УДК 339.13(517) А. Даваасурэн
ББК 65.290(5Мон) кандидат экономических наук, профессор
ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В МОНГОЛИИ*
Рассмотрены виды источников финансирования и их доступность для малых и средних предприятий. Изучены специфические особенности развития фондового рынка, причины неспособности его функционирования в рыночных условиях по мобилизации временно свободных денежных средств и превращению их в долгосрочные дешевые инвестиции малых и средних предприятий. Раскрыта роль коммерческих банков на финансовом рынке, определены слабые и сильные стороны денежно-кредитной политики центрального банка Монголии, динамика изменения разниц между процентными ставками ценных бумаг Монголбанка и кредита коммерческих банков, разниц между процентными ставками кредита и сбережений. Выявлены причины высокой процентной ставки денежно-кредитной политики Монголбанка, вызывающие рост процентной ставки и снижение объема кредита коммерческих банков, предоставляемого гражданам и предпринимателям. Определены проблемы дифференциации и недоступности кредитования коммерческих банков для большинства малых и средних предприятий Монголии. Рассчитан размер кредитования коммерческих банков для финансирования малых, средних и крупных предприятий. Рассмотрены примеры банкротства коммерческих банков «Зоос», «Анод». Показана характерная черта кредитования коммерческих банков, создающая тяжесть финансовых рисков для простых граждан, малых и средних предприятий.
Ключевые слова: Монголия; малые и средние предприятия; процентная ставка; кредит; сбережения; фондовый рынок; доступность финансовых средств; денежно-кредитная политика Монголбанка; коммерческие банки; причины высокой ставки кредитования.
A. Davaasuren
PhD in Economics, Professor
PROBLEMS OF FINANCING SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN MONGOLIA
The article studies sources of financing and their availability for small and medium-sized businesses, examines peculiaritiesof securities marketdevelopment, causes of its malfunctioning in market conditions and incapability to mobilize free cash flows and transform them into inexpensive long-term investments into small and medium-sized businesses. The author describes the role of commercial banks in the financial market, analyzes strengths and weaknesses of monetary policy of the Central Bank of Mongolia (MongolBank), determines the dynamics of variability of the differences between interest rates on MongolBank's securities and those on credits given out by commercial banks, and differences between interest rates on credits and savings. The study shows the reasons for a high interest rate established by MongolBank's monetary policy, which cause growth of commercial banks' interest rate and decrease of the amount of credits given out to residents and entrepreneurs. It also reveals the problems of differentiation and impossibility of the major part of small and medium-sized businesses to take credits from commercial banks in Mongolia. The author calculates the amount of commercial banks' crediting small, medium-sized and large businesses, studies the exemplary bankruptcies of commercial banks «Zoos» and «Anod», and points out a typical feature of commercial banks' crediting that causes large financial risks for individuals and small and medium-sized businesses.
Keywords: Mongolia; small and medium-sized businesses; interest rate; credit; savings; securities market; availability of financial resources; monetary policy of Mongolbank; commercial banks; reasons for high credit rates.
* Работа выполнена при финансовой поддержке проекта ФБ-10 «Теоретические аспекты формирования стратегии устойчивого экономического роста регионов Сибири в условиях усиления процессов глобализации» (номер регистрации в ФГНУ ЦИТиС 01201256019).
© А. Даваасурэн, 2013
В Монголии существуют два вида (внешний и внутренний) источников финансирования, обеспечивающих финансовые потребности малых и средних предприятий.
К внешним относятся программы и проекты, финансируемые средствами международных организаций и стран-доноров в виде безвозмездной помощи, имеющие следующие цели: уменьшение уровня безработицы, создание рабочих мест и т. д.
Внутренние источники можно разделить на три группы:
1. Несмотря на наличие фондовой биржи, в Монголии крайне невозможна мобилизация дешевых долгосрочных финансовых средств из-за слабого ее развития.
2. Имеется только единственный возможный способ финансирования — это кредит коммерческих банков, небанковских финансовых организаций. К сожалению, средства этих организаций имеют ограниченный срок, высокую ставку, небольшой объем.
3. Финансовые средства фондов: «Фонд поддержки занятости», «Фонд поддержки малых и средних предприятий», «Государственный фонд развития», финансируемых средствами государственного бюджета.
Несмотря на наличие указанных возможных источников финансирования малых и средних предприятий в Монголии финансовые средства остаются недостаточными и не могут поддерживать их, что связано со слабым развитием фондовой биржи.
В последнее время проблема развития рынка ценных бумаг остается в центре внимания руководителей монгольского государства в целях ускорения социально-экономического развития страны. При успешном выполнении основной задачи приватизации государственной собственности фондовый рынок не может выполнять основную функцию по мобилизации временно свободных денежных средств и превращению их в долгосрочные дешевые инвестиции. Он не может сам развиваться на рыночных принципах, что обусловлено недостаточными знаниями граждан и предпринимателей об экономической сущности, значении ценных бумаг, основной функции фондового рынка, а также отсутствием доверия со стороны граждан ценным бумагам предприятий. В на-стояшее время на фондовом рынке находятся в постоянной котировке ценные бумаги 20 предприятий. На финансовом рынке Монголии доминирующую позицию занимает межбанковский рынок, через который проходит 97 % долгосрочных финансовых средств в виде инвестиций.
Следует подчеркнуть, что в настояшее время для Монголии самым распространенным и более доступным методом финансирования малых и средних предприятий является банковское кредитование. Но оно остается недостаточным для стабильного ведения предпринимательской деятельности, так как имеет жесткие условия, ограниченный объем, высокую процентную ставку, короткий срок кредитования. Эти недостатки финансирования мешают обновлению основного капитала, развитию деятельности малых и средних предприятий.
Следя за изменением процентной ставки ценных бумаг Центрального банка (Монголбанк), можно делать вывод, что в 1998-2004 гг. он проводил мягкую денежную политику, а в 2004-2012 гг. жесткую денежно-кредитную политику, увеличивая процентную ставку своих ценных бумаг в связи с изменением конъюнктуры на внешнем и внутреннем ранках (рис. 1). При этом уменьшение разницы между средневзвещенной процентной ставкой денежно-кредитной политики Монголбанка и средневзвещенной процентной ставкой кредита коммерческих банков ведет к снижению прибыли коммерческих банков, что принуждает их принять меры по увеличению доходов за счет других активов.
Высокая процентная ставка Монголбанка вызывает уменьшение количества денежной массы в экономике, что приведет к снижению объема кредитования граждан и предпринимателей.
50 45,8
41,4
53,4 01 к
п 31>5 30,0 28,3
19,9 20,4 20,8 17 9 15,5
18,2
40
30 20 10 0
1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
| I Средневзвещенный уровень ставки Монголбанка
I I Средневзвещенный уровень ставки коммерческих кредита банков в тугриках А Объем разницы
Рис. 1. Динамика разниц ставок Монголбанка и коммерческих банков
в 1998-2012 гг., % (Источник: http://www.mongolbank.mn/)
Таким образом, высокая процентная ставка, во-первых, вызывает критику в адрес Монголбанка, считается что его деятельность направляется на получение прибыли, а не на создание благоприятных денежно-кредитных условий для предпринимательства. Во-вторых, хотя его деятельность направляется на защиту от резких скачков инфляции и индекса потребительских цен, что можно считать оправданным, при этом нельзя не обратить внимание на негативные последствия сужения предпринимательской деятельности из-за увеличения уровня процентной ставки кредита, вызывающего увеличение безработицы и социальную напряженность. В-третьих, его деятельность уменьшает объем кредитного дохода в структуре активов коммерческих банков, что может вызывать риск снижения качества актива. Следует сделать заключение, что деятельность Монголбанка направляется не на уменьшение процентной ставки кредита и создание благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, а наоборот, на создание препятствий развитию бизнеса.
Однако в стране происходит увеличение количества банковско-финансо-вых организаций. Это вызывает конкуренцию на финансовом рынке страны, рост качества и количества ассортимента банковских услуг, но и рисков в деятельности коммерческих банков. 50 45,8
40
30
20
10
33,4 31,5 30,0 28 3
17,9 15,5 18,2
1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
I I Средневзвещенный уровень ставки сбережения в тугриках | I Средневзвещенный уровень ставки кредита в тугриках А Объем разниц
Рис. 2. Динамика разниц процентных ставок сбережения и кредита
в 1998-2012 гг., % (Источник: http://www.mongolbank.mn/)
На рис. 2 видно, что с 1998 по 2012 г. размер разниц процентных ставок кредита и сбережений снижается, но, тем не менее, уровень процентной ставки кредита остается высоким. Для коммерческих банков разница процентных ставок кредита и сбережения превращается в прибыль. Поэтому они пока еще не намерены опускать уровень процентной ставки своего кредита. На наш взгляд, причины высокой процентной ставки кредита коммерческих банков видятся в следующие факторах:
1. Для увеличения пассивов коммерческие банки обещают высокую процентную ставку сбрежения, что создает конкуренцию между ними за свободные денежные средства на рынке.
2. Монгольским коммерческим банкам практически не доступны дешевые долгосрочные финановые средства с внешнего рынка.
3. Ограниченность инструментов денежно-кредитной политики Монголбан-ка и мизерный размер объема объязательных резервов коммерческих банков.
4. Кроме высоких управленческих затрат коммерческие банки стремятся к созданию многочисленных филиалов в сельских местностях, для чего неэффективно тратят крупные средства.
5. По мере улучшения банковско-посреднической деятельности за последние годы растет объем займов граждан и предпринимателей, что вызывает увеличение рисков кредитования из-за халатности банковских работников в изучении финансового состояния заемщиков.
6. Деятельность коммерческих банков направляется на ростовщичество из-за происхождения диференциации между мелкими и крупными заемщиками. Последние получают более 80 % кредитов в банковской сфере и приносят самые большие риски банкам, что побуждает их устанавливать жесткие условия для кредитования малых предприятий.
7. В последнее время коммерческие банки стараются покупать недвижимость, что приводит их к убыткам.
8. В структуре активов коммерческих банков высокую долю занимает доход кредитной деятельности, по сравнению с доходом от внекредитной деятельности и т. д.
Таким образом, практически отсутствует возможность привлечения необходимых средств у большинства малых и средних предприятий Монголии. Коммерческие банки устанавливают самую высокую ставку для кредита со сроком до одного года, по мере увеличения срока кредитования они устанавливают низкую ставку для кредита со сроком в три-пять лет. Следует отметить, что сегодня в Монголии тяжесть финансовых рисков коммерческих банков несут простые граждане, малые и средние предприятия. Например, более 80 % кредитов коммерческие банки выдают крупным предприятиям, имеющим имущество для залога под кредит, а остальные 18-19 % выдают гражданам, малым и средным предприятиям. Если рассмотреть примеры банкротства коммерческих банков «Зоос», «Анод», то они выдавали большой пакет кредитов под наименьшую процентную ставку некольким крупным предприятиям, в том числе, горнорудным. Но в связи с ухудшением конъюнктуры внешних рынков данные предприятия столкнулись с финансовыми трудностями, что вызвало банкротство банков.
У крупных предприятий имеется возможность получить кредит по ставке 9,6 % на срок до пяти лет. Гражданам, малым и средним предприятиям предоставляется кредит по ставке 48 % на срок до одного года. Поэтому понятно, что такой краткосрочный и дорогой кредит не позволяет осуществлять долгосрочные инвестиции для обновления основных фондов предприятий, расширения их деятельности. Плюс к этому у граждан, малых и средних предприятий
отсутствует имущество под залог для получения кредита. А это основная трудность для них. Две трети всех предприятий Монголии получают кредит от коммерческих банков, из них всего 3 % получают кредит на срок более пяти лет.
В конце следует отметить, что в Монголии происходит тенденция увеличения количества субъектов, имеющих сбережение и долгосрочный депозит в банке, что означает рост доверия к банковской системе, вызывающего увеличение объема потока денежных средств из-за границы, улучшение качества финансово-посреднической деятельности. Это способствует расширению источников финансирования, снижению уровня процентной ставки по кредитам и увеличению предоставления кредитов.
Информация об авторе
Даваасурэн Авирмэд — кандидат экономических наук, профессор, докторант, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Author
Davaasuren Avirmed — PhD in Economics, Professor, Doctoral student, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin st., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: [email protected].
ой» < t
I
See «
H
H
о
H M
CO
H