Научная статья на тему 'Особенности финансовой деятельности органов внутренних дел'

Особенности финансовой деятельности органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3423
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ФИНАНСЫ / БЮДЖЕТ / СОЗДАНИЕ / РАСХОДЫ / LAW-ENFORCEMENT BODIES / FINANCE / THE BUDGET / CREATION / EXPENSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хребтова Т. П.

В статье рассматривается особенность финансовых отношений в системе МВД обусловлена спецификой сферы функционирования финансов, а также организационной структурой органов внутренних дел и задачами, решаемыми ими на том или ином этапе развития общества. Основным направлением финансовой деятельности органов внутренних дел является бюджетная деятельность, которая осуществляется по линии участия в создании доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов, но прежде всего, их расходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Feature of financial activity of law-enforcement bodies

Feature of financial relations in system of the Ministry of Internal Affairs is caused by specificity of sphere of functioning of the finance, and also organizational structure of law-enforcement bodies and the problems solved by them at this or that stage of development of a society. The basic direction of financial activity of law-enforcement bodies is budgetary activity which is carried out in the area of participation in creation of incomes of the federal budget and budgets of subjects of the Russian Federation, the state off-budget funds, but first of all their expenses.

Текст научной работы на тему «Особенности финансовой деятельности органов внутренних дел»

11. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.14), ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО

11.1. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Хребтова Т.П., адъюнкт Академия управления МВД России Перейти на Гглавное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Аннотация. В статье рассматривается особенность финансовых отношений в системе МВД обусловлена спецификой сферы функционирования финансов, а также организационной структурой органов внутренних дел и задачами, решаемыми ими на том или ином этапе развития общества. Основным направлением финансовой деятельности органов внутренних дел является бюджетная деятельность, которая осуществляется по линии участия в создании доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов, но прежде всего, их расходов.

Ключевые слова: органы внутренних дел, финансы, бюджет, создание, расходы.

Органы внутренних дел являются правоохранительными органами, осуществляющие некоторые полномочия в финансовой сфере. Особенность финансовых отношений в системе МВД обусловлена спецификой сферы функционирования финансов, а так же организационной структурой органов внутренних дел и задачами, решаемыми ими на том или ином этапе развития общества.

Основным направлением финансовой деятельности органов внутренних дел является бюджетная деятельность, которая осуществляется по линии участия в создании доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов, но, прежде всего их расходов.

В соответствии с п.п. 2, 6 «Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.06.96г. №10391, органы внутренних дел признаются юридическими лицами и составляют систему Министерства. Основными целями деятельности органов внутренних дел является защита прав и свобод человека и гражданина, защита объектов независимо от форм собственности, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности.

Финансирование деятельности по обеспечению правопорядка и общественной безопасности осуществляется в рамках государственной бюджетной политики. МВД России принимало непосредственное участие в подготовке предложений по формированию государственной политики в области эффективного использования средств федерального бюджета, иных источников финансирования. Во взаимодействии с правительством РФ и Минфином России постоянно проводится работа по обеспечению необходимым бюджетным финансиро-

1 СЗ РФ. 1996. № 30. Ст. 3605

ванием приоритетных задач в сфере деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России2.

Бюджет МВД России представляет собой часть федерального бюджета, выделяемую в законодательном порядке на правоохранительную деятельность, включая расходы органов внутренних дел и внутренних войск3. Федеральным законом «О федеральном бюджете на

2008 год и плановый период 2009 и 2010годов»4 предусмотрены расходы на содержание органов внутренних дел и внутренних войск МВД России (без учета расходов на пенсионное обеспечение) предусмотрены: 2008 год - 298,0 млрд. руб. (прирост к плану 2007г. - 18,1%),

2009 год - 340,4 млрд. руб. (прирост к 2008 г. - 14,2%),

2010 год - 368,4 млрд. руб. (прирост к 2009 г. - 8,2%).

Органы внутренних дел воздействуют на налоговую

сферу через механизм административно-правового регулирования, используя при этом административноправовые средства. Эта деятельность по управлению налогообложением, по воздействию на сферу налогообложения по нашему мнению является административной и находит свое закрепление в нормативных правовых актах, определяющих административно-правовой статус органов внутренних дел: их цели, задачи и функции, компетенцию органов внутренних дел в целом и их должностных лиц.

Их компетенция в налоговой сфере закреплена в разделах II, III части первой Налогового кодекса РФ. Положениями указанных разделов НК РФ органы внутренних дел обозначаются в соответствии с их административно-правовым статусом. Одновременно НК РФ закрепляет их финансово-правовой статус по выполнению ими полномочий в сфере налогов: функций налоговых агентов, плательщиков налоговых платежей.

Рассмотрим особенности приобретения и содержания статуса органов внутренних дел в налоговой сфере.

Как налоговые агенты органы внутренних дел выполняют возложенные на них законодательством о налогах и сборах административные (управленческие) функции общего характера: учет налогоплательщиков, сбор информации, анализ отчетных и статистических данных, планирование налоговых поступлений, принятие решений, организация функций по обеспечению и соблюдению законодательства.

Помимо выполнения общих функций органами внутренних дел осуществляются и специальные функции. К специальным функциям, осуществляемым ОВД в налоговой сфере, следует отнести: исчисление налогов и сборов, взимание налогов и сборов, удержание налогов и сборов, перечисление налогов и сборов, осуществление налогового контроля5.

Специальные функции в налоговой сфере реализуются органами внутренних дел, входящими в систему органов исполнительной власти общей и специальной компетенции, которые осуществляют полномочия ис-

2 Перова С.Н. Финансово-экономическое обеспечение социальной защищенности личного состава в системе МВД России // Экономический вестник МВД России. 2008. №3.

3 Опальский А.П., Титов Е.В. Бюджет МВД России: вопросы теории и практики. Монография. - М.: Академия управления МВД России, 2002.

4 СЗ РФ. 2007. № 32. Ст. 3995.

5 Налоговый контроль является видом финансового контроля.

полнительно-распорядительного свойства как налоговая администрация.

Органы внутренних дел также осуществляют и обеспечительные, вспомогательные по характеру функции. Так, в соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговым агентам в целях обеспечения выполнения специальных функций предоставлена возможность регулировать документооборот.

Таким образом, органы внутренних дел, осуществляя государственное регулирование в налоговой сфере, отнесены к системе органов государственной администрации, на которую возложена обязанность по выполнению основных, специальных и обеспечительных функций управления. Налоговый кодекс РФ определяет органы внутренних дел: как налоговые агенты, налогоплательщики и плательщики сборов в государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Приложением 1 к Федеральному закону от 24.07.07г. №198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» перечень видов доходов федерального бюджета, администрируемых подразделениями МВД России в 2008-2010г., составил 16 кодов доходов федерального бюджета6.

Контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью поступлений налогов в бюджетную систему и платежей в государственные внебюджетные фонды возложен не только на государственную налоговую службу, но и на органы внутренних дел.

В литературе отмечается, что выполнение контрольных полномочий в налоговой сфере представляет собой разновидность административной деятельности и в этой связи осуществляется постоянно и непрерывно7.

Налоговый контроль за расходами физического лица производится на основании сведений, полученных от организаций и уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрацию отдельного вида движимого имущества.

Так, Налоговым кодексом РФ возлагается обязанность на органы ГИБДД, осуществляющих регистрацию механических транспортных средств, в течение 25 дней после их регистрации, сообщать в налоговые органы информацию об обороте имущества.

Невыполнение указанных обязанностей органами внутренних дел и их должностными лицами образуют состав налогового правонарушения, предусмотренного ст.126 НК РФ, и влечет административную ответственность в виде штрафа.

Полномочия органов внутренних дел ограничены в Налоговом кодексе РФ функциями и правами, предусмотренными ст.36 НК РФ по предупреждению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах.

По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых ими выездных налоговых проверках. Более того, в п.2 ст.36 НК РФ предусмотрено, что органы внутренних дел обязаны при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных налоговым кодексом РФ к полномочиям налоговых органов, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

6 СЗ РФ. 2007. № 32. Ст. 3995

7 Данная позиция носит дискуссионный характер.

Эти кардинальные с точки зрения реализации своих целей направления в деятельности органов исполнительной власти в налоговой сфере выполняются посредством производства более детальных действий (операций), раскрывающих содержание каждого из направлений. Их реализация рассматривается как исполнительно-распорядительная деятельности органов внутренних дел в сфере налогов и сборов.

Как отмечалось ранее, органы внутренних дел в качестве структуры, осуществляемой функции по сбору налогов и иных платежей в бюджет по поручению государства, т. е. являются налоговыми агентами, а также они плательщики налогов. Объем полномочий органов внутренних дел по указанным направлениям устанавливаются Налоговым кодексом РФ, нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ и являются частью их компетенции.

В соответствии с НК РФ все сотрудники ОВД и их работники привлекаются к уплате налога на доходы с физических лиц (ст.207-233 НК РФ). При этом следует отметить, что в отличие от ранее действующего налогового законодательства, когда были установлены

дифференцированные ставки в зависимости от размера полученного дохода, в ст.224 НК РФ установлена единая налоговая ставка в размере 13%. Это вызывает в юридической литературе определенные споры.

В государственные внебюджетные фонды РФ подразделения системы МВД России перечисляют Единый социальный налог - 16,0%: в федеральный бюджет для дальнейшего перечисления в Пенсионный фонд РФ -20%; в Фонд социального страхования РФ - 3,2%; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,8%; в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2%.

Кроме единого социального налога органы внутренних дел уплачивают налог на прибыль организаций, который также относится к федеральным налогам. Субъектами данного налога являются государственные унитарные предприятия (ГУП) системы МВД России (строительно-монтажные организации, торговые

подразделения, сельскохозяйственные структуры и т.д.). ГУП системы МВД Росси вносят в государственный бюджет налог на прибыль организаций в соответствии со ст.284 НК РФ в размере 24%; при этом, сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5%, зачисляется в федеральный бюджет, сумма налогов, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

Государственные унитарные предприятия системы МВД России при реализации определенных товаров уплачивают в государственный бюджет в соответствии с гл.21 НК РФ налог на добавленную стоимость (НДС), вопрос о понижении его ставок будет решаться в 2009 году.

Приказами МВД России от 24.08.06 №667 и от 15.02.07 №161 в приказ МВД России от 29.11.05 №975 были внесены изменения в порядок учета Федеральным казначейством поступлений бюджетной системы РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ. Подразделениям системы МВД России необходимо руководствоваться Федеральными законами от 15.08.96 №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации»8, от 24.07.07 №198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 и на плановый период

2009 и 2010 годов»9, приказом Минфина России №168н

8 СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4030.

9 СЗ РФ. 2007. № 32. Ст. 3995.

и другими нормативными правовыми актами, регули- теме МВД России // Экономический вестник МВД Рос-

рующими деятельность подразделений системы МВД сии. 2008. №3.

России по предоставлению услуг физическим и юридическим лицам за плату, и осуществлении юридически значимых действий, при которых у плательщика возникает обязанность внесения платежа в соответствующий бюджет РФ.

Осуществляя регистрацию права на занятие лицензируемой деятельностью, органы внутренних дел осуществляют сбор платежей в обычном режиме: добровольно, в полном объеме и в установленный срок.

При обращении в суды общей юрисдикции, арбитражные суды, при обращении для совершения нотариальных действий ОВД уплачивают, как и иные организации, государственную пошлину в соответствии с гл.25.3 Налогового кодекса РФ.

ОВД, как налоговые агенты, подлежат учету в таком же порядке, который предусмотрен для организаций-налогоплательщиков. С момента постановки на учет все сведения о налогоплательщике являются налоговой тайной, охраняемой законом.

Т.о. взимание налогов и иных платежей органами внутренних дел в качестве налоговых агентов, обеспечивает выполнение задачи по сбору налогов и формированию доходной части бюджетов бюджетной системы России.

Специфика осуществления финансовой деятельности органами внутренних дел в качестве структуры, осуществляемой функции по сбору налогов и иных платежей в бюджет по поручению государства, состоит в том, что они являются налоговыми агентами, а также они плательщики налогов. Объем полномочий органов внутренних дел по указанным направлениям устанавливаются Налоговым кодексом РФ, нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ и являются частью их компетенции.

В ходе проведенного исследования автор пришел к выводу, что особенностью финансовой деятельности органов внутренних дел является то, что они не только используют средства федерального бюджета, бюджетов, субъектов РФ для финансового обеспечения своей деятельностью по выполнению оперативно-служебных задач, в том числе для денежного, путевого, вещевого и продовольственного обеспечения личного состава подразделений системы МВД, но и активно участвуют в создании доходов всех бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Список литературы:

1. Финансовое право. Учебник / Под ред. проф. Е.Ю.

Грачевой - М.: Право и закон, КолосС, 2003. - 384 с.

2. Опальский А.П., Титов Е.В. Бюджет МВД России: вопросы теории и практики. Монография. - М.: Академия управления МВД России, 2002. - 106 с.

3. Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности органов внутренних дел: Учебное пособие, - М.: Академия управления МВД России, 2008. с.36.

4. Совершенствование финансово-экономического обеспечения в условиях реформирования органов внутренних дел: Материалы научно-практического семинара (Москва, 28 марта 2003 г.) / Под ред. д.э.н., проф. А.А. Крылова; доц. Е.В. Титова. - М.: Академия управления МВД России, 2003. - 116 с.

5. Перова С.Н. Финансово-экономическое обеспечение социальной защищенности личного состава в сис-

Рецензия.

Статья Т. П. Хребтовой написана на достаточно актуальную, на текущий момент тему, т.к. ранее данная проблема комплексно не изучалась. Автор аргументировано утверждает, что финансовая деятельность органов внутренних дел как вид финансовой деятельности государства имеет определенную специфику, проявляющуюся в реальной жизни. В данной работе предпринята попытка выявить на базе общей теории финансового права особенности правового положения органа внутренних дел как субъекта финансового права, являющегося правоохранительным органом, участвующим в финансовой деятельности государства. Достоинством статьи является то, что автор правильно ставит цели, решение которых предусматривает позитивные изменения на наиболее важных участках функционирования органов внутренних дел. Представляется, что исследуемые вопросы и выводы, изложенные в настоящей статье, могут представлять достаточный интерес, как для исследователей финансового права, так и для широкого круга специалистов указанной области.

Э.Д. Соколова, доцент кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения Академии управления МВД России, д.ю.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.