Научная статья на тему 'Проблемы формирования и развития молодежного рынка труда России: институциональный аспект'

Проблемы формирования и развития молодежного рынка труда России: институциональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
678
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РЫНКА ТРУДА / МОЛОДЕЖЬ / ЗАНЯТОСТЬ / ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ / БЕЗРАБОТИЦА / LABOUR MARKET / THE INSTITUTIONAL STRUCTURE OF THE LABOUR MARKET / YOUTH EMPLOYMENT / EMPLOYMENT POLICY / UNEMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесник Елена Андреевна

В статье представлена структура молодежного рынка труда и его взаимосвязь с институтами. Выделена роль государственных и негосударственных институтов в формировании молодежного сегмента рынка труда. Определены ключевые проблемы занятости молодежи, выделены основные направления политики обеспечения занятости в формировании и развитии этого сегмента рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of formation and development of youth labour market in Russia: institutional aspect

The article presents the structure of the youth labour market and its relationship with institutions. It is highlighted the role of state and non-state institutions in the development of the youth segment of the labor market. In the article are identified the key challenges of youth employment, highlighted the main directions of employment policy in the formation and development of this segment of the labour market.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования и развития молодежного рынка труда России: институциональный аспект»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 26 (381). Философия. Социология. Культурология. Вып. 38. С. 131-136.

УДК 316.34/.35

ББК 60.54

Е. А. Колесник

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО РЫНКА ТРУДА РОССИИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

В статье представлена структура молодежного рынка труда и его взаимосвязь с институтами. Выделена роль государственных и негосударственных институтов в формировании молодежного сегмента рынка труда. Определены ключевые проблемы занятости молодежи, выделены основные направления политики обеспечения занятости в формировании и развитии этого сегмента рынка труда.

Ключевые слова: рынок труда, институциональная структура рынка труда, молодежь, занятость, политика занятости, безработица.

Современное развитие молодежного сегмента характеризуется усилением противоречий между спросом на рабочую силу молодежи и ее предложением, деформацией региональной, отраслевой и секторной структуры занятости, усложнением процесса привлечения молодежи в сферу продуктивной трудовой деятельности, а также несовершенством механизма его государственного регулирования. Этим и обуславливается актуальность темы исследования.

Теоретической основой исследования молодежных аспектов занятости являются зарубежные и отечественные авторы. В России эту проблематику рассматривают Л.Г. Борисова, Н.А. Свиридов, И.Н. Чистяков и др. Несмотря на многообразие направлений исследований, до сих пор остаются недостаточно изученными и проработанными институциональные аспекты формирования и развития молодежного сегмента рынка труда. Поэтому основной целью настоящего исследования является изучение институциональных аспектов формирования и развития молодежного рынка труда России, выделения основных тенденций и путей содействия молодежной занятости.

В свою очередь следует отметить, что институциональные аспекты рынка труда стали объектами серьезных исследований лишь в эпоху позднего капитализма, когда рыночные отношения начали приобретать всеобщий характер. Именно с этого периода начала формироваться и приобрела современный вид институциональная структура рынка труда, рассматриваемая многими исследователями (С. Кирдина, Г. Клейнер, В. Вольчик, Н. Хлеб-

никова) как совокупность взаимосвязанных социально-экономических институтов, устойчиво воспроизводящих социальные, трудовые, политические, правовые, экономические и другие отношения и влияющие на экономику страны в целом.

Далее проведем анализ некоторых институциональных аспектов формирования молодежного сегмента рынка труда России.

Согласно Постановлению Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1993 г. № 5090-1 [1] к молодежи относятся молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет. Помимо этого, молодежь принято делить на четыре возрастные группы: 14-16 лет (подростки), 17-19 лет (юношество), 20-24 года (собственно молодежь) и 25-30 лет (старшая молодежь). Эти группы в силу своих возрастных особенностей, способности и желания выполнять определенную работу, профессиональной подготовленности, профессиональных амбиций, инициативы, мобильности и др. подвержены риску остаться без работы. Это подтверждается и данными МОТ, согласно которых в мире около 75 млн. молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет являются безработными. В Европе их число достигло 5,5 млн. В настоящее время молодежная безработица составляет 22%, что в два раза превышает долю безработных среди взрослого населения [4].

В России безработица в молодежной среде выглядит следующим образом: по сравнению с сентябрем 2013 г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет увеличился на 2,7 %, наблюдается уменьшение уровня в возрасте 20-24 лет

(на 0,6 %) [5]. В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в сентябре 2014 г. составил 13,6%, в том числе, среди городского населения - 12,6%, среди сельского населения — 16,4% [5]. Увеличение уровня безработицы (по данным на октябрь 2015 г.) наблюдалось в возрастной группе 15-19 лет (30,3%) и 20-24 лет (15,3%), и составил 25,6% (в том числе, в возрасте 15-19 лет - 4,1% и 20-24 лет - 21,4%) [5] (рис.1). По федеральным округам самый низкий уровень безработицы отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском (рис.2).

Несмотря на задекларированное «право на защиту от безработицы» (ст. 37 п.З Конституции РФ) и снижение ее уровня в последние годы, это не гарантирует положительных изменений на рынке труда вообще, и в ее молодежном сегменте, в частности. Притом, что в России практически во всех отраслях экономики и регионах наблюдается дефицит трудовых ресурсов, который трудовая миграция не ком-

пенсирует. Причинами этого, на наш взгляд, является: снижение роста экономики в России (в 2011 г. ВВП вырос на 4,3%, в 2013 году на 1,3%, а в 2014 на 0,6% [5]); дополнительно ухудшение социально-экономической ситуации связано с введением санкции со стороны США и Западной Европы (в первом полугодии 2014 г. темп прироста ВВП снизился до 0,8% [5]); рост цен, сохраняющаяся инфляция (в 2013 году 6,45%, в 2014 году - 11,36%, за 9 месяцев 2015 года - 10,39% [5]). Поэтому государственные ведомства не могут рассчитывать даже на минимальный экономический рост. А это может привести к росту уровня безработицы.

Непростая ситуация сложилась и с предприятиями в моногородах. Именно поэтому градообразующие предприятия взяты сейчас под контроль федеральными властями, так как они являются потенциальным источником массовых увольнений работников.

Помимо этого, на безработицу в молодежной среде влияют и внутренние причины. Од-

Уровень безработицы по возрастным группам и виду поселения

в октябре 2015 года

(б % от экономически активного населения; без корректировки сезонных колебаний)

■40

35 30 25 20 15 1С 5 О

8.0

25,е

Bi

18.6

9.G

З.Э

е.s

6.5

3.3

4.П1

2.6 2.Э.-

J_1=Л_

всего 15-19 лет 20-24 годэ 25-23 лет 30-39 пет 40-43 лет 50-э9 лет 6С-72 года

□ Городское население П Сельское население

Рис. 1. Уровень безработицы по возрастным группам и виду поселения

(в октябре 2015 г.) [5].

12 -|

1С -

8 -

6 -

4 -

2 -

С -i

Уровень безработицы по методологии МОТ, по федеральным округам

(в % от численности экономически активного населения; без корректировки сезонных колебаний)

10.9 н.о

8,2

4.6 7 4.6

5.9

6 £ 6.9 6.6 6.7 7,1

Р

2.8

Россия Центральный Севере- Приволж- Урпльскии Крымским ' Дальне- Южный Сибирскии Северо-Западный ский восточный Кавказский

П октябрь 201 4Г.

октябрь 201 5г.

Рис.2. Уровень безработицы по федеральным округам [5].

ной из основных проблем молодежи является отсутствие на рынке труда в достаточном количестве тех профессий, которым молодые люди обучались в стенах учебных заведений. Оторванность системы образования от реалий жизни приводит к тому, что они не могут трудоустроиться согласно полученной специальности. Поэтому на рынке труда России сохраняется тенденция нетрудоустроенности среди выпускников начальных, средних и высших учебных заведений. В качестве примера приведем данные экономической активности выпускников 2013 года (см. таблицу).

Согласно данных таблицы, на рынке труда России сохраняется тенденция невостребованности на внутреннем рынке труда молодых специалистов, получивших среднее и начальное профессиональное образование. Уровень безработицы среди них остается довольно вы-

соким: 15,1% и 17,7%, соответственно. Как следствие происходит, во-первых, отток молодежи, как во внутренний рынок, так и во внешний. Во-вторых, перелив рабочей силы в разные сектора экономики: из государственного в негосударственный сектор; из деятельности, требующей высокой квалификации, в деятельность, менее квалифицированную. Молодые дипломированные специалисты, оказавшись не удел, вынуждены получать другую более востребованную на рынке труда профессию и т.д. При этом утрачивая время и средства, а экономика - значительную долю экономически активного населения в наиболее продуктивном возрасте.

Ситуация с трудоустройством городской и сельской молодежи также разнится, т.к. в крупных, средних и небольших городах работу найти проще, чем в селе. Положительную роль

Таблица

Экономическая активность выпускников в 2013 г., тыс. чел. [5]

Всего, из него Уровень экономи- Уровень за- Уровень

тыс. че- занятые в безра- ческой активно- нятости, % безрабо-

ловек экономике ботные сти, % тицы, %

Экономически 1972 1722 250 86,4 75,4 12,7

активное насе-

ление - всего

в том числе по уровню образования:

высшее проф. об- 1284 1143 141 88,6 78,8 11,0

разование

среднее проф. об- 475 403 72 83,1 70,6 15,1

разование

начальное проф. 213 175 38 81,2 66,8 17,7

образование

Городское насе- 1564 1374 190 87,0 76,5 12,2

ление - всего

в том числе по уровню образования:

высшее проф. об- 1076 962 115 89,0 79,5 10,7

разование

среднее проф. об- 346 294 52 83,7 71,1 15,1

разование

начальное проф. 141 118 23 81,4 68,1 16,4

образование

Сельское насе- 408 348 60 83,8 71,5 14,7

ление - всего

в том числе по уровню образования:

высшее проф. об- 208 182 26 86,3 75,5 12,5

разование

среднее проф. об- 128 109 19 81,7 69,4 15,1

разование

начальное проф. 72 57 15 80,8 64,4 20,2

образование

в этом играют федеральные и региональные программы содействия занятости молодежи, а также государственные услуги, оказываемые органами занятости на местах.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что, выходя на рынок труда, молодежь сталкивается с проблемами, которые сама не в состоянии решить т.к. их разрешение лежит в иной плоскости и зависит от той молодежной политики, которая проводится на государственном, федеральном, региональном и местном уровнях. Каждое государство формирует свой рынок труда с учетом специфики и собственной экономики, поэтому одни страны ориентированы на внешний рынок труда, другие - на внутренний.

Проведенный нами контент-анализ позволил выделить следующие перспективные направления, обеспечивающие повышение устойчивости положения молодежи и ее развитие (рис.3).

В процессе исследования были выделены следующие два направления повышения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

устойчивости положения молодежи и ее развития: содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке молодежи к труду (соответствует 1, 2) и содействие трудовой занятости молодежи (соответствует 3-7). Согласно анализу, наиболее перспективными направлениями государственной поддержки являются: поддержка предприятий и организаций, создающих новые рабочие места для молодежи; формирование постоянных рабочих мест; создание инфраструктуры учреждений и предприятий для способствования занятости молодежи.

Таким образом, Россия, как государство, целевые ориентиры которой направлены на формирование качественно нового образа, включающего высокие стандарты благосостояния человека, социальное благополучие и т.д., при разработке молодежной политики должна также учитывать:

- существующий разрыв потребности рынка труда с образовательным сегментом в подготовке молодых специалистов;

з

19%

содействие общеобраз. и проф. подготовке молодежи К труду

содействие трудовом занятости

Рис.3. Перспективные направления, обеспечивающие повышение устойчивости положения молодежи и ее развитие */**

* исследовано и обобщено автором;

** 1 - оказание посильной помощи учебным заведениям в воспитании и социализации учащихся и студентов, реализации их интересов;

2 — развитие самодеятельности и инициативы учащихся и студентов, государственная поддержка их общественных объединений;

3 - под держка предприятий и организаций, создающих новые рабочие места для молодежи;

4 - формирование постоянных рабочих мест;

5 - создание возможностей для организации вторичной занятости подростков и молодежи;

6 — создание инфраструктуры учреждений и предприятий для способствования занятости молодежи;

7 - поддержка молодежного предпринимательства на всех уровнях.

- неустойчивость спроса и предложения, которые обусловлены изменчивостью ориентации молодёжи, ее социально-профессио-нальной неопределенностью;

- низкую конкурентоспособность молодежи по сравнению с другими возрастными группами.

Подготовка специалистов в рамках сложившейся системы профессионального образо-

вания, как высшего и среднетехнического, не соответствует требованиям работодателей ни по содержанию, ни по численности обученных по профессиям, ни по изменяющимся требованиям к профессиям. Необходимо увеличить и возможность регионов по профессиональному обучению и переобучению молодежи, согласно региональным особенностям.

Список литературы

1. Белоножко, М.Л., Ткачева, Н.А. Миграционная политика и безопасность личности, общества и государства (монография). - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного нефтегазового университета, 2013. - 236 с.

2. Колесник, Е.А. Социально-демографические аспекты функционирования и развития рынка труда России // Энергосбережение и инновационные технологии в топливно-энергетическом комплексе: материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых и специалистов. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. - С. 252-256.

3. Колесник, Е.А. Зайнятють та безробггтя як сощально-економ1чна характеристика ринку пращ: регюнальний аспект/ Е.А. Колесник, М.П. Попов // Вюник Схщноукрашського нацюнального ушверситету ¡меш Володимира Даля. - 2013, № 9 (198). - Частина 2. - С. 84-88.

4. «Стратегия государственной молодежной политики в РФ до 2016 года» № 1760-р от 18 декабря 2006г [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.newurengoy.ru/2016.html.

5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]// режим доступа: http://www.gks.ru.

Сведения об авторе

Колесник Елена Андреевна, к.э.н., доцент кафедры маркетинга и муниципального управления Института менеджмента и бизнеса Тюменского государственного нефтегазового универси-

еакоквпУс-10@mail.ru.

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 26 (381). Philosophy. Sociology. Culturology. Issue 38. Pp. 131-136.

PROBLEMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF YOUTH LABOUR MARKET IN RUSSIA: INSTITUTIONAL ASPECT

E. A. Kolesnik

Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Marketing and Municipal Management of Tyumen State Oil and Gas University, eakolesnik-10@mail.ru

The article presents the structure of the youth labour market and its relationship with institutions. It is highlighted the role of state and non-state institutions in the development of the youth segment of the labor market. In the article are identified the key challenges of youth employment, highlighted the main directions of employment policy in the formation and development of this segment of the labour market.

Keywords: the labour market, the institutional structure of the labour market, youth employment, employment policy, unemployment

References

1. Belonozhko, M.L., Tkacheva, N.A. Miqrazhionnaj politika I bezopasnost lichnosti, obshestva i qosudarstva (monoqrafij). - Tumen': Izd-vo Tumenskoqo qosudarstvennoqo nefteqazovoqo univer-siteta, 2013. - 236 p. (In Russ.)

2. Kolesnik, E.A. Sozhialno-demoqraficheskie asspekti fiinkzhionirovanij i razvitij rinka truda Ros-sii // Enerqosberezhenie i innovazhionnie teshnoloqii v toplivno-enerqeticheskom komplekse: materiali Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferenzhii studentov, aspirantov, molodish uchenish i spezhial-istov. — Tumen': T^umQNQU, 2014. - P. 252-256. (In Russ.)/

3. Kolesnik, E.A. Zanatost' i bezrabotizca как sozhialno-ekonomicheskaj sharakteristika rinka truda: reqionalnij aspect / E.A. Kolesnik, M.P. Popov // Vestnik Ukrainskoqo nazhional^noqo universiteta imeni Vladimira Dalj. - 2013, № 9 (198). - Ch. 2. - P. 84-88. (In Ukr.)

4. «Strateqij qosudarstvennoj molodiezhnoj politiki v RF do 2016 qoda» № 1760-p ot 18 dekabrj 2006 q. UN [online] //Available at: - http://www.newurengoy.ru/2016.htmL

5. Federalnaj sluzhba qosudarstvennoj statistiki UN [online] // Available at: - http://www.gks.ru.

Статья публикуется впервые, согласна на обработку персональных данных и размещение статьи в открытых источниках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.