Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГО'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГО Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Личность / психолог / профессионал / качество / практика / система / деятельность

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козлов Владимир Васильевич

Cтатья посвящена проблеме формирования профессиональных качеств при подготовке будущих психологов и на анализе качеств личности профессионала психолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Козлов Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГО»

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Козлов Владимир Васильевич

Президент Международной Академии Психологических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной и политической психологии

ЯрГУ им. П.Г.Демидова

Аннотация. Cтатья посвящена проблеме формирования профессиональных качеств при подготовке будущих психологов и на анализе качеств личности профессионала психолога.

Ключевые слова. Личность, психолог, профессионал, качество, практика, система, деятельность

Автор статьи занимается проблемами формирования личности психолога в образовательной системе и реализации в профессиональной деятельности с 80-ых годов прошлого столетия. Представляя Ярославскую психологическую школу в те времена, в основном эта проблема была связана с изучением профессионально важных качеств психологов и психологического анализа деятельности.

Поскольку наша статья посвящена проблеме формирования профессиональных качеств при подготовке будущих психологов, остановимся на анализе качеств личности профессионала психолога в большей степени. Личности профессионала психолога и его профессионально важным качествам посвящено множество работ [2].

Основными ПВК психолога, кроме высокого общего и социального интеллекта, общих и специальных знаний, требований к письменной и устной речи являются: хорошая память, богатое воображение и интуиция, целостность и гибкость мышления, творческий склад ума, наблюдательность, общительность, открытость, непринужденность, умение устанавливать контакты, эмпатия, отзывчивость, доброжелательность, умение проявлять интерес к людям, вызывать доверие и найти подход к людям, умение слушать и слышать, понимать постороннего человека, его внутренний мир, терпимость к отличным от собственных взглядам и суждениям, ответственность, готовность помочь, эмоциональная стабильность, уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, умение контролировать свое поведение (т.е. сохранять самообладание в процессе общения), способность к самоанализу, рефлексии, к анализу своего поведения, готовность к нестандартным ситуациям (т.е. способность сохранять спокойствие и рациональность мышления), умение разрабатывать планы и отслеживать результаты своей деятельности [1, 2, 3, 4].

Многиеизвышеперечисленныхпрофессиональныхкачествпсихологаявляются структурными компонентами социально-психологической компетентности. Многие из них являются инвариантными базовыми компетенциями, выходящими за пределы какой-либо конкретной деятельности.

Социально-психологической компетентность психолога - это способность психолога решать профессиональные задачи, опираясь на знание психологии личности и групп, умение ориентироваться в социальных ситуациях, рефлексию и эмпатию, обеспечивать высокую эффективность взаимодействия с людьми в системе межличностных отношений и позитивную групповую динамику.

Для наиболее эффективной профессиональной деятельности при подготовке будущих психологов необходимо развитие основных профессионально важных качеств, которые играют важную роль в формировании личности психолога-профессионала, а также и развитие инвариантных компетенций деятельности.

Профессиональная деятельность рассматривается в психологии с позиции трех подходов:

1. Деятельностного (понятие «профессиональная деятельность» совпадает с понятием «профессия»);

2. Стратификационного (профессиональная деятельность определяется через объединение людей в профессиональные группы на основе выполнения одинаковых или похожих видов деятельности);

3. Личностного (профессиональная деятельность определяется через готовность специалиста к выполнению профессиональной деятельности).

Профессиональная деятельность психолога это общественно значимая трудовая деятельность человека владеющего комплексом профессиональных психологических компетенций, приобретенных в результате специальной подготовки, и имеющего соответствующие специфике деятельности профессионально важные качества, что обусловливает результативное выполнение профессиональных задач и дает возможность получать необходимые средства не только для существования, но и для развития профессионального, творческого и интеллектуального потенциала психолога [5, 6].

Профессиональнаядеятельностьтесносвязанасличностьюпрофессионального психолога, т.к. на процесс и результаты профессиональной деятельности оказывает существенное влияние личность психолога с одной стороны, и с другой стороны само формирование личности психолога в значительной степени происходит в ходе профессиональной деятельности и под её влиянием.

Психологическую структуру любой деятельности образует устойчивый, постоянный набор ее основных компонентов. Все они объективно необходимы для реализации деятельности, а их совокупность обозначается понятием инвариантной психологической структуры деятельности.

Любая зрелая, сформированная деятельность психолога характеризуется тем, что главными и ведущими в ее реализации выступают процессы и механизмы саморегуляции и самоорганизации. Осознаваемая регуляция является высшим уровнем всей функциональной организации деятельности психолога.

В нашем понимании деятельность как система включает в себя компетентность в качестве инструментального средства для обеспечения эффективности деятельности.

Важнейшую роль в формировании личности профессионала играют профессиональноважныекачества, которые являютсяличностными особенностями. Их развитие необходимо для наиболее эффективной профессиональной деятельности, т.к. они оказывают значительное влияние на успешность, надежность и другие объективные показатели профессиональной деятельности. Не менее важным для эффективной профессиональной деятельности является и развитие инвариантных компонентов деятельности.

На наш взгляд, многие из изученных профессионально важных качеств психолога являются структурными элементами социально-психологической компетентности.Многиеизнихявляютсяинвариантнымибазовымикомпетенциями, выходящие за пределы какой-либо конкретной деятельности [2].

Основная проблема академической образовательной системы в последние 30 лет, которая призвана формировать основные ПВК и профессиональные компетенции психологов, заключается в слабой ориентированности на практику психологии, в ее малой сфокусированности на прикладные аспекты деятельности. Образовательные программы зачастую страдают абсолютной теоретичностью и далеки от обыденной жизни людей, от их повседневных забот и проблем [5, 6, 7].

Именно поэтому для наиболее эффективной профессиональной деятельности при подготовке будущих психологов образовательные системы необходимо перефокусировать на умения и навыки практической работы в индивидуальной и групповой формах.

ЛИТЕРАТУРА

1.Кашапов, М. М. Компетентность: понятие, виды, основные подходы к диагностике компетентности психолога / М. М. Кашапов, Т. Г. Киселева, Е. В. Коточигова // Социальный психолог. - 2003 - Вып. 1 (5). - С. 39-44.

2. Климов, Е. А. Психология профессионала/Е. А. Климов.-М. : Изд-во «Институт практической психологии». Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. - 400 с.

3. Козлов, В. В. Методология интегративной психологии : Монография / В. В. Козлов. - Москва : Международная академия психологических наук, Рекламно-производственная фирма «Титул», 2021. - 180 с. - ISBN 978-5-6044075-3-0.

4. Козлов, В. В. Движение за развитие человеческого потенциала / В. В. Козлов.

- Ярославль : Издательство «Титул», 2017. - 169 с.

5. Козлов, В. В. Психология сознания: интегративный подход / В. В. Козлов.

- Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Психотерапия», 2022. -274 с. - ISBN 978-5-6044075-6-1.

6. Мазилов, В.А. Психология академическая и практическая: Актуальное сосуществование и перспективы [Текст] / В.А.Мазилов // Психологический журнал, 2015, том 36, № 3, с.87-96

7. Новиков, В.В. Социальная психология. Феномен и наука. - М., 1998. - 487 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.