Научная статья на тему 'Проблемы формирования гражданской культуры в современной Анголе'

Проблемы формирования гражданской культуры в современной Анголе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
107
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГОЛА / ANGOLA / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / POLITICAL CULTURE / РЕФОРМЫ / REFORMS / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ / FACTORS OF CIVIC CULTURE FORMATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Катугойко Мбенза Куйула Бернардо

Исследуются факторы, влияющие на формирование гражданской культуры в Анголе. В частности, рассматривается уровень образования граждан Анголы и роль интеллигенции в данном процессе. Резюмируется, что формирование гражданской культуры в Анголе это длительный и неоднозначный процесс, требующий создания надлежащих «координационных механизмов», которые помогут ускорить этот процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of the formation of civic culture in Angola

The author of this article examines factors which influence the formation of civic culture in Angola. He argues that an important role belongs to the level of the education of civil society and intellectuals participated in the process. The author deals with problems encountered in the development of the civil society in Angola and in many developing countries, and concludes that the formation of civic culture in Angola is a long and controversial process which requires proper "coordination mechanisms" to accelerate it.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования гражданской культуры в современной Анголе»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 18 (309). История. Вып. 56. С. 62-66.

М. K. Б. Катугойко

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ АНГОЛЕ

Исследуются факторы, влияющие на формирование гражданской культуры в Анголе. В частности, рассматривается уровень образования граждан Анголы и роль интеллигенции в данном процессе. Резюмируется, что формирование гражданской культуры в Анголе - это длительный и неоднозначный процесс, требующий создания надлежащих «координационных механизмов», которые помогут ускорить этот процесс.

Ключевые слова: Ангола, гражданское общество, политическая культура, реформы, факторы формирования гражданской культуры.

Политическая культура гражданского общества - это система общественных ценностей и базовых представлений, складывающихся в культурную парадигму гражданского общества, которое задает устойчивые нормы деятельности и взаимоотношений членов и которая объективируется в мотивах, традициях, символике, ритуалах, мифах и выражается в общей идеологии ГО как политического института и его официально декларируемой миссии.

Опора на гражданскую культуру политического участия, максимальный учет ее особенностей выступают важным фактором обеспечения управленческой деятельности организаций гражданского общества (ОГО) и возможности позитивных политических изменений. Без этого невозможно эффективное стратегическое управление развивающимся государством, поскольку оно также тесно связано с такими составляющими национальной политической культуры, как миссия, долгосрочные руководства к действию, ценности и нормы, определяющие функционирование политической системы в масштабах всей страны.

Характерные мотивы политического участия и механизм формирования и функционирования политического сознания непосредственно связаны с особенностями психики человека как биосоциального существа: во-первых, как представителя вида homo sapiens, а во-вторых, как члена конкретного сообщества, которое имеет свою специфическую, запечатленную на уровне архетипов историю: племени, этноса, нации, расы, страны. Социально-экономические и политические реформы в Анголе, вызванные колониальным прошлым и кардинальной сменой политической доктрины, потребовали коренного пересмотра приоритетов, определения

новых парадигм общественного развития. Подобная «смена курса» всегда сопровождается экономическими, социальными, психологическими потрясениями для большинства населения. Факторы и мотивы формирования политического участия и вообще политических предпочтений при этом могут быть подвержены динамичным изменениям.

Результаты исследований и выдвинутые на их основе теории показали, что основными факторами, влияющими на процессы в гражданском обществе, являются уровень образования, социальный статус и принадлежность к институционализированным организациям гражданского общества. Наиболее заметна роль образования, которое выступает важнейшим фактором вхождения гражданина в элитарные или статусные группы общества, является условием социальной мобильности, обеспечивая доступ к политической информации и участию в деятельности институтов и организаций гражданского общества. В африканских обществах менее выражено влияние социоэкономического статуса, а соответственно, и роль среднего класса в политических процессах. Политическая активность и включенность граждан в политику определяются личными предпочтениями или принадлежностью к институционализированным структурам гражданского общества, что является подтверждением положений теории о том, «что институциональная принадлежность выступает необходимым и важным условием политической активности, независимо от индивидуального социоэкономиче-ского статуса»1. Тем не менее, специалисты в области африканистики указывают на «укрепление тенденций формирования в африканских странах среднего класса как значимого

фактора, способного контролировать использование ресурсов политической власти государством, которое должно отвечать требованиям граждан по использованию имеющихся ресурсов»2.

Значительное место в африканском обществе занимает региональный фактор и связанное с ним разделение страны на сельскохозяйственные и промышленные, в данном случае городские районы проживания. Специфика соотношения фактора этничности и регионального фактора, связанного в первую очередь с урбанизацией, способствовала активизации в формирующемся гражданском обществе африканских стран ассоциаций мигрантов из сельскохозяйственных районов, объединявшихся на основе общей потребности в адаптации к современным институтам и социальным ролям с опорой на крепкие этнические связи.

Гражданское общество в Анголе по-прежнему базируется на интеллигенции, которая пытается исполнять достаточно широкий круг обязанностей. Но, как и прежде, организации гражданского общества не имеют прочной, надежной долгосрочной ресурсной базы, которая позволила бы им принимать долгосрочные программы, а не краткосрочные проекты.

Несмотря на такие недостатки в этом движении, на давление и запугивание со стороны правительства, инициативы гражданских организаций позволили контролировать его деятельность в ряде областей.

Проблемы, возникшие при формировании гражданского общества в Анголе, характерны для многих развивающихся стран. Выделим наиболее значимые из них.

Проблема легитимности

Существует мнение, что идеи «гражданского общества» разделяют многие жители Анголы - не только в Народном движении за освобождение Анголы (МПЛА) и среди богатых и могущественных людей, но и некоторые журналисты, ученые, интеллигенция, государственные служащие и другие.

В национальном опросе общественного мнения в 2006 г., респондентам был задан вопрос, как они считают, кто мог бы решить социальные и экономические проблемы. Только 11 % выбрали неправительственные организации: эти организации занимали шестое место после полиции, муниципальных администраторов, традиционной власти, церкви, а также губернаторов. В ответах на вопрос,

какие организации «самые надежные» для решения проблем, неправительственные организации занимали 11-е место, причем только 7 % людей упомянуло их3.

Еще одна проблема заключается в том, что люди, которые действительно бедны, часто слишком заняты более прозаическими вопросами и не имеют времени и сил для участия в коллективных действиях. (Исключением является ситуация, когда местное население реагирует на неотложные проблемы, затрагивающие их непосредственно, как например, в Боа Виста, когда община организовала противостояние выселению из своих домов, и это противостояние было весьма успешным).

Проблема координации. В одном из интервью отмечается: «В настоящее время есть пространство для действий и больше возможностей для влияния, но мы не можем это осуществить, потому что необходима координация этих возможностей»4.

Приведем один пример. Национальный совет охраны детства - ^N0, орган возглавляемый Министерством социального обеспечения (МИНАРС) и созданный (апрель 2007 г. (Указ 20/07) для координации различных организаций, занимающихся ангольскими детьми. В этом консультативном органе 18 официальных мест (4 для молодежных групп, 6 для неправительственных организаций (далее - НПО), 4 для религиозных организаций так далее). НПО избрали своих представителей, но это представители организаций, ориентированных на Луанду, которые не учитывают национальные интересы. Более того, законодательство, которое создало Национальный совет охраны детства, допускает избрание представителей НПО только в присутствии представителей Министерства юстиции и Министерства социального обеспечения - для «отслеживания» этого процесса. Кроме того, в настоящее время отсутствует координация между различными подгруппами внутри Министерства социального обеспечения (СКС). Более эффективной координации препятствуют:

- отсутствие опыта и понимания важности координации позиций в консультативных органах. Координационные органы НПО имеют ограниченный руководящий потенциал и не в полной мере представляют гражданское общество;

- разобщенность гражданского общества, и ключевой причиной которого является политика.

Активный контроль гражданского общества правительством Анголы. «Правительство Анголы явно стремится к контролю над неправительственными организациями. Властные структуры используют различные инструменты в этой области. Наглядным примером этого является законодательство об общественных объединениях»5. ОГО, желающие зарегистрироваться в качестве общественной организации, имеют право подать заявление на государственное финансирование, что обеспечивало бы стабильность их работы. Но необходимо заметить, что регистрация - это длительный процесс, предусматривающий утверждение ее на уровне Совета министров. Также ОГО должны четко следовать государственным указаниям. В реальности НПО не имеют официального статуса и для этого есть причины: во-первых, чтобы сохранить свою независимость; во-вторых, необходимо отметить, что регистрация - это сложный бюрократический процесс.

Другими механизмами давления являются репрессии, запреты или угрозы, которые использует правительство как в отношении ангольских организаций, так и в отношении иностранных ОГО. Например, объявлено вне закона движение (Mpalabanda) провинции Кабинда. Кроме того, в июле 2007 г. директор правительственной Технической группы по координации гуманитарной помощи (UTCA) объявил в СМИ, что якобы некоторые ангольские и иностранные группы (в частности, Ассоциация юристов за мир и демократию (AJPD), SOS Хабитат, Ассоциация «Свободная рука», организация Открытого общества - Ангола, Национальный демократический институт, Международный республиканский институт) не были полностью легализованы и мобилизовали людей против правительственных мер. Организации, основателями которых являются оппозиционные политические партии, были также обвинены в том, что использовали борьбу за права человека в качестве прикрытия , нарушений закона и «неподчинения» правительству6. Эти организации находятся под угрозой возможного прокурорского расследования или изгнания.

Другой метод борьбы с ОГО - это так называемый метод разбавления. Он заключается в том, что правительство Анголы основывает организации, которые представляются как организации гражданского общества, но находятся под эффективным контролем

правительства. Как полагает один интервьюируемый, «со стороны властей существует попытка создания «организованного гражданского общества», которое выступало бы в качестве противовеса тем организациям, которые они не контролируют и которых они считают «неорганизованными».Фонды этих НПО полны денег - никто не знает, откуда они берутся. Идея заключается в том, чтобы быть «современными» и консультироваться с гражданским обществом, но рассчитывать на такое гражданское общество, которое не ставит под сомнение действия власти и не бросает ей вызов7. Фонд Эдуарду душ Сантуша (FESA), основанный в 1996 г., является, пожалуй, наиболее известной из этих организаций. Другие подобные организации - Фонд «Lwini» и Дом Солидарности.

Гражданское общество слишком медленно реагирует на запросы правительства в плане быстрого анализа тех или иных документов правительства или внесения проекта предложений по пересмотру законодательства и так далее. Эта медлительность связана с отсутствием профессиональных кадров в НПО, где заработная плата гораздо ниже, чем на государственных должностях, и поэтому наблюдается отток специалистов из ОГО. Например, в мае 2006 г. правительство Анголы привлекло организации гражданского общества к работе над проектом по пересмотру законодательства. ОГО должны были представить свои замечания в течение трех месяцев, но у ОГО на эту работу ушел целый год. Они объяснили этот факт таким образом: «Это была техническая часть работы, и мы не знали, как это сделать»8.

Организации гражданского общества не имеют надлежащих координационных механизмов, чтобы помочь ускорить процесс.

Увлечение модными идеями. Партнеры по развитию иногда пробуют проводить модные идеи, но они не стремятся проанализировать их последствия. Активист Ангольского гражданского общества объяснил это так: «иностранные партнеры часто хотят решить вопросы в один момент, без адаптации к местной реальности, и потом оставляют проблему, когда она уже не в моде, не обращая внимания на последствия, которые это может иметь для гражданского общества. У иностранных партнеров нет стратегических планов формирования гражданского общества. Они часто используют гражданское обще-

ство как инструмент для достижения своих собственных целей»8.

Необходимо также заметить, что в странах, которые прошли процесс колонизации и авторитаризма, отсутствует культура диалога между гражданами и властями.

Португальский режим был органом репрессий и в метрополии, и в ее колониях. В колониальном контексте участие гражданского общества в политических процессах преследовалось авторитарным режимом, что препятствовало любой попытке участия населения в политической жизни.

Еще в середине XIX в. начинается история ангольского ассоциативного движения, когда появились культурные ассоциации и кооперативное движение. В прессе (которая имела влияние на колониальную элиту в Анголе в конце девятнадцатого века), начала появляться критика колониальной администрации, осуждались злоупотребления, принудительный труд, а также тяжелые условия работы. Эти сообщения ангольских газет были услышаны не только в Анголе, но и в Лиссабоне, (что говорит об идентичности ангольских элит). Последние тенденции в развитии ангольского гражданского общества - это «возрождение» ассоциаций, их самостоятельности, их законности и их роли в обществе.

После обретения независимости (1975), провозглашение национального государства в постколониальной Африке означало принятие моральной практики и политики колониальной администрации9. В этом состоит особенность Анголы: гражданское общество после обретения независимости сохранило особенности колониального португальского периода, особенно в том, что касается авторитаризма.

Что касается деятельности «гражданского общества» во времена однопартийной системы в Анголе (период после обретения независимости, 1975-1991 гг.), то мы видим, в основном, массу организаций, созданных правительством МПЛА (Народное движение за освобождение Анголы): Организация ангольских женщин, Национальный союз трудящихся Анголы (ЮНТА) - псевдопредставителей «гражданского общества».

Немаловажную роль в процессе становления гражданского общества сыграла война, которая в первые два десятилетия после обретения независимости тормозила развитие автономных организаций, работа-

ющих в Анголе. Попытка поддержать гражданское общество была подавлена войной. Делегитимация государственной власти в этот период негативно сказалась на институтах гражданского общества. Усилились вооруженные группировки тоталитарного характера, которые, в свою очередь, дали новый импульс для репрессий государственной машине. Эти особенности политической истории Анголы сильно повлияли на способность ангольцев создавать организации и выступать публично10. Попытка государственного переворота в мае 1977 г. также имела негативные последствия для развития гражданского общества в Анголе11.

Последствия долгих лет войны способствовали возникновению в обществе своего рода «культуры насилия и страха», которая выражалась в отсутствии контроля за действиями властей.

Значительные изменения произошли с переходом Республики Анголы к многопартийной политической системе и уходом от плановой экономики в 1991 г. Переход к многопартийной демократической законности принес огромные изменения в законодательство страны, были приняты важные законы, в частности, такие как Закон об ассоциациях (их независимого от государства функционирования), Закон о политических партиях, Закон о праве на забастовку, Закон о свободе печати. Уже в 1994 г., через три года после рождения Республики Анголы, ангольский общественный деятель Фернандо Пачеко заявил, что уже есть гражданское общество в стране «как выражение социальных и экономических сил, которые уже продемонстрировали способность обеспечить, по крайней мере, условия для выживания граждан и об-щества»12.

Таким образом, у Пачеко не было сомнений, что существует подтверждение существования ангольского гражданского общества.

Гражданское общество в Анголе развивается в условиях становления демократии. Гражданское общество существует и функционирует в диалектическом противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно тесно соприкасается и взаимодействует с государством, при авторитарном и тоталитарном режимах пребывает в пассивной или активной оппозиции к государству. По поводу работы нынешних

организаций гражданского общества хотелось бы заметить следующее: нынешнее законодательство не требует у ОГО представления отчетности о своей деятельности. Нет прозрачности в использовании донорских ресурсов, а это привело к тому, что гуманитарные фонды чрезвычайного периода иссякли. Сегодня нарастает тенденция сокращения фондов финансирования ОГО/ НПО, так как часть средств перечисляется напрямую в государственные организации.

У ангольских организаций гражданского общества мало опыта по сбору средств, а зарубежные коллеги не спешат делиться опытом, к тому же они часто прибегают к нечестной конкуренции, концентрируя внимание ангольских организаций на мониторинге общественного мнения и на других менее важных проблемах, не подпуская, таким образом, ОГО к мощным донорам.

Потребность взглянуть на процессы формирования причин политического участия в Анголе как важнейшей составляющей ее политической культуры неизбежно выводит нас на проблему востребованности гражданского общества. Более того, формальная политология не всегда может найти ответ на многие вопросы, касающиеся сути происходящих процессов. С одной стороны, за последние шесть-семь лет мы видим, что вроде бы закончился переходный период: возникла достаточно устойчивая целостность политических структур. Во многих исследованиях прослеживается мысль, что в Анголе постепенно формируются стабильные политические ценности. Однако когда начинаются описания эти базовых ценностей, возникает проблема - все они мало к чему людей мотивируют и значительный сектор гражданского общества остается «нераспаханным». Общество остается разрозненным несмотря на то, что гражданская война закончилась и произошла ценностная унификация.

Процесс формирования культуры политического участия в Анголе является неоднородным и динамичным явлением, развивающимся вместе со своими субъектами. Политические предпочтения характеризуется, прежде всего, эмоциональным восприятием политической жизни, противоречивым многообразием политических интересов и поведения, политической неразборчивостью, высоким уровнем внушаемости, эклектичностью, то есть механическим соединением

разнородных политических взглядов, теорий и идейных направлений.

В современной Анголе продолжается этап, характеризующийся идущими изменениями в системе политических предпочтений, связанный с трансформацией ценностных ориентаций. В целом существующие концептуальные подходы различаются степенью активности, которую они признают за индивидом в процессе формирования политического участия, одни акцентируют внимание на влиянии внешних факторов, другие - внутренних, личностных. Мы полагаем, что при их несомненном синтезе в целом при анализе причин активности гражданского общества в Анголе преобладают политические - внешние - факторы.

Примечания

1 См.: Лукин, В. Н. Гражданское общество и политическая консолидация // Credo. 2005. № 1.

2 См., например: Markovitz, I. L. Introduction: Continuities in the Study of Power and Klass in А£псам// Studies in Power and Klass in Africa / I. L. Markovitz Ed. N.-Y., 1987. P. 3-19.

3 Civil Society. Final Report. - UK Department for International Development, 2008. P. 8.

4 Civil Society. Final Report. - UK Department for International Development, 2008. P. 12.

5 Andresen Guimaraes, F. The Origins of the Angola Civil War: Foreign Intervention and Domestic Political Conflict. Basingstoke, Palgrave, 2001. P. 145.

6 Civil Society. Final Report. - UK Department for International Development, 2008. P. 14.

7 Civil Society. Final Report. - UK Department for International Development, 2008. P. 16.

8 Civil Society. Final Report. - UK Department for International Development, 2008. P. 18.

9 Davidson, Basil. Angola nocentro do furacao. Lisboa, 1974. P. 161.

10 Comerford, Michael G. The peaceful face of Angola: Biography of a peace process (1991 to 2002). Windhoek, 2005. P. 93.

11 См.: Goncalves, Jose. O descontinuo proces-so de desenvolvimento democratico em Angola. Centro de Estudos Africanos. Lisboa, 2004.

12 Rodrigo de Souza Pain. A centralizacaopoliti-ca e o autoritarismoem Angola [Электронный ресурс]. URL: http://www.historica.arquivoes-tado.sp.gov.br.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.