Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЮРИСТОВ И ОБЩЕСТВА В XXI ВЕКЕ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЮРИСТОВ И ОБЩЕСТВА В XXI ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
411
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ПРАВО / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЪЕКТИВНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ / ЮРИСТЫ / ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА / LEGAL WORLDVIEW / LAW / LEGAL AWARENESS / LAWS OF OBJECTIVE REALITY / LAWYERS / LEGAL SCIENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Якубенко Константин Юрьевич

Цель: В статье посредством проведенного анализа имеющихся взглядов на юридическое мировоззрение в юриспруденции предпринята попытка выявить существенную роль этого компонента в практической деятельности общества и юристов и сформировать системно-деятельностную модель теоретико-правового осмысления действительности. Методология: В исследовании используются мировоззренческий, формально-логический и системно-деятельностный методы. Результаты: Научное исследование проблемы позволило раскрыть отличительные особенности юридического мировоззрения и его роль в правосознании общества и юристов. Правовое мировоззрение выступает как отражение в сознании общества представлений о фундаментальных движущих началах права, его природе во взаимосвязи с мирозданием, картиной мира. Оно позволяет «встроить» право и его многочисленные проявления в общую картину мира, найти его необходимое место и роль в природных и социальных процессах. Правовое мировоззрение становится важной социальной ценностью общественного сознания, с помощью которой осуществляется научно-прогнозируемое управление общественным развитием (при условии истинности научных знаний). Новизна/оригинальность/ценность: Основные выводы автора вполне применимы в учебном процессе, могут послужить основой для дальнейших научных исследований, а также будут полезны для практики повышения правовой культуры юристов в правотворчестве и правоприменении в будущем. Автором представлен новый взгляд на юридическое мировоззрение как системно-деятельностное отражение в сознании общества (юристов) представлений о фундаментальных движущих началах права, его природе во взаимосвязи с мирозданием, картиной мира. Оно позволяет «встроить» право и его многочисленные проявления в общую картину мира, найти его необходимое место и роль в природных и социальных процессах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION LEGAL WORLDVIEW OF LAWYERS AND SOCIETY IN THE XXI CENTURY

Purpose: The article analyzes the existing views on the legal worldview in jurisprudence and attempts to identify the essential role of this component in the practical activities of society and lawyers, on the basis of which it is possible to form a system-activity model of theoretical and legal understanding of reality. Methodology: The researcher used worldview, formal-logical and system-activity methods. Results: Scientific research of the problem allowed to reveal the distinctive features of the legal worldview and its role in the legal consciousness of society and lawyers. The legal worldview acts as a reflection in the consciousness of society of ideas about the fundamental driving principles of law, its nature in relation to the universe, the picture of the world. It allows us to «embed» law and its many manifestations in the overall picture of the world, to find its necessary place and role in natural and social processes. The legal worldview becomes an important social value of the public consciousness, with the help of which the scientific and predictable management of social development is carried out (provided that scientific knowledge is true). Novelty/originality/value: The main conclusions of the author are quite applicable in the educational process, can serve as a basis for further research, and will also be useful for the practice of improving the legal culture of lawyers in lawmaking and law enforcement in the future. The author presents a new view of the legal worldview as a system-activity reflection in the consciousness of society (lawyers) of ideas about the fundamental driving principles of law, its nature in relation to the universe, the picture of the world. It allows us to «embed» law and its many manifestations in the overall picture of the world, to find its necessary place and role in natural and social processes.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЮРИСТОВ И ОБЩЕСТВА В XXI ВЕКЕ»

Юридическая наука и образован ие

Якубенко К.Ю.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЮРИСТОВ И ОБЩЕСТВА В XXI ВЕКЕ

Цель: В статье посредством проведенного анализа имеющихся взглядов на юридическое мировоззрение в юриспруденции предпринята попытка выявить существенную роль этого компонента в практической деятельности общества и юристов и сформировать системно-деятельностную модель теоретико-правового осмысления действительности.

Методология: В исследовании используются мировоззренческий, формально-логический и системно-де-ятельностный методы.

Результаты: Научное исследование проблемы позволило раскрыть отличительные особенности юридического мировоззрения и его роль в правосознании общества и юристов. Правовое мировоззрение выступает как отражение в сознании общества представлений о фундаментальных движущих началах права, его природе во взаимосвязи с мирозданием, картиной мира. Оно позволяет «встроить» право и его многочисленные проявления в общую картину мира, найти его необходимое место и роль в природных и социальных процессах. Правовое мировоззрение становится важной социальной ценностью общественного сознания, с помощью которой осуществляется научно-прогнозируемое управление общественным развитием (при условии истинности научных знаний).

Новизна/оригинальность/ценность: Основные выводы автора вполне применимы в учебном процессе, могут послужить основой для дальнейших научных исследований, а также будут полезны для практики повышения правовой культуры юристов в правотворчестве и правоприменении в будущем. Автором представлен новый взгляд на юридическое мировоззрение как системно-деятельностное отражение в сознании общества (юристов) представлений о фундаментальных движущих началах права, его природе во взаимосвязи с мирозданием, картиной мира. Оно позволяет «встроить» право и его многочисленные проявления в общую картину мира, найти его необходимое место и роль в природных и социальных процессах.

Ключевые слова: правовое мировоззрение, право, правосознание, закономерности объективной действительности, юристы, юридическая наука.

Yakubenko K.Y.

PROBLEMS OF FORMATION LEGAL WORLDVIEW OF LAWYERS AND SOCIETY IN THE XXI CENTURY

Purpose: The article analyzes the existing views on the legal worldview in jurisprudence and attempts to identify the essential role of this component in the practical activities of society and lawyers, on the basis of which it is possible to form a system-activity model of theoretical and legal understanding of reality.

Methodology: The researcher used worldview, formal-logical and system-activity methods.

Results: Scientific research of the problem allowed to reveal the distinctive features of the legal worldview and its role in the legal consciousness of society and lawyers. The legal worldview acts as a reflection in the consciousness of society of ideas about the fundamental driving principles of law, its nature in relation to the universe, the picture of the world. It allows us to «embed» law and its many manifestations in the overall picture of the world, to find its necessary place and role in natural and social processes. The legal worldview becomes an important social value of the public consciousness, with the help of which the scientific and predictable management of social development is carried out (provided that scientific knowledge is true).

Novelty/originality/value: The main conclusions of the author are quite applicable in the educational process, can serve as a basis for further research, and will also be useful for the practice of improving the legal culture of lawyers in lawmaking and law enforcement in the future. The author presents a new view of the legal worldview as a system-activity reflection in the consciousness of society (lawyers) of ideas about the fundamental driving principles of law, its nature in relation to the universe, the picture of the world. It allows us to «embed» law and its many manifestations in the overall picture of the world, to find its necessary place and role in natural and social processes.

Keywords: legal worldview, law, legal awareness, laws of objective reality, lawyers, legal science.

Правовое мировоззрение общества, особенно профессиональных юристов, сегодня играет важную роль в его модернизации, проведении реформ и совершенствовании состояния [2, с. 119-125]. Под правовым мировоззрением в юридической науке традиционно понимают одну из форм общественного сознания, представляющую собой совокупность взглядов, идей, представле-

ний, убеждений, настроений, эмоций, чувств индивидов, социальных групп или всего общества относительно сущности права и его предельных оснований бытия, роли в эволюции государства и общества и правовой картины мира [6].

В отечественной юридической науке чаще используется категория «правовое сознание», которая получила в целом довольно позитивистскую

интерпретацию и представляет собой совокупность чувств, настроений, теорий, представлений, взглядов и т. п., в которых выражено отношение людей к действующему праву, к вновь создаваемым юридическим нормам» [8, с. 118; 11]. Реже применяют понятия «правовое мироощущение», «правовая картина мира», «правовая парадигма», «правовой взгляд на мир» и т. д. Все они очень близки по своему смыслу, однако имеют некоторые различия.

Правовое сознание - относительно самостоятельное по отношению к многочисленным внешним условиям и другим формам общественного сознания явление, связанное с представлениями о праве и правовых явлениях, оно отражает содержательные элементы правовой действительности. Правовому сознанию больше присуща изменчивость и динамизм в связи с изменениями в законодательстве. На этом фоне правовое мировоззрение общества в большей мере консервативно и неизменно и при всех перестройках экономики, политики и структур власти сохраняет некий тип отечественного правового мышления. Именно правовое мировоззрение как отражение более глубоких оснований правовой психологии и правосознания общества позволяет увидеть, как формируется подлинная модель организации правовой жизни общества в рамках конкретной правовой культуры [8; 13, с. 243-248].

Особую роль в обществе выполняет правосознание профессиональных сообществ, корпуса юристов, представляющее собой системное мышление, обеспечивающее способность к адаптации, ориентации и рефлексии в формирующемся правовом пространстве на основе правовых знаний, умений и навыков; ценностное отношение к праву; символам и знакам; пониманию принципов права, его основных механизмов функционирования; правовой парадигме с целью осуществления профессиональной деятельности.

По мнению З.С. Шипиловой, правовое сознание юристов включает в себя когнитивный компонент (теоретико-правовые знания, знания нормативных правовых актов), ценностно-мировоззренческий (знание и отношение к правовым символам и знакам, принципам права, правовой парадигме, выбор приоритетов в праве), аффективный (психоэмоциональное отношение к праву, автоматизмы, установки, психологизмы, архетипы), поведенческий (правовая деятельность, правовые поступки, акты, действия), которые отражают все проявления психологии и идеологии юриста в отношении к праву и правовым явлениям [16, с. 238-241].

В переходных условиях, в обстоятельствах революций и модернизаций общества именно ценностно-мировоззренческий компонент правового сознания становится самым важным, формирует отношение человека (юриста) к значимым правовым обстоятельствам, правовым символам и знакам, принципам права и правовой парадигме; он отличается способностью осуществлять правильный выбор приоритетов в праве и правовом поведении. Именно поэтому ценностно-смысловые структуры правового сознания представляют наибольший интерес для научного познания, особенно «субъективные» ценности - установки, запреты, оценки, нормы и т. д., выраженные в форме нормативных представлений и выступающие ориентирами деятельности человека. Важное значение в правовой сфере приобретают фундаментальные ценности: представления о добре и зле, благе и развитии, справедливости и несправедливости, нравственных ценностях любви, радости, гармонии, единении, свободе и т. д. Все эти компоненты общественного сознания оказывают реальное воздействие на ход исторического развития общества.

Именно мировоззренческий фактор с его влиянием на правовую культуру проявляется в факте формирования у субъекта представлений о мироздании, о фундаментальных движущих началах права, его природе, а также частичного переосмысления истории правовой традиции и цивилизации заново каждым новым поколением и выявления в ней новых нераскрытых сторон. Правовое мировоззрение, формирующееся под воздействием всего многообразия правовых явлений - судебной практики, правовых доктрин, источников права, сущности права и т. д., -позволяет, что называется, «встроить» его и многочисленные проявления в общую картину мира, найти им необходимое место и роль в социальных и природных процессах. Право встроено в систему социальных ценностей и процессов, оно есть элемент и часть окружающего мира. Такой взгляд на право как на «элемент» мироздания называется правовым мировоззрением, которое в нынешних условиях становится важной социальной ценностью научного познания.

По мнению Т.Н. Громовой, юридическое мировоззрение - это комплексная система чувств, ценностей и рациональных представлений об обществе, основанная на определяющей роли права и законности в социальной жизни. «В научном дискурсе сочетание «юридическое мировоззрение» часто употребляется в связке с другими понятиями, близкими ему по значению: право-

вая культура, правосознание (правовое сознание). Рассмотрение сходств и различий этих понятий способно высветить специфические характеристики юридического мировоззрения и более четко обозначить его категориальный статус в системе социально-философского знания» [1, с. 389-391].

В этой связи важно заметить, что наиважнейшая задача правовой науки и, соответственно, национальной правовой системы, ее модернизации в известном научном направлении заключается в том, чтобы помочь обществу не только в собственной этнокультурной идентификации [9-11], но и направить его сознание на безусловную, необходимую и давлеющую реальность. Эту задачу отечественная правовая наука в настоящий момент выполняет очень плохо. Для её решения праву необходимо не только стать живым элементом национальной культуры и традиции, другими словами, приобрести свойственные менталитету народа качественные характеристики, но также преодолеть многие ошибочные стереотипы жизнедеятельности, мешающие народу развиваться в ногу с изменяющейся реальностью. Между тем этому обстоятельству мешают определённые методологические стереотипы. В частности, в отечественной, да и зарубежной правовой науке мало работ, затрагивающих тематику мировоззрения, а ведь очевидно, что цивилизация стоит на пороге нового этапа эволюции, где мировоззрение общества становится ключевым фактором жизнеспособности общества и выживания цивилизации.

В условиях современной правовой жизни появляются ранее не существовавшие явления и понятия, их описывающие, такие как «геном человека», «право виртуального пространства», «вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ)», «цифровизация», «смарт-контракты», «блокчейн», «криптовалюты», «кибербезопас-ность», «хакерская атака», «искусственный интеллект», «электронное право», «электронное государство» и т. д., которые становятся привычными в общественном и в юридическом обиходе [13, с. 10-19; 14, с. 55; 15, с. 293-297].

Юристы вынуждены сталкиваться с данными явлениями и соответствующим новым понятийно-категориальным языком, которые ещё не прошли научный анализ и апробацию, но уже воздействуют на правовую действительность, вызывая многочисленные противоречия и социальные и юридические коллизии. И это требует от юристов выработки новых способностей и качеств, а также изменения представлений, позволяющих встроить право в общую картину мира, сформировать новое правовое мировоззрение.

В сегодняшних условиях, по мнению В.С. Нер-сесянца, переформатирование мировоззрения означает переход от прежней коммунистически идеологизированной правовой парадигмы (правовой системы социализма), пронизанной чистым «позитивистским», принудительно-приказным правопониманием и мировоззренческими установками на отмирание государства и права, к новой концепции, ориентированной на либеральную форму (государства - «ночной сторож») юридического мировоззрения, признание исходного правового смысла, ценности и неотчуждаемого характера прав и свобод человека, необходимых правовых основ и характеристик конституционного строя, гражданского общества, правового государства и правового закона [5, 7].

В этой связи, по мнению М.Н. Марченко, под влиянием многочисленных объективных и субъективных факторов многие страны постсоветского лагеря, включая советскую Россию и социалистический Китай, начали под разными лозунгами, сводящимися, в конечном счете, к «заботе о повышении благосостояния народа», беспрецедентную трансформацию своих социально-экономических, политических и иных систем в направлении их перехода от одной общественно-экономической, «коммунистической», формации к другой - прежней, капиталистической, или буржуазной, общественно-экономической формации [4, с. 26-33].

В итоге государство развитого социализма, просуществовавшее семьдесят с лишним лет на основе юридического позитивизма, по сути, оказалось нежизнеспособным перед лицом изменяющейся объективной действительности в силу догматичности идеологических взглядов и консервации социального уклада жизни. Это привело к необходимости пересмотра взглядов на законы социальной эволюции, а соответственно, выработке новой правовой парадигмы и формированию нового юриста.

Отсюда познание юридического мировоззрения в рамках его широкого (плюралистического) понимания, по мнению Г.В. Паластровой, должно опираться и на понимание структуры этого явления. По её мнению, следует вести речь о взаимодействии нескольких структурных элементов, причем каждый из которых может быть представлен в качестве отдельной подсистемы юридического мироощущения: 1) генетического (частным случаем которого является хронологический аспект); 2) гносеологического (взаимосвязь элементов мировоззрения по характеру и глубине отражения правовой реальности); 3) идеологи-

ческого (связанного с отражением интересов субъектов - носителей юридического мировоззрения: классов, этносов, элит, профессиональных групп и др.); 4) аксиологического (фиксирующего специфику ценностного наполнения юридического мировоззрения его различных субъектов) [6, с. 5].

В сегодняшних условиях юридическое мировоззрение находится в сложной ситуации «расщепленности». Одни юристы стоят на позициях юридического позитивизма, практически отождествляя право и закон, другие - на позициях либерализма (естественно-правового правопо-нимания), третьи - на позициях правового реализма или правового технократизма (правового утилитаризма) и т. д. Подавляющее большинство во многом осталось на позитивистских позициях, в старой парадигме взглядов на государство и право, не соответствующих тенденциям изменяющейся реальности, что подтверждается самой юридической практикой и противоречивым законодательством. Потому складывающаяся правовая ситуация и перспектива развития отечественного правосознания без нового права и адекватного мировоззрения абсолютно утопична и ведёт нас к накоплению противоречий. Скорейшее формирование объективной правовой картины мира (правовой парадигмы), соответствующей социальным и природным закономерностям, приобретает отнюдь не тривиальный характер.

В современных условиях, когда благополучие общества зависит, в первую очередь, от сбалансированности социального регулирования, вопрос о ценности права имеет краеугольный характер по отношению к другим социальным регуляторам. Отсюда правовому сознанию начинает принадлежать лидирующая роль в деле укрепления системы общественных отношений. В силу этого происходит активизация господствующей правовой идеологии, которая становится правовым мировоззрением как системным взглядом на право и его основные начала.

Правовое мировоззрение выступает как отражение в сознании общества представлений о фундаментальных движущих началах права, его природе во взаимосвязи с мирозданием, картиной мира. Оно позволяет «вписать» право и его многочисленные проявления в общую картину мира, найти его необходимое место и роль в природных и социальных процессах. Правовое мировоззрение становится важной социальной ценностью общественного сознания, с помощи которой осуществляется научно-прогнозируемое управление общественным развитием (при условии истинности научных знаний).

Однако в последнее время ввиду того, что правовое сознание (правовое мировоззрение) как форма общественного осмысления правовой реальности стало испытывать девальвацию в связи с общим ослаблением регулятивных механизмов в период кризиса духовности и мировоззрения, возникает насущная потребность в пересмотре и коррекции прежней правовой парадигмы. Такой трансформацией должно стать приближение общественного и научного правового сознания к объективным тенденциям реальности, а следовательно, к новому, современному системно-научному видению общественных и природных процессов, находящих отражение в праве. Данное правовое мироощущение способно с учётом множественности факторов улучшить состояние общества и всех сфер его жизни. В особенности остро в такой коррекции нуждается духовно-нравственная сфера жизни общества, выступающая в настоящий период как чувствительный индикатор негативных проявлений. Именно эта сфера приложения активных усилий общества даёт серьёзные сбои, выражающиеся в росте социальных патологий, преступности и нигилизма.

Для того чтобы преодолеть эти тенденции, отечественному юридическому сознанию, а потом и всему обществу, необходимо определить, какие именно фундаментально-мировоззренческие ориентиры будут способствовать оздоровлению общества и правильному сбалансированному его развитию, найдя своё воплощение в политико-правовой идеологии государства. По мнению Т.Н. Громовой, юридическое мировоззрение есть такое состояние правосознания, при котором все его элементы (духовность, мораль, искусство и т. д.) соответствуют определенным представлениям о мире, согласуются между собой и в совокупности формируют единое интегральное целое. «Обращение к естественным законам позволяет интегрировать представления о мире природы и социальном мире. Обращение к праву как гаранту социальной справедливости позволяет интегрировать идеи о политике, экономике, морали. Наконец, внутри юридического мировоззрения нормы представлены как элементы систем (отраслей права, институтов), формирующих четко структурированную систему. Таким образом, в силовом поле юридического мировоззрения правовые идеи, знания, эмоции, ценности перестают сосуществовать изолированно друг от друга и кристаллизуются как элементы неразрывного мировоззренческого единства» [1, с. 389-391]. Другими словами, юридическое мировоззрение обладает способностью отражать

системную целостность объективного мира в своем понятийно-категориальном аппарате, языке права. Отсюда основным вопросом философии права (общей философии) становится вопрос о способности этого языка описать окружающий мир, его закономерности бытия (тождественно ли сознание бытию). Очевидно, что в Конституции как основном законе страны, обладающем высшей юридической силой и прямым действием, должны быть отражены фундаментальные начала и ценности, которым предстоит быть направляющими и стратегическими ориентирами для личности, общества и государства [12, с. 103-107].

Российское общество, его правовая система находятся в кризисном состоянии, что обусловлено отсутствием объективных представлений о праве и несовершенством социального устройства. Истоки этого положения заключаются в ошибочном мировоззрении. Любое современное мировоззрение ложно, поскольку вследствие глупости и заблуждений неизбежно игнорируется объективная действительность, в которой действуют строгие и четкие закономерности бытия. Современное правовое мировоззрение должно отыскать и встроить в правовую картину мира эти закономерности. Возможно, как отмечал Г.В. Мальцев, «Основой юридического мировоззрения в будущем могут стать идеи антропо-космизма, учения о ноосфере, но прежде всего, конечно, переосмысление на базе современных естественнонаучных и общественных знаний теории естественного права и естественной справедливости. Антропокосмизм восстанавливает давно утраченную здоровую связь с природой и космосом и, следовательно, соотносит социальные, в том числе позитивно-правовые нормы, по которым живет человек, с природными и космическими императивами» [3, с. 89].

Пристатейный библиографический список

1. Громова Т.Н. Юридическое мировоззрение в системе правовой культуры // Евразийский юридический журнал. 2015. № 2. С. 389-391.

2. Красильникова Ю.В. Анализ современного состояния правосознания российского общества // Власть. 2010. № 7. С. 119-125.

3. Мальцев Г.В. Поиски нового понимания права. Теория права и государства / под ред. проф. Г.Н. Ма-нова. М., 1995.

4. Марченко М.Н. Особенности перехода от социализма к капитализму в России и в Китае (Сравнительный анализ) // Государство и право. 2019. № 6. С. 26-33.

5. Нерсесянц В.С. Философия права. М.: Норма, 1997.

6. Паластрова Г.В. Юридическое мировоззрение: теоретико-методологический аспект [Электронный

ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskoe-mirovozzrenie-teoretiko-metodologicheskiy-aspekt.

7. Правовая политика и ценности права. История и современность: монография / О.Ю. Рыбаков и др. М.: Саратов: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), Ай Пи Эр Медиа, 2016.

8. Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. М.: НОРМА, 2010.

9. Синюков В.Н., Синюкова Т.В. К вопросу о российской правовой доктрине в XXI веке // Вопросы теории государства и права: Новые идеи и подходы: меж-вуз. сб. науч. тр. / под ред. М.И. Байтина. Саратов, 2000. Вып. 2 (11).

10. Синюков В.Н. Россия в XXI веке: пути правового развития // Журнал российского права. 2000. № 11. С. 9-17.

11. Синюков В.Н. Российская правовая система как объект теоретического анализа // Право. Власть. Законность: Нижегородские юридические записки: сб. науч. тр. / под ред. академика РАЕН И ПАНИ В.М. Баранова. Н. Новгород, 1997. Вып. 3.

12. Теплова Д.О. Мировоззренческая функция Конституции: роль и значение // Евразийская адвокатура. 2018. № 5 (36). С. 103-107.

13. Федорченко А.А. К вопросу о правовом мировоззрении будущих юристов // Тенденции развития государства, права и политики в России и мире: материалы международной научно-практической конференции. Калуга: Полиграф-Информ, 2008. С. 243-248.

14. Федорченко А.А. Формирование правового мировоззрения как направление деятельности Министерства юстиции Российской Федерации // Юстиция. 2006. № 2. С. 10-19.

15. Федорченко А.А., Федорченко Е.В. Правовое пространство: концептуальные теоретические основы: монография. М.: Юрайт, 2020.

16. Шипилова З.С. Развитие правосознания у будущих юристов в вузе // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 238-241.

References (transliterated)

1. Gromova T.N. Yuridicheskoe mirovozzrenie v sisteme pravovoj kul'tury" // Evrazijskij yuridicheskij zhur-nal. 2015. № 2. S. 389-391.

2. KrasiFnikova Yu.V. Analiz sovremennogo sostoy-aniya pravosoznaniya rossijskogo obshhestva // Vlast". 2010. № 7. S. 119-125.

3. Mal"cev G.V. Poiski novogo ponimaniya prava. Teo-riya prava i gosudarstva / pod red. prof. G.N. Manova. M., 1995.

4. Marchenko M.N. Osobennosti perexoda ot socializ-ma k kapitalizmu v Rossii i v Kitae (Sravnitel>ny>j analiz) // Gosudarstvo i pravo. 2019. № 6. C. 26-33.

5. Nersesyancz V.S. Filosofiya prava. M.: Norma, 1997.

6. Palastrova G.V. Yuridicheskoe mirovozzrenie: teo-retiko-metodologicheskij aspekt [E'lektronny'j resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskoe-mirovozzrenie-teoretiko-metodologicheskiy-aspekt.

7. Pravovaya politika i cennosti prava. Istoriya i sovre-mennost": monografiya / O.Yu. Ry"bakov i dr. M.: Saratov:

Vserossijskij gosudarstvenny'j universitet yusticii (RPA Minyusta Rossii), Aj Pi E'r Media, 2016.

8. Sinyukov V.N. Rossijskaya pravovaya sistema. Vve-denie v obshhuyu teoriyu. M.: NORMA, 2010.

9. Sinyukov V.N., Sinyukova T.V. K voprosu o rossi-jskoj pravovoj doktrine v XXI veke // Voprosy' teorii gos-udarstva i prava: Novy'e idei i podxody': mezhvuz. sb. nauch. tr. / pod red. M.I. Bajtina. Saratov, 2000. Vy'p. 2 (11).

10. Sinyukov V.N. Rossiya v XXI veke: puti pravovogo razvitiya // Zhurnal rossijskogo prava. 2000. № 11. S. 9-17.

11. Sinyukov V.N. Rossijskaya pravovaya sistema kak ob''ekt teoreticheskogo analiza // Pravo. Vlast'. Zakon-nost': Nizhegorodskie yuridicheskie zapiski: sb. nauch. tr. / pod red. akademika RAEN I PANI V.M. Baranova. N. Novgorod, 1997. Vy'p. 3.

12. Teplova D.O. Mirovozzrencheskaya funkciya Kon-stitucii: rol' i znachenie // Evrazijskaya advokatura. 2018. № 5 (36). S. 103-107.

13. Fedorchenko A.A. K voprosu o pravovom miro-vozzrenii budushhix yuristov // Tendencii razvitiya gosu-darstva, prava i politiki v Rossii i mire: materialy' mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kaluga: Poligraf-Inform, 200S. S. 243-248.

14. Fedorchenko A.A. Formirovanie pravovogo miro-vozzreniya kak napravlenie deyatel'nosti Ministerstva yusticii Rossijskoj Federacii // Yusticiya. 2006. № 2. S. 10-19.

15. Fedorchenko A.A., Fedorchenko E.V. Pravovoe pro-stranstvo: konceptual'ny'e teoreticheskie osnovy': mono-grafiya. M.: Yurajt, 2020.

16. Shipilova Z.S. Razvitie pravosoznaniya u budushhix yuristov v vuze // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva. 201S. № 1 (31). S. 238-241.

RUSSIAN ASIAN LEGAL ASSOCIATION

РУССКО-АЗИАТСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ЮРИСТОВ

Phone: +7 (495) 211 4188 E-mail: info@rala.legal

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.