Научная статья на тему 'Проблемы финансовой устойчивости банковской системы Грузии'

Проблемы финансовой устойчивости банковской системы Грузии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
597
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / НАДЗОР / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глонти В.Д., Вашакмадзе И.А.

В статье отмечается, что актуальность изучения вопросов обеспечения финансовой устойчивости банковской системы Грузии обусловлена тем, что анализ факторов, обеспечивающих финансовую устойчивость развития банковской системы и поиск путей их практической реализации, создает условия для стабилизации и развития экономики. Имеется в виду то обстоятельство, что преобразования в сфере банковской системы следует рассматривать как часть единой системы экономических реформ. Обобщены теоретические и практические аспекты финансовой устойчивости банковской системы Грузии. Изучены условия и предложены конкретные способы достижения финансовой устойчивости уже сформировавшейся банковской системы с учетом особенностей экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глонти В.Д., Вашакмадзе И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы финансовой устойчивости банковской системы Грузии»

Зарубежный опыт

Удк 336.711

проблемы финансовой устойчивости банковской системы Грузии

В статье отмечается, что актуальность изучения вопросов обеспечения финансовой устойчивости банковской системы Грузии обусловлена тем, что анализ факторов, обеспечивающих финансовую устойчивость развития банковской системы и поиск путей их практической реализации, создает условия для стабилизации и развития экономики. Имеется в виду то обстоятельство, что преобразования в сфере банковской системы следует рассматривать как часть единой системы экономических реформ. Обобщены теоретические и практические аспекты финансовой устойчивости банковской системы Грузии. Изучены условия и предложены конкретные способы достижения финансовой устойчивости уже сформировавшейся банковской системы с учетом особенностей экономики страны.

Ключевые слова: банковская система, финансовая устойчивость, надзор, реструктуризация.

В переходный период среди намеченных конкретных задач по упорядочению проблем стабилизации экономики Грузии главной является формирование надежной, финансово устойчивой банков-

В. Д. ГЛОНТИ, доктор экономических наук, профессор департамента финансов, учета и аудита E-mail: glonti@list. ru

И. А. ВАШАКМАДЗЕ, кандидат экономических наук, старший преподаватель департамента финансов, учета и аудита E-mail: irinavashakmadze@mail. ru Батумский государственный университет им. Ш. Руставели, Грузия

ской системы. Проблема обеспечения финансовой устойчивости в теории и практике банковского дела занимает особое место. Имеется в виду достижение в условиях стабильности экономики низкого уровня рисков, повышение доверия со стороны клиентов и государства к надежности банков и, что главное, совершенствование управления финансовой устойчивости банковской системы для выявления возможностей проведения банковских операций. Исходя из указанного определение основных направлений финансового обеспечения банковской системы должно быть признано стратегической целью Национального банка Грузии. Для достижения этой цели необходимо поставить на повестку дня вопросы формирования условий обеспечения финансовой устойчивости уже сформировавшейся банковской системы, поиска конкретных способов для их практического осуществления с учетом особенностей экономики страны. Целесообразность такого подхода обусловлена:

1) необходимостью изучения условий и факторов финансовой устойчивости банковской системы,

анализа возможностей формирования системы обеспечивающих их нормативов и страхования депозитов с учетом опыта развитых в этом направлении стран, разработки механизмов для их практического осуществления; 2) определением стратегии и тактики в вопросах повышения ответственности и ограничения коррупции в банковской деятельности, что предоставит возможность формирования на основе причинно-следственных связей между этими условиями влияния их взаимодействия на финансовую устойчивость всей банковской системы. Для финансово устойчивой, нормальной функциональной деятельности банковской системы необходима в такой же степени стабильная экономика, как и для стабилизации экономики необходимо существование финансово устойчивой банковской системы. В первоначальном процессе формирования рыночной инфраструктуры Грузии (в 1990-е гг.) были созданы коммерческие банки финансово неустойчивой конъюнктуры, которые не были зарегистрированы и осуществляли свою деятельность незаконно, чем нанесли ущерб кредиторам и значительной части населения. Этот факт свидетельствует о том, что для обеспечения финансовой устойчивости банковской системы следует учитывать и криминальный фактор, в отношении которого ослабление внимания со стороны властей создало в Грузии способствующие развитию коррупции условия. Однако необходимо отметить, что проведенное реформирование в банковской системе способствовало оживлению ее финансовой устойчивости. Вместе с тем все еще не разработана система контроля за ходом деятельности банков в современных условиях, а существующая система нуждается в совершенствовании. В таких условиях не исключено, что банкротство нескольких больших коммерческих банков может вызвать разрушение всей банковской системы. Поэтому вместе с совершенствованием системы контроля за деятельностью банков необходимо ускорить:

- создание системы страхования депозитов;

- процесс формирования новой законодательной нормативной базы, предполагающей расширение и систематизацию функций как Национального банка Грузии, так и местных органов управления государственных контролирующих учреждений.

В последнее время сохранение положительных макроэкономических тенденций, последователь-

ное осуществление реформы банковской системы, улучшение адаптации банков значительно способствовали росту позитивных тенденций повышения финансовой устойчивости банковского сектора.

О темпах значительного роста банковского сектора свидетельствует тот факт, что в течение последних 4 лет банковские активы ежегодно возрастали не менее чем на 20 %. Такими же значительными тенденциями роста характеризовалось развитие банковского сектора в течение 2011 г. В частности, активы в целом возросли на 28 %, чистые займы -на 24 %, обязательства - на 35 %, депозиты - на 34 %, заемные средства - на 40 %, капитал -на 7 %. Кредитный портфель банковского сектора в 2011 г. в ларах возрос на 57,4 %, в иностранной валюте -на 35,2 %. Необходимо отметить, что 90 % кредитного портфеля банковского сектора составляют надежные займы [1]. Также следует подчеркнуть и то, что если величину банковских активов сравнить с объемом валового внутреннего продукта, то этот показатель окажется в пределах 17-18 %, тогда как в Восточной Европе аналогичный показатель составляет 80 %, в Соединенных Штатах Америки -больше 200 %. Исходя из этого представляется, что для упрочения финансового состояния банковской системы Грузии требуется привлечение новых источников денежных ресурсов. Заслуживает внимания и то, что в 2009 г. банковские активы страны достигли 1,7 млрд долл. США, что с точки зрения дальнейшего укрепления финансовой устойчивости банковской системы является слишком малой величиной и свидетельствует о необходимости увеличения объема банковских активов.

Актуальность изучения вопросов обеспечения финансовой устойчивости банковской системы Грузии обусловлена и тем, что в развитии банковской системы выявление обеспечивающих финансовую устойчивость факторов и поиск способов их практической реализации даст возможность полностью использовать данную системы в качестве важного рычага воздействия в вопросе достижения необходимого уровня стабилизации экономики. Имеется в виду то обстоятельство, что преобразования в сфере финансовой устойчивости следует рассматривать как часть единой системы экономической перестройки. В банковской системе закрытие (объединение) ряда коммерческих банков обусловлено падением их финансовой устойчивости Исходя из этого проблема финансовой устойчивости банковской системы в чрезвычайно сложном, многогранном

процессе экономических преобразований занимает одно из важных мест.

Для оценки финансовой устойчивости банковской системы Грузии необходимо выяснить:

1) может ли вообще банковская система отвечать определяющим финансовую устойчивость критериям в условиях нестабильности экономической среды;

2) каковы механизмы регулирования финансовой устойчивости, выявляющиеся в силу объективной необходимости;

3) что требуется от органов управления, для того чтобы проводить адекватные мероприятия с точки зрения улучшения финансового положения банковской системы.

Необходимо отметить, что рассмотрение финансовой устойчивости как основы функционирования банковской системы, объяснение экономической сущности банковской системы, характерных для нее черт и признаков, научный анализ содержания банковской деятельности плодотворны лишь в рамках системного подхода. Авторы считают, что рассмотрение экономической сущности изучаемой банковской системы связано с многогранными явлениями банковской деятельности, которые нельзя сводить лишь к совокупности находящихся во взаимодействии друг с другом банков, которые вместе с банковской инфраструктурой, банковским законодательством предполагают существование и главного условия нормального функционирования банковской системы — финансового рынка, где основное (первичное) звено представляют банки, которые в каждый отрезок времени реально осуществляют или находятся в готовности осуществлять характерные для финансового рынка операции по обеспечению всех сделок. Именно эта особая специфическая экономическая сущность отличает банки от других финансовых учреждений и выражает существенную определенность банковской системы.

Формирование адекватной рыночной экономике банковской системы должно осуществляться:

1) комплексным подходом;

2) на основе анализа как единого целого всех элементов инфраструктуры банковской системы и институциональных основ преобразования банковского сектора;

3) с помощью разработки соответствующих мероприятий по обеспечению реструктуризации банковской системы.

Главным вопросом в решении этих взаимосвязанных задач является разработка концепции

реструктуризации банковской системы и необходимость создания (на ее основе) специального органа, ответственного за практическое осуществление этой концепции [2].

Реструктуризация - это санация (оздоровление) всей банковской системы и укрепление ее способности к деятельности. Под реструктуризацией банковской системы подразумевается укрепление финансового положения как отдельного банка, так и банковской системы в целом. Она достигается совместным осуществлением таких видов банковских операций, которые предоставят возможность:

1) в процессе функционирования банковской системы преодолеть неблагожелательные экономико-политические и другие негативные явления, которые оказывают значительное влияние на развитие банковской системы;

2) на основании создания условий эффективной и цивилизованной конкуренции достичь организационного совершенствования банковской деятельности;

3) по средством совершенствования правовой базы и организационно-экономических механизмов укрепить взаимовыгодное сотрудничество кредитных организаций и их клиентов;

4) за счет повышения качества управления банковской системы в целом достичь улучшения финансового положения банковского сектора. Для повышения качества управления банковской системой принципиальное значение придается определенной законом степени сохранения самостоятельности Национального банка Грузии. Самостоятельность Национального банка Грузии относительна, поскольку у нее имеются объективные пределы. Она выражается в том, что от этого банка зависят регулирование денежного обращения, проведение денежно-кредитной политики и поддержание стабильности цен.

Финансовая устойчивость банковской системы выражает состояние обеспеченности банковской системы финансовыми ресурсами. Она зависит, прежде всего, от реальной оценки тех рисков, которые могут возникнуть в процессе осуществления банковской деятельности. Риск в любой конкретной деятельности связан с определенными решениями, в результате которых полученные потери делают сомнительным получение дохода, другими словами, риск — это возможность получить ущерб, а не возможность получить доход. Исходя из анализа фактологических материалов банковской деятель-

ности, необходимо отличать друг от друга разные классификации рисков, которые базируются на степени значимости того или иного вида риска для деятельности банка.

При этом анализ классификации рисков показал, что для оценки результатов банковской деятельности главным является использование схемы «риск -доходность».

В качестве узлового элемента такого подхода должен быть рассмотрен объем прибыли на собственный капитал и степень ее непостоянства. Если к анализу классификации рисков подходить на основе этой схемы, то можно будет наблюдать, как портфельный риск и риск текущей деятельности оказывают значительное влияние на риск объема дохода. Имеется в виду то обстоятельство, что в качестве узлового компонента портфельного риска предстают риски кредитных, процентных ставок и риск ликвидности (фактически определение объема капитала для обеспечения финансовой устойчивости банка зависит именно от них).

Под финансовой устойчивостью коммерческих банков предполагается обеспечение банком минимальных потерь ликвидности активов. Здесь же следует заметить, что несмотря на предложенное авторами общее определение финансовой устойчивости коммерческих банков, это определение не является достаточным для характеристики финансовой устойчивости банка, поскольку в определенной мере финансовая устойчивость банковской системы (банка) зависит от того, в каком состоянии находится финансовая сфера страны, как проводится национальным банком денежно-кредитная политика. Исходя из этого, качественные и количественные параметры финансовой устойчивости банков должны определяться центральным банком на основе проводимой им денежно-кредитной политики. Методологическую основу финансовой устойчивости банковской системы должен представлять процесс анализа и принятия соответствующего решения в целях достижения минимизации рисков, который предполагает:

1) выявление рисков;

2) оценку рисков;

3) выбор приемов управления рисками;

4) практическую реализацию выбранных приемов

управления рисками;

5) оценку результатов.

Исходя из ранее изложенного, можно утверждать, что необходимость укрепления финансовой

устойчивости банковской системы и методика оценки ее обеспеченности прежде всего зависят от реальной оценки рисков, от исправления существовавших при классификации рисков недостатков, выражающихся, по мнению авторов, в следующем: риски рассматриваются лишь с позиции «чистой» теории банковского дела, а не с учетом проблем банка, возникающих в условиях рыночных отношений в процессе их практической деятельности, которые заблаговременному учету часто не поддаются. Под «учетом» проблем предполагаются некоторые их особенности, которые характеризуются тем, что установленные экономические нормативы для сокращения ожидаемых отрицательных результатов банковских рисков все же не всегда могут адекватно отражать или предусматривать ту ситуацию, которая формируется на рынке банковских услуг при резких изменениях на рынке. Поэтому для оценки финансовой устойчивости классификация банковских рисков должна опираться также на требования специализации банка. Такой подход для банковской системы Грузии является важным, так как, с одной стороны, еще не завершено формирование банковской системы с точки зрения специализации деятельности банков, с другой стороны, не исключено, чтобы интенсивная концентрация банковского капитала привела к значительной дифференциации банков. Именно это обусловливает при классификации банковских рисков выделение рыночного риска, и особенно ликвидного риска, поскольку они определяют, прежде всего, проблемы финансовой устойчивости банка в условиях резких изменений конкурентной среды. Исходя из этого, возможности практической реализации соответствующих нормативов управления активами банка определяют состояние финансовой устойчивости банка.

Для того чтобы в будущем быть застрахованными от случаев ожидаемого ухудшения финансовой устойчивости банковской системы, считаем необходимым в целях усиления финансового надзора ускорить процесс совершенствования нормативной базы (имеется в виду совершенствование банковского законодательства, определяющего правила резервирования возможных потерь средств, что вместе с процессом ликвидации лишенных лицензий банков ускорит процесс разработки критериев ответственности персонифицированных лиц, и на основе учета международных стандартов обеспечит оперативное ведение надзора за капиталом, полноценную оценку банковских активов, усиление

механизмов контроля за улучшением финансовой устойчивости банковской системы).

Выход Грузии на международный финансовый рынок, концентрация и централизация внутри страны банковского капитала объективно требуют удовлетворения тех нормативов, которые повышают финансовую устойчивость банков. С учетом базельского соглашения, а также для того, чтобы разобраться в той ситуации, которая существует в банковской системе Грузии, необходимо:

— во-первых, вычислить величину достаточности капитала, создать резервы для покрытия потерь по займу и вычислить коэффициент рисковых активов;

— во-вторых, разработать специальную программу постепенного усложнения нормативов в целях приближения их к нормативам базельского соглашения;

— в-третьих, разделить программу на периоды, где будут предусмотрены дифференциация банков в зависимости от специализации, рост объема капитализации банков, поэтапное улучшение кредитования экономики страны в целях укрепления собственного финансового положения банков и возможности стратегического планирования ими своей деятельности;

— в-четвертых, определить в соответствии с требованиями базельских нормативов приоритетные направления по структуре активов и пассивов банков (с указанием конкретных сроков, ответственных и мер контроля за их выполнением);

— в-пятых, обеспечить выполнение мероприятий по приближению специальной программы к базельским нормативам.

В условиях нормально функционирующей экономики использование механизмов денежно-кредитной политики регулирования финансовой устойчивости банковской системы, прежде всего для снижения долларизации, требует разработки обязательных мероприятий. К этим мероприятиям следует отнести:

— привлечение средств в национальной валюте и установление для стимулирования снижения процентных ставок различных норм по привлеченным в национальной и иностранной валюте средствам;

— рост удельного веса осуществленных в национальной валюте активных и пассивных операций на основе удешевления привлеченных

в лари рессурсов в операциях коммерческих банков;

— удешевление ресурсов, что может стать условием для снижения процентной маржи и важным средством для улучшения финансовой устойчивости банковской системы. Значение денежно-кредитной политики в укреплении финансовой устойчивости банковской системы предполагает и то, что в Грузии целью антиинфляционной политики должна стать не приостановка инфляции (любыми способами), а управление инфляционными процессами совместными усилиями частного и государственного секторов. Правда, на практике существуют примеры, когда рост инфляции в небольших масштабах увеличивает покупательную способность денег, но это происходит в течение короткого периода, и поэтому механическое перенесение в Грузию этой модели, использование ее без учета особенностей национальной экономики подвергнут страну большому риску. В отношении инфляционных процессов проведение экспериментов может привести страну к катастрофе, в связи с этим такой подход, исходя из реальности, несмотря на кратковременный эффект, на данном этапе теоретически и практически должен быть исключен.

В современных условиях факторами, которые препятствуют обеспечению экономики кредитными ресурсами, являются:

1) ограниченность у абсолютного большинства коммерческих банков акционерного и собственного капиталов. Из-за этого банки заинтересованы лишь в посреднической деятельности и в получении высокой прибыли при осуществлении кредитования предпринимателей, хотя главной задачей их деятельности должно быть достижение экономической стабилизации и максимальное обеспечение прибыли от предпринимательской деятельности;

2) тяжелое финансово-экономическое положение в стране, недостаток материальных средств у абсолютного большинства предпринимательских структур, что препятствует выходу экономики посредством производства конкурентоспособных товаров из кризисной ситуации.

Необходимо также отметить, что достижению стабилизации экономики посредством совершенствования экономических отношений между банками и предприятиями препятствует разница между целями коммерческих банков и государственной задачей по финансовому обеспечению малого пред-

принимательства. Именно несоответствие целей вызывает создание различных специализированных фондов, часто с долевым участием государства, целью которых является размещение государственных кредитных ресурсов на субъектах малого.

Далее следует учитывать и то, что интересы банков и предприятий иногда совпадают друг с другом (например при решении проблемы просрочки (неуплаты) кредитных платежей), а иногда и нет (например в вопросах кредитования и инвестирования). Исходя из сказанного следует, что формирование банковского учреждения любого специализированного типа, долевым участником которого будет государство, не вполне эффективно.

Для улучшения обеспеченности бизнеса финансовыми ресурсами также необходимо уделять внимание не только финансовой реструктуризации предприятий, но и углублению процесса рекапитализации банков, что должно осуществляться за счет списания выданных предприятиям займов как безнадежных долгов или за счет отсрочки их выплат.

Следует отметить, что для снижения просроченной задолженности желательно использовать систему векселей. Введение этой системы вместе со снижением задолженности предприятий будет способствовать оживлению функционирования рынка ценных бумаг. Если основным направлением государственной политики станет поддержка оперативной реструктуризации малых предприятий, думается, параллельно возрастут (на основе введения механизмов рефинансирования) и возможности по выплате просроченной задолженности.

Успешное осуществление реформы банковской системы в Грузии предполагает объединение-слияние не только малой и средней величины коммерческих банков, но также выявление и практическое приведение в действие (в результате изучения накопленного зарубежного опыта) возможностей финансового оздоровления за счет резервирования дополнительных материальных ресурсов «проблемных банков». Имеется в виду необходимость разработки механизма страхования депозитов и, соответственно, формирования кредитных агентств, которые предоставят возможность грузинским банкам получать информацию о кредитной деятельности клиента, и будут способствовать здоровой

конкуренции между всеми банками, а также увеличению прозрачности их деятельности.

Необходимо также отметить, что хотя для оздоровления финансового состояния «проблемных банков» в качестве основного мероприятия экономического характера следует считать страхование банковских депозитов, не менее важным является и поиск источника покрытия для фонда страхования. В этом направлении авторами рассмотрены различные варианты. Если налоги отнести к страховым расходам, то в этом случае налоговая нагрузка будет перераспределена между банками и бюджетом, что же касается попыток бюджета облегчить за счет банков «налоговый груз», то со стороны банков это обязательно вызовет негативную реакцию. Для устранения этого противоречия возможно использовать схему страховых платежей, по которой объем и источники страховой премии будут зависеть от финансовой устойчивости банка. Для финансово устойчивых банков премия могла бы быть рассчитана по минимальной ставке и относилась бы к сбережениям. В случае возникновения проблемы ликвидности можно было бы использовать более высокую ставку (в этом случае к собственному доходу банка прибавилась бы разница между начисленными по минимальной и высокой ставкам премиями). Такую схему авторы считают экономически оправданной и, с точки зрения справедливости, приемлемой, так как она при этом предполагает и систему оценки уровня банковской ликвидности. Все это в значительной мере будет способствовать:

- выявлению возможностей оздоровления проблемных банков;

- разработке механизмов приведения их в действие;

- стабилизации экономики (посредством укрепления финансовой устойчивости банковской системы на основе обеспечения финансовыми ресурсами).

Список литературы

1. Данные отчета Национального банка Грузии за 2011 г. URL: http://www. nbg. gov. ge.

2. Ковзанадзе И. Системные банковские кризисы в условиях финансовой глобализации. Тбилиси. Изд-во ТГУ. 2003. С. 65-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.