К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 2 Чуркин И.Д. , Корчемкина Е.С. Email: [email protected]
1Чуркин Илья Дмитриевич - студент магистратуры, финансово экономический институт; 2Корчемкина Елена Сергеевна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов, денежного обращения и кредита, Тюменский государственный университет, г. Тюмень
Аннотация: в статье определяются место и роль бюджетного планирования в региональном развитии. Описывается целевое значение бюджетного планирования, вследствие чего бюджетное планирование рассматривается как важный элемент финансового механизма, в котором находят отражение ожидаемые значения различных сторон финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики. В статье раскрываются проблемы региональных бюджетов и пути их решения. Рассмотрены причины дефицита бюджетов регионов и действия власти по его устранению. Предлагаются инструменты решения проблем и обосновывается их применимость.
Ключевые слова: сбалансированность региональных бюджетов, бюджет, бюджетное планирование, покрытие региональных бюджетов, бюджет Российской Федерации.
ON THE PROBLEMS OF THE REGIONAL BUDGETS
OF THE RUSSIAN FEDERATION 12 Churkin I.D.1, Korchemkina E.S.2
1Churkin Ilya Dmitrievich - Master Student, FINANCIAL ECONOMIC INSTITUTE; 2Korchemkina Elena Sergeevna - PhD in economics, Associate Professor, DEPARTMENT OF FINANCE, MONEY CIRCULATION AND CREDIT, TYUMEN STATE UNIVERSITY, TYUMEN
Abstract: the article defines the place and role of budget planning in regional development. Describes the target value of budget planning, resulting in budget planning is considered as an important element of the financial mechanism, which reflects the expected values of various aspects of the financial and economic activities of economic entities. The article reveals problems of regional budgets and their solutions. The author considers reasons of deficit of regional budgets and government's actions for its removal. The paper presents instruments for solving problems and proves their applicability.
Keywords: regional budgets adequacy, budgets, budget of Russian Federation, regional budgets balance, budget planning.
УДК 332.1
Бюджетное планирование во всех экономически развитых странах мира является наиболее эффективным инструментом государственного управления. В России в этой сфере существует еще множество нерешенных выявленных проблем. Одна из значимых проблем существующего механизма обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации — отсутствие методологической базы для определения наиболее эффективных методов и инструментов регулирования бюджетного дефицита, разработанных показателей оценки состояния бюджетов субъектов Федерации и оценки уровня их сбалансированности. Сбалансированность
— необходимое требование при составлении, утверждении и исполнении бюджетов, которое должно обеспечить выполнение в полном объеме органами государственной власти субъектов Федерации возложенных на них полномочий, рационального функционирования социально-экономической сферы субъектов. Анализ научных теорий и зарубежного опыта их реализации свидетельствует о том, что ввиду нестабильного положения мировой экономики, сокращения длительности экономических циклов и роста цен на ресурсы на финансовых рынках к общим критериям обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Федерации необходимо отнести:
- покрытие роста расходов бюджета должно происходить в большей мере за счет роста его доходов — благодаря развитию производительных сил и расширению налоговой базы региона;
- в качестве катализатора экономического роста регионов должны использоваться государственные капитальные вложения;
- заимствования должны производиться только после проведения комплексного анализа эффективности планируемых за их счет расходов;
- мониторинг результатов использования привлеченных заемных средств.
При рассмотрении долгосрочной перспективы такой принцип поддержания сбалансированности бюджетов субъектов Федерации станет важным элементом эффективной и рациональной бюджетной политики на уровне регионов [2]. Органы власти регионов могут пойти на увеличение разрыва между доходами и расходами бюджета (увеличивая расходы и снижая налоговые поступления) с целью стимуляции экономического роста, сокращения уровня безработицы, расширения границ налоговой базы. В этом случае дефицит бюджета приобретает активную форму и значимым моментом при обеспечении сбалансированности бюджета региона становится определение путей расходования дополнительно привлеченных средств. Бюджетные инвестиции стимулируют развитие экономики, рост потребительского сектора, являются основанием расширения доходной базы бюджетов разных уровней субъектов, следовательно, они в рамках проведения ответственной политики предпочтительнее в сравнении с текущими расходами.
Вторая группа проблем обусловлена сложностями разработки моделей обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Федерации и выявления эффективных подходов к выбору методов и способов их реализации в рамках грамотной бюджетной политики Российской Федерации. На основании этого полагаем, что значимыми факторами, отвечающими за ответственное проведение качественной бюджетной политики, являются:
1) точность экономических прогнозов и выверенность факторов при планировании основных параметров бюджета субъекта Федерации;
2) полнота учета и прогнозирования финансовых и других источников средств, направляемых на исполнение обязательств субъекта федерации;
3) стабильность налоговой политики субъекта Федерации;
4) соблюдение установленных законодательством ограничений объема государственного долга региональных бюджетов, доли расходной части бюджета на его обслуживание и прекращение использования чрезмерно зависящих от внешних условий доходов для покрытия длительных расходных обязательств;
5) анализ рисков и способов их минимизации несбалансированности регионального бюджета, качества сбалансированности бюджета;
6) планирование новых расходных обязательств только при наличии четкой оценки целесообразности их финансирования
7) оценка эффективности расходов бюджета субъекта федерации;
8) создание бюджетных резервов;
9) анализ средне- и долгосрочных результатов реализации бюджетной политики региона.
Третья группа проблем подразумевает разработку комплексного подхода к определению категории «качество сбалансированности региональных бюджетов» и оценки качества бюджетной сбалансированности. Сбалансированность как динамичное состояние регионального бюджета, подверженное влиянию огромного количества факторов, требует оценки с точки зрения определения совокупности наиболее существенных признаков, характеристик, то есть определения его качества. Полагаем, что качество сбалансированности бюджета — характеристика бюджета, определяющая уровень его способности обеспечивать перманентное покрытие необходимых расходов для удовлетворения общественных потребностей, реализации функций публично-правового образования в кратко-, средне- и долгосрочные периоды, невзирая на текущую экономическую ситуацию и разные уровни воздействия внутренних и внешних факторов. Предлагаю проводить оценку качества сбалансированности региональных бюджетов в разрезе следующих видов сбалансированности:
1) общая сбалансированность бюджета (покрытие расходной части предполагает привлечение возвратных финансовых ресурсов);
2) базовая сбалансированность бюджета (осуществляемая с помощью общей суммы доходов бюджета субъекта Федерации, в том числе за счет межбюджетных трансфертов);
3) собственная сбалансированность бюджета (определяется на основании показателя доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений). Данный подход к выделению видов сбалансированности региональных бюджетов предполагает необходимость учета рисков непокрытия расходных обязательств в полной мере, которые в большей степени зависят от размера долговой нагрузки и возможности органов власти регионов влиять на величину поступлений в бюджет.
Четвертая группа проблем обусловлена разработкой группы комплексных мероприятий, направленных на повышение качества сбалансированности региональных бюджетов. Принцип сбалансированности бюджета, закрепленный в Бюджетном кодексе Российской Федерации, не точен с методологической точки зрения, ввиду того, что действующие законодательные ограничения в недостаточной мере исключают риск несбалансированности бюджетов субъектов Федерации. Сбалансированность региональных бюджетов Российской Федерации в большей мере достижима за счет роста объема межбюджетных трансфертов. На практике у регионов, получающих дотации на поддержку мероприятий по обеспечению сбалансированности своих бюджетов, бюджеты могут быть исполнены даже с профицитом.
На основании вышесказанного с целью обеспечения сбалансированности региональных бюджетов, повышения ее качества предлагается следующий комплекс мероприятий:
- определить подходы к выдаче и распределению дотаций в рамках поддержки комплекса мероприятий по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов и исключения их предоставления тем субъектам Федерации, которые не являются получателями дотационных средств на выравнивание бюджетной обеспеченности;
- расширить полномочия субъектов Федерации по управлению налогами, зачисляемыми в их бюджеты;
- законодательно закрепить предоставление межбюджетных трансфертов между публично правовыми образованиями одного уровня;
- систематизировать бюджетное кредитование посредством предоставления бюджетных кредитов на беспроцентной основе лишь при наличии подтвержденной потребности и одновременном осуществлении жесткого контроля за их использованием;
- оптимизировать расходные статьи региональных бюджетов с помощью сравнения эффективности всех бюджетных расходных статей с учетом их инерционности, мультипликативного и стимулирующего эффектов для региональной экономики, а также отсроченной результативности.
Список литературы /References
1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.kremlin.ru/acts/15786/ (дата обращения: 09.05.2018).
2. Казаковцева М.В. Методология управления обеспечения финансовой устойчивостью доходной базы бюджетов субъектов РФ // Вестник Поволжского государственного технологического университета. 2013. № 3 (19). С. 80-93.
3. Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2593-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156759/?fr ame=1/ (дата обращения: 12.05.2019).