НАУЧНЫЕ СТАТЬИ И ДОКЛАДЫ
ТЕОРИЯ ПРАВА
УДК 323.28:243.85(470)
И. А. АСЕЕВ, доцент кафедры истории и теории государства и права Уфимского юридического института МВД России, кандидат исторических наук, доцент (г. Уфа)
I. A. ASEEV, Assistant Professor of the Department of History and Theory of State and Law, Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of History, Associate Professor (Ufa)
Р. Р. КАРИМОВ, начальник кафедры истории и теории государства и права Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент (г. Уфа)
R. R. KARIMOV, Head of the Department of History and Theory of State and Law Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law, Associate Professor (Ufa)
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ
PROBLEMS OF FORMATION OF THE SYSTEM OF INTERNAL SECURITY OF MODERN RUSSIA IN THE FIGHT AGAINST TERRORISM
Аннотация. В статье рассматривается деятельность по противодействию терроризму. Анализируются нормативные документы, направленные на борьбу с терроризмом. Отмечается, что Российская Федерация принимает комплексные меры по противодействию террористической угрозе, нормативная правовая база носит плановый и долгосрочный характер. Отдельно обозначены факторы, способствующие его распространению. Эффективность борьбы с терроризмом также зависит от решения других важных проблем и вызовов, среди которых на первый план выдвигаются религиозный экстремизм, национализм, радикализм. Определяются предложения по совершенствованию деятельности, направленной на борьбу с терроризмом.
Ключевые слова и словосочетания: терроризм, сотрудничество государств, безопасность, национальные интересы, концепция внутренней безопасности.
Annotation. The article deals with the activities of countering terrorism. The normative documents aimed at combating terrorism are analyzed. The article notes that the Russian Federation takes comprehensive measures to counter the terrorist threat, and the regulatory framework is planned and long-term in nature. Separately, the factors contributing to its spread are indicated. The effectiveness of the fight against terrorism also depends on the solution of other important problems and challenges, among which religious extremism, nationalism, and radicalism come to the fore. Proposals for improving the activities aimed at combating terrorism are identified.
Keywords and phrases: terrorism, cooperation of states, security, national interests, the concept of internal security.
Несмотря на все усилия мирового сообщества в борьбе с терроризмом, эта проблема по-прежнему остается весьма актуальной. Используя жесткие, изощренные, технологичные методы проведения террористических актов, современный терроризм выступает, безусловно, как первостепенная угроза безопасности для граждан любого государства. Получив доступ к химическому, бактериологическому, ядерному и другим видам оружия возможны такие масштабы их применения террористами, которые превзойдут по катастрофическим последствиям все предыдущие известные террористические акты.
Терроризм проявляется в самых разных контекстах и принимает разные формы. В качестве общих черт зачастую выделяют:
- опасность (для жизни, здоровья или имущества);
- попытку преднамеренно подорвать государственные устои, в частности путем оказания влияния на политических и государственных деятелей;
- неизбирательный подход с целью посеять страх и ужас среди населения.
Каждая страна мира и международное сообщество постоянно находятся в состоянии борьбы с терроризмом. Противодействие терроризму осуществляется различными способами, одним из которых является законодательный. Так, например, международно-правовая база сотрудничества государств в борьбе с терроризмом является необходимой основой реализации одной из основных функций государства, а именно обеспе-
чения безопасности граждан, общества и страны в целом [1, с. 60].
Понятие «терроризм» и связанные с ним преступления должны быть четко сформулированы во внутреннем законодательстве. Соответствующие законы и постановления должны быть доступны для общественности и эффективно применяться государственными органами. Такое условие является одним из необходимых для действенной борьбы с терроризмом.
Государства обязаны обеспечивать защиту от террористических актов. Для этого необходимо, чтобы они уделяли особое внимание предотвращению терроризма. Это отражается в их международно-правовых обязательствах и политических обязательствах.
Российская Федерация была и остается одним из объектов международного терроризма, к сожалению этому способствует ряд определенных факторов.
Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации.
В целях обеспечения государственной и общественной безопасности совер-
шенствуется структура и деятельность федеральных органов исполнительной власти. В частности, в настоящее время эффективно выполняет свои функции Совет безопасности Российской Федерации - конституционный совещательный орган при Президенте Российской Федерации, реализуется Национальный план противодействия коррупции, развивается система выявления и противодействия глобальным вызовам и кризисам современности, включая международный и национальный терроризм, политический и религиозный экстремизм, национализм и этнический сепаратизм; создаются механизмы предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов; формируется долгосрочная концепция комплексного развития и совершенствования правоохранительных органов и спецслужб, укрепляются социальные гарантии их сотрудников, совершенствуется научно-техническая поддержка правоохранительной деятельности, принимаются на вооружение перспективные специальные средства и техника, развивается система профессиональной подготовки кадров в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности; укрепляется режим безопасного функционирования предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного, ядерного, химического и атомно-энерге-тического комплексов страны, а также объектов жизнеобеспечения населения; повышается социальная ответственность органов обеспечения государственной и общественной безопасности.
Угрозу безопасности в пограничной сфере представляют деятельность международных террористических и экстремистских организаций по переброске на российскую территорию своих эмиссаров, средств террора и организации диверсий, а также активизация трансграничных преступных групп по незаконному перемещению через государственную границу Российской Фе-
дерации наркотических средств, психотропных веществ, товаров и грузов, водных биологических ресурсов, других материальных и культурных ценностей, организации каналов незаконной миграции [2].
Концепция внутренней безопасности современной России в борьбе с терроризмом достаточно полно разработана, но вместе с тем важен продуктивный всеобъемлющий анализ, который необходим для выяснения вопроса, чему необходимо уделить внимание в первую очередь, а чему во вторую.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации включает в себя основные угрозы государственной и общественной безопасности, в том числе и деятельность террористических и экстремистских организаций, направленных на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма, нарушения безопасности и многие другие угрозы.
Главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности являются усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (в том числе в информационной сфере), коррупции, терроризма и экстремизма. Обеспечение государственной и общественной безопасности осуществляется путем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб [3].
Необходимо проявлять большую гибкость в реализации превентивной стратегии в борьбе с терроризмом. Эта стратегия может включать в себя противодействие производству и накоплению оружия массового поражения, усиленное воспрещение контрабанды и противозаконного финансирования, проникновение в террористические ячейки, проведение тайных рейдов, направленных против террористов и их пособников.
Необходимо создание структур, в которых будут работать специалисты по информационной борьбе, тайным акциям, дипломатии, прикрытию и дезинформации, разведывательной деятельности, психологическим операциям, агентурной разведке и радиоэлектронной разведке. Разработка новых видов обнаружения и слежения за целями, совершенствование агентурной разведки должны рассматриваться в качестве ключевых направлений в сфере разведки.
Прослеживается необходимость в создании таких структур, которые наделялись бы новыми полномочиями, позволяющими активно проводить координирующую роль: наращивать требуемые возможности и инфраструктуру, обеспечивать координацию разведывательной деятельности и контролировать превентивные меры.
Отличительной чертой новой опасности является то, что ее нельзя четко отнести к ответственности какого-либо одного министерства. Подобное разделение размывается в условиях терроризма сегодняшнего дня. В связи с этим должное взаимодействие в работе всех многочисленных органов крайне важна. Бюрократизм в их работе - одна из важнейших проблем в реформировании всей системы обеспечения безопасности, в том числе и разведывательных служб. Важно не допустить соперничества в обеспечении разведывательной информации, в ее анализе и предоставлении руководству страны. Потребуются многие годы для консолидации функций новых структур
управления и координации, объединения и совершенствования их сил и усилий.
Опыт структурной реорганизации с целью повышения эффективности работы Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности может быть использован вполне оправданно.
Возможно расширить задачи сил специального назначения, например антитеррористические мобильные отряды, имеющие специальную подготовку и специальное оружие, которые будут решать задачи по преследованию отдельных террористических группировок. В связи с этим возможно планировать дополнительные силовые структуры и новое вооружение.
Еще одно направление в сфере внутренней безопасности Российской Федерации - это так называемые, контртеррористические технологии, и в этом смысле создание новых технологий безопасности, которые должны быть быстро поставлены на вооружение, крайне важно. Это могут быть специальные приборы или системы для обнаружения химических, биологических, радиологических и ядерных опасностей.
Особое значение для внутренней безопасности в настоящее время имеет общенациональная стратегия привлечения отечественных биотехнологических и фармацевтических структур как союзников и источников в деле внутренней безопасности. Специалисты по биологическому оружию, биообороне и общественному здравоохранению должны быть привлечены к работе в структурах по внутренней безопасности, участвовать в стратегическом планировании, формировании политики и в осуществлении программ общественного здравоохранения. Функции общественного здравоохранения и биомедицинской обороны должны быть интегрированы с системой внутренней безопасности.
Большего внимания заслуживает защита от химических и биологических атак. В этой связи крайне необходимо
усилить существующие подразделения, их координацию, в том числе путем избежания дублирования. Необходимо координировать деятельность этих подразделений с другими организациями, например, с Министерством здравоохранения Российской Федерации. Также важны проблемы, связанные с атаками в киберпространстве. Российская Федерация является объектом подобных атак. И в этой связи важно взаимодействие с другими странами в принятии плановых мер.
Новая террористическая угроза является по своему характеру транснациональной, и невозможно ни одной стране действовать в одиночку. Сотрудничество возможно не только в обмене информацией, но и в форме конференций и диалогов [4].
Если руководствоваться эффективностью стратегии внутренней безопасности, то необходимо, чтобы стратегия обеспечения общественного здоровья была одним из ее краеугольных камней. В этом смысле запасы лекарств и вакцин и их сохранность крайне важны.
Также важным аспектом в деле противодействия терроризму является устранение условий, способствующих его распространению, а именно:
- негативных социально-экономических факторов, таких как коррупция, без-
работица, особенно среди молодежи;
- дискриминации по этническому, религиозному и другим признакам.
Также, невзирая на имеющуюся нормативно-законодательную базу и предпринимаемые надлежащими органами меры, продолжают совершаться акты террористической деятельности. Поэтому нужно:
- производить мониторинг внедрения законов в сфере противодействия террористической угрозе;
- производить изучение заграничной нормативной законодательной базы с последующим внедрением позитивного опыта;
- интенсивно привлекать общественность в работу по профилактике террористической деятельности и его разных проявлений;
- проводить работу по созданию в обществе атмосферы неприятия террористической деятельности.
Таким образом, для борьбы с современным терроризмом важна не только координация существующих в настоящее время сил и средств, но и инициативы по созданию новых возможностей для внутренней безопасности. В этом смысле президент и правительство могут быть инициатором программ инвестиций по созданию новых возможностей в сфере внутренней безопасности.
***
ЛИТЕРАТУРА
1. Каримов Р. Р. К вопросу формирования международно-правового механизма сотрудничества государств в борьбе с терроризмом // Российская юстиция. 2012. № 2. С. 60 - 63.
2. Стратегия национальной безопасности РФ от 13 мая 2009 г. URL: http://www.kremlin.ru/ supplement/424 (дата обращения: 18.02.2021).
3. Стратегия национальной безопасности РФ от 31 декабря 2015 г. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_191669 (дата обращения: 18.02.2021).
4. Каримов Р. Р. Генезис договорно-правового механизма сотрудничества государств в сфере противодействия терроризму в XX - XXI вв. : монография. Уфа : УЮИ МВД России, 2010. 147 с.
© Асеев И. А.
© Каримов Р. Р.