Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ИМИДЖА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ МОЛОДЕЖНОЙ ДИПЛОМАТИИ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ИМИДЖА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ МОЛОДЕЖНОЙ ДИПЛОМАТИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ИМИДЖА / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Парфенова Д. С.

При преодолении сдерживающих факторов, молодежная дипломатия имеет свойство стать одной из важных составляющих формирования международного имиджа страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ИМИДЖА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ МОЛОДЕЖНОЙ ДИПЛОМАТИИ»

основании 17 целей ООН в области устойчивого развития. Обсуждались следующие вопросы: национальные культурные ценности - традиции, память и идентичность; кросс-культурные коммуникации; роль некоммерческого сектора в развитии государства и общества; внутренняя и внешняя политика; дипломатия; мир, правосудие и эффективное сотрудничество; партнерство в целях развития и другие [2].

Всемирный фестиваль молодежи и студентов, прошедший в Сочи в 2017 году, презентовал новую Россию. Участники смогли своими глазами увидеть позитивные изменения, произошедшие в России за последние годы. Как отметил по итогам мероприятия писатель и депутат Госдумы РФ Сергей Шаргунов «Изолировать Россию не удалось. Наша страна показала: нам важно не просто огрызаться и отбрыкиваться, а предлагать здоровые инициативы, демонстрировать позитивные проекты». Насыщенная и интересная программа еще раз подтвердила, что Россия открыта для внешнего мира, готова реализовывать сложные и необычные проекты, при этом не строя искусственных барьеров [2].

Всемирный фестиваль молодежи и студентов - это не просто мероприятие, организованное для развлечения молодых людей. Это место, где молодежная дипломатия могут сыграть важную роль в формировании имиджа государства и культурного обмена, что позволит создать более мирное и справедливое международное сообщество. Список использованной литературы:

1. В России пройдет всемирный фестиваль молодежи в феврале-марте 2024 года// РИА: [Сайт] - URL: https://ria.ru/20230406/festival-1863357083.html (дата обращения: 27.04.2023).

2. Что мы узнали об элите будущего на Всемирном фестивале молодежи // РИА: [Сайт] - URL: https://ura.news/articles/1036272689 (дата обращения: 27.04.2023).

3. XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов // YouthRussia: [Сайт] - URL: http://youthrussia.ru/wp-content/uploads/ 2017/ 01/ WFYS2017 _ Общая _ 08 .11.16.pdf (дата обращения: 20.04.2023).

© Парфенова Д.С., 2023

УДК 327

Парфенова Д.С.

Студент 2-го курса ЮЗГУ, г. Курск, Россия

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ИМИДЖА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ МОЛОДЕЖНОЙ ДИПЛОМАТИИ

Аннотация

При преодолении сдерживающих факторов, молодежная дипломатия имеет свойство стать одной из важных составляющих формирования международного имиджа страны.

Ключевые слова

Международная молодежная дипломатия, проблемы формирования международного имиджа, молодежная политика

Основная проблема формирования международного имиджа посредством молодежной дипломатии: изначально далекое от положительного впечатление о Российской Федерации за рубежом. На рисунке 1 отображена динамика благоприятности России в глазах иностранцев с 1989 года по 2022 год.

Эти данные взяты из опросов Gallup, глобальной аналитической и консалтинговой компании, проведенных в 116 странах [3].

Total % favorable — Total % unfavorable

85

15

1989 1994 2000 2005 2010 2015 2022

Рисунок 1 - Динамика иностранного мнения о Российской Федерации

Как можно увидеть на графике, на протяжении 20 лет больший процент респондентов положительно воспринимал Россию, но далее все пошло на спад. Подобную отрицательную динамику можно объяснить событиями, которые происходят последние несколько лет на международной арене: позиция России по «украинскому кризису», реакция Запада на присоединение Крыма к России, информационная война, которая ведется против России на Западе, взаимные санкции России и Запада против друг друга.

До войны в Украине уровень одобрения руководства России в значительной степени восстановился после спада, который произошел после присоединения Крыма. Однако, вероятно, что многое, если не все, из этого было стерто после начатой Россией СВО в 2022 году [2]. Низкий уровень одобрения руководства России, вероятно, облегчил мировым лидерам возможность предпринять действия по изоляции страны от мировой экономики.

Проанализировав восприятие России за рубежом, мы видим, что фактор агрессии/миролюбия не только внешней политики, но и, в целом, имиджа государства становится одним из определяющих моментов в двусторонних отношениях. Политика, проводимая по отношению к странам, наиболее негативно оценивающим Россию, должна стать максимально миролюбивой. Тем самым, Европа и Западная, и Восточная ее части должны стать главными центрами российского самопозиционирования. Особый акцент необходимо сделать на молодом поколении: организовывать обмены между ВУЗами, поощрять стипендиями лучших студентов, проводить конференции и тематические семинары, совместные круглые столы, вывозить молодежь на каникулы в Россию, а крупных российских политических, научных, культурных деятелей за рубеж и т.д. Потребность в таких классических приемах все еще велика. Так, бывший посол России в Германии В.В. Котенев утверждает: «Надо как можно больше налаживать визитов, молодежных обменов, это архиважно, но в данный момент, к сожалению, оставляет желать лучшего». Такие меры как нельзя лучше подходят для выстраивания доверительных взаимоотношений между странами, а также для формирования имиджа России как миролюбивой и безопасной во всех отношениях страны.

Также тормозящим элементом является зацикленность российской публичной дипломатии на работе с пространством СНГ и практически отсутствие проектов, ориентированные на западную молодежную аудиторию [1]. Среди проектов-победителей Фонда президентских грантов, лишь единицы на английском языке, ориентированные на молодых людей в странах ЕС и США. Работа с молодым поколением на Западе и в других регионах крайне важна для формирования дружественной к России элиты. При этом, процент владения английским языком в стране, увы, так и остается довольно низким. По результатам исследования образовательной компании English First за 2021 год, Россия занимает лишь 51-ю строчку из 112 в мировом рейтинге и 32-ю строчку из 35 в европейском. При этом страна относится к зоне умеренного владения языком (Moderate Proficiency).

Помимо вышеупомянутых проблем, прямое влияние на эффективность международной молодежной дипломатии в Российской Федерации оказывает слабо развитый сектор публичной дипломатии. А поскольку молодежная дипломатия - производное от публичной дипломатии, отрицательного влияния избежать не удастся.

Нет одной причины, есть совокупность факторов, которая создаёт условия для невозможности реализации эффективной публичной дипломатии страны. Все приведенные выше проблемы и ограничения усложняют до предела условия работы в сфере публичной дипломатии для российских структур.

Список использованной литературы:

1. 10 шагов на пути к эффективной публичной дипломатии России. - Текст: электронный // РСМД: [Сайт] -URL: https://russiancouncil.ru/activity/publications/10-shagov-na-puti-k-effektivnoy-publichnoy-diplomatii-rossii/ (дата обращения: 01.04.2023).

2. Gallup Reporter Resources: Ukraine and Russia. - Текст: электронный // Gallup: [Сайт] - URL: https://news.gallup.com/opinion/gallup/467186/gallup-reporter-resources-ukraine-russia.aspx (дата обращения: 24.03.2023).

3. Russia. - Текст: электронный // Gallup: [Сайт] - URL: https://news.gallup.com/poll/1642/russia.aspx (дата обращения: 14.04.2023).

© Парфенова Д.С., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.