© Асадов Б.Р. оглы, 2014
ПОЛИТОЛОГИЯ
УДК 327(091) ББК 63.3-6
МЕЖДУНАРОДНАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА РОССИИ
Асадов Бабек Рашид оглы
Кандидат политических наук, доцент кафедры экономики и организации туризма Санкт-Петербургского государственного экономического университета [email protected]
ул. Садовая, 21, 191023 г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена анализу одной из современных форм многоаспектной международной деятельности молодежи, которая представляет собой значимый механизм в формировании позитивного имиджа России в международной молодежной среде. Фактически впервые представлена попытка осмысления роли молодежной дипломатии в организованной молодежной среде, для которой открываются новые возможности взаимодействия со сверстниками из других стран. Автор обращается к истории появления термина «международная молодежная дипломатия» и предлагает свою версию вхождения данного термина в научно-публицистический обиход.
Определены некоторые проблемные аспекты и основные векторы ее развития в рамках деятельности организаций молодежи с участием ряда общественных институтов.
Ключевые слова: имидж страны, общественная дипломатия, международная молодежная дипломатия, внешняя культурная политика, международные молодежные организации, международное гуманитарное сотрудничество, международная деятельность молодежи, международная молодежная среда.
Многие государственные акторы международных отношений ведут деятельность в области создания и продвижения своего положительного имиджа, и сегодня это стало играть гораздо более важную роль, чем прежде. На международной арене существует понимание того, что позитивный образ страны -это широкий круг проблем, связанных с местом и ролью государства во внешней среде,
являющийся весомым фактором успешного существования и развития в условиях международной конкурентной среды, а также важнейшим инструментом защиты национальных интересов.
Очевидно, что в современных условиях формирование имиджа государства как длительный процесс зависит от разноплановых составляющих внутреннего и внешнего харак-
тера. Внешняя и внутренняя политика, а также другие сферы жизнедеятельности государства могут выступать объектами имиджа, который актуален во всей системе взаимоотношений государств. Вместе с тем существуют отдельные сферы деятельности государства, особенно во внешней среде, где формирование образа государства происходит также посредством международной деятельности целого ряда неправительственных акторов.
Поводом для изучения некоторых аспектов формирования позитивного образа-имиджа государства в современных условиях послужила именно их возрастающая международная деятельность, которую можно рассматривать как инструмент трансляции положительной информации, следовательно, обмена ценностями, традициями и т. д. С целью качественного использования потенциала институтов гражданского общества, в этой сфере требуется не только изучение их роли во внешней среде, но и необходимость поиска конструктивных моделей планомерного создания позитивного имиджа государства.
Наиболее значимую роль здесь играет деятельность молодежи, которая в силу ряда характерных особенностей является не только объектом воздействия разнонаправленных глобальных тенденций, но все активнее влияет на социально-культурные, политические и гуманитарные процессы международной жизни. Вместе с тем международная деятельность молодежи, часто сформулированная в современной литературе, СМИ как международное молодежное сотрудничество, молодежные связи, стала занимать значимое место среди положительных факторов, оказывающих определенное влияние на характер формирования имиджа страны. В последнее время все более привлекательными в деятельности молодежи в международной среде становятся элементы традиционной дипломатии, направленные на выстраивание отношений сверстниками с помощью средств государственных, общественных организаций, культуры, науки, спорта и т. д.
Всестороннее представление о международной деятельности молодежи является необходимой целью изучения и создания моделей взаимодействия с участием организаций и институтов молодежи России. Также
следует отметить, что необходимость анализа новых форм международной деятельности молодежи с использованием элементов традиционной дипломатии своевременна и актуальна на фоне существующего динамизма участия молодежи, особенно в международном гуманитарном сотрудничестве, несомненно создающем благоприятные условия для формирования имиджа страны. Фактор будущего в международной молодежной среде и эффективное использование ее гуманитарного составляющего требуют нового осмысления перспектив роли и влияния современного поколения, направленных, прежде всего, на утверждение в данной среде объективного представления о современной России.
Анализ материалов о состоянии международного молодежного движения в конце 80-х гг. ХХ в. позволяет отметить, что участие молодежи в народной дипломатии и создание собственной «молодежной дипломатии» рассматривалось как одна из самых актуальных задач в международной деятельности различных объединений молодого поколения [5, с. 3]. Однако широкое практическое применение данного термина произошло значительно позже. В последние десятилетия в международной деятельности термин «молодежная дипломатия» не только все чаще употребляется на страницах отечественных СМИ, но и становится инструментом, направленным на активизацию институциональной роли молодежи в международной среде. С учетом изложенного, представляется возможным рассмотреть молодежную дипломатию, как совокупность использования форм, средств и методов традиционной дипломатии для ведения международной деятельности.
Между тем сегодня особого внимания заслуживают проблемы и перспективы пока хрупкой, еще формирующейся модели международного взаимодействия молодежи -молодежной дипломатии, которая в последнее время в научно-публицистической литературе чаще рассматривается в виде общественной или публичной дипломатии. Распространение общественной дипломатии в России получило перевод (путем перевода американского термина) «public diplomacy», рассматривающий выстраивание международных отно-
шений не только на политическом уровне, но и средствами культуры, науки, деловых и общественных организаций. В отличие от официальной дипломатии, являющейся, прежде всего, прерогативой государств, общественная дипломатия привлекает своей открытостью, возможностью широкого участия в ней институтов общественности. Профессор кафедры дипломатии МГИМО (У) МИД России Т.В. Зонова предлагает к взаимозаменяемости этих терминов относиться с особой осторожностью. «Общественной» мы именуем дипломатию неправительственных организаций, которая, по мнению этого автора, в известной мере отражает практику советских времен, когда деятельность организаций, участвовавших в международном обмене, проходила исключительно в рамках единой государственной идеологии. А термин публичной дипломатии - весьма узкая трактовка целого направления в современной дипломатии, получившего в мире название «публичной» [3]. Наравне с этим, сегодня с развитием новых информационных технологий термин «дипломатия» обретает новые свойства. Например, в зарубежном лексиконе все чаще используются следующие: цифровая дипломатия (digital diplomacy), интернет-дипломатия (Internet diplomacy), дипломатия социальных сетей (Twitter diplomacy) и публичная дипломатия Web 2.0. (public diplomacy Web 2.0.), которые используются американским правительством для обозначения инновационного способа оказания влияния на зарубежное общество при помощи Интернета [14, с. 109]. Отметим, что и это не полный список применения термина дипломатии к различным сторонам деятельности многочисленных институтов современного общества, явно приобретающих свойства традиционной дипломатии. Практика современных международных отношений свидетельствует о том, что в условиях глобальных изменений в международной жизни официальная дипломатия не всегда должным образом эффективна для того, чтобы отвечать запросам ее участников, а также соответствовать новым тенденциям, где наравне с государственными акторами требуется участие общественных институтов. Значительно расширяются масштабы общественной дипломатии, что в свою очередь говорит о неоспоримом
факте ее присутствия на международной общественно-политической арене.
В новых условиях международные организации и движения, и другие негосударственные акторы, имеющие давние традиции осуществления связей между странами и народами, по-прежнему активно формируют определенные подходы в своих интересах и вырабатывают собственную дипломатию. В этом плане особую роль в ее дальнейшем развитии должна сыграть и международная молодежная среда, где повышение роли общественной дипломатии представляется неотъемлемым элементом деятельности молодежи в области молодежной дипломатии. С учетом того, что в данной среде активно трансформируются различные образы в зависимости от отношения к участникам, в частности, процесса молодежной дипломатии, есть основания говорить о том, что постепенный рост ее влияния на формирование положительного восприятия России в международной молодежной среде становится все более ощутимым.
Возрастающий интерес к затрагиваемой тематике объясняется потребностью использования потенциала молодежи как направления внешней культурной политики. С этой целью в Приложении N° 1 к Концепции внешней политики России отмечается, что особое внимание целесообразно уделять более активному участию в международном культурно-гуманитарном сотрудничестве российских молодежных организаций, их взаимодействию с зарубежными молодежными партнерами. Кроме того, формирование объективного и благоприятного образа страны упомянуто в качестве одной из целей политики в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества [9]. Последнее, являясь существенным ресурсом общественной дипломатии, выступает важнейшей сферой деятельности гражданского общества. Определенный импульс этому процессу придало проведение в 2010 г. форума «Роль народной дипломатии в развитии международного гуманитарного сотрудничества», наметившего новые векторы развития народной дипломатии. Такое понимание этой проблемы, в частности, эффективное осуществление народной дипломатии, призвано гуманизировать международные отношения, быть инструментом «мягкой силы»
государства и народа в продвижении интересов, укреплении своего образа и авторитета за рубежом [13].
Между тем существуют проблемы, связанные с направленностью внешней культурной политики, неотъемлемым элементом которой является целенаправленное создание позитивного имиджа России. В свою очередь предлагается «формировать инструменты воздействия на ее восприятие в мире», что в последние годы активно обсуждается как научным сообществом, так и политической элитой. Об этом свидетельствует сделанный на высоком уровне акцент на неэффективное формирование образа России на международной арене. В частности, выступая перед дипломатическим корпусом, Президент РФ В.В. Путин обращал внимание, что «пока надо признать, что образ России за рубежом формируется не нами, поэтому он часто искажен и не отражает реальную ситуацию ни в нашей стране, ни ее вклад в мировую цивилизацию, науку и культуру» [10].
Сегодня в реализации внешней культурной политики, направленной на укрепление ее международных позиций и обеспечение благоприятных внешних условий для развития страны, определенная роль принадлежит институту молодежного сотрудничества, который по-прежнему неэффективно используется в сфере продвижении имиджа страны в международной молодежной среде. Очевидно, что современные тенденции на мировой арене вносят изменения в характер и формы международной деятельности молодежи, следовательно, создаются предпосылки для усиления места и роли молодых людей в развитии международного сотрудничества.
Как свидетельствуют события прошлого, наиболее широкий и массовый характер в международном молодежном сотрудничестве приобретала народная дипломатия, направленная на защиту мира, против ядерной угрозы, которая вовлекала в свою орбиту миллионы молодых людей. Однако в новых условиях подобные международные акции не только не утратили своей актуальности, но и приобрели особое значение на фоне вызовов современности. Проблемы поиска новых форм и методов международного взаимодействия стано-
вятся актуальными для общественных объединений молодежи. Они стремятся не только выступать в качестве института самореализации и социализации молодежи, но осуществляют действия в плане содействия, вовлечения ее в процесс международного сотрудничества, предоставляя поле для обмена информацией, опытом и идеями. Являлись ли новые организации привлекательными и способными не только удовлетворить потребности молодежи, но и внести вклад в развитие международных связей, следовательно, в формирование имиджа новой России среди представителей зарубежной молодежи? С этой целью были созданы организации и институты, содействующие развитию международных молодежных связей. Обращает на себя внимание деятельность Санкт-Петербургской общественной организации «Лига международной молодежной дипломатии», которая была создана по инициативе автора данной статьи в декабре 1991 года [12]. Отметим, что практическая деятельность автора в качестве ее руководителя (с 1991 г. по 2006 г.), а также проведенный анализ истории становления института международного молодежного сотрудничества позволяют полагать, что Лига, являясь одной из первых организаций, была создана с целью развития новых форм международного взаимодействия молодежи в рамках молодежной дипломатии. Она становится новой площадкой для освоения навыков самоуправления, лидерства, реализации проектов молодежи, с учетом существующих эффективных традиций народной дипломатии предлагает молодым участникам новые формы международного взаимодействия со сверстниками из других стран. Развивая взаимодействия молодежи в рамках проводимых международных мероприятий, Лига предлагала качественно новые модели молодежного сотрудничества. Кроме традиционных форматов встреч молодежи, таких как Модели ООН, по сей день успешно реализованные проекты -молодежные саммиты «Большой восьмерки», которые с 2006 г. ежегодно проводятся в стране проведения саммитов «Группы восьми», а также в дальнейшем саммиты группы «Большой двадцатки» стали признанными проектами со стороны ряда авторитетных международных организаций.
В последние годы все более отчетливо появляются признаки стремления негосударственных акторов формировать и продвигать в международной молодежной среде собственные представления о развитии такой сферы, как формирование позитивного имиджа страны. Особая роль в этом принадлежит молодежной дипломатии, выраженной в деятельности молодежных, студенческих организаций, а также незначительных институтов, которые, предоставляя новые площадки и возможности для международного сотрудничества молодежи, как в гуманитарной, так и в других сферах общественной жизни, оказывают влияние на характер развития межгосударственных отношении. Процесс приобщения молодых людей к молодежной дипломатии и, следовательно, вовлечение их в политику формирования положительного образа страны происходит разными путями: через международные образовательные, спортивные, культурные связи, через участие в молодежных организациях, деятельность государственных и неправительственных институтов, информационное поле, Интернет, СМИ и т. д. Образ современного государства глазами молодежи достаточно фрагментарный и изменчивый, поскольку формируется он в условиях быстро меняющегося глобального мира. Вместе с тем некоторые стороны международной деятельности российской молодежи позволяют отметить, что сегодня наблюдается рост международных молодежных контактов, следовательно, она в последние годы стремится стать все более подвижной и инициативной на международной арене, чем в прежние годы. Очевидно, что во многом этому благоприятствует активизация роли России на международной арене, способствующая привлечению молодежи и негосударственных институтов. Подтверждением этому служит создание таких институтов, как: Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова, Российский Совет по международным делам (РСМД). В развитии нового направления молодежной дипломатии стали активно участвовать Рос-сотрудничество, Росмолодежь, Российская ассоциация международного сотрудничества (РАМС), Общественная палата РФ и другие. Международной деятельности молодежи и ее влиянию на формирование имиджа страны вни-
мание уделяется в рамках деятельности такой организации, как Фонд содействия развитию международного сотрудничества, который совместно с Общественной палатой РФ 21 декабря 2012 г. организовал Круглый стол на тему «Международное молодежное сотрудничество как инструмент формирования имиджа России», проводимый под девизом «Новое поколение - новый имидж!» [6].
О заметной деятельности Фонда содействия развитию международного сотрудничества в сфере общественной дипломатии с участием молодежи свидетельствуют и проведенные проекты. Один из таких проектов «Общественный Дипломатический Корпус» (ОДК) направлен на преодоление предрассудков и стереотипов о России и на развитие дружественных и партнерских отношений с другими странами и международными институтами через международную деятельность общественных организаций, то есть общественную дипломатию. Сегодня проект ОДК получает признание на международном уровне. Об этом свидетельствует расширение географии его участников за счет государств-участни-ков СНГ и стран Балтии, и, следовательно, формата проекта в 2013 г., трансформирующегося в «Общественный Дипломатичный Корпус Содружества». Также о заметной роли данного проекта говорит то, что проект ОДК был включен в План действий сотрудничества России с Советом Европы [8].
В развитие молодежной дипломатии заметный вклад вносит Московский государственный институт международных отношений (МГИМО (У) МИД России), который с 2009 г. проводит Международные Школы молодежной дипломатии, в том числе предоставляются возможности принять участие в международных форумах, встречах и т. д. [7]. Подтверждением этого является оценка ректора МГИМО А.В. Торкунова, который отмечает роль молодежи в сфере общественной дипломатии: «Я вижу, что очень активно действует молодежная дипломатия» [1]. В свете этого можно сказать, что все популярнее становятся идеи общественной дипломатии среди молодых профессионалов в области международных отношений, дипломатии, истории и журналистики, выступающих за укрепление гуманитарного сотрудничества и обществен-
ной коммуникации России с зарубежными странами, в том числе по молодежной линии. Необходимость в механизмах общения и обмена мнениями молодых экспертов была продиктована созданием в 2010 г. Центра поддержки и развития общественных инициатив «Креативная дипломатия». Деятельность Центра направлена на создание атмосферы положительного восприятия образа России в общественном и медийном пространстве путем развития общественной дипломатии [15].
Очевидно, что решение проблем современности невозможно без молодежи, и в этом молодежная дипломатия позволяет ей выстраивать системы взглядов на актуальные проблемы международных отношений. И сегодня в необходимости формирования новой системы международной пропаганды положительного образа России молодежная среда стала рассматриваться, как поле в плане формирования позитивного международного имиджа страны. Как отмечает политолог А. Шатилов, международные молодежные мероприятия не утратили своей актуальности, с их помощью можно избавлять будущие поколения от негативных стереотипов. В качестве примеров рассматривается Германия, которая, по мнению политолога, во многом исправила свой отрицательный образ после Второй мировой войны через молодежный обмен со странами, с которыми прежде воевала [11]. Предлагаются другие идеи, направленные на формирование позитивного имиджа России. В качестве таких мероприятий предлагается проведение в 2017 г. Международного фестиваля молодежи и студентов, подобного тем, что в 1957 и 1985 гг. проходили в СССР, увеличение числа российских центров науки и культуры, работа с соотечественниками и иностранной молодежью [2].
Однако, несмотря на то что молодежная дипломатия сегодня - объективная необходимость, ее использование в качестве ресурса, направленного на формирование имиджа страны, не всегда используется в должной мере. И сегодня важно знать, насколько эффективно развивается молодежная дипломатия, как посредством ее расширяется международное взаимодействие молодежи. Для понимания эффективной роли молодежной дипломатии, направленной на формирование положитель-
ного восприятия в молодежной среде, необходимо определить границы осуществления этой деятельности, а также различные факторы (традиционные и переменчивые), которые могут сыграть в этом определенную роль. Следуя этой логике, можно отметить, что для определения степени эффективности влияния молодежной дипломатии на формирование позитивного имиджа страны не существует четких критерий, что в свою очередь свидетельствует и о сложности оценки отдачи от деятельности молодежи. Степень ее влияния, в частности с учетом навыков и знаний в этой сфере, зависит от ряда факторов. Среди них следует отметить количество действующих субъектов международного молодежного сотрудничества, географию их международной деятельности, масштабы вовлеченности в их деятельность молодежи, наличие существующих концепций и программ, нацеленных на продвижение имиджа страны, организационно-ресурсный потенциал и т. д.
Отметим, что формированием имиджа России за рубежом с помощью общественных организаций молодежи целенаправленно никто не занимался. Сегодня существующие профильные общественные организации молодежи, занимающиеся развитием международного молодежного сотрудничества, по-прежнему недостаточно обладают организационно-ресурсным потенциалом для активного участия в мероприятиях сферы общественной дипломатии. Несмотря на то что в этой сфере активно развивается проектное направление, в рамках которого реализованные мероприятия во многом инициированы или предложены органами и структурами государственной власти, курирующими вопросы международного сотрудничества (включая молодежное), неправительственными организациями, говорить о качественных сдвигах в этой сфере не приходится. Для определения степени эффективности молодежной дипломатии необходимо обратить внимание на некоторые аспекты реализации подобных проектов. Во-первых, количество международных проектов значительно уступает, а с другой стороны, количество участников и их освещение в СМИ и т. д. дает повод усомниться в том, насколько эти проекты охватывают широкую зарубежную молодежную аудиторию. Это необ-
ходимо для оценки их эффективности. Во-вторых, совершенно очевидно, что сегодня коммуникативные потоки имеют свое влияние на сознание подрастающего поколения, в том числе на восприятие ими других стран, культуры. Сегодня трансляция собственных взглядов, ценностей и убеждений молодежи осуществляется через международно признанные сети гуманитарного сотрудничества, и поэтому нужны наиболее привлекательные информационные молодежные площадки, особенно гуманитарные технологии, которые, как известно, находят свое применение не только в традиционных видах деятельности молодежи на международной арене, но и могут активно использоваться в новых направлениях. Необходимо эффективно использовать эти каналы для создания благоприятных условий в деле укрепления позитивного имиджа России в международной молодежной среде. Проведенный анализ свидетельствует об отсутствии четких целенаправленных программ и координаций действий в этой области.
Кроме того, активное включение молодежи в процесс формирования положительного восприятия своей страны в международной молодежной среде требует обладания навыками и серьезным уровнем подготовки. В связи с этим участие «небольшой» части молодежи страны в этом процессе свидетельствует об отсутствии на федеральном уровне целевой программы действий молодежи в международной среде. Учитывая эти и другие аспекты молодежной дипломатии в контексте формировании имиджа страны, возникла необходимость расширения поля международной деятельности с участием организаций и институтов молодежи. Следовательно, требуется выделение молодежной дипломатии в качестве приоритета международной деятельности профильных организаций и структур, реализацией этого будут - создание благоприятных условий для формирования имиджа страны в молодежной среде. Главным содержанием этой деятельности молодежи, дающей определенные результаты, является разработка федеральной программы развития международного молодежного сотрудничества, с учетом накопленного опыта, традиций, широкого арсенала форм и методов осуществления, в том числе включая молодежную дипломатию.
Таким образом, можно отметить, что международный имидж современного государства строится из совокупности различных факторов. При осуществлении мероприятий, направленных на формирование имиджа страны, степень и их значимость для разных аудиторий имеет свои особенности. Поэтому важен учет параметров молодежной среды, которая гораздо больше подвергается изменениям, а также склонна к новым формам международной деятельности. Вышеизложенный анализ позволяет сделать вывод, что молодежную дипломатию можно рассматривать как дополнительный инструмент, направленный на формирование положительного международного имиджа, а также поддержание его в актуальном состоянии, которое происходит не только в рамках обмена мнениями, диалога молодежи, но и действий ее участников. Эти обстоятельства определяют необходимость не только понимания проблем, связанных с характеристиками молодежной дипломатии, прежде всего, с критериями ее эффективности, но и проведения мониторинга и оказания поддержки групп и институтов в осуществлении этой деятельности.
Несмотря на то что многообразие форм институциональной деятельности молодежи в международной среде находится за пределами исследовательского интереса, его дальнейшее изучение может открыть новые горизонты дискурса, а также станет аналитико-прак-тическим материалом в разработки качественно новых программ и проектов относительно перспективы молодежного фактора в осуществлении эффективной внешней культурной политики. Перспективы этой политики будут зависеть не только от того, насколько на высоком уровне принимается во внимание роль и значимость международной деятельности молодежи, но и от конструктивного подхода, нацеленного на развитие данного направления. Свою роль в решении этой задачи призвана сыграть и молодежная дипломатия, которая, как форма международного взаимодействия молодежи, по сути имеет все предпосылки стать одним из инструментов внешней культурной политики России в сфере продвижения положительного восприятия России, позволяющего получать определенные имиджевые выгоды. Кроме того, использование ее в каче-
стве одного из инструментов внешней культурной политики отнюдь не означает, что нужно полностью отказаться от прежних достаточно известных форм и механизмов влияния на характер восприятия международной молодежной среды. Поэтому, сегодня представляется целенаправленная координация и поддержка деятельности институтов, которые способны реализовать имиджевые проекты с учетом прошлых форм и методов, эффективных в рамках международной деятельности молодежи.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Ариадна Рокоссовская. Магистры мира. Ректор МГИМО Анатолий Торкунов рассказал «РГ» о будущем дипломатии // Российская газета. - 2012. - 27 сент.
2. Елена Черненко. С позиции «мягкой силы». «Ъ» выяснил, как Россия будет улучшать свой имидж за рубежом // Коммерсанть. - 2013. - 16 янв. (№ 6 (5037)).
3. Зонова, Т. В. Публичная дипломатия и ее акторы / Т. В. Зонова. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.russiancouncil.ru/inner/ ?id_4=681 #ор/ (дата обращения: 25.01.2014). - Загл. с экрана.
4. Концепция внешней политики Российской Федерации : утв. Президентом РФ В. В. Путиным 12 февр. 2013 г. // Независимая газета. НГ-дипкурь-ер.- 2013. - 03 марта. - С. 12.
5. Международное молодежное движение на рубеже 90-х гг. : аналитическая записка XXI съезду ВЛКСМ. - М. : ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1990. - 65 с.
6. Международное молодежное сотрудничество как инструмент формирования имиджа России. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.fondinter.ru/content/news/317 (дата обращения: 20.01.2014). - Загл. с экрана.
7. Международная школа молодежной дипломатии при МГИМО (У) МИД России. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.mgimo-school.ru/node/5 (дата обращения: 25.01.2014). -Загл. с экрана.
8. Общественный Дипломатический Корпус : офиц. сайт Фонда содействия развитию международного сотрудничества. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.fondinter.ru/ content/project/44/ (дата обращения: 28.01.2014). -Загл. с экрана.
9. Приложение N° 1 к Концепции внешней политики Российской Федерации «Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотруд-
ничества» : (утв. Президентом РФ Д. А. Медведевым 18 дек. 2010 г.). - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.mid.rU/brp_4.nsf/0/ 6D84DDEDEDBF7DA644257B160 (дата обращения:
27.01.2014). - Загл. с экрана.
10. Путин призывает дипломатов активнее осваивать новые технологии работы РИА-Новости, 25.08.2012. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://ria.ru/politics/20120709/695256662.html? id (дата обращения: 26.01.2014). - Загл. с экрана.
11. Россия ищет агентов влияния. Чиновники озаботились международным имиджем нашей страны. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://svpressa.ru/politic/article/63267/ (дата обращения: 26.01.2014). - Загл. с экрана.
12. Санкт-Петербургская общественная организация «Лига международной молодежной дипломатии». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.youthdiplomacy.com/about (дата обращения: 27.01.2014). - Загл. с экрана.
13. Фарит Мухаметшин. Новый виток народной дипломатии // Известия. - 2010. - 16 дек.
14. Цветкова, Н. А. Программы Web 2.0 в публичной дипломатии / Н. А. Цветкова // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2011. - № 3. -
С. 109-122.
15. Центр поддержки и развития общественных инициатив «Креативная дипломатия». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.picreadi.ru/portfolio.html (дата обращения:
28.01.2014). - Загл. с экрана.
REFERENCES
1. Ariadna Rokossovskaya. Magistry mira. Rektor MGIMO Anatoliy Torkunov rasskazal “RG” o budushchem diplomatii [Masters of the World. The Rector of MGIMO Anatoliy Torkunov Told “RG” about the Future of Diplomacy]. Rossiyskaya Gazeta, September 27, 2012.
2. Elena Chernenko. S pozitsii “myagkoy sily”. “Ъ” vyyasnil, kak Rossiya budet uluchshat svoy imidzh za rubezhom [From the Perspective of “Soft Power”. “B” Figured Out How Russia will Improve Its Image Abroad]. Kommersant, 2013, no. 6 (5037), January 16.
3. Zonova T.V. Publichnaya diplomatiya i ee aktory [Public Diplomacy and Its Actors]. Available at: http://www.russiancouncil.ru/?id_4=681#top/ (accessed January 25, 2014).
4. Kontseptsia vneshney politiki Rossiyskoy Federatsii. Utverzhdena Prezidentom RF V.V Putinym 12.02.2013 [The Conception of Russian Foreign Policy. Approved by the President of the Russian Federation Vladimir Putin on February 12, 2013]. Nezavisimaya gazeta. NG-Dipkuryer, 2013, March 3, 12 p.
5. Mezhdunarodnoe molodezhnoe dvizhenie na rubezhe 90-kh: Analiticheskaya zapiska XXI syezdu VLKSM [International Youth Movement at the Turn of the 90s: Analytical Note to 21st Congress of VLKSM]. Moscow, ESC Publ., 1990. 65 p.
6. Mezhdunarodnoe molodezhnoe sotrudni-chestvo kak instrumentformirovaniya imidzha Rossii [International Youth Cooperation as a Tool of Russian Image Formation]. Available at: http://www.fondinter. ru/content/news/317/ (accessed January 20, 2014).
7. Mezhdunarodnaya shkola molodezhnoy diplomatii pri MGIMO (U) MID Rossii [International School of Youth Diplomacy (University) of the MFA, Russia]. Available at: http://www.mgimo-school.ru/ node/5 (accessed January 25, 2014).
8. Obshchestvennyy Diplomaticheskiy Korpus. Ofitsialnyy sayt Fonda sodeystviya razvitiyu mezhdunarodnogo sotrudnichestva [Public Diplomatic Corpus. The Official Website of International Cooperation Development]. Available at: http://www.fondinter.ru/content/project/44/ (accessed January 28, 2014).
9. Prilozhenie № 1 k Kontseptsii vneshney politiki Rossiyskoy federatsii “Osnovnye napravleniya politiki Rossiyskoy Federatsii v sfere mezhdunarodnogo kulturno-gumanitarnogo sotrudnichestva”, Utverzhdeno Prezidentom RF
D.A. Medvedevym 18.12.2010 [Enclosure No. 1 to the Foreign Policy Conception of the Russian Federation “Basic Policies of the Russian Federation in the Field of International Cultural and Humanitarian Cooperation”, Approved by the President of the Russian Federation Dmitriy Medvedev, December 18, 2010]. Available at: http://www.mid.ru/brp_4.nsfZ0/
6D84DDEDEDBF7DA644257B160) (accessed January 27, 2014).
10. Putin prizyvaet diplomatov aktivnee osvaivat novye tekhnologii raboty RIA Novosti, 25.08.2012 [Putin Urges Diplomats to Actively Develop New Technology of RIA News, 25.08.2012]. Available at: http://ria.ru/politics/20120709/ 695256662.html?id (accessed January 26, 2014).
11. Rossiya ishchet agentov vliyaniya. Chinovniki ozabotilis mezhdunarodnym imidzhem nashey strany [Russia is Looking for Agents of Influence. The Officials Take Care of International Image of Our Country]. Available at: http:// svpressa.ru/politic/article/63267/ (accessed January 26, 2014).
12. Sankt-Peterburgskaya obshchestvennaya organizatsiya “Liga mezhdunarodnoy molodezhnoy diplomatii ” [Saint-Petersburg Public Organization “ International League of Youth Diplomacy”]. Available at: http://www.youthdiplomacy.com/about/ (accessed January 27, 2014).
13. Farit Mukhametshin. Novyy vitok narodnoy diplomatii [A New Turn of People’s Diplomacy]. Izvestiya, December 16, 2010.
14. Tsvetkova N.A. Programmy Web 2.0 v publichnoy diplomatii [Web 2.0 Programs in Public Diplomacy]. SShA i Kanada: Ekonomika, politika, kultura, 2011, no. 3, pp. 109-122.
15. Tsentr podderzhki i razvitiya obshchestven-nykh initsiativ “Kreativnaya diplomatiya” [The Center of Support and Development of Public Initiatives “Creative Diplomacy”]. Available at: http:// www.picreadi.ru/portfolio.html (accessed January 28, 2014).
INTERNATIONAL YOUTH DIPLOMACY AS A TOOL OF RUSSIAN IMAGE FORMATION
Asadov Babek Rashid ogly
Candidate of Sciences (Politics), Associate Professor, Department of Economy and Tourism Organization,
Saint Petersburg State University of Economics
Sadovaya St., 21, 191023 Saint Petersburg, Russian Federation
Abstract. In the modern world forming and using the positive image of state actors can be considered among the most important elements of their actions on the international stage. Today it becomes obvious that the efficient use of social mechanisms as new forms of international cooperation, especially in the humanitarian field, is carried out by means of public diplomacy, which actively forms the target audience and creates the basis for the formation of country’s positive image. The targeted actions of world politics centers aimed at expanding the scope of their humanitarian presence on the international stage determine the relevance of wider use of the Institute for Public Diplomacy as a mechanism of foreign cultural policy development. Today, public diplomacy is becoming the demanded mechanism in international youth environment where there is a growth of involvement of active representatives of nongovernmental organizations who have specific knowledge and skills in international communication. These aspects of public diplomacy determine the need to address issues related to the qualitative characteristics of youth diplomacy, especially with the criteria of its effectiveness.
This article analyzes one of the modern forms of aggravated international youth activity, which represents the significant mechanism in the formation of a positive image of Russia in the international youth sector. In fact, it is the first attempt to understand the role of diplomacy in organized youth sector, for which new opportunities of interaction with their peers from other countries are opened. The author refers to the history of the emergence of the term “international youth diplomacy” and offers the author’s version occurrences of the term in the scientific and journalistic usage.
The article identifies some problematic aspects and main directions of its development in the context of youth organizations activity with a number of public institutions. “Small” part of the country’s youth involved in this process indicates the absence of specific federal programs of youth activity institutions for action on the international stage. However, the analysis of practical results of their activity, contributing to the new forms of international youth activity, which should be considered as the channels for creating the favorable conditions aimed at promoting the positive image of Russia among the international youth, reveals the increasing attention of state and non-governmental organizations to this issue in light of the growing demand. Despite of the fact that the variety of institutional activity forms in the international youth activity and its impact on country’s image is beyond the research interest, today its further studying can open new horizons of discourse regarding the prospects of youth factor, in order to implement effective foreign cultural policy in Russia. Lack of theoretical and practical study of youth diplomacy requires not only consideration of many factors that directly affect the nature of its implementation, but should also focus the attention of scientific community representatives to the need of understanding its perspective role in the foreign cultural policy of the country, therefore, having certain influence on forming the positive image of the country among young people from different cultures and nations.
Key words: image of the country, public diplomacy, international youth diplomacy, foreign cultural policy, international youth organizations, international humanitarian cooperation, international activity of youth, international youth environment.