Научная статья на тему 'Исследование реализации принципов стратегического планирования развития российской и зарубежной банковских систем с позиции финансовой устойчивости и стабильности'

Исследование реализации принципов стратегического планирования развития российской и зарубежной банковских систем с позиции финансовой устойчивости и стабильности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
810
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / УСТОЙЧИВОСТЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ / КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / АВС-ПРОГНОЗ АССОРТИМЕНТА БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ / STRATEGIC PLANNING FOR THE STABILITY OF THE BANKING SYSTEM / CREDIT ORGANIZATIONS / BANKING SECTOR / ABC-FORECAST RANGE OF BANKING PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коновалова К.Ю.

В условиях отсутствия принципов стратегического планирования применительно к банковской системе обоснование принципов развития банковской системы опирается на выбор многоаспектной политики целеполагания, прогнозирования, анализа и контроля финансовых результатов деятельности субъектов банковской системы, исключающей узконаправленный подход к планированию, ориентирующийся только на сценарный план текущей финансовой деятельности. В статье приведен анализ финансовой устойчивости российской и зарубежной банковских систем в условиях нестабильности финансовых рынков и содержатся предложения по внедрению методики оценки эффективности стратегического планирования развития банковской системы в деятельность кредитных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF REALIZATION OF THE PRINCIPLES OF STRATEGIC PLANNING OF DEVELOPMENT THE RUSSIAN AND FOREIGN BANKING SYSTEMS FROM THE POSITION OF FINANCIAL STABILITY AND STABILITY

In the absence of principles of strategic planning in relation to the banking system, the justification of the principles of development of the banking system relies on the choice of multidimensional policy goal-setting, forecasting, analysis and control of financial results of activity of subjects of the banking system, eliminating a narrow approach to planning that focus only on the scenario plan current financial performance. The article presents the analysis of financial stability of the Russian and international banking systems in conditions of instability of financial markets and provides suggestions for implementation of methods of assessment of effectiveness of strategic planning of development of the banking system in the activities of credit organizations.

Текст научной работы на тему «Исследование реализации принципов стратегического планирования развития российской и зарубежной банковских систем с позиции финансовой устойчивости и стабильности»

Экономические науки

51

УДК 336.71.078.3

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ С ПОЗИЦИИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И СТАБИЛЬНОСТИ

Коновалова К.Ю., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и антимонопольного регулирования, Северо-Кавказский институт (филиал РАНХиГС), г. Пятигорск, E-mail: kris89.11@yandex.ru

В условиях отсутствия принципов стратегического планирования применительно к банковской системе обоснование принципов развития банковской системы опирается на выбор многоаспектной политики целеполагания, прогнозирования, анализа и контроля финансовых результатов деятельности субъектов банковской системы, исключающей узконаправленный подход к планированию, ориентирующийся только на сценарный план текущей финансовой деятельности. В статье приведен анализ финансовой устойчивости российской и зарубежной банковских систем в условиях нестабильности финансовых рынков и содержатся предложения по внедрению методики оценки эффективности стратегического планирования развития банковской системы в деятельность кредитных организаций.

Ключевые слова: стратегическое планирование, устойчивость банковской системы, кредитные организации, банковский сектор, АВС-прогноз ассортимента банковских продуктов.

RESEARCH OF REALIZATION OF THE PRINCIPLES OF STRATEGIC PLANNING OF DEVELOPMENT THE RUSSIAN AND FOREIGN BANKING SYSTEMS FROM THE POSITION OF FINANCIAL STABILITY AND STABILITY

Konovalova Ch.Yu., candidate of economic sciences,

associate professor of the department of economy and antimonopoly regulation, North Gaucasian institute (branch of a RANEPA), city of Pyatigorsk

In the absence of principles of strategic planning in relation to the banking system, the justification of the principles of development of the banking system relies on the choice of multidimensional policy goal-setting, forecasting, analysis and control of financial results of activity of subjects of the banking system, eliminating a narrow approach to planning that focus only on the scenario plan current financial performance. The article presents the analysis of financial stability of the Russian and international banking systems in conditions of instability of financial markets and provides suggestions for implementation of methods of assessment of effectiveness of strategic planning of development of the banking system in the activities of credit organizations.

Key words: strategic planning for the stability of the banking system, credit organizations, banking sector, ABC-forecast range of banking products.

Вопросы стратегического планирования на уровне государства являются приоритетными в условиях формирования новых подходов к повышению эффективности развития финансовой системы.

Функция стратегического планирования весь-

ма значима и приоритетна в системе стратегического управления банковской организацией, как и государства в целом. Ее реализация на практике не исключает, а предполагает государственное вмешательство в процесс регулирования и контроля устойчивости развития банковской систе-

мы, в связи с чем рассмотрим достижение целей государственного планирования через оценку потенциально возможных банковских моделей.

В современных условиях нестабильности финансовой системы следует провести исследование институциональных характеристик развития банковской системы, для определения подходов к формированию необходимых принципов стратегического планирования на российском уровне. Группировка стран по развитию филиальной сети в 2005-2015 гг. представлена в табл. 1 [1].

Институциональная основа развития банковской системы за рубежом более развита, чем в России, что отчасти обусловливается наличием передовых методик стратегического анализа коммерческих банков, повышенным уровнем внедряемых финансовых инструментов, усиленным использованием методического аппарата оценки стратегических рисков.

Анализ данных таблицы 1 показал, что в 2005 г. общее число банков в 10 странах-лидерах по развитости филиальной сети банков составляло 324 649 ед. А в 2015 г. оно достигло значения 614 876 ед., что свидетельствует о возрастании банков почти в 2 раза за 10 лет.

При этом распределение стран внутри анализируемых групп изменилось посредством опережения Индией всех государств, в том числе и лидера по итогам 2005 г. - США. Франция, явивша-

яся страной с самой низкой долей численности филиальной банковской сети в 2005 г., ушла из ранжируемой зоны, уступив свою позицию Перу в 2015 г., которая имеет теперь долю в группе -2,9 %. Россия занимает 6-е место в исследуемой группе государств с удельным весом численности филиальной сети банков - 4,77 % в 2015 г. против 6,43 % в 2005 г. Это не в малой степени отрицательно воздействует на стратегическое развитие банковской системы РФ.

Наблюдается явный перекос развития банковской сети в сторону Азии, как нам видится. Вместе с тем обращает на себя внимание факт большого количества стран с развивающейся филиальной сетью банковских организаций. Темпы роста в данных государствах высоки и превышают 200 %. К числу данных банковских систем относятся: Афганистан (с приростом в 10,9 раз), Албания (253 %), Ангола (8 раз), Армения (218), Азербайджан (214), Бенин (6 раз), Боливия (436), Бурунди (329), Буркина-Фасо (278), Камерун (7 раз), Конго (242), Коста-Рика (171), Эквадор (7 раз) и т.д. [1].

Однако Российская Федерация попадает в группу № 3 проведенного ранжирования государств и занимает позицию умеренного развития филиальной сети банковской системы. Так, в Российской Федерации темп роста за 10 лет составил 140 %. Институциональные характеристики банковской системы и небанковского

Таблица 1

Группировка десяти стран-лидеров по наибольшей численности филиальной сети банков зарубежных стран

Страна 2005 Страна 2015

ед. доля в группе, % ед. доля в группе, %

США 67 975 14,12 Индия 117567 12,81

Индия 67 361 13,99 Колумбия 91 091 9,92

Япония 37 901 7,87 Китай 89 813 9,78

Испания 35 671 7,41 США 77 608 8,45

Российская Федерация 31 214 6,48 Бразилия 72 893 7,94

Италия 30 944 6,43 Российская Федерация 43 820 4,77

Германия 14 750 3,06 Япония 37 383 4,07

Иран 14 238 2,96 Италия 30 723 3,35

Великобритания 13 902 2,89 Испания 27 401 2,98

Франция 10 693 2,22 Перу 26 577 2,90

Всего по десяти странам 324 649 - Всего по десяти странам 614876 -

Доля в группе стран, % - 67,44 Доля в группе стран, % - 66,98

сектора зарубежных стран обладают резкой дифференциацией по критерию «Учреждения коммерческих банков» [1].

Наибольший удельный вес приходится на США, где общее число банков на конец анализируемого периода составило 5568 ед., Италию с числом банков за аналогичный период - 697 ед. и Российскую Федерацию, в которой число банков варьирует в пределах 783 ед. [1].

Общемировые тенденции снижения количества банков в ведущих странах мира в десятилетний период, притом, что наибольшее снижение в Нидерландах - 54,23 %, в России - 37,31 % и США -26,31% [1].

При этом снижается концентрация первых десяти стран в мировой банковской системе, что положительно характеризует глубину оказания услуг с расширением географических пространств. Для России тенденция развития филиальной сети финансовой системы характеризуется трендом сокращения удельного веса числа филиалов банков, так ее доля в исследуемой группе сократилась на 0,87 п.п. за 20052015 гг., что указывает на сокращение числа банков и их представительств (филиалов).

Можно предположить, что в становлении учреждений банков и их филиальной сети необходимо преодолевать трудности стратегического планирования, причины которых кроются

в его недостатках, при этом их содержание не зависит от типа и модели управления кредитной организации.

Масштаб развития банковской системы как в зарубежных странах, так и в России обусловлен, в т.ч. и институциональными изменениями в динамике развития учреждений (табл. 2) [1].

В ходе сравнения институциональных основ банковской системы в России и за рубежом целесообразно обратиться к статистике экономических показателей развития банковских систем в мировом масштабе. Анализ показал, что в Гонконге преобладает объем депозитных операций, так как в данной стране банковская система дает наибольший удельный вес депозитов в ВВП страны - 445,08 %. В Российской Федерации рассматриваемый критерий слишком мал, и не позволяет стране выходить на международный рынок с эффективной банковской депозитной политикой, он составляет в 2015 г. - 43,05 %. По критерию «доля кредитов в коммерческих банках к ВВП» Россия уступает США, Китаю, Испании и ряду других государств, так как его значение незначительно и составляет: 22,10 % в 2005 г. и 51,82 % в 2015 г. [1].

Несмотря на явный положительный прирост данного показателя, кредитная политика ухудшается в российских банках из-за качества инвестиций, которое следует повышать посред-

Таблица 2

Группировка десяти стран-лидеров по наибольшей численности учреждений банков зарубежных стран

Страна 2005 Страна 2015

ед. доля в группе, % ед. доля в группе, %

США 7556 47,92 США 5568 43,04

Российская Федерация 1249 7,92 Российская Федерация 783 6,05

Италия 788 5,0 Италия 697 5,39

Нидерланды 461 2,92 Великобритания 317 2,45

Великобритания 346 2,19 Германия 276 2,13

Швейцария 338 2,14 Швейцария 275 2,13

Франция 326 2,07 Франция 269 2,08

Индия 296 1,88 Нидерланды 211 1,63

Германия 252 1,60 Китай 192 1,48

Испания 183 1,16 Украина 163 1,26

Всего по десяти странам 11 795 - Всего по десяти странам 8751 -

Доля в группе стран, % - 74,80 Доля в группе стран, % - 67,64

Таблица 3

Группировка стран-лидеров по вкладу банков в ВВП зарубежных стран

Страна 2005 Страна 2015 Страна 2005 Страна 2015

Банковские депозиты/ВВП, % Кредиты/ВВП, %

Группа 1 - высокая доля

Гонконг 292,08 Гонконг 445,08 Гонконг 156,17 Гонконг 318,96

Ливан 261,11 Ливан 249,55 Швейцария 147,07 Кипр 184,88

Иордания 142,90 Швейцария 169,89 Великобритания 118,66 Швейцария 166,98

Китай 124,86 Япония 141,32 Ирландия 115,55 Сингапур 155,66

Швейцария 124,33 Сингапур 141,08 Кипр 114,27 Швеция 137,44

Группа 2 - низкая доля

Российская Федерация 15,40 Мексика 22,18 Российская Федерация 22,10 Германия 21,36

Аргентина 15,27 Узбекистан 19,55 Аргентина 7,04 Мексика 19,45

Армения 9,64 Азербайджан 18,91 Армения 6,95 Таджикистан 15,19

Грузия 9,33 Аргентина 16,02 Таджикистан 5,52 Аргентина 13,04

Таджикистан 4,67 Таджикистан 9,96 Афганистан 1,16 Афганистан 3,76

ством совершенствования кредитной линейки в субъектах банковской деятельности. При этом, используя данные табл. 3, проведем группировку по финансовым показателям депозитов и кредитов в ВВП в разрезе десяти стран-лидеров.

Российская Федерация в 2015 г. имеет долю депозитов к ВВП на уровне 43,05 %, по кредитам к ВВП - 51,82 % и входит в средние значения среди стран мира. В 2005 г. Россия оказалась в группе с низкой долей кредитов в ВВП и имеет значение 22,10 %, при этом страна опережает Аргентину, Армению, Таджикистан и Афганистан. В 2015 г. российская банковская система выбыла из зоны неблагополучно развивающихся банковских рынков.

Российский банковский рынок подвержен геополитическим и внешним шокам, в связи, с чем долгосрочное прогнозирование и планирование текущей деятельности являются проблематичными. Последние шоки были связаны, в частности, с негативными изменениями динамики цен на сырьевые товары (в т.ч. нефть) и санкциями иностранных юрисдикций. При стратегическом планировании развития банковской системы в условиях системного подхода следует рассматривать взаимодействие стратегических индикаторов и прогнозов кредитных организаций с экономической политикой государства, обеспечивая взаимосвязь с общей миссией и стратегией государства.

Общие прогнозы неутешительны, но вместе с тем создают ситуацию готовности к максимально оперативному реагированию на подчинение банковского сектора внешним шокам и угрозам в среднесрочной перспективе.

В Консультативном материале Базельского Комитета по банковскому надзору систематизированы меры по повышению качества, устойчивости и прозрачности регулятивного капитала [17].

В целях определения места рентабельности банковского капитала в системе индикаторов финансового рынка аналитиками ЦБ РФ предложена шкала, состоящая из значений от 0 до 100 единиц. Минимальное значение индикатора характеризует его малую степень участия в обеспечении финансовой устойчивости банковской системы, и наоборот, максимальное значение, равное 100 баллам, предполагает включение в расчет финансовой стабильности наилучшего индикатора банковского сектора.

В конце 2016 г. наиболее высокие значения достигнуты в отношении следующих положительно проявивших себя индикаторов:

- кредитное качество - 95 ед.;

- долговая нагрузка - 80 ед.

Эти параметры включены в оценочную модель финансовой устойчивости банковского сектора как наиболее благоприятные факторы. Однако наблюдаются и отрицательные факторы, влияющие на колебания финансовой стабильности

российской банковской системы в 2015 г., среди которых следует отметить:

- рентабельность предприятий - 0 ед.;

- волатильность акций - 20 ед.;

- премия за риск - 35 ед. [11].

Макроэкономическая модель, положенная

в основу стресс-теста устойчивого развития банковского сектора, построена посредством включения в расчет параметра эффективности следующих показателей: цены на нефть, валютного курса рубля, динамики ВВП и промышленного производства, объема инвестиций, рисков.

Анализируя устойчивость банковской системы России, отметим, что в последнее время стали прибегать к ее оценке посредством исследования финансовой стабильности. При этом целесообразно прибегать к оценке каждого элемента финансовой стабильности, например, для определения степени стабильности банковских активов в научно-практических материалах Центрального банка Российской Федерации содержится оценочный индикатор: ЕВА - коэффициент обременения активов (КОА), порядок расчета которого закреплен нормативно:

КОА = (ООК + ОПОи) * (ООА + ОПОд), (1)

где: КОА - коэффициент обременения активов; ООК - объем обремененных активов; ОПОи - объем полученного обеспечения, используемого повторно; ООА - общий объем активов; ОПОд - объем полученного обеспечения, доступного для повторного использования.

В практике оценки устойчивости банковской системы активы, принимаемые в качестве обеспечения, используются также для анализа эффективности операций рефинансирования Центрального Банка РФ.

Отдельно следует выделить такую банковскую практику зарубежного опыта организации стратегического управления, как формирование специальных подразделений различных видов деятельности [7, с. 122].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Например, подразделение по развитию внешнеторговых клиентов.

Одним из важных аспектов использования мирового банковского опыта в сфере стратегиче-

ского планирования является организация институционального регулирования бизнес-процессов в банковской системе, суть которой состоит в выделении инфраструктурных условий по отношению к иностранным партнерам и другим банкам.

Система государственного стратегического управления, в которую следует интегрировать планы банковской системы РФ, представлена следующими уровнями:

1. Стратегическое планирование на уровне Банка России - макроэкономический уровень стратегического планирования.

2. Стратегическое планирование деятельности кредитных организаций - мезоэкономиче-ский уровень.

3. Стратегическое планирование финансовых ресурсов на уровне населения и организаций в масштабах микроэкономики.

Методическая платформа стратегического планирования развития банковской системы в свете концепции кризисных циклов должна быть модифицирована.

В стратегическом планировании могут использоваться:

- социологические исследования;

- системный подход;

- программно-целевой метод;

- экономико-математический метод;

- методы научного прогнозирования и экспертных оценок.

Все эти методы направлены на выявление причин неблагоприятного исхода при выполнении стратегического планирования в различных кредитных организациях.

Размер ВВП соответствует общеэкономическим факторам с точки зрения внешней среды, и регулирующим факторам с позиции государственной поддержки развития банковской системы через систему прямых и косвенных регуляторов.

Развитие кредитных организаций должно быть напрямую связано со стратегическими внутренними документами. Стратегический план развития банка утверждается общим собранием участников банка и, как правило, охватывает три года деятельности банка. Исходя из стратегического плана развития, правлением банка осу-

ществляется планирование деятельности банка на ближайший календарный год. Результат такого планирования отражается в смете расходов и доходов банка на ближайший год.

На практике планирование, как важнейшая функция управления, выступает в форме творческой деятельности людей по обоснованию предстоящих действий и определению наиболее эффективных способов достижения поставленных целей в сфере бизнеса. Практический опыт организации стратегического планирования на микроуровне (на уровне кредитной организации) показывает, что применительно к отраслевому уровню управления, каким является региональная банковская система, круг и сложность решаемых в процессе стратегического управления задач увеличивается, однако, методический подход остается схожим.

Различные региональные образования составляют единую территориальную систему государства, звенья которой различаются не только масштабами и статусом в системе государственного устройства, но и решаемыми задачами и механизмом управления. Управление регионом -это управление его функционированием и развитием. В обобщенной форме функции управления, осуществляемые региональными органами власти, можно представить как создание системы, эффективно использующей конкурентные преимущества и ресурсный потенциал региона [10, с. 24]. Использование региональных преимуществ в территориальном разделении труда выступает базовым методологическим принципом системы управления регионального уровня, отражающей объективные закономерности регионального воспроизводственного процесса [6, с. 40].

Одна из значимых предпосылок, способствующая выравниванию условий конкуренции, заключается в единстве всего экономического пространства России, которое будет способно обеспечить свободное перемещение товаров, факторов производства и капитала [5, с. 170].

Стоит отметить, что в процессе структурных и технологических преобразований мезоэконо-мики возник дисбаланс - между потребностями региона в ресурсах и наличием доступных источников пополнения ресурсов; между существующей материальной базой и планами по ее

развитию; между требованиями интенсификации экономического роста и принципами устойчивого развития экономики [4, с. 53].

Однако рост и темпы роста финансовой устойчивости предприятий зависят от многих факторов: рентабельность продажи, оборотность капитала, финансовая активность по привлечению средств. Доля оборотных производственных фондов и фондов обращения в структуре оборотных средств зависит от отраслевой принадлежности предприятий, длительности производственного цикла, уровня специализации и кооперирования и других факторов [8, с. 313]. Правильность подходов к количественной оценке финансовой устойчивости субъекта хозяйствования крайне важна для него, поскольку дает возможность выявить причины финансовой дестабилизации (если таковая существует), разработать и реализовать конкретные мероприятия относительно искоренения первопричин, благодаря реализации таких выгод, как: уменьшение издержек за счет эффекта масштаба, повышение технологического уровня и качества управления, за счет использования нового современного оборудования и эффекта синергии между всеми участниками проекта [9, с. 29].

Исходя из вышеизложенного, необходимо обоснование и уточнение принципов стратегического планирования, так как в современных условиях процесс государственного стратегического планирования существенно трансформировался (табл. 4) [17].

Выявленные принципы стратегического планирования банковской системы в экономической науке позволяют усовершенствовать систему управления финансовой устойчивостью, надежностью и ликвидностью субъектов банковской деятельности и повысить эффективность устойчивого роста банковской системы в целом.

Интеграцию планов развития банков в систему государственного стратегического управления рассмотрим под углом зрения модели стратегического управления процессами по С. Харту. Данная модель предполагает разработку стратегии развития банка с позиций системного подхода. Управление государством через систему банковских планов координируется посредством политики Центрального банка РФ и требует по-

Таблица 4

Принципы стратегического планирования развития банковской системы Российской Федерации

Принципы Содержание

Принцип 1 - унификация Внедрение унифицированных подходов к стратегическому планированию на основе соблюдения требований федерального уровня разработки стратегий и концептуальных основ банковского развития, регулирования и контроля, учет возможностей и условий формирования общей стратегии реализации целей и задач российской банковской системы.

Принцип 2 - сочетание разных форм контроля Организация внутреннего контроля с достаточной степенью надежности, удовлетворяющей масштабам и характеру проводимых в системе стратегического планирования операций.

Принцип 3 - специализация Планирование эталонной (лучшей из мировых аналогов) модели банковской системы на основе применения метода научного прогноза к группировке банковских (кредитных) организаций по видам операционной деятельности.

Принцип 4 - учет рисков Реализация передовых методик стратегического анализа коммерческих банков с учетом внедрения финансовых инструментов, усиленного использования методического аппарата оценки стратегических рисков.

Принцип 5 - централизация Достижение тесной и устойчивой взаимосвязи и взаимозависимости между банками и корпорациями, осуществляющими инвестиции в целях создания условий бесперебойности работы банковского сектора.

Принцип 6 - либерализация Обеспечение сбалансированности банковского законодательства, отражающего характерные черты развития национальной банковской системы и учитывающего нормы регулирования иных сегментов финансового рынка страны и ее внешнеэкономических связей с международным рынком.

Принцип 7- информативная емкость Учет степени искажения отчетности организаций, по отношению к которым банк выступает кредитором в целях недопущения безнадзорного сокрытия прибыли в долгосрочной перспективе.

следовательного выполнения следующих процедур:

- классификация, структурирование и ранжирование процессов государственного регулирования текущих финансово-экономических задач;

- определение целей и желаемых результатов процессов государственного управления;

- оценка финансового потенциала, обеспечивающего реализацию каждого процесса;

- планирование содержания функций стратегического менеджмента в банковской системе и в системе реализации государственных экономических задач;

- мониторинг процессов, оценка полученных результатов, корректировка функций и направлений государственного стратегического управления.

Для построения прогноза систематизируем данные из всех групп финансовых услуг, реализуемых российскими банками, и представим их в аналитической табл. 5.

Выделим три группы кластеров в ассортименте банковских услуг по выбранным нами критериям: объем банковских услуг, прибыль,

Таблица 5

АВС-прогноз ассортимента банковских продуктов и услуг в крупнейших российских банковских организациях на 2016-2020 гг.

Кластеры Число услуг Доля в объеме банковских услуг, в % к итогу Доля в прибыли в % к итогу

Анализ объемов реализации банковских услуг

«А» >1 % 8 9,6 87,7

«В» 0,11-1 % 29 35,0 11,0

«С» до 0,10 % 46 55,4 1,3

ИТОГО 83 100 100

Анализ реализации операционных услуг по сумме затрат

«А» >1 % 11 13,3 88,2

«В» 0,11-1 % 23 26,5 9,7

«С» до 0,10 % 49 59 2,1

ИТОГО 83 100 100

Анализ реализации операционных услуг по сумме прибыли

«А» >1 % 5 6,0 56,1

«В» 0,11-1 % 17 20,5 5,142,8

«С» до 0,10 % 61 73,5 1,1

ИТОГО 83 100 100

покрытие затрат. Группа «А» означает большой вклад в общий результат деятельности, группа «В» - средний, группа «С» - малый вклад.

Результаты АВС-прогноза показывают, какие банковские продукты и услуги являются наиболее выгодными для рынка, а какие - менее выгодны и может быть, нежелательны в перечне услуг. С точки зрения затрат и прибыли банкам выгоднее сконцентрироваться на малом числе услуг из группы А и В.

Анализ ассортимента банковских продуктов и услуг динамично меняется в зависимости от принятой маркетинговой политики субъектов банковской деятельности. Однако ход работы в области продвижения банковских услуг задается не только самим банком, но и государством, определяющем сценарий развития банковского сектора.

Рассмотрев систему макроэкономических индикаторов банковской системы России и зарубежных стран, определив, что российские банки уступают в своем развитии США, Германии, Китаю и другим государствам, целесообразно рассмотреть альтернативные подходы к построению модели развития банковской системы в России и за рубежом. Эталонной моделью банковской

системы выступает модель корпоративного управления, которая представляет собой тесную и устойчивую взаимосвязь и взаимозависимость между банками и корпорациями.

Это следует аргументировать тем, что корпорации, создающие колоссальные для экономики капиталы, должны вносить вклад в бесперебойность работы банковского сектора, аккумулируя финансовые ресурсы преимущественно в активы банков, а не размещая данный капитал в фонды и уставные капиталы других организаций, например, сферы торговли.

Кроме этого, корпорациям промышленного типа важно принимать активное участие в создании на базе банков консорциумов и (или) расширении действующих финансово-промышленных групп. Именно такая банковская модель сформировалась в Японии и Германии [1]. В этих государствах у большинства производственных и торговых корпораций есть свои банки, которые по поручению клиентов могут выполнять определенные операции с ценными бумагами и валютой. Подобного рода модели могут повысить общую финансовую устойчивость макроуровня на основе стимулирования промышленного капитала и его активного слияния с банковским капиталом.

Рис. 1. Специализация моделей банковской системы

Для ликвидации запретов и ограничений, предусмотренных в рамках специализированной модели банковской системы в США, Японии и Канаде создают банковские холдинги, осуществляющие операции на рынке капитала и на рынке кредитов. Наиболее практичными являются модели банковской системы европейских государств, в частности, в Швейцарии и Германии наблюдается комбинация долгосрочного инвестирования в корпоративные ценные бумаги и краткосрочное кредитование реального сектора экономики. Это повышает устойчивость функционирования фондового рынка и банковского сектора в целом [15, с. 98]. Далее рассмотрим углубленный уровень классификации моделей банковской системы (рис. 1) [16].

Важно определить сущность стратегии развития банка, которая определяет правила поведения участников планирования финансовой деятельности. Между тем, для России характерным является смешанный вид банковской модели, который в последнее время приобретает черты модели открытого рынка. Особенностями ее является отсутствие устойчивых финансово-экономических связей между корпорациями и банками.

Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» позволял урегулировать вопросы оценки эффективности капитала, формируемого в рамках финансово-промышленных групп, в настоящее время не представляется возможным это осуществить на законной основе. Данный закон обеспечивал правовое регулирование планирования в банковском секторе, а поскольку примеры показывают, что лучшим вариантом для банковской системы России является модель корпоративного управления, для которой характерно, в частности, слияние капитала корпораций и банков на основе финансово-промышленных групп, следовательно, весьма проблематично будет применять нормы права именно к стратегическому планированию данной модели банковской системы.

Ключевая процентная ставка Банка России в условиях роста кризиса ликвидности в экономике не отражает адекватную цену хранения и использования денежных средств населения, финансовых и нефинансовых организаций, тем

самым перестает влиять на макроэкономическую ситуацию в стране. Следует отметить, что в 2014-2015 гг. были реализованы определенные мероприятия по обеспечению финансовой устойчивости развития банковского сектора на законодательном уровне [2].

Главная цель стратегии любого коммерческого банка состоит в том, чтобы благодаря высокоэффективному и устойчивому развитию занять стабильное положение среди успешно работающих банков России и достичь параметров, соответствующих международным стандартам банковского бизнеса.

Исходя из опыта западных и ряда российских банков, можно утверждать, что тщательно подготовленный стратегический план позволяет:

- определить приоритетные направления работы на финансовых рынках и оптимально распределять финансовые ресурсы;

- своевременно вносить необходимые изменения в организационную структуру, в систему работы с клиентами, в диапазон услуг для максимального использования возможностей рынка;

- оценить и учесть влияние внешних политических и экономических факторов на деятельность банка;

- распланировать основные мероприятия и программы развития направлений деятельности в рамках принятой стратегии.

Правильная организация процесса стратегического планирования способствует достижению значительных позитивных изменений, о чем свидетельствуют результаты деятельности наиболее успешных банков.

Данный факт можно считать аргументом в пользу того, что заблаговременно спланированные параметры эффективности развития банковской сферы при усиленном контроле над реализацией стратегии, сформулированной в рамках системы планов, будут благотворно воздействовать на достижение ключевых показателей функционирования банков, индикаторов финансовой безопасности и автономии кредитного и фондового рынков.

Законодательный уровень стратегического планирования модели банковской системы России разработан недостаточно основательно,

т.к. представлен лишь федеральными законами в области банковской сферы и государственного стратегического планирования. Для регулирования банковской системы все разновидности моделей, представленных в данном разделе, по-своему хороши, и имеют финансовый потенциал для развития банковского сектора, но обладают и недостатками. Причинами этого является раз-нонаправленность политики банков, применяющих соответствующие модели планирования и несоответствие текущих задач стратегическим планам.

Для регулирования указанных недостатков исследуем институциональную платформу банковского регулирования за рубежом и рассмотрим возможности ее адаптации к российской практике.

Дискуссионным остается вопрос об избыточности банковского регулирования и надзора. Перегруженность системы банковского регулирования и пруденциальных подходов требует их упрощения. Не являясь главным препятствием на пути к достижению системой банковского регулирования должного уровня эффективности, ее сложность замедляет это движение. В настоящее время назрела потребность в ее коррективах и внесении изменений в практику применения надзорных требований к банкам.

Таким образом, в рамках стратегического развития банковской системы России следует отметить низкий уровень диверсификации деятельности кредитных организаций, нет единообразия ни в методологическом, ни в правовом, ни в институциональном аспектах, в связи с чем рассмотрим различия в подготовке различных видов планов на мезо- и макроуровне банковского сектора.

Разумеется, отрицать роль микропруденциального надзора нецелесообразно, т.к. в его рамках осуществляется подготовка аналитического и методического инструментария, который служит базой для реализации макропруденциальной политики. Чрезвычайно остро стоит вопрос о взаимодополнении последней микропруденциальным надзором, охватывающим только банковский сектор, а не всю финансовую систему, что позволяет глубже изучить проблему финансовой устойчивости банковской системы

России и нейтрализовать риски, препятствующее ее планомерному решению.

В настоящее время используется отчетность, полученная Центральным банком Российской Федерации, налоговыми и другими органами от хозяйствующих субъектов, то есть по существу информация Росстата. В то же время эта отчетность, по некоторым экспертным данным, содержит существенные погрешности (до 40 %) и, как следствие, не отражает реальное финансовое положение хозяйствующих субъектов и может максимизировать существующий теневой оборот в экономике страны.

Эти факты доказывают, что при долгосрочном планировании устойчивости развития банковской системы России необходимо учитывать степень искажения отчетности организаций, по отношению к которым банк выступает кредитором. Безнадзорное сокрытие прибыли и искажение других важнейших финансово-экономических показателей может привести к сделке по предоставлению кредитов заведомо неэффективной, и весьма рискованной, в первую очередь, для банковских организаций.

В теории выделяют различные сценарии данного развития, которые позволяют определить роль банковской системы в увеличении ВВП. Так, например, инерционный сценарий развития банковской системы предопределяет стагнационное состояние ресурсного потенциала экономики вследствие процессов незначительного вовлечения в финансовый оборот банковских активов и аутсорсинга определенных функций банковского регулирования. В любом из сценариев прослеживается заданный государством темп ускорения денежного оборота, который можно выявить по результатам оценки различных госпрограмм, стратегий, концепций развития банковского сектора.

В условиях стремления российских банков к внедрению различных методов стратегического планирования целесообразна унификация подходов к планированию, что предполагает соблюдение требований федерального уровня разработки стратегий и концептуальных основ банковского развития, регулирования и контроля, учет возможностей и условий формирования общей стратегии реализации целей и задач российской банковской системы.

Использование данного подхода позволит ответственным министерствам и ведомствам выполнить задачи по макропруденциальному надзору и регулированию банковской деятельности и решить практические вопросы функционального звена банковской системы РФ.

Современное состояние российского банковского сектора усиливает необходимость проведения комплексной оценки его финансовой устойчивости. На наш взгляд, в стратегическом плане для развития банковской системы следует прогнозировать устойчивость к внешним факторам риска, ослабевающим финансовый потенциал коммерческих банков. Этого можно достичь посредством формирования прогнозных значений поведения в будущем собственного капитала, который является одной из главенствующих характеристик финансовой независимости банков.

В России постепенно ужесточаются требования к размеру собственного капитала. Так, например, с 2007 г. небольшие банки, размер собственного капитала которых не превышал 180 млн руб., не имели права его снижать, с 2010 г. его минимальный размер составляет 90 млн руб., с 2012 г. - достигает значения в 180 млн руб., а с 2015 г. минимальный размер капитала для всех банков - 300 млн руб. В случае невыполнения данных требований регулятора банк должен сдать либо обменять банковскую лицензию на небанковскую кредитную организацию (далее -НКО).

Далее, Центральным Банком России плани-

руется увеличить требования по минимальному размеру капитала для федеральных банков до 1 млрд руб. В отношении остальных банков, кроме системно значимых (банков федерального значения), предлагается увеличение минимальных требований к размеру собственных средств до 1 млрд руб. и последовательное внедрение международных стандартов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стоит отметить, что у стран «Евразэс» требования по капиталу к банкам выше, чем у России. И даже после того, как ЦБ поднимет минимальное значение до 1 млрд руб., в трех странах требования все равно будут выше. Таким образом, у банков будет два года на переходный период, чтобы они могли определиться, видят они себя как региональные банки или как федеральные [12]. В основе устойчивого развития современных банковских организаций, а, следовательно, в основе повышения качества планирования, лежит реализация экономически обоснованной кредитной политики, учитывающей современные тенденции формирования процентной и тарифной политики банков, а также индивидуальные особенности их функционирования.

Согласно рисунку 2 стратегическое планирование в банковской системе задает условия, индикаторы и ход процесса бюджетирования в банковских организациях [7, с. 122].

Финансовые планы включают план движения денежной наличности в рублевой валюте, аккумулируемой во всей банковской системе, план финансовых результатов по операционным и географическим сегментам банковской деятель-

Рис. 2. Взаимосвязь стратегического и финансового планирования в банковском менеджменте

ности, план движения средств в иностранной валюте.

В зависимости от характера поставленных задач и длительности их реализации определяется конкретный инструментарий финансового планирования в банке. При этом процесс бюджетирования подчинен возможным изменениям параметров состояния банковской системы и происходящим тенденциям в банковском маркетинге.

С нашей точки зрения, стратегическое и финансовое управление должны контролироваться не только инструментарием бюджетного надзора, но и аудиторского, ревизионного и внутрибанковского контроля. Это позволит оперативно регулировать процессы планирования и управления банковской системой в перспективе.

В процессе стратегического планирования следует выявить проблемные зоны формирования собственного капитала в банке, формирования уровня прибыльности и ликвидности, разработать мероприятия по улучшению коэффициента левериджа (мультипликатора капитала), расширению депозитной базы. Все эти направления в системе регулирования уровня доходности банка призваны обеспечить относительную дешевизну используемых ресурсов на финансовом рынке.

Обратимся к рейтингу финансовой устойчивости 50 крупнейших банков России (рис. 3) [3].

Рейтинг показывает динамику чистых активов с ноября 2015 г. по декабрь 2015 г. Подобную оценку целесообразно осуществлять в разрезе операционного анализа устойчивости развития банков. Крупнейшими банками России выступают кредитные организации с объемом активов свыше 500 млрд руб. Достаточность собственного капитала у крупнейших российских банков не слишком высокая. Лишь у четырех банков коэффициент достаточности капитала превышает 15 %. У остальных банковских организаций данный показатель варьирует от 10,83 до 14,37 % [3].

Наиболее устойчивое отношение основных средств и внеоборотных активов к собственному капиталу наблюдается у Национального Клирингового Центра. Среди крупнейших банков на первом месте Сбербанк России с активами-нетто 22 000 млрд руб., далее следуют: Газпромбанк с активами 8000 млрд руб., ФК «Открытие» - менее 5000 млрд руб.

На наш взгляд, наличие одного индикатора в рейтинговой шкале оценки финансовой устойчивости банков явно недостаточно, и необходимо его дополнить рядом важнейших финансово-экономических показателей. В этой связи, обратимся к данным табл. 6 [3].

Рис. 3. Рейтинг финансовой устойчивости российских банков по критерию «активы нетто»

Таблица 6

Отдельные показатели деятельности кредитной организации, используемые для расчета обязательных нормативов, тыс. руб.

Показатели обязательных нормативов и их значения

АрискО = 242 797 133

Ар1 = 242 797 133

Ар2 = 25 857 364

Ар3 = 7 891 853

Ар4 = 1 112 374 231

Кф = 0,96

ПК=133160203

Овм = 132 058 787

Лат = 240 316 182

Овт = 266 897 824

Крд = 841 522 675

ОД = 605 317 621

Соответствие между рейтингами финансовой устойчивости и депозитами в мире позволяет сделать вывод о том, что в рейтинговую шкалу оценки банковской системы должна войти система показателей эффективности депозитных счетов.

Таким образом, оценка планов российских банков и изучение основ банковского регулирования за рубежом позволили определить «узкие места» в процессах прогнозирования.

Важным индикатором нормального финансового состояния банковской организации служит показатель расчета обязательных нормативов. Мониторинг формирования кредитного порт-

феля предлагается осуществлять посредством достижения банком нормативных критериев, разработанных в рамках внутрибанковского стратегического планирования (рис. 4) [15, с. 98].

На основе исследований нами рекомендуется следующая шкала оценки при сопоставлении фактически достигнутых индикаторов кредитного портфеля с плановыми показателями (табл. 7) [3].

Таблица 7

Шкала оценки кредитного портфеля банка

№ п/п Размер кредитного портфеля Максимальная доля крупных кредитов

1 До 5 млрд руб. 50 % от общего кредитного портфеля 20 % от общего числа сделок кредитного портфеля

2 От 5 до 10 млрд руб. 40 % от общего кредитного портфеля 15 % от общего количества сделок кредитного характера

3 От 10 млрд руб. и выше 30 % от общего кредитного портфеля 10 % от общего количества сделок кредитного характера

В настоящее время усиливается зависимость финансового сектора от динамики показателей реального сектора, поскольку банки не могут увеличить объемы кредитования ввиду отсутствия спроса на кредитные ресурсы со стороны субъектов реального сектора национальной экономики. Это объясняется ростом ставок по кредитам и снижением деловой активности и потенциала роста в бизнес-секторе российской экономики.

Рис. 4. Типы мониторинга планов в российской банковской системе

Возникает своеобразная институциональная ловушка, снижающая потенциал финансового стимулирования как внутри самой финансовой системы, так и в реальном секторе экономики. Кроме того, складывается парадоксальная ситуация, отмечаемая в современных исследованиях «отрасли, имеющие существенные возможности роста, в большинстве своем недокредитованы, в то время как в отраслях с небольшими возможностями роста компании перекредитовываются для того, чтобы продолжать развитие» [15, с. 102].

Ситуация осложняется и тем, что кредитные организации практически не имеют дополнительных финансовых стимулов и обременены наличием «проблемных активов», дороговизной пассивов, и связанных с ними факторов, а также невозможностью существенного снижения ставок по кредитам. И это происходит в кризисный период, когда банковская система должна эффективно генерировать и распределять финансовые ресурсы, способствуя экономическому росту.

Эти проблемы банковского сектора могут быть частично разрешены через механизм до-капитализации банковского сектора со стороны государства, однако такая мера финансового стимулирования со стороны государства может привести к инерционному развития банковской системы или частичном огосударствлении банковского сектора.

Исключение субординированных кредитов и секьюритизация также являются инструментами

стимулирующего воздействия на оздоровление банковского сектора. По данным Росстата (табл. 8), число кредитных организаций, зарегистрированных на территории РФ, сокращается ввиду проводимой в последние годы реструктуризации банковской системы в целях повышения ее конкурентоспособности [14, с. 397].

Данные табл. 8 наглядно отображают тенденцию укрупнения кредитных организаций - на фоне сокращающегося числа кредитных организаций с низким и средним уровнем уставного капитала наблюдается увеличение числа крупных финансовых игроков [14, с. 397].

Вместе с тем несмотря на негативное влияние системы внешних факторов, и последствий глобального кризиса и рецессии, необходимо отметить рост объема депозитов юридических и физических лиц, привлеченных кредитными организациями (табл. 9) [13, с. 1100-1112].

Стратегическое значение для устойчивого развития реального сектора экономики имеют инструменты для привлечения финансовых ресурсов в нефинансовые активы: инвестиции в основной капитал и нематериальные активы, затраты на НИОКР. Однако в современных условиях в российской практике рыночные инструменты финансового стимулирования не в полной мере используются в инвестиционном процессе, а многие финансовые инструменты, убедительно доказавшие свою высокую экономическую эффективность в развитых странах, в российской практике не адаптированы к реалиям

Таблица 8

Динамика числа кредитных организаций, зарегистрированных ЦБ РФ, 1999-2016 гг.

1999 2001 2006 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Число кредитных организаций, зарегистрированных ЦБ РФ 2482 2125 1408 1145 1113 1095 1072 1049 1021

в том числе с правом на осуществление банковских операций 1477 1312 1252 1013 979 957 924 835 734

Число филиалов кредитных организаций, действующих на территории РФ 4453 3793 3295 2926 2807 2349 2005 1708 1398

Зарегистрированный уставный капитал кредитных организаций, действующих на территории РФ млрд. руб. 52,5 207,4 444,4 1186,2 1214,3 1341,4 1463,9 1840,3 2329,4

Таблица 9

Объем банковских депозитов, привлеченных кредитными организациями по федеральным округам

Российской Федерации

2013 2014 2015 2016

Российская Федерация 21 715656 24 836068 29 835973 29 997 885

Центральный федеральный округ 13024065 14 590871 18200695 19674789

Северо-Западный федеральный округ 2 049 608 2466591 2790708 3089676

Южный федеральный округ 894803 1 078 181 1 206076 1 267 846

Северо-Кавказский федеральный округ 247128 296 840 310 137 327896

Приволжский федеральный округ 2323639 2702284 3162042 3278457

Уральский федеральный округ 1 329619 1 539488 1 729916 1 789567

Сибирский федеральный округ 1 223285 1 423 356 1 561456 1 686789

Дальневосточный федеральный округ 623 512 738458 843551 844788

Крымский федеральный округ - - 31 393 33 789

и потребностям национальной отечественной хозяйственной системы.

Таким образом, стратегическая цель государства в проведении реформ в финансовом секторе состоит в создании и поддержке ранее отсутствовавших коммерческих, частных банков, появление которых знаменовало реальный и необратимый переход от централизованной финансовой системы к рыночной системе самой системы финансов.

Более того, изначально предполагалось, что частные банки будут доминировать в финансовом секторе, побеждая в честной конкуренции государственные банки. В банковском секторе наследие антирыночной эпохи выражалось тогда в необходимости преодоления сформировавшегося в течение советских десятилетий устойчивого недоверия к банкам и к эффективности их посредничества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Официальный сайт. Всемирный банк [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vsemirnyjbank. org/ (дата обращения: 10.03. 2017). М., 2017.

2. Годовой отчет ЦБ РФ за 2015 год (Утвержден Советом директоров Банка России 29.04. 2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://npc.ru/media/files/2016/Chronicle/20160518_Expertsovet/c29bff86 4377073c047f721470b220e2.pdf (дата обращения: 10.03. 2017).

3. Официальный сайт. Информационное агентство BANKI.RU [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.banki.ru/banks/ratings/ (дата обращения: 10.03.2017).

4. Коновалова К.Ю. Изучение направлений обеспечения устойчивого развития экономики региона (на примере Республики Северная Осетия - Алания) // Научные известия. 2016. № 4. С. 52-61.

5. Коновалова К.Ю. Направления активизации инвестиционного потенциала региона (на примере Чеченской Республики) // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых: Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, 13 мая 2016 г. Грозный: ЧГПУ, 2016. С. 169-177.

6. Коновалова К.Ю. Предпосылки включения Северо-Кавказского макрорегиона в конкурентные процессы на межрегиональном и национальном уровнях // Научные известия. 2016. № 3. С. 39-49.

7. Лаврушин О.И. Банковские риски: учебник / О.И. Лаврушин, Л.Н. Красавина, Н.И. Валенцева, И.В. Ларионова, М.А. Поморина, Н.Э.Соколинская, О.Ю. Дадашева, И.А. Пантелеев, М.Н. Гололобова, О.В. Захарова. М.: Москва, 2016. - 232 с.

8. ЛидовскаяЛ.Ф., Коновалова К.Ю. РТО «Электронный курс конспектов лекций "Экономика предприятия"» // Навигатор в мире науки и образования. 2016. № 1. С. 313-318.

9. ЛидовскаяЛ.Ф., Коновалова К.Ю. РТО «Электронный курс конспектов лекций "Экономика предприятия"» // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование». 2015. № 2. С. 29, 30.

10. Неровня Т.Н., Коновалова К.Ю. Факторы и инструменты активизации участия Северо-Кавказского макрорегиона в межрегиональной конкуренции // Вестник ИДНК. 2013. № 2. С. 24-30.

11. Обзор финансовой стабильности Российской Федерации (интернет-версия): Аналитические показатели № 2, 11-111 кварталы 2016 г. // Информационно-аналитические материалы Центрального Банка РФ. - 69 с.

12. Разумный Е. ЦБ поднимет до 1 млрд руб. минимальный капитал для федеральных банков / Официальный сайт. Электронное периодическое издание «Ведомости» (Уес1ото$й)/ 30.06.2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.veComosti.ru/finance/articles/(дата обращения: 10.03. 2017).

13. Регионы России. Социально-экономические показатели. Раздел: Финансы - 2016: стат. сб. / Росстат. М., 2016. - 1326 с.

14. Россия в цифрах. Раздел: Финансы - 2016: стат. сб. / Росстат. М., 2016. - 543 с.

15. Школик О. А. Финансовые рынки и финансово-кредитные институты : учебное пособие для вузов / О. А. Школик / Под науч. ред. А. Ю. Казака. М.: Изд-во «Юрайт», 2017. - 287 с.

16. Щербакова Г.Н. Анализ и оценка банковской деятельности (на основе отчетности, составленной по российским и международным стандартам). М.: Вершина, 2014. - 464 с.

17. Экспресс-выпуск: Методологические комментарии к таблицам обзора банковского сектора РФ, 2016 г. // Департамент банковского надзора Центрального Банка РФ. 2016. Вып. 19. № 165; Официальный сайт Центрального Банка РФ (интернет-версия) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. cbr.ru/analytics/bank_system/obs_ex.pCf (дата обращения: 10.03. 2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.