ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
Козлов Владимир Васильевич
Президент Международной Академии Психологических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной и политической психологии
ЯрГУ им. П.Г.Демидова
Аннотация. Cтатья посвящена проблеме формирования профессиональных качеств при подготовке будущих психологов и на анализе качеств личности профессионала психолога.
Ключевые слова. Личность, психолог, профессионал, качество, практика, система, деятельность
Автор статьи занимается проблемами формирования личности психолога в образовательной системе и реализации в профессиональной деятельности с 80-ых годов прошлого столетия. Представляя Ярославскую психологическую школу в те времена, в основном эта проблема была связана с изучением профессионально важных качеств психологов и психологического анализа деятельности.
Поскольку наша статья посвящена проблеме формирования профессиональных качеств при подготовке будущих психологов, остановимся на анализе качеств личности профессионала психолога в большей степени. Личности профессионала психолога и его профессионально важным качествам посвящено множество работ [2].
Основными ПВК психолога, кроме высокого общего и социального интеллекта, общих и специальных знаний, требований к письменной и устной речи являются: хорошая память, богатое воображение и интуиция, целостность и гибкость мышления, творческий склад ума, наблюдательность, общительность, открытость, непринужденность, умение устанавливать контакты, эмпатия, отзывчивость, доброжелательность, умение проявлять интерес к людям, вызывать доверие и найти подход к людям, умение слушать и слышать, понимать постороннего человека, его внутренний мир, терпимость к отличным от собственных взглядам и суждениям, ответственность, готовность помочь, эмоциональная стабильность, уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, умение контролировать свое поведение (т.е. сохранять самообладание в процессе общения), способность к самоанализу, рефлексии, к анализу своего поведения, готовность к нестандартным ситуациям (т.е. способность сохранять спокойствие и рациональность мышления), умение разрабатывать планы и отслеживать результаты своей деятельности [1, 2, 3, 4].
Многиеизвышеперечисленныхпрофессиональныхкачествпсихологаявляются структурными компонентами социально-психологической компетентности. Многие из них являются инвариантными базовыми компетенциями, выходящими за пределы какой-либо конкретной деятельности.
Социально-психологической компетентность психолога - это способность психолога решать профессиональные задачи, опираясь на знание психологии личности и групп, умение ориентироваться в социальных ситуациях, рефлексию и эмпатию, обеспечивать высокую эффективность взаимодействия с людьми в системе межличностных отношений и позитивную групповую динамику.
Для наиболее эффективной профессиональной деятельности при подготовке будущих психологов необходимо развитие основных профессионально важных качеств, которые играют важную роль в формировании личности психолога-профессионала, а также и развитие инвариантных компетенций деятельности.
Профессиональная деятельность рассматривается в психологии с позиции трех подходов:
1. Деятельностного (понятие «профессиональная деятельность» совпадает с понятием «профессия»);
2. Стратификационного (профессиональная деятельность определяется через объединение людей в профессиональные группы на основе выполнения одинаковых или похожих видов деятельности);
3. Личностного (профессиональная деятельность определяется через готовность специалиста к выполнению профессиональной деятельности).
Профессиональная деятельность психолога это общественно значимая трудовая деятельность человека владеющего комплексом профессиональных психологических компетенций, приобретенных в результате специальной подготовки, и имеющего соответствующие специфике деятельности профессионально важные качества, что обусловливает результативное выполнение профессиональных задач и дает возможность получать необходимые средства не только для существования, но и для развития профессионального, творческого и интеллектуального потенциала психолога [5, 6].
Профессиональнаядеятельностьтесносвязанасличностьюпрофессионального психолога, т.к. на процесс и результаты профессиональной деятельности оказывает существенное влияние личность психолога с одной стороны, и с другой стороны само формирование личности психолога в значительной степени происходит в ходе профессиональной деятельности и под её влиянием.
Психологическую структуру любой деятельности образует устойчивый, постоянный набор ее основных компонентов. Все они объективно необходимы для реализации деятельности, а их совокупность обозначается понятием инвариантной психологической структуры деятельности.
Любая зрелая, сформированная деятельность психолога характеризуется тем, что главными и ведущими в ее реализации выступают процессы и механизмы саморегуляции и самоорганизации. Осознаваемая регуляция является высшим уровнем всей функциональной организации деятельности психолога.
В нашем понимании деятельность как система включает в себя компетентность в качестве инструментального средства для обеспечения эффективности деятельности.
Важнейшую роль в формировании личности профессионала играют профессиональноважныекачества, которые являютсяличностными особенностями. Их развитие необходимо для наиболее эффективной профессиональной деятельности, т.к. они оказывают значительное влияние на успешность, надежность и другие объективные показатели профессиональной деятельности. Не менее важным для эффективной профессиональной деятельности является и развитие инвариантных компонентов деятельности.
На наш взгляд, многие из изученных профессионально важных качеств психолога являются структурными элементами социально-психологической компетентности.Многиеизнихявляютсяинвариантнымибазовымикомпетенциями, выходящие за пределы какой-либо конкретной деятельности [2].
Основная проблема академической образовательной системы в последние 30 лет, которая призвана формировать основные ПВК и профессиональные компетенции психологов, заключается в слабой ориентированности на практику психологии, в ее малой сфокусированности на прикладные аспекты деятельности. Образовательные программы зачастую страдают абсолютной теоретичностью и далеки от обыденной жизни людей, от их повседневных забот и проблем [5, 6, 7].
Именно поэтому для наиболее эффективной профессиональной деятельности при подготовке будущих психологов образовательные системы необходимо перефокусировать на умения и навыки практической работы в индивидуальной и групповой формах.
ЛИТЕРАТУРА
1.Кашапов, М. М. Компетентность: понятие, виды, основные подходы к диагностике компетентности психолога / М. М. Кашапов, Т. Г. Киселева, Е. В. Коточигова // Социальный психолог. - 2003 - Вып. 1 (5). - С. 39-44.
2. Климов, Е. А. Психология профессионала/Е. А. Климов.-М. : Изд-во «Институт практической психологии». Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. - 400 с.
3. Козлов, В. В. Методология интегративной психологии : Монография / В. В. Козлов. - Москва : Международная академия психологических наук, Рекламно-производственная фирма «Титул», 2021. - 180 с. - ISBN 978-5-6044075-3-0.
4. Козлов, В. В. Движение за развитие человеческого потенциала / В. В. Козлов.
- Ярославль : Издательство «Титул», 2017. - 169 с.
5. Козлов, В. В. Психология сознания: интегративный подход / В. В. Козлов.
- Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Психотерапия», 2022. -274 с. - ISBN 978-5-6044075-6-1.
6. Мазилов, В.А. Психология академическая и практическая: Актуальное сосуществование и перспективы [Текст] / В.А.Мазилов // Психологический журнал, 2015, том 36, № 3, с.87-96
7. Новиков, В.В. Социальная психология. Феномен и наука. - М., 1998. - 487 с.