Научная статья на тему 'Направления и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности промышленных предприятий'

Направления и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1523
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осьмак Виктория Васильевна

В статье представлена взаимосвязь государственного инвестирования в основополагающий сектор экономики России – промышленное предприятие (ПП), как объект экономической и национальной безопасности государства, ключевые направления сохранения экономической устойчивости производства отечественной продукции, определены подходы и первоочередные меры для улучшения инвестиционного климата; представлены формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности ПП, пути регулирующего воздействия государства на инвестиционный процесс в условиях рыночных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Directions and methods of state regulation of investment activity of the industrial enterprises

In article the interrelation of the state investment in fundamental sector of economy of Russia – the industrial enterprise (software) as object of economic and national safety of the state, the key directions of preservation of economic stability of production of a domestic production, are defined approaches and prime measures for improvement of investment climate is presented; forms and methods of state regulation of investment activity of software, a way of regulating influence of the state on investment process in the conditions of the market relations are presented.

Текст научной работы на тему «Направления и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности промышленных предприятий»

15.11. НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Осьмак Виктория Васильевна, аспирантка НОУ ВПО «Московсикй институт предпринимательства и права»

oamaslennikova@mail.ru

Аннотация: в статье представлена взаимосвязь

государственного инвестирования в основополагающий сектор экономики России - промышленное предприятие (ПП), как объект экономической и национальной безопасности государства, ключевые направления сохранения экономической устойчивости производства отечественной продукции, определены подходы и первоочередные меры для улучшения инвестиционного климата; представлены формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности ПП, пути регулирующего воздействия государства на инвестиционный процесс в условиях рыночных отношений.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность,

государственное регулирование, рыночная экономика, механизмы регулирования.

DIRECTIONS AND METHODS OF STATE REGULATION OF INVESTMENT ACTIVITY OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISES

Osmak Victoria Vasilyevna, graduate student of NOU VPO «Moskovsiky business and right institute»

oamaslennikova@mail.ru

Annotation: in article the interrelation of the state investment in fundamental sector of economy of Russia - the industrial enterprise (software) as object of economic and national safety of the state, the key directions of preservation of economic stability of production of a domestic production, are defined approaches and prime measures for improvement of investment climate is presented; forms and methods of state regulation of investment activity of software, a way of regulating influence of the state on investment process in the conditions of the market relations are presented.

Keywords: investment activity, state regulation, market economy, regulation mechanisms.

Практика показала, что правительства большинства стран мира содействуют развитию производств, отраслей и рынка отечественной продукции. Это определяется важностью производства и, прежде всего, необходимостью обеспечения как экономической, так и национальной безопасности государства. При этом основные причины высокоинтенсивного и эффективного развития промышленного производства в прогрессивных зарубежных странах кроются в уровне и размерах государственных инвестиций в отрасли и сферы деятельности. Протекционистские меры государства, разного рода субсидии, дотации и льготы - все эти меры направлены на сохранение экономической устойчивости производства продукции

промышленными предприятиями (ПП).

Вмешательство государства в деятельность ПП и рынок его продукции всегда противоречиво. На этот счет имеется два полярно противоположных взгляда ученых и практиков: правительству не следует

регулировать производство продукции; производство должно оптимально контролироваться государством.

Придерживаясь второй точки зрения, приведем аргументы в ее обоснование. Во-первых, большинство проблем в деятельности ПП в условиях рынка возникает из-за конкурентной природы производимой продукции ПП, неэластичности спроса на большинство его продуктов, сильной зависимости потребности в продукции от доходов, низкой замещаемости одного вида продукции другим из-за специфики ее практического использования и назначения. Во-вторых, ограниченное количество производителей продукции, географические и экономические условия их развития, удаленность от реальных потребителей продукции не позволяют значительно влиять на спрос продуктов с помощью методов продвижения товара на рынке. В-третьих, предприятия реализуют свои товары через недостаточно совершенную маркетинговую

систему, которая влияет на изменение цены выпускаемой продукции в сторону ее увеличения.

Учитывая ограниченность финансовых

возможностей государства по поддержке инвестиций в промышленное производство, следует определить подходы, способные существенно улучшить инвестиционный климат в производственной сфере деятельности. Прежде всего, это связано с созданием условий по повышению инвестиционной активности в промышленное производство и формированием инвестиционной привлекательности проектов, отраслей и регионов, потребляющих

продукцию ПП. К ним отнесены следующие:

- устойчивая стабилизация и последующее

оживление реального сектора экономики с опорой на конкурентоспособность производимой продукции;

- создание благоприятного налогового режима, способствующего наращиванию производственного капитала;

- осуществление комплекса мер по нормализации платежно-финан-совой дисциплины;

- четкое разграничение сфер ответственности федерального и местного бюджетов;

- дальнейшее последовательное снижение темпов инфляции и реальной банковской процентной ставки до уровня, стимулирующего инвестиции в промышленное производство, как ключевой элемент реального сектора экономики;

- стимулирование инвестиций в промышленное производство за счет развития системы государственных гарантий, предоставляемых частному инвестору по приоритетным для государства направлениям инвестирования;

- повышение эффективности формируемой институциональной среды для инвестиционной деятельности.

На уровне промышленное производство для практической реализации вышеуказанных подходов необходимо определить ряд первоочередных мер, осуществляемых при взаимодействии профильных и смежных министерств и ведомств, государственных и коммерческих организаций, производственных предприятий, ученых и специалистов с учетом зарубежного опыта.

Осьмак В. В.

1. Разработать и принять на уровне Правительства

РФ основные принципы инвестиционной политики производственной сферы, придав при этом документу долгосрочный характер. В его содержании необходимо определить конкретные государственные меры по повышению инвестиционной активности, основные требования к инвестиционным проектам, процедуры их рассмотрения и утверждения (в случаях государственного участия в реализации проектов, особенно инновационного характера), приоритетные направления инвестиций и др. При этом следует учитывать, что в современных условиях государственные инвестиции должны быть направлены в первую очередь на развитие производственной, сбытовой, рыночной

инфраструктуры. Для производственной сферы государственная поддержка должна прежде всего воздействовать на создание условий для привлечения средств государственных корпораций и внебюджетных инвестиций.

2. Для повышения кредитоспособности ПП, как объекта инвестирования, необходимо осуществить инвентаризацию задолженностей ПП сферы производства. Основные долги следует реструктурировать. Реструктуризация при этом должна пройти не шаблонно, а на основе детального анализа причин задолженности, оценки состояния производственных предприятий, бизнес-планов их развития. Без наличия реальных программ выхода предприятий из кризиса после реструктуризации долгов последняя бесполезна. Если на Пп нет профессионалов, способных разумно организовать дело и видящих перспективу, оно должно подлежать административному реформированию с введением кризисного управления. Названные меры существенно оздоровят финансовое состояние ПП, повысят их ликвидность и, как следствие, инвестиционную привлекательность.

3. В органах управления на всех уровнях целесообразно принять решение о льготе для производителей продукции по налогу на прибыль, инвестируемую в модернизацию и расширение производства.

4. С учетом принципа дифференциации освободить ПП, находящиеся в стадии реконструкции или строительства от налога на прибыль и ряда других налогов на период до завершения реализации проекта и полного ввода мощностей.

5. Пересмотреть в сторону снижения нормы таможенных сборов на машины и оборудование, поставляемые по инвестиционным проектам, обеспечивающим расширение и модернизацию производства, в том числе при участии зарубежных партнеров (имея в виду стран ближнего и дальнего зарубежья).

6. Законодательно обеспечить защиту инвестиций от политических и других рисков.

7. Разработать систему мер, стимулирующих российские банки к инвестициям в промышленное производство, включая механизмы гарантий федеральных и региональных бюджетов развития, определенные преференции банкам, инвестирующим ПП.

8. Обеспечить информационную поддержку в средствах массовой информации.

9. Развить систему государственного и коммерческого страхования инвестиций. Разработать механизм совместного государственного и коммерческого страхования инвестиций в промышленное производство.

10. Нормативно закрепить положение о том, что амортизационные отчисления могут использоваться не только по определенному инструкциями назначению, но и в первую очередь на модернизацию производства.

При реализации вышеперечисленных мер существенную роль следует отводить формам и методам государственного регулирования инвестиционной деятельности, которое

предусматривает:

создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем:

- совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

- установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов;

- защиты интересов инвесторов;

- предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

- создания и развития сети информационноаналитических центров, осуществляющих регулярное проведение на основе мониторинга рейтингов субъектов инвестиционной деятельности;

- принятия антимонопольных мер;

- расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

- развития финансового лизинга;

- проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

- создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;

прямое участие государства в инвестиционной деятельности путем:

- разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

- формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета (порядок формирования указанного перечня определяется Правительством Российской Федерации);

- предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;

- размещения на конкурсной основе средств

федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования

инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) законом о бюджете субъекта Российской Федерации, или на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей

части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов. Порядок размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) определяется

Правительством субъектов Российской Федерации, средств бюджетов субъектов Российской Федерации -органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;

- проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- защиты российских ПП от поставок морально и технологически устаревшего, материалоемкого, энергоемкого и наукоемкого оборудования, конструкций и материалов;

- совершенствования действующих, разработки и утверждения современных технико-технологических стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

- вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных объектов, находящихся в государственной собственности.

Для эффективного развития производительных сил необходимо, в первую очередь, обеспечить на государственном уровне формирование

благоприятной рыночной среды, в которой экономика становится восприимчивой к инвестициям и инновациям. У субъектов хозяйствования появляются и расширяются инвестиционные возможности для обновления основного капитала и его наращивания за счет собственных и привлеченных средств, включая и иностранный капитал. Это в значительной степени может быть достигнуто путем внедрения нового, адекватного рыночной системе экономического механизма хозяйствования, учитывающего специфику отраслей и ряда производств.

Наличие воспроизводственного кризиса и медленное становление рыночных отношений обуславливают необходимость усиления роли государства в регулировании инвестиционной деятельности. Несмотря на то, что при переходе к рынку роль государства в экономике сужается, в то же время на основе лишь рыночных принципов невозможно кардинально преобразовать сферу производства. Поэтому разработка инвестиционной политики и ее активное проведение должно оставаться в качестве важнейшего направления государственного регулирования.

В условиях рыночных отношений регулирующее воздействие государства на инвестиционный процесс должно осуществляться путем:

- обеспечения экономически и научно обоснованного ценообразования;

- проведения гибкой кредитной, налоговой, амортизационной политики;

- расширения возможностей лизинга;

- стимулирования предпринимательской

деятельности и предоставления льгот инвесторам, вкладывающим финансовые средства в развитие и модернизацию промышленного производства;

- целевого государственного финансирования;

- выделения приоритетных направлений

инвестирования и капиталовложения.

На региональном уровне и, особенно, на уровне ПП необходимо составлять бизнес-планы, в которых дается обоснование инвестиционной деятельности и источников ее финансирования, а также оценка проектных решений на основе имеющихся и усовершенствованных методов.

В современных условиях сохраняется необходимость, как уже отмечалось ранее, более активного государственного регулирования не только путем применения стимулирующих мер, но и прямого вложения капитала. При этом государственные средства должны направляться, в первую очередь на:

- поддержку малого и среднего бизнеса;

-- восстановление технико-технологического и кадрового потенциала;

- финансирование направлений деятельности, где активность индивидуальных инвесторов будет наименьшей;

- завершение строительства ранее начатых объектов, предусмотренных действующими целевыми программами, укрепление материально-технической базы производственной и инновационной сфер деятельности, а также базы переработки сырья с целью снижения потерь и сохранения его качества;

- создание и модернизацию объектов, обеспечивающих экологическую безопасность производства.

Среди объектов промышленного производства, приоритетных для инвестирования с участием государства, целесообразно выделить следующие:

- производства, ориентированные на выпуск

импортозамещающей продукции, поставки которой были прекращены вследствие нарушения производственно-экономических связей.

Предоставление поддержки обусловлено большим значением данной продукции. При низком уровне рентабельности таких предприятий финансирование должно осуществляться при активном государственном участии;

- предприятия, ориентированные на выпуск конкурентоспособной продукции. Их поддержка связана с необходимостью снижения издержек производства такой продукции по сравнению с уровнем цен, устанавливаемым монопольными структурами;

- производства, на продукцию которых, согласно прогнозным оценкам, длительное время будет сохраняться неснижаемый спрос;

- предприятия, осваивающие выпуск новых видов продукции или продукции более высокого качества;

- производственная и смежная с ней инфраструктура. Использование экономического механизма требуется для преодоления традиционного отставания в ее инвестировании и достижения уровня, требуемого для эффективного функционирования основного производства.

Осьмак В. В.

На нынешнем этапе крайне важно осуществить техническое перевооружение и реконструкцию производственных предприятий и комплексов, а также обновление парка машинами и оборудованием качественно нового поколения, которые должны обеспечить существенный рост производительности труда, экономию топлива и энергии, создать оптимальные условия для производства конкурентоспособной продукции. Только

интенсификация промышленного производства на основе внедрения нововведений в виде новых систем машин, оборудования, запасных частей, прогрессивных технологий позволит выйти на современный уровень производства продукции, а, следовательно, и на более высокий уровень труда, обеспечивающий населению достойный уровень жизни. Важным фактором восстановления реального сектора экономики и стимулирования экономического роста является государственная кредитная политика, которая должна быть логическим продолжением государственной поддержки субъектов хозяйствования.

В условиях сложного финансового положения подавляющего большинства ПП необходимо своевременное и целенаправленное привлечение не только отечественных, но и иностранных инвестиций, чему должно способствовать создание благоприятной и стабильной экономической среды. Для стимулирования внешних инвестиций должны быть внесены существенные коррективы в законодательную и институциональную базу. В частности, следует принять проект Конвенции о защите прав инвестора главами правительств Содружества Независимых Г осударств.

Реализация изложенных направлений на базе сохранившегося потенциала ПП позволит

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

существенно увеличить производство продукции, нарастить экспорт продукции и обеспечить поступление необходимых для его инвестирования валютных средств. В свою очередь, развитие промышленного производства будет способствовать повышению эффективности в отраслях,

взаимодействующих с ПП и потребляющих их продукцию как в России, так и за рубежом.

Список литературы:

1. Abel A. B. (1990) “Asset Prices under Habit Formation and Catching Up with the Joneses”. American Economic Review, 80(2), pp. 38-42.

2. Campbell J. Y., Cochrane J. H. (1999) “By Force of Habit: A Consumption-Based Explanation of Aggregate Stock Market Behavior”. Journal of Political Economy, 107(April), pp. 205-251.

3. Carroll C.D., Overkand J., Weil D.N. (2000) “Saving and Growth with Habit Formation”. American Economic Review, 90(3), pp. 341-55.

4. Chapman D. A. (1998) “Habit Formation and Aggregate Consumption”. Econometrica, 66(5), pp. 1223-30.

5. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - СПб.: Питер, 1998

6. Российский статистический ежегодник, 2003

7. Осьмак В. В. Методические подходы к формированию системы показателей для оценки эффективности инвестиционных проектов // Бизнес в законе №5, 2012, с. 228

8. Осьмак В. В. Маркетинг рынка инвесторов со строгими бюджетными ограничениями // Бизнес в законе №5, 2012, с. 196

Reference list:

1. Abel A. B. (1990) “Asset Prices under Habit Formation and Catching Up with the Joneses”. American Economic Review, 80(2), pp. 38-42.

2. Campbell J. Y., Cochrane J. H. (1999) “By Force of Habit: A Consumption-Based Explanation of Aggregate Stock Market Behavior”. Journal of Political Economy, 107(April), pp. 205-251.

3. Carroll C.D., Overkand J., Weil D.N. (2000) “Saving and Growth with Habit Formation”. American Economic Review, 90(3), pp. 341-55.

4. Chapman D. A. (1998) “Habit Formation and Aggregate Consumption”. Econometrica, 66(5), pp. 1223-30.

5. Kotler F. Marketing management. - SPb.: St. Petersburg, 1998

6. Russian statistical year-book, 2003

РЕЦЕНЗИЯ

на статью ОСЬМАК В. В. «Направления и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности промышленных предприятий»

Переход мировой экономики к постиндустриальной фазе развития производительных сил способствовал привлечению внимания к поиску новых источников инвестирования. Одним из таких вопросов является, несомненно, возможность или даже необходимость участия государства в регулировании инвестиционной деятельности. В этой связи изучение направлений и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности в России представляет как теоретический, так и практический интерес.

Всё это и определило актуальность темы представленной на рецензирование статьи.

В статье рассматривается взаимосвязь государственного инвестирования в основополагающий сектор экономики России - промышленное предприятие (ПП), как объект экономической и национальной безопасности государства, ключевые направления сохранения экономической устойчивости производства отечественной продукции. Изложение материала отличается логичностью и доступностью для понимания. Работа полностью отвечает требованиям ВАК и может быть опубликована в журнале, который включен в рекомендуемый перечень.

Д.э.н., профессор

Родинова Н. П.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.