ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ
PROBLEMS OF FORMING AN EFFECTIVE MODEL INVESTMENT DEVELOPMENT OF AGRICULTURE IN RUSSIA
DOI: 10.38197/2072 -2060- 2021- 230-4- 297-302
МАСЛОВА Влада Вячеславовна
Заведующая отделом исследования ценовых и финансово -кредитных отношений в АПК ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий - Всероссийский научно -исследовательский институт экономики сельского хозяйства», д.э.н., профессор РАН
Vlada V. MASLOVA
Head ofthe research Department of price and financial- credit relations in agriculture, Federal State Budgetary Scientific Institution «Federal Research Center of Agrarian Economy and Social Development of Rural Areas - All -Russian Research Institute of Agricultural Economics», Doctor of economics, professor RAS
В статье рассмотрены проблемы формирования эффективной модели инвестиционного развития в сельском хозяйстве. Проведен анализ процессов накопле -ния и инвестирования. Выявлено, что в России, несмотря на обозначенные цели и поставленные задачи в инвестиционном развитии сельского хозяйства, сформировалась существенная стагнация. Подчеркивается, что для преодоления сложившихся негативных тенденций необходима разработка новой парадигмы модели инвестиционного развития на основе эффективного государственного регулиро -вания институциональной среды и формирования необходимой ресурсной базы для развития инвестиционной деятельности.
The article considers the problems of forming an effective model of investment development in agriculture. The analysis of the processes of accumulation and investment is carried out. It is revealed that in Russia, despite the designated goals and tasks, a significant stagnation has formed in the investment development of agriculture. It is emphasized that in order to overcome the existing negative trends, it is necessary to develop a new paradigm ofthe investment development model based on effective
Аннотация
Abstract
state regulation of the institutional environment and the formation of the necessary resource base for the development of investment activities.
Ключевые слова Сельское хозяйство, АПК, накопление, потребление, инвестиции в основной капитал, структура инвестиций, кредитование, государственная поддержка.
Keywords Agriculture, AIC, accumulation, consumption, fixed capital investment, investment
structure, lending, government support.
Введение
В настоящее время проблеме формирования эффективной модели инвестиционного развития уделяется большое внимание. Принимаются новые нормативные правовые акты, ставятся задачи по ускорению темпов инвестиционного развития. В Указе Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21 июля 2020 г. [1] в качестве одной из главных целей обозначено обеспечение «достойного, эффективного труда». В рамках данной цели планируется рост ВВП страны выше среднемирового и устойчивый рост доходов населения на основе увеличения к 2030 г. реального роста инвестиций в основной капитал не менее 70% к уровню 2020 г. и реального роста экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70%, а также увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства до 25 млн человек, что является крайне важным, имея в виду тот факт, что у нас до сих пор доля малого и среднего предпринимательства в ВВП крайне низкая (в 2020 г. - около 20%).
Кроме внутренних факторов, обуславливающих необходимость наращивания инвестиций в АПК, целесообразно принимать во внимание и внешние, в частности необходимость укрепления влияния на мировом агропродовольственном рынке и встраивания в международные продовольственные цепочки. Также необходимо учитывать прогнозируемый существенный прирост населения планеты и соответственно значительное повышение спроса на агропродовольственную продукцию в перспективе.
Результаты. Одним из основных сдерживающих факторов развития отрасли в условиях необходимости повышения конкурентоспособности и перехода на новый технологический уклад является низкий уровень накопления, особенно чистого накопления, и инвестиций. Вопросы, связанные с поиском решений по оптимизации распределения вновь созданной стоимости на потребляемую и капитализируемую часть, являются одними из фундаментальных проблем экономической науки, которые решаются в каждый исторический момент времени в зависимости от поставленных задач и приоритетов развития страны [2].
В настоящее время Президентом Российской Федерации поставлена задача по обеспечению роста доли накопления основного капитала до 25% в ВВП. С нашей точки зрения, в условиях необходимости ускоренной модернизации экономики и повышения ее конкурентоспособности доля накопления должна быть повышена до 27-28%%. Причем необходимо не только достичь такого уровня, но и зафиксировать его на достаточно долгий период времени. Например, в Китае с 2004 г. доля валового накопления в ВВП ни разу не опускалась ниже 40% (максимум в 2011 г.— 43,7%), в Индии — ниже 30% (максимум в 2007 г. — 41,9%). Среднемировые пока-
Рисунок 1.
Динамика доли валового накопления в 19892019 гг. (в % к ВВП)
Источник:
составлено
автором
на основе
данных
Всемирного
банка [3]
44 39 34 29 24 19
14 %
43,3
29,7 24,4 23,1 22,0
OiHtNm^u-i^i^coc^OiHtNm^u-i^i^coc^OiHtNm^u-j^i^coa^
с^с^с^с^с^с^с^с^с^с^оооооооооооооооооооо
iHiHiHiHiHiHiHiHiHiH(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N(N
Russian Federation
China
■India
■European Union
-World
затели в этот период находились в промежутке 24-26%. В Российской Федерации доля валового накопления с начала 1990-х годов постоянно сокращалась. Максимальное значение этого показателя сложилось в 1991 г. - 36,3%; минимальными они были в периоды экономических кризисов 1998-1999 гг. и в 2009-2010 гг. В целом же начиная с 1996 г. доля валового накопления в России складывалась на уровне ниже среднемировых значений (рис. 1).
Сейчас в России сложилась крайне низкая норма накопления основного капитала (21,8%), которую могут себе позволить только высоко развитые индустриальные страны. Нам же только предстоит преодолеть отставание от этих стран, провести реиндустриализацию, развивать импортозамещение и экспортный потенциал страны [2]. К тому же необходимо иметь ввиду, что и доля конечного потребления домашних хозяйств находится на низком уровне (49%). Решить эти две задачи одновременно возможно только на основе устойчивых темпов роста экономики на уровне выше среднемировых значений.
Инвестиции являются основным фактором обеспечения устойчивого расширенного воспроизводства и экономического роста. Главным препятствием роста инвестиционной активности было и остается низкое качество инвестклимата и проводимая в стране денежно -кредитная политика.
В Российской Федерации, несмотря на обозначенные цели и поставленные задачи, в инвестиционном развитии сформировалась существенная стагнация. Анализ динамики инвестиций в основной капитал за последние 20 лет у нас и в странах СНГ показал (рис. 2), что за период 2000-2019 гг. индекс роста инвестиций в Азербайджане вырос в 13 раз, в Казахстане и Узбекистане - почти в 11 раз, в России -в 3 раза, т.е. Россия по темпам роста инвестиций в основной капитал за двадцатилетний период опередила только Молдавию.
С инвестициями в АПК складывается во многом похожая ситуация. За период 2005-2019 гг. индекс инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в Беларуси составил 280%, в Казахстане - 610%, в России - 160%. Таким образом, Российская Федерация отстает в инвестиционном развитии и от наших ближайших соседей стран - участниц СНГ [6].
В настоящее время уровень инвестиций и структура инвестиционного капитала в АПК остаются неоптимальными. С 2013 г. (с момента начала реализации второй Государственной программы развития сельского хозяйства) по 2020 г. в сельском
Рисунок 2.
Прирост индексов инвестиций в основной капитал в целом по экономике в сопоставимых ценах в странах СНГ в 20002019 гг., %
Источник: составлено автором на основе данных Росстата и Казстата [4,5]
В среднем по СНГ Украина Узбекистан Молдавия Киргизия Казахстан Белоруссия Армения Азербайджан Россия
200
306
400
600
800
1000
1200
1400
1600
хозяйстве в инвестиционном развитии наблюдалась стагнация - индекс инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составил всего 99%. Главным источником формирования инвестиций на протяжении долгого времени являются собственные средства производителей (их доля сейчас приближается к 60%). Что касается привлеченных ресурсов - особенностью их формирования в аграрном секторе является высокая доля кредитов по сравнению со средними показателями по экономике. Сейчас удельный вес кредитных ресурсов в аграрных инвестициях (в связи со значительной господдержкой данного направления) составляет около 33%.
В настоящее время в отрасли сложился целый комплекс негативных тенденций, который не удается преодолеть [7]:
■ нестабильное финансово - экономическое положение многих товаропроизводителей;
■ проблемы с физической доступностью заемных ресурсов;
■ низкая экономическая доступность заемных ресурсов (только 40% кредитов отрасли привлекается на льготных условиях);
■ существенные региональные диспропорции, выражающиеся в значительной дифференциации регионов по уровню развития инвестиционных процессов в АПК;
■ низкая доля малых форм хозяйствования в объемах господдержки льготного кредитования, несмотря на закрепляемую их долю;
■ нестабильность государственной поддержки инвестиционного развития отрасли. Соответственно, чтобы переломить эти негативные тенденции, необходима разработка новой парадигмы модели инвестиционного развития сельского хозяйства. Формирование инвестиционной модели предполагает ответ на вопрос, кто и на основе каких принципов принимает решения о капитальных вложениях.
Говоря о роли государства в модели инвестиционного развития, выделяют три модели: американскую, японскую и тайваньскую. В американской модели акцент делается главным образом на налоговых стимулах для частных инвестиций. В японской модели акцент ставился на государственной поддержке финансирования частных проектов. Государство использовало контроль над банковской сферой и мобилизовало сбережения граждан. Эти средства предоставлялись на льготных условиях бизнесу в обмен на обязательства по соблюдению условий их целевого использования. В тайваньской модели основным стало создание механизмов для согласования решений инвесторов и формирование необходимой инфраструктуры, поощрение вложений в человеческий капитал.
0
Ключевым для реализации эффективных моделей инвестиционной политики является создание целого ряда институтов, необходимых для формирования благоприятного инвестиционного климата. Представляется, что для нас перспективной могла бы стать японская модель инвестиционного развития. Государство как ведущий институт развития инвестиционной деятельности должно активно формировать научно техническую политику, стимулировать инновационную активность. В то же время необходимо подчеркнуть, что только за счет регулирования правового поля и реформирования институтов без скорейшего формирования необходимой ресурсной базы для развития инвестиционной деятельности вряд ли можно ожидать прорыва в этом направлении. Проблема доступности длинных финансовых ресурсов стоит в России уже многие годы. Действующие институты развития хронически недофинансируются. В среднем доля банковского кредита в инвестициях в основной капитал по экономике составляет около 10%. Поэтому Центральный банк России, который сейчас практически самоустранился от задач по наращиванию инвестиций, являясь ключевым институтом денежно -кредитной политики, должен эмитировать необходимое количество денег для развития централизованно спланированных инвестиционных проектов [8].
Формирование эффективной модели инвестиционного развития в сельском хозяйстве предполагает достижение соответствия поставленных целей и задач с разработкой мер, инструментов и механизмов, а также подкрепление их необходимыми финансовыми ресурсами, к тому же необходима тесная взаимоувязка отраслевых целевых индикаторов с целями и задачами развития всей экономики.
Заключение. В 2020 г. из - за развернувшейся пандемии и снижения цен на энергоносители спад ВВП страны составил 3%. В перспективе ожидается стагфляция. В этих условиях проблемы инвестиционного развития могут отойди на второй план. Но если сейчас не начать наращивать инвестиции, то мы упустим момент для запуска нового инвестиционного цикла. В АПК для обеспечения необходимых темпов роста инвестиций, позволяющих говорить, по крайней мере, о возможности перехода на новый технологический уклад, по нашим расчетам, необходимо увеличить объем льготных кредитов в 3 раза, для чего требуется существенно нарастить кредитные портфели банков для нужд кредитования АПК. В этих целях необходимо увеличить господдержку льготного кредитования до 200 млрд руб. в год [6]. Также целесообразно в АПК сформировать специальный инвестиционный фонд для повышения инклюзивности инвестиционного развития.
Кроме текущих инвестиций на реализацию отраслевых бизнес-планов необходимы инвестиции, что называется, в системы раннего оповещения и предупреждения, например инвестиции в смягчение последствий изменения климата, в цифровые технологии; инвестиции в развитие сельской местности, инфраструктуры, НИОКР.
Библиографический список
1. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] - https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/74304210/(дата обращения: 22.03.2021).
2. Ушачев И.Г. Устойчивое развитие и повышение конкурентоспособности сельского хозяйства России в условиях углубления интеграции в ЕАЭС. - Монография. - И.Г. Ушачев, А.Ф. Серков и др. -М. ООО «Научный консультант». 2019. - С. 320.
3. Официальный сайт Всемирного банка [Электронный ресурс]. URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/ home (дата обращения 20.05.2021).
4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения 15.05.2021).
5. Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан Официальный сайт. [Электронный ресурс] - URL: http:/ https://stat.gov.kz/ official/ (дата обращения: 12.03.2021).
6. Маслова В. Инвестиционное развитие АПК: проблемы и перспективы/АПК: Экономика, управление. 2021. - № 5. - С 49-56.
7. Маслова В.В., Авдеев М.В. Современные аспекты развития инвестиционного процесса в АПК России / В.В. Маслова, М.В. Авдеев//Труды вольного экономического общества. - 2020. - Т. 224. - С. 131-150.
S. Глазьев С.Ю. О приведении макроэкономической политики в соответствие с целями развития страны, поставленными Президентом России // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2020. - Т. 221. - № 1. - С 69- 78.
References
1. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21 iyulya 2020 goda № 474 «O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» [Elektronnyj resurs] - https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/74304210/(data obrashcheniya: 22.03.2021).
2. Ushachev I.G. Ustojchivoe razvitie i povyshenie konkurentosposobnosti sel'skogo hozyajstva Rossii v usloviyah uglubleniya integracii v EAES. - Monografiya. - I.G. Ushachev, A.F. Serkov i dr. - M. OOO «Nauchnyj konsul'tant». 2019. - S. 320.
3. Oficial'nyj sajt Vsemirnogo banka [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/home (data obrashcheniya 20.05.2021).
4. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.gks.ru (data obrashcheniya 15.05.2021).
5. Byuro nacional'noj statistiki Agentstva po strategicheskomu planirovaniyu i reformam Respubliki Kazahstan Oficial'nyj sajt. [Elektronnyj resurs] - URL: http:/ https://stat.gov.kz/official/ (data obrashcheniya: 12.03.2021).
6. Maslova V. Investicionnoe razvitie APK: problemy i perspektivy/APK: Ekonomika, upravlenie. 2021. - № 5. -S. 49-56.
7. Maslova V.V., Avdeev M.V. Sovremennye aspekty razvitiya investicionnogo processa v APK Rossii / V.V. Maslova, M.V. Avdeev//Trudy vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva. - 2020. - T. 224. - S. 131-150.
S. Glaz'ev S. YU. O privedenii makroekonomicheskoj politiki v sootvetstvie s celyami razvitiya strany, postavlennymi Prezidentom Rossii // Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. -2020. - T. 221. - № 1. - S. 69-78.
Контактная информация / Contact information
ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ
123007, г. Москва, ул. Хорошевское шоссе, д. 35, корп. 2.
FSBSIFRC AESDRA VNIIESH
35/ 2, Khoroshevskoe highway, Moscow, 123007.
Маслова Влада Вячеславовна / Vlada V. Maslova
maslova.ec [email protected]