ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 330.341
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Новикова Наталия Геннадьевна, проректор по учебной работе,
Мухоморова Ирина Викторовна, старший преподаватель кафедры «Корпоративное управление и электронный бизнес», [email protected],
ФГБОУ ВПО ««Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, РФ
The article analyzes present problems and controversies in the system of state management in the higher professional education sphere and grounds the necessity of new management model development. The article provides offers to include social institutions in the system of higher professional education management and redistribute some state controlling functions and higher education quality estimation function considering their level.
В статье проведен анализ существующих проблем и противоречий в системе государственного управления сферой высшего профессионального образования и обоснована необходимость разработки новой модели управления. Внесены предложения по включению в систему управления сферой ВПО общественных институтов и перераспределению на их уровень части государственных контрольно-надзорных функций и функций оценки качества образовательных услуг.
Keywords: state management system, higher professional education, activity self-regulation, state private partnership, universities
Ключевые слова: система государственного управления, высшее профессиональное образование, саморегулирование деятельности, государственное частное партнерство, вузы
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в сфере образования и науки» утверждены мероприятия, реализация которых должна обеспечить необходимый уровень соответствия отечественного образования требованиям инновационной экономики [1].
Перед российскими вузами поставлены задачи повышения эффективности деятельности, увеличения научных исследований и объема научных публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных WEB of Science, а также обеспечения доступности и качества образования [1].
Для реализации государственной политики в сфере высшего профессионального образования Правительству Российской Федерации необходимо:
• провести реорганизацию неэффективных вузов, выявленных по результатам монито-
ринга эффективности деятельности федеральных учреждений высшего профессионального образования;
• содействовать вузам в достижении запланированных показателей в области науки и увеличить общий объем финансирования государственных научных фондов;
• осуществить переход к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ ВПО с учетом особенностей их реализации;
• совместно с общественными и научными организациями при участии международных экспертов разработать предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ ВПО [1].
Государственная политика в сфере высшего профессионального образования в период его модернизации направлена на формирование региональных образовательных кластеров, повышение конкурентоспособности отечествен-
62 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 1
Проблемы формирования и реализации государственной политики в сфере...
ного образования на мировом рынке образовательных услуг и интеграции в европейскую систему образования.
При этом регулирующее воздействие направлено, в основном, на государственные вузы и их филиалы. Влияние государственных органов управления на негосударственный сектор высшего профессионального образования ограничено, что создает неравные условия функционирования и развития для образовательных учреждений сферы ВПО разных организационно-правовых форм. Так, мониторинг эффективности деятельности проведен в отношении только государственных вузов, в то время как, по данным Росстата, в 2011/2012 учебном году на территории Российской Федерации функционировало 462 негосударственных вуза, общая численность обучающихся в которых превысила 1 млн человек [3]. Проведение мониторинга эффективности деятельности в отношении негосударственных вузов не носит обязательного характера, хотя дает возможность участвовать в конкурсе на подготовку специалистов за счет средств федерального бюджета, а несоответствие разработанным критериям не является основанием для принятия государственными контрольно-надзорными органами управленческих решений.
Результаты мониторинга эффективности деятельности вузов и их филиалов являются базой для формирования механизмов оздоровления сферы высшего профессионального образования.
Анализ критериев эффективности в образовательной, научно-исследовательской, международной, финансово-экономической дея-
тельности, в том числе отражающие значения отдельных аккредитационных показателей проведен по 502 государственным вузам и 930 их филиалам [3]. При этом нет прозрачной информации о состоянии негосударственных образовательных учреждений ВПО, воздействие государственных органов регулирования на которые ограничено. В результате процесс формирования механизмов оздоровления негосударственного сектора в высшем профессиональном образовании затягивается, что сдерживает модернизацию сферы ВПО в целом, то есть реализацию государственной политики в этой сфере.
В результате проведенного мониторинга эффективности деятельности ранее аккредитованные образовательные учреждения и их филиалы признаны неэффективными и подлежащими реорганизации [2] (табл. 1).
Данные, приведенные в табл. 1, отдельно учитывают результаты мониторинга образовательных учреждений г. Москва и г. Санкт-Петербург, поскольку критериальные значения для них отличались от пороговых значений, утвержденных для остальных вузов и их филиалов.
Соотношение эффективно функционирующих образовательных учреждений сферы высшего профессионального образования и вузов (филиалов), подлежащих реорганизации, представлено на рис. 1 [2].
Диаграммы на рис. 1 отражают удельные веса почти трети государственных вузов и почти половины филиалов государственных вузов, функционирующих согласно утвержденным критериям неэффективно. Неэффективные вузы разделены в свою очередь на 3 категории:
Таблица 1
Сводные данные мониторинга эффективности деятельности государственных вузов
Федеральный округ Количество вузов Количество филиалов
эффективных с признаками неэффективности эффективных с признаками неэффективности
Дальневосточный 23 79,31% 6 20,69 % 26 50,00% 26 50,00%
Приволжский 66 74,16 % 23 25,84 % 98 47,80% 107 52,20%
Северо-Западный 16 72,73 % 6 27,27 % 36 46,75% 41 53,25%
Северокавказский 13 54,17 % 11 45,83 % 43 63,24% 25 36,76%
Сибирский 52 73,24% 19 26,76 % 60 55,05% 49 44,95%
Уральский 25 67,57% 12 32,43 % 48 41,38 % 68 58,62%
Центральный 56 73,68 % 20 26,32 % 98 54,75% 81 45,25%
Южный 26 74,29 % 9 25,71% 71 57,26% 53 42,74%
Москва 59 74,68% 20 25,32 % - - - -
Санкт-Петербург 30 75,00% 10 25,00 % - - - -
63
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
27,10%
эффективно 48,40% функционирующие ОУ ВПО
72,90%
неэффективно функционирующие ОУ ВПО
sJ
51,60%
эффективно функционирующие филиалы ОУ ВПО
неэффективно функционирующие филиалы ОУ ВПО
Рис. 1. Соотношение эффективных и неэффективных государственных образовательных учреждений высшего
профессионального образования
вузы, неэффективные в силу своей специфики; вузы, нуждающиеся в оптимизации, и вузы, нуждающиеся в реорганизации. Государственным органам управления предстоит разработать нормы и правила, гарантирующие обучающимся в таких вузах студентам завершение образования и получение качественной образовательной услуги.
Показатели, являющиеся основанием для признания вузов неэффективными, не отражают результатов оценки качества образовательных услуг со стороны потребителей этих услуг — учащихся и представителей бизнеса и гражданского общества. Создание механизмов оценки качества образования, ориентированных не только на внутренние социально-экономические потребности страны, но и на обеспечение конкурентоспособности российских специалистов на мировых рынках труда, требует развития и совершенствования независимой общественно-профессиональной оценки качества образовательных услуг. Необходимость поиска новых моделей управления сферой ВПО обусловлена в том числе проблемой качества образовательных услуг, решение которой не может быть обеспечено только государственными органами управления и контроля.
Указом Президента предусматривается разработка предложений по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования.
В существующей системе управления учреждениями профессионального образования наиболее проблемной задачей является процедура аккредитации образовательных программ и методика ее проведения.
Переход российской системы образования к болонской системе сопряжен с разработкой и применением новых профессиональных образовательных стандартов, предполагающих интеграцию образовательных программ с реальным производством, в том числе посредством предоставления определенной части образовательных услуг ведущими предприятиями соответствующих отраслей национальной экономики. Обычный процесс получения профессиональных знаний будет в определенной степени замещаться проектной работой, участием в исследованиях и разработках, а также частым присутствием обучающихся на реальном производстве.
В условиях перехода к двухуровневой подготовке в системе профессионального образования, происходит укрупнение направлений подготовки, сочетающееся с широкой инициативой обучающихся и самих учреждений образования. Федеральные государственные образовательные стандарты подготовки бакалавров предполагают регламентацию не более 50% дисциплин, в то время как доля самостоятельно выбираемых студентами курсов достигнет 30%. Введение максимально гибких стандартов магистерской подготовки сделает их рамочными, требующими определения элементов содержания, требующих участия заинтересованных представителей бизнесструктур.
Принципиальные отличия целей общественно-профессиональной оценки качества образовательных услуг (установление значительных достижений образовательного учреждения и социальной адаптации выпускников) от государственной (установления соответствия минимальным требованиям го-
64 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 1
Проблемы формирования и реализации государственной политики в сфере...
сударственных образовательных стандартов и условиям реализации образовательных услуг) требуют нового подхода к формированию критериев и требований оценки [4, с. 229].
Европейская практика оценки качества образования идет по пути создания специализированных аккредитационных агентств — общественных организаций, занимающихся разработкой инструментария и методик оценки качества, а также проводящих проверки и подтверждающих качество образования. В компетенцию этих агентств входит также отбор и обучение экспертов, проводящих обследование, а также периодическая публикация материалов проверок, анализ результатов деятельности, проблем и перспектив систем качества в сфере образования.
В условиях бюджетных ограничений и необходимости перехода к общественно-профессиональной, а не ведомственной процедуре аккредитации образовательных программ все больший интерес вызывает применение и развитие в сфере ВПО механизмов государственного частного партнерства.
Создание и развитие в сфере высшего профессионального образования институтов общественного взаимодействия как механизма реализации государственного частного партнерства можно осуществлять не только в виде наблюдательных, попечительских, управляющих и иных советов, но и в виде формирования организаций саморегулирования, наделенных нормотворческими, контрольно-надзорными и регулирующими полномочиями.
Формирование саморегулируемых организаций, объединяющих как учебные заведения, так и представителей бизнеса, широкой общественности, учащихся и всех заинтересованных лиц, позволит создать новый формат взаимодействия государства, образовательных учреждений и бизнеса на основе объединения ресурсов и распределения доходов, расходов и рисков. Вовлечение гражданского общества в практику совместного принятия решений позволит разделить ответственность за качество проводимых преобразований в сфере высшего профессионального образования и своевременно разрабатывать рациональные механизмы противодействия кризисным явлениям, учитывая всю сложность задач и условий конкретных сообществ [5].
Институт саморегулирования как форма регулирования сферы ВПО способен стать ин-
струментом для решения следующих проблем и противоречий в системе управления сферой высшего профессионального образования:
• реализовать предусмотренный законодательно государственно-общественный характер управления сферой ВПО;
• уравнять регулирующее воздействие на государственный и негосударственный сектор в системе образования;
• создать условия для развития механизмов общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и механизмов независимого присвоения квалификаций;
• обеспечить необходимый уровень соответствия образовательных программ требованиям времени и спросу на рынке труда;
• сформировать систему независимых рейтингов деятельности образовательных учреждений ВПО и разработать методики их проведения.
Объединения образовательных учреждений в организации саморегулирования на правах членства, членство в организациях бизнесструктур, общественных организаций и представителей государственной и исполнительной власти будет содействовать:
• совместному решению общих задач развития (рыночных, профессиональных, регулятивных);
• противостоянию общим угрозам (рыночным, профессиональным, административным, внутренним);
• лоббированию общих интересов перед исполнительной и законодательной властью;
• сохранению традиций отечественного образования.
Саморегулируемые организации в рамках системной работы по модернизации отечественного образования призваны обеспечивать отраслевую и региональную потребность в кадрах, выраженную через следующие параметры:
• характеристику потребностей регионального рынка труда, на удовлетворение которых направлена работа организации;
• уникальность реализуемых образовательных программ;
• участие работодателей в разработке образовательных программ;
• взаимодействие с работодателями Российской Федерации, отрасли экономики;
• вклад деятельности организации в социально-экономическое развитие региона,
65
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
субъекта и федерального округа Российской Федерации;
• роль организации в реализации отраслевых программ развития, концепций, стратегий. Применение механизмов саморегулирования в сфере профессионального образования обеспечит приток денежных средств в образование и станет залогом его гибкости и соответствия требованиям экономики, поскольку объединения работодателей будут реально вовлечены саморегулируемой организацией в разработку и реализацию государственной образовательной политики (участие в формировании предложений по совершенствованию законодательных и нормативно-правовых актов, разработка стандартов профессионального образования, участие в контроле качества образовательных услуг и т. д.).
Теоретические исследования и практи-
ческая деятельность по созданию новой отечественной модели образования предполагает определенные изменения в обязанностях государства, образовательных учреждений и гражданского общества. Динамика изменений определяется, в том числе и способностью власти поощрять развитие новых институциональных форм, способствующих наиболее эффективной включенности образовательной системы в интегрированный процесс экономического развития и являющихся инструментами управления изменениями. В России возникает потребность в формировании института саморегулирования, обладающего функциями, повышающими эффективность управленческой деятельности в сфере ВПО, наделенного правом установления новых стандартов и правил деятельности и осуществляющего контроль исполнения этих норм и правил.
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в сфере образования и науки» // «Российская газета» от 9 мая 2012 года.
2. Мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования / Министерство образования и науки Российской Федерации: http://mon.gov.ru; (дата обращения: 27.11.2012).
3. Федеральная служба государственной статистики: www.gks.ru (дата обращения: 27.11.2012).
4. Новикова Н.Г. Некоторые аспекты формирования внутривузовской политики для внутренней системы гарантии качества в соответствии со стандартами и директивами ENQA» // Материалы научно-практической конференции «Внедрение европейских стандартов и рекомендаций для систем гарантии качества образования». М.: Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, 2008.
5. Мухоморова И.В. Формирование и развитие механизмов саморегулирования в сфере высшего профессионального образования // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 5.
66 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 1