Научная статья на тему 'Проблемы формирования русского городского населения Дагестана на рубеже XIX - XX веков'

Проблемы формирования русского городского населения Дагестана на рубеже XIX - XX веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
151
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русское население / города Дагестана / состав переселенцев из России / Russian population / towns of Dagestan / structure of migrants from Russia

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Суздальцева Ирина Анатольевна

Изучаются некоторые проблемы, связанные с формированием русского населения городов и слобод Дагестана (Кизляр, Хасавюрт, Порт-Петровск, Темир-Хан-Шура, Дербент), которые имели пестрый национальный и социальный состав и на рубеже XIX-XX вв. принимали значительный поток переселенцев из центральных губерний России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to the study of some problems, connected with the forming of the Russian population of towns and settlements in Dagestan (Kizlyar, Khasavyurt, Port-Petrovsk, Temir-Khan-Shura, Derbent), which had diverse national and social structure, and at the turn of the 19th and 20th centuries accepted the significant flow of migrants from central regions of Russia.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования русского городского населения Дагестана на рубеже XIX - XX веков»

УДК 94(471.67)

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОГО ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ДАГЕСТАНА НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ ВЕКОВ

© 2009 г. И.А. Суздальцева

Дагестанский государственный педагогический университет, ,

ул. М. Ярагского, 57, г. Махачкала, 367003, umudgpu@mail. ru

Dagestan State Pedagogical University,

M. Yaragskiy St., 57, Makhachkala, 367003, [email protected]

Изучаются некоторые проблемы, связанные с формированием русского населения городов и слобод Дагестана (Кизляр, Хасавюрт, Порт-Петровск, Темир-Хан-Шура, Дербент), которые имели пестрый национальный и социальный состав и на рубеже XIX-XX вв. принимали значительный поток переселенцев из центральных губерний России.

Ключевые слова: русское население, города Дагестана, состав переселенцев из России.

The article is dedicated to the study of some problems, connected with the forming of the Russian population of towns and settlements in Dagestan (Kizlyar, Khasavyurt, Port-Petrovsk, Temir-Khan-Shura, Derbent), which had diverse national and social structure, and at the turn of the 19th and 20th centuries accepted the significant flow of migrants from central regions of Russia.

Keywords: Russian population, towns of Dagestan, structure of migrants from Russia.

Изучение истории русского населения Дагестана как органической части общей истории народов Кавказа имеет большое значение для исследования социально-экономического, политического и культурного развития России и Кавказа. Объективный анализ характера и методов размещения русских переселенцев в Дагестане, соотношения численности сельского и городского русского населения края и т.д. поможет воссоздать истинную картину формирования русскоязычного населения Дагестана и его роли в хозяйственно-экономической, социально-политической и культурной жизни региона.

Переселенческое движение из внутренних губерний России на Северо-Восточный Кавказ в конце XIX - начале XX в. привело к значительному увеличению численности русского населения Дагестана. Большую роль

сыграл процесс урбанизации. Значительное число русских переселенцев проживало в городах и слободах Дагестанской области. Как сообщают обзоры Дагестанской области, в конце XIX в. «русские составляют население городов, штаб-квартир, слобод и укреплений области. Помимо пришлой массы военнослужащих и гражданских чиновников, русское население образовалось из лиц, преимущественно отставных офицеров и главным образом нижних чинов, приобретших недвижимость в городах и штаб-квартирах. Сравнительно в незначительном количестве в состав населения входят представители торгового, ремесленного и мещанского сословий, приписавшихся к городам области из внутренних губерний» [1, с. 37].

В архивных документах имеются многочисленные прошения крестьян и мещан различных губерний России с просьбой причислить их к городам Терской губернии и Дагестанской области, многим из которых было разрешено поселиться в Кизляре, Хасавюрте, Порт-Петровске, Дербенте и т.д.

Город Кизляр играл заметную роль в политической, экономической и культурной жизни Северо-Восточного Кавказа. В конце XIX - начале XX в. город принимал широкий поток переселенцев из внутренних губерний России, однако с возникновением на Северном Кавказе новых городов (Ставрополь, Владикавказ, Георгиевск и др.), их ростом и перемещением торговых и других путей, связывающих Россию с Кавказом, значение Кизляра начало постепенно падать.

Упадок Кизляра особенно виден на динамике численности его населения. Известно, что пореформенное сорокалетие было отмечено повышенными темпами роста городского населения на Кавказе и в ряде других мест нашей страны. Так, население большинства городов Кавказа за это время увеличилось в 4-5 раз [2, с. 50]. Число жителей Кизляра, несмотря на приток переселенцев из Центральной России и Украины, за указанный период не только не возросло, а, наоборот, резко сократилось.

Если в первой четверти XIX в. население Кизляра составляло около 15 000 человек (не считая войск и пришлых) и держалось примерно на этом уровне до середины века, то в 1876 г. оно насчитывало 8693 чел., а в 1900 г. упало до 7652 чел. Таким образом, число коренных жителей Кизляра сократилось почти наполовину [3, с. 183]. В значительной мере это объяснялось выездом из Кизляра во второй половине XIX в. на свою родину многих кавказцев. Кроме того, в 1870 г. была упразднена Кизлярская станица, составляющая особый квартал, после чего часть жителей-казаков осталась жить в Кизляре, а большинство их не пожелало записаться в мещанское сословие и выехало. В то же время естественный прирост населения в крае, как и раньше, был незначителен. В иные годы смертность превышала рождаемость (в 1887 г. родилось 274, а умерло 439 чел.) [4, с. 10]. Следовательно, рост населения Кизляра мог происходить лишь за счет притока переселенцев из центральных губерний России, который в этот момент был весьма слаб.

С начала XX в. население Кизляра стало расти. В 1914 г. оно составляло 12 437, к началу 1916 г. - 16 151 чел. Рост численности населения происходил главным образом за счет притока переселенцев из внутренних губерний России и Украины, а также за счет бывших солдат Кавказской армии и разного рода ссыльных. Несколько повысился и естественный прирост населения: в 1913 г. родилось 510, а умерло 297 чел. [3, с. 183].

Кизляр по-прежнему оставался многонациональным. Так, в 1914 г. в нём проживало: 5466 армян, 4375 русских, 1179 кавказских горцев (главным образом кумыки и другие дагестанцы), 320 грузин, 270 персиян, 137 ногайцев, 260 евреев и т.д. [5, с. 10].

Хасавюрт с самого начала своего возникновения был не только военно-стратегическим пунктом, но и торго-

во-экономическим центром на Кумыкской плоскости. В формировании его населения преобладали военный и торговый элементы. Большинство жителей в первой половине XIX в. составляли русские, а также горские евреи и совсем незначительное число - местное население. Значительная часть горожан была представлена военными, вышедшими в отставку и оставшимися жить по месту службы. Большая часть их была выходцами из разных губерний России. В 1901 г. русское население Хасавюрта составляло 1884 чел. (945 мужчин, 939 женщин) [6, л. 20]. В результате притока переселенцев в начале XX в. русское население Хасавюрта значительно увеличилось, и в 1909 г. составило 5205 человек (2907 мужчин, 2496 женщин) [7, л. 2].

Порт-Петровск играл заметную роль в торговых связях с центральными районами России. Население города в первый период его основания также состояло преимущественно из служащих солдат с семьями. С каждым годом оно росло за счет притока из внутренних районов России и Дагестана, изменялась его структура. Выгодное расположение Петровска на берегу моря уже в первые годы существования привлекало сюда астраханских, саратовских и других купцов, многие из которых переселялись к стенам крепости [8, с. 193]. Это привело к экономическому росту города и изменению социального состава его населения. Петровск возник и развивался больше как русский город. Накануне Первой мировой войны «горцев кавказских» насчитывалось около 10 % от числа горожан. Значительную часть населения Пет-ровска составляли рабочие. В 1912 г., по словам военного губернатора Дагестанской области, рабочий класс был... «исключительно сосредоточен в Петровске, ... в порту и на железной дороге ...» [9, л. 1 об].

В городе Темир-Хан-Шуре русские представители торгового сословия жили с момента его основания. В 1857 г. городское население насчитывало до 7000 чел., в том числе торговцев: русских - 60, армян - 64, грузин -23, персиян - 52, греков - 3, евреев - 6 [10, с. 28, 41]. В 1866 г. здесь среди лиц, занимавшихся торговлей и промыслами, было: русских - 178, грузин - 25, армян - 129, евреев - 92, мусульман - 187, из них дагестанцев - 62 человека [10, с. 45].

Город Дербент русские знали и бывали здесь по торговым делам еще со времен Киевской Руси. С XVIII в. началось формирование постоянного русского населения города, которое было первоначально представлено служилыми людьми. Еще со времен Петра I отставных нижних чинов стали оставлять на постоянное жительство по месту их последней службы. Так в районе Дербента за пределами крепостных стен существовали жилые кварталы для таких военных.

Во второй половине XIX - начале XX в. Дербент наряду с другими городами Дагестана, стал одним из важных пунктов притока русского населения, чему способствовали широкое переселенческое движение из внутренних губерний России на Кавказ, строительство железной дороги, развитие в крае торговли и промышленности и т.д. Русское население Дербента формировалось за счет купцов, крестьян и отставных военнослужащих.

В конце XIX в., по данным всеобщей переписи 1897 г., русское население Дагестанской области составляло 10 465 чел. (7894 муж., 2571 жен.). Значительная его часть обосновалась в городах: Темир-Хан-Шуре - 1899 чел. (1407 муж., 492 жен.), Петровске - 3818 чел. (2694 муж., 1124 жен.), Дербенте - 858 чел. (728 муж., 130 жен.). Всего - 6575 чел. (4829 муж., 1746 жен.) [11, л. 26-27].

Притоку переселенцев из внутренних губерний России способствовало открытие в 1893 г. железнодорожной линии Беслан - Грозный - Петровск, связавшей эту окраину страны с внутренними губерниями России и Украиной. В 1899-1900 гг. была построена железная дорога Петровск - Дербент - Баладжары, открывшая доступ выходцам из внутренних губерний России в Южный Дагестан и Закавказье.

Русские переселенцы оседали на многочисленных железнодорожных станциях и разъездах. В пределах Дагестанской области на железнодорожной линии было сооружено 10 станций: Чирюрт, Темиргое, Петровск-Кавказский, Порт-Петровск, Манас, Бойнак, Каякент, Мамед-Кала, Дербент, Белиджи [12, с. 43].

Определенную часть русского городского населения области, особенно на первом этапе, составляли представители торгово-промышленных кругов России. Можно привести многочисленные примеры о создании торгово-промышленных предприятий в городах Дагестана переселенцами из России. После постройки железной дороги в Дагестан стали приезжать русские купцы и промышленники, которые арендовали у местных князей участки земли на побережье Каспия. На базе русского и иностранного капитала в крае стала развиваться и нефтяная промышленность.

Созданная в крае русскими предпринимателями в конце XIX - начале ХХ в. промышленность требовала все больше рабочей силы. В начале промышленность так же, как и транспорт, обслуживалась квалифицированными русскими рабочими, завезенными из центральных губерний. И это было не случайно. Хозяева фабрик и заводов были заинтересованы в быстрейшем пуске их, но на месте не было специалистов из местных народностей, способных участвовать в фабричном и заводском производстве. Неграмотные, не понимавшие русского языка, местные крестьяне не могли в короткий срок встать за станки. Хозяева заводов и фабрик не были заинтересованы в подготовке квалифицированных кадров из местных народностей, так как это было связано с определенными расходами, и стали выписывать рабочих из промышленных центров России: текстильщиков - из подмосковного фабричного района и Иваново-Вознесен-ска, бондарей - из Рязани и Астрахани, рыбаков - с Волги и т.д. Поэтому русские составляли половину всех рабочих в промышленности и на транспорте Дагестана [13, с. 210].

Так, например, самым крупным предприятием Дагестанской области следует считать бумагопрядильную и ткацкую фабрику акционерного общества «Каспийская мануфактура», основанную в 1898 г. статским советником И.О. Петрококиным и московским купцом С.И. Решетниковым в Петровске. Число рабочих здесь в разное время колебалось от 800 до 1000 чел. В 1901 г. на фаб-

рике «Каспийская мануфактура» работало 700 рабочих и служащих [14, с. 44]. Большая их часть была нанята в промышленных районах России. В 1902 г. лишь 33,4 % рабочих здесь были нерусские [15, л. 29]. В 1905 г. число рабочих составило 1021 чел., из которых православных было 766, мусульман - 221, армян - 12, евреев - 21, католиков - 1 [16, с. 31].

Значительное число русских прибывало в Дагестан в качестве сезонных рабочих на рыбные промыслы, расположенные вдоль всего побережья. В начале XX в. на рыбных промыслах Дагестанской области работали примерно 10 тыс. человек, около половины из них - русские [15,с. 32-33; 17, с. 22]. По данным В.И. Мейснера за 1912 г., в Петровских, Терекемейских, Дербентских и Кюринских водах работало 15 831 рыбник, из которых русских было 7641 чел. В середине 1917 г. на дагестанских сельдяных промыслах было занято до 16 тыс. рабочих, 48 % которых составляли русские [3, с. 75-78]. Приведем неполный перечень арендаторов из города Петровска: А. Фоменко, на промысле которого работало 55 рабочих, Д. Горбунов (55 рабочих), А. Акуменич (55 рабочих), Н. Рогаткин (90 рабочих), А. Окунев (75 рабочих), И. Лисочинский (120 рабочих), Г. Беляни-нов (135 рабочих) и др. [18, с. 75-76]. На рыболовных промыслах астраханского купца К.П. Воробьева, которые арендовались им в районе Петровска у наследников шамхала Тарковского, работало от 900 до 1500 рабочих [19, л. 54 об.-55 об.].

В формировании русского городского населения Дагестана исключительно большое значение имела железная дорога, в строительстве которой участвовали русские рабочие. Постройка железной дороги требовала много рабочей силы. Обычно наем квалифицированной рабочей силы производился в центре России, а неквалифицированные рабочие нанимались на договорных началах на месте. Количество рабочих в среднем колебалось от 5 до 13 тыс. Железнодорожники были самым крупным отрядом постоянных рабочих в крае. Только на дагестанском отрезке Владикавказской железной дороги в 1903 г. число рабочих и служащих вместе с членами семей достигло 13 667, а в 1917 г. - 16 тыс. чел. На железной дороге в Петровском районе в 1917 г. работали 1575 русских рабочих и 25 горцев [20, с. 75]. Поскольку работа на железной дороге требовала, как правило, технической грамотности и квалификации, здесь трудились русские рабочие, получившие технические знания и производственный опыт на других дорогах страны или просто обладающие минимумом общей грамотности на русском языке [21, с. 36].

После проведения железной дороги наблюдался быстрый рост городского населения края. С 1862 по 1897 г. его удельный вес в Дагестане увеличился с 2,1 до 5,9 % , а в 1913 г. горожане составили 11,0 % населения. Быстрый рост городского населения в Дагестане был отмечен в первые годы после ввода в эксплуатацию Петровского участка железной дороги. Сопоставление данных посемейных списков 1886 и переписи 1897 гг. показывает, что за этот промежуток времени городское население Дагестана увеличилось с 20 129 до 33 835 чел., или на

68 %, в то время как по всем городам Закавказского края оно возросло в среднем на 49,8 %.

Рост городского населения происходил во многом за счет притока извне. В связи с этим русское население области значительно увеличилось и составило в 1913 г. 6,2 % (без Хасавюртовского округа), против 0,8 % в 1886 г. [22, с. 133].

Следует сказать и о вынужденном поселении русских в Дагестане - о политической ссылке. С конца XIX в. в города и слободы Дагестана из центральных районов России под надзор полиции высылались русские революционеры. Поселение их здесь существенно не повлияло на численность русского населения, но имело большое политическое значение: способствовало формированию революционного мировоззрения населения края, особенно в городах. Так, в рапорте полицмейстера Дербента от 3 марта 1908 г. на имя военного губернатора Дагестанской области сообщается, что в городе проживало 74 политических ссыльных из Баку, Тифлиса, Петербурга, Ростова-на-Дону, Воронежа, Тамбова, Москвы, Терской и Кубанской областей [23, л. 13; 24, с. 202-203].

Представляет интерес соотношение городского русского населения между районами Предкавказья, Северного Кавказа и Закавказья. Если в начале ХХ в. в губерниях и областях Закавказского края и Дагестанской области городское население составляло половину всего русского населения - 52,6 %, т.е. 123 704 из 234 744 чел., то в Предкавказье удельный вес его был незначителен -всего 13,7 %, что составляло 216 079 из 1 570 414 чел. При этом наибольший удельный вес русского городского населения приходился на Дагестанскую область -9538 чел., составляя 72,7 % от 13 111 чел. русских в области [25, с. 126]. В 1914 г. наибольший удельный вес русского городского населения приходился на Дагестанскую область, где 75,5 % русских переселенцев (27 563 человека) проживало в городах.

Заселение Дагестана и Закавказья имело свои особенности. Так, в Дагестанской области, Бакинской и Тифлисской губерниях заселялись прежде всего районы с губернскими центрами, поэтому наиболее значительным был прилив населения в города Петровск, Баку, Тифлис. Как отмечает Б.В. Тихонов, губернии и области Закавказья и Дагестана не относились к основным районам земледельческой колонизации как, скажем, территории Северного Кавказа [26, с. 136].

Таким образом, значительный поток переселенцев из центральных губерний России направлялся в города и слободы Северо-Восточного Кавказа. В Дагестане среди русского населения преобладали лица некрестьянских сословий, связанные с деятельностью в городах. На то был ряд причин:

- Северо-Восточный Кавказ и особенно Дагестан не располагал свободными земельными пространствами, пригодными для ведения сельского хозяйства;

- территория Дагестана подверглась крестьянской колонизации значительно позже, чем Предкавказье и другие области Северного Кавказа. Притоку переселенцев в край способствовало завершение строительства

здесь железной дороги, которая связала города Дагестана с внутренними губерниями России и Украиной. Русские переселенцы осели на многочисленных железнодорожных станциях и разъездах: Хасавюрт, Темиргой, Шамхал, Петровск-Кавказский (ныне Махачкала I), Порт-Петровск, Манас, Каякент, Мамедкала, Белиджи, Дербент и др.

Рост городов, связанный с бурным развитием торговли и промышленности в первое десятилетие ХХ в., в результате которого небольшие провинциальные города превратились в крупные промышленные центры, также способствовал притоку сюда переселенцев.

Социальный состав прибывавших в край русских жителей был неоднороден. В городах, слободах, а также на рыбных промыслах стали селиться русские предприниматели, мещане, купцы, квалифицированные и сезонные рабочие из России. Последние являлись наиболее многочисленной группой русского городского населения и основой всего рабочего класса края. Кроме того, сюда стекались безземельные «иногородние» крестьяне Северного Кавказа и оставались для постоянного проживания военнослужащие, проходившие службу в крае и ушедшие в отставку.

Все это привело к тому, что русское население Дагестана, как, впрочем, и Закавказья, было преимущественно городским. В конце XIX - начале XX в. русские составляли здесь более половины городского населения. Они наряду с персиянами, азербайджанцами, горскими евреями, армянами и кумыками стали тем ядром, вокруг которого в последующем формировалось городское население края.

Литература

1. Обзор Дагестанской области за 1899 г. Темир-Хан-Шура, 1900.

2. Терский календарь на 1901 г. Владикавказ, 1900.

3. Васильев Д.С. Очерки истории низовьев Терека (досоветский период). Махачкала, 1986.

4. Всеподданнейший отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1887 г. Владикавказ, 1888.

5. Терский календарь на 1915 г. Владикавказ, 1914.

6. ЦГА РД. Ф. 21. Оп. 4. Д. 12.

7. Там же. Д. 50.

8. Иноземцева Е.И. Дагестан и Россия в XVIII - первой половине XIX в.: проблемы торгово-экономических взаимоотношений. Махачкала, 2001.

9. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 1. Д. 21 б.

10. Козубский Е. Очерки истории Темир-Хан-Шуры // Сб. материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 19. Тифлис, 1894.

11. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 2. Д. 198.

12. Вагабов М.М. Железнодорожный и морской транспорт Дагестана: история становления и развития (конец XIX - 90-е гг. XX в.). Махачкала, 1997.

13. История Дагестана. Т. 2. М., 1963.

14. Гусейнов МШ. Россия и индустриальное развитие Дагестана. Конец XIX - 30-е гг. XX века : дис. ... д-ра ист. наук. Махачкала, 2004.

15. ЦГА РД. Ф. 21. Оп. 3. Д. 27.

16. Обзор Дагестанской области за 1905 год. Темир-Хан-Шура, 1906.

17. Обзор Дагестанской области за 1906 г. Темир-Хан-Шура, 1907.

18. Дагестанский сборник. Вып. 2. Темир-Хан-Шура, 1904.

19. ЦГА РД. Ф. 21. Оп. 3. Д. 13.

20. Гаджиев А.С. Роль русского народа в исторических судьбах народов Дагестана. Махачкала, 1964.

Поступила в редакцию

21. Мансуров МХ. Русские переселенцы в Дагестане (2-я пол. XIX - нач. XX в.). Махачкала, 1994.

22. Нахшунов Р.И. Экономические последствия присоединения Дагестана к России. Махачкала, 1956.

23. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 8. Д. 32.

24. Зульпукарова Э.М.-Г. Формирование и деятельность дагестанской интеллигенции. Конец XIX - середина XX века. Махачкала, 2000.

25. Исмаил-Заде Д.И. Русское крестьянство в Закавказье (30-е годы XIX - начало ХХ века). М., 1982.

26. Тихонов Б.В. Переселения в России во 2-й пол. XIX века. М., 1978.

25 ноября 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.