1 О |
□ □ □ □ □ □ □ □
11
Экономические науки Economics
УДК 336.144:332.13
Е. А. Виноградова Марийский государственный университет, Йошкар-Ола
Проблемы формирования и развития
региональных бюджетов Российской Федерации в условиях макроэкономической нестабильности
В статье определяются место и роль бюджетного планирования в региональном развитии в условиях макроэкономической нестабильности. Бюджетное планирование рассматривается, как важнейший элемент финансового механизма, в котором находят отражение ожидаемые значения различных сторон финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики.
Ключевые слова: бюджетное планирование, инновационная экономика, сбалансированность региональных бюджетов, социально-экономическое развитие регионов.
Введение
Бюджетное планирование - самый эффективный рычаг государственного управления любого экономически развитого государства. Актуальность темы исследования обусловлена потребностью привести к общему знаменателю дисбаланс федерального бюджета и бюджетов федерации в условиях кризисной экономики, что, как следствие, поспособствует пролонгированию его роли в развитии экономики регионов и экономики государства в целом.
Цель исследования
Принятие в Российской Федерации госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика», с одной стороны, дает шанс в условиях кризисной экономики на сохранение развития отдельных регионов России, а с другой - лишает остальные регионы последней возможности на ускорение темпов развития. Целью работы является анализ необходимости и целесообразности программы развития региональных бюджетов на средне- и долгосрочную перспективу.
Материал исследования
Согласно опубликованному правительственному распоряжению между 20 регионами страны, выделенными в так называемые инновационные территориальные кластеры, будет распределено финансирование в размере 1,25 млрд рублей, направленные на поддержку и пролонгацию их развития. Если рассматривать региональное развитие экономики Российской Федерации в целом, то сумма в 50-60 млн рублей кардинальных изменений не вызовет, но, несмотря на это, подобное финансирование позволит выделенным регионам доказать состоятельность в области развития инновационных технологий.
Современное развитие инновационных территориальных кластеров, их государственная поддержка на уровне бюджета Федерации в условиях кризисной экономики увеличивает рост эффективности производственного сектора регионов, объема импортозамещения, конкурентоспособность российских товаров и услуг, сосредоточение и укрупнение сборочных производств. Выделение кластеров способствует концентрации
и высокому уровеню интенсивности промышленного развития высокотехнологичных разработок, увеличивает их результативность, обусловленную локализацией инвестиций, научных разработок, бизнеса на одном промышленном направлении.
Инновационные территориальные кластеры, включенные в широкомасштабные цепочки формирования добавленной стоимости, ведут к значительному углублению национальной технологической базы, повышению скорости и качества экономического роста экономики регионов и государства в целом.
Группа инновационных регионов Российской Федерации в настоящее время насчитывает 13 субъектов регионов, 25 передовых территорий развития, где идет разработка новых высокотехнологичных и экономически эффективных решений для следующих сфер экономики: биотехнологии, фармацевтика, машиностроение, судостроение, угольная промышленность, радиационные технологии, космология, микроэлектроника, нанотех-нологии, кремниевый сектор, нефтехимическая добывающая и обрабатывающая промышленность, отрасли высоких технологий.
Стратегическая первостепенная задача - налаживание инновационных моделей, позволяющих отойти от сырьевого пути. Задача тактического уровня - выбор регионов, имеющих возможность в меньшей мере столкнуться с урезанием финансирования в целом по стране ввиду кризисности современной экономики России.
Инновационные территориальные кластеры с этой точки зрения - довольно экономичные для государства диагностирующие индикаторы, способные с малыми жертвами выявить возможности и перспективы местных инновационных инвестиций. Рассматривая 20 регионах сразу, невозможно конкретизировать перспективы каждого из них. Тем не менее удивляет, что в списке наличествует Москва. В некоторой степени это логично: именно в столице, а не на периферии, следует показывать успешный пример инновационного территориального кластера и инноваций, а, с другой точки зрения, следует ли органам государственной власти так переживать за Москву, в которую средства зайдут и так.
А вот бюджеты регионов России сравнивать в абсолютном выражении нерационально, поскольку бюджетирование всегда предполагало и предполагает понятия плана и реального выполнения бюджета. Поскольку планирование бюджетов Российской Федерации в настоящее время под-
разумевает так называемый ручной режим, то основное внимание направлено на соотношение плановых и реальных величин.
Любые потенциальные проблемы с региональными бюджетами России влекут за собой ряд проблем цепного характера, и, вследствие отсутствия своевременного вмешательства и их разрешения, осложнения примут лавинный характер.
В Республике Марий Эл, по мнению заместителя министра финансов РМЭ Т. А. Овсянниковой, экономическая обстановка внушает если не пессимизм, то и далеко не оптимистические перспективы, а социально-экономическое состояние поддерживается рядом целевых госпрограмм. В настоящее время еще сложно делать точный детальный прогноз бюджетных поступлений регионального уровня в 2015 г. Тем не менее негативное развитие бюджетов Федерации всегда влечет за собой такие неизбежные факторы, как: увеличение темпов роста безработицы; ухудшение кредитной истории как физических, так и юридических лиц; рост преступности и душевных заболеваний граждан (вследствие роста первого фактора); как результат, возрастают выплаты социального уровня, увеличивается нагрузка на купирование негативных последствий и замораживается инновационная привлекательность региона.
Республика Марий Эл, обладающая огромными минеральными, рекреационными ресурсами и промышленными запасами нефти, колеблющимися предположительно в размере 5-200 млн тонн (по словам президента РМЭ, на ее территории имеется 5-6 нефтяных месторождений, в то время как обследовано лишь одно), без масштабных целенаправленных вливаний об инновационном развитии может забыть, а в условиях кризиса такого внимание никто ей уже не уделит. Предположительно регион будет переведен в режим самостоятельного выживания, в то время как реальной помощи от государства не будет.
Проблемы подобного характера развития регионов Российской Федерации прослеживаются, как легко догадаться, не только в Марий Эл. Тем не менее рассмотрим и некоторые исключения в бюджетах регионов России.
Например, восточный экономический форум Дальнего Востока на предварительной стадии смог собрать контракты на 1,2 триллиона рублей, что в тысячу раз больше, чем получат на свои инновационные программы, согласно государственной программе, 20 российских субъектов Федерации. В то же время, несмотря на все проблемы с бюджетами регионов, именно дальневосточному
Е. А. Виноградова
51
региону уделяют особо пристальное внимание. Далеко не все обоснования данной ситуации имеют экономическую подоплеку: приоритетность для территорий опережающего развития; высокие темпы развития энергетического сектора Дальнего Востока вызвали цепную реакцию развития недвижимости данного региона; китайская экономическая экспансия в рамках общего кризиса развития регионов государства может привести к серьезным политическим рискам, вплоть до зарождения сепаратизма, вследствие чего дать возможность региону продолжать наращивать темпы своего экономического развития при федеральной поддержке - важная стратегическая задача; бюджет Дальнего Востока в сравнительном соотношении с бюджетами других регионов страны получил в последние годы столь значимые инвестиции, что если сейчас заморозить процесс его экономической раскрутки, то все прежние преференции мигом обесценятся и станут бесперспективными затратами.
Сложно определить, какой из проанализированных моментов можно выделить как самый весомый. Видимо, ключевым моментом является именно их совокупность, а поэтому утверждать, что политическая стратегия преобладает над экономическими задачами, не стоит.
Каждый субъект Федерации - это специфический симбиоз из регионального долга, проблем занятости населения, общественных социально-экономических факторов, в связи с чем «ручное управление» бюджетной политикой регионов позволит на государственном уровне иметь индивидуальный подход при оценивании настоящих позиций развития субъектов Российской Федерации с необходимыми коррективами.
В то же время некоторое правило игры в условиях кризисной экономики мы выявили: в том случае если некий отдельный бюджет региона России ввиду раздутого оптимизма при планировании все же начнет трещать по швам, то федеральная поддержка и финансирование такого региона будут просто-напросто сокращены. Бедным - бедность, богатым - богатство. Подобное будет происходить не из черствости и социальной несправедливости, а ввиду того, что спасать будут тех, кто еще может плыть. Вследствие вышесказанного, если в регионе имеются перспективы дальнейшего развития промышленности в одном из необходимых направлений на фоне заметных успехов в области инноваций, то финансирование из федерального бюджета посредством целевых программ распределят сюда еще в большей
мере, потому что экономике государства требуются реальные сценарии выживания, а не игра в лояльность и социальную справедливость.
Например, в республиках Бурятия и Адыгея экономика перешла в состояние глубокого пессимизма, а соответственно, такие региональные бюджеты будут учиться самостоятельному выживанию, пока более успешные субъекты Федерации с финансовой поддержкой на государственном уровне не сформируют приоритетные стратегии.
Как неизбежность последуют рост трудовой миграции внутри страны: население начнет сниматься семьями из родных мест в поисках лучших условий жизни и работы: одни города и регионы начнут расти, другие - чахнуть. Депрессивным моногородам России нет места в стратегии выживания в условиях экономического кризиса, помощи им ждать неоткуда.
Организация стран-экспортеров нефти дала грустный прогноз для России: на долгий период, исчисляемый годами, если не раз и навсегда, забыть о высоких ценах на нефть, а соответственно, стратегия развития субъектов Российской Федерации в данной перспективе как минимум понятна. Достойно ли помогать тем, кто и так самостоятельно справляется с ситуацией, забывая о более нуждающихся, - весьма спорно, но ввиду сохранения шансов у государства в целом - это оправданно.
Как зеркальное отражение будет картина с бюджетами домохозяйств, как и с бюджетами регионов: малообеспеченные получат еще большую бедность, а шанс на достойные условия жизни получат только те, кто привык рассчитывать исключительно на свои силы и способности, подкрепленные действиями.
Ш
1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах. URL: http://news.kremlin.ru/acts/15786 (дата обращения: 03.10.2014).
2. Виноградова Е. А. Проблемы региональных бюджетов Российской Федерации // Вестник Марийского государственного университета. 2014. № 1.
3. Казаковцева М. В. Методология управления обеспечения финансовой устойчивостью доходной базы бюджетов субъектов РФ // Вестник Поволжского государственного технологического университета, 2013. № 3 (19). С. 80-93.
4. Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2593-р. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_156759/?frame=1 (дата обращения: 04.10.2014).
1. Byudzhetnoe poslanie Prezidenta Rossiiskoi Federatsii o byudzhetnoi politike v 2013-2015 godakh. URL: http://news.kremlin.ru/acts/15786 (data obrashcheniya: 03.10.2014).
2. Vinogradova E. A. Problemy regional'nykh byudzhetov Rossiiskoi Federatsii, Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, No. 1.
3. Kazakovtseva M. V. Metodologiya upravleniya obespeche-niya finansovoi ustoichivost'yu dokhodnoi bazy byudzhetov sub"ektov RF, Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo tekhno-logicheskogo universiteta, 2013, No. 3 (19), pp. 80-93.
4. Programma povysheniya effektivnosti upravleniya obsh-chestvennymi (gosudarstvennymi i munitsipal'nymi) finansami na period do 2018 goda. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 30 dekabrya 2013 g. No. 2593-r Internet-resurs http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156759/ ?frame=1 (data obrashcheniya: 04.10.2014).
УДК 336.144:332.13
E. A. Vinogradova Mari State University, Yoshkar-Ola
Problems of formation and development
of regional budgets of the Russian Federation in the conditions of macroeconomic instability
The article defines the place and role of budget planning in regional development in terms of macro-economic instability. Budget planning is regarded as an essential element of the financial mechanism, which reflects the expected value of various aspects of financial and economic activities of economic entities.
Keywords: budgeting, innovative economy, balanced regional budgets, socio-economic development of regions.