Научная статья на тему 'Проблемы формирования и развития пожарной безопасности транспортных систем в условиях инновационной экономики'

Проблемы формирования и развития пожарной безопасности транспортных систем в условиях инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ / ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INNOVATION ECONOMICS / TRANSPORT NETWORK / FIRE HAZARDS / FIRE SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов П. В.

В статье рассматривается транспортная система как совокупность 5 основных подсистем, представлено описание возможных направлений развития каждой из них. Перечислены основные виды опасностей и приведены описания пожарной опасности и мер пожарой безопасности на транспорте. В данной статье проблемы формирования и развития пожарной безопасности транспортных систем раскрываются по средствам описания необходимых преобразований в данной сфере в условиях инновационной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF FORMING AND DEVELOPMENT OF FIRE SAFETY IN THE TRANSPORT NETWORK UNDER INNOVATION ECONOMICS CONDITIONS

Transport network is examined in the article as the aggregate of 5 main subsystems; the description of possible development lines of each of them is represented there. Common hazards are enumerated; fire hazards and fire safety measures in the transport network are described. The problems of forming and development of fire safety in the transport network are exposed in the article by means of the description of some necessary transformation in the field under the innovation economics conditions.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования и развития пожарной безопасности транспортных систем в условиях инновационной экономики»

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Иванов П.В., аспирант ФАОУ ДПО ГАСИС

В статье рассматривается транспортная система как совокупность 5 основных подсистем, представлено описание возможных направлений развития каждой из них. Перечислены основные виды опасностей и приведены описания пожарной опасности и мер пожарной безопасности на транспорте. В данной статье проблемы формирования и развития пожарной безопасности транспортных систем раскрываются по средствам описания необходимых преобразований в данной сфере в условиях инновационной экономики.

Ключевые слова: инновационная экономика; транспортная система; пожарная опасность; пожарная безопасность.

THE PROBLEMS OF FORMING AND DEVELOPMENT OF FIRE SAFETY IN THE TRANSPORT NETWORK UNDER INNOVATION ECONOMICS CONDITIONS

Ivanov P., the post-graduate student, FAOU DPO GASIS

Transport network is examined in the article as the aggregate of 5 main subsystems; the description of possible development lines of each of them is represented there. Common hazards are enumerated; fire hazards and fire safety measures in the transport network are described. The problems offorming and development offire safety in the transport network are exposed in the article by means of the description of some necessary transformation in the field under the innovation economics conditions.

Keywords: innovation economics, transport network, fire hazards, fire safety.

На сегодняшний день инновационную экономику можно охарактеризовать, как основанную на потоке инноваций (инновационной деятельности), на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции и технологий. Инновационная экономика является экономикой 21 века (как минимум, первой его половины), синонимичные ей термины “экономика знаний”, “интеллектуальная экономика”, “новая экономика”.

Транспортная система (ТС) - это совокупность работников, транспортных средств и оборудования, элементов транспортной инфраструктуры и инфраструктуры субъектов перевозки, объединенное в единое целое и имеющее своей целью - перемещение материальных объектов и (или) пассажиров в пространстве. ТС содержит в себе несколько подсистем, к которым (либо функционированию которых) и будут предъявляться определенные требования.

Транспортная система включает в себя:

1) Инфраструктуру;

2) Транспортные средства;

3) Система управления;

4) Объекты перемещения;

5) Персонал;

1) Инфраструктура - это физические компоненты транспортной системы, которые занимают фиксированное положение в пространстве и создают транспортную сеть. Создание инфраструктуры является первым шагом к созданию системы и, как правило, связан с наибольшими финансовыми затратами. При ее проектировании рассчитывается определённый срок эксплуатации, на протяжении которого не планируется выделение дополнительных капитальных затрат, т.е. отсутствует необходимость в производстве работ капитального характера, реконструкции или демонтажа. В зависимости от вида транспортной системы, фактической интенсивности эксплуатации инфраструктуры, изменения геологических условий и т.д. сроки варьируются от одного до нескольких десятков лет. Как показывает история, фиксированного положения в пространстве транспортная инфраструктура кардинально может не изменять на протяжении ста и более лет. Происходит модернизация, территориальное расширение, связанное с естественным историческим развитием общества (переход на новый вид топлива, модернизацией транспортных средств, увеличение потребностей экономического, социального и иного характера и т.д.). Примером может служить железнодорожный транспорт (железнодорожные пути радикально не изменили свое географическое место положения), городской транспорт (в частности метрополитен), речной и морской транспорт. Существуют определенные требования, предъявляемые транспортной инфраструктуре, и в условиях новой инновационной экономики, они могут быть связаны:

- с возможностью “безболезненной” модернизации, с учётом развития науки и техники - транспортная инфраструктура дол-

жна руководствоваться принципом универсальности. Поскольку транспортные средства, во многом, определяют инфраструктуру, то изменение типа средства передвижения, ведет к необходимости изменений в его обеспечении. Исходя из больших финансовых затрат на её создание и постоянного научно-технического прогресса, возрастает необходимость обслуживания нескольких видов транспорта единой инфраструктурой;

- с энергоэкономичностью - потребление энергетических ресурсов должно неуклонно снижаться, потери при выработке, транзите, приёме энергии должны быть близкими к нулю;

- с возможностью перехода на новые виды энергии и муль-тиэнергетичностью - возможность восприятия, трансформации, передачи энергии полученной на различной сырьевой основе, их взаимососуществование;

- с применением прочных, безопасных, высоконадёжных материалов в процессе строительства, реконструкции, эксплуатации - транспортная инфраструктура должна быть рассчитана постоянное функционирования ТС, даже в случае возникновения опасности;

- с возможностью мобильного развития в любой точке земного шара. Не смотря на пафосность предположения, оно обуславливает необходимость изучения и освоения новых территорий;

- с обеспечением связи с внешним миром, по средствам коммуникационных сетей. - Наиболее простым примером может являться обеспечение возможности выхода в интернет, поддерживания сотовой связи и т.д.;

2) Транспортные средства - можно определить как активные механизмы и машины, производящие полезную работу по передвижению объектов перемещения, требующие энергетических ресурсов. Существует множество классификаций транспортных средств, но в данном случае целесообразно воспользоваться классификацией, представленной в “Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года”. Классификация по видам транспорта: железнодорожный; автомобильный; воздушный; внутренний водный; морской; городской электрический; метрополитен. В настоящее время транспортные средства являются главным объектом модернизации и совершенствования как в транснациональных компаниях (BMW, General Motors, Toyota и т.д.), так и в гаражах конструкторов-любителей. Особенностью модернизации является подстраивание под существующую инфраструктуру, либо отсутствие необходимости в ней, как в таковой. Не смотря на постоянный процесс развития транспортных средств и их многообразие, в условиях инновационной экономики к ним могут применяться следующие требования:

- экологичность - новая экономика может сформироваться только в новом обществе (обществе с новыми понятиями и ценностями) и это вопрос пересмотра некоторых устоявшихся анахронизмов. Шаг к этому был сделан ещё в 1992 году на конференции ООН, где было признано лидерами всех государств недопустимость

энерго-сырьевого варианта развития в мировой экономике, в связи с возросшими экологическими угрозами для всего мира. Поэтому транспортные средства должны создаваться с учётом использования видов альтернативного топлива, уменьшение вредных выбросов в окружающую среду и т.п.;

- доступность - мобильность передвижения населения одна из стратегически важных задач государства. Государство с экономикой, основанной на потенциале человека высокоинтеллектуального, должна обеспечить ему возможность перемещения как внутри страны, так и за её приделами;

- безопасность - сохранение жизни и здоровья пассажира, и целостности груза одна из основных задач любой транспортной системы. Опыт показывает, что научно-технический прогресс приводит к увеличению скоростей, образованию новых видов опасности, не в последнюю очередь это касается как ТС, так и транспортных средств в частности. С учетом развитой, в последнее время, идей индивидуализма (в частности транспортных средств), необходимы адекватные меры защиты, как для общественного, так и для частного транспорта;

- интеллектуальность. В экономике, построенной на знаниях, общество неуклонно будет стремиться к созданию и внедрению искусственного интеллекта (либо, чего-то очень похожего) во все сферы деятельности, в том числе в транспорт. И, даже на сегодняшний день, реализуемыми являются проекты беспилотных транспортных средств, на основе автоматического или централизованного диспетчерского управления;

3) Система управления включает в себя: систему управления транспортными потоками и систему управления работой транспортных средств.

Система управления работой транспортных средств определяется выбранной технологией перевозок. Как правило, система является частью транспортной инфраструктуры. Здесь, на сегодняшний день, ещё присутствует человеческий фактор - водитель, исполняющий целевые указания системы. В тоже время, мониторинг работы транспортного средства, выработка, передача указаний, является прерогативой автоматизированных и компьютеризированных систем.

Система управления транспортными потоками выполняет необходимые действия по упорядочению движения транспортных средств и исключению конфликтов между ними. Эта система оперирует знаками, дорожной разметкой и сигналами в соответствии с определенными правилами. Система управляется диспетчером движения транспортных средств, который территориально, как правило, располагается в одной точке. Не смотря на функции контроля и распределения транспортных потоков, основой данной системы являются механизмы и методы восприятия и переработки полученной информации. На сегодняшний день в системе управления транспортными потоками существуют две не полностью решенные проблемы: не достаточность и не актуальность передаваемой информации от транспортного средства или средств мониторинга; человеческий фактор.

В условиях интеллектуальной экономики системы управления не претерпят кардинальных изменений, между тем, они станут основной площадкой для ввода IT-продукции. Возможные предъявляемые требования:

- возможность внедрения и восприятия новых высокоинтеллектуальных технологий. Здесь необходим прогноз темпов развития технологий. В условиях инновационной экономики скорость развития достаточно велика, соответственно ускоряется и процесс старения технологий, поэтому необходимо четко представлять стадии, на которых IT-продукция не претерпит кардинальных изменений в течение долгого периода времени;

- роботизация - внедрение в систему управления роботизированных технологий, призванных исключить человеческий фактор. Требование переплетается с предыдущим, поскольку создание робота само по себе уже высокоинтеллектуальная технология. Тем не менее, здесь требование имеет четко поставленную цель. Первым шагом на пути выполнения требования станет автоматизация и компьютеризация всех систем управления;

- возможность создания “живой” интерактивной модели ТС. В данном случае необходимо развития средств мониторинга, фиксации, анализа, как в процессе эксплуатации, так и в конкретных ситуациях. Под “живой” моделью, в данном случае понимается возможность on-line трансляций с отдельной или множества точек фиксации. Здесь множество призвано обеспечить максимально возможное отображение реальной ситуации на всей ТС;

- глобализация. В условиях создания единого информационного пространства появляется возможность создавать банки данных состояния инфраструктуры, транспортных средств, внешней среды. При этом данные могут быть открыты для внешнего пользования.

4) Объекты перемещения - предмет труда, пассивные живые или материальные объекты. Различают два вида объектов: пассажиры и грузы. Требования к процессу перевозки, соответственно, будут различаться, как, зачастую, будут различаться и транспортные средства. При относительном равноправии, именно эта подсистема является приоритетной, поскольку именно она формирует подцели каждой подсистемы, и предъявлять требования к ней было бы не совсем корректно. Вместе с этим необходимо заметить, что при формировании инновационной экономики, образующееся новое общество, должно определяться не только индивидуальной высокоинтеллектуальностью, но и сформировавшимися ценностными ориентирами каждого его члена. В свою очередь, это гарантирует снижение риска опасности социального характера для транспортной системы.

5) Персонал - на сегодняшний день важная часть транспортной системы. Не смотря на постоянное развитие науки в области транспорта, модернизации транспортных систем, на сегодняшний день именно человек:

- выполняет функции управления ТС;

- осуществляет обслуживание и ремонт техники;

- как управляющий, руководит транспортной системой;

Исходя из мировых тенденций развития транспортных систем,

можно утверждать - о неуклонном снижении и последующим отказе от человеческого фактора в процессе управления транспортных средств. Схожая ситуация с функцией обслуживания и ремонта, даже на сегодняшний день есть множество примеров успешного внедрения роботизированных поточных линий в производстве. Единственная позиция, которая требует участия человека - это функция управления и руководства ТС. Не смотря на научный прогресс или, даже революцию, если самоорганизация ТС возможна, то процесс самоуправления нет. С учетом выше сказанного, в условиях инновационной экономики к персоналу ТС возможно предъявление следующих требований:

- человек высокоинтеллектуального, высокопроизводительного труда - основа инновационной экономики, где транспорт является отраслью;

- восприятие идеи, знания, технологии и новшеств, внедряемых в подобные транспортные системы. Данное требование определяется необходимостью взаимного прогресса и развития, как системы, так и каждого члена персонала;

- коммуникабельность. В условиях развития телекоммуникаций и информационных технологий, возрастает возможность общения, обмена знаниями, информацией и опытом с представителями подобных транспортных систем. Данному процессу не должны мешать культурные, языковые и прочие барьеры - необходимость глобализации.

Безусловно, полнота и правильность суждений по предъявляемым требованиям к ТС, в условиях инновационной экономике, оспорима. Однако нельзя оспорить факт необходимости повышения уровня безопасности транспортных систем.

Безопасность - состояние объекта защиты (системы), при котором значения всех рисков, присущих этому объекту, не превышают их допустимых уровней. При этом риск - количественная характеристика возможности реализации конкретной опасности или ее последствий. Также во многих нормативно-правовых документах термин безопасность определяют как состояние защищенности любого объекта от любых (конкретных) опасностей.

На сегодняшний день существует множество видов опасностей. Некоторые из них, способные реально угрожать ТС: природные; техногенные; экономические; социальные. Другие могут возникнуть с развитием общества: экологические, информационные (стоит отдельно выделить кибер-опасности), военные. Наиболее распространены техногенные опасности (аварии, взрывы, пожары, катастрофы и т.д.), именно в этой категории и находится пожарная опасность.

Пожарная опасность - опасность возникновения и развития неуправляемого процесса горения (пожара), приносящего вред обществу, окружающей среде, объекту защиты. По данным мировой статистики Centre of Fire Statistics of CTIF за период 1995 - 2005

года доля пожаров на транспорте составила 21% от общего числа пожаров. В РФ данный показатель ниже, однако, и у нас с 2005 года неуклонно растет процент пожаров на транспортных средствах, показатель 2010 года - 13,17% (данные Федеральной службы государственной статистики). Таким образом, можно заключить, что пожарная опасность является реальной угрозой функционирования ТС, и обеспечение безопасности на транспорте одна из основных задач настоящего и будущего.

На сегодняшний день для обеспечения пожарной безопасности транспортных систем РФ (в частности) существуют два комплекса мер:

1. Превентивные - если меры по защите объекта подразумевают недопущение появления или распространения огня.

2. Ответные - если они направлены на перемещение пассажиров в безопасное место и борьбу с огнем и дымом, чтобы не допустить воздействия этих факторов на людей.

Превентивные меры можно подразделить на меры технического и организационного характера. Технические: обеспечение огнезащиты пожароопасных конструкций, помещений, материалов; обеспечение пожарной безопасности электроустановок, приборов, сетей; оснащение помещений средствами пожарной автоматики; дополнительная защита пожароопасных участков и т. д. Организационные: определение мест с возможностью использования источника возгорания (посты проведения робот повышенной опасности, места курения и т. п.); определение необходимости и порядка использования электроустановок, приборов, сетей; прохождение обучения в специализированных центрах по вопросам пожарной безопасности; проведение занятий со структурными подразделениями МЧС; пожарно-профилактическая работа и т. д. Пожарно-профилактическая работа (профилактика пожаров) — совокупность мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий. Основу комплекса мер составляют:

- разработка нормативных документов по пожарной безопасности;

- пожарно-технические обследования объектов и принятие мер по устранению выявленных нарушений противопожарных норм и правил;

- нормативно-техническая работа;

- противопожарная пропаганда и обучение работников транспорта мерам пожарной безопасности;

- учёт пожаров и их последствий;

В крупных ТС объем и сложность задач — есть основание для создания отдельной службы (подразделения), занимающейся вопросами пожарной профилактики.

Ответные меры применимы в случае возникновения пожара или опасных факторов пожара. Здесь необходим комплекс технических средств, способных максимально облегчить эвакуацию, либо спасение, людей и эффективно противостоять опасным факторам пожара. Как пример: система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ); системы дымоудоления; первичные средства пожаротушения; установки пожаротушения.

Количество и качество применяемых мер зависит от руководителей и управляющих транспортными системами. На сегодняшний день, уровень научно-технического развития, теоретически, позволяет обеспечить условия, при которых уровни риска пожарной опасности будут в пределах и даже ниже допустимых, т. е. обеспечить пожарную безопасность. Камнем преткновения становится финансовый вопрос — слишком большие затраты необходимы для обеспечения пожарной безопасности ТС. Если учесть, что большинство превентивных технических и некоторых ответных мер выполняются при капитальном ремонте и реконструкции объектов системы, то у большинства руководителей возрастает желание сэкономить на данном вопросе. В связи с этим, перспективным представляется развитие, где:

• фактическая стоимость средств, обеспечивающих пожарную безопасность (стоимость приобретения, проектировки, монтажа, эксплуатации) будет снижаться до уровня общедоступных;

• средства пожарной безопасности будут интегрированы в системы защиты от иных видов опасностей;

Эти критерии сохраняются и в условиях инновационного развития экономики. Здесь необходимо заметить, что одно из социальных условий формирования инновационной экономики - изменение мышления, пересмотр важности некоторых ценностей (информация, время, человеческий потенциал, и т. д.), таким образом,

создание условий безопасности может стать таким же необходимым, как и внедрение инноваций. Ряд положений, представленных ниже, основан не только на необходимости функционирования транспортной системы в условиях инновационной экономики, но и на решении существующих проблем в области обеспечения пожарной безопасности транспортных систем. Необходимыми условиями для обеспечения пожарной безопасности транспорта должны стать:

- интеграция безопасности всех подсистем с учётом их взаимосвязи. Если не обеспечена безопасность хотя бы одной подсистемы, то не обеспечена безопасность всей системы;

- многоуровневость системы защиты — параллельность и дублирования исключают ошибки определения ложного срабатывания, увеличивают и конкретизируют поступающую информацию;

- интеллектуальность систем защиты — сигналы с участка или со всей ТС должны поступать в единую компьютеризированную систему. Система должна не только воспринимать и хранить сигналы, но и уметь их обрабатывать и отвечать по запрограммированным сценариям конкретных ситуаций (обратный сигнал);

- пожарная профилактика. Как на сегодняшний день, так и в будущем должна существовать на транспорте структура со специализированным кадровым обеспечением, ответственная за безопасность на транспорте. Однако и применительно к ней возможны изменения:

о Естественно, что в новых условиях будет происходить развитие, модернизация или реорганизация службы, отвечающей за пожарно-профилактическую работу. Тем не менее, накопленный банк знаний о транспортном объекте (проблемы безопасности вскрывают особенности функционирования ТС) не может исчезнуть. Учитывая, необходимость внедрения новшеств, целесообразным является — на базе имеющейся службы создание нового структурного подразделения, специализирующегося как на пожарно-профилактической работе, так и на генерации новых идей и технологий на транспортных системах.

о Обеспечение безопасности транспортных систем приоритетная задача государства, тем не менее, в условиях инновационной экономики структура, отвечающая за безопасность на транспорте, может оказаться в состоянии предоставлять определенные виды услуг на коммерческой основе.

о Информатизация и коммуникабельность персонала различных ТС является хорошим заделом для обмена и накопления знаний, опыта, что, в свою очередь, ведёт к созданию интерактивного или реального объединения (даже на мировом уровне). Подобные объединения могут представлять научную силу, учитывая эмпирические знания, весьма вероятным кажется их привлечения к созданию и корректировки нормативно-технической документации, анализа и оценки пожарной безопасности транспортных систем (их элементов).

Литература:

1. Теория инновационной экономики: учебник/под ред. Белокрыловой О.С. Ростов н/Д: Феникс, 2009.

2. Основы теории транспортных систем: учеб. пособие / Горев А.Э. СПб. СПбГАСУ, 2010.

3. Организация и управление в области обеспечения пожарной безопасности: учеб. пособие/ Рязанов В.А., Семиков В.Л., Соболев Н.Н. М.: Академия ГПС МЧС России 2009.

4. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1734-р от 22 ноября 2008 г.

5. World fire statistics Report 10 of Centre of Fire Statistics of CTIF ec.europa.eu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.