Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ГРУЗИИ (1991 - 2018 ГГ.)'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ГРУЗИИ (1991 - 2018 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
166
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТСОВЕТСКАЯ ГРУЗИЯ / КОНСТИТУЦИЯ / ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ВЛАСТЬ / ПАРЛАМЕНТСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ / ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Багаева Арина Альбертовна

Процесс государственного строительства в постсоветских республиках сопровождался демонстрацией ими приверженности различным политическим системам, различным социально-экономическим моделям. В этих республиках имелись свои оценки общей истории, видение национальных интересов, не совпадающие с интересами других постсоветских республик. Особенно в этом отношении выделялась Грузия: после августовских событий 2008 г. и выхода из СНГ государственное строительство в этой республике оказалось под воздействием целого ряда негативных факторов, осложняющих политическое положение в этой стране и в целом, регионе Южного Кавказа. Эти события вызвали интерес к ним со стороны российских исследователей: их изучение актуализировалось в связи с ростом угроз национальной безопасности России по всему периметру ее кавказских границ. Новизной исследования является изучение специфической формы власти в Грузии, зависящей от национально-исторических особенностей и грузинских культурных традиций. В ходе исследования установлено, что политические институты создавались в Грузии с некоторой оглядкой на другие постсоветские страны, но в целом она придерживалась своего пути развития. Внимание автора исследования сосредоточено на проблемах, отрицательно воздействующих на процесс государственного строительства в Грузии - радикальный национализм, гражданское противостояние, этнополитические проблемы и др. В результате их подробного анализа автором статьи сделан вывод, что конституционная реформа в целом способствовала замене президентской формы правления на парламентскую, однако отсутствие правовой базы для функционирования демократических институтов перечеркивало усилия грузинского руководства по созданию социально ориентированного, демократического государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF HIGHER AUTHORITIES IN GEORGIA (1991 - 2018)

The process of state-building in post-Soviet republics was accompanied by a demonstration of their commitment to different political systems, different socio-economic models. These republics had their own assessments of the common history and vision of national interests, which did not coincide with the interests of other post-Soviet republics. Especially in this respect, Georgia stood out: after the events of August 2008. State-building in this republic was influenced by a number of negative factors that complicate the political situation in this country and in the South Caucasus region as a whole. These events aroused interest in them on the part of Russian researchers: their study was updated in connection with the growing threats to Russia's national security along the entire perimeter of its Caucasian borders. The novelty of the research is the study of the specific form of power in Georgia, which depends on the national- historical features and Georgian cultural traditions. The study found that political institutions were created in Georgia with some regard for other post-Soviet countries, but in general it followed its own path of development. The author's attention is focused on the problems that negatively affect the process of state-building in Georgia - radical nationalism, civil confrontation, ethno-political problems, etc. As a result of their detailed analysis, the author of the article concluded that the constitutional reform as a whole contributed to the replacement of the presidential form of government with a parliamentary one, but the lack of a legal framework for the functioning of democratic institutions negated the efforts of the Georgian leadership to create a socially oriented, democratic state.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ГРУЗИИ (1991 - 2018 ГГ.)»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

M

fr I

УДК 94 (41/99)

DOI: 10.37493/2409-1030.2021.1.1

А.А. Багаева

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

В ГРУЗИИ (1991 - 2018 гг.)

Процесс государственного строительства в постсоветских республиках сопровождался демонстрацией ими приверженности различным политическим системам, различным социально-экономи-ческим моделям. В этих республиках имелись свои оценки об-щей истории, видение национальных интересов, не совпадающие с интересами других постсоветских республик. Особенно в этом отношении выделялась Грузия: после августовских событий 2008 г. и выхода из СНГ государственное строительство в этой республике оказалось под воздействием целого ряда негативных факторов, осложняющих политическое положение в этой стране и в целом, регионе Южного Кавказа. Эти события вызвали интерес к ним со стороны российских исследователей: их изучение актуализировалось в связи с ростом угроз национальной безопасности России по всему периметру ее кавказских границ.

Новизной исследования является изучение специфической формы власти в Грузии, зависящей от национально-исторических особенностей и грузинских

культурных традиций. В ходе исследования установлено, что политические институты создавались в Грузии с некоторой оглядкой на другие постсоветские страны, но в целом она придерживалась своего пути развития. Внимание автора исследования сосредоточено на проблемах, отрицательно воздействующих на процесс государственного строительства в Грузии - радикальный национализм, гражданское противостояние, этнополи-тические проблемы и др. В результате их подробного анализа автором статьи сделан вывод, что конституционная реформа в целом способствовала замене президентской формы правления на парламентскую, однако отсутствие правовой базы для функционирования демократических институтов перечеркивало усилия грузинского руководства по созданию социально ориентированного, демократического государства.

Ключевые слова: постсоветская Грузия, конституция, президентская власть, парламентская форма правления, демократические институты, гражданское общество.

Аппа Bagaeva

PROBLEMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF HIGHER AUTHORITIES

IN GEORGIA (1991 - 2018)

The process of state-building in post-Soviet republics was accompanied by a demonstration of their commitment to different political systems, different socio-economic models. These republics had their own assessments of the common history and vision of national interests, which did not coincide with the interests of other post-Soviet republics. Especially in this respect, Georgia stood out: after the events of August 2008. State-building in this republic was influenced by a number of negative factors that complicate the political situation in this country and in the South Caucasus region as a whole. These events aroused interest in them on the part of Russian researchers: their study was updated in connection with the growing threats to Russia's national security along the entire perimeter of its Caucasian borders.

The novelty of the research is the study of the specific form of power in Georgia, which depends on the national-

historical features and Georgian cultural traditions. The study found that political institutions were created in Georgia with some regard for other post-Soviet countries, but in general it followed its own path of development. The author's attention is focused on the problems that negatively affect the process of state-building in Georgia - radical nationalism, civil confrontation, ethno-political problems, etc. As a result of their detailed analysis, the author of the article concluded that the constitutional reform as a whole contributed to the replacement of the presidential form of government with a parliamentary one, but the lack of a legal framework for the functioning of democratic institutions negated the efforts of the Georgian leadership to create a socially oriented, democratic state.

Key words: post-Soviet Georgia, constitution, presidential power, parliamentary form of government, democratic institutions, civil society.

После распада СССР и возникновения на постсоветском пространстве молодых независимых государств особую актуальность приобрела для них проблема создания высших органов власти. Наряду с другими постсоветскими государствами

в Грузии утвердилась республиканская форма правления, были заложены основы президентской власти в стране. Эти меры были направлены на внесение кардинальных изменений в структуру высших органов власти и управления,

ГС I

СКШУ

приведение их в соответствие с существующими политическими реалиями. Однако политическая система в стране так и не сформировалась. За время независимого существования Грузии в ее Конституцию неоднократно вносились изменения и дополнения, чтобы решить существующие проблемы, но безрезультатно: наоборот, возникали новые, обостряющие и без того жесткое противостояние между оппозиционными силами и официальной властью. В политических кругах велись ожесточенные споры о необходимости разработки и утверждения новых избирательных систем; оппозиция требовала внесения изменений и дополнений в действующую Конституцию, считая это обязательным условием успешного государственного строительства, хотя на самом деле эти требования составляли важную часть борьбы за власть. К тому же возрастала напряженность в обществе: граждане республики выражали недовольство по поводу множества выдвигаемых политических и юридических норм и формул (по сути - эфемерных) и в результате, политическая система в Грузии стала носить хронический неустойчивый характер.

31 марта 1991 г. состоялся общенародный референдум, в ходе которого гражданам Грузии следовало определиться, желают ли они восстановления ее независимости на основе «Акта о независимости» «фйЗт^зофд&^т&оЬ ¿^о»), принятого 26 мая 1918 г. в Грузинской Демократической Республике [13]. В общей сложности в референдуме приняло участие около 90,3 % жителей республики, при этом 98,9 % из них положительно ответили на поставленный вопрос. На этом основании 9 апреля 1991 г. Верховный совет провозгласил восстановление независимости Грузии [14]. Этот акт означал, что Республика Грузия становится правопреемницей Грузинской Демократической Республики 1918 - 1921 гг.

На основании нового избирательного закона, принятого годом раньше [13], 28 октября 1990 г. прошли выборы в парламент с участием многих партий и организаций. В них победили праворадикальные националисты, вошедшие в политический блок «Круглый стол - Свободная Грузия» («Эб^зй^ю Эй^офй - отйзоЬ^дй^о Ьй^йботзд^то») под руководством с З. Гамсахурдиа. На первой сессии нового состава Верховного совета были внесены коренные изменения в действующую советскую Конституцию. Из официального названия республики были удалены слова «Советская Социалистическая» и утверждено новое название - «Республика Грузия» (Ьй^ботзо^гоЬ бдЬЗ^&^озй); была изменена государственная символика Грузии - герб, флаг, гимн. Высшим органом власти Грузии стал Верховный совет (Ьй^йботзо^тЬ ^ЪдбйдЬо Ьй&^т), избравший З. Гамсахурдиа своим председателем. Местными властными органами были объявлены собра-

ния народных представителей (Ьйзбд&^^тэ&о), а органами местного самоуправления стали префектуры (Збодо^^бо&о). Верховный совет принял решение об упразднении руководящей роли Коммунистической партии, утверждался политический плюрализм и вводилось многообразие форм собственности; был принят также закон о переходном периоде [12], который должен был действовать до принятия Конституции Грузии. В соответствии с этим в советской Конституции было записано, что переходный период в Грузии будет считаться завершенным после ее признания другими страны, она станет членом ООН, а грузинскую территорию покинут оккупационные войска.

Логическим развитием внутриполитических событий в республике стало учреждение президентской власти. В марте 1991 г. на сессии Верховного совета З. Гамсахурдиа был избран президентом Грузии, а после всенародных выборов в мае 1991 г. он уже официально занял президентскую должность. Президентский статус законодательно закрепил за ним неограниченную власть: все сферы гражданского общества оказались под непосредственным контролем президента, были монополизированы средства массовой информации. Во всех префектурах на руководящие посты назначалась радикальные националисты, пользующиеся исключительными правами на местах и подотчетные только президенту. В этих условиях оппоненты режима З. Гамсахурдиа выступили противниками института президентства: они потребовали его немедленного упразднения, считая, что передача управления в руки одного лидера приведет к узурпации власти с его стороны.

После прихода к власти З. Гамсахурдиа политический курс по выводу Грузии из состава СССР ускорился. Новое руководство стремилось заручиться поддержкой Запада в своих усилиях по решению данного вопроса. В феврале 1991 г. в американском посольстве в Москве состоялась встреча госсекретаря США Дж. Бейкера с З. Гамсахурдиа, в ходе которой последний сообщил, что Грузия не примет участия во всесоюзном референдуме о сохранении СССР В ответ грузинскому лидеру было дано обещание, что США немедленно окажут материальную и финансовую помощь [2]. Воодушевленные таким вниманием, власти Грузии инициировали проведение референдума, по итогам которого было принято решение о выходе республики из состава СССР.

Между тем, общественно-политическая и социально-экономическая ситуация в Грузии осложнялась с каждым днем, республика стала ввергаться в хаос, при этом особую остроту приобрела проблема межэтнических отношений. В то время как этнические меньшинства составляли 30% населения страны, в октябрьских 1990 г. выборах в Верховный совет им было выделено только 9 депутатских мест (всего в работе

м

*С \

Верховного совета было задействовано 245 депутатов). Ситуацию в межэтнических отношениях осложнял также тот факт, что З. Гамсахурдиа и его сторонники выдвинули националистический лозунг «Грузия для грузин», что способствовало заметному усилению напряженности во взаимоотношениях с этническими меньшинствами, а в дальнейшем привело к вооруженным конфликтам с абхазами и южными осетинами.

Обострению межэтнических отношений националисты способствовали еще до своего прихода к власти в республике. Так, будучи сопредседателем «Общества Святого Ильи Праведного» (1988 г.) и лидером политического блока «Круглый стол -Свободная Грузия», Гамсахурдиа объявил СССР «модернизированной Российской империей», выход из которой должен был привести к восстановлению грузинской государственности и разрешению спорных вопросов с Абхазией и Южной Осетией по сценарию, разработанному в Тбилиси. Эти заявления произвели в автономиях эффект разорвавшейся бомбы: опасаясь нежелательных для себя последствий после восстановления государственности Грузии (т. е. отчуждения абхазов и осетин), представители последних стали искать у Москвы поддержку в вопросе повышения статуса своих автономий с их дальнейшим подчинением Центру. Но когда вдруг Центр перестал существовать, СССР распался на 15 отдельных субъектов, все на миг зависло в воздухе, тревога в автономиях возросла. Как следствие, изменился настрой среди абхазов и южных осетин: на смену недоверию официальному Тбилиси пришел сепаратизм в автономиях, ставивший своей целью выход из состава Грузии. Между тем, эти действия воспринимались властью в штыки и как следствие, напряженность с автономиями росла с каждым днем.

В этот период наблюдалось также заметное осложнение в отношениях власти с политической оппозицией и вооруженными формированиями -Национальной гвардией во главе с Т. Китовани и «Мхедриони» (руководитель Дж. Иоселиани). Оппоненты жестко критиковали З. Гамсахурдиа за его «диктаторские» методы правления, а после подавления протестного митинга в Тбилиси 2 сентября 1991 г. политическое противостояние между властью и оппозицией резко обострилось. Наиболее значимым событием того времени стал раскол отрядов Национальной гвардии на тех, кто поддерживал режим и его противников, участились вооруженные столкновения между ними. Отряды неформалов, среди которых особо выделялся «Мхедриони», стали сооружать на улицах Тбилиси баррикады. В декабре 1991 г отряды Национальной гвардии и «Мхедриони» совершили военный переворот, в результате которого вся власть в республике перешла в руки Военного совета во главе с Т. Китовани и Дж. Иоселиани. Но

поскольку не удалось урегулировать ситуацию в республике и навести порядок, был сформирован Государственный Совет, который возглавил прибывший из Москвы Э. Шеварднадзе.

Таким образом, в период правления З. Гамсахурдиа произошел полный развал экономики, усилилось межэтническое противостояние, переросшее в вооруженные конфликты с многочисленными жертвами, появлением проблемы беженцев. В республике произошло разобщение среди политических элит, приведшее к политическому кризису; возросла преступность, упал жизненный уровень населения, наконец, в стране была развязана гражданская война. В этой связи представляется справедливым утверждение грузинского исследователя Л. Таркхинишвили, что сложность переходного периода в Грузии заключалась в том, что в ее политической жизни сохранялось влияние бывших советских элит, сопротивляющихся власти и мешавших проведению реформ в стране [1, с.17-18].

С приходом к власти Э. Шеварднадзе начался процесс экономической стабилизации, укреплялась общественная безопасность, стали налаживаться дружественные отношения с соседними государствами. В августе 1995 г была принята Конституция, закрепляющая разграничение между законодательной и исполнительной властью [10]. Конституция законодательно оформляла общее руководство исполнительной властью со стороны администрации президента, расширяла сферу компетенции президента. Так, глава государства напрямую участвовал в формировании правительства, определял его структуру, назначал министров. Правительство выполняло функции консультативного органа при президенте [8].

Согласно Конституции президенту страны была отведена ведущая роль в законодательной сфере: так, он мог выступить с конкретной законодательной инициативой, наложить вето на решение парламента, объявить всенародный референдум. В Грузии была введена четырехуровневая система управления государством -центральная, региональная, районная и местная. Центральный уровень повторял американскую модель управления: в частности президент, избираемый на пятилетний срок, осуществлял руководство исполнительной властью, правительство было подотчетно главе государство и подчинялось ему. Что касается парламента, то за ним сохранились всего лишь представительные функции. В июле 1999 г. в Конституцию страны были внесены две поправки, согласно которым для прохождения в парламент политическим партиям нужно было преодолеть не пятипроцентный барьер, как раньше, а семипроцентный. Тем самым власти рассчитывали закрепить существующую форму правления и не допустить в будущем изменения политической системы в Грузии.

ГС I

СКШУ

После выборов 2000 г. Э. Шеварднадзе сохранил за собой пост президента, заручившись поддержкой 79,8% избирателей. Однако в результате массовых антиправительственных выступлений в Тбилиси, кульминацией которых стал захват непримиримой оппозицией во главе с М. Саакашвили здания парламента 22 ноября

2003 г. (эти события вошли в грузинскую историю как «Революция роз» («зйбфд&оЬ бдзго^^ой») Э. Шеварднадзе вынужден был немедленно подать в отставку. Важной причиной радикализации протестных выступлений было то, что власти задумали провести референдум по внесению изменений в Основной закон, предусматривающий сокращение числа депутатов парламента, и на этом основании провести новые выборы в парламент, что совершенно не устраивало оппозицию. В результате произошла насильственная смена власти в Грузии, открывшая новую страницу в ее постсоветской истории.

В период правления Э. Шеварднадзе произошла некоторая стабилизация в экономической и политической сферах, но главные проблемы -обеспечение территориальный целостности и формирование демократического, правового государства, так и не были решены. В январе 2004 г. в Грузии состоялись досрочные президентские выборы, в ходе которых победила партия «Единое национальное движение» («дботойБо Бйоотбй^^бо Этббйт&й»). Лидер партии М. Са-акашвили стал президентом, набрав 96 % голосов избирателей. С этого времени начался новый этап в развитии грузинской государственности, который сопровождался реформированием политической системы. Реформы осуществлялись с применением западных образцов и были направлены на ослабление президентской власти. Одной из первых среди реформ стала замена государственного флага Республики Грузия: соответствующий декрет был подписан 25 января

2004 г. [11]. Произошли изменения также в исполнительной власти: в частности, общее количество министров было сокращено с 18 до 13 человек.

По рекомендации действовавших в Грузии международных организаций власти начали борьбу с коррупцией, а приоритетным направлением во внешней политике стал курс на интеграцию страны в структуры Европейского союза (ЕС) и вступление в НАТО. Несмотря на имеющиеся изъяны, реформирование политической системы проходило успешно, что позволило Грузии подняться в рейтинге показателей во многих сферах политической и хозяйственной жизни, повысить свой авторитет на международной арене. Хотя проведенные реформы не смогли решить все проблемы в стране, тем не менее, они способствовали ее выходу из кризиса, сложившегося в период правления Э. Шеварднадзе.

Новые власти, как и их предшественники, неоднократно подвергали изменениям Конституцию Грузии. В частности, за период 2004 - 2010 гг. в отдельные разделы Основного закона было внесено 17 поправок. Согласно заявлениям правительства, эти меры были направлены на совершенствование высших органов власти, развитие демократических институтов, обеспечение защиты гражданских прав и свобод. Реформы в системе государственной власти в первую очередь затрагивали высшие исполнительные органы. Так, внесенными в Конституцию поправками предусматривалась полная передача исполнительной власти в стране правительству во главе с премьер-министром; президент и его администрация освобождались от контроля над аппаратом правительства. Эти конституционные поправки должны были расчистить путь для замены в будущем президентской формы правления в парламентскую.

Реформирование высших органов власти было продолжено после победы М. Саакашвили на президентских выборах в 2008 г. (53 % голосов избирателей) [7]. Прежде всего, был снижен избирательный барьер для политических партий (до пяти процентов), введена в практику выборов в парламент мажоритарная система наряду с пропорциональной.

В мае 2008 г. Конституция Грузии подверглась очередным изменениям: в частности, внесенными в нее поправками власть президента заметно ослабевала и наоборот, возросли полномочия парламента и правительства. В Конституции было зафиксировано, что после выборов 2013 г. президентские полномочия приобретут вид гаранта территориального единства и независимости Грузии, а исполнительная власть перейдет к аппарату правительства во главе с премьер-министром, подотчетного парламенту. На деле это означало, что президентская должность становится чисто номинальной и формальной.

После неудачи, постигшей партию «Единое национальное движение» в выборах в парламент в 2012 г., к власти в стране пришла новая политическая сила - коалиция «Грузинская мечта» («¿¿бот^^о тобд&й»). Она сформировала правительство, возглавляемое Б. Иванишвили. В октябре 2013 г.: завершилось пребывание М. Саакашвили в должности президента: в прошедших выборах он не участвовал, поскольку конституционные нормы не допускали выдвижения на должность президента в третий раз подряд. Должность главы государства занял Г. Маргвелашвили, за которого отдали голоса 61 % избирателей. Это были первые выборы, в результате которых президентский пост был занят мирным путем, а не в ходе военного переворота или революции, как раньше.

м

fr I

Период правления Г. Маргвелашвили в основном был застойным: страна, добившаяся динамичных показателей в экономике и социальной сфере, вновь столкнулась со многими сложными проблемами в общественно-политической и социально-экономической жизни. Конституциональные изменения привели к ослаблению демократических и государственных институтов. Причиной этого стало возросшее противостояние президента с лидерами «Грузинской мечты» - партии, выдвинувшей в свое время кандидатуру Г Маргвелашви-ли на пост главы государства. После прихода к власти этой партии курс на интеграцию Грузии в структуры Евросоюза и вхождение в НАТО был продолжен. Уже в первые месяцы работы нового парламента депутаты, представляющие в нем партию «Грузинская мечта», выступили с инициативой о внесении новых изменений в Конституцию страны. Была создана конституционная комиссия для работы над поправками в Основной закон, в основном состоящая из членов партии «Грузинская мечта». По заявлению инициаторов данного мероприятия Конституция должна была стать оплотом демократии в Грузии. На самом деле, по конституционным поправкам президент мог руководить государством лишь формально, а реальная власть полностью переходила к премьер-министру, подотчетного парламенту.

Очередные выборы президента в 2018 г. прошли уже в соответствии с вступившими в силу изменениями в Конституцию. 28 октября того же года был проведен первый тур выборов главы государства. В нем приняли участие 25 кандидатов, 19 из которых были представлены партиями, а 6 - инициативными группами [6]. Двое кандидатов, набравших наибольшее количество голосов избирателей, прошли во второй тур. В нем одержала победу С. Зурабишвили, поддержанная партией «Грузинская мечта» (59,5% избирателей) [6]. Впервые в постсоветской истории главой государства стала женщина, которой предстояло вывести республику из застойного состояния. Она должна была стать гарантом соблюдения законности и правопорядка, развития демократии, либеральных ценностей, защитником прав и свобод граждан. Между тем, в оппозиционных кругах были уверены, что «мечтатели» поддержали С. Зура-

бишвили, зная, что этот политик лишен каких-либо политических амбиций и вполне удовлетворен тем, что войдет в историю как глава грузинского государства, хотя и лишенная реальной власти.

После прошедших выборов полномочия, которыми был наделен глава государства, подвергались дальнейшему пересмотру в сторону их сокращения. Будучи главой государства, верховным главнокомандующим национальной армией Грузии, президент руководил внешней политикой, был ответственен за отношения с другими странами. В то же время, он не имел права вмешиваться в работу правительства, не мог отменить его решения во внутриполитической, экономической, социальной сферах, выдвигать законопроекты без согласования и одобрения со стороны парламента. Все решения, принимаемые президентом и его администрацией, подлежали согласованию с правительственным кабинетом во главе с премьер-министром.

В целом, подводя итог проведенному исследованию, следует отметить, что процесс формирования политической системы в постсоветской Грузии носил сложный и противоречивый характер. Вносимые практически ежегодно поправки и дополнения в Основной закон подвергали политическую систему постоянным испытаниям. Идеальной формой правления в стране политический истеблишмент считал общеевропейскую модель парламентской республики, но в первые годы независимости в Грузии утвердилась президентская власть. В дальнейшем, в результате неоднократных поправок и дополнений в Основной закон полномочия президента постоянно менялись. Внесенными поправками в Конституцию в 2018 г. в целом завершился процесс перехода к парламентской форме правления. Институт президентской власти подвергся значительным преобразованиям, но в то же время, в повестке сохранялись проблемы создания правовых основ функционирования демократических институтов. Их решение нельзя было откладывать, ибо в противном случае Грузия полностью лишалась возможности претендовать на право считаться поступательно развивающимся демократическим, социально ориентированным государством.

Источники и литература

1. Таркхинишвили Л. Грузия: путь к демократии? / Пер. с англ. И. Синициной. Варшава: CASE - Центр социально-экономических исследований, 1997. 55 с.

2. Уткин А. Большая Восьмерка: цена вхождения. URL: http://profNib.com/chtenie/9076/anatoliy-utkin-bolshaya-vosmerka-tsena-vkhozhdeniya-72.php (Дата обращения: 14.06.2020).

3. 26 a^obo Ь^Ашзд^таЬ фйЭта^зофд&^та&оЬ ф^дй (26 мая - День независимости Грузии). URL: https://www. radiotavisupleba.ge/a/1740315.html (Дата обращения: 16.06.2020).

4. йАВдзБд&оЬ оЬ^таАой. от&о^оЬо, 2009 (История выборов. Тбилиси, 2009). URL: https://www.tabula.ge/ge/ elections-2016/history (Дата обращения 15.06.2020).

5. Ь^таЭд "Ъ^Ай&ойзо^о: ЗАдЪофдБ^оЬ Ата^о ^а^Ао^о (Саломе Зурабишвили: роль президента создана для меня). URL: https://www.tabula.ge/ge/story/73670-salome-zurabishvili-prezidentis-roli-chemzea-gamochrili (Дата обращения 23.06.2020).

fr I

СКШУ

6. ЬьЗАд'ЪофдБДта ьАВдзБд&оЬ да'ЬоДЗта^оЬ Эдфдад&о еБта&о^оь (Известны результаты экзит-полла на президентских выборах). URL: https://imedinews.ge/ge/archevnebi-2018/83091/saprezidento-archevnebis-egzitpolis-shedegebi-tsnobilia (Дата обращения: 22.06.2020).

7. Ьь^ьАотзд^та: Аоаа^АдЭд ЬьЗАд'ЪофдБ^та ьАВдзБдЬо, 2008 ^^оЬ 5 оьБзьАо: фьЬззБоото ьБа^АосЬ (Грузия: внеочередные президентские выборы, 5 января 2008 года: заключительный отчет). URL: https://www.osce.org/ka/odihr/ elections/georgia/30959 (Дата обращения: 21.06.2020).

8. Ьь^ьАотзд^таЬ зьБтаБо Ъд^оЬ^^^д5оЬ Ь^А^^^АоЬь фь Ьь^ЭоьБтаЬоЬ ^дЬоЬ ЭдЬьЪ (Закон Грузии «О структуре и правилах деятельности органов исполнительной власти»). URL: https://matsne.gov.ge/ka/document/ view/1230745?publication=17 (Дата обращения: 20.06.2020).

9. Ь^Ашзд^таЬ зтаБЬдоД^ео5 (Конституция Грузии). URL: http://www.parliament.ge/ge/ kanonmdebloba/constitution-of-georgia-68 (Дата обращения: 14.06.2020).

10. Ьь^Аотзд^таЬ зтаБЬдоД^еотаБ^о'ЪаоЬ аьБзоотьАд&оЬ оЬдтаАоь (История развития конституционализма Грузии). URL: https://www.civiceducation.ge/ka/lessons/2-23 (Дата обращения: 19.06.2020).

11. Ьь^ьАотзд^таЬ таАа^Б^^о зьБтаБоЬь^ьАотзд^таЬ ЬьЪд^Э^одта фАтасЬЬ ЭдЬьЪдЬ (Органический закон Грузии «О государственном флаге Грузии»). URL: https://matsne.gov.ge/ka/document/view/13270?publication=5 (Дата обращения: 21.06.2020).

12. Ьь^ьАотзд^таЬ АдЬЗ^5^озоЬ зьБтаБо Ьь^ьАотзд^таЬ АдЬЗ^5^озьс)о а^Аф^Э^з^^о ЗдАотафоЬ аьЭта^Ъьфд5оЬ с)дЬ5Ъд5 (Закон Республики Грузия об объявлении переходного периода в Республике Грузия). URL: https://matsne.gov.ge/ ka/document/view/32056?publication=0 (Дата обращения: 17.06.2020).

13. Ь^Аотзд^гаЬ ЬйзйБтаБЭфд&^та таАаьБтаЬ ьАВдзБд&о, 1990 (Выборы в Законодательное собрание Грузии, 1990 г.). URL: https://ka.wikipedia.org/wiki/Ь¿J¿Аroзo^таЬ_Ь¿з¿БтаБ8фз&^та_таА5¿БтаЬ_¿АRззБз&о_1990 (Дата обращения: 16.06.2020).

14. Ьь^ьАотзд^таЬ ЬьЪд^Э^о^тад5Аозо фьЭта^зофд&^та&оЬ ь^фадБоЬ ь^о, 9 ьЗАо^о, 1991 ^д^о (Закон «О восстановлении государственной независимости Грузии» от 9 апреля 1991 года). URL: https://ka.wikipedia.org/wiki/ Ьь£|5Аотзд^таЬ_Ь5Ъд^Э^одтад5Аозо_ф5Эта^зофд5^та5оЬ_5^фадБоЬ_5^о (Дата обращения: 15.06.2020).

References

1. Tarkhinishvili L. Gruzija: put' k demokratii? / Per. s angl. I. Sinicinoj. (Tarkhinishvili L. Georgia: the path to democracy? / Trans. from the English. I. Sinicina). Warsaw: CASE-Center for socio-economic research publ., 1997, 55 p. (In Russian)

2. Utkin A. Bol'shaja Vos'merka: cena vhozhdenija (Utkin A. the Big Eight: the price of entry). URL: http://profilib.com/ chtenie/9076/anatoliy-utkin-bolshaya-vosmerka-tsena-vkhozhdeniya-72.php (Accessed: 14.06.2020). (In Russian)

3. 26 ЭьоЬо Ь^Аотзд^гаЬ фьЭта^зофд&^та&оЬ ф^дь (May 26 is the Independence Day of Georgia). URL: https://www. radiotavisupleba.ge/a/1740315.html (Дата обращения: 16.06.2020). (In Georgian).

4. ьАВдзБд&оЬ оЬдтаАоь. от&о^оЬо, 2009 (Election history. Tbilisi, 2009). URL: https://www.tabula.ge/ge/elections-2016/ history (Accessed: 15.06.2020). (In Georgian).

5. Ьь^таЭд Ъ^Аь&ойзо^о: ЗАдЪофдБДоЬ Ата^о ВдЭ'Ъдь а^Эта^Ао^о (Salome Zurabishvili: the role of the president is cut off from me). URL: https://www.tabula.ge/ge/story/73670-salome-zurabishvili-prezidentis-roli-chemzea-gamochrili (Accessed: 23.06.2020). (In Georgian).

6. ЬьЗАд'ЪофдБДта ьАВдзБд&оЬ д^ЪоДЗта^оЬ Эдфдад&о вБта&о^оь (The results of the presidential election exit poll are known). URL: https://imedinews.ge/ge/archevnebi-2018/83091/saprezidento-archevnebis-egzitpolis-shedegebi-tsnobilia (Accessed: 22.06.2020). (In Georgian).

7. Ьь^Аотзд^та: Аоаа^АдЭд ЬьЗАдЪофдБ^та 5АВдзБд&о, 2008 ^^оЬ 5 оьБзьАо: фьЬззБоото ьБа^АоЭо (Georgia: extraordinary presidential election, January 5, 2008: final report). URL: https://www.osce.org/ka/odihr/elections/ georgia/30959 (Accessed: 21.06.2020). (In Georgian).

8. Ьь^Аотзд^таЬ зьБтаБо Ъд^оЬ^^^д&оЬ Ь^А^^^АоЬь фь Ьь^ЭоьБтаЬоЬ ^дЬоЬ ЭдЬьЪ (Law of Georgia on the structure and rules of activity of the executive authorities). URL: https://matsne.gov.ge/ka/document/ view/1230745?publication=17 (Accessed:20.06.2020). (In Georgian).

9. Ь^Ашзд^таЬ зтаБЬдоД^еоь (Constitution of Georgia). URL: http://www.parliament.ge/ge/ kanonmdebloba/constitution-of-georgia-68 (Accessed: 14.06.2020). (In Georgian).

10. Ьь^Аотзд^таЬ зтаБЬДоД^еотаБь^о'ЪЭоЬ а^БзоотьАд&оЬ оЬДтаАоь (History of development of constitutionalism of Georgia). URL: https://www.civiceducation.ge/ka/lessons/2-23 (Accessed: 19.06.2020). (In Georgian).

11. Ьь^Аотзд^таЬ таА^ьБ^^о зьБтаБоЬь^ьАотзд^таЬ ЬьЪд^Э^одта фАтаЭоЬ сЭдЬьЪдЬ (Organic Law of Georgia on the national flag of Georgia). URL: https://matsne.gov.ge/ka/document/view/13270?publication=5 (Accessed: 21.06.2020). (In Georgian).

12. Ьь^Аотзд^таЬ АдЬЗ^&^озоЬ зьБтаБо Ьь^ьАотзд^таЬ АдЬЗ^&^оз^Эо а^Аф^Э^з^^о ЗдАотафоЬ аьЭта^Ъьфд5оЬ ЭдЬ5Ъд& (Law of the Republic of Georgia on declaring the transition period in the Republic of Georgia). URL: https://matsne.gov. ge/ka/document/view/32056?publication=0 (Accessed: 17.06.2020). (In Georgian).

13. Ь^Ашзд^таЬ Ь^з^БтаБЭфд&^та таАаьБтаЬ ьАВдзБд&о (1990) (Elections to the legislature of Georgia, 1990). URL: https:// ka.wikipedia.org/wiki/Ь5j5Аотзд^таЬ_Ь5з5БтаБЭфд&^та_таАаьБтаЬ_5АBдзБд&о_1990 (Accessed: 16.06.2020). (In Georgian).

14. Ьь^Аотзд^таЬ ЬьЪд^Э^о^тад&Аозо ф^Эта^зофд&^та&оЬ ь^фадБоЬ ь^о, 9 ьЗАо^о, 1991 ^д^о (Restoration of State independence of Georgia Act, April 9, 1991). URL: https://ka.wikipedia.org/wiki/Ь5j5Аотзд^таЬ_Ь5Ъд^Э^оgтад&Аозо_ фьЭта^зофд&^та&оЬ_5^фадБоЬ_ь^До (Accessed: 15.06.2020). (In Georgian).

Сведения об авторе:

Багаева Арина Альбертовна - аспирант кафедры всеобщей истории Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова (Владикавказ) / armina-bagaeva@mail.ru

Information about the author:

Bagaeva Arina - Postgraduate student, Chair of World History, North Ossetian State University named after K. L. Khe-

tagurov (Vladikavkaz) / armina-bagaeva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.