Научная статья на тему 'Проблемы финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных унитарных предприятий МВД России в современных условиях'

Проблемы финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных унитарных предприятий МВД России в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ / УНИТАРНЫЕ / ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРОБЛЕМА / FEDERAL / STATE / UNITARY ENTERPRISE PROBLEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вишнев С. Е.

Независимая оценка системы федеральных государственных унитарных предприятий МВД России и проблем их деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITIES OF THE FEDERAL STATE UNITARY ENTERPRISES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN THE PRESENT CONDITIONS

An independent estimation of system of federal gosudarstven th unitary enterprises of the Ministry of Internal Affairs of Russia and problems of their activity.

Текст научной работы на тему «Проблемы финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных унитарных предприятий МВД России в современных условиях»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ МВД РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

С.Е. ВИШНЕВ,

аспирант

Аннотация. Независимая оценка системы федеральных государственных унитарных предприятий МВД России и проблем их деятельности. Ключевые слова: федеральные, государственные, унитарные, предприятия, проблема.

PROBLEMS OF FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITIES OF THE FEDERAL STATE UNITARY ENTERPRISES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN THE PRESENT CONDITIONS

S.E. VISHNEV,

postgraduate

The summary. An independent estimation of system of federal gosudarstven th unitary enterprises of the Ministry of Internal Affairs of Russia and problems of their activity. Key words: federal, state, unitary enterprise problem.

В новых социально-экономических условиях, складывающихся под влиянием мирового финансового кризиса, федеральные государственные унитарные предприятия МВД России имеют все шансы реализовать имеющиеся у них потенциальные возможности.

Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», предусмотренный ст. 113 ГК РФ и ст. 178 БК РФ, принят 14 ноября 2002 г. (вступил в силу 3 декабря 2002 г.). Согласно ст. 17 Федерального закона собственник имущества государственного предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Государственное предприятие ежегодно перечисляет в бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, размерах и сроки, которые определяются Правительством РФ. Собственник имущества унитарного предприятия определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также утверждает показатели экономической эффективности деятельности предприятия и контролирует их выполнение (ст. 20).

Специальная правоспособность государственных унитарных предприятий предопределяется присутствием распорядительского, административного элемента, ограничивающего их объем, но вместе с тем

способствующего их целенаправленной реализации. Обязанности государственных унитарных предприятий представляют собой не только условия обеспечения точности реализации их социальной роли, но и условие обеспечения рентабельности предприятия. Обязанность государственного унитарного предприятия представляет собой меру ограничения его хозяйственной самостоятельности и одновременно условие правомерности его поведения, которое устанавливается с помощью правовых требований или правовых запретов.

Концепцией управления государственным имуществом в РФ, утвержденной постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024, определена государственная политика в сфере управления федеральными государственными унитарными предприятиями. Концепция предусматривает следующее: ♦ кардинальное сокращение количества федеральных государственных унитарных предприятий путем их приватизации или превращения в государственные казенные предприятия;

$ повышение уровня контроля управления со стороны государства (в лице соответствующих министерств) за хозяйственной деятельностью оставшихся федеральных государственных унитарных предприятий.

Существенной преградой для устойчивого развития федеральных государственных унитарных предприятий МВД России служат текущее состояние инфраструктуры предприятий, которое можно охарактеризовать как неудовлетворительное, и недостаточная

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

техническая оснащенность объектов. Кроме того, эффективной работе федеральных государственных унитарных предприятий МВД России мешают несовершенство управленческой структуры и архаичность бизнес-процессов предприятий.

Актуальна проблема финансового контроля федеральных государственных унитарных предприятий МВД России. Связано это с тем, что из бюджета выделяются большие денежные средства на переоснащение ОВД, внедрение в оперативно-служебную деятельность ОВД современных форм и методов деятельности. Не всегда денежные средства, выделяемые на переоснащение ОВД, расходуются целевым образом. Нецелевому использованию денежных средств федеральными государственными унитарными предприятиями способствует неэффективное административно-правовое регулирование финансового контроля, поэтому важно совершенствование данного регулирования в МВД России.

Основные задачи финансового контроля федеральных государственных унитарных предприятий МВД России:

® проверка правомерности и рациональности использования федеральных государственных унитарных предприятий МВД России денежных средств, товарно-материальных ценностей, получаемых за счет средств бюджетов, заемных средств, иного имущества; ® выполнение федеральными государственными унитарными предприятиями МВД России обязательств перед государственным бюджетом, внебюджетными фондами, налоговыми, финансовыми и кредитными организациями;

® разработка предложений об эффективном и экономном расходовании денежных средств и товарно-материальных ценностей, сокращении непроизводительных расходов и потерь;

® проверка соответствия требованиям нормативных правовых актов документального оформления хозяйственных и финансовых операций, постановки и ведения бухгалтерского учета, достоверности отчетности о результатах финансово-хозяйственной деятельности;

® привлечение должностных лиц, виновных в причинении ущерба, к ответственности и возмещению причиненного ими ущерба.

Включение в устав предприятий положения о праве государства на получение части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, происходит, как правило, с указанием того, что конкретный размер отчислений для этого предприятия устанавливается в утверждаемой ему программе финансово-хозяйственной деятельности на соответствующий год. В рамках действия постановления Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий» федеральный орган исполнительной

власти в случае не доведения до него Росимуществом конкретного бюджетного задания не может руководствоваться планируемой суммой доходов, учтенной при подготовке проекта федерального бюджета на соответствующий год, так как он ее не знает.

При утверждении программ деятельности федеральных государственных унитарных предприятий МВД России на соответствующий год перед федеральным органом исполнительной власти возникает проблема определения параметров, оптимальных с точки зрения интересов государства и федерального бюджета для всей отрасли (сферы управления) на этот год и в то же время обеспечивающих соответствующие суммы фискальных платежей федеральных государственных унитарных предприятий МВД России, учтенных в федеральном бюджете. В результате заведомо снижается эффективность управления деятельностью подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий по обеспечению поступлений в федеральный бюджет части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Формирование системы мониторинга экономической безопасности в сфере федеральных государственных унитарных предприятий МВД России требует наличия развитой организационно-управленческой структуры, обеспечивающей сбор, накопление и анализ информации, принятие и реализацию управленческих решений, контроль над их исполнением. Специфика социальной природы публичной выгоды и хозяйственного механизма ее получения государственными унитарными предприятиями предполагает наличие административной составляющей, адекватно проявляющей их правовой статус. Административные средства обеспечения правового статуса государственных унитарных предприятий способны обеспечивать такое управление казенной, публичной собственностью, которое позволяло бы ее обладателям стать равноправным участником рынка, преследующим публичную выгоду.

Среди первоочередных мер для улучшения деятельности федеральных государственных унитарных предприятий МВД России следует создать условия для масштабного инвестиционного процесса и разорвать «порочный круг», при котором отсталость инфраструктуры предприятий предопределяет высокие издержки, низкую производительность труда и недостаточное качество услуг. Это, в свою очередь, служит причиной плохих финансовых результатов предприятий, а следовательно, нехватки собственных средств для инвестирования в развитие инфраструктуры.

Мерами для улучшения деятельности федеральных государственных унитарных предприятий МВД России являются сокращение аппарата управления, выделение бизнес-единиц, централизация казначейских и учетных функций. Все это даст возможность проводить оптимизацию бизнес-процессов и управленческих процедур, повышать их эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.