью, как к состоянию отсутствия болезни, в большей степени характерно для юношей - 20 % против 9 % у девушек.

Большинство студентов (76 %) считают, что они ведут здоровый образ жизни, хотя с полной уверенностью об этом заявили только 18 % респондентов, только пятая часть (21 %) убеждена в обратном. Безусловно уверенных в том, что их образ жизни нельзя назвать здоровым, всего 6 %. В распределении по возрастным группам (табл. 2) видно, как по возрастным группам от младших к старшим убывает число тех, кто безусловно уверен в том, что они ведут здоровый образ жизни -с 22 % в возрастной группе 14-17 лет до 11 % в группе 30-35 лет.

Таблица 2 - Распределение оценки приверженности здоровому образу жизни по возрастным группам, % Table 2 - Distribution of Assessment of Adherence to a Healthy Lifestyle by Age Groups, % _

Оценка приверженности здоровому образу жизни 14-17 лет 18-23 лет 24-29 лет 30-35 лет По выборке в целом

Безусловно, да 22 16 16 11 18

В основном да 52 59 60 67 58

В основном нет 14 15 14 19 15

Нет, не веду 8 6 7 1 6

Затрудняюсь ответить 4 4 3 2 3

Точно так же по возрастным группам от младших к старшим убывает и число безусловно уверенных в обратном - с 8 % в группе 14-17 лет до 1 % в группе 30-35 лет. В то же время,

проценты по средним вариантам («в основном да», «в основном нет») растут с возрастом студента, так вариант «в основном да» выбрали 52 % опрошенных из самой младшей возрастной группы и 67 % (+15 %) из самой старшей возрастной группы. С нашей точки зрения, это связано с тем, что с возрастом растут и требовательность к составляющим ЗОЖ, и понимание того, что их реальная жизнь расходится в этом плане с идеалом.

Для прояснения смысла, который студенты вкладывают в понятие «здоровый образ жизни», опрошенным был предложен выбор составляющих здорового образа жизни, которые, по их мнению, характерны для их семьи. На первом месте среди студентов соблюдение правил гигиены (72 %), далее по популярности идут прогулки на свежем воздухе (59 %), благожелательные взаимоотношения с окружающими и отказ от вредных привычек (по 53 %).

Таблица 3 - Выбор составляющих «здорового образа жизни», характерных для их семьи по возрастным группам (множественный выбор), %

Table 3 - Selection of Components of"Healthy Lifestyle" Characteristic for Their Family by Age Groups

(Multiple Choice), %

Составляющие здорового образа жизни 14-17 лет 18-23 лет 24-29 лет 30-35 лет По выборке в целом

Соблюдение правил гигиены 68 69 73 83 72

Прогулки на свежем воздухе 58 58 62 62 59

Благожелательные взаимоотношения с окружающими 52 54 52 55 53

Отказ от вредных привычек (курения, алкоголя, наркотиков) 51 47 58 66 53

Отсутствие семейных конфликтов 46 41 45 64 47

Позитивный взгляд на мир 48 41 41 58 46

Здоровое питание 42 44 52 49 46

Прием витаминных препаратов 37 41 43 62 44

Занятия спортом, поддержание оптимальной физической формы 37 32 45 46 38

Соблюдение распорядка дня 31 32 42 45 35

Ежегодная диспансеризация 16 16 22 36 20

Закаливание 15 11 18 13 14

Ничего из перечисленного 2 3 4 1 3

Другое 1 1 1 0 1

Чуть более трети студентов (38 %) указали, что придерживаются здорового образа жизни с помощью занятий спортом и поддержания физической формы, что говорит о среднем уровне физической активности. Значителен вес составляющих психологического благополучия: половину выборов получили благожелательные взаимоотношения с окружающими (53 %) и отсутствие семейных конфликтов (47 %), существенна и доля придерживающихся позитивного взгляда на мир (43 %). Почти половина студентов (46 %) отметили, что их семья для соблюдения ЗОЖ придерживается принципов здорового питания. Не слишком велика среди учащихся доля тех, кто связывает ЗОЖ с дисциплиной - только треть (35 %) заявили о соблюдении распорядка дня и всего 14 % о закаливании. Чуть менее половины студентов (44 %) связывают ЗОЖ с возможностями современной фармацевтики (прием витаминных препаратов), в то время как с отечественной системой здравоохранения -вдвое меньше, всего пятая часть (20 %) указали ежегодную диспансеризацию.

Распределение по возрастным группам (табл. 3) показывает, что в целом самый высокий процент выборов студентами составляющих здорового образа жизни их семьи характерен для старшей возрастной группы 30-35 лет, показатели этой группы по всем этим составляющим выше, чем в среднем по выборке, а для некоторых составляющих, например, в соблюдении правил гигиены, отказе от вредных привычек и ежегодной диспансеризации - существенно выше (на 10 % и более). Самая младшая возрастная группа (14-17 лет) в основном имеет меньше выборов составляющих здорового образа жизни, чем самая старшая возрастная группа, но эти значения в целом не сильно ниже средней по выборке. Есть составляющие, которые получили примерно равный выбор у всех групп респондентов, где разница не превышает погрешность выборки, но по показателю ежегодной диспансеризации старшая группа 30-35 лет имеет вдвое больше выборов, чем в обеих младших группах - 36 % против 16 %.

Анализ данных показал, что девушки в целом охотнее, чем юноши, выбирают составляющие здорового образа жизни: их семьи чаще гуляют на свежем воздухе (65 % против 48 %), принимают витамины (50 % против 29 %), отказываются от вредных привычек (56 % против 48 %) и больше озабочены правилами гигиены (78 % против 59 %) и качеством отношений с окружающими (56 % против 46 %), в семьях юношей чаще занимаются закаливанием (19 % против 11 % у девушек). По остальным позициям ЗОЖ значимого расхождения по полу не зафиксировано.

Всем респондентам, кроме выбравших вариант «безусловно, да» при ответе на вопрос: «Как Вы считаете, Вы ведёте здоровый образ жизни?» (составило в сумме 82 % респондентов из выборки), задавался вопрос о том, что мешает им придерживаться ЗОЖ. Как можно увидеть из таблицы 4, большинству ответивших мешает недостаток времени (57 %) и отсутствие волевых качеств (50 %). Наличие вредных привычек признала треть (33 %) отвечавших на этот вопрос. Варианты, связанные с материальными причинами (материальные трудности (36 %), отсутствие площадок (16 %) и места для занятий дома (15 %)), получили гораздо меньшее число выборов респондентов, чем варианты-лидеры. Отсутствие поддержки ближайшего окружения (14 %) и недостаточное качество уроков физкультуры (7 %) в учебном заведении не создает значимых помех. 7 % респондентов, отвечавших на этот вопрос, не следует принципам здорового образа жизни потому, что не считает это необходимым.

Что касается различий по возрастам (табл. 4), то существенное различие между младшей и самой старшей возрастными группами проходит по нехватке времени на поддержание здоровья (44 % у младшей группы против 81 % у старшей группы), что вполне объяснимо - в возрасте 3035 лет у респондентов обычно уже есть своя семья и дети, что заставляет их испытывать жесткий дефицит свободного времени. В то же время с возрастом убывает приверженность вредным привычкам (38 % в младшей группе против 24 % в старшей группе). Кроме того, с увеличением возраста опрошенных уменьшается и число тех, кто не считает необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни, с 12 % у самой младшей группы до 3 % у самой старшей группы.

Таблица 4 - Помехи здоровому образу жизни по возрастным группам и выборке в целом (множественный выбор), %

Table 4 - Barriers to Healthy Lifestyles by Age Group and Sample as a Whole (Multiple Choice), %

Что мешает вести здоровый образ жизни 14-17 лет 18-23 лет 24-29 лет 30-35 лет По выборке в целом

Недостаток времени 44 59 48 81 57

Отсутствие необходимого упорства, воли, настойчивости 53 49 53 45 50

Материальные трудности 28 38 43 40 36

Вредные привычки (курение, переедание и пр.) 38 35 29 24 33

Отсутствие площадок для занятий спортом по месту жительства 19 17 15 12 16

Отсутствие места для занятий физкультурой дома 20 15 13 9 15

Отсутствие поддержки ближайшего окружения (семьи, друзей) 13 16 18 6 14

Недостаточное качество уроков физкультуры в колледже/вузе 9 8 4 4 7

Не считаю это необходимым 12 7 4 3 7

Другие причины 2 1 2 0 1

Значимые различия по полу выявились у опрошенных только по варианту отсутствия необходимого упорства, в котором признались 46 % юношей и 52 % девушек.

Всем респондентам задавался вопрос о вредных привычках, которые характерны для их окружения (табл. 5). Самой часто встречающейся привычкой, на которую указала половина (51 %) студентов, стало курение, далее, с незначительным отрывом, идёт хроническое недосыпание, на которое указали 46 % опрошенных и которое безусловно связано с тем, что в окружении трети (37 %) наблюдается ночной образ жизни. Далее идут практически на одном уровне - малоподвижный образ жизни (44 %), «зависание» в социальных сетях (44 %), употребление энергетиков (43 %) и употребление спиртного (42 %). Треть студентов зафиксировала в своем окружении расстройства пищевого поведения, о чем говорит злоупотребление фастфудом и газировкой (42 %) и переедание (32 %). Игроманию и употребление запрещенных препаратов отметили соответственно 17 % и 6 % опрошенных.

Таблица 5 - Вредные привычки окружения респондентов по возрастным группам и выборке в целом (множественный выбор), %

Table 5 - Harmful Habits of Respondents' Environment by Age Groups and Sample as a Whole (Multiple Choice), %_____

Вредные привычки 14-17 лет 18-23 лет 24-29 лет 30-35 По выборке в целом

1 2 3 4 5 6

Курение 50 59 47 44 51

Употребление спиртного 40 48 37 37 42

Продолжение таблицы 5

1 2 3 4 5 6

Употребление энергетических напитков 50 49 29 29 43

Употребление запрещенных препаратов 9 5 6 4 6

Переедание 26 33 32 42 32

Частое употребление фастфуда и газированных напитков 40 44 43 38 42

Малоподвижный образ жизни 39 44 43 55 44

Хроническое недосыпание 41 45 45 62 46

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ночной образ жизни 47 41 25 19 37

Игромания 23 15 18 10 17

«Зависание» в социальных сетях 46 44 52 32 44

Для окружения самой младшей возрастной группы 14-17 лет характерно превышение над значениями по выборке в употреблении энергетических напитков, употреблении запрещенных препаратов, ночном образе жизни и переедании, в более старших возрастных группах эти вредные привычки фиксируются реже. В окружении опрошенных возрастной группы 24-29 лет наиболее распространено зависание в социальных сетях - 52 %, что превышает значение в целом по выборке (44 %), в то время как в окружении самой старшей возрастной группы 30-35 лет - 32 %.

Для окружения самой старшей возрастной группы 30-35 лет характерны самые низкие показатели распространенности всех вредных привычек, кроме переедания (на 10 % выше, чем в среднем по выборке), малоподвижного образа жизни (на 11 % выше, чем в среднем по выборке) и хронического недосыпания (на 16 % выше, чем в среднем по выборке).

Курение, употребление спиртного, энергетических напитков и запрещенных препаратов, а также игромания получают больше выборов у респондентов-мужчин, чем в среднем по выборке, а у окружения респондентов-женщин эти вредные привычки фиксируются реже: разница выборов по этим позициям составляет 5-8 %. Хроническое недосыпание и ночной образ жизни характерны для окружения юношей и девушек в одинаковой степени. У своего окружения девушки значительно чаще, чем юноши фиксируют зависание в социальных сетях - 48 % против 36 %, переедание - 35 % против 25 %, малоподвижный образ жизни - 48 % против 35 %. Несколько чаще окружение девушек злоупотребляет фастфудом и газировкой - 44 % против 38 %.

Как известно, систематические занятия физкультурой или спортом оказывают положительное влияние на здоровье и социальное благополучие человека, поэтому нас интересовало, как наши респонденты относятся к таким занятиям и какие возможности у них есть. 20 % студентов не занимается физкультурой и спортом, а 30 % занимаются, но редко и в основном на уроках физкультуры в своем учебном заведении. 17 % связывают свою регулярную физическую активность только с уроками в своем колледже/вузе, 20 % тренируются регулярно и не только в своем учебном заведении, 13 % тренируется практически ежедневно. Что касается распределения по возрастным группам, то заметна тенденция роста тех, кто не занимается физической культурой и спортом с увеличением возраста респондента - если в группе 14-17 лет таких наблюдалось 9 %, то в группе 30-35 летних - уже 40 %, что вдвое выше, чем в среднем по выборке. Также падает с увеличением возраста респондентов число занимающихся в учебном заведении (с 24 % в группе 14-17 лет до 3 % в группе 30-35 лет), но при этом не сильно изменяется доля тех, кто тренируется практически ежедневно, она во всех возрастных группах составляет 10 % и выше. Распределение опрошенных по полу выявило следующую специфику: пятая часть девушек (22 %) не занимаются физкультурой и спортом против 15 % у юношей, выше у юношей и доля тех, кто тренируется практически ежедневно (17 % против 11 %).

При средней собственной двигательной активности студенты достаточно высоко оценили уровень занятий по физическому воспитанию в их образовательной организации: только 9 % опрошенных оценили уровень этих занятий как низкий и ниже среднего, четверть (23 %) считает этот уровень средним, а в сумме 68 % студентов дали оценку высокую и выше среднего.

Невысокий уровень включенности студентов в занятия физической культурой и спортом обусловливает и низкий процент участия в разного рода спортивных фестивалях и соревнованиях, появившихся в календаре благодаря национальному проекту «Демография» и федеральному проекту «Спорт - норма жизни»: о регулярном участии сообщили только 8 % опрошенных. При этом всего 5 % опрошенных ответили, что подобные мероприятия в их регионе не проводятся, тем не менее, половина респондентов (54 %) в таких мероприятиях не участвуют и 15 %

участвуют, но редко. Среди участников спортивных мероприятий преобладают юноши: число респондентов мужского пола, регулярно участвующих в спортивных мероприятиях, в три раза превышает число респондентов женского пола - 15 % против 5 %. Ниже среди юношей - 42 % против 59 % у девушек и процент неучастия в таких мероприятиях, что подтверждает тезис о большей включенности юношей в систему физической культуры и спорта.

Интерпретация полученных результатов. Здоровье для студентов педагогических вузов и колледжей в большей степени инструментальная ценность, чем терминальная. Это подтверждают данные о том, что отношение к здоровью у студентов скорее прагматическое, чем ценностное: только четверть опрошенных считает здоровье главным богатством и ценностью. В большей степени отношение к здоровью как к терминальной ценности характерно для старшей возрастной группы и респондентов женского пола.

Большинство студентов (76 %) убеждены в том, что они ведут здоровый образ жизни, хотя доля определенно в этом уверенных не так велика (18 %) и значимо убывает с их возрастом (с 22 % в группе 14-17 лет до 11 % в группе 30-35 лет), что может говорить, с одной стороны, о более взвешенной оценке своего реального поведения в сфере здоровья, а с другой - об убывании возможностей поддерживать здоровый образ жизни вследствие большей занятости учебой и работой.

Старшая возрастная группа выбирала все составляющие здорового образа жизни своей семьи значимо чаще, чем самая младшая возрастная группа (14-17 лет). Также наблюдаются различия по полу: девушки в целом чаще, чем юноши соблюдают правила гигиены (78 % против 59 % у юношей), гуляют на свежем воздухе (65 % против 48 %) и принимают витамины (50 % против 29 %). С возрастом происходит осознание вклада системы здравоохранения в сохранение собственного здоровья, о чем косвенно говорит увеличение вдвое числа выборов ежегодной диспансеризации в старшей возрастной группе, чем в обеих младших группах (36 % против 16 %) и в среднем по выборке (20 %).

Главными препятствиями на пути к здоровому образу жизни являются недостаток времени (57 %) и отсутствие волевых качеств (50 %). Наличие вредных привычек признала треть (33 %) отвечавших на этот вопрос. Отметим, что варианты, связанные с материальными причинами (материальные трудности, отсутствие площадок и места для занятий дома), получили гораздо меньшее число выборов респондентов, чем варианты-лидеры. Превалирование психологической составляющей над материальной позволяет нам сделать вывод об определенных проблемах в самоорганизации и дисциплине, осознаваемых студентами.

Самой часто встречающейся в окружении студента вредной привычкой, на которую указала половина (51 %) опрошенных, стало курение, немного отстает от него употребление спиртного (42 %), другие виды зависимости (игромания - 17 %, употребление запрещенных препаратов - 6 %) куда менее распространены. Далее с незначительным отрывом идут привычки, связанные с нездоровым образом жизни: хроническое недосыпание (46 %), малоподвижный образ жизни (44 %), «зависание» в социальных сетях (44 %), употребление энергетиков (43 %), злоупотребление фастфудом и газировкой (42 %), ночной образ жизни (37 %) и переедание (32 %). С увеличением возраста опрошенного у его окружения привычки, связанные с нарушением нормального образа жизни (недосыпание, переедание, дефицит двигательной активности), начинают доминировать. Частое указание на вредные привычки окружения может говорить о том, что значительной части студентов приходится выстраивать здоровый образ жизни в неблагоприятной атмосфере, а обнаруженные нами проблемы с силой воли и дисциплиной тем более не способствуют социальному благополучию студентов.

В большинстве своем студенты педагогических вузов и колледжей не являются активными в отношении физкультуры и спорта людьми: только треть в сумме (33 %) отличается регулярной физической активностью (несколько раз неделю или ежедневно), почти половина (47 %) занимается только на уроках в своем колледже/вузе, а пятая часть опрошенных (20 %) вообще не занимаются физкультурой или спортом. Исследование выявило и значимое отличие по полу: девушки гораздо менее расположены к занятиям физкультурой и к участию в спортивных соревнованиях, чем юноши.

Обсуждение. Данные, полученные нами в ходе эмпирического социологического исследования, не противоречат картине, представленной учёными из Института социологии РАН. С одной стороны, М.К. Горшков и Ф.Э. Шереги отмечают высокую ценность здоровья, получившего 4,6 балла из 5 возможных в ценностных предпочтениях молодых россиян (Горшков, Шереги, 2020: 184). Здоровье, по мнению этих исследователей, является, наряду с семьей, друзьями и образованием, частью биосоциальной жизненной среды и составляющей биоэкологической идентичности личности. С другой стороны, высокая ценность здоровья не конвертируется в достаточной степени в действия по его сохранению. Так, несмотря на достаточно обширные возможности для занятий физической культурой и спортом (стадионы, спортивные площадки, бассейны и пр.), молодежь, как и

люди старшего возраста, не стремится эти возможности использовать - 57 % опрошенных не занимаются физической культурой (Горшков, Шереги, 2019: 273). Хотя и снижается, но все равно остается немалой доля молодых россиян, подверженных зависимостям: в 2018 году доля молодежи 11-24 лет, употребляющей алкоголь, составляла 38,9 %, курящей табачные изделия - 24,8 % (Горшков, Шереги, 2020: 519, 528).

Ориентацию на физическую и психическую полноценность в понимании здоровья студентами отмечают социологи из Удмуртского государственного университета (УдмГУ) М.А. Полищук и А.В. Шишкина, выявившие в ходе собственного эмпирического исследования, что в сумме три четверти (75 %) опрошенных студентов под здоровьем понимают отсутствие болезней и физическую полноценность, а под вариантом ответа «другое» подразумевали в том числе и эмоционально-психическую полноценность. С их точки зрения, построение студентами собственного здоровья идет с упором на физическую ценность и лечение болезней, а здоровый образ жизни опирается на три составляющие физическую активность (31 %), здоровое питание (25 %) и отсутствие вредных привычек (24 %) (Полищук, Шишкина, 2022: 455). Исследователи отмечают достаточно низкую самооценку студентов УдмГУ в ведении здорового образа жизни - 45 % опрошенных оценили свою активность как среднюю (оценка «3»), более половины пропускают занятия по физической культуре из-за недостатка дисциплины (29 % указали причиной пропуска «лень») и мотивации («отсутствие интереса») (Полищук, Шишкина, 2022: 456). Сходное с описанным выше понимание ЗОЖ мы можем встретить и у исследователей из Вологодской государственной молочно-хозяйственной академии имени Н.В.Верещагина, отметивших, что для 40 % студентов это означает отсутствие вредных привычек, для 27 % - ежедневные занятия физкультурой или спортом, для 13 % - здоровое питание, а для 20 % все эти три позиции вместе (Козлова, Михайлова, 2019: 48).

В зарубежных исследованиях также была отмечена прагматичность подхода молодежи к здоровью. Так, исследовательница из Казахстана Е.А. Лазарева, проводившая исследование места здоровья в структуре ценностей лиц разного возраста в разрезе терминальных и инструментальных ценностей отметила, что представители возрастной группы 20-35 лет нечасто (15 % опрошенных) включают здоровье в число основных ценностей, предпочитая им ценности материально обеспеченной жизни (45 % опрошенных) и развлечений (33 %). Ценность здоровья значимо растет с возрастом респондента - в возрастной группе от 35 до 65 лет наблюдается уже иная картина, когда 70 % опрошенных считают здоровье одной из главных ценностей, а в пожилой возрастной группе (старше 65 лет) - 90 % считают здоровье терминальной ценностью (Лазарева, 2020: 51). Американские исследователи С. Моллборн и А. Модайл в своем исследовании, включающем в себя анализ 113 интервью со студентами университетов и колледжей, установили, что осваиваемые в процессе социализации правильные установки относительно здоровья и ЗОЖ помимо положительных последствий для здоровья индивида помогают формировать его идентичность и даже могут играть роль в создании классовых различий, способствуя значимому социальному благополучию через преумножение культурного капитала и обретение выгодного классового положения (Mollborn, Modile, 2022).

Самая младшая молодежная группа (в нашем эмпирическом исследовании - 14-17 лет) является ключевой в формировании привычек, совокупность которых в дальнейшем будет определять образ жизни индивида. Поэтому мы обратились к исследованию корейских учёных, которые проанализировали поведенческие установки филиппинских старшеклассников относительно питания, потребления воды, качества сна, самоконтроля и физической активности и пришли к выводу о том, что отсутствие твердых установок в сфере ЗОЖ отрицательно сказывается на успеваемости и порождает риски, связанные с потерей здоровья. По мнению авторов, старшеклассники находятся в периоде быстрого взросления и могут быть отнесены к группе высокого риска развития негативного поведения, а научная литература фиксирует все больше фактов вовлечения молодых людей в злоупотребление психоактивными веществами («энергетики» и пр.), что в сочетании с низкой физической активностью и неправильным питанием приводит к раннему развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Авторы обосновывают пользу охвата учащейся молодежи эффективными программами, пропагандирующими здоровый образ жизни, чтобы помочь подросткам сформировать позитивное поведение в отношении собственного здоровья, предотвратить развитие у них нездоровых привычек и зависимостей (Tamanal, Kim, 2020).

Заключение. Основной акцент в статье был сделан на анализе представлений студентов педагогических вузов и колледжей о здоровье и здоровом образе жизни, что составляет неотъемлемую часть их социального благополучия, которая не всегда ими осознается. Источником социологической информации стали мнения и оценки здоровья и здорового образа жизни, данные самими студентами.

Анализ данных позволил нам сделать следующие выводы.

1. Отношение студентов педагогических вузов и колледжей к здоровью в значительной степени прагматичное, чем ценностное. В данном случае будущие педагоги не отличаются от россий-

ской молодежи в целом, ценящей здоровье, но уделяющей ему недостаточно внимания в силу возраста. Такая ситуация делает необходимым постоянное просвещение в сфере здоровьесбереже-ния на уровне общества в целом.

2. У студентов педагогических вузов и колледжей в достаточной степени сформированы понятие здорового образа жизни, самооценка собственного поведения в сфере здоровья и рефлексия по поводу практик ЗОЖ.

3. Среди препятствий на пути к здоровому образу жизни прежде всего нами выявлены определенные проблемы в самоорганизации и дисциплине, осознаваемые студентами. Возможно, следует внедрить практики самоанализа физической активности, питания и других составляющих здорового образа жизни с последующей выработкой практик самоконтроля и программы работы над собой. Подобный опыт в российских вузах имеется (Ветков, 2016).

4. Нельзя утверждать, что окружение студентов влияет на них благоприятно, поскольку в нём, по мнению опрошенных, в большой степени распространены зависимости (курение, игромания и т. п.) и нездоровые привычки (переедание, ночной образ жизни и т. п.). Поэтому столь важна задача построения и развития здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, основное назначение которой - приобщение студентов к оздоровительным социальным практикам и формирование установки на поддержание зОж.

5. Особое внимание необходимо уделить возрасту 14-17 лет, поскольку именно в подростковом возрасте молодые люди перенимают устойчивые модели поведения, включая зависимости и нездоровые привычки.

6. Распространение курения в социальном окружении респондентов нуждается в пристальном внимании, поскольку несмотря на то, что курение в общественном мнении не является девиацией, оно имеет эмпирически выявленную связь с употреблением запрещенных препаратов (наркотиков и пр.), доля ежемесячно употребляющих которые среди курящих в 2 раза выше, чем в среднем по выборке (Горшков, Шереги, 2020: 530). Поэтому необходимо интенсивно заниматься просвещением, проводить разъяснительную работу с курящими студентами.

7. Студенты считают достаточной имеющуюся у них базу для занятий физической культурой и спортом, но только треть практикуется в этом регулярно и число участвующих в соревнованиях значимо снижается с возрастом респондентов. Что делает актуальной задачу выстраивания мотивации к физической активности через социальные проекты оздоровительной направленности, вовлекающие молодежь в мир физкультуры и спорта.

Подчеркнём, что изменения в программе здоровьесбережения должны быть ориентированы на создание здоровой образовательной среды, войдя в которую, студент на практике усваивает правильные установках относительно здоровья и ЗОЖ, а не представлять собой разрозненные мероприятия по профилактике. Подобный комплексный подход позволит создать в образовательном учреждении здоровьесберегающую среду, способствующую социальному благополучию студентов. Только тогда молодой специалист, начинающий свой профессиональный путь в учебном заведении, будет готов не только поддерживать себя физически и психологически здоровым в своей трудовой жизни, но и быть примером для обучающихся.

Список источников:

Ветков Н.Е. Здоровье человека как ценность и его определяющие факторы// Наука-2020. 2016. № 5(11). С.126-142

Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований. М., 2020. 688 с. https://doi.org/10.19181 /monogr.978-5-89697-325-6.2020.

Засыпкин В.П., Зборовский Г.Е. Благополучна ли жизнь студентов северного региона, или О чём говорят данные социологического исследования? // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 8-9. С. 9-26. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-9-26.

Зборовский Г.Е. Социальное благополучие студентов колледжей северного региона: взгляд социолога // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023. №1 (82). С. 9-21. https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.82.1.001.

Козлова Е.Г., Михайлова Н.В. Анализ мотивации студентов к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни// Вестник спортивной науки. 2019. № 4. С.44-49.

Лазарева Е.А. Здоровье в структуре ценностей лиц разного возраста // Национальная ассоциация ученых (НАУ). 2020. Т. 2, № 35 (62). С. 49-52. https://doi.org/10.31618/nas.2413-5291.2020.2.62.345.

Медведева Г.П., Шимановская Я.В. Социальное благополучие как смысл социальной деятельности // Право и практика. 2018. № 4. С. 293-299.

Петров И.Ф. Образ жизни как комплексная оценка человеческого существования // Наука без границ. 2020. № 8 (48). С. 23-28.

Полищук М.А., Шишкина А.В. Возможности социологического изучения физической культуры как средства формирования здорового образа жизни студентов // Вестн. Удм. ун-та. Социология. Политология. Международные отношения. 2022. Т. 6, № 4. С. 451-460. https://doi.org/10.35634/2587-9030-2022-6-4-451-460.

Фаустова А.Г., Яковлева Н.В. Социальные предпосылки и принципы построения формирующей программы здорового образа жизни студентов вуза // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 6-2 (25). С. 69-72.

Mollborn S., Modile A. (2022) "Dedicated to being healthy": Young adults' deployments of health-focused cultural capital // Social Science & Medicine. Vol. 293, no. 3. P. 114648. https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2021.114648.

Tamanal J. M., Kim Ch. H. Promoting Healthy Lifestyle in High School Students: Determination of the Lifestyle Status through the Healthy Lifestyle Screen (HLS) Assessment // Journal of Lifestyle Medicine. 2020. Vol. 10, no. 1. Pp. 30-43. https://doi.org/10.15280/jlm.2020.10.1.30.

References:

Faustova, A.G., Yakovleva, N.V. (2014) The Social Preconditions and the Principles for Building the Forming Program of Healthy Lifestyle in Graduate Students. International Research Journal. (6-2 (25)), 69-72. (In Russian).

Gorshkov, M.K. & Sheregi, F.E. (2020) Molodezh' Rossii vzerkale sotsiologii. Kitogam mnogoletnikh issledovaniy [Youth of Russia in the mirror of sociology. Toward the results of many years of research]. Мoscow. 688 p. Available from: doi:10.19181/monogr.978-5-89697-325-6.2020. (In Russian).

Kozlova, E.G. & Mikhaylova, N.V. (2019) Analysis of Students' Motivation to Engage in Physical Culture and Healthy Lifestyle. The Scientific Theoretical Journal"Sports Science Bulletin". (4), 44-49. (In Russian).

Lazareva, E.A. (2020) Health in the structure of values of people of different ages. National Association of Scientists. 2 (35 (62)), 49-52. Available from: doi:10.31618/nas.2413-5291.2020.2.62.345. (In Russian).

Medvedeva, G.P. & Shimanovskaya, Ya.V. (2018) Social Well-Being as Meaning of Social Activity. Law and Practice. (4), 293-299. (In Russian).

Mollborn, S. & Modile, A. (2022) "Dedicated to being healthy": Young adults' deployments of health-focused cultural capital. Social Science & Medicine. 293 (3), 114648. Available from: doi: 10.1016/j.socscimed.2021.114648.

Petrov, I.F. (2020) Lifestyle as a Comprehensive Assessment of Human Existence. Nauka bezgranits. (8 (48)), 23-28. (In Russian).

Polishchuk, M.A. & Shishkina, A.V. (2022) Vozmozhnosti sotsiologicheskogo izucheniya fizicheskoy kul'tury kak sredstva formirovaniya zdorovogo obraza zhizni studentov [Possibilities of sociological study of physical culture as a means of forming a healthy lifestyle of students]. Bulletin of Udmurt University. Sociology. Political Science. International Relations. 6 (4), 451-460. Available from: doi:10.35634/2587-9030-2022-6-4-451-460. (In Russian).

Tamanal, J.M. & Kim, Ch.H. (2020) Promoting Healthy Lifestyle in High School Students: Determination of the Lifestyle Status through the Healthy Lifestyle Screen (HLS) Assessment. Journal of Lifestyle Medicine. 10 (1), 30-43. https://doi.org/10.15280/jlm.2020.10.1.30.

Vetkov, N.E. (2016) Human Health as a Value and its Determinants. Nauka-2020. (5 (11)), 126-142. (In Russian).

Zasypkin, V.P. & Zborovsky, G.E. (2022) Is the Life of the Students of the Northern Region Wealthy, or what the Sociological Survey Data Suggest? Visshee obrazpvanie v Rossii. 31 (8-9), 9-26. Available from: doi:10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-9-26. (In Russian).

Zborovsky, G.E. (2023) Social Well-Being of College Students Northern Region: the Sociologist's View. Bulletin of Surgut State Pedagogical University. (1 (82)), 9-21. Available from: doi:10.26105/SSPU.2023.82.1.001. (In Russian).

Информация об авторах Е.Е. Луцькая - кандидат философских наук, доцент, специалист отдела социологических и статистических исследований Всероссийского научно-методического центра «Философия образования», доцент кафедры теоретической и специальной социологии имени М.А. Будановой, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=343574

О.И. Белоусова - специалист отдела социологических и статистических исследований Всероссийского научно-методического центра «Философия образования», старший преподаватель кафедры теоретической и специальной социологии имени М.А. Будановой, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=872757

Ю.С. Коноплин - доктор политических наук, профессор кафедры теоретической и специальной социологии имени М.А. Будановой, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=349947

И.Б. Пржиленская - доктор социологических наук, доцент, заведующая кафедрой культурологии, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=414645

Вклад авторов:

все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors E.E. Lutskaya - PhD in Philosophy, Associate Professor, Specialist of the Department of Sociological and Statistical Research of the All-Russian Scientific and Methodological Center "Philosophy of Education", Associate Professor of the Department of Theoretical and Special Sociology named after M.A. Budanova, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=343574

0.1. Belousova - Specialist, Department of Sociological and Statistical Research of the All-Russian Scientific and Methodological Center "Philosophy of Education", Senior Lecturer at the Department of Theoretical and Special Sociology named after M.A. Budanova, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=872757

Yu.S. Konoplin - D.Phil. in Political Science, Professor, Department of Theoretical and Special Sociology named after M.A. Budanova, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=349947

1.B. Przhilenskaya - D.Phil. in Sociology, Associate Professor, Head of the Department of Cultural Studies, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=414645

Contribution of the authors:

The authors contributed equally to this article.

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 21.08.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 18.09.2023 Принята к публикации / Accepted for publication 24.10.2023

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.