Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДАГЕСТАНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДАГЕСТАНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
Российская империя / дагестанцы / светское образование / школы / русский язык / культура / прогресс.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курбаналиева М.И.

В статье анализируется процесс формирования системы светского образования в Дагестане в период интеграции края в социально-экономическое, культурное и правовое поле Российской империи. Актуальность статьи определяется выявлением проблем данного процесса, связанных как с центральным финансированием, так и с традициями, менталитетом, культурой местного населения. Использован сравнительно-исторический метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДАГЕСТАНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА»

УДК 94 (470.6) «199»

Курбаналиева М.И. студент 2 курса магистратуры специальность «История» Научный руководитель: Джабаева Т. Ч., к. и.н. Дагестанский государственный университет

РФ, г.Махачкала

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДАГЕСТАНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX

ВЕКА

Аннотация. В статье анализируется процесс формирования системы светского образования в Дагестане в период интеграции края в социально-экономическое, культурное и правовое поле Российской империи. Актуальность статьи определяется выявлением проблем данного процесса, связанных как с центральным финансированием, так и с традициями, менталитетом, культурой местного населения. Использован сравнительно-исторический метод.

Ключевые слова: Российская империя, дагестанцы, светское образование, школы, русский язык, культура, прогресс.

Kurbanalieva M.I.

2nd year undergraduate majoring in History Dagestan State University Scientific supervisor: Jabayeva T.Ch., candidate of historical sciences

Russian Federation, Makhachkala

PROBLEMS OF FORMATION OF THE SECULAR EDUCATION SYSTEM IN DAGESTAN IN THE SECOND HALF OF THE XIX

CENTURY

Abstract. The article analyzes the process of formation of the secular education system in Dagestan during the integration of the region into the socioeconomic, cultural and legal field of the Russian Empire. The relevance of the article is determined by the identification of problems of this process related to both central financing and traditions, mentality, culture of the local population. The comparative-historical method is used.

Keywords: Russian Empire, Dagestanis, secular education, schools, Russian language, culture, progress.

В первой половине XIX века программы дагестанских школ отличались от программ учебных заведений империи. Повышенное внимание уделялось местным языкам, изучения которых требовали от всех без исключения учащихся. В данный период менее централизованная образовательная политика, гибкая, уважающая специфику, обычаи и традиции местного населения, по убеждению наместника М. С. Воронцова, наиболее целесообразна в свете глобальных замыслов царизма.

Уже в 50-х гг. в правительственной политике стала набирать силу тенденция к унификации систем народного образования России и Кавказа. Унификация соответствовала великодержавным устремлениям самодержавия, а также отвечала запросам экономического развития России. Поэтому все очевидней делалась необходимость организации светского образования в регионе.

В Дагестане, где проживало большое количество разных народностей говорящих на различных языках, просто необходим был один международный язык и международная письменность, и этот язык должен был быть естественно русский21.

Обучится русскому языку жители Дагестана могли не иначе как в русских школах. Открытие школ предусматривало полное их содержание русским правительством. Устройство таковых школ в районах Дагестана, с соответствующим помещением и со всем необходимым хозяйством, влекло за собой значительные издержки. Исходя из этого, наиболее удобным было открыть на плоскости одну большую школу взамен нескольких малых в горах. В результате были закрыты хунзахская, гунибская и кумухская школы в пользу открывшейся Темир-Хан-Шуринской.

Очередной проблемой в распространении светского обучения на русском языке кроме его непопулярности по сравнению с арабским, была его материальная неперспективность. В самом небольшом глухом ауле, человек, знающий кое-как читать и писать по-арабски, мог открыть в своем доме школу для приходящих учеников, довольствуясь даже самой низкой платой. Для русского человека, который задумал бы открыть школу для обучения детей русскому языку и грамоте, таких условий не существовало.

Более того, дагестанец, который хотел бы выучить русский язык и русскую грамоту, во-первых, необходимо было уехать из своего села. С этим трудно было мириться, так как в течении как минимум 1-2-х лет семья его непроизводительно теряла лишних работников в лице детей. Во-вторых, обучение было платным, к примеру, в 1875-1876 учебном году плата за обучение в Темир-Хан-Шуринской прогимназии составляла 10 руб. в год -

с ученика приготовительного класса, 15 руб. - с ученика следующих

22

классов22.

21 О распространении грамотности между горцами // ССКГ. Вып 3. Тифлис, 1869. (М., 1992). С.7

22 Каймаразов Г.Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989. С. 63

Таким образом, каждый горец мог не прерывая семейных связей, не удаляясь от родного дома, учиться арабскому языку. Вместе с тем, сколько трудностей должен был он преодолеть, чтобы приобрести возможность учиться языку русскому. Число учащихся в Темир-Хан-Шуринском горском училище было ничтожно по сравнению с числом учащихся в арабских школах. В данный период, по причине ограниченности средств, и в других районах России ощущался недостаток в народных школах, соответственно, откуда же можно было взять средства на распространении их в Дагестане в том количестве, чтобы ни могли соперничать с арабскими23.

В Порт-Петровске первые школы появились значительно позже, чем в Темир-Хан-Шуре. В 1862 г. представители общественности Порт-Петровска обратились к начальнику Дагестанской области с просьбой разрешить открыть в городе бесплатную, «в виде опыта, временную школу для детей обоего пола». По мысли авторов ходатайства, в школе должны были преподавать закон божий, русскую грамоту и первые четыре действия арифметики. Только спустя семь лет, 1869 г., по ходатайству «Петровского общества» разрешено было открыть в городе «одноклассное начальное училище грамотности и ремесел». Это единственное учебное заведение Порт-Петровска долгое время влачило жалкое существование. Прошло еще 15 лет, прежде чем Министерство внутренних дел царского правительства утвердило «устав попечительства о Петровской городской начальной школе», согласно которому члены попечительства ежегодно вносили взносы в пользу школы и призваны были поддерживать ее как в материальном, так и в учебно-воспитательном отношениях.

Кроме того, на общественные благотворительные средства открывались первые женские учебные заведения (1864) - Дербентское женское начальное училище и общественное училище для бедных девиц в Темир-Хан-Шуре. Обучение велось бесплатно. Впоследствии в 1875 г. вместо бесплатной женской школы в Темир-Хан-Шуре открылась четырехклассная прогимназия на содержание которой отпускалось 1500 рублей в год из местных доходов Закавказского края.

Таким образом, как ни велико было желание русского правительства распространить в массе горцев знание русского языка, как ни велико было желание хоть и не большинства, но тем не менее многих горцев выучиться в светском учебном заведении - недостаток в средствах и с одной, и с другой стороны являлся серьезным препятствием.

В Дагестане вопрос приобщения к русской культуре, русской образованности являлся вопросом острым и с точки зрения идеологии. Любая попытка сойтись с русскими в культурном отношении, отдать детей в школы, созданные русской администрацией, считалась противным идеям ислама и нередко преследовалась мусульманским духовенством.

23 Там же. С.9

Мусульманство было серьезным препятствием на пути экономического и культурного сближения дагестанского народа с

24

русским24.

Несмотря на то, что мусульманская религия и муллы вели упорную борьбу против распространения русского образования и русской культуры, передовые люди Дагестана напротив боролись за сближение с Россией и русской культурой. К примеру, в 1883 г. Гасан Алкадари открыл в родном ауле светскую школу, которая работала по особой программе. В ней велось обучение чтению, письму, начальным знаниям по математике, агрономии, географии, всемирной астрономии, истории и арабо-мусульманской

25

поэзии25.

Противопоставляя схоластическую религиозную систему образования светской, дагестанский просветитель, этнограф, лингвист и педагог А. Омаров показывает пороки мусульманских мактабов и медресе и основную свою работу «Воспоминания муталима» посвятил критике этой системы. Отношение большинства дагестанского населения к светскому образованию характеризует возмущение отца А. Омарова узнавшего о том, что его сын поступил в г. Темир-Хан-Шуре в школу, созданную русской администрацией: - «Узнавши об этом, отец прискакал ко мне, точно для спасения погибшего; он был в сильном негодовании на мой поступок; он считал для себя унизительным, что сын его поступил в русскую школу»26.

По мнению горцев, писал А. Омаров, разъясняя причины укоренившегося отрицательного отношения к русскому образованию, русские обучают детей прежде всего чтению Евангелия и догматам христианской религии.

В итоге, более 40 лет потребовалось царизму после окончательного присоединения Дагестана, чтобы открыть 12 школ. Это говорит о колониальном характере самодержавной «просветительской» политики на присоединенных окраинах. Вместо того, чтобы увеличить средства на расширение школьной сети за счет сумм, находящихся в распоряжении попечителя учебного округа, начальники округов, губерний по его (попечителя) рекомендации, разъясняли населению необходимость открытия начальных народных училищ на свои средства.

Более того, 18 июня 1887 царский министр просвещения издал реакционный циркуляр, который ограничивал доступ в гимназии и прогимназии выходцам из бедных семей подняв плату за обучение с 30 до 40 руб., руководствуясь мнением, что не следует выводить их из своей

24 Баймурзаев А.Б. Из истории общественной мысли Дагестана второй половины XIX века. Махачкала, 1965. С.125

25 Алкадари Г. Асари-Дагестан. Махачкала, 1920. С.11

26 А. Омаров. Воспоминания муталима. // ССКГ. Вып. 2. Тифлис, 1869. (М., 1992).

среды, чтобы не посеять озлобление из-за неравенства имущественных положений27.

Только с конца 90-х гг. происходит расширение сети школ, финансируемой за счет государственной казны, причиной чему являлся подъем промышленного производства России.

Использованные источники:

1. О распространении грамотности между горцами // ССКГ. Вып 3. Тифлис, 1869. (М., 1992).

2. Каймаразов Г.Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989.

3. Баймурзаев А.Б. Из истории общественной мысли Дагестана второй половины XIX века. Махачкала, 1965.

4. Алкадари Г. Асари-Дагестан. Махачкала, 1920. С.11

5. Омаров А. Воспоминания муталима. // ССКГ. Вып. 2. Тифлис, 1869. (М., 1992).

Каймаразов Г. Ш. Указ. соч. С.69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.