Проблемы формирования мотивации у студентов
I V V
к занятиям физическом культурой и спортом
Ооржак Сергей Ынаажыкович,
к.п.н., доцент кафедры спортивных дисциплин Тувинского государственного университета, [email protected]
Хомушку Владислав Владимирович,
аспирант кафедры физической культуры Тувинского государственного университета, [email protected]
Тарыма Чечена Владимировна,
старший преподаватель кафедры физической культуры Тувинского государственного университета, [email protected]
Саая Арат Владимирович,
аспирант кафедры физической культуры Тувинского государственного университета, [email protected]
В данной статье раскрываются результаты анкетирования студентов по проблемам формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Результаты проведенных исследований позволили выявить причины желания и не желания заниматься физическими упражнениями, спортом и наметить пути повышения мотивации студентов к занятиям спортом. Ключевые слова: Анкетирование, мотивация, материальная, нематериальная, форма, физическая культура, спорт, спортивно-массовая работа, здоровье, здоровый образ жизни, студенты, достижения.
0
(Ч
м
01 г
Актуальность заключается в том, что результаты диспансеризации и обследования студентов первого курса Высших учебных заведений показывают, что 40-50% данного контингента имеют неудовлетворительную физическую подготовленность, немалая часть уже имеют те или иные хронические заболевания. А анкетный опрос выявляет низкую мотивационную потребность их к занятиям физической культурой и спортом.
Поэтому, нужно определить, что необходимо сделать, чтобы сформировать у студентов потребность заниматься физическими упражнениями, спортом и установки на ведение здорового образа жизни. Вопрос о том, как заинтересовать студентов регулярно применять формы и методы физического воспитания в повседневной жизни является актуальным.
Целью нашего исследования являлось определение мотивации и интересов студентов к занятиям физической культурой и спортом.
Объектом исследования являются мотивы к занятиям физической культурой и спортом.
Предмет исследования: формирование мотивации к физической активности студентов 1- 4 курсов.
Гипотеза. Предполагалось, что определение мотивационных приоритетов и интересов студентов к занятиям физической культурой и спортом даст возможность определить стимулы, способствующие формированию потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Для выявления ведущих мотивов и потребностей в физкультурно-спортивной деятельности у студентов был проведен эксперимент. Он проходил в Тувинском государственном университете, и суть эксперимента состояла в проведении анкетирования среди студентов. Было проведено анкетирование студентов 1-4 курсов не физкультурных факультетов в количестве 60 человек. Исследование проводилось на анонимной и добровольной основе.
В результате исследования были получены следующие данные.
Первый вопрос предполагал выяснить, занимаются ли вообще студенты спортом, не считая уроков физической культуры в университете, и если занимаются, то, как часто. Опрос показал, что
70% занимаются спортом, а 30% - не занимаются спортом вообще. Из числа занимающихся 76% регулярно занимаются 2-3 раза в неделю; а 24% -от случая к случаю,
На второй вопрос: «Какие физкультурно-спортивные занятия вы чаще всего посещаете?» отвечали те студенты, которые составили 70% занимающихся спортом студентов. Из них: 62 % -посещают какую-либо спортивную секцию; 38% -занимаются самостоятельно.
Следующий вопрос заключался в выяснении причин занятий спортом. Большинство ответов были за пользу для здоровья. Так ответило 57% опрошенных. Затем - развитие физических качеств 23 % и за эмоциональные мотивы - 20% (см. рис.1).
Рис. 1. Причины занятий спортом
На вопрос, укажите причины, которые мешают Вам заниматься спортом, были выделены четыре основные причины: 1. Нельзя (имеются противопоказания, болею, беременность); 2. Нет времени; 3. Нет пользы от занятий физическими упражнениями и спортом; 4. Собственная лень (см. рис. 2).
Рис.3. Ответы студентов на вопрос:"Как вы проводите свое свободное время?"
Следующий вопрос относился непосредственно к спортивным соревнованиям в университете. Нужно было проанализировать, как студенты относятся к различным соревнованиям в университете, принимают ли в них участие. Ответы были такие: положительно ответили 67% (40 человек), они с большим удовольствием принимают участие, а отрицательно - 33%, они не участвуют в соревнованиях.
На вопрос предполагающийся выяснить, за что и почему они принимают участие в соревнованиях. Были даны по ранжиру следующие ответы: желание защитить честь команды (факультета, университета; республики) на различных соревнованиях (25% опрошенных); желание получить повышенную стипендию (20%); желание повысить спортивную квалификацию (13%); желание получать ценные призы (12%); чтобы не отставать от своих друзей и товарищей (10%); приятно, когда о спортсменах говорят по радио, пишут в газетах и журналах, когда их показывают по телевидению (8%); потому что приятно испытывать радость побед (7%). Случайно выступают на соревнованиях (5%).
Рис. 2. Причины, мешающие заниматься спортом
Ответы студентов на вопрос: "Как вы проводите свое свободное время?", позволил уточнить, почему студенты жалуются на отсутствие свободного времени для занятия спортом.
Предлагались следующие ответы: 1. Ничего не делаю; 2. Читаю; 3. Готовлюсь; 4. Встречаюсь; 5. Сплю; 6. Смотрю телевизор или общаюсь по телефону (см. рис. 3).
Рис. 4. Ответы на вопрос: «За что и почему они принимают участие в соревнованиях?»
Следующий вопрос выяснял заинтересованность студентов спортом. Выяснилось, заинтересованность проявляется следующим образом: читают спортивные газеты (4% опрошенных студентов); смотрят спортивные передачи (51%); посещают спортивные мероприятия (35%); не интересуются (10 %).
Выводы
о о ш и т
г
т
О т э т й А
X £ т
О
х О т
0
01 и А ы О ш А X X т
0
сч
м
01 Z
Исследование показывает, что для большинства студентов первокурсников физическая культура и спорт являются, в основном, учебной дисциплиной в университете. Старшекурсники начинают оценивать значение занятий спортом и понимать его нравственные, эмоциональные аспекты, наблюдается большая мотивация к занятиям физической культурой и спортом [5].
Основными причинами, которые мешают заниматься спортом являются отсутствие свободного времени и лень самого студента.
Мотивация студентов к занятиям физической культурой и спортом неоднородна, она зависит, в основном, от двух факторов: возрастных и половых особенностей.
Девушки предпочитают заниматься упражнениями для укрепления
здоровья и улучшения осанки, на растяжку и хотели бы заниматься шейпингом, фитнесом, атлетической гимнастикой, стрельбой из лука, спортивными играми.
Юноши предпочитают, в первую очередь, занятия национальной борьбой хуреш, восточными единоборствами, затем, спортивными играми и плаванием.
Рекомендации
В дальнейшем потребуется целенаправленная работа по приобщению студентов к физической культуре и спорту как эффективному средству по укреплению и сохранению здоровья и слагаемых в формировании здорового образа жизни (ЗОЖ). В связи с этим основной задачей физической культуры и спорта в университете является развитие познавательного интереса студентов к занятиям спортом и физической культурой. Для решения данной задачи необходимо:
- Учитывать индивидуальные возможности и интересы студентов в выборе вида физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;
- Формировать у студентов осознанную потребность заниматься физическими упражнениями, в здоровом образе жизни и сохранении здоровья средствами физической культуры и спорта.
Из этого следует, что нужно разнообразить занятия по физической культуре, посредством, включения в программу физической культуры игрового и соревновательного методов, национальных и традиционных видов спорта, которые позволят каждому студенту реализовать собственные потребности.
Эффективным средством повышения уровня мотивации к занятиям физической культурой является проведение физкультурно-массовых мероприятий и спортивных соревнований, вечеров с показательными выступлениями знаменитых спортсменов,участие в соревнованиях.
Также необходимо уделить большое внимание на создание и оформление спортивных стендов, призов и портретов лучших спортсменов, достижений результатов выступлений студентов и т. д.
Все это в совокупности поможет сформировать у студентов позитивную мотивацию заниматься физической культурой и спортом.
Литература
1. Коджаспирова, Г.М, Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 176 с.
2. Наговицин, Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой и спортом [Электронный ресурс] // научный журнал «Фундаментальные исследования». - № 8 за 2011 год (часть 2) / http://www.rae.ru/fs/?article_id=7798353&op=show_ar ticle§ion=content.
3. Савчук В. В. Формирование мотивов к занятиям физической культурой у студентов педагогического ВУЗа: Дис. канд. пед. наук: Комсомольск-на-Амуре, 2002. - 206 c.
4. Сивас Н.В. Позитивное отношение к физической культуре как результат получения знаний в процессе обучения в медицинском вузе // Ученые записки. - 2008. - № 2. - С. 71-75.
5. Храмогина М.М., Грахольская Ю.Ю., Киреева А.В. Мотивация к занятиям физической культурой первокурсников разных лет (1987, 2007 гг.). Саратов: Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова.
Problems of formation of motivation of students to engage in
physical culture and sports Oorzhak S.I., Homushku V.V., Taryma Ch.V., Saaya A.V.
Tuvinian state university
In given article open the results анкетирования student on problem of the shaping to motivations to occupation by physical culture and sport. The Results of the called on studies have allowed to reveal the reasons of the desire and not desires to concern with the physical exercises, sport and mark the way of increasing to motivations student to occupation by sport. Keywords: Anketirovanie, motivation, material, нематериальная, the form, physical culture, sport, atheletic-mass work, health, sound lifestyle, students, achievements. References
1. Kodjaspirova, G.M., Kodjaspirov, A.Yu. Pedagogical dictionary:
For stud. higher and n ped. study.installations. - M .: Publishing Center "Academy", 2001. - 176 p.
2. Nagovitsin, R.S. Motivation of students to engage in physical culture and sports [Electronic resource] // scientific journal "Fundamental Research". - № 8 for 2011 (part 2) / http://www.rae.ru/fs/?article_id=7798353&op=show_article§ion = content.
3. Savchuk V.V. Formation of motives for physical culture classes
for students of a pedagogical university: Dis. Cand. ped. Sciences: Komsomolsk-on-Amur, 2002. - 206 p.
4. Sivas N.V. Positive attitude to physical culture as a result of
acquiring knowledge in the process of training in a medical university // Uchenye zapiski. - 2008. - № 2. - p. 71 -75.
5. Hramogina MM, Grakholskaya Yu.Yu., Kireeva A.V. Motivation
for the physical culture of freshmen of different years (1987, 2007). Saratov: Saratov State Agrarian University named after NI Vavilov.