ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ» СТУДЕНТАМИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
И.В. Гордеева, канд. биол. наук, доцент
Уральский государственный экономический университет
(Россия, г. Екатеринбург)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-11-2-175-177
Аннотация. Статья посвящена анализу некоторых проблем, возникающих в процессе преподавания дисциплины «Экологические основы природопользования» обучающимся системы среднего профессионального образования, для большинства которых данный предмет входит в перечень общеобразовательных, то есть формирующих исключительно общекультурные компетенции. Автором показано, что значительная часть студентов воспринимает в процессе обучения дисциплины экологической направленности исключительно как второстепенные, не имеющие непосредственного отношения к будущей профессиональной деятельности. Преодоление подобного негативного восприятия дисциплины достигается через максимальное вовлечение обучаемого контингента в решение конкретных практических задач, возникающих на пересечении экономики и экологии, а также использование интерактивных образовательных технологий, включая деловые игры.
Ключевые слова: студенты колледжа, экологические дисциплины, внутренняя мотивация, интерактивные технологии обучения, экологическая компетентность.
Обучение экологическим дисциплинам в учреждениях среднего профессионального образования, где данный предмет не является профилирующим, сопряжено с целым рядом проблем, обусловленных как общими требованиями к организации учебного процесса, так спецификой конкретного учебного заведения. Во-первых, в условиях сокращения количества часов аудиторной нагрузки, выделяемых на изучение естественнонаучных дисциплин в целом, проблематично изложить достаточно объемный материал таким образом, чтобы сохранить всю необходимую информацию в доступной для восприятия обучающимся форме, поскольку сфера экологии и природопользования включает очень широкий диапазон тем: от структуры природных экосистем и учения В.И. Вернадского о биосфере — до методов экономической оценки природных ресурсов и расчета ущерба от загрязнения окружающей среды.
Во-вторых, не секрет, что у значительной части студенческой аудитории существует сформировавшееся еще в период обучения в школе представление о данной
дисциплине, как, с одной стороны, гораздо менее трудоемкой, по сравнению с физико-математическими предметами, а с другой — не обязательной для изучения и очень слабо связанной с конкретными проблемами повседневной жизни [1]. Следствием подобного восприятия становится изначально чрезвычайно низкая мотивация значительной части обучающихся к изучению дисциплины, которая не может быть скомпенсирована только и исключительно внешней мотивацией со стороны преподавателя, опирающейся на традиционную балльно-рейтинговую систему, подразумевающую проставление оценок в соответствии с заранее определенными требованиями к выполнению конкретных заданий учебной программы [2, 3]..
Особенно сложной для преподавателя является задача заинтересовать студенческую аудиторию при обучении будущих специалистов в области экономически ориентированных профилей: «Банковское дело», «Бухгалтерский учет» и пр., для которых дисциплина «Экологические основы природопользования» является одновременно обязательной для изучения, но в то
же время входит в перечень общеобразовательных, то есть формирующих исключительно общекультурные компетенции. Вследствие этого значительная часть обучающихся воспринимает данный предмет только как своего рода «неизбежное зло», аналогичное таким гуманитарным дисциплинам как история, философия или культурология, оценки по которым нередко зарабатываются лишь за счет общей эрудиции и умения грамотно излагать и аргументировать свою точку зрения (что само по себе уже является положительным моментом).
В то же время изучение такой дисциплины как «Экологические основы природопользования» подразумевает, как уже отмечалось выше, не только получение студентами общих представлений о глобальных экологических проблемах человечества и проблемах конкретного региона (Свердловская область, как часть Большого Урала, традиционно входит в перечень наиболее экологически неблагополучных регионов России, что обусловлено длительным периодом развития горнодобывающей промышленности и металлургии), последствиях нарастающего антропогенного прессинга для состояния природных экосистем и здоровья населения, но и ознакомление с основными инструментами природопользования, а также базисными методами экономической оценки природных ресурсов и расчета ущерба от загрязнения окружающей среды. Очевидно, что подобная информация, являющаяся своего рода «мостом» между экологией и экономикой, позволяет не только убедить обучающихся, большинство из которых крайне скептически настроены в отношении изучения дисциплины, в ее практической значимости и корреляции с профессиональными предметами, но и всерьез задуматься о масштабах воздействия современной цивилизации на биосферные процессы и обратной реакции последних, оцениваемых, в том числе, и в денежном эквиваленте. Именно масштаб денежного эквивалента общего ущерба от загрязнения окружающей среды, а также учет фактора времени при определении прибыльности проектов в сфере природопользова-
ния позволяют оценить существующие локальные и глобальные экологические проблемы с точки зрения экономики, что максимально сближает естественнонаучную и социально-экономическую компоненты этих проблем.
Поскольку для многих представителей современной учащейся молодежи характерен крайне прагматический подход к процессу обучения вообще, то любая дисциплина оценивается с точки зрения практической применимости в будущей профессиональной деятельности, с чем преподавательскому корпусу высших и средних профессиональных учебных заведений приходится считаться и руководствоваться при формировании рабочих программ и каждого конкретного курса, включая лекционные и практические занятия [4]. Повышение внутренней мотивации к изучению дисциплины невозможно при отсутствии внутренней заинтересованности в получении соответствующих знаний.
В подобных условиях представителям профессорско-преподавательского состава необходимо принимать во внимание, что заинтересованность обучающихся в изучении как конкретных тем, так и дисциплины в целом не может быть достигнута без применения инновационных технологий и приемов в обучении, в число которых можно включить деловые игры, такие, например, как «Всемирное рыболовство!, «Экологическое сотрудничество» и пр., подразумевающие соревновательные элементы, дискуссии и круглые столы. Кроме того, практические занятия могут включать лабораторные работы с применением биоиндикационного подхода к оценке состояния окружающей среды, поскольку значительная часть студентов, избалованная цифровыми технологиями в повседневной жизни, имеет очень слабое представление о реальных методах работы с исследуемыми объектами, которые позволяют не только получить представления о подлинном масштабе воздействия загрязняющих факторов на живые организмы, но и научиться пользоваться технологиями статистической обработки и записи результатов измерений, которыми большинство обучающихся владеет очень слабо.
В то же время, осведомленность значительной части обучаемого контингента в области информационных технологий и веб-дизайна, нередко превышающая таковую у большинства преподавателей, позволяет применить имеющиеся знания на практике, например, при оформлении сайта, подготовке докладов на конференцию или онлайн-викторины, посвященной экологическим проблемам, в которых студенты могут принимать участие в качестве полноценных докладчиков, в том числе, и использованием материала, полученного в результате собственных научных исследо-
ментальной лабораторной работы. Все это, безусловно, позволяет студентам осознать себя в качестве соавторов научных проектов и в то же время дает им возможность понять необходимость наличия базовых теоретических и эмпирических знаний для решения конкретных экологических проблем в масштабах своего региона. Таким образом достигаются сразу две цели: повышение внутренней мотивации обучающихся к изучению дисциплины экологической направленности и формирование экологической компетентности и экологической культуры в данном процессе.
ваний, проведенных в процессе экспери-
Библиографический список
1. Гасанов С.Ф. Особенности применения системно-деятельностного подхода при реализации экологического образования в колледже // Среднее профессиональное образование, 2019. № 5. С.3-5.
2. Свириденко Т.Е. Современные тренды развития содержания экологической составляющей профессиональной подготовки учителя географии // Человек и образование, 2021. № 1 (66). С.157-161.
3. Старичкова Н.И. Диагностика мотивации к учебной деятельности в процессе экологического образования // Материалы IX Всерос. научно-практ. конф. «Биоразнообразие и антропогенная трансформация природных экосистем», Саратов. 2021. С.259-264.
4. Халудорова Л.Е. Экологическое образование для устойчивого развития как условие совершенствования профессиональных компетенций педагога // Научно-педагогическое обозрение, 2016. № 3 (13). С. 76-80.
PROBLEMS OF ENVIRONMENTAL COMPETENCE FORMATION IN THE PROCESS OF LEARNING THE DISCIPLINE "ENVIRONMENTAL FRAMEWORK OF NATURAL RESOURCES USE" BY ECONOMIC COLLEGE STUDENTS
I.V. Gordeeva, Candidate of Biology, Associate Professor Ural State University of Economics (Russia, Yekaterinburg)
Abstract. The article is devoted to the analysis of some problems arising in the process of learning the discipline "Environmental framework of natural resources use" to students of the secondary vocational education system, for most of whom this subject is included in the list of general education, that is, forming exclusively general cultural competencies. The author shows that a significant part of students perceives environmental disciplines in the process of teaching exclusively as secondary ones, not directly related to their future professional activities. Overcoming such a negative perception of the discipline is achieved through the maximum involvement of the student body in solving specific practical problems arising at the intersection of economics and ecology, as well as the use of interactive educational technologies, including business games.
Keywords: college students, environmental disciplines, intrinsic motivation, interactive learning technologies, environmental competence.