Научная статья на тему 'Проблемы формирования безбарьерной среды для развития доступного туризма'

Проблемы формирования безбарьерной среды для развития доступного туризма Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2659
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА / БЕЗБАРЬЕРНЫЙ ТУРИЗМ / ДОСТУПНЫЙ ТУРИЗМ / ДОСТУП НОСТЬ / УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН / ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / ДЕСТИНАЦИЯ / BARRIER-FREE ENVIRONMENT / BARRIER-FREE TOURISM / ACCESSIBLE TOURISM / ACCESSIBILITY / UNI VERSAL DESIGN / DISABLED PEOPLE / DESTINATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Педосюк Ю. Ф.

Формирование безбарьерной среды для безопасного и комфортного пребывания тури стов с ограниченными возможностями в дестинации и проживания местных жите лей с ограничениями является приоритетной задачей стран, включенных в мировое туристское пространство. Главное условие безбарьерной среды универсальный ди зайн, распространяемый на всю инфраструктуру сообщества (дороги, транспорт, зда ния, средства размещения и др.). Доступный туризм предполагает создание условий для безбарьерных путешествий людей с инвалидностью, пожилых, людей больших раз меров, семей с маленькими детьми

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of creating barrier-free environment and accessible tourism development

Creation of barrier-free environment for safe and comfortable staying of disabled tourists in the destination and living of local residents with disabilities is a priority task of the countries in volved in the global tourism space. The main condition of barrier-free environment is universal design covering the whole infrastructure of the community (roads, transport, buildings, accom modation facilities, etc.). Accessible tourism presupposes creation of conditions for barrier-free travel of disabled people, senior people, large-size people, families with little children

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования безбарьерной среды для развития доступного туризма»

УДК 338.48-2-056.26

Ю.Ф ПЕДОСЮК

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДОСТУПНОГО ТУРИЗМА

Формирование безбарьерной среды для безопасного и комфортного пребывания туристов с ограниченными возможностями в дестинации и проживания местных жителей с ограничениями является приоритетной задачей стран, включенных в мировое туристское пространство. Главное условие безбарьерной среды - универсальный дизайн, распространяемый на всю инфраструктуру сообщества (дороги, транспорт, здания, средства размещения и др.). Доступный туризм предполагает создание условий для безбарьерных путешествий людей с инвалидностью, пожилых, людей большихраз-меров, семей с маленькими детьми.

Ключевые слова: безбарьерная среда, безбарьерный туризм, доступный туризм, доступность, универсальный дизайн, люди с ограниченными возможностями, дестинация.

Creation of barrier-free environment for safe and comfortable staying of disabled tourists in the destination and living of local residents with disabilities is a priority task of the countries involved in the global tourism space. The main condition of barrier-free environment is universal design covering the whole infrastructure of the community (roads, transport, buildings, accommodation facilities, etc.). Accessible tourism presupposes creation of conditions for barrier-free travel of disabled people, senior people, large-size people, families with little children. Key words: barrier-free environment, barrier-free tourism, accessible tourism, accessibility, universal design, disabled people, destination.

Инвалидность и старение населения являются в последнее время темами исследований в контексте изучения современного состояния и развития туризма. Эти характеристики населения оказывают прямое воздействие на спрос и предложение на туристском рынке. Анализ работ последних лет показывает, что безбарьерная среда и доступный туризм - это растущая область туристских исследований и туристской практики. Так же, как и другие сегменты туризма, данный сегмент носит междисциплинарный и многофакторный характер, испытывая в своем развитии влияние географического, демографического, политического,

© Педосюк Ю.Ф., 2014

экономического, социального, психологического, организационного плана, и такие науки, как менеджмент, психология, социальная психология, медицина, архитектура, инженерное дело, культурология постмодернизма, участвуют в исследовании и решении проблем доступного (или безбарьерного) туризма.

Проблема создания безбарьерной среды касается сегодня всех стран и регионов. Национальный институт старения (США) указывает, что в 2006 г. 500 млн чел. в мире были старше 65 лет, и, по прогнозам, к 2030 г. их число вырастет до 1 млрд чел., т.е. 1 из 8 человек на земном шаре будет старше 65 лет [4, с. 5]. Подобная ситуация сложилась во всех развитых западных стра-

нах мира, а в азиатских странах старение население происходит более высокими темпами.

ЮНВТО приводит близкую статистику: в 2009 г. число людей старше 60 лет составило более 730 млн человек, или 10% всего населения Земли, и возросло с 2000 г. более чем на 20%. К 2050 г. число людей старше 60 лет будет составлять 20% мирового населения, из которых одна пятая часть будет иметь возраст старше 80 лет [8].

По данным Всемирной организации здравоохранения (2011 г.), в мире насчитывается около 1 млрд инвалидов, имеющих физические или умственные ограничения. Это около 15% населения мира [8].

Имеется прямая зависимость между старением населения и уровнем инвалидности. Так, статистические данные по Австралии показывают, что в возрасте 65 лет человек в 14 раз вероятнее будет иметь инвалидность, нежели в возрасте 4 лет [4, с. 6].

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выпустила в 2007 г. программный документ под названием «Global Age-friendly Cities: A Global Guide» («Глобальные города для пожилых людей: глобальное руководство»). Этот документ содержит рекомендации для планировщиков городов всего мира с позиции создания безбарьерной среды для пожилых людей. Сегодня ВОЗ создала целую глобальную сеть городов и сообществ с благоприятными условиями для пожилых людей (GNAFCC) [6]. Отмечается, что все больше городов и сообществ во всем мире стремится к лучшему удовлетворению потребностей своих пожилых граждан. Глобальная сеть была создана в целях содействия обмену опытом и знаниями между городами и сооб-

ществами во всем мире. К Сети может присоединиться любой город и любое сообщество, приверженные идее создания безбарьерной среды для пожилых людей в самом разном культурном и социально-экономическом контексте.

Всех членов Сети объединяет общее желание и решимость создать физическую и социальную городскую окружающую среду, способствующую здоровому и активному старению и хорошему качеству жизни для пожилых жителей. В рамках Сети ВОЗ обеспечивает глобальную платформу для обмена информацией и взаимной поддержки путем обмена опытом. Кроме того, ВОЗ способствует формированию знаний о том, как оценивать благоприятные условия для пожилых людей в том или ином городе или сообществе, как учитывать аспекты старения при городском планировании и как создавать благоприятную для пожилых людей городскую окружающую среду [6].

Еще один важный документ, способствующий развитию безбарьерной среды в городах мира, - это документ ООН «Цели развития тысячелетия» (Millennium Development Goals), принятый в 2009 г. «Цели развития тысячелетия» - это восемь международных целей развития, которые 193 государства-члена ООН и по меньшей мере 23 международные организации договорились достичь к 2015 г. [7]. В данном документе отмечается, что ни один город мира не может быть спланирован для устойчивого будущего развития, если не будет включать все элементы доступности. К таким элементам относят доступность образования, трудовой занятости, жилья и самостоятельной (независимой) жизни, окружающей среды, досуга и рекреации, технологий и коммуникации.

Инвалидность (или ограниченные возможности) - это социальный конструкт, который имеет разный статус в разных культурах и на разных этапах развития общества. Аналогичным образом феномен доступного туризма имеет социальную природу, но конкретные продукты и услуги зависят от индивидуальных потребностей путешественников.

Туристы с ограниченными возможностями имеют разнообразные туристские мотивации, стремление к разному туристскому и культурному опыту, а также разный уровень требований к их (туристов) поддержке во время путешествия со стороны туриндустрии. Другими словами, туристы данной категории не являются гомогенной группой, что важно учитывать в планировании развития доступного туризма и безбарьерной среды дестинации в целом. Концептологи туризма - менеджеры должны понимать, какие сегменты туристского рынка с точки зрения целей и ожиданий существуют в этом виде туризма.

Относительно поддержки развития доступного туризма Генеральная ассамблея Всемирной туристской организации (ЮНВТО) приняла Резолюцию «Создание возможностей для туризма людям с ограниченными возможностями в девяностые годы» (Creating Tourism Opportunities for Handicapped People in the Nineties) еще в 1991 г. На базе данной Резолюции был разработан документ «Туризм, доступный для всех», принятый ГА ЮНВТО в 2005 г. в Дакаре (Сенегал). В Декларации по упрощению туристских путешествий, принятой на XVIII сессии Генеральной ассамблеи в Астане, ЮНВТО призывает государства-члены сделать свои туристские объекты и учреждения до-

ступными для людей с ограниченными физическими возможностями [1]. На XX сессии ГА ЮНВТО в 2013 г. было принято обновление рекомендаций ГА ЮНВТО 2005 г. «Туризм, доступный для всех», учитывающее положения Конвенции о правах инвалидов ООН 2007 г. В этом же документе содержится определение «доступности», сделанное Генеральным секретарем ЮНВТО Талебом Рифаи: «Доступность - это центральный элемент любой ответственной и устойчивой туристской политики. Это и императив прав человека, и исключительная деловая возможность. Кроме того, мы должны ценить тот факт, что доступный туризм приносит блага не только инвалидам или лицам, имеющим особые потребности; он приносит блага всем нам» [8].

Доступность туризма означает универсальную возможность людей путешествовать и пользоваться услугами туриндустрии без каких-либо ограничений. Доступный (accessible) туризм также называют безбарьерным (barrier-free), подразумевающим наличие (или создание) безбарьерной среды как для туристов, так и для местных жителей территории, развивающейся как туристская дестинация. Сегодня закрепилось несколько названий данного вида туризма: «туризм лиц с ограниченными возможностями», «туризм лиц четвертого возраста», «универсальный туризм», «безбарьерный туризм» и «доступный туризм».

Несомненно, создание безбарьерной среды - залог устойчивого развития туристских дестинаций, а также условие безопасности территории для туристов и местных жителей.

Для людей с ограниченными возможностями доступный туризм - это не только возможность рекреации и

проведения досуга, но и средство реабилитации. Исследователи объясняют это тем, что, во-первых, это двигательная активность, и посредством туризма осуществляется поддержание физической формы и здоровья; во-вторых, туризм создает среду для полноценного общения, устраняет чувство потери достоинства, неполноценности, интегрирует пожилых людей и инвалидов в общество; в-третьих, туризм помогает восстановить психические ресурсы человека, так как благоприятный климат и красивая природа способствуют положительному психоэмоциональному настрою [2, с. 85]. Главным условием создания безбарьерной среды является универсальный дизайн, т.е. дизайн продуктов и среды, которые могут быть использованы людьми в наивысшей степени без необходимости адаптации и специального дизайна. Цель универсального дизайна - облегчить жизнь каждому за счет создания продуктов, коммуникаций и среды, используемой большим количеством людей всех возрастов, размеров и способностей.

Семь принципов универсального дизайна включают: 1) справедливость использования; 2) гибкость использования; 3) простоту и интуитивность использования; 4) заметность, различимость и воспринимаемость информации; 5) терпимость к ошибкам; 6) небольшое физическое усилие; 7) размер и пространство для доступа и использования (Центр универсального дизайна, 2009) [4, с. 8-9]. Перечисленные принципы показывают, что главным в дизайне должна быть доступность. Очевидно, что туристским дестина-циям следует принять их как основу для достижения большей социальной устойчивости. Этот подход не только ставит туриндустрии дестинаций в бо-

лее адекватную, эффективную и действенную позицию, но и гармонизирует туриндустрию с Целями тысячелетия ООН.

Принцип доступности распространяется на следующие компоненты и аспекты туризма:

• здания и сооружения, особенно средства транспорта и транспортной инфраструктуры (аэропорты, вокзалы), размещения (гостиницы) и достопримечательности (музеи, галереи, театры), которые должны соответствовать принципу универсального дизайна с тем, чтобы быть доступными для людей независимо от возраста, физического состояния и возможностей (наличие пандусов, широких дверных проемов, лифтов и подъемников, нажимных (а не поворотных) дверных ручек, понятных и четко видимых указателей и пиктограмм);

• дестинации, которые должны быть доступны с точки зрения территориальной, временной и финансовой доступности, при этом, как отмечают эксперты, совершенствование инфраструктуры (например, строительство дорог) не во всех случаях может быть полезным, так как может превратить дестинацию с проживанием (ночевкой) в экскурсионную дестина-цию (без необходимости размещения на ночлег), что неизбежно приведет к потере бизнеса местными средствами размещения и в целом к изменению образа дестинации;

• сами путешествия с точки зрения того, что право путешествовать должно стать универсальным правом человека независимо от физических или социальных условий и возможностей (социальный туризм, туризм третьего возраста, туризм четвертого возраста) [3, с. 24].

Создание безбарьерной среды касается прежде всего больших городов-мегаполисов. Мегаполисы как туристские дестинации более продуктивны, развиваясь как центры массового потребления, развлечений и досуга. Они располагают большими и разнообразными ресурсами для развития самых разных видов туризма: городскими пейзажами и ландшафтами, городским дизайном, национальной культурой, архитектурой, скульптурой, искусством, музыкой, театрами, событиями, особой атмосферой и духом и т.п. Менеджмент мегаполисов, их планирование и развитие отличаются от управления небольшими городами, в том числе с точки зрения доступного туризма. Большие города стали привлекательны широкому рынку потребителей: благодаря развитию транспортной инфраструктуры до них легко добраться, они предлагают широкие возможности, отвечающие разным вкусам, интересам и потребностям гостей.

Как указывают отечественные эксперты, в Российской Федерации сегодня проживают 13 млн инвалидов. Примерно половина людей с ограниченными возможностями - это молодые люди в возрасте до 40 лет. Они занимают активную жизненную позицию, осваивают новые профессии [2, с. 85]. Таким образом, эти молодые люди могли бы получить дополнительные условия для полноценной жизни и отдыха, путешествий и туризма, если бы в России была создана безбарьерная среда и по-

лучило поддержку развитие доступного туризма. Следует признать, что работа в этом направлении ведется. Создание безбарьерной среды входит в планы развития Москвы. А Сочи стал первым в России городом безбарьерной среды.

Италия - одна из стран-лидеров по созданию безбарьерной среды. Миланский аэропорт одним из первых создал инфраструктуру для пассажиров с ограниченными возможностями. Улицы, музеи, магазины, транспорт, университеты отвечают требованиям универсальной доступности. Миланский университет Бикокка, в котором обучаются 30 тыс. студентов, сам является моделью безбарьерной среды.

Зарубежные исследователи подчеркивают, что доступный туризм - это форма туризма, которая включает процессы сотрудничества между заинтересованными лицами, обеспечивающие людям выполнение требований доступности, включая мобильность и визуальные, слуховые, когнитивные измерения доступности, для того чтобы функционировать независимо, а также равноправно и с достоинством за счет получения универсально спроектированных турпродуктов, услуг и среды. Этот подход касается всей жизни человека и включает людей с постоянной или временной инвалидностью, пожилых людей, людей больших размеров, семьи с маленькими детьми и тех, кто прибыл из более безопасных и более социально устойчивых регионов [5, с. 10-11].

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Бавельский А.Д., Зорин И.В., Сесёл- 2. Бавельский АД, Зорина Г.И., Ру-

кин А.И. Доступная среда как фактор чин А.А. Безбарьерный туризм в Москве:

развития и безопасности безбарьерно- учебно-метод. пособие. М.: Логос, 2011.

го туризма. URL: http://lexandbusiness.ru/ 3. Мошняга Е.В. Основные тенденции раз-

view-article.php?id=480 (дата обращения: вития туризма в современном мире// Вест-

14.04.2014). ник РМАТ. 2013. № 3 (9). С. 22-33.

4. Buhalis D, Darcy S. (Eds.) Accessible Tourism: Concepts and Issues. Bristol: Channel View Publications, 2010.305p.

5. Buhalis D, Darcy S. (Eds.) Best Practice in Accessible Tourism. Bristol: Channel View Publications, 2012.347p.

6. URL: http://www.who.int/ageing/proj-ects/age_friendly_cities_network/ru/ (дата

обращения: 14.04.2014).

7. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/^-ли_развития_тысячелетия (дата обращения: 14.04.2014).

8. URL: http://dtxtq4w60xqpw.cloudfront. net/sites/all/files/pdf/a20_10_activities_ wcte_election_members_new_wcte_part_ii_ ru.pdf (дата обращения: 14.04.2014).

УДК 338.4-6:615.8

В.А. СИКОРСКАЯ

РАЗВИТИЕ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В развитии лечебно-оздоровительного туризма во всем мире отмечены тенденции роста и диверсификации. Выделились сегменты лечебного, клинического, медицинского, оздоровительного, термального, спа-, wellness-туризма и др. Отвечая на растущий диверсифицированный спрос, меняются дестинации лечебно-оздоровительного и курортного туризма, расширяя и переориентируя свои услуги на новые сегменты потребителей. Ключевые слова: лечебно-оздоровительный туризм, медицинский туризм, спа-, wellness-туризм, диверсификация, курортная дестинация.

In the development of global health tourism trends of growth and diversification are registered. Such segments of health tourism have been sorted out: healing, clinical, medical, recuperation, thermal, spa-tourism, well-tourism and others. Responding to the growing diversified demand, destinations of health and resort tourism are changing, expanding and retargeting their services at new segments of consumers.

Key words: health tourism, medical tourism, spa-tourism, wellness-tourism, diversification, resort destination.

В условиях стремительного развития мирового туризма происходит не только существенный рост туристских потоков, но и заметное расширение количества туристских дестинаций, видов туризма, профилей туристов, что отражает продолжающуюся сегментацию туристского рынка. В этих процессах проявляется растущая диверсификация туристского спроса и отве-

© Сикорская В.А., 2014

чающая ему диверсификация туристского предложения. Одни дестинации становятся многопрофильными, другие переориентируют свой продукт на новые целевые рынки, третьи возрождают утраченные бренды. Данные процессы в полной мере охватывают и курортные дестинации всего мира.

В современном глобальном туристском пространстве курортные дести-нации отличаются огромным разнообразием и спецификой своего исто-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.