УДК 336.144:332.13
Бюджетное планирование регионального развития Budget planning for regional development.
Михайлов Андрей Владимирович, аспирант ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет
им. И.Н.Ульянова», г.Чебоксары, кафедра региональной экономики и предпринимательства
laos [email protected] Лапаев Денис Николаевич, аспирант ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет
им. И.Н.Ульянова», г.Чебоксары, кафедра региональной экономики и предпринимательства
Аннотация
В статье определяются место и роль бюджетного планирования в региональном развитии. Описывается многоцелевое назначение бюджетного планирования, вследствие чего бюджетное планирование рассматривается, как важнейший элемент финансового механизма, в котором находят отражение ожидаемые значения различных сторон финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики.
Ключевые слова: бюджетное планирование, социально-экономическое
развитие регионов, финансовое регулирование, финансовые ресурсы Annotation
The article defines the place and role of budget planning in regional development. Describes the multi-purpose function of budget planning, resulting in budget planning is seen as an essential element of the financial mechanism, which reflects the expected values of different aspects of financial and economic activity of subjects of economy.
The keywords: budget planning, socio-economic development of regions, financial regulation, financial resources
Введение
Бюджетное планирование во всех экономически развитых странах мира признано важнейшим инструментом государственного управления, отличающимся высокой степенью эффективности. В России оно начало активно развиваться сравнительно недавно, поэтому в этой сфере существует еще немало нерешенных вопросов и проблем. Одной из них является проблема создания системы бюджетного планирования одновременно на всех уровнях власти - федеральном, региональном и муниципальном. Отсутствие или слабость финансового планирования хотя бы на одном из уровней может привести к резкому снижению эффективности всей системы планирования.
За годы рыночного реформирования в России накоплен определенный опыт бюджетного планирования регионального развития на бюджетной основе, оценка которого приводит к выводу о том, что, несмотря на отдельные позитивные изменения, остается еще много нерешенных проблем.
Чтобы лучше понять характер и причины появления этих проблем, целесообразно рассмотреть их в рамках эволюции территориального планирования постсоветского периода.
Роль бюджетного планирования в развитии регионов
Планирование во всех экономически развитых странах мира признано важнейшим инструментом государственного управления, отличающимся высокой степенью эффективности. В России бюджетное планирование начало активно развиваться сравнительно недавно, поэтому в этой сфере существует еще немало нерешенных вопросов и проблем. Одной из них является проблема создания системы бюджетного планирования одновременно на всех уровнях власти - федеральном, региональном и муниципальном. Отсутствие или слабость бюджетного планирования хотя бы на одном из уровней может привести к резкому снижению эффективности всей системы планирования.
Актуальность этой проблемы обусловлена значимостью регионального уровня управления в национальной социально-экономической системе, которая признана в зарубежных странах и обосновывается английским исследователем Б. Хогвудом следующими аргументами: невозможностью практически
регулировать из одного центра деятельность крупномасштабных систем, связанных с мониторингом ситуаций, передачей информации и доставкой ресурсов большому числу местных получателей или объектов; технической невозможностью осуществлять обратную связь местных сообществ и центра, а также представительские функции мест на центральном уровне, без посредничества регионов.
Одной из эффективных форм осуществления названных регулирующих и координирующих функций является бюджетное планирование как систематическая и непрерывная деятельность органов государственного управления по формированию и реализации планово-прогнозных документов развития регионов — субъектов Федерации. Важность бюджетного планирования региона обусловлена особенностями данного вида планирования, позволяющими, с одной стороны, учитывать перспективы предстоящих изменений внешней и внутренней среды, а с другой — сформировать социально-экономическую политику на долгосрочную перспективу, обеспечивающую интеграцию региональных экономик в единую экономическую систему страны.
Теоретической основой системного подхода к разработке перспективных документов развития регионов служит точка зрения многих ученых на планирование как открытую сложную систему, включающую множество взаимосвязанных элементов. Так, Т. Саати и К. Керне, оценивая современные плановые теории, отмечают: «Планирование само по себе является системой. Эта система имеет назначение, функции, потоки и структуру».[3]
За годы рыночного реформирования в России накоплен определенный опыт бюджетного планирования регионального развития, оценка которого
приводит к выводу о том, что, несмотря на отдельные позитивные изменения, остается еще много нерешенных проблем.
Следствием интенсивного увеличения числа программ явилась их недостаточная проработка на начальном этапе, в ходе которой завышались возможные объемы финансирования, как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников. В результате большинство ФЦП регионального развития не финансировались в соответствии с параметрами, установленными при их утверждении (по большинству программ объем финансирования не превышал 10-55% предусмотренного объема).
Таким образом, региональные ФЦП в течение первого этапа становления территориального планирования чаще выступали формой государственных закупок, выдачи преференций и льгот отдельным субъектам Федерации, нежели инструментом региональной политики. Анализ эффективности ФЦП социально-экономического развития регионов показал, что «не существует очевидных доказательств того, что динамика экономического развития того или иного региона была бы менее позитивной (или более негативной) в случае, если бы на его территории не реализовывались программные мероприятия или того, что выделенные из федерального бюджета средства не могли быть потрачены более эффективно. Тем не менее, можно с уверенностью говорить о том, что в целом регионы, где шла реализация федеральных целевых программ, не выделяются на фоне других субъектов по динамике своего экономического развития». [4]
Бюджетное планирование, как механизм управления региональным развитием
Целью современного регионального планирования является его качественное улучшение путем ликвидации названных недостатков, придания ему динамизма и всех признаков бюджетного планирования. В настоящее время в большинстве субъектов Федерации сложились условия, способствующие достижению этой цели. Речь идет о стабилизации
социально-экономического положения регионов страны, положительной динамике основных параметров развития; наличии теоретических и методических разработок в области территориального планирования и накопленном опыте их реализации; осознанной большинством региональных администраций необходимости бюджетного планирования как жизненно важного механизма управления территориальным развитием; наконец, о наличии кадров, имеющих необходимую квалификацию и опыт разработки стратегий пространственных систем разного уровня.
В современных условиях социально-экономическое положение и развитие регионов в значительной степени зависят от устойчивости функционирования производственного, финансово-инвестиционного и социального секторов экономики. При этом производственная составляющая устойчивости рассматривается нами как условие динамичного развития реального сектора экономики, финансово-инвестиционная - финансового саморазвития региона, а социальная составляющая - как способность территориального образования обеспечить динамичное повышение уровня жизни населения. Колебания материального производства и инвестиционной активности, оказывая влияние на положение в отраслях экономики и социальной сферы, ведут, в конечном счете, к дестабилизации темпов роста валового регионального продукта, национального дохода, уровня жизни населения и других макроэкономических показателей.
Бюджетное планирование представляет собой важнейший элемент финансового механизма, в котором находят отражение ожидаемые значения различных сторон финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики. В широком понимании бюджетное планирование — это деятельность органов управления финансами по оценке состава и структуры финансовых ресурсов, определению возможностей и методов их формирования, увеличения, направлений и способов эффективного использования с последующим внесением и утверждением названных и других финансовых параметров в показателях финансовых планов, их
исполнением, корректировкой и контролем. В узком смысле бюджетное планирование — это деятельность органов управления финансами по составлению, рассмотрению и утверждению финансовых планов субъектов экономики (органов публичной власти, организаций и индивидуальных предпринимателей).
Необходимость бюджетного планирования обусловлена потребностью субъектов управления в определении желаемых и ожидаемых результатов их финансовой деятельности в виде конкретных показателей формирования и использования финансовых ресурсов (доходов), резервов их роста, результативности и эффективности расходования с целью бесперебойного финансового обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Необходимость бюджетного планирования обусловлена также относительной самостоятельностью движения финансовых ресурсов по отношению к движению материальных ресурсов, неопределенностью и отчасти непредсказуемостью рынка и поведения субъектов экономики. Кроме того, без бюджетного планирования невозможна разработка и реализация финансовой политики на всех уровнях управления и хозяйствования.
Осуществление бюджетного планирования
Бюджетное планирование осуществляется органами управления всех звеньев финансовой системы. Поэтому следует различать публичное (государственное и муниципальное) бюджетное планирование и частнохозяйственное (корпоративное) бюджетное планирование.
Объектом бюджетного планирования выступают количественные и качественные характеристики финансовых ресурсов и доходов субъектов экономики, источников их формирования и статей расходования. Субъектами бюджетного планирования являются органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, органы управления коммерческих и некоммерческих организаций, а также индивидуальные предприниматели (как правило, использующие наемную рабочую силу).
Целью бюджетного планирования является стабильное и бесперебойное финансовое обеспечение воспроизводственного процесса на макро- и микроуровнях по запланированным параметрам расходов, предусмотренных в проектах, прогнозах, программах и планах развития. Учитывая, что в названных плановых документах заложены цель и задачи экономической политики государства и предприятий, целью бюджетного планирования являются также финансовое обеспечение стратегии и тактики экономической политики и реализация финансовой политики на государственном, муниципальном и корпоративном уровнях.
Бюджетное планирование предполагает не просто установление количественных и качественных параметров формирования и использования финансовых ресурсов и доходов субъектов хозяйствования, включая органы публичной власти, но и определение степени соответствия доходов предполагаемым расходам, объема недостатка собственных средств и объема привлечения финансовых ресурсов со стороны. Бюджетное планирование опирается на следующие документы: финансовое прогнозирование; прогнозы социально-экономического развития страны, регионов, муниципальных образований; государственные, муниципальные программы развития и национальные проекты; законодательные и нормативные акты в области экономической, социальной и финансовой политики; бизнес-планы, проекты и иные прогнозные и плановые документы отдельных вертикальноинтегрированных структур и организаций.
Заключение
Таким образом, бюджетное планирование представляет собой целенаправленную деятельность субъектов управления финансами по определению ожидаемых параметров и показателей формирования и использования государственных финансовых ресурсов и доходов, составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению финансовых планов с целью финансового обеспечения воспроизводственного процесса и
реализации государственной (муниципальной) и корпоративной экономической, социальной и финансовой политики.
Бюджетное планирование призвано решать определенные задачи, вытекающие из цели этого элемента финансового механизма. Эти задачи должны конкретизировать цель планирования с учетом достижения запланированных результатов при минимальных затратах. К основным задачам бюджетного планирования можно отнести следующие:
- определение объема финансовых ресурсов (доходов) по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов органов публичной власти и хозяйствующих субъектов;
- определение объема и направлений использования финансовых ресурсов (доходов), а также приоритетов в расходовании средств;
- обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного, эффективного и результативного использования финансовых ресурсов (доходов);
- создание условий для укрепления устойчивости бюджетов всех уровней публичной власти и государственных внебюджетных фондов, а также для обеспечения финансовой устойчивости организаций и индивидуальных предпринимателей;
- определение экономически обоснованного размера финансовых резервов во избежание диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов к планам, а также для предупреждения и снижения финансовых рисков.
Литература.
1. Белов В.И. Управление процессом социально-экономического развития территории (региональный аспект)
2. Вопросы управления по результатам в мероприятиях реформ государственного управления. - 2008./ http://csr.ru
3. Саати Т. Аналитическое планирование. Организация систем: Пер. с англ. М., 1991.
4. Социально-экономическое развитие регионов и федеральная региональная политика в условиях кризиса: уч.-метод. пос. / Иванова Е.И., Кузнецова О.В., Чепляева О.К. М.: НИИ СП, 2009 - 92 с
5. Финансы / под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. С. 94—95.