Научная статья на тему 'Проблемы финансирования природоохранной деятельности'

Проблемы финансирования природоохранной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАГРЯЗНЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА / ФИНАНСЫ / ECOLOGY / ENVIRONMENT-PROTECTION ACTIVITY / POLLUTING SUBSTANCES / FINANCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Доронин Борис Алексеевич, Клишина Юлия Евгеньевна, Детистова Ольга Ивановна

Рассматриваются проблемы экологической обстанов- ки в России, которая не улучшается, поскольку продолжа- ется накопление загрязняющих веществ в воздухе, воде и почве. В рыночной экономике создаются механизмы для финансирования экологических программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Доронин Борис Алексеевич, Клишина Юлия Евгеньевна, Детистова Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы финансирования природоохранной деятельности»

64

Др Ставрополья

научно-практическии журнал

УДК 338.486.6:502

Доронин Б. А., Клишина Ю. Е., Детистова О. И.

Doronin B. А., Klishina Yu. Е., Detistova О. I.

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

PROBLEMS OF FINANCING OF NATURE PROTECTION ACTIVITIY

Рассматриваются проблемы экологической обстанов- The problems of ecological situation in Russia, which is not

ки в России, которая не улучшается, поскольку продолжа- improving, because the amount of polluted substances in the air,

ется накопление загрязняющих веществ в воздухе, воде и water and soil is going to be continued are considered. Special

почве. В рыночной экономике создаются механизмы для mechanism for ecological program financing is being created in

финансирования экологических программ. the market economy.

Ключевые слова: экология, природоохранная деятель- Keywords: ecology, environment-protection activity, pol-ность, загрязняющие вещества, финансы. luting substances, finances.

Доронин Борис Алексеевич -

доктор экономических наук, профессор Ставропольский государственный аграрный университет Тел. 8(8652)35-27-06 E-mail: stavrudn@mail.ru

Клишина Юлия Евгеньевна -

кандидат экономических наук, ассистент Ставропольский государственный аграрный университет Тел. 8(8652)35-27-06 E-mail: stavrudn@mail.ru

Детистова Ольга Ивановна -

кандидат технических наук, доцент Ставропольский государственный аграрный университет Тел. 8(8652)35-27-06,

E-mail: stavrudn@mail.ru

Doronin Boris Alekseevich -

doctor in economic sciences, professor Stavropol State Agrarian University Tel. 8(8652)35-27-06 E-mail: stavrudn@mail.ru

Klishina Yuliya Evgenievna -

Ph. D. in economic sciences, assistant Stavropol State Agrarian University Tel. 8(8652)35-27-06 E-mail: stavrudn@mail.ru

Detistova Olga Ivanovna -

Ph. D. in technical sciences, docent Stavropol State Agrarian University Tel. 8(8652)35-27-06 E-mail: stavrudn@mail.ru

В последние годы вопросы финансирования природоохранной деятельности приобрели глобальный характер. Препятствием для расширения финансирования служат не столько дефицит иностранного капитала, сколько высокая стоимость коммерческого капитала, ограниченная гибкость механизмов финансирования и проблемы увязки первоочередных потребностей в стране с имеющимися финансовыми средствами.

В России за последнее десятилетие отмечалось некоторое уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а также в водные бассейны, что было связано в основном со свертыванием промышленности и сокращением ее деятельности. Тем не менее общая экологическая обстановка в России не улучшается, поскольку продолжается кумулятивное накопление загрязняющих веществ в воздухе, воде и почве, наблюдается рост отходов как внутреннего, так и зарубежного происхождения. Кроме того, растет удельное загрязнение на единицу

выпускаемой продукции и услуг Общая энергоэффективность ВВП, выраженная в миллионах тонн нефтяного эквивалента на 1000 долл. США, в странах с переходной экономикой в

2 раза ниже, чем в западных странах.

Статистические данные свидетельствуют о том, что в мире продолжает расти энергоемкость производства. А ведь за счет снижения энергоинтенсивности производства можно было бы сократить использование ископаемого топлива, а следовательно, выбросы серного и углекислого газов. То же самое относится и к материалоемкости производств [2].

По мнению специалистов-экологов, имеются пять основных источников финансирования природоохранной деятельности, а именно:

- государственный сектор, включая как бюджетные, так и внебюджетные источники (примерно 10-30 % всех средств поступает из общегосударственного бюджета и 15-16 % - из региональных бюджетов);

- природоохранные (экологические, внебюджетные, целевые) фонды;

Вестник АПК

Ставрополья

----№ 4(4), 2011 =

- собственные средства предприятий (2065 % всех природоохранных средств);

- льготное налогообложение;

- международные источники финансирования.

Реализация эффективной экологической политики требует значительных капитальных вложений. В промышленно развитых странах загрязнение окружающей среды обходится ежегодно на уровне 6-8 % от ВНП, а стабилизационные природоохранные затраты составляют около 2 %. В США, к примеру, на эти цели используется 115 млрд долл. в год, а к 2014 г. намечается инвестировать 180-190 млрд долл.

Финансирование природоохранной деятельности базируется на политике, предусматривающей не только ликвидацию последствий, но прежде всего устранение самих причин загрязнения. Затраты,связанные с решением этой задачи, уже достигают значительных размеров и в дальнейшем будут увеличиваться. Конкретный уровень таких расходов устанавливается с учетом состояния окружающей среды, экономического потенциала возможностей государства брать на себя часть этих расходов, конкурентных позиций на мировом рынке и т. д. Так, капитальные вложения экологического назначения в начале конце 90-х годов ХХ в. составили в США, Франции, ФРГ 4-6 % от общего объема инвестиций, аналогичный показатель в нашей стране не превышал 1,5-1,7 %.

Согласно бюджетному кодексу Российской Федерации расходы на обеспечение мероприятий по охране окружающей среды, охране и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению гидрометеорологической деятельности финансируются совместно из бюджетов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Исключительно из местных бюджетов финансируются расходы:

- на организацию утилизации и переработки отходов (за исключением радиоактивных);

- содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных образований;

- охрану окружающей среды на территориях муниципальных образований.

Финансирование природоохранной деятельности из федерального бюджета в последние годы осуществляется крайне неэффективно. Объем финансирования колеблется в пределах 0,4-0,6 % расходной части бюджета. Это примерно в 5-10 раз ниже, чем в развитых странах. Для обеспечения устойчивого развития необходимо в законодательном порядке установить долю ВВП, которую общество готово выделить для решения экологических проблем. Эта доля должна составлять не менее

3 % от ВВП.

Вместе с тем, в рыночных условиях российской экономики создаются благоприятные по-

тенциальные возможности для достижения экологически устойчивого развития и нахождения ресурсов для его финансирования, а именно:

1) некоторая доля появившегося частного капитала и средств от зарубежного финансирования может быть направлена на природоохранные цели и применение природосберегающих технологий. Эффективная налоговая политика и установление прав собственности на землю, основные фонды и другие экономические активы могут обеспечить доступ к рынкам капитала и долгосрочному финансированию. Наличие собственности в частных руках предоставляет возможность проводить экологические аудиты, давать оценку экологических рисков компаний, разделять финансовую и материальную ответственность за нанесенный экологический ущерб;

2) освобождение цен на сырьевые товары от государственного контроля, отказ от субсидирования энергоносителей и природного сырья, как правило, приводят к росту энерго- и ресурсосбережения и сохранению природных ресурсов. Одновременно возникает необходимость в проведении эффективной экспортной политики с целью уменьшения вывоза за рубеж природно-ресурсных благ;

3) важную роль сыграло проведение политики, направленной на постепенное закрытие энергоемких и природозагрязняющих производств. Переход на природосберегающую тяжелую промышленность и повышение доли легкой, как правило, менее природозагрязняющей, промышленности, а также проведение модернизации заводов с переходом на экологичные технологии - важные шаги к установлению экологического равновесия.

4) реформа экологической политики заключается в принятии реальных решений и выполнимых экологических норм, стандартов, графиков введения экологического законодательства, а также в разработке экономических стимулов, налогов, платежей для улучшения экологической обстановки и эффективного природопользования на основе использования природосберегающих технологий и участия общественности в реализации экологических мероприятий.

Для Ставропольского края проблема обращения с отходами производства и потребления имеет актуальное значение в связи с их большим количеством образования, низким уровнем повторного использования, нахождением на территории края источников Кавказских Минеральных Вод, а также отвлечением значительных территорий под размещение и захоронение ТБО.

66

Жквар™нй^...-.

Др Ставрополья

научно-практическии журнал

Основными источниками образования отходов производства в крае являются объекты народнохозяйственного значения, промышленные предприятия края, сконцентрированные в промышленных центрах; потребления - жизнедеятельность населения. В сельских районах края образуются преимущественно отходы потребления (с преобладанием коммунальных отходов) и отходы производства животного и растительного происхождения, с небольшим объемом отходов химического происхождения (пестицидов). Для улучшения экологической обстановки в сельских районах следует использовать преимущественно природосберегающие технологии [1].

В Ставропольском крае более 40 тыс. организаций и предприятий различных форм собственности, частных предпринимателей. Ежегодно в крае образуется свыше 3 млн тонн отходов, в том числе твердых бытовых отходов - 1 млн 200 тыс. тонн. На территории края накопилось свыше 9 млн тонн промышленных

Список литературы

1. Доронин, Б. А. Модель эффективной овцеводческой фермы для хозяйств населения / Б. А. Доронин // Зоотехния. - 2003. -№ 4. - С. 22-23.

2. Клишина, Ю. Е. Совершенствование экономического механизма рационального природопользования : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Ю. Е. Клишина. - Ставрополь, 2008. - 23 с.

3. Российская Федерация. Законы. Об отходах производства и потребления : федер. закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2010). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

4. Трухачев, В. И. Концептуальные подходы к разработке и реализации стратегии развития регионального АПК / В. И. Трухачев,

Н. В. Банникова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2010. - № 3. - С. 28-30.

5. Трухачев, В. И. Стратегия управления агроэкологической системой региона (на примере Ставропольского края) / В. И. Трухачев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2006. - № 7. - С. 10-12.

6. Трухачев, В. И. Эффективность зональной специализации сельского хозяйства / В. И. Трухачев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2005. - № 2. - С. 33.

отходов. Решать этот вопрос следует с учетом требований законодательства [3].

На наш взгляд, создание действенной системы обращения с отходами может послужить одним из путей решения существующих проблем. Кроме того, организация эффективного обращения с отходами позволяет уменьшить их негативное воздействие на окружающую среду и здоровье населения.

Поэтому в решении приоритетных экологических проблем важное место отводится финансово-кредитным инструментам регулирования природопользования, и в первую очередь финансированию природоохранной деятельности. Мобилизация внутренних ресурсов, являющихся основным источником финансирования природоохранной деятельности, и более эффективное использование внешних ресурсов с целью облегчения и дополнения внутреннего финансирования рассматриваются как ключевые проблемы природоохранной деятельности.

List of references

1. Doronin, B. A. Model of effective sheep farm for population household / B. A. Doronin // Animal husbandry. - 2003. - № 4. - Р 2223.

2. Klishina, Yu. E. Improvement of the economic mechanism of environmental management: Abstract. dis. ... Ph. D. in е^^ sciences / Yu. E. Klishina. - Stavropol, 2008. - 23 p.

3. The Russian Federation. The laws. About Industrial and ransumer waste : feder. act of June 24, 1998 № 89-FL (as amended. and add., introd. in force from 01.01.2010). From information legal system «Consultant Plus».

4. Trukhachev, V. I. Conceptual approaches for elaboration and implementation of development strategies for regional agro-industrial complex / V. I. Trukhachev, N. V. Bannikova // Economics of agricultural and processing enterprises. - 2010. - № 3. - P. 28-30.

5. Trukhachev, V. I. Agro-ecological system management strategy of the region (through the example of the Stavropol Territory) / V. I. Trukhachev // Economics of agricultural and processing enterprises. - 2006. - № 7. -P. 10-12.

6. Trukhachev, V. I. The effectiveness of the zonal agricultural specialization / V. I. Trukhachev // Economics of agricultural and processing enterprises. - 2005. - № 2. -P. 33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.