Научная статья на тему 'Проблемы формирования экономической политики России в области инвестиционной безопасности государства'

Проблемы формирования экономической политики России в области инвестиционной безопасности государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
346
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
законодательная база / инвестиционный бюджет / инвестиция / экономическая безопасность / экономическая политика / legislative base / investment budget / investment / economic safety / economic policy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полихраниди Юрий Дмитриевич

Статья посвящена проблеме формирования экономической политики в области инвестиционной безопасности государства. В статье проанализирована законодательная база Российской Федерации в области регулирования инвестиционных процессов, представлен опыт правового регулирования инвестиций зарубежных стран, а также возможный путь развития государства на основе создания «инвестиционного бюджета».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of economic policy forming in the sphere of investment safety of the state. The legislative base of the Russian Federation in the field of investment processes regulation is analysed. The author presents the experience of legal regulation of foreign countries" investments and also a possible way of the state development based on the creation of an investment budget.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования экономической политики России в области инвестиционной безопасности государства»

Ю. Д. Полихраниди

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В ОБЛАСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Работа представлена кафедрой теоретической экономики Кубанского государственного университета.

Научный руководитель - кандидат экономических наук, доцент Е. Л. Кузнецова

Статья посвящена проблеме формирования экономической политики в области инвестиционной безопасности государства. В статье проанализирована законодательная база Российской Федерации в области регулирования инвестиционных процессов, представлен опыт правового регулирования инвестиций зарубежных стран, а также возможный путь развития государства на основе создания «инвестиционного бюджета».

Ключевые слова: законодательная база, инвестиционный бюджет, инвестиция, экономическая безопасность, экономическая политика.

Yu. Polikhranidi

PROBLEMS OF RUSSIA'S ECONOMIC POLICY FORMING IN THE SPHERE

OF STATE INVESTMENT SAFETY

The article is devoted to the problem of economic policy forming in the sphere of investment safety of the state. The legislative base of the Russian Federation in the field of investment processes regulation is analysed. The author presents the experience of legal regulation offoreign countries' investments and also a possible way of the state development based on the creation of an "investment budget".

Key words: legislative base, investment budget, investment, economic safety, economic policy.

Инвестиции - основа экономического роста и развития государства. Однако двойственный характер инвестиционных процессов - проблема, имеющая весьма актуальный характер в настоящее время для Российской Федерации.

С одной стороны, невозможно отрицать необходимость инвестиционных вливаний в национальную экономику, как внутренних так и извне, для получения мультипликативного эффекта и более того постоянного увеличения объемов данных инвестиционных потоков.

С другой - для большинства уже не является секретом тот факт, что для стабильного развития экономики государства важна не только количественная, но и качественная характеристика инвестиционных вложений.

Именно качественная нагрузка и содержание финансовых вложений может вызвать возникновение угроз национальной безопасности государства в глобальных масштабах.

Представляется, что оборотная, отрицательная сторона инвестиций, несмотря на достижение положительного эффекта в кратко- и среднесрочном периоде, в будущем вызовет неминуемый регресс [4, с. 45].

Данное предположение основано на ряде бесспорных фактов, одним из которых является набирающее темпы международное разделение труда и основанная на нем инвестиционная политика, в первую очередь иностранных инвесторов. Именно эти факторы во многом и диктуют развитым иностранным государствам необходимость переориентации все большей доли базовых отраслей

промышленности на высокотехнологичные отрасли, в которых наблюдается получение наибольшей прибыли.

В случае Российской Федерации инвесторы предпочитают вкладывать финансовые средства в высокодоходные в краткосрочном периоде отрасли экономики, которые зачастую являются ресурсоемкими, энергоемкими, с высокой нагрузкой на экологию. Данное направление инвестирования средств является объективной необходимостью для инвесторов ввиду обозначенных выше факторов, таких как международное разделение труда и вытекающая из него инвестиционная политика.

Схема построения системы направления инвестиционных потоков в отрасли, развитие которых отвечает стратегическим интересам государства, - процесс многогранный.

Практика общественного развития в целом, и экономической сферы в частности, демонстрирует объективный процесс - возникают новые потребности, новые условия, в которых формируются и развиваются новые виды деятельности, и соответствующие им связи, отношения. Общество и государство заинтересованы в придании им определенной упорядоченности, нормативного характера, т. е. в их институализации.

Предметом нашего исследования выступает система социально-экономических отношений, свойственных и органично присутствующих в инвестиционной деятельности с точки зрения поддержания экономической безопасности государства. Упорядочение этой деятельности со стороны государства привело к необходимости разработки и издания нормативных документов, регулирующих как внутренние, так и внешние потоки инвестиций.

В настоящее время правовое обеспечение инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляется на основе следующего перечня законодательных документов:

• Об инвестиционной деятельности в РСФСР. Закон РСФСР от 26.06.1991 (ред. от 30.12.2008) № 1488-1.

• Об иностранных инвестициях в РСФСР. Закон РСФСР от 04.07.1991 (ред. от 10.02.1999) №1545-1 - утратил силу.

• Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений. Федеральный закон от 25.02.1999 (ред. от 24.07.2007) № 39-ФЗ.

• О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Федеральный закон от 05.03.1999 (ред. от 09.12.2005) № 46-ФЗ.

• Об иностранных инвестициях в Российской Федерации. Федеральный закон от 09.07.1999 (ред. от 29.04.2008) № 160-ФЗ.

• Об инвестиционных фондах. Федеральный Закон от 29.11.2001 (ред. от 23.07.2008) № 156-ФЗ.

• Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Российской Федерации. Постановление правительства от 01.03.2008 (ред. от 29.12.2008) № 134

• О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу. Постановление правительства от 31.03.1998 (ред. от 13.10.1999) № 374.

• Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств бюджета развития Российской Федерации и положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития Российской Федерации. Постановление правительства от 22.11.1997 (ред. от 03.09.1998) № 1470.

• О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации. Постановление правительства от 13.10.1995 (ред. от 27.12.1995) № 1016.

Анализируя инвестиционное законодательство Российской Федерации с момента принятия в 1991 г. законов, можно сделать вывод о двоякой направленности его развития. Первое направление связано с административными методами регулирования, второе - с развитием рынка инвестиций.

Следующим шагом в развитии российского инвестиционного законодательства стало принятие в 1999 г. новых законов, ко-

торые содержат довольно значительные изменения, по сравнению с действовавшими ранее. Однако нельзя сказать, что принятые в 1999 г. законы идеальны, в них по-прежнему много недостатков.

Во многом именно слабость правого аспекта, с одной стороны, препятствует созданию благоприятной инвестиционной конъюнктуры, а с другой - объясняет отсутствие законодательно закрепленных условий контроля над характером инвестиционной активности.

В этом плане инвестиционное законодательство Российской Федерации нуждается в переработке, корректировке и, возможно, аккумуляции мирового опыта, накопленного иностранными государствами, для обеспечения инвестиционной и экономической безопасности, государства, создания благоприятной и конкурентоспособной инвестиционной среды.

Существующее российское инвестиционное законодательство направлено на привлечение иностранного капитала и создание благоприятного инвестиционного климата, однако оно не отвечает этому своему основному назначению. Также оно не соответствует потребностям складывающейся новой рыночной конъюнктуры и, соответственно, не способно предотвратить угрозы экономической безопасности государства.

Анализ законодательства развитых стран в этой области позволяет выявить характерный пример, иллюстрирующий типичное различие в уровне развития системы обеспечения национальной безопасности и разработке проблем, связанных с развитием экономики под влиянием инвестиционных процессов, между ведущими государствами и странами, находящимися на более низком уровне развития. Таким примером служит законодательство США. Существует так называемая поправка Эксона-Флорио, которая дала Комитету по иностранным инвестициям Соединенных Штатов полномочия для вмешательства в процессы продажи иностранным партнерам американских компаний в тех случаях, когда это может угрожать интересам национальной безопасности [1, с. 18].

С 1979 г. все иностранные инвесторы предоставляют отчет о своей деятельности, создании новых и приобретении доли в уже существующих предприятиях в США. В дальнейшем в законодательстве США с 1989 г. стало предусматриваться право президента страны на запрет любого рода иностранных инвестиций в экономику государства, если таковые могут создать угрозу национальной безопасности. Данный шаг был сделан для того, чтобы помешать иностранным владельцам капитала, в частности японцам, приобрести контроль над ведущими американскими компаниями, занимающимися разработками в области высоких технологий. В 2007 г. был одобрен проект «реформы иностранных инвестиций в целях национальной безопасности и укрепления прозрачности» [3, с. 4].

Развитые государства Европы в основном не имеют специальных законов, регламентирующих приток иностранных инвестиций. На них распространяются правовые нормы общего законодательства. Как правило, не существует запретов на ввоз иностранного капитала. Но законодатель этих стран предусмотрел не столько прямые ограничения для притока иностранных инвестиций, сколько продумал и успешно применяет действенные меры косвенного воздействия и контроля со стороны государства.

Среди элементов регулирующего механизма западноевропейских стран выделяют:

1) специальные законы, устанавливающие порядок ввоза и функционирования прямых иностранных инвестиций, контроль за ними со стороны центральных и местных властей;

2) органы, которые осуществляют контроль за иностранными инвестициями;

3) валютный контроль;

4) система и правила отчетности иностранных инвесторов;

5) правовая защита иностранных инвестиций.

В последние годы в западной Европе наблюдается тенденция к усложнению регулирования процесса притока иностранных инвестиций, привлечение и их использование становится все более дифференцированным.

Наиболее строгим режимом по отношению к иностранному капиталу отличается Франция; наиболее либеральным - Германия.

Практически все страны конкурируют между собой за привлечение иностранного капитала и вводят ограничения и законодательно определяющие отрасли, куда доступ зарубежным инвестициям закрыт, ограничен, разрешен или поощрен.

Геополитические особенности Российской Федерации - фактор, который следует использовать для улучшения нормативно-правовой базы в области инвестирования. Очевидно, что в разных регионах законодательные нормы, касающиеся приоритетных отраслей экономики, будут различны. На федеральном уровне следует разрабатывать принципиальные основы инвестиционной политики развития приоритетных отраслей экономики национальной экономики в целом, постановка глобальных проблем. И детализировать на уровне субъектов федерации, опираясь на региональные особенности.

В широком плане задача заключается в том, чтобы вписать инвестиционное законодательство России в общую эффективную систему рыночных отношений, направленных прежде всего на создание сбалансированного национального хозяйства.

Будет ли этого достаточно? Во-первых, как показывает практика, не только в Российской Федерации, но и в странах с развитой экономикой не существует идеальных правовых норм. Во-вторых, не следует надеяться только на законодательную базу, если не продуман и не сформирован механизм реализации принятых нормативных документов.

Возможным выходом является создание «государственного инвестиционного фонда» или как еще называют этот инструмент экономической политики «бюджета развития».

Бюджетные инвестиции, даже несмотря на относительную скромность их доли в общем объеме инвестиционного потока, позволят государству, финансируя приоритетные отрасли национального хозяйства, успешно сформировать очаги экономического роста, стимулировать мультипликативный эффект в

смежных отраслях и тем самым увеличить совокупный спрос.

Как следствие, происходит общее нарастание денежной массы и предположительно вытекающая активизация инвестиционных потоков в экономике. Средства, направляемые на капитальные вложения, концентрируются в «инвестиционном бюджете государства», где происходит аккумулирование средств, используемых для стимулирования роста важнейших отраслей экономики. Возможно, роль «фонда аккумуляции средств» может выполнить стабилизационный фонд. Идеи использования его ресурсов неоднократно обосновывались, однако если и рассматривались, то на практике не реализовывались.

Объемы бюджетных средств, которые государство может выделять для финансирования «инвестиционного бюджета», определят спектр отраслей и их долю в бюджете.

Основную часть бюджетных инвестиций следует направлять в те общественно значимые отрасли, коммерческий потенциал которых невысок. Это позволит сосредоточить рыночные стимулы и механизмы инвестиционного процесса на развитии реального сектора экономики.

Примечателен в этом плане опыт развивающегося Китая. Специфика состоит в том, что «государственные инвестиции» в этой стране суть не только и даже не столько собственно «госбюджетные» (как было, например, в СССР), а инвестиции из разнообразных государственных внебюджетных фондов (включая средства министерств, ведомств, специализированных фондов развития), за счет кредитов госбанков, средств госпредприятий центрального и местного подчинения, а также многочисленных государственных акционерных компаний. Оставаясь в зоне государственного контроля, эти средства составляют сегодня около 60% валовых инвестиций в КНР [2, с. 5].

Будет ли реализована данная стратегия на практике, каковы будут результаты в случае воплощения ее в жизнь, в каком отношении к запланированному повлияет она на изменение курса развития экономики -

сказать на данном этапе не представляется возможным. Однако стоить заметить, что назревшая уже давно ситуация необходимости смены курса инвестиционной поли-

тики государства - положение, при котором лучше предотвратить угрозы нежели в будущем столкнуться с масштабным кризисом национальной экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воеводин А. Иностранный капитал высекут и отфильтруют // Экономика и время. 2006. № 13.

2. Новоселова Л. О реализации инвестиционной составляющей стратегии экономического роста в КНР // Российский экономический журнал. 2006. № 4.

3. Портякова Н, Бутрин Д. США лишают терроризм свободы слияний и поглощений. Слияния и поглощения. URL: http://www.ma-journal.ru/monitor/12603/

4. ФедоровЮ. Критический вызов России // Pro et Contra. 1999. № 4.

REFERENCES

1. Voyevodin A. Inostranny kapital vysekut i otfil'truyut // Ekonomika i vremya. 2006. N 13.

2. Novoselova L. O realizatsii investitsionnoy sostavlyayushchey strategii ekonomicheskogo rosta v KNR // Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal. 2006. N 4.

3. Portyakova N., Butrin D. SShA lishayut terrorizm svobody sliyaniy i pogloshcheniy. Sliyaniya i pogloshcheniya. URL: http://www.ma-journal.ru/monitor/12603/

4. Fedorov Yu. Kriticheskiy vyzov Rossii // Pro et Contra. 1999. N 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.