международный научный журнал «инновационная наука»
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
№9/2015
ISSN 2410-6070
УДК : 332.132:622.276
Э.И. Исмагилова
магистрант 2 курса Института экономики «У фимский государственный нефтяной технический университет»
Научный руководитель: А.А. Батталова к.э.н., ст. преподавателдь кафедры «Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности»
г. Уфа, Российская Федерация
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НЕФТЕСЕРВИСНОГО КЛАСТЕРА
В настоящее время мировой нефтесервисный рынок находится на стадии активного роста. Это связано в основном со следующими факторами: необходимостью дополнительных инвестиции для эксплуатации уже существующих нефтегазовых месторождений, открытием новых крупнейших месторождений в новых географических регионах, а также со значительным ростом добычи нетрадиционных углеводородов. На мировом рынке нефтесервисных услуг определена тенденция увеличения доли услуг, связанных с добычей углеводородов с применением технологии ГРП, эксплуатационного бурения, услуг по разведочному бурению и добыче углеводородов на офшорных месторождениях. Основной причиной подобного развития рынка является сокращение количества месторождений, на которых экономически эффективна добыча с использованием традиционных технологий и методов.
Рассматривая мировой нефтесервисный рынок, можно выделить две основные модели программ стратегического развития компаний. Первая модель характеризуется в основном самостоятельными нефтесервисными компаниями, то есть отсутствием национальной нефтесервисной отрасли как таковой. Вторая модель наоборот отличается значительным государственным контролем, то есть складывается нефтесервисный рынок на национальном уровне. Первая модель в чистом виде представлена в Великобритании, вторая - в Норвегии. Обе модели создают множество проблем для стратегического развития нефтесервисной отрасли, поэтому в других странах они видоизменены. То есть развитие обозначенных моделей идет в противоположных направлениях. В британской модели усилена регулирующая роль государства, а в норвежской наблюдается частичная либерализация и расширение частнопредпринимательского начала.
Российский нефтесервисный рынок на сегодняшний день находится ближе к британской модели, то есть развивается в основном, опираясь на опыт крупнейших зарубежных компаний, таких как Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes.
Ключевыми проблемами российского рынка нефтесервисных услуг являются избыточный парк буровых установок с высоким коэффициентом морального и физического износа, высокий уровень присутствия иностранных участников на рынке (по некоторым сегментам услуг до 40%), географический разброс активов нефтегазовых компаний по территории России, отсутствие необходимой инфраструктуры, краткосрочность заключения сервисных контрактов, что осложняется еще и природно-климатическими условиями.
В качестве программы стратегического развития нефтесервисной отрасли в России предлагается создать нефтесервисный кластер. Он будет включать в себя все направления нефтесервисных услуг, при этом механизм их осуществления и управления ими будет значительно проще. Кроме того, в кластере будет обеспечено взаимодействие всех компаний-участников, а именно поставщиков, субподрядчиков, научно-исследовательских институтов, обеспечивающих инновационное развитие отрасли, ВУЗов, подготавливающих квалифицированный персонал, и других участников.
135
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070
Выделим пять наиболее подходящих для нефтесервисной отрасли типов кластерной политики (таблица 1).
Проблемы, стоящие на пути осуществления кластерного подхода, можно разделить на две широкие категории: трудности, свойственные реализации кластерной политики как таковой, и проблемы, вытекающие из особенностей социально-экономической обстановки в конкретном регионе или отрасли. Основная особенность, осложняющая раелизацию какой-либо кластерной политики, - это существенные различия, наблюдающиеся между кластерами в зависимости от их отраслевой принадлежности,
местоположения и внутренней организации.
Таблица 1
Типы кластерной политики
Тип политики Суть политики
Политика посредничества Направлена на создание условий для конструктивного диалога внутри кластера и усиление кооперации между его участниками
Политика стимулирования спроса Формирование потребительских предпочтений в регионе, развитие родственных и поддерживающих секторов экономики, госзаказ
Образовательная политика Формирование необходимых компетенций в регионе
Политика стимулирования внешних связей Заключается в устранении торговых барьеров, защите прав интеллектуальной собственности, реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов
Политика создания благоприятных структурных условий Макроэкономические, институциональные и др.
Сложность создания нефтесервисного кластера также заключается в том, что пока еще нет подобных кластеров и, соответственно, неоткуда перенимать опыт.
Одни из наиболее существенных проблем формирования нефтесервисного кластера обусловлены законодательным регулированием. Данный кластер подразумевает монополизацию отрасли. То есть нефтяные компании будут предпочитать пользоваться услугами надежного проверенного кластера, в котором уже налажены взаимосвязи с подрядчиками, поставщиками, который обеспечен новейшими технологиями благодаря входящим в его состав научно-исследовательских институтов, а вероятность возникновения каких-либо накладок близка к нулю. Таким образом, все средние и мелкие сервисные компании, не входящие в кластер, станут банкротами. Так, Федеральная Антимонопольная служба может препятствовать возникновению такого рода объединения.
Также банкротство множества средних и мелких нефтесервисных компаний повлечет массовое увольнение персонала, что увеличит процент безработицы в стране. Так, например, на начало 2013 года в секторе добычи нефти, газа и нефтесервиса на территории Ханты-Мансийского автономного округа было занято более 164,7 тыс. человек. Около 91 тыс. из них трудились в 322 нефтесервисных организациях. Состояние этих компаний, их финансовое положение, договорная долгосрочная ситуация - все эти факторы играют важную роль в социальной стабильности округа.
Несмотря на то, что кластерный подход в России получает все большее признание, кластеризации российской промышленности мешает объективно низкий уровень развития малого предпринимательства в стране. В России государство отдает предпочтение крупному бизнесу, а по отношению к малому предпринимательству все меры - исключительно декларативного характера.
При грамотном подходе к формированию нефтесервисного кластера все вышеперечисленные проблемы можно обойти для создания эффективной нефтесервисной отрасли, которая сможет конкурировать с крупнейшими мировыми компаниями. Это также будет способствовать новому уровню развития нефтегазовой отрасли России, что повысит уровень экономики страны относительно всего мира, т.к. основной экономический потенциал РФ заложен в топливно-энергетическом комплексе.
Список использованной литературы:
1. Батталова А.А., «Проблема взаимодействия и управления элементами кластера»/ Евразийский юридический журнал, № 11 (78) 2014
136
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070
2. Батталова А.А., Батталов А.М., «Вопросы государственного регулирования создания кластера»,
Электронный научный журнал «ГосРег», №4, 2013.
http://www.gosreg.amchs.ru/pdffiles/6number/articles6/Batalov Batalova 6.pdf
3. Овчинникова А.А., «Проблемы формирования кластеров», «Альманах современной науки и образования». - Тамбов: изд-во ГРАМОТА, 2010. - № 12(43).
© А.А. Батталова, Э.И. Исмагилова, 2015
УДК 330.3
И.К.Бережнюк
НОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт экономики и права», г. Иркутск
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
Аннотация
Развитие рыночных форм и методов хозяйствования требует существенного уточнения инвестиционной политики, которая бы обеспечивала создание адекватного им механизма формирования и реализации инвестиционного потенциала хозяйствующих субъектов. Прежде всего, имеется в виду создание эффективного механизма повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов и увеличение инвестиции за счет их собственных средств, посредством укрепления и более полного использования инвестиционного потенциала.
Ключевые слова
Экономический механизм, инвестиции, инвестиционный потенциал, инфляция, хозяйствующий субъект,
финансирование.
В нестабильных условиях трансформационной экономики России значение укрепления инвестиционного потенциала хозяйствующих субъектов существенно возрастает в связи с затруднением привлечения инвестиций из внешних источников, прежде всего, в связи с резким уменьшением предоставления банками долгосрочных кредитов и высокими процентными ставками за ссуды в условиях инфляции [8, с.75]. Предприятия многих отраслей остро нуждаются в долгосрочных ссудах для финансирования, без которых они не могут осуществить реконструкцию и техническое перевооружение и обеспечить расширенное воспроизводство.
В настоящее время общий уровень научных разработок по проблемам формирования и реализации инвестиционного потенциала предприятий, а также мобилизации и использования источников самофинансирования отстает от потребностей хозяйственной практики. Эффективность механизма формирования и реализации инвестиционного потенциала предприятий во многом будет зависеть от того, насколько он будет соответствовать реализуемым в процессе экономической реформы целям и задачам повышения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов [6, с. 23].
Экономический механизм мобилизации хозяйствующим субъектом инвестиций представляет собой совокупность экономических рычагов и способов привлечения и использования инвестиций из собственных и внешних источников с учетом экономического состояния организации, ее внутренней и внешней среды.
Экономический механизм привлечения предприятием инвестиций включает субъектов хозяйствования, систему планирования и прогнозирования мобилизации инвестиций, а также совокупность
137