Научная статья на тему 'К вопросу об интегральной оценке инноваций в сфере обеспечения пожарной безопасности метрополитена'

К вопросу об интегральной оценке инноваций в сфере обеспечения пожарной безопасности метрополитена Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ИННОВАЦИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / КРИТЕРИЙ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА / FIRE SAFETY / INNOVATION / CLASSIFICATION / EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS CRITERION / INTEGRAL EVALUATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов П.В.

В статье раскрывается понятие системы пожарной безопасности метрополитена. Определена причина необходимости внедрения инноваций. Предложен термин «Инновации в сфере обеспечения пожарной безопасности на метрополитене». Представлена многокритериальная классификация инноваций. Исходя из статистических данных о случаях возникновения пожаров на московском метрополитене, определены инновации, снижающие риски возникновения пожароопасных ситуаций. Поднимается вопрос об оценке эффективности инноваций в сфере обеспечения пожарной безопасности метрополитена. Определены возможные критерии и проблемы интегральной оценки инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE INTEGRAL ASSESSMENT OF INNOVATION IN FIRE FIGHTING UNDERGROUND

The article explains the concept of fire safety systems underground. Determine the cause of the needfor innovation. Proposed the term “Innovation in the field of fire safety on the subway. ” Presented a multicriteria classification of innovations. Based on the statistical data on cases of fires in the Moscow metro, defined innovation, reduces the risk of fire situations. Raises the question of evaluating the effectiveness of innovations in the field of fire safety underground. The possible criteria and problems of integral evaluation of innovation.

Текст научной работы на тему «К вопросу об интегральной оценке инноваций в сфере обеспечения пожарной безопасности метрополитена»

снизилась. Однако по перевозкам алюминия транспортная составляющая увеличилась, что в условиях падения мировых цен на алюминий приводит к ухудшению состояния ОК РУСАЛ и требует совершенствования экономических механизмов взаимодействия транспортных компаний и пользователей их услуг для целей сбалансированного их развития.

Литература:

1. Якунин, В.И. Проблемы международной гармонизации железнодорожного права России [электронный ресурс] / В.И. Якунин. - 2006. - 119 с.- Режим доступа: http://problemanalysis.ru/text/ Garmoniz_jeldor_prava.pdf

2. Официальный сайт ОК РУСАЛ. [электронный ресурс] / www.rusal.ru

3. Терешина, Н.П. Роль и значение развития железнодорожной инфраструктуры для повышения эффективности взаимодействия с грузообразующими субъектами рынка [текст] / Н.П. Терешина, М.А. Никитина// Мир транспорта, - 2013. - № 5.

4. Официальный сайт The London Metal Exchange. [электронный

ресурс] / http://www.lme.com

5. Годовые отчеты ОАО "РЖД" [электронный ресурс] / http:// www.rzd.ru

6. Бубнова Г.В. Экономическое обоснование механизма взаимодействия транспортных компаний и потребителей их услуг [текст] / Г.В. Бубнова, В.А. Подсорин, М.А. Никитина // Транспортное дело России. - 2014. - № 1. - С.74-78.

7. Терешина, Н.П. Управление инновациями и конкурентоспособностью железнодорожного транспорта [текст] / Н.П. Терешина, В.А. Подсорин // Мир транспорта. 2012. - № 4.

8. Терешина, Н.П. Управление инновациями на железнодорожном транспорте: монография [текст] / Н.П. Терешина, И.Н. Дедова, Ю.И. Соколов, В.А. Подсорин; под ред. Н. П. Терешиной.. - М.: МИИТ, 2014 - 304 с.

9. Об утверждении Методики определения ценовых пределов (максимального и минимального уровней) тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов организациями железнодорожного транспорта [приказ ФСТ РФ от 18.12.2012 № 397-т/2].

К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МЕТРОПОЛИТЕНА

Иванов П.В., аспирант Института Мировой экономики и информатизации

В статье раскрывается понятие системы пожарной безопасности метрополитена. Определена причина необходимости внедрения инноваций. Предложен термин «Инновации в сфере обеспечения пожарной безопасности на метрополитене». Представлена многокритериальная классификация инноваций. Исходя из статистических данных о случаях возникновения пожаров на московском метрополитене, определены инновации, снижающие риски возникновения пожароопасных ситуаций.

Поднимается вопрос об оценке эффективности инноваций в сфере обеспечения пожарной безопасности метрополитена. Определены возможные критерии и проблемы интегральной оценки инноваций.

Ключевые слова: система пожарной безопасности, инновации, классификация; оценка эффективности, критерий, интегральная оценка.

ON THE INTEGRAL ASSESSMENT OF INNOVATION IN FIRE FIGHTING

UNDERGROUND

Ivanov P., the post-graduate student, Institute of World economy and informatization

The article explains the concept offire safety systems underground. Determine the cause of the need for innovation. Proposed the term "Innovation in the field offire safety on the subway. " Presented a multicriteria classification of innovations. Based on the statistical data on cases of fires in the Moscow metro, defined innovation, reduces the risk offire situations.

Raises the question of evaluating the effectiveness of innovations in the field offire safety underground. The possible criteria and problems of integral evaluation of innovation.

Keywords: fire safety, innovation, classification; evaluation of the effectiveness criterion, the integral evaluation.

Метрополитен - это городская внеуличная электрифицированная железная дорога для массовых, скоростных перевозок пассажиров.

Московский метрополитен является элементом транспортной системы города Москвы. Однако, как объект управления, он сам представляет собой крупную, сложную нелинейную систему. Имея взаимосвязь с внешней средой, система подвергается влиянию внешних факторов. Зачастую это факторы негативные и их можно охарактеризовать, как опасность, т.е. явление, способное нанести вред системе. Существует несколько видов опасностей, одна из которых- пожарная.

«Пожарная опасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара». [1]

Поскольку невозможно полностью исключить риск возникновения пожарной опасности, свести его к минимуму призвана система пожарной безопасности на метрополитене. Основываясь на понятиях Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", можно предложить следующую терминологию:

система пожарной безопасности на метрополитене - это совокупность технических средств и систем, мер правового, социального и организационного характера направленных на предупреждение возникновения, а также ликвидации последствий пожароопасных ситуаций.

В определении говориться о четырёх элементах системы:

Технические средства и системы - материальная составляющая системы пожарной безопасности, начиная от объёмно-планировочных и конструктивных решений и заканчивая системами пожарной автоматики;

Меры правового характера - это правовые основы обеспечения пожарной безопасности на территории РФ, города Москвы, метрополитена;

Меры социального характера - работа, направленная на недопущение и борьбу с пожарами, по средствам привлечения сотрудников метрополитена (формирования добровольной пожарной охраны и лица, ответственные за пожарную безопасность);

Меры организационного характера - координация и управление работой системы пожарной безопасности;

Наиболее яркий показатель функционирования системы -количество возникших пожароопасных ситуаций. Поскольку эта величина не может быть равна 0 [2], стабильный тренд минимального их количества может считаться эффективной работой системы. Однако это не всегда возможно, в работе [3] показано, что на практике, уровень пожарной опасности (а следовательно и количество пожароопасных ситуаций) не может быть постоянным (постоянно низким). Следовательно, существующая на сегодняшний день система пожарной безопасности нуждается в модернизации. Однако, если в работе [3] продолжить линию тренда "значение пожарной опасности" в дальнейшем по времени, её резкого возрастания не наблюдается. Поэтому стоит признать, что существующая система, хотя и нуждается в обновлении, но в основе своей - неизменна.

Обновления могут быть достигнуты за счёт внедрения инноваций в сферу обеспечения пожарной безопасности метрополитена. В данном случае с терминологией, можно согласиться с суждениями авторов о понятии "инновация" в работе [4] и алгоритмом рассуждений, представленных в работах [5,6]. На этой основе можно предположить, что инновации в сфере обеспечения пожарной безопасности на метрополитене (транспорте) - это новые, относительно государства, отрасли, предприятия, имеющие мировой положительный опыт и/или с доказанной степенью эффективности продукты, устройства, системы, материалы, при комплексом или единичном внедрении которых достигается положительный эффект, за счёт сокращения рисков возникновения пожароопасной ситуации и/или рисков последствия пожара на транспортной системе / её элементах; так же инновациями можно считать развитие существующих и создание новых организационно-правовых форм, направленных на улучшения превентивной противопожарной защиты.

Определение несколько громоздкое и при практическом применении нуждается в некотором структурировании. Другими словами необходима подходящая схема классификации инновации. В работе [7] Р.А.Фатхутдинов представляет многокритериальную классификацию инноваций по средствам кодирования. Суть метода - характеристика инноваций по девяти признакам классификации, где каждому признаку соответствует своя цифра, в зависимости от вида инноваций.

На основе данного метода составим классификацию инноваций в сфере обеспечения пожарной безопасности на транспорте (метрополитене).

Первый классификационный признак - область внедрения инноваций. Виды инноваций первого признака могут быть:

1.Технологические

2. Организационные

3. Информационные

4. Управления

5. Правовые

Второй классификационный признак- преемственность инноваций. Виды инноваций второго признака:

1. Открывающие (Внедряющие)

2. Замещающие

3. Возвратные

Третий классификационный признак-степень новизны. Виды инноваций третьего признака:

1.Радикальные (новые на мировом уровне)

2.Новые в своей отросли

3. Новые на данном предприятии

4. Улучшающие

Четвёртый классификационный признак -тип мер по обеспечению пожарной безопасности. Виды инноваций четвёртого признака:

1. Ответные

2. Превентивные

В итоге получается четырехзначный код, характеризующий инновационные преобразования в области обеспечения пожарной безопасности на московском метрополитене.

По мнению Р.А.Фатхутдинова: «Кодирование инноваций позволит автоматизировать процесс их нахождения и отбора, что даст значительный экономический эффект и активизирует инновационную деятельность». [7]

Придерживаясь представленного кодирования, можно сказать, что, в соответствии с информацией о пожарах и случаях загораний, произошедших на объектах и подвижном составе московского метрополитена за период 1994-2011 года, использование инноваций с кодом 1121; 1231; 1232; 1241; 2122; 5242 оказывает положительный эффект - сокращая риски возникновения пожароопасной ситуации, а так же увеличивая эффективность ликвидации пожароопасной ситуации (ПОС). Подобная эффективность была определена с течением времени. Тем не менее, это не должно отменять тот факт, что ещё при проекте инновации необходимо просчитывать её возможный эффект. Соотношение эффекта и затрат весьма существенная проблема, ограничивающая внедрение инновационных разработок в сферу безопасности. Поскольку система безопасности на метрополитене не может приносить прибыль, её инновационное развитие требует серьёзных обоснований. Подобные обоснования могут быть выражены через систему оценки инноваций в сфере пожарной безопасности. На сегодняшний день подобной утверж-

дённой системы не существует. Попытки определить основные моменты системы оценки представлены ниже.

При оценке необходимости внедрения инноваций в сфере пожарной безопасности, показатель должен быть интегральным, отражая в себе следующие критерии:

Экономический

Новизны(преимущества)

Социальной оценки

Технического прогресса

Наиболее объективным можно считать экономический критерий, суть его в оценки соотношения затрат на инновацию и возможных предотвращённых потерь от пожара. Потери рассчитываются на основании ГОСТ 12.1.004-91 и МДС 21-3.2001 (Методики и примеры технико-экономического обоснования противопожарных мероприятий к СНиП 21-01-97/ Однако затраты на инновации в сфере обеспечения пожарной безопасности могут оказаться вне выгодном соотношении с потерями (например 2:1), что фактически делает её ненужной. Поэтому дополнительные критерии, основанные, в основном, на субъективной оценке необходимы для принятия окончательного решения о жизнеспособности инновации.

Так критерий новизны должен определять преимущества инновации в вопросе по обеспечению пожарной безопасности при сопоставлении с существующими аналогами (при наличии). В тоже время при оценке критерия стоит учитывать, как положительные, так и отрицательные (при наличии таковых) параметры инновации. Оценка критерия должна быть экспертной, и заключать в себе мнение нескольких независимых экспертов.

При рассмотрении критерия технического прогресса оценивается качество использования инновации, т.е. критерий должен показывать, не "технические преимущества" инновации, а восприятие инновации рынком, при условии, что вообще возможна её коммерциализация.

При рассмотрении критерия социальной оценки стоит отметить, что любой новый элемент или связь, вводимые в транспортную систему, так или иначе взаимодействуют с пассажирами. Потребители транспортных услуг метрополитена могут ощутить воздействие (положительное или отрицательное) инновации на себе. Критерий должен определять:

- возможность влияния инновации на пассажиров;

- предрасположенность инновации к оценке со стороны внешней среды.

Оценив все критерии, требуется ответить на главный вопрос: "необходимо ли вводить ту или иную инновацию?"

С одной стороны всё достаточно ясно - при максимальных показателях каждого из критериев, инновация необходима. С другой стороны инновация, в области обеспечения безопасности, не всегда может соответствовать данному условию. Например - при оценке экономического критерия, показатель может быть отрицательным, однако введение подобных инноваций продиктовано необходимостью соответствия международным стандартам безопасности (что отражено в "Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года"). Также стоит отметить, что "область" пожарной безопасности в РФ является дотационной, этому, например, свидетельствует паспорт Федеральной Целевой Программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года" (Утверждена постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №1481), где объемы финансирования программы составляют 204 000 млн. рублей, а социально-экономическая эффективность 132 500 млн. рублей.

Таким образом, для оценки потребности введения инновации, необходимо:

1. Сопоставить (количественно соотнести) критерии между собой;

2. Определить суммарный эффект критериев инновации;

3. Иметь количественный показатель всех критериев;

В заключении хотелось бы подытожить:

На московском метрополитене функционирует система пожарной безопасности, нуждающаяся в обновлении. Обновления могут быть достигнуты за счёт внедрения инноваций. Инновации, для лучшего структурирования, могут кодироваться. В тоже время основной проблемой их внедрения остаётся отсутствие законодательно утверждённой системы оценки эффективности инноваций. Необходимо признать, что в сфере безопасности инновации нельзя рассматривать, как финансово выгодный продукт. Несмотря на то,

ТКАШРОКТ БШШБББ Ш КШБТА | №4 2014 | 61

что экономический критерий один из определяющих, заключение о необходимости внедрения инновации может быть сделано только на основании критериев, обеспечивающих интегральную оценку инноваций в сфере обеспечения пожарной безопасности метрополитена.

Литература:

1. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

2. Брушлинский Н.Н. Пожарные риски. Вып.1. Основные понятиям.: ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2004

3. Иванов П.В. "Система оценки уровня пожарной безопасности объектов метрополитена на основе ситуационного подхода

и экспертных технологий" - М.: Пожнаука, 2012

4. Азгальдов Г.Г., Костин А.В. Восемь шагов к инновационной экономике М.:Инновации, 2009

5. Иванов В.А. Сущность, классификация инноваций и их специфика в аграрном секторе.- Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2007

6. Шайтан Б.И. Инновации в АПК и роль службы сельскохозяйственного консультирования // Материалы международной научно-практической конференции "Инновационная деятельность в АПК: опыт и проблемы" М., 2005

7. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. СПб.: Питер, 2008

ИННОВАЦИОННЫЙ РЕВЕРС В ЦИКЛИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ

Егоров А.Ю., д.э.н., профессор Института мировой экономики и информатизации Вертипорох М., аспирант Института мировой экономики и информатизации

В статье рассмотрено понятие инновационного реверса экономического цикла, формирующего инновационные направления развития хозяйственных систем.Параллельно с процессом развития экономического цикла предполагается осуществлять реабилитационную деятельность, направленную на ликвидацию загрязнения окружающей среды. Основные направления формирования инновационного и реабилитационного процессов осуществляются по и против часовой стрелки относительно главного экономического цикла. Интеллектуальное развитие общества поддерживает инновационные и реабилитационные направления, благодаря осуществлению непрерывных процессов повышения уровня квалификации работников. Инновационное развитие производства и общества поддерживает социальное и реабилитационное направления, благодаря осуществлению непрерывных процессов внедрения инновационных разработок в реабилитационную деятельность и в процессы общественного развития. Реабилитационное развитие производства и общества поддерживает социальное и инновационное направления, благодаря осуществлению непрерывных процессов очистки, восстановления и придания новых полезных свойств внешней среде, необходимой для осуществления процессов жизнедеятельности общества.

Основное внимание в статье уделено механизму формирования инновационного реверса хозяйственной системы.

Ключевые слова: инновационный реверс, экономический цикл, инновационные направления развития, реабилитационная деятельность, общественный спрос, инновационный продукт, рыночная среда.

INNOVATION REVERSE IN CYCLICAL DEVELOPMENT ECONOMIC

SYSTEM

Egorov A., Doctor of Economics, professor, Institute of world economy and informatization Vertiporoh M., the post-graduate student, Institute of world economy and informatization

The article discusses the concept of an innovative reverse the economic cycle, forming innovative directions of development of economic systems. In parallel with the development of the economic cycle is expected to carry out rehabilitation activities aimed at eliminating environmental contamination. Basic directions of innovation and rehabilitation processes are carried out by and counterclockwise relative to the base of the economic cycle. Intellectual development of society supports innovative and rehabilitation areas, thanks to the implementation of the ongoing process to increase the skill level of employees. Innovative development of production and society support social and rehabilitation areas, thanks to the implementation of the continuous process of introducing innovative developments in rehabilitation Dey-productivity of the processes and social development. Rehabilitation and development of the production of social and community support innovative directions, through the implementation of continuous processes, cleaning, repair and make new useful properties of the environment necessary for the processes of society.

The main attention is paid to the mechanism offormation of the innovative reverse the economic system.

Keywords: innovative reverse, the economic cycle, innovative directions of development, rehabilitation activities, public demand, product innovation, market environment.

Основными задачами процессов функционирования и развития экономического цикла хозяйственной системы являются производство инновационного продукта, востребованного в процессе общественного развития в условиях экологически безопасной внешней среды. Основной точкой начала, окончания и пролонгации очередного витка экономического цикла является товарный рынок, конкурентная среда которого позволяет формировать уровень общественного спроса на инновационный продукт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Востребованные полезные свойства этого продукта позволяют либо продолжать хозяйственную деятельность в выбранном направлении, либо перейти к инновационным методам экономического развития с целью удовлетворения новых общественных потребностей, за счет передовых свойств конечного продукта.

Поиск и выбор новых свойств производится в направлении обратном направлению основного экономического развития в связи с тем, что обновление процессов хозяйственной деятельности может быть осуществлено только на основании экономически эффективного опыта предыдущего развития. Таким образом для того, чтобы внедрить передовые технологии в производственный процесс необходимо на предыдущем этапе хозяйственной деятельности произве-

сти проектную подготовку и экономическое обоснование процессов внедрения инновационных разработок в производственные технологические линии. Тогда рост эффективности текущей хозяйственной деятельности будет наблюдаться только тогда, когда процесс подготовки этого этапа основывается на инновационных направлениях развития, определяющих набор искомых новых свойств конечного продукта. Такой обратный ход или экономическая коррекция хозяйственных процессов определяется как инновационный реверс, позволяющий внести необходимые изменения в подготовительный процесс с целью повышения эффективности текущей экономической деятельности. Например, отрицательный результат комплексных испытаний инновационного продукта на предмет соответствия заявленных и полученных в результате проверки конечных свойств дают полное основание для внесения изменений в конструктивные особенности с целью коррекции выходных параметров продукта еще на этапе проектных исследований.

Экономический цикл, изображенный на рис.1, состоит из процессов осуществления хозяйственной деятельности, главной целью которых является непрерывное повышение жизненного уровня общества. К числу структур, выполняющих главную задачу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.