Научная статья на тему 'Проблемы формирования территориальных кластеров республики Тыва'

Проблемы формирования территориальных кластеров республики Тыва Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
343
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / КЛАСТЕР / ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ / ДИНАМИКА / МАКРОРАЙОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балакина Г.Ф., Мамаш Е.А.

Исследованы возможные пути образования региональных кластеров в Республике Тыва. С использованием формальных методов классификации территориальных образований в республике выделено четыре макроэкономических района. На основе геоинформационных технологий проведен пространственный анализ макрорайонов. Рассмотрены вопросы предполагаемой специализации каждого макрорайона, способствующей его устойчивому развитию и преобразованию в успешно функционирующий экономический кластер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования территориальных кластеров республики Тыва»

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Г. Ф. БАЛАКИНА, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник E-mail: balakina@tikopr.sbras.ru

Е. А. МАМАШ, кандидат физико-математических наук, заведующая лабораторией геоинформатики и моделирования процессов E-mail: m_elena@rambler.ru Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения РАН

Исследованы возможные пути образования региональных кластеров в Республике Тыва. С использованием формальных методов классификации территориальных образований в республике выделено четыре макроэкономических района. На основе геоинформационныхтехноло-гий проведен пространственный анализ макрорайонов. Рассмотрены вопросы предполагаемой специализации каждого макрорайона, способствующей его устойчивому развитию и преобразованию в успешно функционирующий экономический кластер.

Ключевые слова: регион, социально-экономический процесс, кластер, пространственный анализ, динамика, макрорайон.

1. Кластерный способ организации производства.

Кластерный способ является одним из средств реализации региональной экономической политики. В переводе с английского слово «кластер» означает гроздь, скопление. В экономической науке кластер — это совокупность однородных и взаимосвязанных друг с другом фирм, расположенных на относительно небольшой территории. Теория кластерной организации экономики получила значительное развитие в последние 15—20 лет. Выделяют промышленные, территориальные или региональные, экономические, инновационные кластеры и др.

Основоположником кластерной концепции и теории кластеров как формы территориальной ор-

ганизации производительных сил региона является Майкл Портер, который, исследуя конкурентные преимущества стран, регионов и фирм, выделил индустриальные (промышленные) и региональные кластеры. М. Портер определяет кластер как «... сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [1, с. 206]. В конкурентной борьбе кластеры имеют преимущества, заключающиеся:

• в возможности повысить производительность труда входящих в них фирм и отраслей;

• в повышенной способности фирм — участников кластера к внедрению инноваций и, следовательно, к повышению производительности труда;

• в возможности привлечения нового бизнеса, поддерживающего инновации и расширяющего границы кластера [8, с. 153]. Развитый кластер во многом примиряет интересы своих основных участников за счет направления конкурентной борьбы за свои пределы. Входящие в кластер фирмы не соревнуются друг с другом, а

вытесняют с рынка аутсайдеров, т. е. организации, не входящие в кластер. Одновременно на периферии кластеров возникает множество перспективных ниш, занятие которых способно на десятилетия обеспечить значительное число фирм выгодным и защищенным от конкурентов бизнесом. Кластеры имеют свойство не замыкаться в своей отрасли, а распространяться на смежные. Формирование многоотраслевых «сгустков» развитых фирм является закономерным результатом передачи по технологическим цепочкам преимуществ высокой конкурентоспособности от фирмы — родоначальницы кластера к предприятиям-смежникам. При этом конкурентные преимущества передаются как вниз по технологическим цепочкам — создание продукции на основе основных продуктов развитой фирмы, так и вверх — заставляют поднять качество поставляемых фирме полуфабрикатов и оборудования.

Создание кластеров оказывает значительное воздействие на сферу малого и среднего бизнеса. В качестве поставщиков узлов и полуфабрикатов к работе фирм-лидеров подключаются не только крупные, но и средние и даже мелкие предприятия, для которых формируется емкий и быстрорастущий рынок с инновационной направленностью. Фирма-лидер выступает здесь как исключительно квалифицированный потребитель, готовый оценить любые усовершенствования, внесенные небольшим предприятием в свою продукцию, значительно заинтересованный в том, чтобы такие новинки появлялись регулярно и генерировали конкурентные преимущества для его собственной продукции [5, с. 29—31].

Кластер представляет собой сложную социально-экономическую систему нового типа, которая в системном анализе называется «система для решения проблемы». Проблема, которую решает кластер как система — это обеспечение преимуществ в конкурентной борьбе с другими общностями фирм и корпораций. Кластер имеет трехуровневую структуру: первый уровень составляют лидирующие компании, поставляющие производимую продукцию за переделы региона; второй уровень — это сеть поставщиков, большое число малых и средних компаний, поставляющих комплектующие и услуги для производства основной продукции; третий уровень — организации, обеспечивающие основных производителей квалифицированными работниками, финансами, услугами инфраструктуры. Другими словами, типичный кластер может быть представлен в виде пирамиды. Структуру кластера можно проиллюстрировать на примере финской

компании ЫоЫав Хельсинки, которая экспортирует телефоны по всему миру. Телефонные аппараты, в том числе и мобильные, являются основной продукцией кластера. Второй уровень составляют тысячи компаний, поставляющих услуги и комплектующие для производства телефонов. Третий уровень — фирмы, обучающие персонал для ключевых компаний, а также организации, обеспечивающие производителей основной продукции ресурсами и инфраструктурнымиуслугами [2, с. 3—4, 6].

Мировой опыт показывает, что кластерный метод организации региональных производительных сил является одним из методов повышения эффективности производства стран и территорий, роста конкурентоспособности региона, что «... регионы, на территории которых складываются кластеры, становятся лидерами экономического развития. Такие регионы-лидеры определяют конкурентос-пособностьнациональныхэкономик...» [3, с. 5].

Под региональным кластером понимают пространственную агломерацию подобных и экономически связанных видов деятельности, формирующую основу местной среды за счет распространения знаний и навыков, способствующую и стимулирующую различные формы обучения и адаптации [3, с. 10]. Фирмы, представленные в основном малыми и средними предприятиями, в региональных кластерах менее взаимосвязаны, чем в промышленных, основу их успеха составляет накопленный социальный капитал и компактное расположение на территории. Площадь территории, занимаемая кластером, может варьировать от одного города или области до размеров страны или нескольких рядом расположенных стран.

При построении кластеров используются следующие определяющие принципы:

• совместное использование ресурсов и факторов (например специализированных навыков, ведения университетских исследований) предприятиями разных отраслей;

• удобное географическое положение и подходящая инфраструктура;

• наличиеединыхтехнологий;

• возможность установления регулярных экономических связей с одними и теми же поставщиками;

• создание воспроизводственных цепочек, предполагающих использование продукции предприятий одних отраслей региона в деятельности других;

• наличие новаторских компаний, стимулирующих рост многих других фирм.

Ядром теории кластеров является определение конкурентных преимуществ страны, фирмы, территории. Имеются пять групп факторов, определяющих конкурентоспособность экономической системы и ее динамику [7, с. 321]:

1) условия, определяющие стратегию фирм, их структуру и соперничество на внутреннем рынке;

2) параметры производства (ресурсов) и инфраструктуры;

3) условия спроса на внутреннем рынке;

4) наличие родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке;

5) прочие условия (удача, случай, действия правительства).

Кластеры могут образовываться двумя способами: в результате реализации государственной региональной политики, а также в ходе развития коммерческих организаций без участия государства. При реализации первого способа образования кластеров необходимой становится разработка и реализация кластерной политики как системы мероприятий по повышению конкурентоспособности региона, направленной на формирование и развитие специализированных совокупностей взаимосвязанных друг с другом фирм или пространственных агломераций экономически связанных видов деятельности. Успешное развитие кластеров возможно при наличии как минимум двух условий: финансовых ресурсов и согласованных действий федеральных и региональных властей.

Кластерная политика может быть основана на применении различных подходов к ее формированию — на основе либеральной или дирижистской модели регулирования экономики. Реализация либеральной модели кластерной политики предполагает минимальное вмешательство государства в рыночные отношения, развитие только тех кластеров, которые изначально были сформированы рынком. Инфраструктура для кластеров создается без участия правительства. Ответственность за создание кластеров полностью возложена на региональные органы власти. По либеральной модели развиваются кластеры в США, Великобритании, Австрии и Канаде. Дирижистская модель кластерной политики подразумевает активное участие государства в выборе приоритетных для развития кластеров, их формировании, целенаправленном создании инфраструктуры. Правительство самостоятельно выбирает регион для создания кластера и определяет объем его финансирования. Роль

региональных органов исполнительной власти здесь является второстепенной. К странам, реализующим дирижистскую модель кластерной политики, относятся Франция, Южная Корея, Япония, Сингапур, Швеция, Финляндия [6, с. 4].

Кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка и основы выхода национальных товаров на международные рынки. Высокая конкурентоспособность страны держится именно на сильных позициях отдельных кластеров, и, наоборот — даже самая развитая экономика может иметь посредственные показатели развития отраслей, в которых не сформированы кластеры (например химический и фармацевтический секторы Японии). Стимулирование кластерных механизмов роста конкурентоспособности за последние полвека неоднократно становилось основой выдвижения целых стран в число наиболее развитых стран мира. Наиболее ярким примером резкого роста международной конкурентоспособности на основе государственной поддержки кластеров является опыт Финляндии, которая в последние годы регулярно занимает первые места в рейтинге перспективной конкурентоспособности и в рейтинге текущей конкурентоспособности стран, обгоняя такие ведущие индустриальные державы как США, Япония, Германия [5,с. 31].

Задачей исследователя регионального развития является выделение сложившихся в экономике территории кластеров и предложений по формированию здесь потенциальных кластеров, способствующих росту конкурентоспособности региона.

2. Макроэкономическое районирование региона. Использование кластерной политики региональными органами власти в качестве инструмента стратегического развития стало характерной чертой регулирования экономики в первом десятилетии XXI в. В Стратегии развития Республики Тыва на период до 2020 года предусмотрено формирование территориальных кластеров как основы макроэкономического районирования.

Республика Тыва, рассматриваемая в качестве социально-экономического объекта, обладает территориальной неоднородностью, в ряде случаев очень значительной. В связи с этим стоит задача оказания регулирующих воздействий не только по отношению к региону как целостной системе, но и по отношению к территориальным объектам региональной системы. Решение задачи формирования территориальных кластеров целесообразно осуществлять по следующему алгоритму. На первом этапе необходимо выделить сложившиеся в

регионе макрорайоны; затем определить отрасли специализации и экономические связи хозяйствующих субъектов; проанализировать конкурентные преимущества макрорайонов в межрегиональном разделении труда. На завершающем этапе следует определить перечень необходимых мер по формированию территориальных кластеров в регионе в долгосрочной перспективе.

В методологическом и концептуальном планах возможны различные пути решения проблемы выделения экономических районов как кластеров-макрорайонов. В основу такого выделения (кластеризации), положены следующие исходные условия:

1) вся территория республики должна быть разбита на экономические районы, достаточно компактные и располагающие, по крайней мере, одним центром экономического роста — наиболее динамично развивающимся;

2) территория каждого кожууна (района) целиком входит только в один экономический район.

Решение поставленной задачи осуществлено в два этапа.

На первом этапе были выделены зоны экономического притяжения, объединяющие однородные, в плане социально-экономического развития, кожууны. В наилучшей степени для этого подходит модель кластерного анализа. Она позволяет формировать группы в соответствии с заданными критериями, учитывая размещение населения, развитие экономики, а также состояние инфраструктуры. На втором этапе в уже выделенных зонах экономического притяжения были найдены центры притяжения, которые в дальнейшем возьмут на себя функции «точек роста» экономики.

Макрорайонирование республики проведено с учетом следующих параметров, характеризующих уровень социально-экономического развития кожууна:

• площадьтерритории;

• численность населения, его естественный и миграционный прирост;

• среднемесячная заработная плата работников предприятий;

• численность безработных;

• обеспеченность объектами социальной сферы (образование, здравоохранение);

• наличие памятников природы, истории и культуры;

• структура экономики;

• наличие разведанных месторождений полезных ископаемых;

• число действующих промышленных предприятий;

• объем выпускаемой промышленной продукции;

• объем продукции сельского хозяйства;

• оборот розничной торговли;

• оборот общественного питания;

• объем платных услуг;

• объем инвестиций.

В ходе анализа определены четыре макрорайона на территории Тувы:

• Западный — аграрный макрорайон с центром промышленного роста г. Ак-Довурак;

• Центральный — промышленно-транзитный макрорайон с центром роста г. Кызыл;

• Восточный — рекреационный макрорайон с развитой добывающей промышленностью и лесозаготавливающей базой лесопромышленного комплекса республики — центрами роста станут села Тоора-Хем и Сарыг-Сеп;

• Южный — аграрный макрорайон с центром ростас. Эрзин [4, с. 45—48].

Западный макрорайон объединил в себе кожууны, обладающие наиболее развитым сельским хозяйством в западной части республики — объем валовой продукции сельского хозяйства в них составил 609 млн руб., или 28 % от всего по республике. Центром роста стал второй по численности населения город республики — Ак-Довурак, его сателлитом станет г. Чадан. В макрорайон вошли Бай-Тайгинский, Барун-Хемчикский, Дзун-Хем-чикский, Чаа-Хольский, Сут-Хольский, Могун-Тайгинский и Овюрский кожууны. Численность населения макрорайона составляет 89,3 тыс. чел. В Овюрском кожууне находится международный пункт пропуска на государственной границе в с. Хандагайты.

Центральный макрорайон объединяет в себе наиболее развитые в промышленном плане кожууны республики, расположенные в центральной ее части и соединенные автодорогой Кызыл-Ак-Довурак, в кожуунах хорошо развита дорожная сеть. Объем произведенной промышленной продукции равен 1,5 млрд руб., что составляет 71 % от всего по республике, из них в составляет вклад г. Кызыла. Макрорайон составляют Улуг-Хемс-кий, Чеди-Хольский, Тандинский, Кызылский и Пий-Хемский кожууны. Численность населения макрорайона — 177,9тыс. чел. Безусловный центр роста — г. Кызыл.

Восточный макрорайон состоит из двух наиболее обширных и наименее плотно заселенных

1 600 ООО 1 400 ООО 1 200 ООО

400 ООО 200 ООО

О '

2003 2004

□ Центральный

кожуунов республики — Тоджинского и Каа-Хемского. В силу неразвитости сети автодорог и особенностей структуры экономики кожуунов макрорайон не обладает ярко выраженным центром роста, в этом и выражается одно из его отличий от остальных макрорайонов республики. Производство промышленной продукции обусловлено добычей золота в Тоджинском кожууне, а производство сельскохозяйственной продукции (185 млн руб.) — в Каа-Хемском кожууне. Район обладает богатой базой лесных ресурсов, в том числе лиственницы. Численность населения макрорайона 19,3тыс. чел., из них более тысячи человек — охотники.

Южный макрорайон стоит из трех аграрных кожуунов с развитым животноводством и земледелием — Тес-Хемский, Эрзинский и Тере-Хольский. Численность населения — 18,7тыс. чел. Объем продукции сельского хозяйства составляет 204,2 млн руб., из них 50% производится в Эрзинском кожууне. Промышленной продукции в макрорайоне практически не производится. Особенностью макрорайона является наличие международного пункта пропуска на государственной границе в населенном пункте Цаган-Тологой, расположенном на федеральной автотрассе М-54 «Енисей».

Исходя из накопленных данных по функционированию природно-ресурсного комплекса и социальной сферы Республики Тыва создана геоинформационная система (ГИС) «Социально-экономические показатели Республики Тыва», которая послужила основой для картографической визуализации информации по макроэкономическим показателям и пространственного распределения ресурсного потенциала региона [9—11]. На базе ГИС построена серия электронных карт макрорайонов по следующим показателям:

Рис. 1. Инвестиции в основной капитал по макрорайонам (по крупным и средним организациям)

2007 □ Восточный

• численность населения;

• месторождения полезных ископаемых;

• объем продукции промышленности;

• объем валовой продукции сельского хозяйства;

• условное поголовье скота;

• поголовье крупного рогатого скота;

• поголовье мелкого рогатого скота;

• объем инвестиций в основной капитал;

• объем платных услуг населению;

• численность безработных.

Пространственный анализ показал, что лидирующие позиции практически по всем показателям занимают Центральный и Западный макрорайоны, значительно слабее выглядят позиции Южного и Восточного. Ситуация меняется только по уровню развития животноводства, а именно — по поголовью мелкого рогатого скота, где Южный макрорайон превалирует над Центральным и выходит на 2-е место. Такое заметное отставание Южного и Восточного макрорайонов по основным макроэкономическим показателям можно связать, прежде всего, с территориальным фактором, включающим в себя менее благоприятные природно-климатические условия, низкую продолжительность безморозного и вегетационного периода, значительную высоту снежного покрова, сложный горный рельеф и т.д. Сюда же можно отнести неразвитость дорожной сети, низкую инвестиционную активность (рис. 1).

Так же была исследована динамика основных показателей за несколько лет, результаты анализа сопоставлены с характером направленности каждого территориального кластера. Например, начиная с 2003 г. обнаружена устойчивая тенденция к сокращению посевных площадей во всех макрорайонах

вплоть до 2008 г., и только в 2009 г. произошел незначительный рост данного показателя в Западном аграрном макрорайоне (рис. 2).

На протяжении всего исследуемого периода Западный макрорайон сохраняет безусловное лидерство по численности мелкого рогатого скота, за последние 5 лет здесь заметно увеличилось (на 23 %) поголовье крупного рогатого скота. Это еще раз подтверждает оправданность аграрной специализации данного кластера.

В Центральном макрорайоне сосредоточены основные производственные ресурсы, исторически он является лидером промышленного производства. В 2009 г. доля добычи полезных ископаемых здесь составила 97 % от общего объема по республике, доля продукции обрабатывающих производств — 84%, доля в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды — 91 %. Ввод в действие основных фондов варьировался здесь в разные годы анализируемого периода от 55% (2005 г.) до 76% (2008г.) от общего объема по республике, оборот розничной торговли находился в пределах 82—84 %, и объем платных услуг населению составлял 93-95 %.

Несмотря на сокращение количества предприятий и организаций по республике за рассматриваемый промежуток времени на 30 %, сохраняется их процентное соотношение в распределении по макрорайонам, в частности в Центральном и Западном макрорайонах работает около 85 % от их общего числа.

Однофакторный дисперсионный анализ, проведенный на уровне значимости а=0,05, также показал высокую зависимость исследованных показателей от факта принадлежности тому или иномумакрорайонуреспублики (см. таблицу).

25 000т—

Результаты однофакторного дисперсионного анализа по макрорайонам республики

20 000-

15 000-

10 000-

5 000-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

2004 2005 2006 2007 2008 2009 □ Центральный □ Западный □ Южный 0 Восточный

Рис. 2. Распределение посевных площадей по макрорайонам

Уровень обусловленности

Показатель территориальным фактором, %

Инвестиции в основной 72

капитал

Распределение предпри- 95

ятии и организации

Ввод в действие основных 50

фондов

Оборот розничной торговли 87

Объем платных услуг насе- 88

лению

3. Формирование территориальных кластеров в Республике Тква. В результате анализа выявлено, что наиболее сформировавшимися и обладающими лучшими стартовыми условиями являются Центральный — промышленный и Западный — аграрный макрорайоны, в которых необходимо в первую очередь предусматривать формирование территориальных кластеров. Это наиболее густонаселенные районы, обладающие более развитой инфраструктурой, и потому наиболее привлекательные для инвесторов.

В Центральном макрорайоне возможно формирование инновационно-промышленного кластера. Участниками инновационно-промышленного кластера могут быть как субъекты рынка инноваций, так и фирмы, компании, занимающиеся добычей и переработкой природных ресурсов [1, с. 37—38]. Здесь сосредоточены предприятия по добыче и переработке природных ресурсов: горнодобывающие, топливно-энергетические, лесозаготовительные, деревообрабатывающие, пищевой промышленности, по переработке недревесной продукции леса: ОАО «Угольный разрез «Каа-Хем-ский», ЗАО «Енисейская промышленная компания», ООО «Голевская горно-рудная компания», ООО «АПК «Урянхай» и др. Наиболее эффективен для республики путь создания филиалов крупных компаний, имеющих опыт добычи и переработки ресурсов и значительные финансовые ресурсы.

Также возможно начать формировать в Центральном макрорайоне энергетический кластер. Составными частями энергетического кластера республики могут стать предприятия:

• по добыче и обогащению каменного угля и производству электрической и тепловой энергии;

• творческие коллективы ученых и технологов, исследующих проблемы энергетики, академической и вузовской науки;

• малые инновационные предприятия по внедрению новых технологий переработки угля,

получению из него конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью, использованию возобновляемых источников энергии, применению тепловых насосов в энергообеспечении, разработке проблем энергосбережения;

• инфраструктурные фирмы и организации: коммерческие банки, научно-инновационный центр, инжениринг-центр, центр трансфера технологий.

В Западном макрорайоне возможно создание агроэкологического кластера. Здесь возможно сосредоточение предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции; учебных заведений по подготовке специалистов для отраслей агропромышленного комплекса, научно-исследовательских организаций, изучающих проблемы АПК.

Для успешного развития Южного и Восточного макрорайонов необходимы дополнительные административные меры и решения. Целесообразно рассмотреть несколько вариантов развития событий:

• объединение в формирующемся агроэкологи-ческом кластере Западного и Южного макрорайонов, поскольку Южный макрорайон также имеет ярко выраженную сельскохозяйственную направленность. В данной зоне сосредоточено 21,7 % крупного и 18,9 % мелкого рогатого скота от общего их поголовья в республике (2008 г.);

• создание на территории Восточного макрорайона межрегионального туристско-рекреацион-ного кластера. Конкурентные преимущества Восточного макрорайона заключаются в наличии рекреационных ресурсов: минеральных источников, множества живописных озер, значительных запасов чистой питьевой воды, отвечающей требованиям мировых стандартов качества. Здесь возможно развитие туризма, в том числе этнокультурного, поскольку район является местом проживания коренного малочисленного народа Севера — тувинцев-тод-жинцев, сохранивших традиционный уклад жизни и труда оленеводов. С перспективами развития туризма в этом макрорайоне, скорее всего, связано повышение его инвестиционной привлекательности в последние годы (см. рис. 1). Аграрные хозяйства Южной зоны могут входить в данный кластер как инфраструктурное подразделение по обеспечению экологически чистой продовольственной продукцией [12, с. 94].

• формирование на основе хозяйств Южного и Восточного макрорайонов территориального кластера по производству и переработке сель-

скохозяйственной продукции, что включает в себя формирование вертикально интегрированного агрохолдинга по производству и переработке экологически чистой продовольственной продукции; развитие потребительской и сбытовой кооперации сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Возможны другие вариации развития событий при различных комбинациях исходных условий и конкурентных преимуществ районов и макрозон, но, тем не менее, ясно, что они должны рассматриваться органами управления региона в целях устойчивого развития Тувы.

Список литературы

1. Балакина Г. Ф. Особенности инновационного пути развития депрессивного региона // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 4 (97). С. 31—39.

2. Кибалов Е. Б., Горяченко В. И. Экономические кластеры Сибири: проблема оценки стратегического синергизма. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН. 2008. 28 с.

3. Марков Л. С., Ягольницер М.А. Экономические кластеры: идентификация и оценка эффективности деятельности. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН. 2006. 86 с.

4. О проекте Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года: постановление Правительства РТ от 04.04.2007 № 442. Кызыл. 2007. 147 с.

5. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач / под ред. А. Ю. Юданова. М.: Финансовая компания «ИНТРАСТ»; КНОРУС. 2007. 464 с.

6. Погодина Т. В., Задорова Т. В. Стратегические приоритеты кластеризации экономики Чувашской Республики // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 26 (83). С. 2-8.

7. Портер М. Конкуренция. М.: Издательский дом Вильяме. 2001.495 с.

8. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международныеотношения. 1993. 896 с.

9. Республика Тыва в цифрах: стат. ежегодник / Тывастат. Кызыл. 2009. 241 с.

10. Республика Тыва в цифрах: стат. сборник / Тывастат. Кызыл. 2008. 262 с.

11. Социально-экономическое положение кожуунов и гг. Кызыл и Ак-Довурак Республики Тыва: стат. сборник/ Тывастат. Кызыл. 2010. 62 с.

12. Топсахалова Ф.М.-Т., Кириленко К.В. Инновационные механизмы экономического развития АПК депрессивного региона. М.: Академия Естествознания. 2009. 170 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.