Научная статья на тему 'Проблемы формирования и функционирования рынка экологических услуг Московского реги'

Проблемы формирования и функционирования рынка экологических услуг Московского реги Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
114
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Шинкина В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования и функционирования рынка экологических услуг Московского реги»

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА

В.В. ШИНКИНА, аспирант кафедры экономики и организации внешних связей ПЛК

Обострение экологических проблем и слияние их в экологический кризис сделало необходимым переход как в глобальном, так и региональном масштабах к управлению общественным развитием в условиях заданных нагрузок на природные комплексы, т.е. к взаимосвязанному и взаимообусловленному развитию экономической, социальной и экологической подсистем. Эта проблема особенно актуальна в регионах, для которых характерны наиболее острые вопросы экологии. К последним относятся крупные города как центры высокоурбанизированных регионов, поскольку урбанизация является одним из глобальных факторов экологического кризиса.

В современных условиях в нашей стране только формируются подходы к разработке государственной экополитики, включая создание соответствующих организационных структур, введение отдельных механизмов (экологическая экспертиза, плата за загрязнения, платность ресурсов и т.д.), разработку государственной экологической программы и программ для зон экологического бедствия.

Что касается крупных городов, то исследования в области механизмов и принципов формирования и реализации экополитики только начинают выделяться в самостоятельные направления.

Ниже рассматриваются особенности экологической ситуации Московского региона, включающего Москву и Московскую область. Регион рассматривается как экологоэкономическая система, главными признаками которой являются общность экологических, социальных и экономических проблем, теснота связей.

Основными источниками антропогенного воздействия являются транспорт и промышленность.

Территория столицы занимает всего два процента от площади Московской облас-

ти, но влияние Москвы на экологическую ситуацию велика. Московская область - одна из крупнейших городских агломераций Европы. «Промышленные предприятия области образуют около 50 зон устойчивого загрязнения окружающей среды» [5]. Не меньший ущерб среде наносит деятельность инфраструктуры, которая обеспечивает промышленное производство-потребление энергоресурсов, огромный объем отходов, высокая интенсивность автотранспортных и железнодорожных перевозок. На экологическую безопасность влияет также и слишком тесное соседство промзон свалок и жилых кварталов; радиоактивное загрязнение. «В табл. 1 приведены самые радиационно-неблагополучные районы Московской области» [1].

Мусор- совокупность твердых бытовых отходов (ТБО) и отбросов, образующихся в бытовых условиях, является не последним компонентом в загрязнении окружающей среды столицы. «В Москве на одного жителя приходится 0,307 - 0,32 т мусора, а доля выбросов вредных веществ, образуемых горящим на пожарах мусором, составляет около 2 % от суммы всех загрязнителей (1,2 • 10б т/г) в атмосфере города» [6].

«По данным ГИБДД численность автопарка г. Москвы в 2000 г. составляет более 2,5 миллионов машин. При этом частного автотранспорта стало больше вдвое. 90 % выбросов в столичной атмосфере - выбросы автотранспорта» [10]. Основные химические элементы, чьи концентрации выше предельной нормы - диоксид азота и оксид углерода.

«На долю ТЭЦ и отопительных котельных приходится всего 4,5 % городских выбросов, на предприятия нефтепереработки и нефтехимии - 2 %»[10].

«По данным Москомприроды автотранспорт ежегодно выбрасывает на каждого

москвича 120 килограммов загрязняющих веществ, содержащих более 280 токсичных компонентов. Тяжелые металлы, особенно свинец, весьма плотно концентрируются вдоль автомагистралей, превышая фоновые показатели в 10 -20 раз и сохраняя повышенный фон в сторону до 120 метров от этих трасс» [3].

Экологическое неблагополучие Московского региона серьезно сказывается на здоровье людей. Исследование для оценки экологической безопасности Моск. региона, проведенное экологами лаборатории «Московский регион» географического факультета МГУ в начале 2000 г., приводит нам плачевные результаты. Метод оценки экологической безопасности был основан на анализе заболеваемости детей. Дети ведут «оседлый» образ жизни и почти все свое время проводят в том районе, где и фиксируется их заболеваемость. Были использованы статистические данные о заболеваемости детей за последние десять лет. При обработке данных медицинской статистики учитывались основные виды болезней: крови и кроветворных органов, системы кровообращения, органов дыхания, эндокринной, нервной и мочеполовой систем, кожи, новообразования и инфекционные заболевания. По каждому виду болезни определяли место района в рейтинге, затем подсчитывали сумму мест по всем заболеваниям, что и давало окончательный балл. «Сегодня в Московской области можно выделить 13 самых неблагополучных районов. Суммарный балл этих рай-

онов в рейтинге ниже 209 - среднего показателя по России в целом (табл. 2) [5]».

В настоящее время для того, чтобы решить экологические проблемы загрязнения региона, нужен эффективный экономический механизм. В ряде промышленно развитых стран таким механизмом является работа рынка экологических услуг. «Он основан на правовой базе, регламентирующей уровни и концентрации вредных выбросов в окружающую среду на перспективу ближайших 15 - 20 лет» [7]. В США эффективность функционирования подобного рынка доказана многолетней практикой.

К формам функционирования рынка экологических услуг применительно к выбросам в атмосферный воздух относятся:

- торговля разрешениями на выброс вредных загрязнений;

- накопление лимитов на объемы и концентрации вредных выбросов для будущих периодов или «одолжение» другой стране или предприятию;

- фьючерсная торговля квотами на выбросы» [11].

В последние годы увеличивается число исследований и программ на уровне отдельных высокоурбанизированных регионов и крупных городов, например, программа «здоровый город» (генеральный план, рассчитанный на 20 лет) очистки загрязненного воздуха в Лос-Анджелесе.

Таблица 1

Радиационно неблагополучные районы Московской области

Район Количество предприятий-поставщиков радиоактивных отходов Количество крупных свалок

Подольский 46 10

Ногинский 42 9

Люберецкий 34 9

Пушкинский 32 8

Мытищинский 29 5

Раменский 28 11

Балашихинский 28 6

Щелковский 27 9

Солнечногорский 20 9

Серпуховской 19 4

Особенности предлагаемого подхода к формированию региональной экополитики состоят в том, что «общество-природа» рассматриваются как единая система, в которой можно выделить такие критерии как: здоровье населения региона, его психофизическое состояние и уязвимость природной среды, определяемая экологоресурсной емкостью территории.

На данный момент работа в развитии рынка экологических услуг Московского региона ведется на основе двустороннего сотрудничества. Интенсивно развиваются природоохранные связи с США, Германией, Канадой и другими странами.

В соответствии с договоренностями, достигнутыми в ходе VIII сессии Российско-американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству, относительно разработки совместных Российско-американских предложений по вопросу создания международной системы торговли квотами на выбросы парниковых газов, а также в целях подготовки к 3-й Конференции Сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (декабрь 1997 г., Киото, Япония) в рамках рабочей группы по политике в области изменения климата в мае 1997 г. образована Подгруппа по вопросам торговли квотами на выбросы парниковых газов.

В январе 1997 г. в Москве состоялись переговоры с представителями Агентства США по охране окружающей среды относительно Российско-американского сотрудничества по проблеме свинцового загрязнения в России. «Согласовано проведение работ по совершенствованию медико-биологического мониторинга свинцового загрязнения при финансовой поддержке в 25 тыс. долл.» [9].

В Москве состоялось VI заседание Российско-германского Координационного совета по выполнению межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области охраны окружающей среды. Координационным Советом принято решение о создании Рабочей группы «Окружающая среда и энергия», в рамках которой определено следующее направление сотрудничества: создание рыночных механизмов международного рынка квот на выбросы парниковых газов.

Двусторонние контакты, положившие начало долгосрочным проектам в области обеспечения безопасности промышленных установок в Московском регионе, создали базу для включения этих проектов в Координационный план Программы консультативной помощи Германии странам Центральной и Восточной Европы (Программа Трансформ). В рамках проекта «Консультации Правительству г. Москва по вопросам повышения безопасности промышленных установок» разработаны методы выявления и контроля потенциально опасных источников экологического риска на Московском нефтеперерабатывающем заводе (отстойник отходов) и АО «Москворецкое» (холодильный агрегат).

На основе сложившихся контактов между министерствами обороны и природоохранными ведомствами России и Германии осуществляется сотрудничество в области военной экологии. В план работы Рабочей группы «Военная деятельность и охрана окружающей среды» включены совместные исследования на территории Московского военного округа. В Москве состоялся V Российско-германский семинар по результатам реализации проекта «Мероприятия по санации и обеспечению безопасности подземных и поверхностных вод от загрязнения за счет эксплуатации военной техники на полигоне Фе-дулово».

Канадской стороной изучается возможность создания совместной подкомиссии по вопросам охраны окружающей среды в рамках Российско-Канадской межправительственной экономической комиссии. Совместно с МПР России, ЦПРП, Канадским международным фондом культуры и образования, Московским народным банком заложены основы развития проекта по переработке твердых отходов в городах и регионах РФ, требующего для реализации открытия Межправительственной кредитной линии порядка 1 млрд. канад. долл. Агентство по международному развитию Канады уже выделило средства на осуществление работ по управлению твердыми бытовыми отходами в Московском регионе.

Таблица 2

Рейтинг экологической безопасности районов Московской области

Благодаря применению на ТЭЦ-27 (Северная теплоэлектроцентраль, Моск. обл., Мытищи) установки Денокс (очистительные фильтры, Дания, фирма «Хальдор Топсе»А/0»), было выполнено главное условие свободного заключения экспертной комиссии Гос. экологической экспертизы Москомприроды и Мособлкомприроды: пуск ТЭЦ-27 Мосэнерго не привел к увеличению вредного воздействия на воздух окружающей среды. «Содержание окислов азота за котлом энергоблока №1 составило величину 15-30 М /НМ3 при норме 125 М2/НМ3» [4].

С учетом отмеченного выше рынок экологических услуг Московского региона может служить важнейшим инструментом, обеспечивающим рост эффективности природоохранных мероприятий, стимулирования предприятий загрязняющих отраслей снижать объемы и концентрации вредных выбросов, причем с наименьшими затратами.

Рынок экологических услуг Московского региона еще находится на начальной стадии своего развития, но уже можно выделить основные рекомендации для его формирования. Суть их заключается в следующем:

1. Улучшение состояния окружающей природной среды участниками рынка.

2. Экологическая заинтересованность участников рынка в достижении целевых лимитов выбросов с наименьшими затратами.

3. Развитая система мониторинга и учета на региональном уровне в сочетании со штрафными санкциями за несоблюдение лимитов вредных выбросов.

4. Гибкость системы функционирования рынка экологических услуг на региональном уровне.

Литература

1. Анфилова Ю., Савин А. Подмосковный Чернобыль. - Известия, 2000 г., 22 мая.

2. Бирюков В.Л., Довгуша В.В., Тихонов М.Н., Замятина М.Ф., Котов В.В., Солдатенко С.А. Некоторые проблемы создания региональной экологи-

Район Балл

Лотошинский 404

Волоколамский 393

Серебряно-Прудский 388

Сергиево-Посадский 385

Домодедовский 374

Талдомский 364

Рузский 356

Пушкинский 354.

Воскресенский 333

Можайский 329

Щелковский 327

Каширский 296

Луховицкий 286

Истринский 283

Озерский 282

Ступинский 271

Ногинский 265

Шатурский 261

Егорьевский 260

Орехово-Зуевский 257

Шаховский 252

Зарайский 251

Дмитровский 242

Люберецкий 236

Наро-Фоминский 235

Солнечногорский 211

Раменский 208

Химкинский 198

Клинский 191

Коломенский 190

Подольский 187

Чеховский 176

Серпуховской 174

Павлово-Посадский 170

Одинцовский 169

Балашихинский 167

Мытищинский 167

Красногорский 165

Ленинский 105

В среднем по России 209

ческой службы // Экология промышленного производства. - 1994. - № 3.

3. Бройдо Г. Грязный выхлоп. - Вечерняя Москва, 2000 г., 10 марта.

4. Долинин И.В., Преснов Г.В., Иванов А.Б. Новая технология очистки дымовых газов в Мосэнерго // Известия Академии Промышленной Экологии. - 2000. - №1.

5. Дронин Н., Магин Е., Мотовилова М. Рейтинг экологической безопасности Московского региона. - Известия, 2000 г., 14 апреля.

6. Исаева Л.К., Власов А.Г. Вклад пожаров твердых бытовых отходов в состояние экологической обстановки Москвы // Экология промышленного производства. - 1995. - №1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Кожухов Н.И., Маслий Б.П. Лесной сектор экономики - на пути в XXI век. - М.: МГУЛ, 1999 г.

8. Лелеков В.И. К вопросу о радиоэкологической обстановке в г. Москве // Известия Академии Промышленной Экологии. - 1998. - №3.

9. Отчет Госкомэкологии 1997 г.

10. Славина И. Автомобиль не роскошь, а средство отравления, - Общая газета, 2000г., 17-23 февраля, № 7(341).

11. Шинкина В.В. Современное состояние рынка

экологических услуг: Сборник трудов между-

народной научно-практической конференции в честь 70-летия Брянской государственной инженерно-технологической академии «Экономические проблемы России на пороге 21-го века». -Брянск, БГИТА, 2000.

В.Ф'Русмшв

основы

МЕНЕДЖМЕНТА

Текан лекций

Курс лекций предназначен для студентов, менеджеров, предпринимателей, руководителей разных уровней управления, которые хотят познакомиться с основными понятиями классического менеджмента.

В лекциях рассмотрена эволюция управленческой мысли, основные качества менеджера, которыми он должен обладать, и способы выработки этих качеств.

Представлены цели и задачи

менеджмента: процесс управления; управление, направленное на успех; ситуаци-онньй способ решения проблем с изучением внешней и внутренней среды организации; создание фирмы, ориентированной на потребителя; стратегии коммуникаций.

Рассмотрены основные функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль, а также типы власти и стили управления, основные теории лидерства, управление конфликтами, современная система управления трудовыми ресурсами, корпоративная культура с системой ценностей и этических норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.